Русский язык в семье славянских языков. Функции русского языка в современном мире

Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

Русский язык

Класс 9

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 1. Русский язык в семье славянских языков (1 час)

Базовый уровень

Тип урок а: урок изучения нового материала.

Цель урока: 1 ) Дать представление о месте русского языка в семье славянских языков.

Задачи урока:1) Познакомить учащихся с группой славянских языков, показать место русского языка среди них .

2) Продолжить формировать умение работать с лингвистическим текстом.

3) Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты : оценивают собственную учебную деятельность, строят речевое высказывание, извлекают нужную информацию, делают обобщения и выводы, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование :учебник.

Ход урока:

I . Организационный момент .

II . Знакомство с учебником .

Учащиеся вместе с учителем ставят цели и задачи на новый учебный год. Учащиеся знакомятся с оглавлением учебника, условными обозначениями, справочными материалами. Учитель озвучивает требования к ведению тетрадей, к подготовке домашнего задания.

III .Актуализация знаний.

Вспомните, что такое эпиграф? Какова его роль? Прочитайте эпиграф на стр.3учебника. Как вы его понимаете? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сообщение темы урока.

IV .Объяснение темы урока .

Язык,как и человек, не может существовать сам по себе, у него тоже есть семья, родственники, т.е. родственные языки. Подобно тому, как есть похожие друг на друга люди, так есть и похожие языки. Они являются родственными, следовательно, у них есть общий предок. Это праславянский язык, на котором в далёкие времена говорили все славяне. До сих пор мы это можем наблюдать это сходство, сравнив написание и произношение слов.

Давайте обратимся к материалам упражнения 1,чтобы выяснить, какие языки являются родственные русскому языку, как проявляются родственные связи этих языков.

Ученики читают текст по абзацам, выделяя самую главную информацию.

Обобщим всё то, о чём мы говорили. Письменно ответьте на вопрос: «Почему похожи некоторые слова, принадлежащие к разным славянским языкам?» Закончите предложение: «Схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков объясняется тем,что…»

V . Закрепление изученного .

1)Внимательно рассмотрите рисунок на стр.4.Составьте по нему рассказ о группах славянских языков.(работа в парах)

2)Упр.3(устно). Задание: определить сходство русских слов с аналогичными словами славянских языков.

VI .Итог урока .

В конце урока мне хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева: « Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее»

Какие задачи мы ставили сегодня перед собой?

Какой результат получили?

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

VII .Домашнее задание : §1; упр.4(письменно), упр.5 (устно).

Методическое обеспечение урока:

2) Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2010.

ТЕМА: « Русский язык в семье славянских языков».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • познакомить учащихся с курсом русского языка в 8 классе;
  • сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков;
  • продолжить формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный текст по заданной схеме.

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент.

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Знакомство с учебником, целями и задачами изучения русского языка в 8 классе.

3. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая работа.

Записать под диктовку. Объяснить орфограммы. Чем являются выделенные слова?

Составить с любыми из записанных слов одно простое и одно сложное предложение, в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись , проникать, освещение,

трясущийся , извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

* Работа с упр. 1: чтение лингвистического текста, составление вопросов к тексту.

Вывод о родстве славянских языков. Подбор собственных примеров, доказывающих это родство.

  • Упр. № 2- анализ рисунка и комментарий к подобному изображению семьи славянских языков в виде ветвистого дерева.
  • Упр. № 3. – устно.

5. Формирование знаний, умений и навыков

Свободный диктант.

Все славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок к украинскому и белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на своем языке, свободно поймут друг друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грамматических формах.

Но и вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений. Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. Многие слова в различных славянских языках совпадают. Это слова представляющие наиболее древнюю часть славянской лексики. Эти слова до сих пор жизненно важны и наиболее часто употребляемы. Они обозначают родственные отношения. Части тела, названия частей суток.

6. Домашнее задание.

Параграф № 1., упр. 4 (1 часть-письменно, по 2 части составить собственное речевое высказывание на заданную тему)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

1. Записать словосочетания под диктовку. Объяснить орфограммы, имеющиеся в словах, обозначить морфему, в которой они находятся. Составить с любыми из записанных словосочетаний одно простое и одно сложное предложение, в в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Сиреневый туман, сильное землетрясение, извинился за опоздание, равнинная местность, сумрачный день, ледяной ветер, вымокли под дождем, удивительные цветы, праздничный салют, загорелые лица, преодолеет непроходимое болото, просвещает население, пробираются сквозь джунгли, любуешься зарей, умолять о помощи.

Язык как общественное явление, возникшее в процессе коллективного труда, непосредственно связан с мышлением, является орудием мышления.

Мысль, выраженная с помощью языка, становится известной другим людям. Язык возникает из потребности людей в обмене мыслями.

Язык является орудием развития общества: только при помощи языка можно организовать материальное производство, развивать культуру, науки и искусство.

Одним из важнейших признаков, отличающих ту или иную нацию, является национальный язык, возникающий и развивающийся вместе с возникновением и развитием народа.

В большой семье индоевропейских языков русский язык принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. Русский язык относится к восточной подгруппе славянских языков, в которую, кроме него, входят украинский и белорусский. Все три развились из одного источника – древнерусского языка, чем и объясняется их большая близость в звуковом составе, лексике и грамматическом строе.

К южнославянским языкам относятся болгарский, македонский, сербохорватский и словенский.

К западнославянским – польский, чешский, верхнелужицкий и нижнелужицкий (польские диалекты).

Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем и т.д. Все это объясняется их происхождением из единого праславянского языка, распадение которого произошло в V – VI вв. н.э.

Языковая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего языка племенного союза.

Следовательно, изначально племя объединялось на основе кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта.

Языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживается у отсталых народов даже в новое время.

Разобщение в пространстве в результате расселения с течением времени ведет к появлению различий в языке. Однако языки, восходящие к общему источнику, сохраняют общие корни и аффиксы, общие фонетические закономерности. Особенностью языкового развития человечества является возникновение родственных языков. Общий праязык являлся доказательством общего происхождения.

Важным компонентом языковой истории является возникновение и развитие индоевропейских языков.

Индоевропейскими являются названия рек Дон, Буг, Дунай, Черное море; береза – единственное индоевропейское название дерева; общие названия животных в индоевропейских языках - волк, гусь (эпоха палеолита).

В первой половине каменного века до IV-III тысячелет. До н.э. образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.

Рассмотрим образование трех групп славянских языков – западнославянских, южнославянских и восточнославянских.

Общеславянский (праславянский) язык состоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, расположенных южнее реки Припять, между реками Западный Буг и Днепр.

Общеславянский язык существовал много столетий: со 2 половины первого тысячелетия до н.э. до VI – VII вв. н.э. Индоевропейское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось.

В VI – VII вв. Н.э. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на Севере до Греции на Юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.

Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов, появлением новых слов.

Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков народностей, а затем и наций.

Древнерусская народность возникла на базе объединения восточнославянских племен. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом и сделал его столицей Киевской Руси (полян, кривичей и словен). Потом подчинились и другие (древляне, северяне, радимичи и др.). Киевская Русь создала государственность и культуру, способствовала превращению восточно-славянских племен в единый народ – древнерусскую (восточно-славянскую) народность со своим языком.

Народность как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка.

Древнерусский (восточнославянский) язык имел диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи. С падением Киева и развитием феодальных отношений возрастают диалектные различия.

На разных территориях стали возникать русская, украинская и белорусская народности. Среднерусские говоры стали основой народно-разговорного языка великорусской народности.

Далее с развитием нации (нации возникают, когда происходит экономическое сплочение территорий, возникновение внутреннего рынка при едином языке) образуются национальные языки: 1) путем развития готового материала, 2) путем концентрации диалектов, 3) путем скрещивания диалектов и языков.

Национальный язык хронологически более поздний, имеет более богатый словарный состав и более совершенный грамматический строй. Национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, а также литературно-письменной нормы.

Понятие о русском языке

Русский язык – язык русского народа, русской нации. Но это также язык и тех нерусских, которые считают русский язык родным языком.

По происхождению русский язык принадлежит восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

Восточнославянская группа выделилась из общеславянского языка к VI в. н.э.

Русский язык выделился из восточнославянского (древневосточнославянский, древнерусский) в XIV – XV веках.

Чтобы представить себе, как сложился русский литературный язык с его нормами, нужно обратиться к истории. К XIV – XV векам литературный язык был представлен двумя его типами: книжно-славянским и народно-литературным, сложившимся в древнерусский период. Книжно-славянский тип формировался в произведениях церковно-религиозного характера: проповедях и житиях святых. Книжно-славянский тип языка характеризовался преобладанием старославянских форм и лексики.

Народно-литературный тип сложился на основе народной восточнославянской речи, впитав в себя лексику и систему художественных средств устной народной поэзии. Образцы: летописи, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха».

Процесс сближения литературного языка с живой народной речью протекал в тесной связи с другим процессом – сближением литературного языка с деловым языком.

С XVII в. (в котором произошло экономическое слияние территорий, объединившихся в единое государство) начинается формирование русской нации и русского национального языка. В становлении национального языка переломным этапом стал XVIII в. – период бурного развития промышленности, переустройства государственных учреждений, подъем науки.

В области развития языка это было время усилившегося западноевропейского влияния. Литературный язык конца XVII – первой половины XVIII в. характеризуется большой пестротой. В нем переплетаются архаически-книжные, народно-разговорные, деловые элементы и многочисленные заимствования.

Поэтому на первый план выдвигается задача упорядочения литературного языка.

Огромная заслуга в преобразовании литературного языка принадлежит М.В. Ломоносову.

Языковая реформа Пушкина завершила эпоху формирования национального русского языка и общенациональных норм литературного языка и открыла новую эпоху – эпоху развития современного русского языка. Дальнейшее развитие литературного языка идет уже в рамках сложившихся национальных норм.

Национальный русский язык – явление чрезвычайно сложное и многообразное, заключающее в себе и литературный язык (высшее достижение речевой практики народа), и различные местные говоры, социальные жаргоны и просторечие. Как форма единой национальной культуры русских он представляет собой такую совокупность всех этих языковых средств, которая составляет определенную общность в произношении, словаре и грамматическом строе, что и отличает его от других, в том числе близкородственных языков.

В излагаемом курсе будет изучаться не вообще русский язык, безотносительно ко времени его существования, а именно современный язык. Однако выражение «современный язык» не следует понимать слишком узко, как язык только текущего времени или даже ближайших истекших десятилетий. Это понятие включает значительный период времени, в который не произошло заметных изменений в звуковом и словарном составе языка, в его грамматическом строе.

Таким образом, предметом изучения этого курса является русский язык, отраженный в произведениях русских писателей, деятелей науки и искусства со времени А.С. Пушкина до наших дней.

Предметом изучения является не просто современный русский язык, а современный русский литературный язык.

Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества, удовлетворяет очень сложные его потребности – потребности науки, просвещения, искусства, печати и всей письменности вообще.

Специфическая его особенность в отличие от диалектов и жаргонов состоит в предельной отработанности как результате выявления во всех русских говорах общих закономерностей, их обобщения и закрепления в качестве образца для общенародного языка. Это делает литературный язык общепонятным для всех говорящих по-русски.

Литературный язык не противопоставляется национальному языку: обобщая выразительные средства общенародного языка и являясь высшим достижением речевой культуры народа, литературный язык играет в составе национального языка ведущую роль.

Признаки литературного языка:

Полифункциональность;

Наличие письменности;

Наличие четкой зафиксированной нормы;

Историческая опора на какой-либо диалект (московские говоры);

Роль конкретной личности.

Формы литературного языка

Современный русский литературный язык имеет две формы проявления – письменную и устную, для которых характерны различные условия использования, разные «технические» средства, а также некоторые отличия в употреблении синтаксических конструкций и в подборе лексических средств.

Устная речь проявляется в непосредственном общении, рассчитана на слуховое восприятие. В состав её технических средств, кроме звучащего устного слова, входят также паузы и интонации, мимика, жесты, наличие которых допускает определенную «упрощенность» грамматического и фонетического оформления – преимущественное употребление простых синтаксических конструкций (неполные предложения), а также фонетических сокращений (напр. «здрасте», Алексансаныч). В устной речи допустимо ограниченное употребление внелитературной лексики: диалектизмов, просторечных слов, чаще используются экспрессивно окрашенные слова. Устная речь по форме обычно является диалогической.

Письменная речь, рассчитанная на зрительное восприятие, адресуется собеседнику не непосредственно, а через систему написанного. Её техническими средствами являются прежде всего буквы и знаки препинания, а также дополнительные приемы выражения смысла: раздельное, слитное написание слов, употребление знака ударения и некоторые другие. Возможность общаться не в данный момент, а через промежутки времени. Точность в выражении мысли. Речь монологическая.

Нормативность языка

Одна из важнейших особенностей литературного языка заключается в том, что он подчинен определенной норме.

Наиболее возможное единообразие в употреблении слов и их сочетаний, закрепившееся в языке того или иного периода и обязательное для всех членов общества, составляет литературную норму, которая проявляется в виде словарных, орфоэпических (произносительных) и грамматических правил. Для письменной речи обязательны также правила орфографические и пунктуационные.

Литературные нормы, как и все в языке, не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установившимся.

Технологическая карта урока по русского языку на тему «Русский язык в семье славянских языков» (программа М. М. Разумовской).

Разработчик конспекта: Харитонова Дарья Михайловна

Программа по русскому языку 5 - 9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов

Класс : 8

Тема урока : Русский язык в семье славянских языков

Тип урока : «открытия» новых знаний
Цели урока:

Деятельностная цель: формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный, правильно оформляя свои мысли.
Содержательная цель:
познакомить с историей возникновения русского языка; сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

    осознание роли русского языка в семье славянских языков

    понимание эмоций других людей, умение сопереживать

    уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Регулятивные УУД:

    самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать

    работать по плану, сверяя свои действия с целью

    владеть приемами обобщения, анализа, классификации

Познавательные УУД:

    делать выводы и заключения по итогам совместной работы класса и учителя

    находить ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные УУД:

    правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения

    умение слушать точку зрения другого

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык – история – литературное чтение – развитие речи

Оборудование : доска, мультимедийная приставка, схема «Языковое древо», Толковый словарь С. И. Ожегова, листы самоанализа.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный момент

(1-2 минуты)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами вводный урок. Я уверена, что после летних каникул на учебу вы пришли отдохнувшие, повзрослевшие. Сегодня всем вам уже по 14 лет, а кому – то и больше. А сколько вы думаете лет русскому языку?
Наш с вами язык выделился из древнерусского языка примерно в конце XIII - начале XIV века. Давайте посчитаем, сколько же ему лет.

Язык, который мы видим сегодня, складывался веками. Поэтому сегодня мы обратимся к истории родного языка.

Приветствуют, садятся. Внимательно слушают.

Один из учеников отвечает: «Русскому языку уже много сотен лет»

«Нашему языку 700 лет».

    Актуализация знаний

(4-5 минут)

Записываем число, «Классная работа».

У каждого слова есть своя история. Без слова трудно представить существование современного общества. Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вдумчиво и выразительно прочтем слова Александра Ивановича Куприна о языке, которые послужили эпиграфом к нашему занятию.

Как вы понимаете изречение писателя?
Свою точку зрения обоснуйте.

Обучающиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

Один ученик по выбору учителя читает эпиграф с экрана:

Слайд 1

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры».

Объясняют понимание изречения:

Становление языка есть путь, который проходит человек в своем развитии. Человек творит слово, следовательно, творит мир.

    Постановка учебной задачи
    (4-5 минут)

Пропустим одну строчку для темы урока, которую мы сформулируем чуть позже. Запишем слова под диктовку: прадед, прабабушка, предок, праязык, прародители, прародина

Что общего у этих слов?

Что обозначает эта приставка, какого ее лексическое значение?

Для более точного толкования обратимся к нашему
помощнику – Толковому словарю.

Так о чем мы будем говорить сегодня? О каком языке?

Так мы подошли к тебе нашего занятия о прошлом родного языка.

Запишем тему урока: «Русский язык в семье славянских языков».

Обучающиеся пропускают строку, записывают слова. Один ученик работает у доски. Ребята выделяют приставку ПРА –

Размышляют над лексическим значением приставки.

Обращаемся к словарю:

«при добавлении к существительным образует существительные со значением прямого родства определённой степени по восходящей или нисходящей линии»

Отвечают на вопрос:
Мы поговорим о предке родного языка, о праязыке.

Записывают тему урока

    «Открытие»
    нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания.

(7-8 минут)

Давайте обратимся к упражнению №1 в учебнике. Обратите внимание, на парте у каждого из вас есть карточка «языковое древо». Прочитайте внимательно текст.

Какой вывод вы можете сделать, сделав это упражнение?

Правильно, в связи с этим, как вы думаете, что мы будем изучать на данном уроке?

Замечательно,молодцы.

Один ученик читает текст громко и выразительно. Класс слушает и внимательно смотрит на раздаточный материал.

Причем у праславянского языка тоже есть прародитель - индоевропейский язык.

Класс внимательно слушает.

    Первичное

закрепление

(4-5 минут)

Вы очень внимательно слушали историю о становлении языковой системы.

А сейчас прошу закрыть учебники, убрать, выданную вам карточку, и схематично зарисовать «Языковое древо» себе в тетрадь.

Расскажите то, что вы запомнили из услышанного, опираясь на схему, которую кратко отразили в тетради. Ребята, слушаем внимательно, в случае дополнения, поднимаем руки.

Обучающиеся закрывают учебники, делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради.

Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают.

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)

Выполним упражнение №4, которое позволит нам узнать: насколько важно помнить и чтить историю народа, языка, а также вспомнить правила правописания и пунктуации. Прежде чем приступить к письменному заданию, давайте озвучим высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пишем, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Приступаем к работе.

Хорошо, теперь давайте проверим работу, выполненную на доске, и оценим ее. Внимательно посмотрите, все ли согласны?

Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает.

Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.

«Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее».

Класс проверяет работу ученицы.

Отвечают на вопрос аргументировано.

    Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)

Ребята, давайте подведем итог урока. Попробуем написать мини-сочинение на тему сегодняшнего занятия. Вам необходимо выбрать тему в зависимости от уровня сложности.

Ребята, выбравшие базовый уровень, пишут сочинение на тему «Русский язык в семье славянских языков», иначе говоря, обобщают пройденный сегодня материал. В своей работе вы обязательно должны ответить на следующие вопросы: Назовите предшественников русского языка? Какие языки являются наиболее родственными русскому? Зачем человеку знать историю родного языка? Также на доске перед вами записаны словосочетания, которые помогут вам в работе.

«праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык».

Учащимся, которые выбрали повышенный уровень, необходимо написать сочинение – рассуждение на тему эпиграфа занятия. Поразмышляйте над высказыванием А. И. Куприна и сделайте соответствующие выводы.

При наличии времени, несколько учеников зачитывают свои работы.

Сдаем тетради на проверку.

Выбирают уровень сложности выполнения задания

Пишут сочинение по теме

На экране прописано (Слайд 2)
Базовый уровень – «Русский язык в семье славянских языков»
1.Назовите предшественников русского языка?

2.Какие языки являются наиболее родственными русскому?

3.Зачем человеку знать историю родного языка?

Словосочетания-подсказки:

праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык

Повышенный уровень – «Русский язык и народ»

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры»

Слайд 3

«Критерии оценивания»

Базовый уровень – мах оценка 4

Повышенный уровень - мах оценка 5

Сдают тетради на проверку

    Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)

На вашей парте лежат листы самоконтроля, заполните, пожалуйста.

Сдаем листочки.

Сегодня мы очень плодотворно поработали. Все молодцы.

Записываем домашнее задание: ст. 6, упр. 5 (выписать определения из словаря предложенных слов), найти и выписать имена ученых, которые внесли вклад в развитие истории языка.

Спасибо за урок, можете идти!

Учащиеся заполняют листы самоанализа

(Приложение 1 )

Сдают листочки

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Лист самоанализа

    На уроке понравилось больше всего _______________________________________________________________________________________

    Мне показалось сложным ________________________________________________________________________________________

    Мне бы хотелось, чтобы на следующем уроке было больше (например, работы у доски, сочинений) _____________________________________

    Мое настроение на уроке (нарисуйте соответствующий смайлик)

Тема «Русский язык в семье славянских языков ».

1.Проверка д/з.

II .Лекция. Наш родной язык принадлежит к славянской группе языков индоевропейской семьи. С этой группы начинается наше путешествие по языковой карте мира.

Славянские языки могут считаться самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Их общий предок, который лингвисты называют праславянским языком, начал терять своё единство очень поздно, лишь в середине I тысячелетия н. э. До того предки славян были одним народом, пользовались очень близкими говорами и проживали где-то в Центральной или Восточной Европе.

Специалисты – лингвисты и историки – до сих пор спорят, где же всё-таки находилась прародина славян, т.е. территория, на которой они жили как единый народ и откуда разошлись, образовав отдельные народы и языки. Одни учёные помещают её между Вислой и средним течением Днепра, другие – между Вислой на востоке и Одером на западе. Сейчас многие специалисты считают, что прародина славян находилась а Паннонии, на Среднем Дунае, откуда они переместились на север и восток. Как одно из доказательств, что славяне были в Центральной Европе, приводят, например, лексическое сходство между славянскими языками и языками Западной Европы. Сравните, латинские и русские слова gostis –«гость», struere –«строить», fornus – «горн», paludes – «половодье». Проблема прародины славян весьма сложна, и её решение зависит от усилий учёных разных специальностей – историков, археологов, лингвистов, этнографов, фольклористов, антропологов. Языкознанию в этих поисках принадлежит особая роль.

В современном мире насчитывают от 10 до 13 живых славянских языков в зависимости от того, какой статус приписывается нескольким из них: самостоятельного языка или диалекта. Так, официальная болгаристика македонский язык самостоятельным не признаёт, рассматривая его как диалект болгарского.

Среди славянских языков есть и мёртвые, на которых уже никто не говорит. Таким был первый литературный язык славян. Русские называют его старославянским, а болгары – староболгарским. В его основе лежат южнославянские говоры старой Македонии. Именно на этот язык в IX веке переводили священные тексты греческие монахи – братья Кирилл и Мефодий, создавшие славянский алфавит. Их миссия по созданию литературного языка для всех славян стала возможна благодаря тому, что в те времена славянская речь была ещё относительно единой. Старославянский язык не существовал в виде живой народной речи, он всегда оставался языком Церкви, культуры и письменности.

Однако это не единственный мёртвый славянский язык. В западнославянской зоне, на севере современной Германии, некогда жили многочисленные и могущественные славянские племена. Впоследствии они были почти полностью поглощены германским этносом. Их непосредственными родственниками, вероятно, являются нынешние лужичане и кашубы. Исчезнувшие племена не знали письменности. Лишь один из диалектов – полабский (название образовано по имени реки Эльбы, по-славянски Лаба) – дошёл до нас в небольших словариках и записях текстов, сделанных в конце XVII – начале XVIII столетия. Это ценный, хотя довольно скудный источник знаний о славянских языках прошлого.

Среди славянских языков русский ближе всего к белорусскому и украинскому. Втроём они образуют восточнославянскую подгруппу. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих он занимает пятое место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому. Украинский в этой иерархии входят в первую «двадцатку», тоже принадлежит к очень крупным языкам.

Кроме восточнославянской подгруппы традиционно выделяются западнославянская и южнославянская. Однако если восточнославянские языки восходят к общему для них предку – древнерусскому (правосточнославянскому) языку, то этого нельзя сказать о двух других группах. Хотя языки каждой их этих подгрупп обладают целым рядом особенностей, сами подгруппы некоторые лингвисты склонны рассматривать нет как генетические, а прежде всего как географические единства. Когда западнославянская и южнославянская подгруппы формировались, наряду с процессами расхождения языков большую роль играли процессы их сближения.

III .Актуализация знаний. 1.Пунктуационный повтор: расставьте знаки препинания.

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись, скрипя и повизгивая, телеги, наполненные чёрным виноградом.

    Брат, ещё ничего не знавший, только что приехавший из отпуска, догнал меня и, не обгоняя, поехал рядом, прислушиваясь к тишине улицы.

2.Обобщение правила: от каких трёх условий может зависеть написание пре-, при-.

9. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..чудливый, пр..теснять, пр..сутствовать, пр..влекательный, пр..творяться, пр..мечать, пр...школьный, пр..крикнуть, пр..лестный, пр..рекаться, пр..следовать, пр..образовать, пр..помнить, пр..волье, пр..давил, пр..градить, пр..странные истории, пр..винтить ручку, уд..вительное пр..вращение,

10. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Определите значение приставок пре-, при-.

1.Мысль что, может быть, вижу её в последний раз пр…давала ей в моих гл..зах что(то) трогательное. 2.(Не) знаю солнышко (ли) её пр..грело или она брала сок из этой травки только видно было что ей очень хорошо. 3.Она изредк.. взмахивала крылышками и пр..жималась к цв..тку. 4.Лошади настораживают уши, р..здувают ноздри, как будто пр..нюхиваясь к свежему воздуху, которым пахн..е от пр..бл..жающейся тучи. 5.Вся окрес..ность мало(помалу) изм..няется и пр..нимает мрачный вид. 6.Там на з..ре пр..хлынут волны на брег песч..ный и пустой. 7.Она зап..рает дверь на ключ(?) пр..саживает(?)ся к большому письменному ст..лу и пр..двигает денежный ящик. 8.Пров..ряется, (не) забыто (ли) что, (не) требуется ли на что(нибудь) ответ или пр..каз. 9.Пут..шестве..ики ехали без всяких пр..ключений. (Н..)где (не) попадались им деревья, всё та (же) бе..конечная, вольная, пр..красная степь. 10.Пр..гвождена к позорному ст…лбу славянской совести старинной. 11.Мне нужно не просто извиненье а пр..одоление вины. 12.О, как пряно дыхание гв…здики, мне когда(то) пр..снившейся там.

Д/З. Лекция, задание №11. По «Школьному толковому словарю русского языка» установите лексическое значение данных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. По словам II части напишите сочинение-миниатюру.

I . Пребывать – прибывать, приемник – преемник, предел – придел, предать – придать, претворить – притворить, преходящий – приходящий, непременный – применить, превратный – привратник, преуменьшить – приуменьшить, преумножать – приумножать, преступник – приступить, презирать – призирать.

II . Преамбула, прецедент, претензия, премьер, претендент, престиж, препозиция, прелюдия, президент, президиум, превалировать, превратный, привилегия, примадонна, примас, примитив, принципиальный, приоритет.

Повторить правило Ъ и Ь, И – Ы после приставок.

Пребывать – прибывать,

Приёмник м.р, ед.ч.

    Устройство для приёма, собирания в нём чего-либо.

    Устройство, применяемое в радиотехнике для приёма сигнала.

    Учреждение, куда временно помещают кого-либо для дальнейшего расследования.

Преемник м.р, ед.ч

    Тот, кто получил преемственность от кого-либо, какие-либо права, общественное положение, общественные обязанности.

    Продолжатель чьей-либо деятельности, каких-либо традиций.

    Тот, кто занял место, должность своего предшественника.

предел –

Придел м.р, ед.ч

    Устар. Пристройка, пристроенное помещение, меньшая часть помещения.

    Пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.

предать – придать,

Претворить

    Превратить во что-либо, придать чему-либо иной вид, иное содержание.

    Осуществить на деле, реализовать.

притворить

Преходящий – Такой, который быстро проходит; временный, недолговечный.

приходящий, непременный – применить, превратный – привратник, преуменьшить – приуменьшить, преумножать – приумножать, преступник – приступить, презирать – призирать.

II . Преамбула ж.р, ед.ч (от фр. preambule – идущий впереди)

Вводная часть конституции, международного договора или иного важного акта, в котором содержится указание на обстановку, послужившую поводом к изданию соответствующего акта.

Прецедент

Претензия ж.р. ед.ч. (позднелатинское preaetensio )

    Заявление права на обладание чем-либо, получение чего-либо.

    Требование, жалоба, выражение неудовольства.

    Стремление приписать себе несвойственные качества и добиться признания их другими людьми.

Претендент м.р., только ед.ч. (лат. praetendens )

Тот, кто претендует на что-либо.

Престиж м.р., только ед.ч. (фр. prestige )

Препозиция

Прелюдия (лат. praeludere сыграть прежде, наперёд)

    Инструментальная пьеса свободного склада, являющаяся вступлением к другим пьесам.

    Перен. Вступление, введение, предвестие чего-либо.

президент, президиум

Превалировать новое (нем. pravalieren )

Преобладать, иметь претензии, перевес.

Превратный

Привилегия ж.р. (лат. privilegium )

Исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо.

Примадонна (итал. primadonna – первая дама)

Певица, исполняющая первые партии в опe ре или оперетте.

примас, примитив, принципиальный

Приоритет м.р., только ед.ч. (нем. prioritat )

    Первенство в каком-либо открытии, изобретении.

    Преобладание, первенствующее значение чего-либо.