Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы

1. В русском языке гласные под ударением не изменяются и
произносятся четко и ясно. Ударение в слове только одно (иск­
лючение составляют сложные слова, в которых одно ударение
главное - четкое, а второе слабое: водонепроницаемый,
обоюдоострый
и др.). Ударный гласный отличается от безудар­
ного высотой и длительностью (ударный звук более долгий).

Как было сказано выше, все безударные гласные звуки про­износятся короче. Долгота или краткость безударных гласных аав исит от позиции по отношению к ударному слогу: чем даль- 016 находится звук от ударного слога, тем он короче.

2. Гласные о, о, е, я изменяются количественно и качествен-
в °; гласные и, э, у, ю, ы изменяются только количественно, т.е.


В безударном положении произносятся короче по отношению к

ударному слогу.

Примечание. Гласный э встречается в немногих словах: в местоимениях это, эта, этот, поэтому, в междометиях эх, эй, а также в словах и именах собственных, заимствованных из других языков, например: этаж, эталон, эшафот, Эльза, Эве­лина и др. Задание

Произнесите вслух слова и обратите внимание на различия в произношении гласных и, э, у,ю,ыв ударном и безударном по­ложении:

эскалатор элипс

электрический эльф
рисовать лист

вырывать выпад

лужёный сук

людоед салют

3. Гласные а и о в предударном слоге (непосредственно пе­ред ударным) и в начале слова, независимо от места, занима­емого по отношению к ударному слогу, произносятся как а, но несколько короче. В транскрипции этот звук имеет обоз­начение [о]. Задания

1) Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог, запом­ните произношение предыдущего звука, который звучит как а:

произносится

[а]строном

[а]гроном

[а]вторизованный

[а]тодвигать

[а]бразование

[а]бращёние


4. Безударные гласные а и о на втором и третьем месте перед ударением и в заударных слогах подвергаются количест­венному и качественному изменению (редукции) и звучат как звук, средний между а и ы. В транскрипции этот звук имеет условное обозначение [■*].

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным звучанием редуцированного звука [ъ] вза­мен а и о на втором и третьем местах перед ударением:

пишется произносится пишется произносится

парадокс п[ъ]радокс города г[ъ]орода

карантин к[ъ]рантйн борода б[ъ]рода

карандаш к[ъ]рандаш золотой з[ъ]лотой

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением редуцированного звука в конце слов - [-&]:

пишется произносится пишется произносится

пальма пальм[ъ] осторожно осторожн[ъ]

больница больнйц[ъ] болото болот[ъ]

ворона ворон[ъ] голодно голодн[ъ]

только тольк[ъ] сколько скольк[ъ]

несколько нёскольк[ъ] нисколько нискольк[ъ]

(Последние восемь слов включены, потому что часто в них пропускают мягкий звук л и вместо только, сколько, несколь­ко говорят: ток[ъ], нескок[ъ], скок[ъ] и т.п.

ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ е, я

5. Безударные гласные е, я после мягких согласных в пер­вом предударном слоге произносятся как звук, средний между кие. В транскрипции он условно обозначается как [ие]. Такой же звук произносится вместо гласного а после мягких соглас­ных ч и щ.

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением безударных я,еи гласно­го а после согласных ч и щ:

Пишется произносится пишется произносится

в[ие]зать

л[ие]гать

м[ие]снйк

щ[ие]дйть

щ[ие]вёль

пощ[ие]дйть

йЩОЬа ч^»ю\шукт

6. Безударные гласные е, я в начале слова и после гласных в середине слова (в первом предударном слоге) произносятся как звук, средний между и и е с предшествующим ему й. В тран­скрипции он условно обозначается как .

пишется произносится

тяготение т[ь]готёние

лягушонок л[ь]гушонок

мясорубка м[ь]сорубка

пятилетка п[ь]тилётка


поле пол[ь] доля дол[ь]

горе гор[ь] воля вол[ь]

8. Безударные гласные е, я, которые находятся в начале сло­
ва, но далеко от ударного слога, произносятся как редуцирован­
ный звук ь с предшествующим й. В транскрипции он обознача­
ется как [йь].

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением безударных гласных е, я - как [йь]:

пишется произносится пишется произносится

Енисей [Йь]нисёй ярлычок [йь]рлычок

европеец [йь]вропёец ядовитый [йь]довйтый

егоза [йь]гоза ягуар [йь]гуар

естество [йь]стество яровизация [йь]ровизация

Иногда безударные гласные е, я произносят как и (так назы­ваемое «иканье»). Часто также встречается неправильное произношение гласного я - его произносят одинаково как в ударном, так и безударном слогах. Эти достаточно диалектные явления необходимо исправлять.

9. Гласный и в качестве союза, стоящего после слова, кото­
рое оканчивается на твердый согласный и гласный и в начале
слова, если тому предшествует слово, которое оканчивается на
твердый согласный, а также после предлогов к, в, с, из, перед
и др. переходит в ы.

Произнесите фразы, следя за тем, чтобы и звучал как ы:

пишется произносится

как вы, так и мы как вы, так [ы] мы

вот и мы вот [ы] мы

отправились в Испанию отправились в [ьфпанию

ушел из института ушел [ы]з [ы]нститута

читаю с интересом читаю с [ы]нтересом

вот именно вот [ы]менно

Если же во фразе между словами должна быть по смыслу пау­за, например, в названии произведения, то гласный и произно­сится в таких случаях без изменения:

Произносится
пишется f

враг и друг враг / и друг

Чертопханов и Недопюскин Чертопханов / и Недопюскин
лес и степь лес / и степь

Нарушение правила перехода ивы является очень распро­страненным. Особенно много делается ошибок в сочетании с предлогом в, например, говорят: «иду винститут», «еду Вита­лию», «живу визбушке» вместо: [иду вынститут], [еду выта-лию], [живу вызбушке].

10. В русском языке много звукосочетаний из двух безудар­ных гласных: аа, оо, ао, оа, ay, оу, аи, ои, ей, ео, еу, еа. Эти зву­косочетания встречаются в словах, а также на стыке слов, ког­да одно слово оканчивается на безударный гласный, а другое начинается с безударного гласного.

а) сочетания безударных гласных аа, оо, ао, оа произносятся

как два а: аа:

пишется произносится

заасфальтировать заасфальтировать

наобум наабум

воображение ваабражёние

заострение заастрёние;

б) в сочетаниях безударных гласных ау, оу, аи, ои, гласные а и о произносятся как редуцированный звук, в транскрипции имеющий обозначение [ »]:

пишется произносится пишется произносится
наугад н[ъ]угад поисковая п[ъ]исковая

поудобней п[ъ]удобней наискосок н[ъ]искосок

в) в сочетаниях безударных гласных ей, еу, еа, ео гласный е произносится как редуцированный звук, и в транскрипции име­ет обозначение [ь]:

пишется произносится

неинтересный н[ь]интерёсный

неудобный н[ь]удобный

необразованный необразованный

реализация р[ь]ализация


Для освоения произношения безударных гласных в указан­ных выше звукосочетаниях проговорите вслух следующие фра­зы. Но прежде чем их произнести, обдумайте каждую и реши­те, что вы хотите сказать, с какой целью и с каким отношением к высказываемой мысли. Также обратите внимание на знаки препинания.

аа,оо, ао, оа: аа

Живут на островах. Иду по Арбату.

Входите по одному! Отправляюсь за авансом.

Богатое воображение! Прочтите на обороте.

ау,оу:ьу

Несмотря на упреки. Работать по ударному!

Спасибо за удовольствие. Действую по убеждению!

Ответите Всем на удивление,
за укрывательство.

аи,ои: ьи

Посмотрите Лекции по иконографии.

на иллюстрации!

Трудные наименования. Действовать по инерции.

ей,еу: ьи, ьу

Неиссякаемая энергия. Неуживчивый характер.

Неизъяснимое волнение! Неужели сделали?

Неизбежный конец! Не уединяйтесь!

ео,еа:ьа

Необоснованное заявление! Она не актриса!

Необыкновенное сооружение. Это не аргумент.
Говорил неоднократно. Это не оригинально.

РАБОТА НАД УДАРЕНИЕМ В СЛОВЕ

Знакомство с правилами современного литературного произ­ношения - первый шаг в работе над техникой речи. Для того чтобы научиться говорить правильно, нужно специально тре­нироваться в запоминании правил произношения и ударения в русском языке.

Изучая литературное произношение, надо овладеть умени­ем наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружаю­щих. Речь преподавателя, естественно, является образцом для студентов.

Необходимо прослушивать записи выступлений актеров, чте­цов, речь которых может служить образцом правильного про­изношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению вы­ступления специалистов по лингвистике, посвященные вопро­сам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо тренироваться, закреплять правила произношения на практике.

На первоначальных этапах полезно пользоваться магнито­фоном: записывать свою речь, потом прослушивать, сверять с образцами и затем повторять запись, стараясь исправить заме­ченные отклонения от нормы. Слушая себя «со стороны», легче замечать собственные ошибки.

Освоение ударения в слове требует выработки определенных навыков и большой затраты времени.

Мы предлагаем задания, выполняя которые вы должны бу­дете размышлять над тем, на каком слоге поставить ударение, как произнести слово, имя, фамилию. Задания на ударение со­четаются с заданиями на применение различных правил орфо- " эпии.

Полезно, чтобы студенты, расставив ударения и проверив предварительно правильность своего произношения, слушали и контролировали друг друга.

При чтении книги, слушании речи окружающих у вас мо­гут возникать вопросы, связанные с постановкой ударения, с произношением того или иного слова. Поэтому целесооб­разно завести небольшой словарик и записывать туда слова, произношение которых вызывает сомнения. Проверять пра­вильность «сомнительных слов» следует по словарю-справоч­нику.


1. Проставьте ударение в словах. Если возникнут затрудне­ния, проверьте ударение по словарю-справочнику.

2. Если значение какого-либо слова вам будет не понятно, сверьтесь со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова.

3. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых встреча­ются звуки о и а в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге.

4. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых звуки о и а встречаются в безударном положении во втором и третьем предударных слогах.

5. Выпишите и произнесите вслух слова со звуками е и я в безударном положении в начале слова, в первом и втором сло­гах перед ударным. Ответьте на вопрос, есть ли разница в про­изношении безударных еияв начале слова, в первом предудар­ном слоге и во втором предударном слоге.

6. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых со­гласные звуки т, д,р, с перед гласным е произносятся твердо.

7. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых звуки т, д, р, с в соответствии с правилами русской орфоэпии перед гласным е произносятся мягко.

8. Отметьте слова, которые всегда пишутся одинаково, но в которых изменение ударения меняет их значение.

Аргумент. Автобус. Алиби. Афера. Автобус. Алкоголь. Алфа­вит. Ангажировать. Абитуриент. Занял, заняла, заняли. От­дал, отдала, отдали. Отнял, отняла, отняли.

Афиняне. Египтянка. Еритик. Ксендз, ксендза, ксендзу. Мо­нолог. Эпилог. Диалог. Ободранный, обдран; ободрано, ободраны. Ободрать, ободрал, ободрала, ободрало, ободрали.

Ворожея, ворожеи. Заговор (разные значения). Договор. При­говор. Звоню, звонишь, звонит; звоним, звоните, звонят. От-

Основной закон орфоэпии в разделе произношения гласных звуков русского языка – закон редукции (ослабленной артикуляции) всех безударных гласных.

В русской речи лишь ударные гласные произносятся в полном соответствии с фонетической нормой. Все безударные гласные произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, а иногда даже заменяются другими гласными, также редуцированными. Так, гласные А и О в начала слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг – [а]враг, автономия – [а]вт[а]номия, молоко – мол[а]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв О и А после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова – г[ъ]лова, сторож – стор[ъ]ж.

Упр. 55. Произнесите следующие слова в соответствии с нормами литературного языка: не открывая широко рот при произнесении звука [a] в первом предударном слоге и не увеличивая его длительность, как это нередко делается жителями Воронежа.

Моло ко, гово рят, ска жи, хо чу, за чем, мо рковь, ста кан, Во ронеж, по дарок, по шел, по лет, литера тура, ба ран, тра ва, ра йон, Мо сква, сло ва, ба ланс, до веренность, ко нтракт, мо раль, но тариус, о казия, по сланник, ра списка..

Упр. 56 . Произнесите следующие слова, отметьте знаком фонетической транскрипции, какой звук произносится на месте выделенной буквы.

Па ром, во дой, ко пать, о стыть, хо ровод, о гонь, до быча, со сна, на таскать, коло кол, запа х, о блава, ра нение, бата рея, ко нцерт, дело , о перация, о пекун, соко л, халатно сть, адекватно , много , а ренда, а рендовать, а тмо сфера, бла го тво рительность, ка ндида тура, ка та строфа, про во кация.

Аканье (т.е. неразличение в безударных слогах звуков, передающихся буквами О и А) является яркой отличительной особенностью русского литературного произношения. Произношение, отличное от литературного, встречается в территориальных диалектах, говорах. Так, в севернорусских говорах возможно употребление звука [о] в безударных слогах (в этом случае произношение совпадает с написанием буквы О). Такое произношение называется оканьем .



Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами Е и Ё после мягких согласных иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква Ё изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы Е или Ё приходится запоминать

Запомните произношение следующих слов:

Е [ , э] Ё [ , о]

атлЕт блЁклый

афЕра затЁкший

бытиЕ манЁвры

забрЕдший платЁжеспособный

зЕв свЁкла

отцвЕтший остриЁ

опЕка дарЁный

осЕдлый никчЁмный

преЕмник новорождЁнный

разновремЕнный наЁмник

Упр. 57. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? При выполнении упражнения пользуйтесь орфоэпическим словарем. Произнесите слова несколько раз.

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, одновременный, одноименный, преемник, разновременность, старьевщик, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, облекший, обнесший, принесший, планер, местоименный, новорожденный, оседлый, платежеспособный.

Упр. 58. Определите значение слов в зависимости от произношения. Составьте с ними словосочетания.



Железка – желёзка; истекший – истёкший; небо – нёбо; падеж – падёж; оглашенный – оглашённый.

Основные законы произношения согласных - оглушение и уподобление .

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова (например: хлеб - хле[п], сад - са[т], дивиденд - дивиден[т] ). Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи.

В сочетании звонкого и глухого согласных или глухого и звонкого первый из них уподобляется второму, т. е. происходит либо оглушение первого звука (например: пробка - про[п]ка, ножка - но[ш]ка ), либо его озвончение (например: сдача - [з]дача, сгубить - [з]губить ). Перед согласными [л], [м], [н], [р] и [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания.

ЧН произносится как [чн] в большинстве слов русского языка. Особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившемся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).

ЧН произносится как [шн] в следующих словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Лукинична, Фоминична и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шн]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, порядо[шн]ый и порядо[чн]ый.

В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар - серде[шн]ый друг.

Сочетание ЧТ в современном русском языке произносится как [шт] в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и др.), кроме слова нечто [чт]. Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [чт]: мечта, почта, ничтожный .

В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения пред Е согласные смягчаются: ка[т"]ет, па[т"]ефон, [с"]ерия, [р"]ектор. Всегда перед Е смягчаются заднеязычные согласные Г, К, Х: па[к"е]т, [г"е]рцог, с[х"е]ма. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: [л"е]ди, мо[л"е]кула, ба[л"е]т. Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед Е сохраняется: о[тэ]ль, ко[дэ]кс, биз[нэ]с, [тэ]ст, бу[тэ]рброд, сви[тэ]р.

Нормы ударения

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющимися его особенностями в русском языке. Первая особенность русского ударения состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове. Такое ударение называют свободным (разноместным) , оно может быть на любом слоге слова: первом (воля, город, острый), втором (свобода, природа, писать, красивый), третьем (молодой, молоко, часовщик).



Второй особенностью русского ударения является его подвижность , его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - понял , а в женском роде - на последний - поняла . Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке очень много. Обычно перенесение ударения связано с употреблением определенной грамматической формы.

Третью особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени.

Слова призрак, символ, автограф, автобус, агент, агония, эпиграф, пахота, разоружить, магазин, случай и др. в ХIХ веке имели другое ударение, которое сейчас расценивается как устаревшее.

4. Равноправные и неравноправные варианты слова.

Процесс изменения ударения происходит и в наше время. В результате этого процесса некоторые слова имеют два варианта постановки ударения. Варианты слова, различающиеся постановкой ударения, могут быть равноправными инеравноправными.

Равноправные варианты одинаково правильны, нормативны: пе"тля т - петля", ба"ржа - баржа", те"фтели - тефте"ли . Подобных равноправных вариантов в современном русском языке немного.

Неравноправные варианты бывают двух видов.

В первом случае один вариант признается основным, предпочтительным, а второй оценивается как дополнительный, менее желательный, но все-таки находящийся в пределах литературного языка, Такие допустимые варианты используются в разговорной речи или являются устаревшими. Например: кулина"рия - доп. кулинари"я (разг.), о"тдал - доп. отда"л (разг.), украи"нский - доп. укра"инский (устар.), индустри"я - доп. инду"стрия (устар.), собра"лся - доп. собрался" (устар.) . Следует иметь в виду, что слова с разговорным вариантом ударения недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения. Ср., например, варианты догово"р, догово"ры (лит.) и до"говор, договора" (разг.).



Второй тип неравноправных вариантов касается случаев, когла один вариант является литературным, нормированным, а второй находится за пределами литературной нормы. Нелитературными (неправильными) являются просторечные и жаргонные варианты ударения. Например: докуме"нт - доку"мент (прост.), кварта"л - ква"ртал (прост.), нача"ть - на"чат (прост.), добы"ча - до"быча (жарг.) К разряду нелитературных относятся варианты, специфическое ударение в которых традиционно принято только в какой-либо узкопрофессиональной среде. В любой другой обстановке подобные варианты воспринимаются как ошибка. Например: и"скра - искра" (у инженеров), эпиле"псия - эпилепси"я (у медиков), ко"мпас - компа"с (у моряков), шасси" - ша"сси (у летчиков).

Упр. 13. Определите, какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? Там, где необходимо, поставьте две точки над е. Пользуйтесь справочными материалами и орфоэпическим словарем.

Афера, белесый, бытие, гололедица, запорошенный, затекший, короткошерстный, местоименный, многоженец, недоуменный, новорожденный, обыденщина, одновременный, одноименный, опека, оседлый, острие, осужденный, отключенный, отцветший, оцененный, переоцененный, платежеспособный, побеленный, прирученный, разновременный, свекла, старьевщик, щелка.

Упр. 14. мРаспределите слова на 3 группы: 1) произношение сочетаний чн, чт как [шн, шт]; 2) произношение как [чн, чт]; 3) с вариантным произношением чн как [чн] и [шн].При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарём.

Двоечник, Ильинична, конечно, копеечный, маскировочный, молочный, нарочно, нечто, Никитична, молочный, непорядочный, потому что, пряничный, пшеничный, Саввична, сердечный (удар), сердечный (друг), скворечник, скучно, справочный, чтобы, яичница.

Упр. 15. Определите характер произношения согласного перед Е. Распределите данные слова на 2 столбика: слова с твердым произношением согласного перед Е и с мягким произношением. Отдельно укажите слова с вариантным произношением. Проверьте по орфоэпическому словарю.

Академия, брюнет, девальвация, декада, деканат, де-юре, де-факто, диспансер, идентичный, интервью, кодекс, коктейль, коллоквиум, конгресс, консенсус, кофе, кредо, крем, критерий, купейный, майонез, музей, пресса, пресс-конференция, протеже, свитер, сессия, тезис, тема, тембр, темп, тенденция, тент, теннис, терапевт, тест, тире, шатен, шоссе, экстерн, эссенция, эстет, эффект.

Упр. 16. Распределите слова на две группы в зависимости от произношения двойного согласного. Влияет ли место ударения на произношение двойной согласной? При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарём.

Аккорд, аккуратный, антенна, ассистент, ассоциация, ванна, грамматика, грипп, группировать, дифференцировать, коэффициент, корреспондент, классный, масса, металл, миллиард, оперетта, пассажир, суббота, симметричный, терраса, трасса, эффект.

Упр. 17. Расставьте ударения в следующих словах. При затруднениях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Алфавит, асимметрия, афера, баловать, балованный, бюрократия, вероисповедание, восковые (мелки), (купить) втридорога, газированный, гербовый, глазированный, грунтовая (дорога), двоюродный, диспансер, договор, добыча, досуг, завидно, звонит, звонишь, закупорить, избалованно, жалюзи, каталог, квартал, кладовая, колледж, компас, крапива, красивее, маркетинг, мастерски, мусоропровод, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, отчасти, пиццерия, позвонит, ракушка, сомкнутый, сосредоточение, средства, углубить, украинский, феномен, ходатайство, хозяева, щавель.

Упр. 18. Поставьте ударение. Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

1.Весёлый – веселы, весел, весело, весела; дешёвый – дешевы, дешев, дешево, дешева; дорогой – дороги, дорог, дорого, дорога; правый – правы, прав, право, права; молодой – молоды, молод, молодо, молода;

2.Взятый – взяты, взят, взято, взята; проданный – проданы, продан, продано, продана; начатый – начаты, начат, начато, начата; принятый – приняты, принят, принято, принята; созданный – созданы, создан, создано, создана;

3. Брать – брали, брал, брало, брала; взять – взяли, взял, взяло, взяла; занять – заняли, занял, заняло, заняла; начать – начали, начал, начало, начала; понять – поняли, понял, поняло, поняла.

Упр. 19. От существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Образец: премия – премировАть, премирОванный.

Копия, бронза, марка, норма, броня, пломба.

Упр. 20. От данных существительных образуйте форму родительного падежа единственного числа и поставьте ударение.

Бант, герб, дверь, гуляш, торт, гусь, жезл, торт, ясли-сад.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормы называются орфоэпическими?

2. Каковы характеристики русского ударения?

3. Какие функции присущи русскому ударению?

4. Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

5. Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

6. Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

7. Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

Тестовые задания

1. Верным является ударение в формах глаголов:

А) нацедИть

Б) наклИкать

В) кАшлянуть

Г) звОнит

2. Верным является ударение в существительных:

А) бюрократИя

Б) жалюзИ

В) фенОмен

Г) намЕрение

3. Верным является ударение в прилагательных:

А) плесневЕлый

Б) овсЯный

В) одноврЕменный

Г) украИнский

Это правила произношения гласных и согласных звуков.

Произносительные нормы современного русского литературного языка складывались веками, меняясь. Так, например, в Древней Руси все население, говорившее по-русски, окало, т.е. произносило звук [о] не только под ударением, но и в безударных слогах (подобно тому, как это происходит и в наши дни в диалектных говорах Севера и Сибири: в[о] да, др[о] ва, п[о] йду и т.д.). Однако оканье не стало нормой национального русского литературного языка. Что же этому помешало? Изменение состава московского населения. Москва в XVI-XVIII вв. принимала многих выходцев из южных губерний и вбирала черты южнорусского произношения, в частности аканье: в[а] да, др[а] ва, п[а] йду . И это происходило как раз в то время, когда закладывались прочные основы единого литературного языка.

Поскольку Москва и впоследствии Петербург были столицами государства Российского, центрами экономической, политической и культурной жизни России, сложилось так, что в основу литературного произношения было положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые черты петербургского.

Для успешного овладения орфоэпическими нормами необходимо:

    1) усвоить основные правила русского литературного произношения;

    2) научиться слушать свою речь и речь окружающих;

    3) слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

    4) осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

    5) исправлять ошибки путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Полный стиль характеризуется:

    1) соблюдением требований орфоэпических норм;

    2) ясностью и отчетливостью произношения;

    3) верной расстановкой словесного и логического ударения;

    4) умеренным темпом;

    5) правильными речевыми паузами;

    6) нейтральной интонацией.

При неполном стиле произношения наблюдается:

    1) чрезмерное сокращение слов, выпадение согласных звуков и целых слогов, например: щас (сейчас), тыща (тысяча), килограмм помидор (килограммов помидоров) и др.;

    2) нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний;

    3) сбивчивый темп речи, нежелательные паузы.

Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

Некоторые трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

Произношение гласных звуков

    В произношении ряда слов типа афера, опека, гренадер, шерстка, блеклый и т.п. возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е/ё , так как для их обозначения употребляется только один графический символ - е . Такое положение приводит к искажению фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок.

    Список слов с ударным гласным [э]:

      афе ра

      бреве нчатый

      бытие

      голове шка

      гололе дица

      горше чный

      гренаде р

      едино-, ино-, одно-, соплеме нный (но: много-, разноплемё нный)

      житие

      исте кший (год); но: истё кший (кровью)

      Киево-Пече рская лавра

      недоуме нный

      опе ка

      осе длый

      произве дший

    Список слов с ударным гласным [о]:

      блё клый

      жё лчь; жё лчный (доп. [жэ])

      жё лоб

      забытьё

      манё вр; манё вренность

      никчё мный

      одноимё нный

      остриё

      поимё нный

      тенё та

      щё лка

  1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного орфографического «о» вместо звука, близкого в произношении к [а] , произносится звук [о] : бомонд, трио, боа, какао, биостимулятор, авизо, оазис, реноме . Произношение слов поэзия, кредо и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударный [о] как вариант литературного произношения: Шопен, Вольтер и др.

Произношение согласных звуков

    Согласно старомосковским нормам, орфографическое сочетание -чн- произносилось как [шн] в словах булочн ая, нарочн о, копеечн ый, пустячн ый, сливочн ый, яблочн ый и др. В настоящее время произношение [шн] сохранилось лишь в некоторых словах: конечн о, скучн о, яичн ица, очечн ик, горчичн ик, пустячн ый, скворечн ик, девичн ик . В подавляющем большинстве других слов на месте буквосочетания -чн- произносится [ч’н] : игрушечн ый, сливочн ый, яблочн ый, закусочн ая, рюмочн ая и т.д. Кроме того, по нормам русского литературного языка, буквосочетание -чн- всегда произносилось и произносится как [ч’н] в словах книжного происхождения, например: алчн ый, вечн ость, беспечн ый , а также в словах, не так давно появившихся в русском языке: отличн ик, маскировочн ый и др.

    Произношение [шн] сегодня сохраняется в женских отчествах, оканчивающихся на -ична : Никитичн а, Ильиничн а и т.п.

    Буквосочетание -чт- в слове что и в производных от него произносится как [шт] : [шт] обы, кое-[шт] о, [шт] о-нибудь, ни[шт] о . В слове нечто звучит [ч’т] .

    Сочетания букв жж и зж могут произноситься как долгий мягкий звук [ж’ж’] в соответствии со старомосковским произношением: во[ж’ж’] и, дро[ж’ж’] и, позже - по[ж’ж’] е и др. Однако в настоящее время мягкий [ж’ж’] в таких словах вытесняется твёрдым [жж] : во[жж] и, дро[жж] и, позже - по[жж] е и др. Мягкий долгий [ж’ж’] рекомендуется для сценической, а также радио- и телевизионной речи.

    В произношении слова дождь преобладает вариант до[шт’] при сохраняющемся, но устаревающем до[ш’ш’] . В других формах этого слова в современном русском языке закрепилось звукосочетание [жд’] : до[жд’] я, до[жд’] и .

Произношение заимствованных слов

    В позиции перед звуком [э] , обозначаемым на письме буквой е , в заимствованных словах произносятся как мягкие, так и твёрдые согласные, например: детектив - [дэтэ] ктив, академия - ака[д’э] мия .

    Отсутствие мягкости чаще свойственно зубным согласным д, т, з, с, н и согласному р , например: фо[нэ] тика, [рэ] квием . Однако в заимствованных словах, полностью освоенных русским языком, данные согласные произносятся мягко в соответствии с традицией русской буквы е обозначать мягкость предшествующего согласного звука: музе й, те рмин, шине ль и др.

    Запомните произношение следующих слов!

    Список слов с мягко произносимыми согласными перед Е (ака[д’э] мия, [б’эр’э] т и др.):

      агре ссия

      акаде мия

      де зинфекция

      де пре ссия

      де кан [д"э] и [дэ]

      де фис

      компете нция

      конгре сс

      музе й

      Оде сса

      пате нт

      пре сса

      пре ссинг

      прогре сс

      се йф

      се рвис

      се ссия [с"э] и [сэ]

      те рмин

      феде ральный

      шине ль

      экспре сс

      юриспруде нция

    Список слов с твердо произносимыми согласными перед Е (а[дэ] пт, [дэтэ] рминизм и др.):

      аде кватный

      антисе птик

      ате изм

      бизне с, бизне сме н

      буте рброд

      де градация

      де квалификация

      д екольте

      де кор

      де мпинг

      дете рминизм

      диспансе р

      инде ксация

      компьюте р

      консе нсус

      мене джер (доп. [м"энэ] )

      нонсе нс

      парте р

      прете нциозный

      продюсе р

      проте кция

      ре йтинг

      ре квием

      стре сс

      те зис

      те мбр

      те мп

      тенденция

      те рмос

      экстрасе нс

      эне ргия

    P.S. В заимствованных словах, начинающихся с приставок де- перед гласными, дез- , а также в первой части сложных слов, начинающихся с нео- , при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердого д и н :

      девальвация [д"э и дэ ]

      дезинформация [д"э и дэ ]

      неоколониализм [нэо и доп. н"эо ]

    В иноязычных именах собственных рекомендуется твердое произношение согласных перед е : Де карт, Флобе р, «Де камерон», Ре мбрандт и др.

    Твердый [ш] произносится в словах парашют [шу] , брошюра [шу] . В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж"] . Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль .

  1. При произношении некоторых иноязычных слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки. Следует произносить:

      инцидент (не инци[н] дент)

      прецедент (не преце[н] дент)

      дерматин (не дерма[н] тин)

      компрометировать (не компроме[н] тировать)

      конкурентоспособный (не конкурент[н] оспособный)

      чрезвычайный (не ч[е] резвычайный)

      учреждение (не уч[е] реждение)

      будущий (не буду[ю] щий)

      жаждущий (не жажда[ю] щий)


Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).
3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. - ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ.

1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель.
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л" появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л" недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л" звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л". В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский»), звук.