Дидактическая игра для дошкольников. Магазин

Эта версия снята с производства. Вот текущая актуальная версия — Активити Юбилейное издание

Что это за игра?

Активити - это игра, которая отлично подходит для отдыха в любой компании: от развлечения на дружеских посиделках до большой вечеринки.В «Активити» можно играть очень большим количеством игроков: достаточно, чтобы все просто умещались в одной комнате.Игра не требует никакой подготовки, заучивания правил или же каких-либо специальных навыков - и будет отлично восприниматься всеми вашими друзьями и знакомыми.

В чём состоит игровой процесс?

Ваша задача - объяснять слова, записанные на карточках заданий. Каждое из них можно объяснять одним из заданных способов: пантомимой, через синонимы или рисунком. На то, чтобы передать смысл слова, у вас есть всего одна минута - и от вашей сообразительности, а также от того, насколько понимает вас ваша команда, зависит успешность игры.Часть заданий предназначена для всех – и очки за них могут получить даже ваши оппоненты, если угадают первыми.

Как определяется победитель?

Игра подразумевает движение по игровому полю. Фишки всех команд начинают в одной и той же точке, и та команда, которая первой доведёт фишку до финиша, считается победителем. На каждом ходу у вас есть возможность выбирать сложность задания - и если вы его выполняете, то передвигаетесь вперёд на соответствующее количество делений. Чем сложнее задание, тем дальше вы можете пройти по полю, а чем оно легче - тем больше вероятность, что ваша команда всё угадает. Таким образом, есть две основных стратегии игры: активная, предполагающая высокий процент «попаданий», и осторожная, рассчитанная на то, что ваш оппонент будет совершать постоянные ошибки. Разумное чередование этих стратегий во время игры позволяет достичь выигрыша.

Какова тактика игры?

  • Если вы хотите выиграть, то первая задача - определить возможности каждого из игроков вашей команды. Кто-то хорошо рисует, кто-то имеет большой словарный запас, а кто-то отлично умеет показывать пантомимы. Если в задании есть возможность проявить сильные стороны игрока, то стоит брать более сложное. Если же, наоборот, есть шанс не угадать - более простое.
  • Имеет смысл до игры договориться о специальном мета-языке для рисунков и пантомим: например, для объяснения задания из двух слов, о знаке «объясняю заново, забудьте всё», сигнале «вы близко, просто угадывайте в том же направлении» и так далее.
  • Иногда имеет смысл брать заведомо более простое задание, чем вы способны решить: если фишки пересекаются на одном поле, то та, которая стояла на нём раньше (то есть фишка вашего оппонента) отодвигается на одну позицию назад. Это рождает целую серию тактических возможностей для обоих игроков.
  • Что входит в игровой набор?

  • Игровое поле, по передвижению фишек на котором вы сможете легко определять игровой прогресс команды;
  • 4 разноцветных фишки для разных команды (играть в «Активити» можно от двух команд по два игрока до четырёх команд с любым количеством игроков);
  • 440 карточек с заданиями (по 6 слов и словосочетаний на каждом);
  • Правила и инструкция на русском языке;
  • Песочные часы на минуту, служащие для определения времени хода.
  • Можно ли играть в «Активити» втроём?

    Да, для этого есть специальные правила, когда очки получает как тот, кто правильно ответил, так и тот, кто правильно объяснил. Обычно продолжительность партии при этом почти в два раза меньше.

    Для какого возраста предназначена игра «Активити»?

    Данный набор ориентирован на взрослую компанию, желающую развлечься. Существуют также наборы «Активити для детей» и «Активити для малышей», отличающиеся сюжетом, сложностью заданий и оформлением.

    Какие ещё игры есть в серии?

    Надежда

    « Очень веселая игра! Время пролетает пулей. Выяснилось, что рисовать ни кто не умеет)) А вот кривляться и болтать — это все горазды! »




    Когда настольных игр так много, каталогизировать их в простой записной книжке попросту невозможно. Потому на помощь пришла стандартная процедура классификации. Игры начали получать ярлыки в виде жанров: абстрактные игры, стратегии, активные, головоломки и прочие. Однако, при всей возможности жанрового разнообразия, границы этих самых жанров стали настолько размыты, что приходилось относить игру сразу в две или три категории одновременно. Это стало куда более громоздко и неудобно. Немногим позже игроки пришли к общему мнению, что игру - её ядро и движок – определяет смесь внутриигровых механик. Они, в свою очередь, встречались и в десятках других игр, однако в фундаментальной основе отдельно взятой игры можно выделить одну основную механику. Безусловно, разделение игр на категории всё ещё присутствует, но проблема заключается именно в том, что две игры могут стоять в одной категории, но абсолютно по-разному ощущаться и, соответственно, играться.

    Пример : градостроительные игры (или, в общей механической категории « the placement ») Каркассон и Остров Скай. В обеих играх основной механикой является выкладывание тайлов (части ландшафта) на поле (с той лишь разницей, что в Остров Скай каждый игрок строит свой остров, а в Каркассоне - общий). Это незыблемая часть игры, которая определяет игровой процесс. Другое дело – как игроки эти тайлы получают. В Острове Скай ответственность на себя берёт вторая механика – торги, где каждый игрок выставляет свои тайлы на продажу. В Каркассоне же тайлы тянутся бесплатно, однако вместе с выставлением их на поле можно поставить фишку своего мипла для утверждения контроля над территорией (механика « Area control »). Нельзя уверенно сказать, что эти механики – второстепенные, ведь именно они определяют поведение и тактику игроков в реализации главной – строительства. Однако, если в этих играх эти механики играют вторую роль, в других играх уже они становятся ведущими.

    С этого момента поясню, что настольные игры в нашей стране получили широкую известность и популярность относительно недавно, поэтому большинство названий механик пошло от английского или немецкого, а русский перевод – либо народная, либо вольная интерпретация автора. В любом случае, буду держаться нашей адаптации, но на всякий случай выносить за скобки оригинал названий механик и других терминов.

    Веселье для всех!

    Стоит, наверное, начать с тех игр, которые не на полную используют настольный потенциал, но заставляют играть в себя снова и снова, потому что в них будет активной творческая часть человека. В эту категорию попадают активные (activity ) и игры на воображение с выбором. Сразу оговорюсь, что хоть чёткой классификации игр по сложности нет, принято разделять их на игры для вечеринок (Party game ), семейные (family ; family friendly ) и хардкорные (hardcore ). Активные игры в подавляющем своём большинстве относятся к первой категории (party game ), их задачей является быть представленными большому кругу людей, следуя этому – иметь простые правила и приносить исключительно веселье, нежели какой-либо вызов. За примерами долго идти не надо, ведь такие игры всегда есть в любом игровом настольном клубе: Имаджинариум, Активити, Alias , Базинга, различные вариации Мафии и многие, многие другие. Располагая незначительными по объему правилами (иногда они умещаются на обратной стороне коробки), такие игры задействуют воображение, или требуют от игроков выполнения веселых заданий. Есть, конечно, игры и со своим сводом правил с использованием многих механик: на блеф, драфт, торги и так далее. Веселье гарантировано, как и то, что такие игры подойдут любым компаниям. Впрочем, многие из этих игр (но далеко не все) повторяют известные нам с детства, которые и без того не требуют каких- либо внешних компонентов, разве что ручки, листа бумаги или колоды карт.


    Долгое время разнообразия в настольных играх не было, однако одна механика вызвала достаточно большой шум и популярна до сих пор. У нас её называют «кинь-двинь», на западе принято «Spin ’n ’move », что, в принципе, одно и то же. Очень простая механика, использующая волю случая на броски кубика. За примером долго идти не надо: Монополия. Собственно, успеху этой игры мы и обязаны популяризации этой механики во многих играх прошлого века. В детстве, наверное, многие играли в игры по типу «горки и лестницы», где применялась та же механика – бросаем кубик, движемся на указанное значение. В зависимости от удачи – поднимаемся вверх, сокращая путь, или спускаемся вниз, начиная заново. В современных играх от такой механики зачастую отказываются либо модифицируют различными способами. Связано это с невероятно затянутыми партиями, что к концу больше начинает раздражать, нежели приносить удовольствие удачливым игрокам. Пожалуй, единственной популярной игрой, эксплуатирующей «кинь-двинь», сегодня остается Монополия. Народная любовь к неустаревающей классике – она такая.

    Еще больше компонентов и карт.

    Другой неотъемлемой частью современных игр стало бо льшее разнообразие игровых компонентов. Древние игры представляли собой набор абстрактных фигур, фишек, игральных костей. Со временем стали эволюционировать как старые элементы (абстрактные фигуры стали более детальными, игральные кости обросли новыми гранями), так и появились новые: планшеты, карты, треки, ресурсы и даже мобильные приложения. Такой прогресс заслуживает внимания как минимум потому, что введение новых компонентов привело к отдельным, массово популярным жанрам и механикам.

    Взять к примеру карты – есть настольные игры, играющиеся полностью на карточном движке. За отдельными исключениями в них для удобства могут присутствовать жетоны или фишки. Настоящий бум в 90-е произвела карточная игра Magic the gathering (сокращенно - MTG ), ставшая родителем нового жанра ККИ (коллекционных карточных игр) и до сих пор популярная у многомиллионной аудитории. Карточные игры стали хобби для многих игроков, а карты никогда не теряют своей актуальности в силу того, что всегда есть коллекционер, готовый их у вас купить, даже если вы прекратите играть. Стоит ли говорить, что игра давно стала спортивной дисциплиной, постоянно проводит турниры и завлекает новых игроков?


    Здесь же расскажем и о ЖКИ (живая карточная игра, LCG ), что по сути мало чем отличается от ККИ: у нас есть набор карт и мы можем создать из них колоду. Однако, именно ЖКИ ближе к формату настольных игр как мы к ним привыкли. Если в ККИ мы вынуждены искать карты у таких же коллекционеров, как мы, или, надеясь на удачу, покупать и открывать бустеры (где есть шанс получить как набор редких и дорогих карт, так и посредственных дешёвых), то в ЖКИ всё намного проще: есть стационарный, базовый, набор и дополнения к нему. Т.е. вы гарантировано знаете, что ждёт вас в коробке. Помимо всего прочего, в ЖКИ часто есть реальное игровое поле (а не импровизированное, как в ККИ), могут встречаться компоненты других, привычных нам, игр (фишки, ресурсы, миниатюры и т.д.). Ну и самое главное – они могут быть не противостоянием двух игроков (Android netrunner ), а кооперацией (ЖКИ Властелин колец, ужас Аркхема, Pathfinder LCG ).

    Закрывая тему карт и их использования в настольных играх, нельзя не упомянуть такую механику как колодостроение (deckbuilding ). Во-первых, она является ядром озвученных выше игр. Во-вторых, встречается как основная или второстепенная механика в настольных играх, которые не подгоняются под рамки ЖКИ. В основе этих игр лежит общедоступная колода (или колоды) из которой игроки в течении партии составляют собственную, обычно конкурируя с другими игроками. Целью же является составить наиболее гармонично работающую колоду карт и победить остальных по условиям игры (обычно – на очки или выбивание других игроков). Яркими представителями являются «Доминион», «Войны Ктулху», «Eminent domain », «Звездные империи».

    Раз уж мы затронули термин –строения(-building )*, то упомянем идущий в одном ряду с ним «сбор» (collection ). Обычно это так называемый сбор сетов (set collection ). Обе механики подразумевают набор определенных компонентов для достижения максимального превосходства. Компонентами могут быть как карты, так и различные жетоны и фишки. В строении ты обычно используешь то, что приобретаешь, а в сборе твоя задача собрать конкретный набор. Яркий пример – игра 7 чудес. Простая семейная игра на драфт (draft ), где победа определена успехом того, какие карты ты приобретаешь в течении игры. Глубину игре придает именно то, что сетов можно собрать несколько, и твоей задачей будет отхватить то, что нужно тебе, и при этом не дать сопернику то, что нужно ему. Так или иначе, сбор сетов присутствует во многих играх: Билет на поезд, Каменный век, Микромир, Пандемия, и другие.


    * Строят игроки обычно колоды, но далеко не всегда. Например, недавняя новинка Dice Forge (грани судьбы) предлагает так называемый DiceBuilding , другими словами – строение кубика. На протяжении партии игроки меняют грани на своих кубах, улучшая их и давая новые возможности. На западе всё реже используют именно термин deckbuilding в связи с тем, что игр на строение появилось очень много, и не все они строят именно колоды карт. Это может быть что угодно, поэтому всё чаще механику обзывают StuffBuilding (дословно – строение из всякого).

    Драфт – простая и в то же время глубокая механика. Обычно используется в карточных играх, но может присутствовать и там, где карт нет. Обычно заключается в следующем: игрокам на руку раздаются карты, из которых они вольны выбрать одну, а все остальные передать соседу. Тем временем, другой сосед передает свои карты вам. Просто? Просто! Но важную роль играет просчёт противников, слежение за тем, какие карты передаются в кругу, и какие следует в таком случае оставить себе, а какие передать соседям. Именно по такой схеме работает вышеупомянутая 7 чудес. Механика драфта завораживает и много где встречается: Кровь и ярость (Blood Rage ), Терраформирование Марса, Иниш и многие другие.

    И куда же без масштабных стратегий...

    Подошло время поговорить и о категории стратегий. Пожалуй, самой распространенной категории среди других и самой многообразной. Сложность в ней в подавляющем большинстве либо на уровне семейных игр, либо больших, сложных и хардкорных. Много в настольном мире этих ваших стратегий, на любой вкус и цвет! Хотите – экономическую, хотите – военную. А может, смешать? Можно с конфликтами, можно без. Можно с простым собирательством, а можно с аукционом и ставками. Можно с элементом случайности, а можно полностью без него. В этой же категории, пожалуй, самое большое количество различных механик, которые вы можете встретить среди настольных игр. Однако, доминирующими следует назвать две из них – это выставление рабочих (worker placement ) и контроль территорий (area control ), а то и смешение обеих! О них и поговорим.


    В стратегиях вы можете располагать собственным планшетом, а может его и не быть вовсе. Могут встречаться десятки ресурсов или всего один. Но у всех стратегий есть нечто общее (во всех смыслах) – это игровое поле. Именно на нём происходит главное действие. В классических, неустаревающих вариантах, механика выставления рабочих действует по следующему принципу: у игроков есть ограниченный запас этих самых рабочих, а на поле есть столь же ограниченный запас возможных действий. Фишки рабочих выставляются на действия, которые и дают нужные для победы ресурсы, очки, новые возможности и т.д. Цимес же заключается в том, что рабочий не может быть выставлен на уже занятое действие. Здесь вступает планирование и просчёт, слежка за действиями оппонента и раскрытие его планов. Порой можно занять не совсем необходимое действие для себя, только что бы не дать преимущества кому-то другому, а порой приходится принимать сложное решение, выбирая один из множества вариантов. Выставление рабочих, пожалуй – самое популярное решение в стратегиях. В основном используется в играх европейской школы игрового дизайна. В них редко можно встретить прямое противостояние (скорее косвенный конфликт) и успех зависит от вашего планирования и просчёта. Есть, однако, игры и с конфликтом: например, в Lords of Waterdeep можно с помощью закулисных интриг манипулировать рабочими противника или намеренно выкладывать штрафы (в игре есть механика коррупции) на те действия, которые интересны вашим противникам. Сами рабочие могут быть представлены чем угодно. Обычно это простые миплы, делающие свою работу. Но есть и оригинальные решения. В игре «Приключения Марко Поло» ваши рабочие – обычные шестигранные кубы. Но их особенность в том, что грань, которой вы кладете эти кубы на действие, определяет ваши возможности и варианты.


    Area Control (контроль территорий) – процесс удержания стратегически важных точек на игровом поле, что неминуемо ведёт к победе. Зачастую, в таких играх партия ведётся не на очки, а пока один из игроков не выполнит условие победы. Как и в случае с Worker placement , игроки располагают ресурсами и «рабочими», только в этом случае, занятие позиций играет ведущую роль. Такие игры намного более конфликтны, по сравнению с выставлением рабочих. Обычно, это большие военные стратегии, где динамику определяет цель игроков. В настольной версии Игры Престолов (той самой, что по мотивам романов Дж. Мартина) нет победных очков, зато есть масштабная карта мира и мотивация игроков захватить больше всего территорий. Партия будет длиться до того момента, пока один из игроков не захватит 7 крепостей и по праву воссядет на железный трон. Очень интересный подход к контролю территорий в настольной новинке Иниш: игроки вообще вольны двигаться в направлении одной из трёх целей для победы – доминирование над другими игроками в регионах, контроль регионов или древних кельтских храмов.

    Есть также интересные дизайнерские решения по смешению двух механик. В игре Крёстный отец вы выставляете рабочих, которые на конец раунда будут контролировать те территории, куда вы их поставили, если будут иметь достаточно влияния. Обе механики очень важны и постоянно держат в напряжении.


    Стоит признаться, что я охватил лишь верхушку айсберга по введению игроков в основы механик и категорий настольных игр, однако постарался вычленить из них те, что лежат во множестве наиболее интересных (объективно и субъективно) игр. Обращаясь к наиболее авторитетным сайтам-источникам (например, boardgamegeek ), можно разбить разбор этой тематики на десятки таких статей. Однако сегодня целью стало введение в сами понятия, дабы неискушенный игрок мог иметь представление по внутреннему устройству любимых ему игр и стал более подкованным в будущем выборе.

    Надеемся, теперь вы разбираетесь в настольных жанрах и механиках чуть лучше, чем раньше. Успешных и весёлых Вам игр!

    1. Основные понятия теории игр и их классификация.................... 4

    1.1. Предмет и задачи теории игр.................................................................................... 4

    1.2. Терминология и классификация игр.......................................................................... 7

    1.3. Примеры игр............................................................................................................. 12

    Тесты................................................................................................................................ 15

    2. Матричные игры................................................................................................... 16

    2.1. Описание матричной игры....................................................................................... 16

    Теория игр - это математическая теория конфликтных ситуаций.

    Цель теории игр - выработка рекомендаций по разумному поведению участников конфликта (определение оптимальных стратегий поведения игроков).

    От реального конфликта игра отличается тем, что ведется по определенным правилам. Эти правила устанавливают последовательность ходов, объем информации каждой стороны о поведении другой и результат игры в зависимости от сложившейся ситуации. Правилами устанавливаются также конец игры, когда некоторая последовательность ходов уже сделана, и больше ходов делать не разрешается.

    Теория игр, как и всякая математическая модель, имеет свои ограничения. Одним из них является предположение о полной (“идеальной”) разумности противников. В реальном конфликте зачастую оптимальная стратегия состоит в том, чтобы угадать, в чем противник “глуп” и воспользоваться этой глупостью в свою пользу .

    Еще одним недостатком теории игр является то, что каждому из игроков должны быть известны все возможные действия (стратегии) противника, неизвестно лишь то, каким именно из них он воспользуется в данной партии. В реальном конфликте это обычно не так: перечень всех возможных стратегий противника как раз и неизвестен, а наилучшим решением в конфликтной ситуации нередко будет именно выход за пределы известных противнику стратегий, “ошарашивание” его чем-то совершенно новым, непредвиденным .

    Теория игр не включает элементов риска, неизбежно сопровождающего разумные решения в реальных конфликтах. Она определяет наиболее осторожное, “перестраховочное” поведение участников конфликта.

    Кроме того, в теории игр находятся оптимальные стратегии по одному показателю (критерию). В практических ситуациях часто приходится принимать во внимание не один, а несколько числовых критериев. Стратегия, оптимальная по одному показателю, может быть неоптимальной по другим.

    Сознавая эти ограничения и потому, не придерживаясь слепо рекомендаций, даваемых теорий игр, можно все же выработать вполне приемлемую стратегию для многих реальных конфликтных ситуаций.

    В настоящее время ведутся научные исследования, направленные на расширение областей применения теории игр.

    1.2. Терминология и классификация игр

    В теории игр предполагается, что игра состоит из ходов , выполняемых игроками одновременно или последовательно.

    Ходы бывают личными и случайными . Ход называется личным , если игрок сознательно выбирает его из совокупности возможных вариантов действий и осуществляет его (например, любой ход в шахматной игре). Ход называется случайным , если его выбор производится не игроком, а каким-либо механизмом случайного выбора (например, по результатам бросания монеты).

    Совокупность ходов, предпринятых игроками от начала до окончания игры, называется партией .

    Одним из основных понятий теории игр является понятие стратегии. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры. В простых (одноходовых) играх, когда в каждой партии игрок может сделать лишь по одному ходу, понятие стратегии и возможного варианта действий совпадают. В этом случае совокупность стратегий игрока охватывает все возможные его действия, а любое возможное для игрока i действие является его стратегией. В сложных (многоходовых играх) понятие «варианта возможных действий» и «стратегии» может отличаться друг от друга.

    Стратегия игрока называется оптимальной, если она обеспечивает данному игроку при многократном повторении игры максимально возможный средний выигрыш или минимально возможный средний проигрыш, независимо от того, какие стратегии применяет противник. Могут быть использованы и другие критерии оптимальности .

    Возможно, что стратегия, обеспечивающая максимальный выигрыш, не обладает другим важным представлением оптимальности, как устойчивостью (равновесностью) решения. Решение игры является устойчивым (равновесным), если соответствующие этому решению стратегии образуют ситуацию, которую ни один из игроков не заинтересован изменить.

    Повторим, что задача теории игр - нахождение оптимальных стратегий.

    Классификация игр представлена на рис. 1.1.

    1. В зависимости от видов ходов игры подразделяются на стратегические и азартные. Азартные игры состоят только из случайных ходов - ими теория игр не занимается. Если наряду со случайными ходами есть личные ходы, или все ходы личные, то такие игры называются стратегическими .

    2. В зависимости от числа участников игры подразделяются на парные и множественные. В парной игре число участников равно двум, в множественной - более двух.

    3. Участники множественной игры могут образовывать коалиции, как постоянные, так и временные. По характеру взаимоотношений игроков игры делятся на бескоалиционные, коалиционные и кооперативные.

    Бескоалиционными называются игры, в которых игроки не имеют право вступать в соглашения, образовывать коалиции, и целью каждого игрока является получение по возможности наибольшего индивидуального выигрыша.

    Игры, в которых действия игроков направлены на максимизацию выигрышей коллективов (коалиций) без последующего их разделения между игроками, называются коалиционными .

    https://pandia.ru/text/78/553/images/image002_69.gif" width="509" height="75">

    https://pandia.ru/text/78/553/images/image006_35.gif" width="509" height="108">

    Рис. 1.1. Классификация игр

    Исходом кооперативной игры является дележ выигрыша коалиции, который возникает не как следствие тех или иных действий игроков, а как результат их наперед определенных соглашений.

    В соответствии с этим в кооперативных играх сравниваются по предпочтительности не ситуации, как это имеет место в бескоалиционных играх, а дележи; и сравнение это не ограничивается рассмотрением индивидуальных выигрышей, а носит более сложный характер.

    4. По количеству стратегий каждого игрока игры подразделяются на конечные (число стратегий каждого игрока конечно) и бесконечные (множество стратегий каждого игрока бесконечно).

    5. По количеству информации , имеющейся у игроков относительно прошлых ходов, игры подразделяются на игры с полной информацией (имеется вся информация о предыдущих ходах) и неполной информацией . Примерами игр с полной информацией могут быть шахматы, шашки и т. п.

    6. По виду описания игры подразделяются на позиционные игры (или игры в развернутой форме) и игры в нормальной форме. Позиционные игры задаются в виде дерева игры. Но любая позиционная игра может быть сведена к нормальной форме , в которой каждый из игроков делает только по одному независимому ходу. В позиционных играх ходы делаются в дискретные моменты времени. Существуют дифференциальные игры, в которых ходы делаются непрерывно. Эти игры изучают задачи преследования управляемого объекта другим управляемым объектом с учетом динамики их поведения, которая описывается дифференциальными уравнениями.

    Существуют также рефлексивные игры, которые рассматривают ситуации с учетом мысленного воспроизведения возможного образа действий и поведения противника.

    7. Если любая возможная партия некоторой игры имеет нулевую сумму выигрышей f i, https://pandia.ru/text/78/553/images/image009_21.gif" width="60 height=45" height="45">), то говорят об игре с нулевой суммой . В противном случае игры называются играми с ненулевой суммой .

    Очевидно, что парная игра с нулевой суммой является антагонистической , так как выигрыш одного игрока равен проигрышу второго, а следовательно цели этих игроков прямо противоположны.

    Конечная парная игра с нулевой суммой называется матричной игрой. Такая игра описывается платежной матрицей, в которой задаются выигрыши первого игрока. Номер строки матрицы соответвует номеру применяемой стратегии первого игрока, столбец - номеру применяемой стратегии второго игрока; на пересечении строки и столбца находится соответствующий выигрыш первого игрока (проигрыш второго игрока).

    Конечная парная игра с ненулевой суммой называется биматричной игрой. Такая игра описывается двумя платежными матрицами, каждая для соответствующего игрока.

    1.3. Примеры игр

    Игра 1. Зачет

    Пусть игрок 1 - студент, готовящийся к зачету, а игрок 2 - преподаватель, принимающий зачет. Будем считать, что у студента две стратегии: А1- хорошо подготовиться к зачету; А2 - не подготовиться. У преподавателя имеется тоже две стратегии: В1 - поставить зачет; В2 - не поставить зачет. В основу оценки значений выигрышей игроков можно положить, например, следующие соображения, отраженные в матрицах выигрышей

    (оценили по заслугам)

    (все нормально)

    (проявил несправедли вость)

    (удалось словчить)

    (получил по заслугам)

    (дал себя обмануть)

    (студент придет еще раз)

    Выигрыши студента

    Выигрыши преподавателя

    Данная игра в соответствии с приведенной выше классификацией является стратегической, парной, бескоалиционной, конечной, описана в нормальной форме, с ненулевой суммой. Более кратко данную игру можно назвать биматричной.

    Задача состоит в определении оптимальных стратегий для студента и для преподавателя.

    Игра 2. Морра

    Игрой “морра” называется игра любого числа лиц, в которой все игроки одновременно показывают (“выбрасывают”) некоторое число пальцев. Каждой ситуации приписываются выигрыши, которые игроки в условиях этой ситуации получают из “банка”. Например, каждый игрок выигрывает показанное им число пальцев, если все остальные игроки показали другое число; он ничего не выигрывает во все остальных случаях. В соответствии с приведенной классификацией данная игра является стратегической; в общем случае, множественной (в этом случае игра может быть бескоалиционной, коалиционной, и кооперативной) конечной.

    В частном случае, когда игра парная - это будет матричная игра (матричная игра всегда является антагонистической).

    Пусть два игрока «выбрасывают» одновременно один, два или три пальца. При четной сумме выигрывает первый игрок, при нечетной – второй. Выигрыш равен сумме «выброшенных пальцев». Таким образом, в данном случае каждый из игроков имеет по три стратегии, а матрица выигрышей первого игрока (проигрышей второго) имеет вид:

    где Аi – стратегия первого игрока, заключающаяся в «выбрасывании» i пальцев;

    Вj – стратегия второго игрока, заключающаяся в «выбрасывании» j пальцев.

    Что должен делать каждый из игроков, чтобы обеспечить себе максимальный выигрыш?

    Игра 3. Борьба за рынки

    Некая фирма А, имея в своем распоряжении 5 условных денежных единиц , пытается удержать два равноценных рынка сбыта. Ее конкурент (фирма В), имея сумму равную 4 условным денежным единицам, пытается вытеснить фирму А с одного из рынков. Каждый из конкурентов для защиты и завоевания соответствующего рынка может выделить целое число единиц своих средств. Считается, что если для защиты хотя бы одного из рынков фирма А выделит меньше средств, чем фирма В, то она проигрывает, а во всех остальных случаях – выигрывает. Пусть выигрыш фирмы А равен 1, а проигрыш равен (-1), тогда игра сводится к матричной игре, для которой матрица выигрышей фирмы А (проигрышей фирмы В) имеет вид:

    Здесь Аi – стратегия фирмы А, заключающаяся в выделении i условных денежных единиц на защиту первого рынка; Вj – стратегия фирмы В, заключающаяся в выделении j условных денежных единиц на завоевание первого рынка.

    Если бы на защиту или завоевание рынков фирмы могли выделить любое количество средств из имеющихся, то игра стала бы бесконечной.

    ТЕСТЫ

    (В – Верно, Н – Неверно)

    1. Всякая конфликтная ситуация является антагонистической.

    2. Всякая антагонистическая ситуация является конфликтной.

    4. Недостатком теории игр является предположение о полной разумности противников.

    5. В теории игр предполагается, что не все возможные стратегии противника известны.

    6. Теория игр включает элементы риска, неизбежно сопровождающие разумные решения в реальных конфликтах.

    7. В теории игр нахождение оптимальной стратегии осуществляется по многим критериям.

    8. Стратегические игры состоят только из личных ходов.

    9. В парной игре число стратегий каждого участника равно двум.

    10. Игры, в которых действия игроков направлены на максимизацию выигрышей коалиций без последующего их разделения между игроками, называются коалиционными.

    11. Исходом кооперативной игры является дележ выигрыша коалиции, который возникает не как следствие тех или иных действий игроков, а как результат их наперед определенных соглашений.

    12. По виду описания игры делятся на игры с полной информацией или игры с неполной информацией.

    13. Конечная множественная игра с нулевой суммой называется матричной.

    14. Конечная парная игра с нулевой суммой называется биматричной игрой.

    (Ответы: 1-Н; 2-В; 3-В; 4-В; 5-Н; 6-Н; 7-Н; 8-Н; 9-Н; 10-В; 11-В; 12-Н; 13-Н; 14-Н.)

    2. МАТРИЧНЫЕ ИГРЫ

    2.1. Описание матричной игры

    Наиболее разработанной в теории игр является конечная парная игра с нулевой суммой (антагонистическая игра двух лиц или двух коалиций), называемая матричной игрой.

    Рассмотрим такую игру G , в которой участвуют два игрока А и В , имеющие антагонистические интересы: выигрыш одного игрока равен проигрышу второго. Так как выигрыш игрока А равен выигрышу игрока В с обратным знаком, можем интересоваться только выигрышем а игрока А . Естественно, игрок А хочет максимизировать а , а игрок В - минимизировать а . Для простаты отождествим себя мысленно с одним из игроков (пусть это будет игрок А ), тогда будем называть игрока В - “противник” (разумеется, каких-то реальных преимуществ для А из этого не вытекает).

    Типы настольных игр

    Количество настольных игр, в которые можно сыграть сегодня просто огромное. Настольные игры всегда были популярными - это некий психологический аспект человеческого мышления, который толкает нас на это занятие. Но как же среди всего этого разнообразия выбрать себе занятие по душе? Для этого следует разобраться в вопросе какие типы настольных игр существуют и на какие классификации они распределяются.

    Все существующие сегодня настольные игры, так или иначе, распределяются по четырем основным критериям:

    1. по взаимодействию игроков
    2. по тематике
    3. по внутри игровому механизму
    4. по жанровой принадлежности

    Каждый из этих основных пунктов имеет свои подкатегории и, соответственно, свои особенности. Если разобраться в них глубже, то вы всегда сможете найти идеальный для себя вариант игры.

    А какой тип выбираешь ты?

    Итак, первый пункт касается исключительно того, как будут расположены игроки во время игры и как взаимодействовать им придется для того, чтобы достичь победы. Поэтому эту категорию можно разделить на несколько вариантов взаимоотношений:

    • Соревновательный тип. Это процесс, где каждый игрок отвечает исключительно за себя, стараясь победить своих соседей по игре. В данной ситуации все участники являются соперниками, и победа в итоге достанется только одному.
    • Командный или кооперативный тип игры. Здесь все участники делятся на команды, и каждая пытается обыграть другую или же все участники пытаются обыграть саму игру. Здесь можно играть всей командой, поочередно выставляя то одного, то другого игрока. А можно выбрать лидера, который будет совершать все манипуляции в игре от имени всей команды. В таких играх может участвовать достаточно большое количество людей и в итоге побеждает не один игрок, а целая команда.
    • Один против всех. Это тот тип игры, где все участники сражаются против одного. Обычно он выступает в роли злодея. Таких участников может быть сразу несколько, но не больше трех. Для того, чтобы понять такого рода принцип игры, достаточно вспомнить популярную сегодня игру «Мафия» .

    Тематика игр

    Тематика игр также имеет свои разновидности. Она зависит от того, в какой мир окунаются люди, которые решили сыграть в ту или иную игру. Различные типы настольных игр имеют разную тематику:

    • Реализм - приближенность к нашему миру, реальные жизненные ситуации и игровые моменты
    • Классическое фетази - некоторые элементы сказочного или волшебного, особенные способности у игроков
    • Фантастика - полная противоположность реализму, оригинальные персонажи и уникальное действо, происходящее во время игры

    Механизм самой игры - это очень важный момент, который стоит рассмотреть пристальней. Именно механика, или попросту правила игры, определяет, как именно вы будете играть в нее и кем станете в процессе этого увлекательного действа. Механизм игры подразумевает под собой количество комбинаций в игре и отвечает за ее уровень сложности. Вот некоторые типы механизмов, которые являются самыми востребованными и популярными в различных видах игр:

    • карточная механика (например )
    • механика на дайсах или костях
    • социальная механика
    • механика, которая располагает предметы и персонажи в пространстве игры

    Эти механизмы могут существовать как по отдельности, так и взаимодействовать друг с другом, делая игру еще более удивительной и универсальной.

    Жанры игр

    Ну и наконец, типы настольных игр имеют свою классификацию еще и по жанровой принадлежности. Жанр отвечает за немаловажные моменты в игре. Это сам смысл игр, какие ощущения она дарит и как проходит, а кроме того, по жанровой классификации можно определить какие цели преследует эта игра и какую пользу она принесет вам вашим детям или друзьям. Какие жанры встречаются:

    • Абстрактные игры. Эта категория знакома всем и каждому. Примером таких игр являются любимые нами шахматы и шашки .
    • Социальные игры. Это очень обширная категория игр, которая моделирует жизненные ситуации и учит находить из них выход. Примером таких игр является «Мафия».

    Это те категории игр, которые знакомы нам с детства. Но настольные игры не стоят на месте. Они развиваются, как и все, что находится вокруг нас. Именно поэтому сегодня существует и несколько классов игр, которые возникли в современное на время:

    • Варгеймы. Это игры, посвященные войне и стратегии.
    • Америтреш. Разновидность американских игр, которые в большинстве своем рассчитаны на везение и удачу.
    • Еврогеймеры. Игры, в которой игроки противодействуют друг - другу, проявляя сноровку, выносливость и хитрость. В них есть некоторый процент везения, но в основном это везение основывается на допущенных другими игроками ошибках.