Биография. Фидий

Фидий – древнегреческий скульптор, признаваемый некоторыми самым великим из когда-либо живших ваятелей. Фидий родился, скорее всего, между 490 и 485 гг.

до н. э. и был сыном афинского гражданина Хармида. Вначале он занимался живописью, но вскоре увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада.

В годы правления Кимона (470 – 463 до н. э.) афиняне стали с большой роскошью отстраивать святилища, сожжённые в их городе во время нашествия Ксеркса . Принимая деятельное участие в этих работах, Фидий изваял бронзовую группу из 13-ти фигур, представлявшую отца Кимона, Мильтиада , а также богов Афину , Аполлона и величайших людей Аттики . Эту скульптурную композицию афиняне подарили Дельфийскому храму в благодарность за победу при Марафоне . Фидий изготовил также фигуру богини Афини для города Платеи и огромную бронзовую статую той же богини, как «Передового Бойца» (Афина Промахос), которая была установлена на самом видном месте афинского акрополя. Эта статуя, высотой около 21 метра, изображала стоящую Афину со шлемом на голове, копьем и щитом. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Афина Промахоc возвышалась над акрополем. Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин.

После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла . Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона . Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).

Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры . Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии . Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света .

На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний.

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Верны эти известия, или нет, непонятно, но неоспоримо, что Фидий скончался вскоре после 432 года.

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты , статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом , Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Ваятели более поздних времён античности и современности превзошли Фидия в искусстве выражать яркую индивидуальность и экспрессивность чувства, но никто ни до, ни после не достигал такой истинно божественной, спокойной величественности. Зевс из Олимпии и Афина Полиада из афинского Парфенона так и остались совершенными художественными воплощениями этих божеств. Образом фидиева Зевса, сохранившимся в копиях, пользовалось даже христианское искусство Возрождения и Нового времени для олицетворения Бога-Вседержителя.

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .


В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Фидий. Фриз Парфенона. Видеофильм

ФИДИЙ

«Всем распоряжался и за всем наблюдал у Перикла Фидий, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники» - так пишет Плутарх о работах на Акрополе в V в. до н. э. 14 . Учителями Фидия считают афинского мастера Гегия и аргосского скульптора Агелада. В работах Гегия, изваяние которого, изображающее Кастора и Поллукса, было выставлено позднее на Капитолии Рима перед храмом Юпитера, древние авторы отмечают резкость стиля. Гегий работал чаще в мраморе, У него Фидий воспринял искусство высекать скульптуры из мрамора.

Аргосский мастер Агелад в отличие от афинских скульпторов предпочитал бронзу. Древние авторы (Павсаний) пишут о бронзовой группе Агелада в Дельфах, о статуях атлетов, об изваяниях Зевса, Геракла. Очевидно, у Агелада и других аргосских мастеров Фидий учился работать в бронзе.

Ранние работы Фидия. Работы Фидия, выполненные им во времена Кимона и в первые годы Перикла, были ранними произведениями масте-

44

ра. Расцвет его творчества приходится на годы правления Перикла и связан со строительством на Акрополе. Великий скульптор воспитывался в эпоху подъема греческих городов после победы над персами, в годы, когда свежи были воспоминания о героических подвигах греческих воинов.

Деятельность Фидия начинается в то время, когда Афины объединяют другие греческие города. Особенно популярным в Афинах становится мифологический герой Тезей. Воздвигается храм Тезея, над росписью которого работают известные живописцы Полигнот и Микон. На их фресках греки боролись с амазонками, с кентаврами 15 , Тезей опускался на дно моря 16 . Полигнот и Микон расписывают также и другой портик, показывая битву афинян под предводительством Тезея с амазонками. В раннем произведении Фидия - многофигурной скульптурной группе, поставленной в Дельфах в память о победе при Марафоне 17 , был изображен полководец Мильтиад в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики Тезея и других. Фигуры в группе не были связаны друг с другом, и позднее афинянам нетрудно было добавить сюда изваяния еще нескольких героев.

45

Раненая амазонка. В этот период Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города (илл. 30). В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон 18 . Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз 19 , (илл. 31).

Произведение Поликлета получило признание не случайно. В амазонке Фидия выступала конкретность действия, были изображены поясняющие сюжет предметы. В статуе Поликлета больше внимания обращалось на возвышенное страдание амазонки, отчетливо звучала тема героической скорби. Детали в памятнике не играли большой роли, сильнее было дано обобщение, которое начинало особенно цениться в искусстве этого времени.

В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных мате-

46

риалов. Для храма в Платеях он сделал акролитную, т. е. из дерева и мрамора, статую Афины 20 . Возможно, создавая ее, он уже думал о работе над изваянием Афины Воительницы для Акрополя, самым значительным своим произведением в ранний период творчества.

Статуя Афины Воительницы. Мастер исполнил ее из бронзы в память победы над персами при Марафоне. По изображению на древних монетах известно, что богиня опиралась правой рукой на копье, а в левой держала щит (илл. 32). Она спокойно смотрела на северную часть города, где была агора. Эта статуя сделала Фидия знаменитым. Она производила сильное впечатление не только на его современников. Греческий оратор IV в. до н. э. Демосфен называл ее «великой». Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилей к востоку, приблизительно на половине пути к Парфенону. Мнение о размерах статуи противоречиво: древние авторы приводят высоту от 7 до 9 метров.

Щит Афины Воительницы был украшен скульптором Мисом только через пятьдесят лет после окончания памятника. Мис изобразил битву греков с кентаврами 21 . У Фидия, очевидно, не было желания создавать на щите рельеф. Он представлял себе статую, стоявшую на площади, в обобщенных формах - это было время, когда в искусстве начинал господствовать возвышенный, сдержанный стиль. Через полвека вкусы изменились и щит Афины украсили рельефами. Дальнейшая судьба этого изваяния, как и большинства бронзовых статуй древней Греции, неизвестна. Вероятнее всего, в средневековье она была разрушена и переплавлена. Ученые не решаются определенно связать с ней ни одну из копий римского вре-

47

мени, так что изображения на монетах остаются пока самым достоверным воспроизведением.

Афина Лемния. На афинском Акрополе стояла статуя Афины Лемнии 22 , исполненная Фидием около 450 г. до н. э. (илл. 33). Уезжающие на остров Лемнос колонисты пожелали оставить на Акрополе это изваяние. Снятый с головы шлем, спущенная с плеча эгида - козья шкура с головой Горгоны Медузы убеждают в том, что Афина представлена не воительницей, но скорее защитницей мира. В ней Фидий выразил красоту мудрой богини. Этим произведением восхищались, посвящали ему восторженные строки, отмечая нежность ланит Афины и прекрасные контуры ее лица 23 . Она стояла на высоком постаменте, и Фидий, несомненно, учел оптические искажения, которые возникали при ее созерцании. Известен рассказ о состязании Фидия со скульптором Алкаменом при создании статуи для высокого постамента. Пока исполненные произведения находились внизу, все одоб-

48

рили Алкамена и даже рассердились на Фидия за допущенные им искажении, но когда изваяния были поставлены на предназначенные им места, все оценили мастерство Фидия и осудили недальновидность его соперника.

В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры.

В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой - шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.

Афинский Акрополь был богато украшен статуями, среди которых находились и Другие произведения Фидия. Так, на священном холме стояла статуя Аполлона, исполненная Фидием из бронзы по случаю освобождения от саранчи, напавшей на город 24 . Копией римского времени с этого произведения считают Аполлона из Кассельского музея (илл. 34).

Афина Парфенос. В годы своего творческого подъема Фидий создал для Парфенона из золота и слоновой кости огромную статую Афины Парфенос - Афины Девы (илл. 29). Высота ее достигала 12 метров. Впечатление от колосса было очень сильным. Несомненно, что не вся она была из дорогих мате-

49

риалов. Остов, очевидно, был деревянным, и на нем крепились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды и других деталей. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами - на внутренней 25 . Трудно назвать статую более богато и в то же время гармонично и совершенно украшенную рельефами. На пьедестале было представлено рождение Пандоры 26 , даже на краях сандалий Афины - битва греков с кентаврами.

На изготовление колосса было затрачено около 40-50 талантов золота, что примерно равно тысяче килограммов. Золотые части неплотно прикреплялись друг к другу, и их можно было снимать 27 . При восходе солнца, когда покои храма были особенно ярко освещены через восточную дверь, Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза драгоценных камней - сапфиров. Золото вряд ли было однотонным. Если уже в микенскую эпоху в кинжалах использовался металл разного цвета, то и здесь, нужно думать, скульптор применил золото различных тонов.

Фидий учитывал, что двенадцатиметровая статуя могла показаться тяжеловесной и массивной, и сделал все возможное, чтобы она не выглядела громоздким идолом. Композиционно мастер связал ее с двухэтажной колоннадой внутреннего помещения Парфенона. Вертикаль огромной статуи была как бы разделена но высоте горизонталями краев одежд. Нижняя граница плаща располагалась почти на уровне канители колонны, на которой лежала ладонь Афины с Никой. Край эгиды помещался на высоте капителей первого этажа внутренней колоннады. Талантливый художник умел создать впечатление гармоничного единства колоссального по размерам скульптурного образа и архитектуры храма.

Это произведение было широко известно в древности и воспроизводилось в мраморных копиях, на небольших резных камнях - геммах, золотых медальонах, монетах 28 . Но, к сожалению, изображения неточны и отличаются в деталях друг от друга 29 (илл. 37).

Автопортрет Фидия. На рельефах щита Афины 30 снаружи была представлена битва греков с амазонками (илл. 35). Как говорится в мифе, Тезей увез предводительницу воинственных женщин Антиопу в Афины. Амазонки решили вернуть ее и подступили к стенам Акрополя. Антиопа любила Тезея и сражалась на стороне эллинов. Лишь после ее гибели бой был прекращен.

Фидий поместил в центре щита голову Горгоны Медузы, а по краям - греков и амазонок. Бой в полном разгаре. Вооруженные мечами и щитами, сражающиеся изображены в бурных движениях. Некоторые амазонки повержены на землю, другие убегают от преследователей. По движениям борющихся можно понять, что бой ведется на холмах: одна из жен-

50

щин показана будто падающей вниз головой с высокой скалы. Фидий этим самым дал возможность почувствовать пейзаж, характер местности близ Акрополя 31 .

Ниже и немного левее головы Горгоны Медузы показаны два воина. Слева - старый, полысевший, который замахивается на стоящую перед ним на коленях амазонку, и справа - другой, в шлеме и панцире, поднявший копье и полузакрывший рукой лицо. Древние авторы, обращая на них внимание, пишут, что в первом Фидий изобразил самого себя (илл. 36), а во втором - Перикла.

Великому греческому ваятелю, несомненно, принадлежит и ряд скульптурных украшений Парфенона - некоторые метопы, возможно, многие рельефы фриза и его общая композиция.

51

36. Портрет Фидия на щите.

Статуя Зевса Олимпийского. Фидий работал над статуей Зевса в Олимпии вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Громовержец был представлен огромным, сидящим на троне из кедрового дерева 32 . На греческих монетах 33 воспроизведена голова олимпийца. Монеты времени императора Адриана изображают Зевса на троне с венком на голове. Сохранились и некоторые мраморные копии римского времени, лишь отдаленно напоминающие статую Фидия. Древние сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не повидав Зевса в Олимпии.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ.
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?-

восторженно пишет древний поэт. На лице Зевса Фидий не изобразил ни гнева, ни суровости. Кроткое и доброе, будто будто воплощало в себе идею мудрости и добра,

О судьбе этого прославленного памятника известно немного. Через полстолетия его чинил Дамофон. Римский император Калигула в I в. н. э. собирался заменить голову Зевса изображением своей. По одним источникам, статую хотели перевезти в Рим, но потонул предназначенный для этого корабль. По другим - ее перевезли в Константинополь, где она

52

погибла в 475 г. н. э. Существует также мнение, что она сгорела в Олимпии при пожаре 408 г. н. э., когда император Феодосий запретил Олимпийские игры.

Поздние работы Фидия. Из произведений Фидия последнего периода его творчества античные авторы называют статую Афродиты на черепахе, исполненную из золота и слоновой кости для храма Коркирян в Олимпии, и статую Афродиты для храма в Афинах 34 . К работам скульптора относят еще Атлета, повязывающего голову лентой,- Диадумена, статую Афины Эрганы в Олимпии из золота и слоновой кости с петухом на шлеме 35 и изваяние Зевса, копия которого находится в музее Дрездена.

Судьба великого скульптора. О судьбе Фидия после 438 г. до н. э., когда кончилась его работа на Акрополе, древние авторы сообщают противоречивые сведения. Вот что пишет Плутарх: «Скульптор Фидий подрядился изготовить статую (Афины Парфенос.- Г. С.), как сказано выше. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа - как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящего и просить, чтобы ему дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял данное благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в во-

53

ровстве не оказалось: но совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото, что можно было его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а но свидетельству некоторых авторов, от яда, который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении» 36 .

Другие древние авторы сообщают иные сведения о последних годах жизни Фидия. Некоторые предполагают, что Фидий был оправдан на суде и после этого уехал в Олимпию. Считают также, что он умер в изгнании. Словом, нет недостатка в различных предположениях, но достоверных сведений не имеется.

Искусство Фидия - искусство высокой классики, возвышенное, спокойное, прекрасное. Не случайно Фидия называли Гомером эпического века скульптуры.

ВЕЛИКИЕ СКУЛЬПТОРЫ: ФИДИЙ Вторая половина V в. до н.э. была временем особенно значительного расцвета искусств. Искусство высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.), подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность – наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Перикла, стратега, стоявшего 15 лет во главе Афин: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Мудрый Солон выразился еще короче: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях ФИДИЯ (нач. V века до н.э. – 432/431 г. до н.э.) – бесспорной вершине искусства высокой классики. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. О великом скульпторе и его творениях пойдет речь в нашей заметке. К сожалению, его величайшие, прославленные творения также известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени.

Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям. Картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 г. О жизни Фидия осталось очень мало сведений. Историкам и археологам трудно даже точно установить время создания его работ. Рождение Фидия относят к 490 году до нашей эры. Фидий был афинянином, сыном Хармида. Древние писатели называют его учеником Гегия, или Гегесия, работавшего ещё в архаической манере. Некоторые исследователи называют Фидия учеником Агелада. Был ли он действительно учеником Агелада, остаётся невыясненным, но бесспорно, что мастерство бронзовой скульптуры, свойственное аргосско-сикионской школе, было им изучено. Это направление, сложившееся в искусстве классики, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. Второе направление, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий. Он превзошёл своих учителей, поднявшись до высот классического общеэллинского мастера. Фидий сумел создать образы, восхищавшие его сограждан, и в своих произведениях выразить идею афинского идеального государства. Фидий работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и её героев. Ранние (470-е годы до н.э.) работы мастера известны лишь по упоминаниям в античных литературных источниках: это статуя богини Афины в храме в Платеях и скульптурная группа в Дельфах, изображающая одного из вождей греко-персидских войн, Мильтиада, среди богов и легендарных героев. С 460 года Фидий начал работать в Афинах. Афины в ту пору занимали ведущее место среди полисов Греции, и в период правления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. «Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, – писал историк Плутарх, – он ни на одну драхму не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец». Народное собрание голосовало за все предложения Перикла. Таким образом, он правил государством, не имея никаких чрезвычайных полномочий, опираясь только на доверие и уважение афинян. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Афинская монета и меры веса были объявлены обязательными на территории Делосского союза, а когда в 454 г. до н.э. афиняне перенесли союзную казну с острова Делос в Афины, они стали распоряжаться союзными средствами как своими собственными. Перикл воспользовался централизованной казной не только для укрепления, но и для украшения Афин. Это казалось недостойным применением фондов, и такие расходы было трудно оправдать. Но люди говорили, что союзу уже не угрожала Персия (с 449 г. до н.э.). Да и новая красота Афин была славой не только для этого города, но и для всей Греции, и, сделав Афины еще более величественными, Перикл только укрепил эту славу.

Афинский акрополь сегодня. На Акрополе, представляющем собой высокую скалу в центре города с длиною 240 метров, было намечено, по мысли Перикла, построить несколько зданий, распланированных свободно и живописно. При жизни Фидия и Перикла были сооружены два из них: парадный вход на площадь, Пропилеи, и большой храм Парфенон.

Парадный вход - Пропилеи афинского акрополя.

Храм Парфенон на афинском акрополе. Парфенон, посвящённый Афине Парфенос, т. е. Деве, построен в 447–432 годах до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом на самой возвышенной части Акрополя. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Одним из первых памятников (около 460 года до н.э.), воздвигнутых на Акрополе, была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Скульптор, в совершенстве владея пластической анатомией, сумел в спокойной, как будто неподвижно стоящей фигуре мастерски передать скрытую жизненную энергию. Несколько меланхолический наклон головы придаёт юному богу сосредоточенный вид. Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ - изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины - покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптура высотою 9 метров - Аифна Промахос.

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года. Однако самой прославленнной из Афин, созданных мастером, стала Афина Парфенос, девственная богиня мудрости и целомудрия, возвышавшаяся на 11 с половиной метров внутри Парфенона. «Для создания своего вершинного произведения, - пишет В. Дюрант, - Фидий хотел воспользоваться мрамором, но народ не желал слышать ни о чём другом, кроме слоновой кости и золота. Художник использовал слоновую кость для изображения видимой части тела; сорок четыре таланта (1155 кг) золота пошло на одежды, кроме того, он украсил Афину драгоценными металлами и сложными рельефами на шлеме, сандалиях и щите. Она была поставлена таким образом, чтобы в день праздника Афины сквозь большие двери храма солнце сияло прямо на ослепительное платье и бледный лик девы". Она была покрыта слоновой костью под цвет кожи человека, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. На богине был шлем с грифонами. В правой руке Афина держала фигуру Ники, а в опущенной левой – щит, на котором была изображена битва греков с амазонками. Есть основания полагать, что Фидий использовал золото разных оттенков, что позволяло достичь более тонких художественных эффектов. Знаменитая "Афина Парфенос" великого Фидия, стоявшая в Парфеноне, не дошла до нас. Колоссальная скульптура, покрытая листовым золотом и слоновой костью, еще в древние времена лишилась своего декора, его заменили на бронзу, и погибла при пожаре в первых веках нашей эры. Ее внешний облик донесли литературные описания и позднейшие копии, из которых "Афина Варвакион" считается наиболее близкой к оригиналу. Сове название работа получила по месту, где была обнаружена. Мраморная версия передает благородство и торжественность образа, созданного Фидием, величаво-спокойную пластику богини, однако о силе воздействия подлинника на посетителей храма можно только догадываться: Афина была сделана из благородных материалов, ее глаза были инструктированы драгоценными камнями, а рост составлял 12 метров.

Афина Варвакион. Национальный археологический музей Афин.

Уменьшенная копия Афины Парфенос находится также в Лувре. Множество историй связано с этой скульптурой Фидия. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Враги Перикла, так и не сумевшие лишить его любви афинского народа, нападали на многих его друзей. Они пытались всячески насулить скульптору и искали причины, по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвинили в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как материал для убранства богини. По одной из версий Фидий, в доказательство невиновности, снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидийь якобы изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стало причиной конфликта. По другой версии, враги обвинили Фидия в воровстве (ибо часть золота и слоновой кости, предоставленных ему для статуи, необъяснимым образом исчезли из его студии) и добились его осуждения. Однако за него вступился народ Олимпии, выплатив за него залог в 40 (?) талантов с условием, что Фидий прибудет в Олимпию и сделает… статую для храма Зевса; они с радостью доверили ему ещё больше слоновой кости и золота. Для него и его помощников была построена специальная мастерская неподалёку от приделов храма, а его брату Панену было поручено украсить трон статуи и стены храма картинами. Но об этом - чуть позже. Вплоть до 438 года Фидий и его помощники были поглощены созданием статуй и рельефов Парфенона, многие из которых, хотя и сильно поврежденные, дошли до нашего времени. Судьба этих шедевров может стать сюжетом для отдельного рассказа. Фидий перевёл идею господства Афин над цивилизованным миром на язык образов. Об этом рассказывает скульптурное убранство Парфенона. Пышное наружное убранство, частично выполненное Фидием, состояло из 92 метоп (гигантомахия, битвы греков и амазонок, лапифов и кентавров, и другие мифологические сцены), из двух знаменитых фронтонов с изображением рождения Афины, выходящей в своих доспехах из головы Зевса (восточный), и сцены спора между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой, выигранного Афиной (западный), а также из фриза, скульптурного описания торжественного праздника Афины - Панафиней.

27-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами. Метопы восточного фасада были посвящены битве богов и гигантов; западного фасада - битве греков с амазонками; на метопах северной стороны запечатлены эпизоды Троянской битвы; на южной стороне - битва лапифов с кентаврами. Благодаря такому выбору тем реальная победа греков над персами поднималась до уровня мифов.

Изображение Ириды, богини Радуги, с фриза Парфенона. Школа Фидия. Британский музей. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м., на которой изображено шествие больших Панафиней, направляющееся в храм богини Афины – Парфенон. Фриз шел поверху целлы и изображал людей, идущих на поклонение богам. Это каменное шествие было созвучно шествию реальных афинян на акрополь для празднования Панафиней, что соединяло людей с мифологическими героями, приближало их к богам. Обломки парфенонского фриза – драгоценнейшее наследие культуры Эллады (которое, к сожалению, ей уже не принадледжит). Они воспроизводят в нашем воображении всю ритуальную панафинейскую вереницу, которая в ее бесконечном многообразии воспринимается как торжественное шествие самого человечества.

Панель Эргастин. Фрагмент скульптурного украшения Парфенона, Лувр, Париж

Но бОльшая часть фриза Панафинеи благодаря небезызвестному лорду Элджину оказалась в Британском музее.

Вскоре на Акрополе появилась ещё одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины (так называемых клерухов). Поселившись на острове Лемнос, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившую впоследствии прозвище «Лемния». В этот раз Фидий изобразил «мирную» Афину, держащую свой шлем в руке. Афина Промахос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия. Его привлекают к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя.

«Афина Лемния». Реконструкция. Дрезден, Скульптурное собрание. Такая же копия находится и в ГМИИ им. Пушкина в Москве. Работа над статуей Зевса оказалась очень сложной, так как храм уже был закончен. Поэтому, для того чтобы Фидий мог корректировать масштабы статуи с размером здания, одна часть его мастерской была построена такой же высоты, как и внутреннее помещение храма. Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил подобным же образом, закончив для элейцев своего Зевса: он стал за дверью, когда, в первый раз распахнувши её, показывал зрителям своё произведение и прислушивался к словам порицавших и возносивших ему похвалы. Один порицал нос, как слишком толстый, другой находил чересчур длинным лицо, третий - ещё что-нибудь иное. Затем, когда зрители разошлись, Фидий, снова запершись, исправил и привёл в порядок изваяние в соответствии с мнением большинства, так как считал, что совет, поданный столькими людьми, дело не малое и что многие всегда и неизбежно видят больше, чем один человек, даже если он - Фидий».

Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция. Статуя занимала значительное место во внутреннем пространстве храма и поэтому могла казаться несколько громоздкой по отношению к интерьеру, так как достигала потолка здания, но зато создавалось впечатление необычайной величавости и мощи божества. Особенно удалось Фидию выражение лица Зевса - царственно спокойное и вместе с тем милостивое, доброжелательное и ласковое. Все античные писатели подчёркивали силу впечатления, производимого Зевсом. Статуя Зевса известна лишь по источникам, повторениям на монетах и позднейшим рассказам. Однако эти данные довольно значительны и разнообразны. По ним можно составить не только общее представление о статуе, но даже о впечатлении, которое она производила на зрителя. Она представляла культовый образ властителя вселенной, и Фидий создал его таким, каким он жил тогда в сознании народа.

Монета с изображением Зевса Олимпийского. Национальный археологический музей, Флоренция. Возможно, статуя выглядела так

«Бог ли на землю сошёл и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошёл», - гласит эпиграмма греческого поэта Филиппа. Известно лишь, что это был колосс в 14 метров высотой, исполненный из дерева и драгоценных материалов - золота и слоновой кости. Павсаний следующим образом описал статую: «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орёл. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде изображения разных животных и полевых лилий». Трон был исполнен из кедрового дерева, инкрустации - из золота, драгоценных камней, чёрного дерева и слоновой кости, круглая скульптура - из золота. В этом произведении Фидий проявил себя не только как мастер монументальной скульптуры, но и ювелир тончайших работ. Применение разнообразных материалов и золота различных оттенков (лилии на гиматии Зевса) производило живописный эффект статуи, сиявшей из глубины целлы. Впечатление увеличивалось контрастом чёрного настила перед базой статуи.

Статуя Зевса Олимпийского на гравюре XIX века. Образ Зевса был проникнут глубокой человечностью. Лицо Зевса, по описанию очевидцев, было одушевлено такой светлой ясностью и кротостью, что утишало самые острые страдания. Цицерон сообщает об отвлечённом характере этого идеального образа, не взятого с натуры и являющегося выражением идеи божества как высшей красоты. Очевидно, гармония форм оказывала успокаивающее, умиротворяющее действие на зрителя. Это творение справедливо причислено к Семи чудесам света. Эмилий Павел - римлянин, покоривший Грецию, признавался, что действительность превзошла все его ожидания. Дион Хризостом назвал эту статую прекраснейшей на земле: «Чей дух обременён заботой, кто испил в жизни чашу несчастий и горя, кого не навещает более сладкий сон, - пусть встанет он перед этим образом и позабудет обо всех трудах и тяготах, выпадающих на долю человека». «Красота статуи, - говорил Квинтилиан, - даже привнесла нечто в общепринятую религию, ибо величие творения было достойно бога». К сожалению, грандиозный памятник постигла такая же трагическая судьба, что и Афину Парфенос. Перевезённый в IV веке нашей эры в Константинополь, он погиб там от пожара. Кроме всемирно известных статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал и ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. Сохранилось несколько различных вариантов статуй амазонки в римских мраморных копиях. В одном из них амазонка - высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне - стоит, склонив голову. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения заставляют вспомнить фигуры фриза Парфенона.

Джорджио Соммер (1834-1914). Венера Урания (Флоренция). Несмотря на все достижения Фидия, общественность Греции смогли настроить против него. Как и многим великим людям Греции, Фидию был уготован несчастливый конец. Он умер в тюрьме, ожидая очередное судебное слушание. По иным данным, Фидий скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет:«Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни». Как отмечает Дюрант: «О последних годах жизни Фидия бесспорных свидетельств не существует. Одно предание изображает его вернувшимся в Афины и скончавшимся в темнице; другое оставляет его в Элиде только затем, чтобы Элида предала его смерти в 432 году; выбор между этими развязками невелик. Ученики продолжили его работу и подтвердили его успехи на поприще наставничества, почти сравнявшись с ним. Его любимец Агоракрит изваял знаменитую Немесиду, Алкамен создал Афродиту в садах, причисляемую Лукианом к высшим шедеврам скульптурного искусства. Вместе с пятым веком подошла к концу и Фидиева школа, но она оставила греческую скульптуру значительно продвинувшейся вперёд по сравнению с тем, какой её застала. Благодаря Фидию и его последователям искусство приблизилось к совершенству… …Скульпторы овладели техникой, освоили анатомию, вдохнули в бронзу и камень жизнь, движение и грацию. Но характерным свершением Фидия явилось полное и окончательное оформление классического стиля, „большого стиля“ Винкельмана: сила примирилась с красотой, чувство со сдержанностью, движение с покоем, плоть и кость с умом и душой. После пяти веков усилий здесь была наконец постигнута та „безмятежность“, которую так часто и с таким гиперболизмом приписывают грекам; созерцая статуи Фидия, страстные и беспокойные афиняне могли видеть, сколь близко - пусть даже только в кульптурном творчестве - люди уподобились на мгновение богам»... Кстати, "золотое сечение" получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Сын Хармида, происходил из семьи, в которой вместе с культом Афины Эрганы по наследству передавалась и разносторонняя разработка искусства.

Биография Фидия

Сам мастер сначала изучал живопись и лишь позже
переключился исключительно на искусство ваяния. В молодом возрасте
он отправился в Пелопоннес , где царствовал тогда мир, для того
чтобы полностью посвятить себя искусству. По возвращении он очень
быстро стал одним из известнейших художников и уже во главе прочих
работал над выполнением памятников в честь героев Марафонского
сражения . В ту же пору из мастерских Фидия вышел металлический
колосс Афины-воительницы , который был установлен в западной части
Акрополя.

Фидий был не только великим мастером в пластике,
богатый изобретательностью, он был замечательно умным человеком,
живо принимавшим участие в движении современной образованности.
Таким образом, совсем понятно, почему этот человек вошел в виды
Периклаю. Он имел в себе силы и знания выполнить не
просто одиночный заказ, а руководить обширными предприятиями
такими как, например возведение Парфенона.

Работы Фидия

Поэтому именно ему было поручено общее руководство работами при
восстановлении храмов Акрополя .
Скульптор ко всему прочему умел руководить другими художниками; при этом он никогда не умолял их славы и присваивал себе их собственные заслуги.

После возведения Парфенона он был заслуженно признан первым художником в
. Афины стали признаными
гегемонами в области искусства, так что даже иноземные
государства, обыкновенно ни в чем не хотевшие уступать Афинам,
обращались туда с заказами на строительство священных храмовых
комплексов.

Так, например, сам Фидий помогал даже мегарийцу Феокосму при
сооружении им статуи Зевса , его ученики работали в Пелопоннесе и
Беотии (Фразимед в Коронее и Колот в Киллене).

Афинские художники
призывались в Дельфы для того, чтобы лепными сюжетами украсить
фронтоны святилища Аполлона, а власти Элиды, которые заботились о
пелопонесском союзном святилище, призвали Фидия в Олимпию для
выполнения величайших из заказов, которые наряду с Парфеноном
сделали его имя бессмертным.

Фидий принял приглашение и перебрался в Олимпию вместе со своим братом и учениками.

Как в Парфеноне, так теперь и в Олимпии , надо было с помощью всех
средств искусства, золота, драгоценных камней, слоновой кости,
черного дерева и ярких сочетаний красок создать изображение
божества, которое служило не для поклонений, а как грандиозный
предмет созерцания, как священный дар Зевсу.

Статуя Зевса, которую создал Фидий, была колоссальных размеров. Для нее любой,
даже самый громадный храм казался бы слишком тесным помещением.

После завершения работ приближенные скульптора остались в Элиде и
получили там в потомственное владение почетную должность –
поддерживать постоянно в порядке статую Зевса. Сам же
мастер, увенчанный беспримерной славой, вернулся в
.

В Афинах в этот момент противники Перикла искали всякую малую
возможность, чтобы досадить ему. Не имея возможности открыто
нападать на Перикла, они избрали целью своих атак его друзей и
ближайшее окружение.

По окончании строительства Пропилей Перикл должен был предоставить отчет о суммах, израсходованных на постройки в , и этот повод
был выбран его противниками как повод для нападок. Одного
второстепенного художника по имени Меноп подговорили сесть у
подножья базарных алтарей, как это делали те, кто отдавал себя под
покровительство общины, для того, чтобы без опасности для себя
иметь возможность предъявить обвинение должностным лицам. Он и
обвинил Фидия в удержании части золота, порученного ему для выдела
плаща Афины . Интрига провалилась, так как по совету Перикла,
золотой плащ был нарочно устроен таким образом, чтобы мог быть
легко снят. Плащ сняли, перевесили, и он оказался полновесным.

Но партия противников не остановилась на этом. После этого
последовало новое обвинение, а именно обвинение в безбожии. В
битве амазонок, изображенной на щите Афины Парфены , были найдены
две фигуры, черты которых напоминали Фидия и Перикла. Самого себя
художник изобразил в виде лысого старца, поднимающего обеими
руками обломок скалы; Перикла же он изобразил в изящном образе
метателя копья, закрывавшего рукой половину лица, но и в таком
виде сходство было поразительным. В этом было усмотрено
оскорбление святыни храма,
Фидий был обвинен в богохульстве и заключен в
тюрьму. Не выдержав свалившихся на него испытаний, он, который
к этому моменту был в преклонных летах, умер.

Так закончилась жизнь одного из самых лучших граждан Афин, который
сделал для бессмертной славы города намного больше своих
современников, получивших за лживые доносы награды и звания
благодетелей города.

Но и после смерти Фидия недоброжелатели Перикла не успокоились.
Напротив, они стали распространять слухи о том, что будто бы сам
Перикл подослал убийц, чтобы избавится от своего друга и тем самым
прекратить неудобное для него следствие.

Греция на карте

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла , смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии . На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида .

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады , на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой . На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами , а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника : девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.