Росгвардия – последние новости. Национальная гвардия России: состав и полномочия Службы войск национальной гвардии рф

5 апреля 2016 года граждане России с удивлением узнали, что вскоре в стране появится еще одна федеральная силовая структура – национальная гвардия. Именно в этот день был подписан соответствующий указ президента Путина, а в Госдуму были отправлены законопроекты, регламентирующие деятельность новой структуры. Численность нового ведомства может достигнуть 400 тысяч человек.

Это решение оказалось подобно грому среди безоблачного неба, оно было настолько неожиданно, что вызвало у экспертов и общественности недоумение. Еще больше вопросов вызывают возможности и полномочия новой службы, которые можно смело назвать беспрецедентными. Согласно указу президента, национальная гвардия РФ будет выполнять целый ряд функций внутри страны, а подчиняться она будет лично Путину. Командовать новой силовой структурой будет один из самых преданных президенту людей – генерал армии Золотов.

Идеи о создании российской национальной гвардии озвучивались еще в начале 90-х годов прошлого века. К дискуссии потом не раз возвращались, но дальше разговоров дело не шло. И вдруг, безо всякой информационной кампании, без общественного обсуждения, даже без слухов и вбросов принимается решение, которое полностью переформатирует силовой блок государства.

Структуры, подобные российской нацгвардии, - это порождение периодов политической нестабильности, смут и революционного лихолетья. Гораздо более логичным появление национальной гвардии было бы в 90-е, во времена хронического безденежья, сепаратизма, социальных протестов и кавказских войн. Зачем она понадобилась сегодня, когда рейтинги Путина заоблачны, а его политические оппоненты деморализованы и ни на что серьезное не способны?

Оппоненты нынешнего российского режима уже успели окрестить создаваемую структуру новой опричниной, проводя параллели с эпохой Ивана Грозного, после которого Россия надолго ввалилась в Смутное время.

Немного об истории нацгвардии

Слово «гвардия» итальянского происхождения, оно переводится как «охрана, стража». Гвардией называли воинские подразделения, укомплектованные лучшими, отборными бойцами. Как правило, гвардия не входила в состав войска. В разное время и у разных народов функции гвардейцев отличались. На них часто возлагали задачу охраны первого лица государства (преторианская стража в Риме) от заговоров и покушений. Нередко гвардия выполняла полицейские функции, участвовала в подавлении мятежей и восстаний.

Термин «национальная гвардия» возник в конце XVIII века в революционной Франции вместе с появлением первого национального государства. Французские гвардейцы были идейными сторонниками революции и занимались подавлением выступлений и мятежей против нового правительства, обеспечивали общественный порядок на улицах. Нередко выполняли карательные функции. Именно национальная гвардия участвовала в кровавом подавлении Вандейского мятежа. Следует отметить, что французская нацгвардия не отличалась особой надежностью, она поддерживала то одну, то другую политическую силу. В конце концов, французы разогнали эти беспокойные войска.

Сегодня многие государства имеют военизированные формирования, называемые национальной гвардией, либо структуры с другими названиями, но выполняющие примерно те же задачи. Подобные войска можно условно разделить на два типа: «европейский» и «американский». Основной задачей, которую выполняет национальная гвардия европейского образца, является охрана конституционного строя и общественного порядка. По сути, это хорошо нам известные внутренние войска.

Основной задачей американской нацгвардии является работа с мобилизационным резервом на случай большой войны и всеобщей мобилизации. В то же время, американские гвардейцы участвуют и в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган «Катрина»), и противостоят масштабным уличным беспорядкам.

Нацгвардия США комплектуется только добровольцами, они проходят службу параллельно основной работе. За это гвардейцы имеют много бонусов и льгот от правительства. Национальные гвардейцы США принимали участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане, хотя отзывы об их эффективности и профессионализме на поле боя весьма противоречивы.

Национальная гвардия США имеет двойное подчинение: федеральному правительству и властям штата. Для федерального центра гвардейцы – это первоочередной воинский резерв, который будет задействован при мобилизации.

В большинстве стран СНГ (а ранее и в СССР) защитой конституционного строя и порядка на улицах занимаются внутренние войска, комплектуемые на призывной основе.

Отдельно следует сказать о военизированных структурах, носивших название «нацгвардия», но выполнявших при этом весьма специфические задачи. В качества примера можно привести некоторые военизированные формирования стран Латинской и Южной Америки.

Нацгвардия Никарагуа состояла из профессиональных наемников и участвовала в гражданской войне, которая многие годы шла в этой стране. По сути, она выполняла функции армии и вела многолетнюю противопартизанскую войну.

Национальная гвардия Сальвадора также принимала активное действовала в неспокойной политической жизни этой латиноамериканской страны. Она участвовала во множестве государственных переворотов и революций, боролась с партизанами, преследовала граждан по политическим мотивам. Именно в нацгвардии были организованы знаменитые «эскадроны смерти», которые похищали и убивали представителей левых движений.

Есть своя национальная гвардия и в Венесуэле. Кроме разгона демонстраций, в последнее время гвардейцев стали привлекать для выполнения более специфических задач: они борются с дефицитом и ростом цен. Для этого войска занимают магазины и берут штурмом фабрики.

Основной задачей национальной гвардии Саудовской Аравии является охрана монарха и членов королевской семьи. В Азербайджане и Киргизии основной функцией национальных гвардейцев является охрана учреждений и первых лиц страны.

Национальная гвардия Украины появилась в 1991 году, но потом эту структуру упразднили. Второе рождение украинской гвардии произошло в 2014 году. Сегодня в ее состав входят как бывшие подразделения внутренних войск, выполняющие чисто охранные функции, так и добровольческие батальоны, принимающие участие в боевых действиях на Донбассе.

СС и КСИР как прародители Росгвардии РФ

Отдельно стоит упомянуть два воинских формирования, одно из которых существует и сегодня, а второе было признано преступным в ходе нюрнбергского трибунала – это иранский Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) и охранные отряды СС, созданные еще в гитлеровской Германии.

КСИР – это элитное воинское подразделение, созданное сразу после революции 1979 года. Официально эта структура входит в состав вооруженных сил Ирана, но на самом деле имеет собственного главнокомандующего и подчиняется непосредственно аятолле Али Хаменеи.

Корпус имеет собственные вооруженные силы, в состав которых входят сухопутные войска, авиация, военно-морские силы и подразделения специальных операций, способные действовать за пределами страны.

КСИР принимал активное участие в войне Ираком, а в настоящее время подразделения Корпуса сражаются на стороне Башара Асада против повстанцев в сирийском конфликте. Бойцы КСИР считаются одними из наиболее боеспособных в иранской армии.

Кроме участия в боевых действиях, Корпус занимается обеспечением внутренней безопасности, ведет борьбу «с подрывными элементами» внутри страны, обеспечивает продвижение идей ислама за пределами Ирана. Бойцы Корпуса поддерживают общественный порядок и охраняют важные государственные объекты.

Корпус занимается подготовкой ополчения «Басидж» — военизированной структуры, выполняющей множество функций. Численность этого формирования составляет 10 млн человек.

Руководство КСИР большое внимание уделяет идеологической подготовке своих бойцов, а также распространению своих идей среди населения страны. Корпус владеет средствами массовой информации (телеканалы, газеты, радиостанции).

Охранные отряды СС появились в Германии в 1933 году. Первоначально они создавались для охраны членов нацистской партии и ее фюрера Адольфа Гитлера.

В 1940 году появились войска СС (Waffen-SS), подчинявшиеся непосредственно Генриху Гиммлеру. Подразделения СС только входили в состав немецкой армии, но на самом деле это был военизированный отряд нацистской партии.

Также в состав СС входили подразделения, обеспечивавшие охрану концентрационных лагерей и участвовавшие в массовом уничтожении людей.

СС контролировала практически всю оперативную, розыскную и разведывательную деятельность Третьего Рейха через Службу безопасности (СД) и Главное управление имперской безопасности (РСХА).

Кроме того, СС несла охрану всего высшего руководства гитлеровской Германии, занималось научными проектами и идеологией. Постепенно из охранной структуры СС превратилась в главный кадровый резерв гитлеровской Германии.

Росгвардия — национальная гвардия России

Российская нацгвардия формируется на основе нынешних внутренних войск, а также специальных подразделений МВД РФ, таких как СОБР, ОМОН, ЦСН СОР. В состав нацгвардии также войдет вневедомственная охрана МВД.

Основные функции российской нацгвардии:

  • охрана общественного порядка;
  • борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью;
  • контроль оборота оружия в стране;
  • охрана государственных объектов и грузов;
  • предоставление охранных услуг физическим и юридическим лицам, а также контроль рынка охранных услуг.

Национальная гвардия РФ отнесена к специальным службам. Комплектование этой структуры смешанное: и по контракту, и по призыву.

Нацгвардия имеет право производить задержания, проникать в жилища и проводить обыски.

Если говорить, на что все-таки похожа российская национальная гвардия, то больше других вариантов она напоминает полицейские подразделения Латинской Америки. Без сомнения, функции национальной гвардии, прописанные в указе президента, превышают возможности классических внутренних войск.

Есть определенное сходство российской нацгвардии с иранским КСИР и гитлеровской СС, но существуют и значительные отличия. Главное из них: две вышеупомянутые иностранные структуры являлись (и являются), в первую очередь, носителями определенной идеологии.

СС не только была военизированной организацией, она активно поставляла свои кадры в государственный аппарат гитлеровской Германии и благодаря этому осуществляла управление страной в интересах нацистской партии.

Иранский Корпус Стражей также нельзя назвать структурой, выполняющей чисто охранные или военные функции, он является носителем идеологии иранской революции и оказывает сильное влияние на жизнь государства.

Пока еще непонятно окончательно, на что именно будет похожа российская национальная гвардия. Неясно, получит ли она право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, но что-то подсказывает, что такое право ей будет предоставлено (пусть и не сразу).

Рискнем предположить, что это будет личная армия президента, с помощью которой глава государства надеется обеспечить лояльность российских элит.

Для чего создали национальную гвардию России

Почему власти инициировали создание Нацгвардии именно сейчас? Есть несколько гипотез.

Согласно первой из них, Путина настолько пугает возможность реализации в России сценария цветной революции, что он решил сыграть на опережения и создать структуру, которая способна подавить любой бунт. Действительно, уровень жизни в стране падает, это касается и столицы, и регионов. Опыт протестов на Болотной площади в начале 2012 года показал, что протестный потенциал в России существует. Правда, со времени тех событий много чего изменилось, но гипотетическая опасность осталась.

Сегодня в распоряжении властей несколько десятков тысяч бойцов СОБРа и ОМОНа, а этого может быть недостаточно даже для подавления серьезных беспорядков в столице. В 2012 году их пришлось экстренно свозить в Москву разными видами транспорта.

Для осмотра и задержания гвардейцам будет не нужна санкция прокурора или судебное решение. Только потом они могут проинформировать прокурора «по усмотрению своего руководителя». Неизвестно, останется ли подобная норма в законопроекте, но подобных полномочий не имеет ни одно российское федеральное силовое ведомство.

Однако подобная гипотеза вызывает скепсис. Несмотря на экономические неурядицы, роста протестной активности в России не наблюдается. Общество расколото, оглушено пропагандой, не имеет лидеров. В такой ситуации с любыми беспорядками можно легко справиться и силовыми инструментами, имеющимися в наличии.

Некоторые из экспертов высказывают мысль, что Путин создает личную армию (около 400 тыс. человек), чтобы гарантировано избежать дворцового переворота.

События последних лет, западные санкции, политика самоизоляции не могут не вызывать раздражения части российской элиты. А любая цветная революция всегда начинается именно с раскола в элитах, и украинский Майдан – наглядное тому подтверждение.

Будет ли подобная военизированная структура эффективна в этом случае – вопрос спорный. Как показывает исторический опыт, гвардия часто остаются в стороне во время мятежа или принимают участие в нем. Гвардейские части не пошевелили и пальцем, чтобы спасти последнего российского императора Николая II.

Еще одну интересную теорию, которая объясняет необходимость создания национальной гвардии, выдвинули журналисты «Новой газеты». По их мнению, национальная гвардия – это, в первую очередь, удар по главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Дескать, таким образом федеральный центр пытается выбить из рук своевольного регионального лидера его основной козырь – военизированные структуры, которые номинально входят в состав МВД РФ, но подчиняются лично Кадырову.

По мнению российских журналистов, после вхождения чеченских батальонов в состав нацгвардии они окажутся уже не так преданы чеченскому лидеру, а будут контролироваться федеральным центром. Подобная теория звучит довольно наивно: чеченские подразделения и сегодня являются частью российских силовых структур, но фактически они подчиняются только Кадырову. Восток, как известно, дело тонкое. И Кавказ не является исключением.

Формально чеченские подразделения могут подчиняться новому главнокомандующему, но по сути все останется по-прежнему. Кроме того, у Золотова прекрасные личные отношения с Рамзаном Ахматовичем (в отличие от многих других федеральных силовиков), так что вопросы взаимодействия, скорее всего, будут решаться на личном уровне.

Нынешнее преобразование, начавшееся с президентского указа, может серьезно нарушить устоявшийся баланс между российскими силовыми ведомствами. Больше всего пострадает МВД, которое лишится части структур и значительных финансовых потоков.

МВД лишается специальных подразделений (СОБР, ОМОН), у него отбирают вневедомственную охрану, контроль над оборотом оружия. Это серьезный удар. Правда, в состав МВД теперь войдет ФКСН и ФМС — но это неравноценная замена.

Кроме того, отсутствие отрядов быстрого реагирования и ОМОНа может серьезно усложнить работу полиции, бойцов этих подразделений часто привлекают для задержания преступников или других операций. Если они будут находиться в подчинении другого ведомства, это серьезно усложнит жизнь полицейским.

Пока давать оценку новой силовой структуры еще рано. Для проведения подобной реформы необходимо несколько лет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона , постановляю:

1. Образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

2. Преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации.

4. Включить в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:

А) органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;

б) специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в) отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;

г) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Передать федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социального и медицинского обеспечения соответственно к федеральному министру, его первому заместителю и заместителям.

9. Установить, что:

а) лицам, имеющим специальные звания полиции, проходившим службу в органах управления и подразделениях, специальных отрядах, отрядах мобильных особого назначения, Центре специального назначения и авиационных подразделениях, названных в пункте 4 настоящего Указа, переведенным в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, сохраняются ранее присвоенные специальные звания;

б) до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения федеральных законов от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

в) специальные отряды, отряды мобильные особого назначения, Центр специального назначения и авиационные подразделения, названные в подпунктах "б" - "г" пункта 4 настоящего Указа, находятся в оперативном подчинении Министра внутренних дел Российской Федерации и соответствующих руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Порядок оперативного подчинения устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации. До установления указанного порядка авиационная техника авиационных подразделений используется для перевозки сотрудников и имущества органов внутренних дел Российской Федерации по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.

10. Передать Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации численность военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа.

11. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

12. Занимаемые органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и иными организациями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органами управления, подразделениями, специальными отрядами, отрядами мобильными особого назначения, Центром специального назначения и авиационными подразделениями, названными в пункте 4 настоящего Указа, здания и сооружения, другое недвижимое и движимое имущество со дня вступления в силу настоящего Указа закрепляются на праве оперативного управления за Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

13. Лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также гражданский персонал войск национальной гвардии Российской Федерации продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий. Контракты о прохождении военной службы (службы) действуют в течение сроков, на которые они были заключены.

14. Установить, что:

а) до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны;

Б) до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны;

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Лица, имеющие специальные звания, проходящие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, переводятся в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с их согласия.

16. Сохранить за лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Сохранить за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность право на занимаемые ими жилые помещения специализированного жилищного фонда, возникшее до дня вступления в силу настоящего Указа.

18. Осуществлять медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также членов их семей в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (в случае отсутствия по месту прохождения военной службы (службы) медицинских организаций войск национальной гвардии Российской Федерации) за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации на эти цели.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Росгвардия - государственная военная организация, предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В структуру службы входят войска национальной гвардии РФ, созданные на базе ВВ МВД России. Основные задачи Росгвардии: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; обеспечение территориальной целостности и обороны России; выработка и реализация, регулирование в сфере: деятельности войск национальной гвардии; оборота оружия; частной охранной деятельности; вневедомственной охраны; контроль за деятельностью ведомственной охраны. Относится к военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое оружие. Служба образована 5 апреля 2016 года. Руководство Росгвардии осуществляется Президентом РФ.

Руководство Росгвардии

Золотов Виктор Васильевич - Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, главнокомандующий

Меликов Сергей Алимович - Первый заместитель директора Росгвардии

Ченчик Сергей Михайлович - Начальник Главного штаба войск Росгвардии, первый заместитель директора

Захаркин Сергей Викторович - Статс-секретарь, заместитель директора Росгвардии

Борукаев Олег Борисович - Заместитель директора Росгвардии

Бабкин Юрий Александрович - Заместитель директора Росгвардии

Лебедев Сергей Анатольевич - Заместитель директора Росгвардии

Милейко Сергей Иванович - Заместитель директора Росгвардии

23 мая 2019 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении закон Президента России о совершенствовании службы в Федеральной службе войск национальной гвардии. Он позволит обеспечить сохранение и укрепление кадрового состава Росгвардии при переводе ее сотрудников на военную службу. Кроме того регулирует вопрос присвоения сотрудникам при поступлении на службу соответствующих специальных воинских званий, также сохранение и зачет сроков пребывания в званиях для присвоения очередных воинских званий. В частности сотрудники смогут переходить на службу без процедуры повторного прохождения квалификационных требований.

Структура Росгвардии

Внутренние войска МВД России

Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения

Специальные отряды быстрого реагирования (из территориальных органов МВД России)

Отряды мобильные особого назначения (из территориальных органов МВД России)

Органы управления и подразделения в сфере вневедомственной охраны МВД России (из МВД России)

Органы управления и подразделения, осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности УЛРР МВД России

О внесении в Госдуму законопроекта об усилении государственного контроля в области частной охранной деятельности Распоряжение от 28 января 2019 года №85-р. В целях усиления государственного контроля в области частной охранной деятельности проектом федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» предлагается исключить федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности из сферы регулирования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект об усилении государственного контроля в области частной охранной деятельности В целях усиления государственного контроля в области частной охранной деятельности проектом федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» предлагается исключить федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности из сферы регулирования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

5 сентября 2018 , О внесении в Госдуму законопроекта об установлении порядка принятия гражданами наградного оружия Распоряжение от 5 сентября 2018 года №1858-р. Цель законопроекта – усиление контроля за оборотом на территории России боевого огнестрельного оружия с нарезным стволом, полученного гражданами в качестве награды.

20 августа 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об установлении порядка принятия гражданами наградного оружия Цель законопроекта – усиление контроля за оборотом на территории России боевого огнестрельного оружия с нарезным стволом, полученного гражданами в качестве награды.

16 июля 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов предоставления военнослужащим дополнительного отдыха Законопроектом предлагается признать утратившими силу ряд законодательных норм, порождающих правовую коллизию в сфере предоставления военнослужащим-контрактникам дополнительного отдыха.

9 февраля 2018 , Вопросы органов правопорядка, следствия и прокуратуры О внесении в Госдуму законопроекта о дополнительных полномочиях войск национальной гвардии в сфере обеспечения безопасности на акваториях водных объектов Распоряжение от 9 февраля 2018 года №191-р. Законопроектом предлагается установить полномочия военнослужащих войск национальной гвардии по доставлению судов и физических лиц в российский порт или на специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку) за нарушение правил плавания и стоянки судов в запретных и временно опасных для плавания районах.

5 февраля 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о дополнительных полномочиях войск национальной гвардии в сфере обеспечения безопасности на акваториях водных объектов Законопроектом предлагается установить полномочия военнослужащих войск национальной гвардии по доставлению судов и физических лиц в российский порт или на специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку) за нарушение правил плавания и стоянки судов в запретных и временно опасных для плавания районах.

24 января 2018 , Антитеррористическая безопасность О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за невыполнение требований к антитеррористической защищённости объектов и территорий Распоряжение от 23 января 2018 года №63-р. Цель законопроекта – повышение качества государственного управления в сфере противодействия терроризму. Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищённости объектов и территорий, включая места массового пребывания людей, а также за воспрепятствование соблюдению таких требований лицами, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность выполнения этих требований, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.

25 декабря 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об административной ответственности за невыполнение требований к антитеррористической защищённости объектов и территорий Цель законопроекта – повышение качества государственного управления в сфере противодействия терроризму. Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищённости объектов и территорий, включая места массового пребывания людей, а также за воспрепятствование соблюдению таких требований лицами, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность выполнения этих требований, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

3 мая 2017 О внесении в Госдуму законопроекта о предоставлении права создания ведомственной охраны некоторым федеральным государственным органам Распоряжение от 3 мая 2017 года №843-р. Принятие законопроекта обеспечит правовую основу для создания Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации ведомственной охраны, позволит обеспечить надлежащую охрану их объектов.

24 апреля 2017 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о предоставлении права создания ведомственной охраны некоторым федеральным государственным органам Принятие законопроекта обеспечит правовую основу для создания Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации ведомственной охраны, позволит обеспечить надлежащую охрану их объектов.

14 февраля 2017 О внесении в Госдуму законопроектов о государственных пошлинах за выдачу лицензий и разрешений в сфере оборота оружия Распоряжения от 10 февраля 2017 года №238-р и от 9 февраля 2017 года №229-р. Законопроектами предлагается установить, что за выдачу (продление срока действия, переоформление) лицензий и разрешений в сфере оборота оружия вместо единовременных сборов будет взиматься государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Это позволит упростить администрирование доходов бюджета от выдачи лицензий и разрешений в сфере оборота оружия.

Об утверждении порядка проведения Росгвардией федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Постановление от 20 октября 2016 года №1067. Позволит создать организационно-правовой механизм проведения федерального государственного контроля (надзора) Росгвардией и её территориальными органами за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

5 апреля 2016 Президент России подписал указ о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации

Любое государство представляет собой сложную социально-политическую структуру, которая имеет множество характерных особенностей. При этом главным элементом любой страны является общество. Этот факт говорит о том, что государство объединяет огромные массы людей. Как мы понимаем, общество нужно не только использовать для модернизации страны, но еще и защищать. Ведь без людей, по сути, не станет государств. Этот основополагающий принцип люди понимали во все времена, что повлекло создание военной сферы жизнедеятельности. Её представители всегда пользовались большим почетом в обществе, потому что все понимали важность осуществляемых ими функций. Позднее от военного сектора отделился более узкий, правоохранительный.

На сегодняшний день эти сферы человеческой деятельности достаточно сильно развиты во всех без исключения государствах. К примеру, в Российской Федерации существует масса всевозможных ведомств и структур, которые реализуют функции по обеспечению безопасности государственного и общественного характера. Одной из них являются войска национальной гвардии России. На эту структуру сегодня возлагается большое количество важных задач. Помимо этого, войска являются относительно молодой организацией, о чем пойдет речь далее в статье.

Войска национальной гвардии: понятие

Внутренняя а точнее, её обеспечение является приоритетной задачей большинства силовых структур. В связи с этим войска национальной гвардии России являются военной организацией, основное назначение которых - это поддержание безопасности, а также обеспечение свобод и прав граждан РФ. Следует отметить, что подобные структуры сегодня существуют во многих государствах, а именно: США, Украине, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Хорватии и т. п. Долгое время во многих странах СНГ функционировали внутренние войска, которые стали прообразом современных подразделений национальной гвардии.

История организации

Войска национальной гвардии России имеют крайне интересную историю. Территория нашей державы, как мы знаем, во все времена была далеко не маленькой. Поддерживать порядок в стране было крайне сложно. Поэтому уже на ранних этапах развития страны начали появляться органы, которые осуществляли надзор за обществом и его деятельностью. К примеру, в имперский период существовали корпуса внутренней стражи. Подразделения занимались сбором податей и охраной общественного порядка. В 1836 году на основе внутренней стражи были созданы жандармские подразделения.

В период развития Советского Союза функции нацгвардии выполняли боевые отряды ЧК. После Великой Отечественной войны появляются специальные гвардейские соединения, ставшие впоследствии внутренними войсками МВД СССР. Они просуществовали вплоть до распада Советского Союза.

Внутренние войска и их отличие от национальной гвардии

Как уже указывалось ранее, современная военная организация национальной гвардии является относительно молодой. Она сформировалась лишь в 2016 году. До этого на территории РФ действовали внутренние войска, которые были «преемниками» аналогичных советских подразделений. На сегодняшний день многие считают, что национальная гвардия и ВВ - это одинаковые структуры с разными названиями. Данное утверждение является глубоким заблуждением. Суть в том, что внутренние войска - это Министерства внутренних дел РФ. В свою очередь, нацгвардия является военной организацией, которая подчиняется одноименному ведомству, которым является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Спектр задач в данном случае существенно расширяется. Если раньше основой деятельности были цели, поставленные МВД России, то на сегодняшний день организация имеет значительную свободу деятельности. Этот факт наглядно виден, если проанализировать задачи войск национальной гвардии.

Задачи организации

Войска национальной гвардии России реализуют на сегодняшний день достаточно широкий пакет различных функциональных задач. Все они направлены на обеспечение безопасности. Но также существуют некоторые специфические черты. Таким образом, основными задачами войск нацгвардии являются следующие:

Охрана правопорядка и обеспечение безопасности;

Охрана объектов, имеющих государственную важность;

Организация борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории России;

Обеспечение военного, чрезвычайного положения в случае их непосредственного введения;

Оборона территории России;

Содействие в работе погран органам ФСБ;

Контроль за соблюдением законности в сфере оборота оружия и осуществления охранной деятельности;

Охрана объектов, на которых действует особый режим.

В соответствии с нормативными документами, которые будут представлены далее, на войска могут возлагаться иные задачи, на основе решений Президента РФ.

Правовая база организации

Любое формирование, деятельность которого осуществляется непосредственно на территории России, должно иметь собственную нормативную основу. В противном случае подобная структура будет попросту нелегальной. Войска национальной гвардии также подчинены закону. Основными нормативными источниками деятельности организации являются следующие:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии России»;

Подзаконные акты.

Таким образом, специальная нормативная структура обеспечивает легальность деятельности национальной гвардии как формирования вооруженного или же силового.

Структура войск национальной гвардии России

Любая силовая организация является системной. Хорошо организованная позволяет намного эффективнее выполнять весь массив функциональных задач. В целом система нацгвардии Российской Федерации заимствована от некогда существовавших ВВ РФ. При этом формирование является структурным элементом иной, более обширной организации. На сегодняшний день это Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, о которой уже было упомянуто ранее в статье. Этот орган относится к силам обеспечения безопасности, что приравнивает его к специальным службам.

Стоит отметить, что непосредственное реформирование структуры национальной гвардии России продолжается по сей день. Специальная программа изменений рассчитана до 2018 года. Основной целью является введение в состав войск нацгвардии таких подразделений МВД, как СОБР и ОМОН. Что касается компоновки личного состава, то он будет наполняться людьми с высшим образованием.

ОДОН: значение аббревиатуры

Как и в любой военной организации, в национальной гвардии присутствует специальное, элитное по своей сути подразделение. Отдельная дивизия оперативного назначения является старейшим формированием подобного типа. Численность её личного состава составляет более десяти тысяч человек. Дивизия активно используется в различных специальных и контртеррористических операциях. Следует отметить, что представители подразделения также осуществляют обеспечение общественной безопасности на территории города Москвы и Московской области совместно с полицией.

Положение личного состава в нацгвардии

Представленное в статье военное формирование имеет несколько путей комплектования. На сегодняшний день численность войск национальной гвардии России составляет примерно триста тысяч человек. При этом в организации предусмотрена как государственная гражданская, так и военная служба. Таким образом, для осуществления тех или иных функциональных задач предусмотрены совершенно разные типы сотрудников.

Снаряжение организации

В своей деятельности войска национальной гвардии используют разные технические средства. Если говорить непосредственно об оружии, то оно представлено экземплярами российского и советского производства. В деятельности нацгвардии используются следующие экземпляры:

Пистолеты: ПМ, ПММ, ГШ-18, ПСС;

Пистолеты-пулеметы: ПП-2000, АЕК-919К;

Автоматы: АК74, АКСУ74У;

Снайперские СВД, ВСС, АСВК и т. п.

Как мы видим, оснащение подразделения гвардии отлично подходит для выполнения всех функциональных задач. Помимо того, войска национальной гвардии России, форма одежды которой схожа с ВВ РФ, также имеют в своем ведении специальную технику, а именно бронемашины, автомобили, вертолёты и самолеты.

Следует отметить тот факт, что представленная в статье организация оснащается специальными средствами. К числу подобных можно отнести оружие для борьбы с диверсиями под водой.

Символика войск национальной гвардии России

На сегодняшний день нацгвардия РФ не имеет официальной символики, потому что она находится на стадии разработки. Но учитывая тот факт, что представленная в статье организация является «потомком» внутренних войск, то символика данных структур, скорее всего, будет схожа.

Национальной гвардии России сегодня существует в набросках. Она представляет собой золотого двуглавого орла с короной на голове.

Итак, мы попытались рассмотреть особенности, структуру и техническое оснащение войск национальной гвардии. Будем надеяться, что в данной военной организации закончится процесс реформирования и она станет всецело действующим звеном, которое будет охранять права и свободы граждан Российской Федерации.