Атмосфера и человек краткое содержание. Введение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.

Опасность непредсказуемых изменений в стабильном состоянии биосферы, к которому исторически приспособлены природные сообщества и виды, включая самого человека, столь велика при сохранении привычных способов хозяйствования, что перед нынешними поколениями людей, населяющими Землю, возникла задача экстренного усовершенствования всех сторон своей жизни в соответствии с необходимостью сохранения сложившегося круговорота веществ и энергии в биосфере. Кроме того, повсеместное загрязнение окружающей нас среды разнообразными веществами, подчас совершенно чуждыми для нормального существования организма людей, представляет серьезную опасность для нашего здоровья и благополучия будущих поколений. Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду. Атмосферный воздух имеет неограниченную емкость и играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов биосферы, гидросферы и литосферы.

Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т. углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860-1960 гг.) содержание СО2 увеличилось на 18% (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.

2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.

3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фтор - углеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы

4. Производственная деятельность.

5. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).

6. Выбросы предприятиями различных газов.

7. Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель - монооксид углерода.

8. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

9. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).

10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50%. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в атмосфере. Это связано как с быстрым разносом радионуклидов на большие расстояния, так и с долговременным характером загрязнения территории.

Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных.

В настоящее время в приземной атмосфере находятся многие десятки тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. Ввиду продолжающегося роста промышленного и сельскохозяйственного производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха кроме крупнотоннажных оксидов серы, азота, углерода, пыли и сажи являются сложные органические, хлорорганические и нитросоединения, техногенные радионуклиды, вирусы и микробы. Наиболее опасны широко распространенные в воздушном бассейне России диоксин, бенз(а) пирен, фенолы, формальдегид, сероуглерод. Твердые взвешенные частицы представлены главным образом сажей, кальцитом, кварцем, гидрослюдой, каолинитом, полевым шпатом, реже сульфатами, хлоридами. В снеговой пыли специально разработанными методами обнаружены окислы, сульфаты и сульфиты, сульфиды тяжелых металлов,

Загрязнение атмосферы выбросами транспорта

Большую долю в загрязнении атмосферы составляют выбросы вредных веществ от автомобилей. Сейчас на Земле эксплуатируется около 500 млн. автомобилей, а к 2000 г. ожидается увеличение их числа до 900 млн. В 1997 г. в Москве эксплуатировались 2400 тыс. автомобилей при нормативе 800 тыс. автомобилей на действующие дороги.

В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 - 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводородов - 230 и твердых веществ - 2 - 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина.

Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 - 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и растения.

Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45% углеводородов от их общего выброса.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя - источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4…5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5…3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина неэтилированным.

Как загрязнение воздуха влияет на здоровье

По заключению исследователей из Корнельского университета сорок процентов смертей в мире вызваны влиянием загрязнения воздуха, воды, почвы. Ядовитые выбросы в атмосферу убивают ежегодно около трёх миллионов человек. Основные причины смертей, вызванных загрязнением атмосферного воздуха - это рак, врождённые патологии, нарушение работы иммунной система организма человека. Различные вещества, загрязняющие воздух, по разному влияют на состояние здоровья человека, вызывая различные болезни. Вдыхание воздуха, в котором присутствуют продукты горения (разреженный выхлоп дизельного двигателя), даже в течение непродолжительного времени, например, увеличивают риск получить ишемическую болезнь сердца. Промышленные предприятия и автотранспорт выбрасывают чёрный дым и зеленовато-жёлтый диоксид, которые повышают риск ранней смерти. Даже сравнительно низкая концентрация этих веществ в атмосфере вызывают от 4 до 22 процентов смертей до сорока лет. Выхлопы автомобильного транспорта, а также выбросы предприятий, сжигающих уголь, насыщают воздух крошечными частицами загрязнений, способных вызывать повышение свёртываемости крови и образование тромбов в кровеносной системе человека. Загрязнённый воздух приводит также повышению давления. Это вызвано тем, загрязнение атмосферы приводит к изменению той части нервной системы, которая контролирует уровень кровяного давления. Из-за загрязнения воздуха в крупных городах происходит примерно пять процентов случаев госпитализации. Нередко крупные промышленные города накрывает густой туман - смог. Это очень сильное загрязнение воздуха, представляющее собой густой туман с примесями дыма и газовых отходов или пелену едких газов и аэрозолей повышенной концентрации. Такое явление обычно наблюдается в безветренную погоду. Это очень большая проблема крупных городов, которая отрицательно влияет на здоровье человека. Особенно опасен смог для детей и пожилых людей с ослабленным организмом, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы. Он может стать причиной затруднения дыхания или даже его остановкой, вызывает воспаление слизистых оболочек. Наибольшая концентрация вредных веществ в приземном воздухе наблюдается утром, в течение дня смог поднимается вверх под воздействием восходящих потоков воздуха. Напрямую связана с загрязнением воздуха бронхиальная астма.

Очень опасным симптомом для человечества является то, что загрязнение воздуха повышает вероятность рождения детей с пороками развития. Запредельная концентрация вредных веществ в атмосфере вызывает преждевременные роды, новорождённые имеют малый вес, иногда рождаются мёртвые дети. Если беременная женщина дышит воздухом, содержащим повышенные концентрации озона и окиси углерода, особенно во второй месяц беременности, у неё в три раза повышается возможность родить ребёнка с таким пороком развития, как заячья губа, волчья пасть, дефектами сердечного клапана.

Охрана атмосферного воздуха

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды.

Закон «О6 охране атмосферного воздуха» всесторонне охватывает проблему. Он обобщил требования, выработанные в предшествующие годы и оправдавшие себя на практике. Например, введение правил о запрещении ввода в действие любых производственных объектов (вновь созданных или реконструированных), если они в процессе эксплуатации станут источниками загрязнений или иных отрицательных воздействий на атмосферный воздух. Получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Государственным санитарным законодательством только для атмосферного воздуха были установлены ПДК для большинства химических веществ при изолированном действии и для их комбинаций.

Гигиенические нормативы - это государственное требование к руководителям предприятий. За их выполнением должны следить органы государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения и Государственный комитет по экологии.

Большое значение для санитарной охраны атмосферного воздуха имеет выявление новых источников загрязнения воздушной среды, учет проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов, загрязняющих атмосферу, контроль за разработкой и реализацией генеральных планов городов, поселков и промышленных узлов в части размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.

В Законе «Об охране атмосферного воздуха» предусматриваются требования об установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Такие нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника загрязнения, для каждой модели транспортных и других передвижных средств и установок. Они определяются с таким расчетом, чтобы совокупные вредные выбросы от всех источников загрязнения в данной местности не превышали нормативов ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Предельно допустимые выбросы устанавливаются только с учетом предельно допустимых концентраций.

Заключения

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Уже наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь Природе Человек. Только Человек владеет экологическим талантом - содержать окружающий мир в чистоте.

С писок использованной литературы

загрязнение здоровье воздушный среда

1. Данилов-Данильян В.И. «Экология, охрана природы и экологическая безопасность» М.: МНЭПУ, 1997 г.

2. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 1999 г.

3. Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности» М.: Высшая школа, 1999 г.

4. Данилов-Данильян В.И. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» М.: МНЭПУ, 1997 г.

5. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. «Медицинская антропология коренного населения Севера России» М.: МНЭПУ, 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Загрязнение атмосферного воздуха, источники загрязнения. Глобальные экологические последствия загрязнения атмосферы. Нарушение озонового слоя. Кислотные дожди.

    реферат , добавлен 13.04.2008

    Антропогенные источники загрязнения атмосферного воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от передвижных и стационарных источников загрязнения. Совершенствование системы эксплуатации и экологического контроля автотранспортных средств.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Основные природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы и их влияние на здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Нарушение озонового слоя, загрязнение воды и способы ее очистки.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Оценка масштабов и негативного влияния на животный и растительный мир Земли загрязнения атмосферного воздуха. Источники данного загрязнения, их процентное отношение. Расчет среднегодовой концентрации вредных веществ в воздухе города Курска на сегодня.

    презентация , добавлен 08.03.2012

    Параметры источников выброса загрязняющих веществ. Степень влияния загрязнения атмосферного воздуха на населенные пункты в зоне влияния производства. Предложения по разработке нормативов ПДВ в атмосферу. Определение ущерба от загрязнения атмосферы.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2011

    Значение ресурса в природе и жизни человека. Характеристика естественных и искусственных источников загрязнения атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Анализ нормативно-правовых актов природоохранной деятельности.

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Основные загрязнители атмосферного воздуха и глобальные последствия загрязнения атмосферы. Естественные и антропогенные источники загрязнения. Факторы самоочищения атмосферы и методы очистки воздуха. Классификация типов выбросов и их источников.

    презентация , добавлен 27.11.2011

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Охрана от загрязнения атмосферного воздуха. Охрана от загрязнения, рациональное использование и восстановление природных водных ресурсов. Охрана от загрязнения окружающей среды опасными отходами. Создание региональной информационно-аналитической базы данн

    доклад , добавлен 10.11.2004

    Экологические и экономические функции атмосферного воздуха. Содержание его правовой охраны и средства ее реализации. Химический состав атмосферы как фактор среды, влияющий на здоровье населения. Источники естественного и антропогенного загрязнения.

В существовании Земли значение атмосферы огромно. Если лишить нашу планету атмосферы, все живые организмы погибнут. Ее воздействие можно сравнить с ролью стекла в парнике, которое пропускает лучи света и не выпускает тепло обратно. Таким образом, атмосфера оберегает поверхность Земли от чрезмерного нагревания и остывания.

Значение атмосферы для человека

Воздушная оболочка земного шара является защитным слоем, спасающим все живое от корпускулярной и коротковолновой солнечной радиации. В атмосферной среде возникают все погодные условия, в которых живет и работает человек. Для изучения этой земной оболочки создаются метеорологические станции. Круглосуточно, в любую погоду метеорологи наблюдают за состоянием нижнего атмосферного слоя и фиксируют свои наблюдения. Несколько раз в сутки (в некоторых регионах каждый час) на станциях производят измерение температуры, влажности воздуха, давления, выявляют наличие облачности, направления ветра, каких-либо звуковых и электрических явлений, измеряют скорость ветра и количество осадков. Метеорологические станции рассеяны по всей нашей планете: в полярных областях, в тропиках, в высокогорье, тундре. На морях и океанах также производятся наблюдения со станций, расположенных на специально сооруженных устройствах на кораблях особого назначения.

Измерения параметров состояния среды

С начала ХХ века стали выполнять измерения параметров состояния среды в свободной атмосфере. С этой целью выполняются запуски радиозондов. Они способны подниматься на высоту 25-35 км и с помощью радиоаппаратуры отправлять на поверхность Земли данные о давлении, температуре, скорости ветра и влажности воздуха. В современном мире зачастую прибегают к использованию метеорологических спутников и ракет. Они оборудованы телевизионными установками, которые точно воспроизводят изображения поверхности планеты и облаков.

Похожие материалы:

Гигантские атмосферные вихри, проливные дожди, снежные бураны и засухи — это грозные атмосферные явления. Сегодня наука позволяет прогнозировать эти явления, однако они приносят человечеству немало бед.

Опасные явления связанные с осадками

Иногда атмосферные осадки наносят ущерб хозяйству. Сильные снегопады затрудняют работу транспорта, а налипание снега на линии электропередачи, опоры различных сооружений может привести к техническим катастрофам. Ливневые дожди часто становятся причиной . Град уничтожает урожаи.

Когда осадков выпадает слишком мало, наступает засуха. В тропических районах она иногда оборачивается настоящей катастрофой. Огромный урон сельскому хозяйству , центральных районов Австралии, ряда стран Южной Америки регулярно наносят засухи.

Опасные явления связанные с ветрами

Ещё одно опасное явление - ветры разрушительной силы. На обширных безлесных равнинах сильные ветры вызывают зимой снежные бураны, а летом пыльные бури. Особенно пыльные бури вредят сельскому хозяйству Китая, США, России, . Ветер поднимает в воздух и переносит на значительные расстояния миллионы тонн рыхлых пород и почвы, засыпая песком и пылью поля, сады и пастбища, уничтожая посевы.

Над сушей во время грозы часто возникают . Из нависающих грозовых туч опускается тёмный «хобот», вращающийся с бешеной скоростью. Подобно гигантскому пылесосу, он вздымает облака пыли, засасывает всё, что попадается на пути.

Тропические ураганы сопровождаются штормовыми , ливневыми дождями и . Основные пути тропических циклонов проходят над территориями Карибского моря, США, Китая, Индии.

Антропогенные воздействия

Городской транспорт, предприятия, здания и сооружения создают особый климат городов. Над городами обычно выпадает больше осадков, а воздух сильно запылён и загазован. Нагретый воздух образует над городом «тепловой купол», поэтому зимой в городе всегда теплее, а летом жарче, чем в пригородах. Высокие здания формируют свою систему ветров, называемую городским бризом. В крупных городах возникает особое явление - смог, то есть смесь городских дымов с . Он зачастую становится причиной болезней органов дыхания, приводит к раздражению глаз.

В вместе с выбросами предприятий попадают частички, которые, растворяясь в капельках воды, образуют кислоту. В результате выпадают «кислотные дожди». Они съедают листву, наносят ущерб строениям. Для борьбы с их последствиями многие архитектурные сооружения покрывают специальными составами.

Атмосфера. Её значение для человека.

Из всех составных частей биосферы д я нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды еловек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать опр делённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Во Вселенной земная атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов.

Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загрязнению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.

Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический прогресс ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вредности. Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу данных, приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеивания, и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы

3. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей природе. Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне всякого влияния человека, А антропогенное - в результате деятельности людей.

Естественное загрязнение атмосферы обусловлено поступлением в неё вулканического пепла, космической пыли (до 150-165 тыс. т ежегодно), растительной пыльцы, морских солей и т.п. Основными источниками природной пыли являются пустыни, вулканы и оголенные участки земель.

К антропогенным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные предприятия, транспорт, сельскохозяйственное производство. Из всего количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, около 90 составляют газообразные вещества и около 10 - частицы, т.е. твердые или жидкие вещества.

В таблице №1 приведены экспертные оценки выделения некоторых вредных веществ как природными, так и антропогенными источниками-

Таблица №1

Практически 97,4 % населения города Нижнего Тагила проживает на территориях, где загрязнение воздушного бассейна превышает безопасные уровни (19,6% нас ления проживает в зоне экстремального загрязнения; 40,6 % -чрезвычайного загрязнения и 37,3 % - высокого уровня загрязнения).

Техногенное загрязнение почвы за счет осаждения атмосферных примесей на земную поверхность в г. Нижний Тагил оценивается в основном как высокое.

В Нижнем Тагиле среднегодовое содержание формальдегида (4,7 ПДК), бенз(а)пирена (2,6 ПДК), аммиака (2,3 ПДК), фенола (1,7 ПДК), сероуглерода (1,4 ПДК), железа (1,4 ПДК) превысило допустимую норму. Максимальное содержание определяемых веществ не превысило 10 ПДК: бенз(а)пирен 9,4 ПДК, аммиак 8,8 ПДК, сероводород 4,5 ПДК, железо 4,0 ПДК, диоксид азота 3,8 ПДК, формальдегид 3,6 ПДК, пыль и сероуглерод 3,2 ПДК, этилбензол 1,9 ПДК. В атмосфере города присутствуют цианистый водород, свинец, хром, цинк, медь.

В период с 1991 по 1995 год от ечается уменьшение загрязнения атмосферного воздуха в г. Нижний Тагил по большому ряду веществ: формальдегиду, бенз(а)пирену, сернистому газу, сероуглероду, тяжелым металлам. Увеличилось в воздухе только содержание аммиака, фенола и сероводорода.

Длительное время продолжает оставаться высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Нижнего Тагила. Из общего объема исследований санитарной службы 8,4 % проб превышают установленные нормативы.

Неблагоприятное влияние загрязнение атмосферного воздуха на состояние здоровья населения города, очевидно. Установлено, что экологическая ситуация, сложившаяся в г. Нижний Тагил оказывает влияние на ухудшение состояния здоровья населения. По 27 медико-демографическим показателям таким, как: общая заболеваемость детей и взрослых, нарушение обмена веществ и иммунитета у детского и взрослого населения, болезни органов дыхания у детского и взрослого населения, бронхиальная астма у детского и взрослого населения и др. При этом, в г. Нижний Тагил 80 % заболеваний органов дыхания у детей (ведущая патология в структуре всех болезней) и 44 %-у взрослых связаны с химическим загрязнением атмосферного воздуха.

7. Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в Свердловской области и в г. Нижний Тагил.

В Свердловской области эксплуатируются практически все виды передвижных источников загрязнения: автомобильный транспорт и спецтехника, воздушные суда четырех авиакомпаний (в том числе немецкой "Люфтганзы"), речной флот Обь-Иртфышского пароходства и суда специализированных организаций, магистральные и маневренные локомотивы Свердловского и Горьковского управлений железных дорог, тепловозы крупных предприятий, военная техника.

В 1995 году была проведена большая работа, направленная на снижение выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения. Областным комитетом по охране природы проинспектированы все крупные предприятия, имеющие передвижные источники загрязнения.

Наиболее значительным источником загрязнения в области является автомобильный транспорт. Численность автомобильного парка области в 1995 году достигла 500 тысяч единиц, при этом опережающими темпами идет увеличение числа иномарок (в 1,6 раза по сравнению с 1994 годом). Предприятия транспортно-дорожного комплекса являются основными потребителями воды и "поставщиками" отходов, но главную опасность представляют выбросы транспортной техники в атмосферный воздух. Их удельный вес в отдельных городах доходит до 72,5 % от валовых выбросов.

В связи с этим в области принимаются меры по более жесткому контролю за выбросами от автомашин. Так в 1995 году в рамках операции "Чистый воздух" силами Свердоблкомприроды, ГАИ, Ространсинспекции было проинспектировано 1107 автопредприятий, автохозяйств, авторемзаводов и станций технического обслуживания. В ходе контрольных замеров было проверено: 124542 бензиновых и 17976 дизельных автомашин, из которых, соответственно, 19233 (12,5 %) и 2417 (13,4 %) имели превышение норм токсичности и дымности.

В целях снижения выбросов от автотранспорта в городах области действуют и проектируются станции диагностики ГАИ большой мощности, позволяющие охватить контролем и регулировкой личный транспорт и транспорт мелких автохозяйств. Кроме ужесточения контроля в области проводится работа и по другим направлениям: такс 1994 года действует "Комплексная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте Свердловской области", направленная на дальнейший перевод автотранспорта на экологически более чистый вид топлива. Свердловской государственной нефтеинспекцией осуществляется контроль за качеством топлива на автозаправках. Екатеринбургская фирма "Корус" разработала и приводит сертификацию нейтрализатора отработавших газов, предназначенного для работы на этилированном бензине.

Общее представление о загрязнении городов области токсичными выбросами автотранспорта дают данные, собранные в таблице, из анализа которой просматривается четкая связь: уровень токсичных выбросов тем выше, чем больше население города. Поэтому является вполне оправданным то внимание, которое оказывается борьбе за чистый воздух в наиболее крупных городах области.

Благодаря комплексу мер, направленных на снижение выбросов токсичных веществ автомобильным транспортом, а также дальнейшему сокращению пробега грузового транспорта, удалось сократить валовые выбросы автомашин в области с 254,0 тыс. т в 1994 году до 225,6 тыс. т в 1995 году или на 28,4 тыс. т (12,6 %), несмотря на увеличение парка машин.

Таблица №8

Выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта по городам Свердловской области, тыс. т в год

ГОРОД СО NO CH ВАЛОВОЙ ВЫБРОС
Алапаевск 2,014 0,169 0,257 2,440
Асбест 5,744 0,541 0,876 7,161
Верхняя Пышма 3,543 0,295 0,479 4,317
Верхняя Салда 1,635 0,124 0,208 1,967
Ирбит 2,367 0,168 0,245 2,780
Каменск-Уральский 7,889 0,632 1,008 9,539
Качканар 2,207 0,206 0,340 2,753
Кировград 1,478 0,124 0,195 1,797
Краснотуринск 3,246 0,278 1,477 5,001
Красноуральск 1,255 0,119 0,198 1,572
Н-Тагил 14,486 1,1924 1,957 17,635
Н-Тура 1,567 0,132 0,227 1,926
Н-Салда 0,535 0,046 0,073 0,654
Первоуральск 6,360 0,540 0,907 7,807
Полевской 3,226 0,273 0,439 3,938
Ревда 2,820 0,252 0,401 2,064
Реж 2,292 0,193 0,327 3,473
Серов 3,404 0,284 0,469 4,157
Тавда 2,216 0,220 0,353 2,789
Екатеринбург 57,264 4,416 6,872 68,552
Валовый выброс 184,721 15,182 25,695 225,598

В общем, объеме выбросов в атмосферу велика доля выбросов вредных веществ от передвижных источников, особенно автотранспорта. Если в 1991 году автопарк области состоял 293783 единиц, то на 01.01.1995 г. он вырос до 426956 автомашин, в основном за счет частных легковых автомобилей. Однако выбросы от передвижных источников в 1994 году снизились до 320 тыс. т, вместо 564 тыс. т в 1991 году: уменьшился пробег грузового транспорта, часть машин переведена на газовое топливо, подействовали и другие факторы.

Загрязнение атмосферы выбросами от автотранспорта становится основным бедствием для населения многих городов, поэтому снижение их стало основной экологической проблемой, над которой сегодня работают специалисты различных предприятий и организаций, природоохранительных учреждений области.

Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта становится все более актуальной. В связи с ростом автомобильного парка области (10-12% в год), а также снижением выбросов от стационарных источников загрязнения (на 43 % за 1992-96 г.г.), относительная доля в загрязнении атмосферы передвижными источниками загрязнение неуклонно возрастает. В ряде промышленных центров области - Екатеринбурге, Каменск-Уральском, Первоуральске, Верхней Пышме, Березовском - доля автотранспорта в общем, объеме загрязнения атмосферы составляет от 20 до 70 %. На передвижные источники загрязнения приходится свыше 70 % суммарных выбросов свинца от всех источников загрязнения. Определяющим фактором в загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом является качество поставляемого в область моторного топлива.

Выбросы автотранспорта представляют повышенную опасность для здоровья населения, так как отработавшие газы, содержащие свинец, бенз(а)пирен, окислы азота, углерода, другие токсичные и канцерогенные вещества, выбрасываются на уровне органов дыхания человека.

Принимаемые меры, в том числе ужесточение контроля за выбросами автотранспорта со стороны Госкомэкологии Свердловской области. Госавтоинспекции, транспортной инспекции, а также технические мероприятия, связанные с регулировкой двигателей автотранспортных средств и контролем качества

моторного топлива, не могут обеспечить существенного повышения экологической безопасности автотранспорта.

Динамика выбросов автотранспорта по городу Нижний Тагил за период 1993-1996 год:

· 1993г. – 27,0 тыс. т

· 1994г. – 22,37 тыс. т

· 1995г. – 17,635 тыс. т в т.ч. оксид углерода (СО) – 14,49 тыс. т

· оксиды азота (NO х) – 1,19тыс. т

· углеводороды (СН) – 1,96 тыс. т

· 1996г. – 14,208 тыс. т в т.ч. СО – 11,785 тыс. т

· NO х – 0,994 тыс. т

· СН – 1,429 тыс. т

Сведения об автотранспорте (результаты контрольных замеров, приведенных в 1996 году в ходе операции “Чистый воздух”), по предприятиям г. Нижний Тагил

Наименование предприятия Проверено автомашин на Токсичность / дымность, шт. Автомашины с превышением норм по токсичности / дымности Насчитано платежей за сверхнормативный выброс, тыс. руб.
1. ТОО “Строймаш” 7/- - -
2. АООТ “Н-Тагильское ГАТП” 18/4 1/2 133,812
3. АТП АО НТМК 89/41 - -
4. УЩ 349/12 11/- 4/- -
5. УЩ 349/13 19/- -/- -
6. АТП № 16 14/14 -/- -
7. Цементный завод 7/- -/- -
8. МП ПОПАТ 43/21 -/7 372,120
9. УЩ 349/5 7/0 -/- -
10. ТДРСУ 14/- 1/- -
11. КРЗ 10/9 1/- 53,76
12. Ленинский райкомхоз ГГМ 20/1 -/- -
13. Спецавтохозяйство по уборке города 22/4 2/- 35,560
14. Горкомхоз 15/- 1/- -
15 ССМУ треста 88 13/12 -/- -
16. ДРСУ 8/7 -/- -
17. АООТ “Тагиллес“ 5/4 -/- -
18. Управление механизации № 5 15/10 -/1 50,1
19. ГП им. III Интернационала 6/4 -/- -
20. АО ВГОК (автоцех) 20/23 1/- -
21. ОАО Коксохиммонтаж 10/4 -/- -
22. Тагилавтотранссервис 8/10 1/2 139,44
23. АТП № 6 40/25 -/- -
24. МП Медавтотранс 40/- -/- -
25. Никомремстрой 28/20 2/9 243,9
26. Автохозяйство УВД 44/- -/- -
27. Автоцех НТИИМ 15/2 7/- 294,0
28. МП ПАТП 13/- 1/- -
29. УВЗ (автоцех) 52/14 1/2 -
30. База механизации ЖКУ УВЗ 15/7 -/- -
31. НОД-5 (автоколонна) 16/4 -/- -
32. Трасса 704/- 297/- -

8. Основные направления в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта.

Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются: а) создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей; б) развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; в) снижение токсичности моторных топлив; г) развитие работ по рациональной организации движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях.

К трудностям очистки газов от загрязнителей относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу, огромны. Например, крупная теплоэлектроцентраль способна в один час выбросить в атмосферу до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому даже при весьма высокой степени очистки отходящих газов количество загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться значительной величиной.

Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в строго ограниченных пределах изменения концентрации или температуры), в других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько способов одновременно. Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

Вредные примеси в отходящих газах могут быть представлены либо в виде аэрозолей, либо в газообразном или парообразном состоянии. В первом случае задача очистки состоит в извлечении содержащихся в промышленны газах взвешенных твердых и жидких примесей – пыли, дыма, капелек тумана и брызг. Во втором случае – нейтрализация газо- и парообразных примесей.

Очистка от аэрозолей осуществляется применением электрофильтров, методов фильтрации через различные пористые материалы, гравитационной или инерционной сепарации, способами мокрой очистки.

Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей осуществляется методами адсорбции, абсорбции и химическими методами.

Адсорбция есть процесс поглощения газа или пара поверхностью твердых тел (адсорбентов) - силикагеля, активированного угля и других. В случае низкой концентрации и правильного подбора адсорбента этот метод позволяет извлекать любую примесь с высокой степенью очистки, достигающей 99 %. Адсорбенты используются в виде зерен размером 2-8 мм или в пылевидном состоянии. Загрязненный газ пропускается через слой адсорбента.

Абсорбционный способ очистки основан на различной растворимости компонентов газовой смеси в жидкости - абсорбенте. В качестве абсорбентов, используемых для очистки газовых выбросов, применяются вода, растворы щелочей, этаноламины и другие жидкости. К достоинствам абсорбционной очистки относятся, прежде всего, высокая степень очистки, непрерывность процесса, возможность извлечения большого количества примесей и возможность регенерации абсорбента, а к недостаткам - громоздкость оборудования, сложность технологических схем очистки.

Химические методы очистки газообразных отходов заключаются в том, что к отходящим промышленным газам добавляют различные реагенты. Вступающие в химические реакции с примесями. Иногда этими реагентами могут служить компоненты самих загрязнителей, а реакции поддерживаются применением катализаторов. В результате взаимодействия образуются новые соединения, не оказывающие отрицательного воздействия на природу.

Основное достоинство химических методов очистки - высокая степень очищения.

Одним из видов химических методов может служить термическая очистка - дожигание отработавших газов. При высоких температурах происходит окисление содержащихся токсичных органических загрязнений кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Дожигание органических примесей в газах промышленных выбросов и транспорта применяют в основном в тех случаях, когда утилизация их нецелесообразна или невозможна.

9. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта на 1997 - 1999 годы.

1. Мероприятия по использованию СПГ в качестве моторного топлива.

№ п./п. Наименование мероприятия Эффект от выполнения мероприятия
I.I Переоборудовать автотранспорт муниципальных мероприятий, используемый на внутригородских работах, на газовое топливо. Снижение на единицу транспорта в 3-4 раза выбросов оксидов углерода, на 15-20 % оксидов азота, ликвидация выбросов сажи дизельным автотранспортом, исключение выбросов свинца
1.2 Организовать работу передвижных автозаправочных станций
1.3 Разработать схему размещения новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и предложения по их строительству Обеспечение технической возможности перевода автотранспорта на газовое топливо
1.4 Провести рекламно - информационную работу по переводу автотранспорта на газ Экологическое воспитание и образование населения, пользователей автотранспортными средствами

2. Мероприятия по обеспечению области качественными нефтепродуктами.

Сообщение «Атмосфера Земли» кратко расскажет о газовой оболочке вокруг нашей планеты. Также доклад на тему «Атмосфера» поможет подготовиться к занятию, и углубить познания в области географии.

Сообщение на тему «Атмосфера»

Атмосфера – это газовая оболочка, которая окружает нашу планету и вращается вместе с Землей. Ее изучением занимаются разделы химии и физики, объединенные общи названием — физикой атмосферы. При помощи атмосферы определяется погода на поверхности Земли, а изучением погодных условий занимается метеорология, вариациями климата - климатология. Толщина оболочки составляет 1500 км от поверхности планеты.

Строение атмосферы

Физическое состояние определяется климатом и погодой. Основные атмосферные параметры: давление, плотность воздуха, состав и температура. Когда увеличивается высота, то атмосферное давление и плотность воздуха уменьшаются. Также с высотой изменяется и температура. Вертикальное строение газовой оболочки характеризуется разными электрическими и температурными свойствами, разнообразным состоянием воздуха.

В атмосфере выделяют основные слои, которые обуславливаются температурой:

  • Тропосфера . Это основной, нижний, самый изученный слой атмосферы. Находится на высоте 8-10 км в полярных областях, до 10-12 км в умеренных широтах, до 16-18 км на экваторе. В ней сосредоточено 80-90 % водяных паров. Развиты конвекция и турбулентность. Здесь развиваются антициклоны и циклоны, возникают облака.
  • Стратосфера . Располагается на высоте 11-50 км. Характеризуется стабильной температурой. Здесь расположился слой озоносферы на высоте от 15-20 до 55- 60 км, который в биосфере определяет предел жизни. Стратосфера задерживает коротковолновые части излучения ультрафиолета. В ней трансформируется энергия коротких волн.
  • Мезосфера . Находится на высоте 50 – 90 км.
  • Термосфера . Начинается на высоте 90 км и охватывает 800 км.
  • Экзосфера . Это внешняя часть термосферы, зона рассеяния. Расположена на высоте выше 800 км. Поскольку газ очень разрежен, то некоторая его часть утекает в межпланетное пространство. На высоте2000-3000 км переходит в ближнекосмический вакуум, наполненный частицами разреженного межпланетного газа — атомами водорода, пылевидных частиц метеорного и кометного происхождения.

Также есть переходные атмосферные области между оболочками, которые называются тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза, экзопауза.

В атмосфере выделяют гетеросферу и гомосферу в зависимости от состава газа. Гетеросфера представляет собой область, в которой гравитация влияет на разделение газов. Ниже ее лежит однородная часть атмосферы – гомосфера. Между этими слоями находится граница под названием турбопауза, находящаяся на высоте 120 км.

Атмосферное давление

В атмосфере также действует атмосферное давление. Оно оказывает влияние на все предметы, находящиеся в нем и на поверхность планеты. Нормальное атмосферное давление не превышает показатель 760 мм рт. ст. С повышением высоты давление падает на 100 мм с каждым километром.

Состав атмосферы

Атмосфера это воздушная оболочка, которая преимущественно состоит из газов и примесей, таких как капли воды, кристаллы льда, пыль, продукты горения и морские соли. Их количество непостоянно. Основные составляющие атмосферы — азот (78 %), кислород (21 %), аргон (0,93 %). Кроме них в ней содержатся углеводороды, СН 4 , NH 3 , SO 2 , СО, HF, НС 1 , пары I 2 , Hg и NO. В тропосфере много аэрозоль (жидких частиц) и взвешенных твердых.

Надеемся, что доклад про атмосферу помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А свое сообщение о атмосфере Вы можете оставить через форму комментариев ниже.