Стержневая и мочковатая корневая система лабораторная работа. Лабораторная работа "Строение корневых систем" методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

краткое содержание других презентаций

«Корень и корневая система» - Расположение в почве. Функции корней. Минеральное питание. Фасоль. Направление корней к источнику питания. Геотропизм у корней. Запасающая. Опорная. Тема урока: Виды корней. Какой тип корневой системы у цикория и овса? Заглянем в цветочный горшок. Стержневая корневая система. Рост корня. Питающая. Корни и корневые системы. Фасоли и одуванчика? Узнаем, какие у растения корни, познакомимся с различными корневыми системами.

«Строение и функции корня растения» - Зона проведения. Корни – подпорки. Видоизменения корней. Рост корня. Ходульные корни. Роль корневых волосков. Типы корневых систем. Корень. Змеевидные корни. Функции корней. Дыхательные корни. Виды корней.

«Типы корневых систем» - Изучении. Придаточные корни. Строение семян. Отрывок из басни И.Крылова. Один из важных вегетативных органов. Виды корней. Зоны корня. Типа корневых систем. Изучение строения. Корневой чехлик.

«Орган растений корень» - Содержание. Строение корня. Минеральное питание. Зоны корня. Рост корня. Микориза. Функции. Бактериальные клубеньки. Разнообразие корней. Виды корней. Корневые клубни (корневые шишки). Корнеплод. Корневая система. Дыхание корня. Корень. Корневое давление. Влияние человека на корневые системы.

«Строение и функции корня» - Стержневые и мочковатые корневые системы. Обитель. Типы корневых систем. Откладывание и накопление запасных питательных веществ. Представление о корне. Минеральное питание растений. Видоизменения корней. Развитие зародышевого корешка. Функции корня. Корешок. Корневой чехлик. Главный орган растения. Закрепление и удерживание растения в почве. Развитие корневой системы. Зоны корня. Виды корней. Корень.

«Виды корней и корневых систем» - Ответьте на вопросы. Ход урока. Корень – вегетативный орган растения. Корень. Виды корней. Обобщение изученного материала. Лабораторная работа. Комнатное растение в цветочном горшке. Решение познавательных задач. Какие еще органы растения относятся к вегетативным. Типы. Типы корневых систем. Понятие корень. Главный корень. Какую еще функцию выполняет корень. Цикорий. Первая страничка «Устного журнала».

Зона всасывания длиной всего несколько сантиметров. Она характеризуется обилием корневых волосков, которые представляют собой трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Длина их составляет 0,15-8 мм, а продолжительность жизни — 10-15 дней. С их помощью растения всасывают воду и растворённые в ней питательные вещества. Благодаря волоскам площадь поглощающей поверхности корня увеличивается. Они также выполняют и механическую роль — служат опорой верхушке корня.

На корнях каждого растения таких волосков очень много. Волоски недолговечны и в процессе роста корня быстро образуются в нижней части зоны всасывания и отмирают в верхней.

Клетки корневого чехлика живут от 4 до 9 дней и, заменяются новыми. Кончик корня вместе с чехликом продвигается между частицами почвы. Чтобы облегчить скольжение чехлик покрыт слизью.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски. Приготовьте микропрепарат части корня с корневыми волосками и рассмотрите под лупой.

Что наблюдаем. Корневые волоски имеют вид лёгкого пушка.

Что делать. Рассмотрите под большим увеличением один корневой волосок.

Каково строение корневого волоска?

Что делать. Найдите на микропрепарате кончик корня. Рассмотрите его.

  • Чем покрыт кончик корня?
  • Из каких клеток состоит кончик корня?

Подготовить к отчёту. Рисунки: клетку кожицы корня с корневым волоском; кончик корня с корневым чехликом.


Корень один из основных органов высших растений (кроме мхов), служащий для прикрепления к субстрату, поглощения из него воды и питательных веществ. Функции корня: 1.Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2.Поглощение воды и минеральных веществ; 3.Проведение веществ; 4.Может служить местом накопления питательных веществ; 5.Служит органом вегетативного размножения. Функции корня


По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные. Главный корень корень, развивающийся из зародышевого корешка. Придаточные корни корни, развивающиеся от стеблей, листьев. Боковые корни корни, развивающиеся на другом корне любого происхождения и являющиеся образованиями второго и последующих порядков ветвления. Виды корней










Лабораторная работа 14 Лабораторная работа 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений, найдите главный и боковые корни. 2. Определите и отберите растения со стержневой корневой системой. 3. Определите и отберите растения с мочковатой корневой системой. 4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. 5. Заполните таблицу: Название растения Тип корневой системы



Лабораторная работа по биологии. Тема "Строение корня проростка".
Цель - изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: лупа, проросшее семя тыквы (редиса, гороха).
Ход работы: рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску). Определить тип корневой системы. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски. Зарисовать корень и надписать виды корней. Сделать вывод и записать результаты работы.

Ответы и решения.

1. 5 см.
2. Стержневая
3 . Корневые волоски - 1 см., чехлик - 5 мм.
8. Вывод: Зона корня, где находятся корневые волоски, длинее, чем зона корневого чехлика.

Лабораторная работа: "Строение корня проростка гороха".
1. Рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску).
Корень проростка гороха белого цвета, сужается к кончику. Длина 4,6 см, толщина у основания - 0,5 мм, в средней части - до 0,3 мм.
2. Определить тип корневой системы.
Корневая система гороха: стержневая.
3. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски.
Корень проростка гороха стержневой. Кончик выделяется более темной окраской и плотной структурой - это корневой чехлик (основная функция корневого чехлика – защитная, ведь он не допускает возможности повреждения хрупкого растущего кончика корня растения при контакте с твердыми компонентами почвы).
На некотором расстоянии от кончика по всей длине корня расположено множество бесцветных волосков, которые называются корневыми волосками (внешне они практически не отличаются от корня и, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы).
4. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
Длина корневого чехлика гороха - до 5 мм. Длина зоны корневых волосков - до 2 см (примерно половина длины корня).
5. Зарисовать корень и надписать виды корней.
Цифрами на рисунке обозначены: 1) росток; 2) корень; 3) семя; 4) боковые корни; 5) корневые волоски; 6) чехлик.
6. Сделать вывод и записать результаты работы.
Вывод: Части корня проростка гороха различаются в зависимости от выполняемых ими функций. Например, чехлик имеет более плотную структуру, т.к. играет защитную роль, тогда как корневые волоски - более нежные, тонкие и длинные, потому что, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы.

Внутреннее строение корня

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня

    Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом . Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают. Кроме того, наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве.У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм (рис. 2 ).

Рис. 2 Положительный геотропизм корня

    Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.

    Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление же у них почти отсутствует.

    Зона всасывания , называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска

Ее продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней (например, у ржи около 14 млрд. корневых волосков суммарная длина которых более 10 000 км). Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней. В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

    Зона проведения (боковых корней) – находится выше зоны корневых

волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами (восходящий ток по сосудам ), а вниз передвигаются органические вещества из листьев (нисходящий ток по ситовидным трубкам ), необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни (отсюда ее другое название – зона ветвления).

Зона корня

Ткань

Корневой чехлик

Покровная

Зона деления

Образовательная (меристема)

Зона роста

Образовательная (меристема)

Зона всасывания

Покровная

Зона проведения

Проведения

Лабораторная работа № 1

Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.

Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Ход работы

    Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как можно определить зону всасывания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.

    Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения.

1.__________________

2.__________________

3.__________________

    Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

6._____________________________

    Итоги исследований оформите в виде таблицы.

Вывод:

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона растяжения

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

Проблемные вопросы

    Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

    В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.

Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________