Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых". Общая характеристика Насекомых

Насекомые - настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами. Грудной отдел состоит из трех сегментов, у каждого одна пара конечностей. Второй и третий сегменты на спинной стороне обычно несут по паре крыльев. Брюшко состоит из 8-12 члеников.

Общая характеристика

Типичным представителем этого класса является майский жук. Длина его составляет 2-2,5см. Форма тела цилиндрическая. Цвет - светло-коричневый. По бокам брюшка имеются характерные треугольные белые пятна.

Майский жук — типичный представитель класса Насекомые

На голове майского жука располагаются органы чувств и ротовые органы. Органами чувств насекомых являются два фасеточных глаза. Впереди глаз находится пара усиков с расширенными пластинками на конце, выполняющими роль органов обоняния.

Органы осязания и вкуса - щупики. Они находятся попарно на нижней губе и на нижних челюстях. К ротовым органам относятся верхняя и нижняя губы, верхние и нижние челюсти. Верхняя губа и верхние челюсти одночленные. Нижняя губа и нижние челюсти многочленные.

По характеру строения ротовых органов у насекомых различают грызущие, колюще-сосущие, лакающие, режуще-сосущие и другие ротовые аппараты, что связано с разнообразием пищи, употребляемой разными насекомыми.

Майский жук относится к отряду жуков или жесткокрылых. У насекомых, относящихся к этому отряду, первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья, служащие чехлом для второй пары перепончатых крыльев, используемых при полете.

Прежде чем взлететь, майский жук приподнимает надкрылья, отводит их в сторону и расправляет сложенные под ними перепончатые крылья. Во время полета крылья выполняют такую же роль, как несущие плоскости у самолета, а надкрылья - ту же роль, что пропеллер самолета.


Ноги майского жука снабжены острыми коготками, что помогает ему крепко цепляться за листья и веточки.

Брюшко майского жука состоит из 8 сегментов; их видно только с нижней стороны, так как верхняя его часть почти вся (за исключением заостренного кончика брюшка) скрыта надкрыльями.

Питание насекомых . Питается майский жук молодыми листьями деревьев. Проглоченная пища через пищевод попадает в объемистый зоб, а из него в желудок, где перетирается хитиновыми зубчиками. В кишке измельченная пища окончательно переваривается и всасывается, а непереваренные остатки попадают в заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие.

Дыхательная система у насекомых представлена трахеями. Это многочисленные ветвящиеся трубки, в которые воздух попадает через специальные отверстия - дыхальца, или стигмы. Трахеи распределяют воздух по телу, достигая всех органов. Работа органов дыхания насекомых связана с работой мышечной системы брюшка: при его сокращении воздух выталкивается из трахей, а при расширении брюшка в них попадает свежий воздух.

Кровеносная система насекомых представлена сердцем и сосудами. Сердце и аорта расположены на спинной стороне. В связи с тем, что имеется разветвленная сеть трахей, кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода. Жидкость, циркулирующая по кровеносной системе, называется гемолимфой. В ней находятся белые кровяные тельца.


Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки (мальпигиевы сосуды), впадающие на границе средней и задней кишок. Просвет их заполнен зернами мочевой кислоты - главным продуктом диссимиляции у насекомых. Кроме того, выделительную функцию несет жировое тело. В нем также скапливается, хотя и не удаляется из тела, мочевая кислота, поэтому с возрастом концентрация ее в жировом теле увеличивается. Жировое тело является «почкой» накопления. Однако основная функция жирового тела - накопление запасных питательных веществ: жира, гликогена, белка.

Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки, однако может достигать очень высокого уровня развития и специализации. Центральная нервная система включает головной мозг, подглоточный ганглий и сегментарные ганглии брюшной нервной цепочки, расположенные в туловище. Головной мозг отличается очень сложным гистологическим строением. У большинства насекомых ганглии брюшной нервной цепочки концентрируются в продольном направлении.

Размножаются майские жуки половым путем. Оплодотворенная самка зарывается в почву и откладывает яйца. В них развиваются личинки, которые покидают оболочки яиц в конце лета. Личинки питаются перегноем.

Осенью они проникают глубоко в почву, перезимовывают, а весной поднимаются к поверхности почвы и на протяжении всего лета питаются корнями травянистых растений и сеянцев сосны. Зимуют опять глубоко в почве и лишь на третье лето выросшие личинки способны питаться корнями кустарников и деревьев, от чего молодые деревца часто засыхают.


В куколку личинка превращается только после того, как она перезимует третий раз и сильно увеличится в размерах. Это происходит в конце весны, а к осени из нее выходит взрослый майский жук. В начале мягкие его покровы бесцветны, потом они твердеют и становятся окрашенными. Перезимовав еще раз в земле, жуки выползают на ее поверхность весной. Массовый лет их происходит в весенние месяцы в сумерки.

Основной вред лесному хозяйству приносят не взрослые жуки, а их личинки. Это связано с тем, что начиная со второго года, они питаются корнями деревьев и губят молодые растения и сеянцы.

Естественными врагами майских жуков являются птицы (скворцы, грачи) и млекопитающие (кроты, летучие мыши). Этих птиц и зверей необходимо всячески охранять.

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых

Задачи:

    Образовательные : рассмотреть особенности организации насекомых, выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции.

    Развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь, развивать умения устанавливать черты сходства и различия у представителей разных классов типа Членистоногие.

    Воспитательные: формировать чувство прекрасного, бережное отношение к насекомым.

Тип урока: комбинированный, частично– поисковый.

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология ТРИЗ

Методы и приемы: словесный, наглядный, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, презентация, видеофрагменты, карточки для работы, коллекции насекомых.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Оцените своё настроение в начале урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к учащимся:

    Назовите характерные признаки типа Членистоногие. Проверка Слайд 2

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Ракообразных в один класс? Слайд 3-4

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Паукообразных в один класс? Слайд 5-7

    Показ слайдов различных насекомых. О каких представителях животного мира пойдёт речь на уроке? Слайд 8-9

    Какие среды обитания занимают насекомые?

Ответы учащихся.

Учитель: Насекомые – самый многочисленный класс животного мира, он насчитывает в настоящее время не менее одного миллиона представителей. А сколько еще их неизвестно науке? Слайд 10-11

Рассмотрим место насекомых в системе животного мира:

Царство Животные
Тип Членистоногие
Класс Насекомые

Проблемный вопрос: Почему Класс Насекомые самый многочисленный среди Типа Членистоногие? Слайд 12

Учитель: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (составить план работы по этой теме, изучить учебный материал по классу Насекомых).

Вместе с учащимися составляется план урока: Слайд 13

    Общие признаки класса Насекомые.

    Характерные черты внешнего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского хруща».

    Характерные черты внутреннего строения.

    Черты сходства и различия насекомых с ракообразными и паукообразными.

    Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.

Этап 2. Операционно-исполнительский.

1 . Изучение внешнего строения насекомых Слайд 14-15

Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

Проверка выполнения заданиявыборочный опрос. Слайд 16

Снаружи насекомые покрыты прочной хитиновой оболочкой, очень стойкой к внешним воздействиям.

Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове имеется: ротовой аппарат (верхняя губа, нижняя губа, верхняя челюсть, нижняя челюсть), одна пара усиков– органы обоняния, две пары щупиков – органы осязания и вкуса, одна пара сложных фасеточный глаз (каждый глаз состоит из нескольких тысяч простых глазков) – орган зрения, на груди имеются одна или две пары крыльев, три пары ног.

Демонстрация видеофрагмента: «Полёт насекомых» Слайд 17

На брюшке находятся дыхальца– отверстия для дыхания.

2 . Изучение внутреннего строения насекомых Слайд 18

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

3.Как дышат насекомые?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды? Проверка изучения материала Слайд19, слайд 20

Демонстрация видеофрагмента « Разнообразие ротовых аппаратов насекомых»

Слайды 21-22

3 . Назовите черты сходства и различия насекомых с ракообразными, паукообразными. Слайды 23-24

4. Укажите биологические особенности насекомых, давших этому классу возможность широкого распространения в природе Слайды 25-26

Информация для учителя

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

Учитель : мы рассмотрели особенности внешнего и внутреннего строения и можем теперь ответить на проблемный вопрос. (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни). Слайд 27

3.. Прием оживления урока . Интересные истории о насекомых. Слайд 28

Жук – бомбардир в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит ожогов себе. Как ему это удается? Подсказка: жидкость должна быть горячей, чтобы обжигать врага и должна быть холодной, чтобы не обжечь самого жука. Решение: Когда жук-бомбардир чувствует опасность, он выпускает струю воды с голубоватым дымком. Чтобы произошел поражающий врага выстрел, в тельце жука происходит работа, какую не выполняет ни одно оружие, изобретенное человеком.
Образуются ядовитые вещества у жука в гландах. Затем они поступают в два резервуара, и хранятся отдельно – пероксид водорода и гидрохиноны. Раздельное хранение необходимо – соединяясь, эти вещества ведут к мгновенному взрыву. Что и происходит, когда в них возникнет надобность. Они поступают в камеру на самом конце брюшка жука-бомбардира, и там, на самом выходе из тела, мощно взрываются. И выбрасываются наружу. Причем не просто струей, а артиллерийскими залпами невиданной скорости – до 500 в секунду.
Но и это еще не все – энергия взрыва так разогревает яды, что они выбрасываются наружу кипящими, разогретыми до 100 градусов. Тому, кто решится напасть на бомбардира, грозят еще и ожоги. А само артиллерийское приспособление способно вращаться и обеспечивать точность прицела.

Этап 3. Проверочно-закрепляющий

Тестирование.

Вопрос № 1



в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2

а) Сосущий
б) Лизущий
в) Грызущий
г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3

а) Стенки трахей
б) Стенки капиляров
в) Стенки легочных мешков

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды
б) жировое тело
в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5

а) 200 000
б) 550 000
в) 900 000
г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые?

а) простые
б) сложные
в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7



Вопрос № 8

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела
б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9

а) на голове;
б) на груди;
в) на брюшке и груди

Вопрос № 10


б) запасание воды;

Самопроверка Слайд 29-32

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

С.158-164 Слайд 33

Маршрутный лист.

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

1. Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

Работа в группах. Устно ответьте на вопросы:

1. Как устроена нервная система у насекомых?

2. Опишите строение глаз у насекомых?

3.Как дышат насекомые?

4. Какими органами образована кровеносная система?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды?

3.Тестирование.

Вопрос № 1
Для насекомых характерны следующие признаки:

а) 4 пары ног и ни одной пары усиков;
б) 4 пары ног и 1 пара усиков;
в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2
Какой тип ротового аппарата у комара?

а) Сосущий б) Лизущий в) Грызущий г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3
Кислород к тканям насекомых поступают за счет диффузии через:

а) Стенки трахей б) Стенки капилляров в) Стенки легочных мешков
г) Поступление в трахей, а после в капилляры

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды б) жировое тело в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5
Число видов насекомых, описанных в настоящее время, составляет примерно:

а) 200 000 б) 550 000 в) 900 000 г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые? а) простые б) сложные в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7
Нервная система насекомых представлена:

а) Надглоточным нервным узлом, подглоточным узлом, брюшной нервной цепочкой
б) Нервных клеток собранных в два нервных ствола
в) Нервных клеток разбросанных по всему телу

Вопрос № 8
Кровеносная система насекомых:

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9
Дыхальца насекомых расположены:

а) на голове; б) на груди; в) на брюшке и груди

Вопрос № 10
Функция мальпигиевых сосудов и толстой кишки у насекомых:

а) выведение продуктов обмена и всасывание воды;
б) запасание воды;
в) всасывание питательных веществ из гемолимфы

контрольная работа

2. Особенности жизнедеятельности насекомых

Тело насекомых разделено на 3 отдела - голову, грудь и брюшко. Голова снабжена большей частью парою сложных глаз, парою щупалец или усиков и ротовыми придатками, окружающими ротовое отверстие. Придатки эти, в форме верхней и нижней губ и 2 пар челюстей, могут изменять у различных отрядов свою форму и являются то грызущими, то сосущими, колющими или лакающими..

В пищу насекомые используют практически любые органические вещества, как растительного, так и животного происхождения. Они могут питаться как твёрдыми веществами, так и жидкими субстратами. Поэтому исходный грызущий тип их ротового аппарата претерпел существенные изменения, направленные на формирование различных видов хоботков. Например, ротовой аппарат перепончатокрылых сохранил основные свойства грызущего типа. Эти насекомые имеют хорошо развитые жвалы, так необходимые им для ведения строительных работ. Вспомним изящно изготавливаемые соты домашней пчелы или бумажные гнёзда общественных ос. Одиночные перепончатокрылые при изготовлении гнёзд используют различные субстраты - прогрызают норки в древесине, твёрдом и даже каменистом грунте. [ 10. 75-77].

Используются жвалы и при захватывании и транспортировке жертв хищными осами, а при необходимости это и неплохой орган защиты.

Вместе с тем эти насекомые способны питаться нектаром или просто слизывать жидкость с поверхности. Собственно хоботок их состоит из двух задних пар челюстей. Они удлинены и при складывании друг с другом образуют почти замкнутый канал, да ещё и со своеобразным поршнем внутри. С помощью хоботка они способны проникать вглубь венчика цветка к нектарнику. Хоботок бабочек также предназначен для употребления пищи. Но он проще по строению, отличается, как правило, большей длиной и должен считаться наиболее специализированным. Возможности его применения ограничены - только для употребления жидкой доступной пищи. Они работают по принципу насоса. .

Другое дело - Колюще-сосущие хоботки. Они независимо произошли в разных группах насекомых, имеют черты своеобразия в каждой из них. Однако общим для всех является наличие в таком хоботке двух каналов: один - для инъекции слюны, другой - для всасывания пиши. Имеют колюще - сосущие хоботки насекомые нескольких отрядов: кровососущие двукрылые, клопы, блохи, вши, равнокрылые хоботные. Принцип работы таких ротовых аппаратов иной, его можно назвать принципом шприца и насоса. Хоботок прокалывает покровные ткани животных или растений, через слюнной канал инъецирует пищеварительные ферменты или другие биологический активные вещества, а через пищевой канал всасывает пищу. .

Грудь насекомых, слитая из 2 сегментов, несёт 3 пары ног и 2 пары крыльев.

Брюшко состоит по большей частью из 8 члеников.

Нервная система состоит из головного узла, окологлоточных комиссур и брюшной нервной цепочки.

Выделительные органы - в форме трубочек (мальпигиевых сосудов), впадающих в кишечник на границе средней и задней кишок.

Кровеносная система представлена одним спинным сосудом - сердцем, переходящим впереди в головную артерию; дальше кровь из сосуда поступает в синусы между тканями и отдельными органами.

Дыхательные органы в виде дыхательных трубочек или трахей, состоящих из: 2 боковых продольных стволов, сообщающихся с наружной средою с помощью отверстий - дыхалец, помещающихся попарно в члениках тела, и серии более мелких разветвлений воздухоносных каналов, рассеянных между всеми тканями и органами. .

Бактерии: места обитания, строение, процессы жизнедеятельности, значение

3. а) Питание Используют питательные вещества только в относительно небольших молекул, проникающих внутрь клетки. Такой способ питания, характерный для всех организмов растительного происхождения, называют голофитным...

Биоритмы и их роль в жизнедеятельности человека

Биологические ритмы - это периодическое повторение изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах . Выдающийся хронобиолог Ф...

Высшая нервная деятельность

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных и условиям обитания. В 1863 году вышла книга И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", объяснявшая эти явления...

Гетеротрофные организмы. Окисление органических веществ (дыхание) для энергетического обеспечения жизнедеятельности

Количество энергии, поступающей в организм с пищей, должно обеспечивать подержание равновесного энергетического баланса на фоне неизменной массы тела, физической активности и соответствующих скоростях роста и обновления структур организма...

Инстинктивное поведение

Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает...

Насекомые (Insecta), самый крупный класс животных, объединяющий больше видов, чем все прочие группы вместе взятые. Относится к членистоногим беспозвоночным. Как и у всех этих животных, у насекомых сегментированное тело с членистыми придатками...

Классификация насекомых. Первичнобескрылые

Существуют различные классификации насекомых. По одной из них Бессяжковые, Ногохвостки и Двухвостки выделяются в подкласс Скрыточелюстных (Entognatha) и противопоставляются Настоящим, или Открыточелюстным насекомым (Ectognatha)...

Микробиология рыбы и рыбных продуктов

Эффективным способом сохранения качества гидробионтов является замораживание, при котором уничтожается большая часть микроорганизмов (60-90 %). Поступающие на холодильное хранение гидробионты бывают контаминированы микроорганизмами...

Особенности класса насекомых

Тело взрослых насекомых, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющим роль наружного скелета, и разделено на голову, грудь и брюшко, что отличает их от других членистоногих. Сегменты головы слиты в общую массу...

Особенности класса насекомых

Насекомые раздельнополы. Половые железы у них парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы...

Оценка степени адаптации климатипов сосны обыкновенной различного географического происхождения

Общие требования охраны труда изложены в Инструкции "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесосечных и лесокультурных работах"...

Проблемы геронтологии

Геронтология - (от греч. geron, родительный падеж gerontos- старик и... логия), раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека...

Сущность и развитие гелиобиологии

«Околоодиннадцатилетние» ритмы солнечной активности важны для прогнозирования, например, эпидемий и социальных катаклизмов. Такой прогноз (времени и частоты колебаний циклов СА) выполнен на период до 2100 года ХХI век, по нашим данным...

Терморегуляция животных

Системы, регулирующие температуру у насекомых, изучены лучше, чем у других беспозвоночных, с одной стороны, очевидно, в результате того, что у насекомых имеются многообразные терморегуляторные возможности. С другой стороны...

Физиология клеточного возбуждения

Для подробного рассмотрения роли возбуждения в жизнедеятельности рассмотрим значение данного процесса для работы основных систем органов организма человека...

Разработка урока по биологии по технологии развития критического

мышления

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и

жизнедеятельности»

Предмет: Биология.

Тема урока :

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении животных на основе приёмов критического мышления и навыков групповой работы

Задачи :

  • показать особенности внешнего строения и жизнедеятельности типа Членистоногие путём изучения строения насекомых, выделить отличительные признаки класса Насекомые
  • научить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями
  • содействовать созданию положительной мотивации к обучению биологии, формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты:

  • предметные : знание характерных особенностей внешнего и внутреннего строения, образа жизни, сред обитания и способа передвижения типичных представителей класса Насекомые; знание о многочисленности представителей и значение членистоногих в природе и жизни человека
  • метапредметные: умение работать с текстом учебника, с раздаточным материалом, наблюдать, распознавать, визуально определять представителей класса Насекомые.
  • личностные : развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы

Оборудование и материалы : мультимедийный компьютер, раздаточный материал «Многообразие животных», таблицы, СД диск Кирилл и Мефодий, тесты для проверки знаний

Основные понятия, изучаемые на уроке :

« типы конечностей», «мальпигиевы сосуды», «хитиновый покров», «трахеи», «дыхальца», «типы ротовых органов», «инстинкт», «энтомология».

Организационная структура урока

План урока:

1. Организационный этап урока.

2. Проверка знаний по теме : Общая характеристика Членистоногих»

(фронтальная беседа, работа по карточкам, парная проверка ответов).

3.Изучение новой темы:

А) Актуализация.

Б) Мотивация.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала (визуализация результатов деятельности).

4.Закрепление.

5.Домашнее задание.

6. Анализ.

7. Рефлексия.

Ход урока:

1 .Организационный этап урока: (учитель приветствует класс)

В этот день и в этот час

Снова рада видеть вас!

Пожелаю вам, друзья,

Быть достойными себя!

Не стесняться, не краснеть,

И за соседа поболеть!

Помоги себе, ему

если он попал в беду

2. Проверка знаний по теме «Общая характеристика Членистоногих».

Фронтальный опрос:

А) По каким признакам представителей членистоногих объединяют в один тип?

Б) Какие признаки говорят об усложнении членистоногих?

В) Назовите основные среды жизни членистоногих и приведите примеры?

Задание: Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение

1.Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания

2.К членистоногим относятся раки, стрекозы, скорпионы, комары, дафнии

3.Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым

4.У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды

5.Тело речного рака, как и других десятиногих раков, состоит из членистой головогруди и членистого брюшка. На брюшке раков имеются ножки

6. Органы выделения у высших раков – зелёные железы

7.Ракообразные ведут только водный образ жизни

8.У десятиногих раков имеется жевательный желудок и цедильный желудок

9.Органы дыхания пауков – трахеи и лёгкие

10.Для всех пауков характерно плетение ловчей сети

11.При жаберном дыхании кровь переносит по организму кислород и углекислый газ

12.У паукообразных нет усиков

13.Дафнии и многие другие планктонообразные ракообразные – фильтраторы воды

14.Все пауки дышат атмосферным воздухом

15.У пауков желудок жевательный

16.Тело у пауков состоит из головогруди и брюшка, а у клещей оно слитное

17.У пауков имеются ядовитые ногощупальца

18.Пауки – хищники

19.У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног, передние ноги имеют клешни

20.Мокрицы относятся к классу ракообразных

Ответы: 1,2,5,6,8,9,11,12,13,14,16,18,20.

Учащиеся проводят самопроверку теста, ответы на который проектируется на экран с критериями оценок: 0 -2 ошибок – «5», 3 -5 ошибок – «4», 6-10 ошибок – «3»,более 10 ошибок – «2».

3. Изучение новой темы:

А) Актуализация знаний:

1.Учитель: На ваших столах находятся рисунки животных. Каждому обучающемуся необходимо определить животных типа Членистоногих. По каким признакам вы их определили? (Признаки: есть крылья (способность к полёту), хорошо развиты органы чувств, ноги, усики, глаза).

2. Учитель: Найдите среди них насекомых. Каковы их признаки?

Что объединяет всех этих животных? За что они получили такое название?

(Такой игровой момент позволяет, во- первых, актуализировать знания по теме, визуально запомнить название и внешний вид животного и распределить его по классам, во – вторых, разделить класс на 3 группы для дальнейшей групповой работы учащихся)

Б) Мотивация:

Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.

1.Летит, пищит, 2. Спал цветок и вдруг проснулся
Ножки длинные тащит, Больше спать не захотел
Случай не упустит Шевельнулся, встрепенулся
Сядет и укусит. (комар) Взвился вверх и улетел. (бабочка)

3.Домовитая хозяйка 4.Имя взял у кузнеца,
Полетела над лужайкой, Цвет – у огурца,
Похлопочет над цветком Крылья – у мошки,
Он поделится медком. (пчела) Ножки – у блошки. (кузнечик)

5.На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь . (кузнечик )

6.Работник садовый - 7. Ни зверь, ни птица, Поясок медовый (пчела ) А нос, как спица.

8.Целый день летает, Летит – кричит.
Всем надоедает: Сядет - молчит.
Ночь настанет, Кто его убьёт -
Тогда перестанет . (муха ) Свою кровь прольёт (комар)

Учитель: Ребята! О каких животных идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).

Учитель: Сегодня мы с вами изучим особенности строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые. Запишите в тетрадь сегодняшнее число, название темы.

«Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Учитель: Перечислите признаки. К какому классу они относятся?

Общие признаки насекомых.

Тело состоит из трёх отделов - головы, груди, брюшка

Брюшко имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы -между сегментами (свое название они получили за характерные насечки на брюшке)

Наличие у них трёх пар ног(на брюшке ног нет) второе название класса – шестиногие

Одну пару усиков

Реже одну, или две пары крыльев, или отсутствуют

Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1 млн. видов, живущих и процветающих на планете Земля

Среда обитания: почва, воздух, водоёмы, организмы человека, животных и растений

Рост сопровождается линькой

Учитель : Создана наука по изучению этих животных. Как же она называется? Наука - энтомология.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала

3. Используя текст параграфа на стр.125 – 126, составьте кластер «Ротовой аппарат насекомых»

Визуализация результатов деятельности (представители групп вывешивают свои таблицы на доску).

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось? Какие типы ротовых органов характерны для насекомых? (спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Итак, мы выяснили, что, насекомые в зависимости от способа питания, имеют разный ротовой аппарат (использовать таблицу). Используя текст параграфа на стр. 125-126, составьте кластер «Ноги Насекомых»

Учитель: Итак, мы выяснили, что, насекомые в зависимости от образа жизни, имеют разные типы ног.

4. Закрепление:

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось?

1. Назовите насекомых, имеющих ротовой аппарат: сосущий, грызущее- лижущий, колюще- сосущий. Как это связано с характером питания?

2. В чём сходство и различии систем внутренних органов у насекомых и паукообразных? (Спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называется сложное поведение насекомых

1.Ядовитый родственник насекомых (скорпион)

2.Самое прожорливое насекомое (саранча)

3.Хищное насекомое с тонкой «талией»(оса)

4.Она всё лето пела и танцевала (стрекоза)

5 .Маленький рачок – фильтратор (дафния)

6.Его съела прожорливая лягушка (кузнечик)

7. От его страшного вида задрожали и упали в обморок звери (таракан)

8. «Корова» муравьёв (тля)

Теперь давайте проверим, как вы запомнили.

Разминка физкультминутка (вопрос – ответ)

1.Признаки класса Ракообразные - садимся хлопаем

2.Признаки класса Паукообразные – хлопаем в ладоши

3.Признаки класса Насекомые – встаём хлопаем

А) У этих организмов грызущий ротовой аппарат (встали хлопаем)

Б) Тело покрыто прочным панцирем, пропитанным углекислым кальцием (садимся хлопаем)

В) Имеют четыре пары ноги (встали)

Г) Во взрослом состоянии они не растут и не линяют (хлопаем)

Д) Фасеточные глаза сидят на стебельках (садимся и хлопаем)

Е) Внекишечное пищеварение (хлопаем в ладоши)

Ё) Имеют три пары ног (встали хлопаем)

ж) Инстинкт – сложное поведение у……..(хлопаем)

Составить «синквейн» по теме класс Насекомые

1.Бабочка (Белянка).

2.Яркое, красивое.

3.Летает, погибает.

4.Откладывает яйца на капусту.

5.Насекомое.

5. Домашнее задание:

1) Взяв за основу слово, насекомое, составить кроссворд, используя названия видов класса насекомые.

2) Взяв за основу слово, членистоногие, составить кроссворд, используя названия видов класса ракообразные и паукообразные.

3) Напишите названия бабочек, оканчивающихся на «А».

6. Анализ.

Итак, сегодня, мы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности класса Насекомые. Надеюсь, что вы научились отличать по внешнему виду насекомых от ракообразных и паукообразных.

7. Рефлексия: Наш урок подошёл к концу.

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Какое новое знание вы получили на уроке?
  • Какая часть урока вам понравилось?

Список литературы:

1. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам)

Электронные ресурсы:

Web – страница:

1.Матюкова М.А. Приёмы развития критического мышления на уроке биологии [Электронный ресурс]/Маргарита Матюкова. - Режим доступа свободный: http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/geografiya/1341-matyukova.html . - Заглавие с экрана.- (Дата обращения:16.11.2014)

2.Технология «Развитие критического мышления». – [ Электронный ресурс]/ Режим доступа свободный: http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html . - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 16.11.2014)


Насекомые — наши постоянные спутники по жизни. Как бы не стерилизовали операционные, хоть какая-нибудь муха да залетит, а уж в домах они всегда в большом количестве… Для инженеров робототехники насекомые — это вдохновение, потому что только они могут передвигаться по любой поверхности, а вот повторить это в искусственной модели очень сложно.

Как и другие , у насекомых внешний (экзо-) скелет, состоящий из хитина. Часто на покровах тела наблюдаются выросты — волоски, роговые образования, чешуйки и т.д.

Тело : голова, отдельно грудь и брюшко. 3 пары ходильных ног.У большинства насекомых есть крылья (обычно 2 пары).

Особенности внутреннего строения насекомых

Есть наземные насекомые, есть и водные представители, поэтому есть различия в дыхательной системе:

— у водных насекомых дыхание осуществляется всей поверхностью тела;

— у наземных — органы дыхания — трахеи.

Кровеносная система: система кровообращения незамкнутая, кровь насекомых называется гемолимфой. Основной сосуд, содержащий гемолимфу, тянется по длине насекомого в спинной части. Задняя часть этого сосуда содержит «сердце» — несколько пульсирующих камер, соединенных последовательно друг с другом.

Пищеварительная система:

1. Очень интересный ротовой аппарат — у различных видов он разный:

— грызущий — у тех насекомых, которые употребляют твердую пищу, или эту пищу надо добыть (выгрызть);

— сосущий (колюще-сосущий) — для приема жидкой пищи (бабочки и комары);

— мускойдный (и грызущий и сосущий, как у мух)

2. Система, состоящая из желудка, кишечника, прямой кишки и анального отверстия.

Выделительная система: мальпигиевы сосуды (как и у паукообразных).

Особенности строения нервной системы насекомых и органы чувств:

У насекомых очень интенсивное движение, причем не хаотичное, а вполне целенаправленное, поэтому такое движение должно хорошо координироваться. У насекомых уже настоящая нервная система — ганглий , состоящий из трех отделов — нервный узел, брюшная нервная цепочка и сеть нейронов по всему телу.

— усики (антенны) — органы осязания;

— глаза — могут быть фасеточными (сложными) и простыми, но тогда их должно быть несколько штук.

— насекомые хорошо воспринимают и различают запахи (у них основа общения — выделение и распознавание различных химических веществ).

Половая система:

Насекомые — раздельнополые . Оплодотворение в основном внутреннее.

Развитие происходит как с


Насекомые очень тесно связаны со многими другими организмами на Земле.

Для они — незаменимые опылители, для животных — питание.