Практические советы по выбору и самостоятельной замене галогеновых ламп для авто. Автомобильные лампы: да будет свет

Любой автомобилист, который проводит за рулём большое количество времени, знает, что фары - это не только осветительный прибор, но и гарантия безопасности. В темное время суток возрастает риск попасть в ДТП или просто поймать яму на дороге, что может привести к серьезным повреждениям автомобиля. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует правильно подобрать автомобильные лампы и отрегулировать свет.

Фары: определение, типы, конструкция

Фары — это электрический прибор, который устанавливается на транспортных средствах и служит для освещения дороги. Различают фары ближнего, дальнего света и комбинированные.

Для ламп, которые устанавливаются в фарах ближнего света, есть специальное буквенное обозначение - «С». Лампы для фар дальнего света обозначаются маркировкой «R», а комбинированные - «CR».

Фара состоит из четырех основных частей:

  • собственно лампа - далее в тексте мы остановимся на ней подробнее;
  • отражатель - внутренняя поверхность фары, обработанная специальным составом, который фокусирует и отражает свет лампы в нужном направлении;
  • рассеиватель света - стекло или другой материал, со специальной конструкцией, который формирует поток света заданной формы;
  • корпус и крепление - соединяет все элементы фары в цельное устройство.

Автомобильные лампы: где применяются

Как правило, при словосочетании «автомобильные лампы» мы представляем себе передние фары авто. Однако кроме них в любой машине есть еще много электроприборов, в которых устанавливаются лампы:

  • габаритные огни - располагаются сзади и впереди автомобиля, служат для обозначения транспортного средства в условиях плохой видимости. Чаще всего включаются, когда автомобиль находится в статическом положении, при движении рекомендуют включать ближний свет фар;
  • повороты и повторители поворотов;
  • стоп-сигналы;
  • противотуманные фары;
  • фонари номерного знака;
  • лампа сигнала заднего хода;
  • автолампы для освещения салона, багажника, приборной панели и т.д.

Это лишь основные приборы автомобиля, где используются специальные лампы. Конечно, главное световое устройство в машине - это фары, поэтому на автомобильных лампочках для фар остановимся подробнее.

Различные автомобильные лампы для фар. Преимущества и недостатки

Сегодня в автомобилестроении используют четыре основных типа автомобильных ламп: накаливания, светодиодные, галогенные и ксенон.

Лампы накаливания

Лампы накаливания - это самый простой и недорогой источник света для автомобиля. Чаще всего они изготавливаются из силикатного стекла, источником излучения служит нить накаливания (как правило, вольфрамовая), а внутренняя часть лампы заполняется инертным газом. Цветовая температура у таких устройств не превышает 2700К, поэтому свет имеет желтоватый оттенок и плохо освещает дорожное покрытие.

Основное преимущество - это небольшая стоимость и простота установки. Такие лампы не требуют специальных пускорегулирующих устройств.

Недостатки - большие затраты электроэнергии, низкая светоотдача и частые перегорания. К тому же лампы накаливания очень чувствительны к перепадам напряжения, от этого изменяется их яркость.


Галогенные лампы

Галогенные лампы по своему устройству похожи на лампы накаливание, единственное отличие - внутрь, вместо инертного газа, закачивают группу галогенных газов. Галоген, в отличие от инертного газа, возвращает испарившиеся частицы вольфрама обратно на нить накаливания, что позволяет увеличить цветовую температуру до 3200К. Галогенные лампы бывают одно- и двухнитевые. Для ближнего света используют однонитевые лампы мощностью 50 Вт, их обозначают маркировкой Н1, Н2, Н3. Галогенные лампы для дальнего света имеют мощность 55 Вт. Чаще всего на автомобилях устанавливают лампы с двумя нитями накаливания (ближнего и дальнего света). Они обозначаются маркировкой Н4.

Недостатки: сильно нагреваются, чувствительны к ударам, перепадам температуры и напряжения.

Преимущества - невысокая стоимость, надежность, а также более яркий и мягкий свет, по сравнению с традиционными лампами накаливания.


Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы заполнены специальным газом (ксеноном) под большим давлением. У них отсутствует нить накаливания. Источником света служит сам газ, который под воздействием электрической дуги начинает светиться. Ксеноновые лампы имеют мощность 35 Вт, однако при этом их цветовая температура (4000-5000К) намного выше, чем у галогенок. Свет, излучаемый ксеноном, максимально близок к солнечному.

Недостатки: дороговизна - ксенон стоит в разы дороже, чем обычные лампы; необходимость установки дополнительного оборудования - специального блока розжига.

Преимущества - хороший, яркий свет; надежность; долговечность (ресурс ксенона - от 2500 до 5000 часов, что в два раза выше, чем у ламп накаливания).


Светодиодные лампы

Светодиодные лампы совсем недавно стали использоваться в автомобильных фарах. Источником света в таких лампах является матрица, состоящая из полупроводниковых кристаллов. Такие лампы имеют высокую цветовую температуру (от 4000 до 6000К).

Преимущества: высокий КПД - 90% электрического тока преобразуется в свет, а лишь 10% - в тепло; долговечность - ресурс таких устройств от 20000 до 50000 часов; надежность - не подвержены вибрации и перепадам температур.

Недостатки: высокая цена; необходимость устанавливать дополнительное оборудование - стабилизатор тока.


Как правильно подобрать автомобильную лампу?

Рано или поздно каждый автомобилист столкнется с проблемой замены автомобильной лампы. Для того чтобы правильно подобрать лампочку, следует обратить внимание на следующие характеристики: мощность, напряжение и цоколь. Стандартная мощность у автомобильных ламп - 60/55 Вт, некоторые производители выпускают лампы с увеличенной мощностью 90/100 Вт.

Чаще всего автомобильные лампы имеют напряжение 12 В, однако на рынке есть и экземпляры с напряжением 6 и 24 В. Чтобы узнать, какая именно лампочка Вам нужна, необходимо прочитать техническую документацию на автомобиль или посмотреть на маркировку старой лампы.


Цоколь - это конструкция, которая удерживает лампу в патроне, также через нее поступает ток. Каждый тип цоколя имеет свою маркировку:

А - обозначает, что лампа предназначена для автомобилей;
АМН - такую маркировку имеют миниатюрные автомобильные лампы;
АС - софитная лампа;
АКГ - кварцевая галогенная лампочка;
Т - цокольная миниатюрная лампа. Например: Т5 4W - где «5» означает диаметр (5/8 дюйма), а «4» - мощность в ваттах;
R - лампа с металлическим цоколем в 15 мм и колбой в 19 мм;
R2 - диаметр колбы 40 мм;
Р - диаметр колбы до 26,5 мм, а цоколя - 15 мм;
SV - софитная лампа, применяется чаще всего для подсветки салона. Например: SV 8,5 5W - диаметр цоколя 8,5 мм, мощность лампы - 5 Вт;
ВА - лампа штифтового типа, где оба штифта находятся на одной плоскости;
BAY - у такого штифтового цоколя один штифт смещен по высоте;
BAZ - штифт смещен не только по высоте, но и по радиусу;
W - лампа без металлического цоколя, контактные вводы выходят прямо из стеклянной колбы.

Это все маркировки, которые используются для обозначения типов цоколя в нашей стране. Зная нужное обозначение, Вы без труда подберете лампу с необходимым типом цоколя.

В магазине AvtoALL Вы сможете приобрести лампы самых разнообразных моделей. Для простоты поиска мы разработали специальную программу, которая позволит быстро подобрать автомобильную лампу. Выполнив всего несколько простых шагов (Вам понадобится указать марку, модель, год выпуска автомобиля и место лампы), Вы мгновенно получите список подходящих автомобильных ламп из каталога магазина.

Другие статьи

30 Ноября

При работе с арматурой, проволокой и другими изделиями в форме прутков возникает необходимость получения отрезков различной длины. Резка прутков выполняется специальным инструментом — болторезом или арматурными ножницами. Все об этом инструменте и его правильном выборе — читайте в данном материале.

23 Ноября

Для замены колес на грузовых автомобилях, тракторах и другой технике часто используется специальный инструмент — механический гайковерт или усилитель крутящего момента. Об этом инструменте, его устройстве, принципе работе и основных характеристиках, а также о выборе и работе с ним — читайте в статье.

16 Ноября

Надежное запирание дверей, окон, створок или крышек — гарантия сохранности имущества в доме, гараже, на даче и даже в почтовом ящике. Одно из наиболее распространенных средств запирания — навесной замок, о конструкции и типах которого, а также о правильном выборе и применении читайте в данной статье.

9 Ноября

Для ориентирования на местности, помощи в рыбалке и на охоте, для астрономических и иных наблюдений широко используются специальные оптические приборы — бинокли. Все о биноклях, их типах, конструкции, особенностях и основных характеристиках, а также об их правильном подборе — узнайте в этой статье.

2 Ноября

Механизированная абразивная обработка различных поверхностей дрелью или гравировальной машинкой выполняется с помощью сменных наждачных бандажей. Все об этих расходных материалах, их существующих типах, устройстве и характеристиках, а также о правильном подборе и применении абразива читайте в статье.

Практически каждый современный автомобиль запускается поворотом ключа в замке зажигания, основой которого является контактная группа. О том, что такое контактная группа замка зажигания, как она устроена и какие функции выполняет, а также о правильном выборе и замене этого устройства читайте в статье.

В конструкции современного автомобиля насчитывается более сотни светодиодов и лампочек. Задачи этих элементов самые разные - от подсветки пространства салона и приборной панели до обеспечения видимости дорожной ситуации ночью. В зависимости от задач, которые выполняет лампа, она может иметь различные размеры и характеристики. Сегодня широко распространены несколько видов стандартных цоколей. Среди них - H3-лампочка. Существует несколько типов изделий с таким цоколем. Все они имеют определенные характеристики, преимущества и недостатки.

как шаг в развитии технологии головного освещения

Каждый автовладелец знает, что неблагоприятные погодные условия - дождь, снег или же туман - могут негативно влиять на условия видимости дороги. Это актуально ночью - влажные капли рассеивают, а также отражают свет от фар автомобиля, тем самым снижая силу и интенсивность потока света. Как результат, образуется широкое свечение. Ее называют световой стеной. Из-за этого свечения существенно снижается видимость. На фоне этой стены очень трудно, а порой и невозможно различать объекты на проезжей части и вокруг нее. Плохая видимость, а вместе с ней и высокая утомляемость глаз существенно влияют на безопасность дорожного движения, увеличивая риск попасть в аварию. В таких ситуациях помогают противотуманные фары, которые в условиях плохой видимости создают более качественный свет. Желтый, а в некоторых лампах янтарный поток света, благодаря другой длине волны, не так сильно рассеивается на снежинках и каплях. Поэтому пучок получается более контрастным. Чтобы получить такой свет, используют в противотуманки и в фарах ближнего света. Эта деталь существенно отличается от других аналогов. Питание она получает не по цоколю, а через отдельный провод.

Противотуманная фара

Противотуманная фара очень удобна в условиях недостаточной видимости. ПТФ используются вместе с головной оптикой и габаритными огнями. Но при нормальной видимости ПТФ лучше не включать в качестве головного света. H3-лампочка не предназначена для этого.

Более того, в некоторых европейских странах можно получить штраф за включенные ПТФ в условиях хорошей видимости. Современные модели могут оснащаться оптикой, в которую уже встроены противотуманки. Но чаще всего автолюбители устанавливают их самостоятельно. А так как ПТФ являются необходимостью для водителя, лампы для авто H3 имеют большой спрос.

Особенности цоколя H3

Изделие с данным цоколем используется только в противотуманных фарах. Отличие, которое есть только в данном типе изделий - это отдельные провода питания. Сегодня H3-лампочка производится по разным технологиям. Среди всей массы изделий на рынке можно выделить несколько типов. Раньше промышленность выпускала только Но сегодня большой популярностью пользуются ксеноновые и светодиодные решения. Они обладают более высокими техническими характеристиками. Но они достаточно дорогие и не каждый решается их приобрести. Но и дешевые галогенные изделия свою популярность не потеряли.

Типы ламп

Можно выделить несколько типов осветительных элементов с цоколем H3.

Это галогенные лампочки накаливания, ксеноновые или металлогалогенные, а также светодиодные. Чем они отличаются между собой и какие лучше выбрать для своего автомобиля? Ниже мы рассмотрим каждый тип подробно.

Галогенная - дешевизна и доступность

Это самый доступный, однако довольно эффективный вариант. Достоинство лампочки H3 - цена. Приобрести ее можно за 100 рублей. Именно из-за доступной стоимости эти лампы пользуются спросом. Устроена лампочка очень просто. В основе лежит колба из кварцевого стекла, которая заполнена инертными газами и галогенными парами. Чаще всего это бром и йод. Это дает возможность существенно повысить температуру горения спирали и улучшает светоотдачу по сравнению с обыкновенной лампочкой накаливания. Сейчас производители выпускают галогенные изделия в очень широком ассортименте.

Они различаются между собой температурой свечением, дополнительным покрытием колбы, прочими светотехническими характеристиками. Среди недостатков - малая светоотдача. Это актуально только для головной оптики. Но H3-лампочка применяется чаще всего в противотуманных фарах, поэтому сила свечения здесь не очень актуальна. Другой минус - низкий срок службы. Он составляет не более 2000 часов. Также в процессе работы лампа способна нагреваться до высоких температур. Еще один весомый недостаток - большой процент излучения, который находится в инфракрасном диапазоне. Это является причиной выгорания зеркала рефлектора.

Ксеноновые лампы

Это современные приборы освещения, которые сейчас можно обнаружить в штатном оборудовании головного света. При этом лампы укомплектованы дорогим оборудованием. Это и регулятор уровня наклона. Существует и H3-лампочка «ксенон». Она отлично работает в противотуманных фарах. Лампа в силу своей конструкции отличается большей эффективностью, повышенной светоотдачей, высоким уровнем надежности.

Изобретена эта деталь была еще в прошлом веке, а уже с 2000-х ее стали производить промышленным образом. Чтобы лампочка светила ярче, нежели галогеновая, инертные газы в колбе находятся под давлением до 30 кг/см 2 . Ксеноновая лампа хороша тем, что ее излучение очень близко к обычному дневному свету. Водитель не устанет в долгой дороге, а глаза смогут лучше различать дорожные препятствия. Также среди дополнительных преимуществ можно выделить возможности лучшей фокусировки, так как источник света практически точечный. В отличие от галогенной, ксеноновая H3 лампочка нагревается до небольших температур и имеет более высокий срок службы.

Светодиодные источники света - дорого, но эффективно

Это самые современные источники света для автомобиля. Многие автолюбители давно сменили старые и неэффективные галогеновые лампы на эти изделия. На то есть свои причины. Автолампы светодиодные обладают массой преимуществ.

Особенности диодного освещения

Мощность галогеновой лампы - всего 55 Вт. Это достаточно много. Поэтому часто стекло около фары может лопнуть, а пластиковые детали расплавляются. Кроме того, галогеновые лампы часто перегорают. Автолампы светодиодные всех этих недостатков лишены.

Они более эффективны, дают яркий белый свет, потребляют минимум энергии, что в случае с автомобилем является большим плюсом. Нагрузка на генератор идет на порядок ниже. Различают светодиодный свет с теплым белым цветом или с холодным. Что касается технологии изготовления ламп H3, то в случае со светодиодами применяются современные SMD-чипы. Они совместно с решениями устаревшего вида имеют более высокий ресурс, а свет их еще ярче и насыщенней. За счет этих диодов, лампа H3 светодиодная максимально компактна. А характеристики излучения и матрица позволяют распространять световой поток на 160 градусов. Это значительно больше, чем в обыкновенных светодиодных приборах прошлых поколений.

Характеристики и виды светодиодных изделий

Лампы для авто H3 на основе светодиодов - это самое современное и прогрессивное решение для использования в противотуманных фарах или в ближнем свете. Различают изделия по мощности. В этом цоколе изготавливают лампочки мощностью от одного до 80 Вт. Приборы с низкой мощностью можно устанавливать в приборы головного света, в габаритные огни, стоп-сигналы и указатели поворотов.

Минусы светодиодных решений

При всех своих достоинствах, такие лампы имеют и недостатки. Хоть по стоимости они и не дороже, чем ксеноновые, система в целом может обойтись в круглую сумму. Но цены постоянно падают: так как их популярность растет, то производители, в особенности китайские, поставляют на рынок подделки под известные бренды. Диодная лампа имеет сложную конструкцию и в процессе работы может серьезно перегреваться.

Поэтому их необходимо оснащать радиаторами. Также в числе недостатков - необходимость установки специального управляющего блока. Без него лампочка не будет максимально эффективной. А световой поток можно сравнивать с галогенным светом.

Лазерные фары

Это новинка в мире автомобильного света. В 2014 году BMW представила новое авто, оснащенное лазерным освещением. Затем вслед за BMW лазерный свет стали использовать и другие автопроизводители. Такие фары дают возможность получить высокую дальность светового потока. Тесты показали, что дорога освещается на расстоянии до 600 метров. Такого показателя нет ни у одного источника света. При этом лазерные диоды имеют компактные размеры, что удобно для их монтажа.

Итог

Существует много видов ламп с цоколем H3. Но ксеноновый свет должен устанавливаться только в те фары, для которых он подходит, а иначе можно заработать штраф. Галогенные изделия неэффективны, но отличаются низкими ценами и высокой доступностью. Светодиодные лампочки - это «лотерея», так как можно нарваться на подделку. Если проанализировать преимущества, то выходит, что сейчас лучшими характеристиками обладают светодиодные решения. Помните, что данного типа не будут стоить дешево.

Одним из важных атрибутов каждого автомобиля, независимо от года выпуска и производителя, является световое оборудование или автомобильные лампы. Световые приборы всегда должны быть исправными, они обеспечивают безопасное движение в ночное время суток или при неблагоприятных погодных условиях. Для эффективной работы осветительных приборов в машине, важно выбирать качественные типы автомобильных ламп, максимально подходящие по назначению и типу цоколя лампы.

Выбирая подходящий тип автомобильных ламп, необходимо отталкиваться от оригинальных характеристик «стального коня», заложенных заводом изготовителем:

  • Маркировка цоколя;
  • Посадочный диаметр;
  • Номинальная мощность.

Цвет света лампы напрямую зависит от условий использования оборудования. Первоначально требуется знать технические показатели автомобиля, а также дату производства и объём «движка». На сегодняшний день большое распространение получили следующие липы автоламп:

  • галогеновые лампы;
  • лампы накаливания;
  • ксеноновые лампы;
  • светодиодные автомобильные лампочки.

Среди представленных ламп на современном автомобильном рынке, светодиодные пользуются большим спросом, так как более долговечные и мощные, но наряду с этим экономные в потреблении энергии. Часть выпускаемых автоламп – многофункциональны, могут выполнять роль габаритных огней или стоп-сигналов и то и другое вместе. Для этого современные производитель устанавливают в комплектацию одновременно две спирали.


Маркировка автомобильных лампочек

Использование автоламп по типу цоколя:

  • H1, H3, H8, H9, H10 — автомобильные лампы, которые монтируются в фары противотуманного назначения;
  • H4, H7, H13 – автомобильные лампы, выбор для фар ближнего/дальнего света;
  • HB1, HB3, HB4 – автолампы, которые монтируются в фары головного света;
  • t3, t4.2, t4.7. — автомобильные лампочки, предназначенные для установки в салон, также используются для тумблеров, выключателей, приборной панели;
  • T5, T10, 1156-P21W, 1157-P21/5W – автолампы для стоп-сигналов или задних противотуманных фар;
  • H16-PSX24W, P13W – модели, подходящие для дневных ходовых огней;
  • D1, D2 – современные лампы, аналог ксеноновых моделей.

Вся маркировка относится к типу цоколя, т.е. к специально разработанному элементу крепления лампочек, и контактов, служащих для передачи питания к осветительному прибору. Цоколь поддерживает герметичность колбы лампы, у каждого типа есть своя маркировка:

  • «А» - стандартная автолампа;
  • «АМН» - автолампа типа «мини»;
  • «АС» - софитная автомобильная лампа;
  • «АКГ» - кварцевая галогенная автолампа;
  • «Т» - лампа для автомобиля с миниатюрным цоколем;
  • «R» - оптическая автолампа с цоколем из металла;
  • «R2» - автолампа со специальной колбой (диаметр более 40 мм);
  • «P» - автомобильная лампа с цоколем — 15 мм и колбой до 26,5 мм;
  • «SV(C)» - софитная модель лампы с цоколями с обоих концов, используется для подсветки автомобильных номеров;
  • «BA» - стандартная лампа с параллельным расположением штифтов;
  • «BAY» - стандартная лампа, с 1-м удаленным штифтом по высоте;
  • «BAZ» - стандартная лампа, одним штифтом, смещённым по высоте и радиусу;
  • «W» - стеклянный цоколь.

Хорошо зарекомендовали себя автомобильные лампы osram и лампы philips

Типы автомобильных осветительных приборов

Лампы накаливания

Лампочка накаливания, которую все мы привыкли видеть, представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, внутри которой нет воздуха, вмонтирована вольфрамовая проволока, излучающая световой поток. Принцип работы основан на том, что электроны нагревают вольфрамовую проволоку, создавая излучение (электромагнитное, тепловое, световое). Полезное действие классической лампочки накаливания варьируется 6–8%, исходя из показателей максимально температуры накаливания и интенсивности использования. Лампа излучает теплый, желтый свет с температурой вольфранити 2000 С0. За счет оседания частиц вольфрама, лампы накаливания достаточно быстро перегорают и имеют свойство затуманиваться. Классические световые приборы изготавливают с маркировкой R2.


Галогенные автолампы

Галогеновые лампы стали отличной заменой классическим лампам, избавив автомобилистов от множества неудобств и хлопот. Так, галогенные автолампы производят с улучшенными конструкциями колбы и укороченной длиной нити. По форме галогенная лампа стала больше похожа на цилиндр с наполненным инертным газом и примесями паров йода, брома и т.д. Галогеновые лампы имеют инновационный уникальный состав внутреннего содержания, что позволяет им самоочищаться. Стеклянная поверхность имеет высокую пропускную способность света, так автомобильные лампы более практичные и удобные в использовании. Галогенная лампа не должна быть залапана, оставленные отпечатки мешают равномерному распределению светового потока. Галогенная лампа имеет напряжение 12В.


Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы еще называют газоразрядными, за счет особенностей конструкции. Использование газоразрядных ламп стало последней тенденцией в современном автомобилестроении. Ксеноновые лампы имеют уникальные особенности работы: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, нагнетающий дугу электронов, тем самым создается свет. Ксеноновая лампа h4 излучает теплый, синий свет с температурой 8000К, такие лампы очень приятны для зрения. К преимуществам использования ксеноновых ламп в автомобилестроении стоит отнести высокую эффективность, долгий срок службы, надежность работы. Это обеспечивается отсутствием нити накаливания, которая трескается или ломается. Ксеноновые лампы разжигаются быстрее стандартных моделей и создают далёкий и чистый свет. Ксеноновые лампы невозможно изготовить кустарным методом, только в заводских условиях, что значительно снижает шансы купить неоригинальную, кустарную продукцию.
К недостаткам применения газоразрядных автоламп можно выделить необходимость использования оборудования для разжигания до 20000 вольт.

Биксеноновое оборудование

Немалой популярностью пользуются биксеноновые лампы для автомобилей.
Так что такое биксенон, чем он отличается от ксенона.
В машинах для получения ближнего и дальнего света, как правило, применяются две различные по мощности лампы - Накаливания, галогеновые,ксеноновые или другие. Так вот биксенон заменяет сразу их две, поскольку имеет возможность в своей конструкции даже при нераздельной оптике менять направление света, т.е. осуществлять переключение последнего – с дальнего на ближний и наоборот.
При малом или тусклом освещении авто стоит обратить внимание на предложения современного рынка – лампочки, в основе которых биксенон. Именно биксенон способен в значительной степени улучшить световые характеристики автомобиля. В среднем, качественный биксенон отличается возможностью 3-х кратного увеличения потока света.
Световые приборы, в которых главным элементом является биксенон устанавливают в головную оптику машины. Яркий, чистый биксенон помогает улучшить видимость в темное время суток. Это повышает уровень комфорта машины. Биксенон имеет характеристику света — насыщенность свечения или, так называемую, цветовую температуру, от теплого желтого 3000К (Кельвинов) до яркого голубого 6000К и выбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от пожеланий. Для автомобильных лампочек, в основе которых лежит биксенон, используется в основном цоколь типа Н и НВ. Для того чтобы лампочки отвечали заявленным характеристикам и назначению, важно чтобы биксенон отвечал требованиям и стандартам качества.
Стандартный комплект лампочек би-ксенон включают две лампы биксенон для дальнего и ближнего света, а также мощный блок для розжига и провод подключения.


Светодиодное световое оборудование

Первоначально светодиодные модели автоламп применялись исключительно в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Первыми испробовали светодиодные автолампы разработчики компании Audi, представив на рынке автомобиль A8 W12 в 2004 году. Теперь светодиодные лампы повсеместно используются в автомобильной осветительной технике.
Хорошо зарекомендовали себя лампы philips. К достоинствам LED ламп philips можно отнести:

  • Устойчивость к механическим повреждениям;
  • Виброустойчивость;
  • Долговечность использования;
  • Экономия использования энергии;
  • Чистая, высокая яркость светового потока;
  • Экологичность.
    • Замена классических ламп на светодиодные автолампы не требует дополнительного оборудования или затрат, необходимо подобрать лампу, соответствующую типу гнезда на автомобиле.


      Применение светодиодов в автомобилестроении

      1. Светодиодные лампы для автосалона
      Для багажника, салона машины, бардачка или номерных знаков, в качестве приборов освещения используют лампы philips с цоколем «SV8,5» и маркировкой 3175/C5W/C10W. Для штурманского освещения применяют тип «T10». Стандартные модели имеют габариты 31, 36, 39 и 42 мм в длину, и негабаритные размеры в ширину. Выбирая наиболее оптимальные светодиодные лампы, главное вымерять внимательно длину самого осветительного прибора и ширину канавки светодиода для установки. Также на современном рынке представлено комплекты матриц с нестандартными габаритами, для сверхяркого освещения.
      Нередко светодиодные лампы применяют для подсветки салонов, заднем плафоне на пассажирском сидении, или для багажника. К особенностям конструкции можно отнести тот факт, что сама матрица монтируется к классическому типу «Festoon», поэтому процесс установки светодиодных ламп в салоне автомобиля не составляет особого труда.
      2. Светодиодные лампы для передних габаритов
      Для передних габаритных автоламп типа W5W применяют светодиодные бесконтактные лампы, которые имеют в начале маркировки стандарт – « T10», или цоколь с маркировкой BA9S. Так как передние габариты располагаются поблизости с лампами головного света. Поэтому светодиодные лампы часто подвержены нагреванию, поэтому кристаллы светодиода способны это выдержать, это приводит к поломке. Конструкция светодиодных ламп имеет специальную защиту от перегрева, для этого многие современные модели ламп оборудуют стабилизатором тока, для предотвращения увеличения уровня потока энергии, если повышается градус температуры. Специальные светодиодные лампы со встроенными автоматами намного дороже, но при этом долговечнее.
      3. Светодиоды для стоп-сигналов и задних габаритов
      Во многих современных автомобилях разработаны совмещенные светодиодные лампы габариты и одновременно стоп сигналы. Для этого обязательными являются 2-х контактные светодиодные лампы, со стандартным цоколем. В классических моделях устанавливаются на стоп сигналах 1-о контактная лампа с цоколем.
      «Японцы», а также многие «американцы» используют в качестве стоп сигнала и габаритных огней бесконтактные светодиодные лампы, чаще всего (W21W и W21/5W).
      4. Светодиодные лампочки для заднего хода
      Наиболее распространенными получили светодиодные лампочки с цоколем BA15S одноконтактного типа. На задний ход рекомендуется применять не направленный тип ламп, а рассеивающие лампочки, чтобы избежать слепящего света.
      5. Светодиодные лампы для поворотников
      В качестве электроламп указателей поворотов, нужных для передних и задних фонарей, используют лампы типа P21W, одноконтактные с цоколем BA15S. Прозрачная оптика предусматривает необходимость установить одноконтактные лампы с желтым стеклом, с маркировкой цоколя BAU15S, BAY15D, для поворотных устройств применяют светодиодные лампы WY5W (T10).
      Выбор автомобильных ламп напрямую зависит от потребностей водителя, назначения установки лампы и финансовых возможностей.

Чем ксеноновые лампы фар отличаются от галогенных? Кто впервые применил в автомобиле лампы накаливания? Какими бывают «адаптивные» фары? Мы решили проследить весь путь эволюции автомобильных систем освещения - от ацетиленовых горелок до новейших «умных» головных систем, в которых лучи от светодиодов будут освещать дорогу по командам системы навигации.

До лампочки
До лампочки были свечи. Или масляные горелки. Но светили они настолько слабо, что ночью автомобиль было проще оставить дома, чем путешествовать «на ощупь».

Первым источником автомобильного света стал газ ацетилен - использовать его для освещения дороги в 1896 году предложил летчик и авиаконструктор Луи Блерио. Запуск ацетиленовых фар - целый ритуал. Сначала требуется открыть краник ацетиленового генератора, чтобы вода закапала на карбид кальция, который находится на дне «бочонка». При взаимодействии карбида с водой образуется ацетилен, который по резиновым трубкам поступает к керамической горелке, что находится в фокусе отражателя. Теперь шофер должен открыть стекло фары, чиркнуть спичкой - и пожалуйста, в светлый путь. Но максимум через четыре часа придется остановиться - для того, чтобы вновь открыть фару, вычистить ее от копоти и заправить генератор новой порцией карбида и воды.

Однако светили карбидные фары на славу. Например, созданные в 1908 году Вестфальской металлопромышленной компанией (так в то время называлась Hella) ацетиленовые фары освещали до 300 метров пути! Столь высокого результата удалось достичь благодаря использованию линз и параболических рефлекторов. Кстати, сам параболический отражатель еще в 1779 году изобрел Иван Петрович Кулибин - тот самый Кулибин, который создал трехколесную «самокатку» с маховиком и с прообразом коробки передач.

Первая автомобильная лампа накаливания была запатентована еще в 1899 году французской фирмой Bassee & Michel. Но вплоть до 1910 года лампы с угольной нитью накаливания были ненадежными, очень неэкономичными и требовали тяжелых батарей увеличенного размера, которые к тому же зависели от станций подзарядки: автомобильных генераторов подходящей мощности еще не существовало. И тут произошел переворот в «осветительных» технологиях - нити накаливания стали делать из тугоплавкого вольфрама (температура плавления 3410°С), который не «выгорал». Первым серийным автомобилем с электрическим светом (а еще - с электрическим стартером и зажиганием) стал Cadillac Model 30 Self Starter («самозапускающийся») 1912 года. Уже через год 37% американских автомобилей имели электроосвещение, а еще через четыре - 99%! С разработкой подходящей динамомашины исчезла и зависимость от зарядных станций.

Кстати, если вы думаете, что лампу накаливания изобрел Томас Альва Эдисон, то это не совсем так. Да, именно Эдисон всерьез занялся лампочками, когда газ в его мастерской отключили за неуплату. И именно Эдисон в 1880 году представил исчерпывающее обоснование того, что следует использовать лампы с угольной нитью накаливания, помещенной в безвоздушное пространство стеклянного шара. Эдисон придумал и цоколь. Но базовая конструкция лампы накаливания принадлежит русскому электротехнику Александру Николаевичу Лодыгину, уроженцу Тамбовской губернии. Свою разработку он представил на шесть лет раньше. Более того, исторические документы упоминают некоего немецкого часовщика Генриха Гебеля, который сумел с помощью электричества раскалить до свечения обугленное бамбуковое волокно, вставленное в стеклянную колбу, аж 150 лет назад, в 1854 году. Вот только на патент у Гебеля банально не хватило денег…

Ослепительные идеи

Впервые проблема ослепления встречных водителей возникла с появлением карбидных фар. Боролись с ней по-разному: перемещали рефлектор, выводя из его фокуса источник света, с той же целью двигали саму горелку, а также ставили на пути света различные шторки, заслонки и жалюзи. А когда в фарах засветилась лампа накаливания, в электрическую цепь при встречных разъездах даже включали добавочные сопротивления, снижавшие накал нити. Но лучшее решение предложила фирма Bosch, в 1919 году создавшая лампу с двумя нитями накаливания - для дальнего и ближнего света. К тому времени уже был придуман рассеиватель - покрытое призматическими линзами стекло фары, отклоняющее свет лампы вниз и по сторонам. С тех пор перед конструкторами стоят две противоположные задачи: максимально осветить дорогу и не допустить ослепления встречных водителей.

Увеличить яркость ламп накаливания можно, подняв температуру нити. Но при этом вольфрам начинает интенсивно испаряться. Если внутри лампы вакуум, то атомы вольфрама постепенно оседают на колбе, покрывая ее изнутри темным налетом. Решение проблемы нашли во время Первой мировой войны: с 1915 года лампы стали заполнять смесью аргона и азота. Молекулы газов образуют своебразный «барьер», препятствующий испарению вольфрама. А следующий шаг был сделан уже в конце 50-х годов: колбу стали наполнять галогенидами, газообразными соединениями йода или брома. Они «связывают» испаряющийся вольфрам и возвращают его на спираль. Первую галогенную лампу для автомобиля представила в 1962 году Hella - «регенерация» нити позволила поднять рабочую температуру с 2500 К до 3200 К, что увеличило светоотдачу в полтора раза, с 15 лм/Вт до 25 лм/Вт. При этом ресурс ламп вырос вдвое, теплоотдача снизилась с 90% до 40%, а размеры стали меньше (галогенный цикл требует близости нити и стеклянной «оболочки»).

А главный шаг в решении проблемы ослепления был сделан в середине 50-х - французская фирма Cibie в 1955 году предложила идею асимметричного распределения ближнего света для того, чтобы «пассажирская» обочина освещалась дальше «водительской». И через два года «асимметричный» свет в Европе был узаконен.

Де_формация
На протяжении многих лет фары оставались круглыми - это наиболее простая и дешевая в изготовлении форма параболического отражателя. Но порыв «аэродинамического» ветра сначала «задул» фары в крылья автомобиля (впервые интегрированные фары появились у Pierce-Arrow в 1913 году), а затем превратил круг в прямоугольник (прямоугольными фарами оснащался уже Citroen AMI 6 1961 года). Такие фары были сложнее в производстве, требовали больше подкапотного пространства, но вместе с меньшими вертикальными габаритами имели большую площадь отражателя и увеличенный светопоток.

Чтобы заставить такую фару ярко светить при меньших габаритах, следовало придать параболическому отражателю (в прямоугольных фарах - усеченный параболоид) еще большую глубину. А это было чересчур трудоемко. В общем, привычные оптические схемы для дальнейшего развития не годились. Тогда английская фирма Lucas предложила использовать «гомофокальный» отражатель - комбинацию двух усеченных параболоидов с разными фокусными расстояниями, но с общим фокусом. Одним из первых новинку примерил Austin-Rover Maestro в 1983 году. В том же году фирма Hella представила концептуальную разработку - «трехосные» фары с отражателем эллипсоидной формы (DE, DreiachsEllipsoid). Дело в том, что у эллипсоидного отражателя сразу два фокуса. Лучи, выпущенные галогенной лампой из первого фокуса, собираются во втором, откуда направляются в собирающую линзу. Такой тип фар называют прожекторным. Эффективность «эллипсоидной» фары в режиме ближнего света превосходила «параболическую» на 9% (обычные фары отправляли по назначению лишь 27% света) при диаметре всего в 60 миллиметров. Эти фары предназначались для противотуманного и ближнего света (во втором фокусе размещался экран, создающий асимметричную светотеневую границу). А первым серийным автомобилем с «трехосными» фарами стала «семерка» BMW в конце 1986 года. Еще через два года эллипсоидные фары стали просто супер! Точнее - Super DE, как называла их Hella. На этот раз профиль отражателя отличался от чисто эллипсоидной формы - он был «свободным» (Free Form), рассчитанным таким образом, чтобы основная часть света проходила над экраном, отвечающим за ближний свет. Эффективность фар возросла до 52%.

Дальнейшее развитие отражателей было бы невозможно без математического моделирования - компьютеры позволяют создавать самые сложные комбинированные рефлекторы. Взгляните, к примеру, в «глаза» таких машин, как Daewoo Matiz, Hyundai Getz или «молодая» Газель. Их отражатели поделены на сегменты, каждый из которых имеет свой фокус и фокусное расстояние. Каждая «долька» многофокусного отражателя отвечает за освещение «своего» участка дороги. Свет лампы используется почти полностью - за исключением разве что торца лампы, прикрытого колпачком. А рассеиватель, то есть стекло с множеством «встроенных» линз, теперь не нужен - отражатель сам отлично справляется с распределением света и созданием светотеневой границы. Эффективность таких фар, называемых отражающими, близка к прожекторным.

Современные отражатели «формируют» из термопластика, алюминия, магния и термосета (металлизированного пластика), а накрывают фары не стеклами, а поликарбонатом. Впервые пластиковый рассеиватель появился в 1993 году на седане Opel Omega - это позволило снизить массу фары почти на килограмм! Но зато поликарбонатные «стекла» гораздо хуже сопротивляются истиранию, нежели стекла настоящие. Поэтому щеточных очистителей фар, которые еще в 1971 году предложил Saab, больше не делают…


Вековое господство лампы накаливания близится к концу. Достойно «завершить карьеру» ей помогают благородные газы криптон и ксенон. Последний считается одним из лучших наполнителей для ламп накаливания - с ксеноном можно поднять температуру нити вплотную к точке плавлению вольфрама и приблизить свет по спектру свечения к солнечному.

Но наполненные ксеноном обычные лампы накаливания - это одно. А «ксенон» с ярким голубым свечением, который применяют на дорогих автомобилях, - это принципиально другое. В ксеноновых газоразрядных лампах светится не раскаленная нить, а сам газ - вернее, электрическая дуга, которая возникает между электродами при газовом разряде при подаче высоковольтного напряжения. Впервые такие лампы (Bosch Litronic) были установлены на серийном BMW 750iL в 1991 году. Газоразрядный «ксенон» на голову эффективнее самых совершенных ламп накаливания - на бесполезный нагрев здесь расходуется не 40% электроэнергии, а всего 7-8%. Соответственно, газоразрядные лампы потребляют меньше энергии (35 Вт против 55 Вт у галогенных) и светят при этом вдвое ярче (3200 лм против 1500 лм). А поскольку нити нет, то и перегорать нечему - ксеноновые газоразрядные лампы служат гораздо дольше обычных.

Но устроены газоразрядные лампы сложнее. Главная задача - зажечь газовый разряд. Для этого из 12 «постоянных» вольт бортовой сети нужно получить короткий импульс из 25 киловольт - причем переменного тока, с частотой до 400 Гц! Для этого служит специальный модуль зажигания. Когда лампа зажглась (для разогрева требуется некоторое время), электроника снижает напряжение до 85 вольт, достаточных для поддержания разряда.



Сложность конструкции и инерция при зажигании ограничили первоначальное применение газоразрядных ламп режимом ближнего света. Дальний светил по старинке - «галогенкой». Объединить ближний и дальний свет в одной фаре конструкторы смогли через шесть лет, причем существует два способа получить «биксенон». Если используется прожекторная фара (как та, что придумала Hella), то переключение режимов света осуществляется экраном, находящимся во втором фокусе эллипсоидного отражателя: в режиме ближнего света он отсекает часть лучей. При дальнем экран прячется и не препятствует световому потоку. А в отражающем типе фар «двойное действие» газоразрядной лампы обеспечивается взаимным перемещением рефлектора и источника света. В итоге вслед за фокусным расстоянием изменяется и светораспределение.

Но по данным французской фирмы Valeo, применив отдельные газоразрядные лампы для ближнего и дальнего света, можно достичь на 40% лучшей освещенности, чем у «биксенона». Правда, модулей зажигания требуется уже не два, а четыре - такие фары имеет дорогой Volkswagen Phaeton W12.

Однако будущее газоразрядных ламп вовсе не такое яркое, как излучаемый ими свет. Наибольший успех специалисты прочат светодиодам.
Светодиод - это полупроводниковый прибор, излучающий свет при прохождении тока. До начала 90-х их автомобильное применение ограничивалось индикацией - уж слишком низкой была светоотдача. Однако уже в 1992 году Hella оснастила «трешку» BMW Cabrio центральным стоп-сигналом на основе светодиодов, и сегодня они все шире используются в задних фонарях в качестве «габаритов» и стоп-сигналов. Светодиоды срабатывают на 0,2 секунды быстрее традиционных лампочек, тратят меньше энергии (для стоп-сигналов - 10 Вт против 21 Вт) и отличаются почти неограниченным сроком службы

Но для того, чтобы заменить лампы светодиодами в фарах головного света, нужно преодолеть ряд препятствий. Во-первых, даже самые лучшие светодиоды по эффективности пока сопоставимы только с галогенными лампами (светоотдача - около 25 люменов на ватт). При этом они дороже и требуют специальной системы охлаждения - ведь это такие же полупроводниковые приборы, как и процессоры компьютеров. Но разработчики уверяют, что к 2008 году светоотдача диодов достигнет уже 70 лм/Вт (у нынешнего «ксенона» - 90 лм/Вт). Так что первые серийные светодиодные фары могут появиться в 2010 году. А пока полупроводникам поручают второстепенные функции - например, постоянный «дневной свет», как это сделала Hella, расположив в каждой фаре Audi A8 W12 по пять светодиодов.

Период адаптации

Попытки повернуть фары автомобиля вслед за рулем люди начали предпринимать сразу после появления самих фар. Ведь это удобно - освещать ту часть дороги, куда ты едешь. Однако механическая связь фар и руля не позволяла соотносить угол поворота лучей со скоростью движения, и правила начала века «адаптивный» свет просто запрещали. Попытку возродить оригинальную идею осуществила фирма Cibie. В 1967 французы представили первый механизм динамической регулировки угла наклона фар, а через год на Citroen DS начали ставить поворотные фары дальнего света.

Теперь идея поворотного освещения возрождается - на новом, «электронном», уровне. Самое простое решение - дополнительная «боковая» лампочка, которая загорается при повороте руля или включенном «поворотнике» на скорости до 70 км/ч. Подобные фары имеют, к примеру, Audi A8 (первое применение) и Porsche Cayenne. Следующая ступень - действительно поворотные фары. В них биксеноновый прожектор с учетом скорости движения, угла поворота руля и угловой скорости автомобиля вокруг вертикальной оси («датчик поворота») поворачивается вслед за рулем в пределах 22° - на 15° наружу и на 7° внутрь. Такими фарами оснащаются и BMW, и Mercedes, и Lexus, и даже Opel Astra. Третий вариант «адаптивного» света - комбинированный. На высоких скоростях активен только поворотный прожектор, а в медленных поворотах или при маневрировании «подключается» статическое освещение (оно имеет больший угол охвата - до 90°). Такими фарами оснащен Opel Signum.

Но, пожалуй, самая интересная из разработок - это VARILIS: система, которую Hella разрабатывает вместе с несколькими автопроизводителями. Сокращение расшифровывается как Variable Intelligent lighting system. Одна из вариаций - система VarioX, которая позволяет фаре работать в пяти режимах света. Для этого в «ксеноновом» прожекторе вместо экрана, включающего ближний свет, находится цилиндр сложной формы. Смена режимов света происходит при вращении цилиндра. Так, например, в городе фары светят близко, но широко, а на трассе ближний свет немного изменяет форму пучка - для большей дальнобойности. Ожидается, что к серийному производству VarioX будет готов в 2006 году. А чуть позже европейские правила позволят связать фары с системой GPS. Одной из первых такую разработку представила BMW в 2001 году. Вспомните концепт-кар X-Coupe с асимметричным дизайном. Фары у него поворачивались по команде GPS-навигатора с учетом скорости движения, угла поворота руля и бокового ускорения. А еще навигационная система позволит «предугадывать» повороты и давать команду на автоматическое изменение светораспределения, скажем, при пересечении английской границы - ведь система VarioX позволяет и это!

А следующий шаг - объединение головного света и систем ночного видения. Но это - тема отдельного разговора…


Америка - Европа

Подход к системам освещения в Старом Свете и за океаном различается кардинально. Начнем с того, что американские законы вплоть до 1975 года запрещали использование фар не круглой формы и галогенных ламп! Причем в Штатах лампа и фара были объединены в одно целое - лампы-фары за океаном использовали с 1939 года. Преимущество у таких приборов было одно - герметичность лампы-фары позволяла покрывать поверхность рефлектора серебром, отражающая способность которого достигает 90% (против 60% у распространенных в те времена хромированных рефлекторов). Но менять лампу-фару, естественно, приходилось целиком.

А главное отличие - в Европе с 1957 года принято асимметричное светораспределение с лучшим освещением «пассажирской» обочины и с четкой светотеневой границей. Но в Америке использование фар с границей света и тени разрешили только с 1997 года. Разрешили, но не потребовали! Свет «американских» фар распределяется почти симметрично, вовсю ослепляя встречных водителей. К тому же американцы регулируют фары только по вертикали. А еще в США и Канаде отсутствует единый порядок сертификации приборов освещения. Каждый производитель лишь гарантирует соответствие своих фар федеральному стандарту по безопасности движения транспортных средств (FMVSS), а подтверждать это приходится, например, в случае аварии по вине световых приборов.

Предполагается, что официально импортируемые из США автомобили проходят проверку на соответствие европейским нормам. «Американские» фары маркируются аббревиатурой DOT (Department Of Transport, Министерство транспорта), а «европейские» - буквой «Е» в кружочке с цифрой-кодом страны, где фара одобрена для использования (Е1 - Германия, Е2 - Франция, и т.д.).

Следует учесть, что при прохождении техосмотра в России «американские» фары и головная оптика «праворульных» машин могут создать проблемы, так как нормативный документ, ГОСТ Р 51709–2001, регламентирует «левоасимметричное» распределение света и четкую светотеневую границу.
Н1 - D2: ход конем

Автомобильные лампы отличаются, как правило, конструкцией цоколя и светоотдачей. Например, в двухфарных системах чаще всего используются лампы Н4 - с двумя нитями накаливания, для дальнего и для ближнего света. Их световой поток - 1650/1000 лм. В «противотуманках» светят лампы Н8 - однонитевые, со светопотоком в 800 лм. Другие однонитевые лампы Н9 и НВ3 могут обеспечивать только дальний свет (светопоток 2100 и 1860 лм соответственно). А «универсальные» однонитевые лампы Н7 и Н11 могут использоваться и для ближнего, и для дальнего света - в зависимости от того, в каком отражателе они установлены. И как всегда, качество лампы зависит от конкретного производителя, оборудования, концентрации и типов газов (например, лампы Н7 и Н9 иногда заполняют не галогенами, а ксеноном).

У газоразрядного «ксенона» другие обозначения. Первыми ксеноновыми лампами были приборы с индексами D1R и D1S - они были объединены с модулем зажигания. А за индексами D2R и D2S скрываются газоразрядные лампы второго поколения (R - для «отражающей» оптической схемы, S - для прожекторной).