Добрый злой Волк: Сказка. Сказка на ночь про волка Пешку

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Жил в лесу Волк. Он был, в общем-то, доволен своей жизнью. Целыми днями рыскал по лесу и был счастлив, когда удавалось добыть себе пищу. Серый знал, что лесные жители боятся его, и ему это очень нравилось. Он даже чувствовал себя хозяином леса. Ну, после Медведя, конечно! Волк дружил с Лисой, правда, иногда. Ведь рыжая хитрюга часто обманывала его. Вот так и протекала его волчья жизнь, впрочем, как у всех его собратьев.

Но однажды, когда ему перестала улыбаться удача, Серый вдруг почувствовал такую обиду на свою волчью судьбу!

— И что за жизнь у меня такая! Целый день, аж до седьмого пота, всё бегаешь по лесу в поисках добычи, и каждый старается тебя обхитрить и улизнуть. Совсем обнаглело зверьё! Бывает, что и закусить некем.

И так ему стало жалко себя, что по морде покатилась скупая волчья слеза.

— Ой, что-то я расквасился, старею, видно, — подумал он. – Вот умру, и никто меня добрым словом не помянет. И сейчас-то все называют злым, голодным, серым, глупым, жадным…Какой-то я совсем отрицательный получаюсь! Паршивого Зайца все жалеют! Рыжую плутовку называют то кумушкой, а то Лисой Патрикеевной. Медведя кличут Михайлом Потапычем или Мишей. А ведь Лиса и Медведь такие же хищники, как и я. За что же меня-то не любят?

И так захотелось Волку стать хорошим! Он понял: надо подобреть. Написал на табличке « Я злой, но добрый! », повесил её на шею и с хорошим настроением пошёл по лесу демонстрировать эту самую свою доброту. Первыми заметили Волка, конечно же, Сороки. И полетели сообщать новость каждому встречному:

— Ср-р-рочно, ср-р-рочно! Беда, беда! Волк умом тр-р-ронулся.

Весь лесной народ переполошили. Читают звери и птицы табличку и думают:

— И впрямь свихнулся Серый. Как это можно быть одновременно и добрым, и злым? Что-то тут не то. Кто знает, чего нам ждать от такого Волка? И как теперь относиться к нему?

Целый день ходил «добряк» по лесу, но ни от кого так и не дождался хорошего слова. Совсем устал, от голода живот подвело. Столько живности всякой мелькает, а тронуть никого нельзя. Табличка к этому обязывает. Сглотнёт Волк слюну и дальше бредёт. Так и лёг спать голодным. На следующий день он почувствовал, что жить с добротой становится просто невыносимо, голод одолевал со страшной силой. И он решил:

— Начну-ка питаться, как другие звери. Чем я хуже их?

Попробовал он погрызть, как Заяц, осиновую кору. Такая горькая гадость! И какое удовольствие от неё? Потом по примеру Белки взялся за грибы, но быстро понял, что для волчьего желудка это настоящая отрава. А потом и траву жевал, и ягоды глотал, и шишки пробовал. Всё не то!

И понял Волк, что для него быть добрым – значит умереть с голоду. Сдёрнул с шеи табличку, пнул её лапой и забросил на дерево. Белка потом приставила её у входа в гнездо, чтобы холод и ветер зимой не проникали вовнутрь. А Серый опять принялся за своё волчье ремесло. И винить его не за что. Он честно пытался стать добрым. Но он родился хищником, и тут уж ничего не поделать! Лесные жители снова успокоились. Теперь они точно знали одно: от Волка надо убегать. И потекла в лесу обычная нелёгкая жизнь.

Мой неугомонный сынок очень любит чтобы кто нибудь из нас рассказывал ему сказки. И они обязательно должны начинаться
«Жил –был волк!» без волка ну никак нельзя,а иначе ему не нужна такая сказка. Ну сколько мы помним сказок про волка? И все таки пришло время и мы стали придумывать свои сказки.
Итак...

Первая сказка.

Жил-был волк!
Он жил в глухом лесу в маленьком покосившемся домике. Он был добрым волком и сказки рассказанные детям о том что волки злые и кровожадные очень огорчали его. Наш волк был совсем другим. Он любил животных,собирал ягоды и сушил на зиму грибочки.И еще у него был маленький огород при домике, где он выращивал капусту, картошку и прочие овощи.
Как-то раз, поздно вечером, сидел волк и слушал как поет сверчок. Вдруг слышит чей-то плач. Удивился волк. «Почудилось что ли, старому?»-подумал он.
Снова прислушался,опять кто-то плачет.
Вышел волк на крыльцо и громко крикнул:
-Эй, кто там плачет?
Тишина, никого не слыхать. Уже было он решил домой зайти да снова всхлипнули совсем рядом.
-Ну говори,кто там?-грозно сказал он.
На свет вышла девочка лет шести и смотрела на волка широко раскрытыми глазами от страха.
-Ты как сюда попала?- спросил волк у девочки.
-Я..я заблудилась: - заикаясь ответила она и горько заплакала.
Волк почесал в затылке и сказал-
-Ну хватит плакать, проходи тогда что ли, гостьей моей будешь...
Девочка попятилась назад.
-Я боюсь тебя, ты волк, ты меня сьешь:- и еще громче зарыдала.
-Нечего меня бояться, не стану я тебя кушать, делать мне что ли нечего:- возмущенно проговорил он,- «понарассказывали детям глупостей всяких»-пробурчал волк, а девочке громко крикнул:
-А в лесу не боишься одна?
-Боюсь,- тонким голоском ответила девочка.
-Ну ты заходишь, а то совсем дом заморозили, холода напустили: - заворчил он и зашел в дом.
Девочка боязливо протиснулась в дверь и тихонько прикрыла ее.
-Ты кушать будешь?-буркнул волк.
-Да:- ответила она дрожащим голоском.
-А звать то тебя как?
-Маша,-тихо ответила девочка.
-Хорошее имя:- улыбнушись сказал хозяин дома.
-А попала сюда в такую глушь как?
-Да мы с ребятами грибочков да ягодок собрать хотели,да я и отстала от них,а сама никак не найду дорогу назад,я еще маленькая!- и Маша снова начала плакать.
-Ну ладно,ладно,слезами тут не поможешь,ешь вот давай,тут тебе и капустка и грибочки и ягодки. А я думать буду как тебе помочь можно.
Девочка была голодна и она с удовольствием накинулась на угощение.Наевшись она осмотрелась вокруг. Старая печка, аккуратно сложенные дрова. На окне стоял в горшочке цветок,что сильно удивило Машу.А в общем ей тут нравилось. В печи потрескивали дрова и ее глаза постепенно стали закрываться от усталости.
-Спасибо дяденька волк все вкусно было:- поблагодарила Маша волка, зевнув.
-Да ладно,на здоровье:-засмущался он..
-Ну Машуня,иди ка ты забирайся на печь,а завтра по утру пойдем дом твой искать.
Машу долго уговаривать не нужно было,она быстро залезла на печь и тут же крепко уснула.
Чуть поднялось солнышко волк стал будить Машу.
-Вставай Машуня, пошли уже,дорога длинная,твои уже с ног сбились небось ищут тебя.
Маша протерла глаза, вскочила и быстро оделась.Теперь ей было ни чуточки не страшно,а волк был очень милым и добрым.
Собрали они еду в дорогу и тронулись в путь.
Тропинки в лесу были путанными и чутье волка помогало им найти правильный путь. Уже ближе к вечеру дорога привела их к деревне, где жила Маша. Они дошли до края леса и волк сказал-
-Ну все Маша,дальше ты одна добежишь! Мне туда никак нельзя,сама понимаешь!
Маше не терпелось уйти,но было жалко расставаться с волком. За долгой дорогой они успели подружиться. Маша подошла к волку и обняла его своими маленькими ручками.
-Спасибо тебе за все!:- шепнула она ему на ушко
-Да ладно,не за что,: - застеснялся волк.
-Ну беги и больше не теряйся,- пробормотал он.
Маша, довольная, побежала по тропинке к своему дому. А волк еще долго смотрел ей вслед, провожая ее взглядом.Уже совсем издалека Маша повернулась и помахала волку рукой. Он улыбнулся и развернувшись медленно поплелся назад к себе в родной домик.

Все в лесу знали о том, что волк – злой и грубый зверь. Он гонял зайцев, обижал белочек, отбирал грибы у ежиков. Волк часто грабил рыбаков, которые ловили рыбу в проруби или пугал детей, гуляющих по полю и собирающих цветы. Сказка про волка расскажет о том, как Тане удалось изменить злого зверя с помощью обычной мандаринки.

Сказка про волка читать

Как-то раз зимой маленькая, но умная девочка Таня пошла кататься на коньках на замерзшее озеро в лесу. Родители запрещали Тане ходить одной в лес. Но девочка очень хотела научиться кататься на коньках так, как фигуристки, и выступить потом на Олимпийских играх. Озеро замерзло полностью, на нем никого не было, можно было кататься весь день. Таня сказала родителям, что будет у подружки. А сама оттачивала свое мастерство на льду.
Сев отдохнуть после длинной тренировки, Таня выпила горячего чая и съела мандаринку. Вдруг она услышала, что ссади к ней кто-то подкрался. Таня оглянулась и увидела волка:
— Ха-ха, попалась, девочка! – промолвил волк и громко завыл на весь лес.
Но Таня не испугалась и не убежала. Хотя, конечно, ее сердце ушло в пятки и было очень жутко. Но она поняла, волк ничего ей не сделает. Если бы хотел сделать, то уже бы сделал. А так он скорей всего просто решил ее напугать. Вот только зачем?

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!


В детском саду один мальчик попросил меня рассказать сказку про злого волка. Я задумалась, какую же сказку рассказать?
Русских народных сказок с участием волка очень много, но во всех этих сказках роль волка - эпизодическая. Ну, может быть, кроме сказки "Красная шапочка".

Я понимала, почему мальчик попросил меня рассказать сказку именно про Злого Волка. Этот мальчик побаивался общаться / играть с кампанией лидеров в группе, но ему очень этого хотелось. Видимо, поэтому он и попросил меня о такой сказке, чтобы доказать самому себе, что он не испугается даже

Именно поэтому я не стала , которые достаточно сложны для понимания трёхлетке, рождённому не в России, а сочинила свою сказку.
Мальчику, да и всем остальным детям, так понравилась сказка, что они каждый день в течение двух недель просили рассказывать только эту сказку.

Читайте сказку "Сказка про злого и голодного волка."


Жил – был в лесу волк. Волк жил в своём домике совсем один. Ночью, когда на улице было темно и светила луна, волк выходил из своего домика, смотрел на луну и выл:

У – у – у — у - у!

Волк выл, потому что ему было грустно. У него не было друзей. Никто не хотел дружить с волком. Все звери в лесу боялись злого волка, ведь он мог их съесть. Кто же захочет дружить с таким другом, который может тебя съесть?

Утром волк захотел кушать и пошёл в лес, чтобы кого-нибудь поймать и съесть.

Увидел волк птичку. Птичка нашла зёрнышко на земле и клевала его.

Сейчас я тебя поймаю! – сказал волк и бросился на птичку.

Птичка увидела волка, взмахнула крыльями и улетела. И волк её не поймал. Волки не умеют летать.

Обиделся волк, что птичка улетела, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Увидел волк белочку. Она с дерева прыгала на землю, собирала орешки и прятала их в свой домик на дереве. Потом снова спускалась на землю за орешками.

Сейчас я тебя поймаю! Белки летать не умеют! – сказал волк и бросился на белку, когда она собирала орешки на земле.

Белка увидела волка и быстро прыгнула на самую высокую ветку дерева. И волк не поймал белку. Волки не умеют прыгать на ветки деревьев.

Обиделся волк, что белка ускакала от него, и стал выть:

У-у-у-у-у-у!

Но тут волк увидел на тропинке ёжика. Он шел медленно и собирал грибы.

Сейчас я тебя поймаю! Ёжик не умеет летать и не умеет прыгать на ветки деревьев! – сказал волк и бросился на ёжика.

Ёжик заметил волка, но никуда не убежал. Он свернулся клубочком и превратился в колючий шарик.

Обрадовался волк, что ёжик не улетел, как птичка и не прыгнул на высокую ветку дерева, как белка, а остался на тропинке. Побежал волк к ёжику, чтобы схватить его и съесть.

Но только волк притронулся к ёжику, как уколол свои лапы о колючки ёжика.

Волку стало больно, и он завыл:

У-у-у-у-у-у!

Ёжик пожалел волка и спросил его:

Почему ты всё время воешь?

Я вою потому что хочу есть, и ещё у меня нет друзей, – ответил волк и снова завыл.

У-у-у-у-у-у!

Я помогу тебе! – сказал ёжик. Идём со мной. Я накормлю тебя и познакомлю с твоими новыми друзьями.

Волк обрадовался, перестал выть и пошёл вместе с ёжиком.

Шли – шли ёжик и волк, и пришли к детскому саду. А ребята в детском саду в это время ели кашу.

Ёжик постучал в дверь. Дети выглянули в окно, увидели волка и закричали:

Волк! Волк! Не будем дверь открывать! Он нас всех съест!

Услышал это волк. Обиделся и завыл:

У-у-у-у-у-у!

Тут ёжик говорит:

Волк стал хорошим. Он не ест зверей. Он любит кушать кашу. Пустите волка! Он хочет дружить с детьми в детском саду.

Дети подумали – подумали и решили пустить волка. Волк обрадовался и перестал выть.

Дети дали волку поесть кашу. Волк её съел, и она ему очень понравилась!

Я теперь всегда буду есть кашу! А зверей и детей есть не буду! – сказал волк.

Ребята, хотите поиграть с волком? – спросил ёжик.

Да! Да! – закричали дети.

Малыши и волк стали играть вместе. Им было очень весело. А ёжик попрощался с ребятами и вернулся в лес, собирать грибы.