Высказывания кирилла о дух нравственном воспитании. Работа с молодежью должна быть системной, а не периодической, считает святейший патриарх кирилл

18 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялось закрытие V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в этом соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования Олимпиады пройден огромный путь. Количество участников Олимпиады и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 000 - пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, - и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.

Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем - это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент - стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди…

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня это программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им Отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова, который вкладывает свои материальные средства, чтобы поддержать эту Олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью. Также Валентине Афанасьевне Сигаёвой и благотворительному фонду «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и, наконец, самих участников Олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.

Вопросы духовно-нравственного формирования подрастающего поколения неизменно составляют важнейшую сферу пастырского попечения Святейшего Патриарха Кирилла. В первые полгода Первосвятительского служения Святейший Патриарх неоднократно проводил встречи с многотысячной молодежной студенческой аудиторией в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде. Особенно знаменательными в этом ряду стали патриаршее богослужение и проповедь в Татианинском храме при МГУ им. М. В. Ломоносова 23 марта 2009 г. В целом ряде выступлений Предстоятель указал на необходимость уяснения молодыми людьми значимых с христианской точки зрения приоритетов их жизни, а также очертил контуры той молодежной политики Русской Православной Церкви, которая сегодня в значительной степени находится в стадии активного формирования.

14 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам III Сретенских встреч православной молодежи, которые представляли около сорока православных молодежных организаций России.

«Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, в которой была изгнана идея греха и вместо нее возникла идея свободы. Свобода является величайшим Божиим даром, ради нее люди шли на баррикады, жертвовали свои жизни, умирали. Спросите любого человека — ни один не скажет, что он против свободы, но в истории получилось так, что это Божие благословение было использовано во вред человеку, свобода раскрепостила человека, и что самое главное — вытеснила идею греха», — такими словами начал свое выступление Святейший Патриарх.

Далее он подчеркнул, что Церковь всегда настаивала на том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние. Но, по мысли Святейшего Патриарха, призыв раскрепостить себя воспринимается человеком гораздо легче, чем призыв к покаянию. «Покаяние всегда требует некоей остановки, а призывы к нему в молодежной среде и в масштабах страны и в масштабах цивилизации, к сожалению, остаются не очень понятными, — заметил Патриарх Кирилл. — Вот и получилось, что ценность свободы была использована, чтобы вытеснить другую ценность — ценность покаяния, и таким образом свобода опустошила саму себя».

Святейший Патриарх Кирилл коснулся вопроса понимания свободы в обществе и напомнил, что Русская Православная Церковь начиная с 1990-х гг. призывала к тому, чтобы общество переосмыслило понимание свободы, но если раньше слово Церкви многими игнорировалось, то сегодня происходит нечто очень важное и в стране, и в мире.

«Кризис стал очень сильным доказательством того тезиса, который всегда предлагала Церковь. Тезиса о том, что свобода должна сопровождаться нравственной ответственностью. Но люди спрашивают, что такое нравственность, не хочет ли Церковь взять на себя роль судии, не попахивает ли это клерикализмом, попыткой оккупировать человеческое сознание? И тогда мы отвечаем — нет, Церковь не воспринимает на себя роль судьи, Церковь — не карательная институция, а любящая Мать; Церковь призвана свидетельствовать людям о том, что любая сфера бытия человечества связана с нравственной ответственностью и осознанием греха, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — А судит Бог не только на Страшном суде и после смерти, Он судит нас и во время нашей земной жизни, и самым важным инструментом этого Божьего суда является человеческая совесть».

Далее Святейший Патриарх обратился к той ответственности, которая лежит на молодых: «Борьба света и тьмы проходит по вам, молодым. У вас сейчас время, когда человек способен учиться, а когда человек теряет желание учиться, то он становится старым. Но здесь есть и некая опасность. С возрастом у человека вырабатывается своя жизненная позиция. И у людей зрелых хватает опыта переоценить ту информацию, которую они получают, а молодежь, хотя в силу своих качеств она настроена на восприятие, такого внутреннего критерия не имеет. И именно поэтому молодежь не только воспринимает новое, но и менее критично воспринимает то, что говорит им старшее поколение».

Святейший Патриарх предостерег молодых людей от опасности не увидеть подмены, поскольку к ним информация поступает через колоссальный поток средств массовой информации. И у молодого человека возникает опасность оказаться в плену у этого напора информации. «Если проанализировать все то, что происходит в области воздействия на человеческое сознание, то увидим, что воздействие оказывается не только на духовную составляющую, но и на инстинктивное начало человека, которое в современной системе является очень важным приемником информации», — подчеркнул Патриарх Кирилл, также отметив, что современная секулярная культура работает на то, чтобы оторвать образ плотской чистоты от человеческой личности.

«Вот почему молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека. Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях. Мы делаем и будем делать все для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества. Чтобы такие понятие, как доброта и сила духа, стали бы притягательными для молодежи», — сказал в своем слове Святейший Патриарх.

Далее Святейший Патриарх обратился к тем задачам, которые стоят перед церковной молодежью. По мысли Предстоятеля, молодежь должна обеспечивать будущее. То, о чем говорят и что создают сегодня, ляжет на плечи молодых людей, поскольку у общества, вместе с ожиданием от Церкви проповеди и миссии, есть также и опасение того, сможет ли Церковь справиться с возложенными на нее задачами: «Для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, и чтобы современная проповедь привела бы к действительным изменениям жизни людей, нужна очень серьезная работа на стыке Церкви и общества. И работать на этом стыке человеку молодому сподручнее, чем человеку старшего возраста. Ведь вы во многом являетесь частью этого общества за исключением того, что вы имеете как христиане».

Миссионерские задачи, по словам Его Святейшества, представляются очень масштабными. И именно в этом заключается общая задача церковного руководства и молодых людей Церкви. «Вот почему ваши встречи должны быть наполненными и мировоззренческими дискуссиями, и вопросами организации молодежного и миссионерского служения, — призвал Святейший Патриарх. — Сретенские встречи должны стать важными форумами, где ставились бы вопросы и предлагались бы формы, пути и средства миссии».

«Я очень надеюсь на вас как Патриарх, вы мои союзники, я бы очень хотел вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня сделать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

В ходе ответов на вопросы Святейший Патриарх с сожалением констатировал, что в целом система духовного образования в настоящее время не готовит, но должна готовить священников-миссионеров, чтобы семинаристы, наряду с общебогословским, получали и специальное образование для работы с молодежью.

На открытии ХVII Рождественских чтений Святейший Патриарх остановился на одном из ключевых инструментов духовно-нравственного формирования молодежи, состоящем в деятельном присутствии Церкви в современном образовательном пространстве. По мнению Патриарха, сегодня представители Церкви могут и должны через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, и всем российским обществом.

«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

Он также напомнил, что Россия и другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Церковь уважает конституционные основы сложившегося государственного строя, сказал Патриарх Кирилл, но в то же самое время она не может не уважать права и свободы граждан, в том числе их право получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье.

Святейший Патриарх Кирилл констатировал, что сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика, востребованная учащимися и их родителями, по словам Предстоятеля Русской Церкви, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит.

«Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена, — отметил Патриарх. — Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт».

Усилия государства и Церкви в образовательной сфере, по мнению Святейшего Патриарха, должны способствовать консолидации, а не разделению общества.

«В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству», — обобщил Предстоятель Русской Церкви.

23 мая в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью и студенчеством Москвы.

Святейший Патриарх выступил с речью, в которой поделился своими размышлениями о вызовах и проблемах современности. Предстоятель призвал также к серьезному и ответственному диалогу Церкви с молодежью: «Когда мы специально выделяем молодежь, то в этом есть некий патерналистский подход, есть какой-то взгляд сверху вниз. Молодежь — это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что и ошибки нашей педагогики сводятся к постоянному патернализму: мы очень любим критиковать молодежь, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили, или так, как мы живем. На самом деле молодежь — это органическая часть всего общества, и говорить с молодежью надо тем же языком, каким мы говорим с людьми старшего поколения».

В беседе с молодежью Святейший Патриарх подчеркнул, что Церковь, находясь вне политики и не отдавая никаких политических предпочтений тем или другим силам, утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам.

«Не дай Бог, чтобы спекуляция на экономических трудностях, которые сегодня реально возникли в нашем обществе не по вине нашей страны, а были привнесены извне, вернула нас снова в реальность 1990-х гг., когда мы с легкостью могли потерять Россию. Вот здесь мы все должны быть очень бдительны. И вот здесь богословская рефлексия тоже очень важна. И голос совести должен работать, чтобы уметь отличать правду от лжи, добро от зла», — отметил Предстоятель.

Отвечая на вопрос, как сочетаются современные молодежные увлечения и Православие, Его Святейшество предложил провести разграничение между увлечениями, к которым может относиться, например, спорт, и особой молодежной субкультурой.

«В рамках этой субкультуры, как в рамках любой культуры, есть нечто такое, что очень важно поддерживать и всячески развивать, а есть что то, что представляет опасность для целостности человеческой жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он напомнил, что слово «культура» происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны — богослужение, почитание Божественного, с другой стороны — возделывание земли.

«Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание — возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну, а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, человек ведет себя как зверь, если в результате этого распространяются алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура — это антикультура», — подчеркнул Его Святейшество.

По глубокому убеждению Предстоятеля, превалирование антикультуры в молодежной среде над культурой разрушает человеческую личность: «В молодежных увлечениях есть нечто такое, что всячески нужно поддерживать и поощрять, но не должно быть неразумного пиетета перед любыми проявлениями молодежной культуры».

23 июля 2009 г., отвечая в преддверии Первосвятительского визита на Украину на вопросы украинских журналистов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл охарактеризовал современный подход Русской Церкви к делу миссии в молодежной среде.

«Церковь ничего не делает нового» — с этого тезиса начал свой ответ на тему о миссионерской линии Церкви в нынешних условиях Святейший Патриарх. «Если обратиться к святоотеческому периоду, можно увидеть, что Церковь воцерковляла языческую культуру, пошла навстречу языческой античной науке, искусству. И мы знаем о таком замечательном явлении, как патристический синтез, святоотеческий синтез. Это способность синтезировать Божественное Откровение, которое содержится в учении Церкви, с культурной реальностью своего времени. Это фундаментальный принцип — Церковь не должна замыкаться от светской культуры, она не должна от нее шарахаться. Но это не значит, что она должна принимать все, что присутствует в этой культуре», — подчеркнул Предстоятель.

Особое внимание Святейший Владыка уделил ошибочным представлениям о том, что Церковь должна обращать слово проповеди лишь к узкому кругу традиционалистски настроенных людей: «Сегодня речь идет о том, что в любом обществе находятся несколько субкультур. И некоторым кажется, что проповедь Церкви должна обращаться только к носителям определенной субкультуры — допустим, к людям, склонным считать себя включенными в традиционную православную субкультуру. Это достаточно комфортная аудитория […] Тогда чувствуешь себя спокойно […] Но ведь огромное количество людей не принадлежит этой субкультуре. И возникает вопрос: а что, этим как-то должна ограничиваться церковная проповедь?». «Я глубоко убежден в том, что это очень опасный и ошибочный тезис», — заявил Святейший Патриарх.

«Это задача Церкви — обращаться даже к тем, кто в духовном смысле является глухонемым, уповать на волю Божию, помнить, что ни красноречием, никакой миссионерской технологией не достичь человеческого сердца. Человеческого сердца достигает Божия благодать. Но она достигает этого сердца через людей, через религиозный опыт, который часто возникает в контакте с носителями религиозных знаний», — подчеркнул Патриарх Кирилл. «У нас нет альтернативы — мы должны идти к молодежи», — убежден Предстоятель Русской Церкви.

По словам Его Святейшества, «Церковь должна находить возможность обращаться к носителям любой субкультуры, даже опасной субкультуры, даже той субкультуры, которая раскрепощает инстинкт и является антикультурой».

Вместе с тем Предстоятель особо остановился на необходимости блюсти трезвость в деле адаптации церковного слова и миссионерского дела к уровню молодой светской аудитории. «Не надо мимикрировать под молодежную субкультуру, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Если сейчас у нас священнослужители начнут в шортах проповедовать на молодежных дискотеках, это будет огромной ошибкой и даже грехом, потому что здесь будут ложь и лицемерие». «Но это не значит, что священник не может прийти туда, где собралась молодежь», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Таким образом, Святейшим Патриархом Кириллом обозначены важнейшие принципы миссионерского служения Церкви. Это активизация церковной проповеди и миссии в молодежной среде, преодоление малопродуктивного патерналистского подхода, излишне критического настроя в отношении нового поколения. При недопустимости мимикрии под молодежную субкультуру духовенство должно иметь дерзновение обращать православную проповедь самой различной молодежной аудитории, даже весьма удаленной пока от церковной ограды. Среди первостепенных задач Его Святейшеством выделены также организация миссионерского служения самой молодежи, расширение диапазона системы духовного образования, практической пастырской подготовки за счет привнесения миссионерской, просветительской направленности, а также активная интеграция Церкви в современную образовательную среду, соработничество со светской педагогикой в деле воспитания одухотворенной личности.

Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма», выразил убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на .

«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал Его Святейшество. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров - это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка - вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», - считает Святейший Патриарх Кирилл.

Эффективным примером работы по подготовке православных молодежных лидеров Его Святейшество назвал опыт московского и при нем, где действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. Кроме того, в Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление «организация молодежного служения на приходе».

Отмечая важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр, Святейший Владыка продолжил: «Наше время - время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку - это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Помимо этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал архипастырей вовлекать молодежь в просветительскую работу, так как молодой верующий способен научить собственным примером. «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"», - убежден Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Важными направлениями работы с молодежью Святейший Владыка также считает создание условий для приходского чтения и обсуждения Священного Писания, развитие на епархиальном и приходском уровне технической базы для просветительской деятельности в молодежной среде: «В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода».

Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с тем, что за последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями, Его Святейшество призвал священнослужителей и православных молодежных активистов инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. «Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны - поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью», - убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой.

Всевозможные крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов, должны быть лишь вершиной айсберга, ведь без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. «Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек», - отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать.

«Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающимся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты», - сказал Его Святейшество.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по делам молодежи делегация православной молодежи из Аргентины посетила православные святыни в России

В Москве состоялся ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей»

В центре Москвы прошел первый студенческий пасхальный фестиваль

Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил с Пасхой детей с ограниченными возможностями здоровья

В епархиях Русской Православной Церкви проходит миссионерская акция «Пасхальная ленточка»

Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В нашей молодежи заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей в легкую добычу людей со злыми мыслями и намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви.

Дело в том, что нынешнее поколение учащихся не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, не помнят, как жил наш народ. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна и Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, разочарования, потери. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих в обществе.

Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать существующие задачи, для того, чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа. Молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает.

Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с опытом, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами. Верим, что по молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира». Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о семени. Господь объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге — это слово, которое бывает услышано, но диавол вырывает из сердца человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое было воспринято и произросло, но, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в сорняки, — это слово, которое заглушается повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое принесло плод.

Почва — это некая данность. Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — ученые называют это наследственностью. Но никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень.

Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает.

Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть землю, и никаких сорняков не будет. И в нашей душе могут произрасти те самые сорняки, которые заглушат не только Божие, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено.Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам. Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Эти мысли очень своевременны накануне учебного года. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Старайтесь личным примером сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и подлинную радость жизни не воспримет. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца и сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин. Верим, что Господь будет хранить наших детей. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Аминь.

БЕСНОВАНИЕ: КАК БЕС ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее». Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы. Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты? Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу. В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью. Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека. Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю». Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко». «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан). И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин. Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек». Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться. Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках. Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться». В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди… Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам. Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса. И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом). Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею. о. Константин Пархоменко