Организация образовательной работы доу по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Цель: формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

1.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2.Развитие литературной речи.

3.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений . Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с ребенком.

Во второй младшей группе (3-4 года) чтение художественной литературы совмещено с разделом коммуникация, проходит 1 раз в неделю не более 15 минут.

Занятия проходят в соответствии с темой, которой уделяется внимание в течение 1-2 недель. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

В средней группе (4-5 лет) чтение художественной литературы совмещено с разделом коммуникация, проходит 1 раз в неделю не более 20 минут.

Занятия тематические, каждой теме уделяется внимание в течение 1 недели.

В старшей группе (5-6 лет) чтение художественной литературы совмещено с разделом коммуникация, проходит 1 раз в неделю не более 25 минут.

В подготовительной группе (6-7 лет) чтение художественной литературы выделено в отдельный раздел, 1 занятие в неделю не более 30 минут.

Занятия тематические, временной период – 1 неделя.

Во всех возрастах ежедневное чтение художественной литературы важно. Длительность чтения с обсуждением для детей 3-5 лет до 10-15 минут; 5-6 лет до 15-20 минут; 6-7 лет до 20-25 минут.

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Чтение художественной литературы»




Организация чтения художественной литературы в ДОУ

1. Ежедневное интересное чтение - ритуал каждой группы.

2. Определено время для чтения в режиме дня (утро, 2-я половина дня), с продолжительностью чтения в зависимости от возраста детей.

3. «Читательский четверг»- чтение любимых книг детей, которые они приносят из дома.

4. Чтение проходит в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.

5. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и т. д.

6. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность чтения, руководствуясь принципами чередования: большие литературные формы для длительного чтения - малые литературные формы для непродолжительного чтения; чередование стихотворных и прозаических произведений. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.

7. Художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней). Ежемесячно воспитатель прочитывает 1-2 больших текста.

8. Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающиеся в необходимый временной интервал).

9. Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Они уместны, если у детей возникают вопросы и суждения-реплики сразу после прочтения. Педагог отсрочено обращается к прочитанным текстам, инициирует их воспоминание, цитирование, обсуждение во время развертывания других видов деятельности , если обращение к книге может помочь в мотивировании детей к активности, в осмыслении, прояснении каких-либо фактов, событий и т. п.

10. Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца (с перспективой на весь год). При этом, учитывая интересы большей части детей своей группы; выяснив, какие книги дети читали дома.

11. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на месяц. Учитываются: события, происходящие в окружающем мире; тематика познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; направленность актуальных интересов детей.

12. В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов, чтобы педагог, реагируя на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящие произведения, составить тематическую подборку.

13. Необходимо подбирать книги с иллюстрациями лучших художников, работающих с детской литературой (В. Сутеев, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, И. Билибин, Н. Радлов, В.Чижиков, В.Пивоваров, Э. Булатов и О. Васильев, Т. Маврина, В. Лебедев, Б. Дехтерев и др.).

14. Создание в детском саду общей библиотеки с большими художественными текстами и хорошо иллюстрированными.

15. Взаимодействие с семьей через специальный информационный стенд и организацию различных мероприятий.

Мониторинг проходит во всех возрастных группах 2 раза в год: в ноябре и в марте.

Мониторинг по разделу «Чтение художественной литературы»

Ф. И. ребенка

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоционально реагирует на художественные произведения

Список используемой литературы:

1. Приказ Минобрнауки России № 000 от 01.01.01 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ».

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. , .- М.: Мозаика-Синтез, 201с.

3. Короткова процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: Линка-Пресс, 200с.

4. , Вострухина литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-232 с.

5. Гербова детей к художественной литературе.- М.: Мозаика-синтез, 2005.-205 с.

6. , Гавриш дошкольников с литературой: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 200с.

«Художественное творчество»

Цель : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация , художественный труд);

· развитие детского творчества;

· приобщение к изобразительному искусству.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Совместная партнерская деятельность в образовательной деятельности

Организация занятий в форме партнерской деятельности. Формирование и совершенствование специфических способов и навыков работы с теми или иными материалами и инструментами подчиняется задачам:

· развитие «чувства инициативы» и стремления к созидательной активности;

· формирование способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами - условиями);

· развитие воображения и творческих возможностей (создание замысла и его практическое воплощение в соответствии с собственными стандартами);

· освоение культурных (знаково - символических) средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей (чтение простых схем, чертежей, выкроек, постепенный переход к схематизации – планированию собственного замысла в наброске, эскизе, схеме).

Для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности педагоги опираются на: работу по образцам; работу с незавершенными продуктами; работу по графическим схемам; работу по словесному описанию. Каждый из типов работы может быть развернут с самым разнообразным материалом (бумагой, картоном, природным материалом, бросовым и т. д.). Все работы детей имеют смысловую «упаковку»,т. е. продуктивная деятельность направлена на:

· изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности ;

· создание произведений для собственной художественной галереи;

· создание макетов;

· изготовление украшений- сувениров;

· создание книги;

· изготовление предметов для собственного театра

Самостоятельная деятельность детей

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизации целей (акцентированию для ребенка момента результативности). Поэтому в каждой возрастной группе имеется «Центр творчества», с необходимым набором материалов и инструментов для разных категорий детей:

· не успевших завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

· выступавших в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявших в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников;

· энтузиастов, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество»


Волшебник («Фокусник»)

Волшебные предметы («Старая ваза», « Сосуд»)

Волшебные предметы («Скатерть –самобранка», «Ковер –самолет»)

Волшебные предметы («Шапка – невидимка», «Туфелька для Золушки», «Сапоги – скороходы»)

Волшебная птица («Жар – птица», «Птица Феникс»)

Сказочные герои («Три богатыря», « Варвара краса – длинная коса»)

Волшебное яйцо («Писанки»)

Сказочные существа («Водяной», «Русалка», «Кентавр», «Полкан»)

Обобщающее занятие («Природа – Волшебница – Художница»)

Тема второго года обучения:

«Художник и природа пяти континентов»

1-й тематический блок

Мир природы (10 занятий)

Тематика занятий

Введение («Рисунок на свободную тему»)

Образы неба («Краски неба и краски моего настроения изменчивы» «Небесные переливы»)

Образы земли («Ковер из осенних листьев»)

Образы деревьев («Деревья, согнувшиеся от ветра»)

Образы земли и неба («Лестница в небо. Радуга»)

Образы цветов («Букет цветов», « Натюрморт в теплой или холодной цветовой гамме»)

Образы растений («Экзотическое растение», « Кактус, алое»)

Зеркало природы – вода («Отражение»)

Осенние дары («Ваза с плодами или каравай хлеба»)

Образы природы («Портрет волшебницы Природы в осеннем наряде»)

2-й тематический блок

Мир животных (10 занятий)

Тематика занятий

Образы зимней природы («Следы на снегу. Снежная страница»)

Образы птиц («Перелетные птицы», «Фламинго»)

Образы насекомых («Букашки-таракашки», «Бабочки и стрекозы»)

Образы подводного мира («Рыбы коралловых рифов», «Акулы»)

Образы домашних животных («Кто сказал »мяу»?», «Конь-Огонь»)

Образы экзотических животных («Семья носорогов», «Жирафы шепчутся», «Слоны обливают своих малышей водой»)

Образы диких животных («У кого на голове растут рога?», «Кенгуренок в сумке у мамы»)

Образы мифологических животных («Ноев ковчег»)

Образы животных – символов года (« Год кролика»)

Образы животных («Природа- Художница-Волшебница»)

3-й тематический блок

Мир человека (10 занятий)

Тематика занятий

Мои друзья («Портрет друга»)

Едем в страну вообразилию («Фантастический транспорт»)

В стране Великании («Я - гном»)

Холодное царство («Путешествие в Антарктиду. Пингвины»)

Теплое царство («Путешествие в Африку», «Ребята – негритята»)

Серебряное королевство («Замок Кощея Бессмертного», « Серебряный

замок царевны Несмеяны»)

Страна улыбок – царство смеха («Мамина улыбок», «У меня хорошее настроение»)

Шахматное королевство («Королевство Графики», «Сказочный, средневековой замок»)

Страна чудес («Музыка в красках», «Царство волшебных букв»)

4-й тематический блок

Мир искусства. Искусство разных континентов. (10 занятий)

Тематика занятий

Пять континентов («Как много в мире стран»)

Путешествие на Африканский континент («Египетские пирамиды»)

Путешествие по Азии («Полет над Кавказскими горами»)

Путешествие на Американский континент («Индейцы»)

Образы людей разных национальностей («Герои национальных сказок»)

Путешествие к берегам Японии «Пагода – сооружение с крылатыми крышами»)

Космическое путешествие (« Пейзаж неведомой планеты», «Фантастический город»)

Цветы весны («Радостная сирень», «Нежная черемуха», «Красочный букет»)

Москва – столица нашей Родины («Колокольный звон», «Праздничный салют», «Красная площадь»)

Обобщающее занятие («Я – мой дом, моя страна, мой детский сад»)

Результатами работы в данном направлении должны стать:

Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности (способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту);

Умение находить новые способы использования художественных материалов для решения изобразительных задач (овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности);

Желание передавать свои чувства и настроение в собственных работах, участвовать в различных конкурсах и выставках (эмоционально отзывчивый)

Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится дважды: в начале и конце учебного года. Для этого предлагается проведение занятий с использованием различного изобразительного материала и предложением выполнить рисунок на свободную тему. Мониторинг проводится по следующим показателям:

· Передача формы и размера изображенных предметов

· Расположение на листе (композиция)

· Использование цвета

· Приемы работы с изобразительным материалом (оценивается визуально в период деятельности ребенка)

По всем показателям определены балы выполнения задания –-1 балл– ребенок не может передать форму, размер изображаемого предмета; использует в работе 1-3 цветов; не может пользоваться изобразительным материалом самостоятельно; рисунок незаконченный (0-1балл)

Средний – ребенок не всегда правильно передает форму, размер и расположение предметов в своей работе; не уверен в использовании цветов или использует их ограниченно; не использует для рисования всю поверхность листа и его формат (2-3 балла)

Высокий - ребенок самостоятельно выполняет работу , используя разнообразные цвета и всю поверхность листа; умеет правильно передать форму и размер; изобразительным материалом владеет свободно (4-5 баллов)

Результаты мониторинга заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет корректировать индивидуальную работу с ребенком.

Методическое обеспечение

1. Алексеева такое искусство? М., 1991.

2. Бакушинский и статьи. М., 1981.

3. Копцева и художник: Пособие для учителя. М., 1994.

4. Кульчинская ребенок в музее. М., 1999.

5. Левин ребенок рисует. М., 1980.

6. Макарова слона. М., 1990.

7. Мелик-, Новлянская к творчеству. М.. 1995.

8. Неменский красоты. М., 1987.

9. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

10. Энциклопедия для детей. Т.7 Искусство. Ч.1. М., 1997

«Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

1.Развитие музыкально-художественной деятельности

2.Приобщение к музыкальному искусству

3.Развитие музыкальности детей

4. Развитие способности эмоционально воспринимать музыку

Организация воспитательно-образовательного процесса


Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка»


Единые задачи становления эмоционально-чувственной сферы ребенка можно решать с помощью разной по содержанию художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной). И поэтому необходимо организовывать процесс целостного художественного развития детей. Педагогические задачи в области художественного развития и воспитания связаны со становлением у ребенка начал такого качества, как художественная компетентность – способность решать задачи в ситуации общения и по поводу произведения искусства. Поэтому педагог организует процесс накопления и обогащения детского художественного опыта и помогает ребенку понимать смысл художественных образов в доступных по содержанию произведениях искусства и выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Ребенок выражает субъектные проявления в отношении к миру. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:

· Интерес к музыке;

· Избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;

· Инициативность и желание заниматься музыкальной деятельностью;

· Самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

· Творчество и интерпретации музыкальных произведений.

Отношение к миру у дошкольника формируется и выражается через деятельность. Поэтому становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов.

Направленность отношений и характер музыкальной деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Направленность отношений

Задачи, решаемые ребенком

Ведущая деятельность

Характер музыкальной деятельности

На предметный мир

Активное познание предметов, их свойств и качеств; освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности; развитие самостоятельности в манипулировании с предметами

Предметная, предметно-манипулятивная

Музыкально-предметная

На мир социальных отношений

Ориентация на другого человека; социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников; «примеривание» социальных ролей и отношений

Музыкально-игровая

На результат деятельности как способ социализации

Самовыражение, проявление творчества в доступных и интересных видах деятельности; самопрезентация «Я» в группе сверстников; стремление к взаимоотношениям и взаимодействию

Сложные интегративные виды деятельности

Музыкально-художествен

исполнитель музыкальных произведений - (певец, участник оркестра, танцор);

сочинитель (импровизатор музыкальных попевок и танцев, создатель сюжета музыкально-драматической игры)

Основные виды деятельности и задачи музыкального развития детей:

Городской конкурс инновационных проектов « Инновации в образовании»

Номинация

«Новые подходы в организации дошкольного образования»

Проект

педагогической деятельности

по приобщению детей дошкольного возраста к чтению в условиях семейного воспитания

«Волшебница Книга»

Кравцова Наталья Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

Крымских Евгения Александровна старший воспитатель первой квалификационной категории

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»

Новосибирск 2013

Тип проекта – информационно-творческий

Участники проекта : группы общеразвивающей направленности, дети в возрасте 4-5, 5-6 и 6-7 лет, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители воспитанников.

Д

лительность тематического проекта
– 3 месяца.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашем детском саду было проведено немало педагогических и детско-родительских проектов, направленных на приобщение детей к миру книги:








Однако, наблюдения показывают, что как только в детском саду прекращалась деятельность по тому или иному проекту, направленному на решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы», то дети очень быстро «забывали» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

О

прос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.



На очередной встрече родительского форума «Диалоги» под руководством заведующей отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

Задачи:

    Приобщать детей к книжной культуре.

    Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

1 этап – выбор темы

Уже традиционно в нашем детском саду каждый год организуются мероприятия, посвящённые дню рождения А.С. Пушкина. Обычно организовывается один праздник для детей. В этом учебном году мы решили изменить формат празднования Пушкинского дня, сделав его основополагающим в выборе темы проекта «Волшебница книга».

Спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.



Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…»

    Изучение домашней библиотеки

    Рассказ о том, как эта книга появилась в доме

Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»

    Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду

    Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями

    Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина

    Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»

    Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри групп)

    Конкурс по оформлению прогулочных площадок «У Лукоморья»

    Пушкинский день России в детском саду – литературный праздник «У Лукоморья»

2 ЭТАП – сбор информации

Совместно с детьми определили возможные источники информации об А.С. Пушкине:

Научно-популярная литература;

Научно-художественная литература;

Просмотр видеофильма;

Просмотр мультфильмов;

Экскурсии.

    этап – реализация проекта

Наиболее удачно прошёл конкурс по оформлению прогулочных площадок детского сада. Организация конкурса позволила в полной мере создать на территории ДОУ сказочную атмосферу, увидеть наглядно персонажей сказок А. С. Пушкина. Все изготовленные конкурсные декорации более полно воспроизводят волшебную атмосферу сказок, помогают детям окунуться в мир произведений А. С. Пушкина. Прогулочные площадки получились непохожие одна на другую.

Для украшения участков воспитатели использовали сюжеты разных сказок А. С. Пушкина. На каждой из десяти площадок «выросли» десять дубов. Поселились герои всех сказок Пушкина. Мы при активной поддержке и помощи родителей использовали разнообразные материалы для изготовления декораций: дерево, монтажная пена, пластиковые трубы, фанера, поролон, ткань, бумага. Фантазии участников нет границ!

Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный конкурс позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.

4 ЭТАП – презентация проекта

Литературный праздник «У лукоморья»

В день праздника все персонажи сказок А. С. Пушкина оживали и встречали гостей на улице. Каждая групповая прогулочная площадка была использована как отдельная сцена для игровых и театральных постановок сказок А. С. Пушкина, оформлена выставками детских и родительских рисунков, плакатов, коллажей по произведениям А. С. Пушкина.

Благодаря необычной форме проведения праздника, мы назвали её «карусель», дети каждой группы побывали в гостях в разных сказках. Пройдя по неведомым дорожкам, по невиданным следам от одной площадки к другой, дети были включены в разные формы игровой деятельности. На сказочных площадках детей встречали Царь Салтан, старик со старухой, царевна-Лебедь, Баба-Яга. А помогал детям не сбиться с пути Кот учёный. Дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечений и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.

Таким образом, родители стали активными участниками нашего проекта на всех его этапах :

Подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);

Помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;

Создание тематических книжных выставок;

Совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;

Помощь в оформлении групповых помещений и музыкального зала к праздничным мероприятиям;

Изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;

Активное участие в детских утренниках в роли ведущих и персонажей.

Участники образовательных отношений с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях.

Результаты проекта

В результате проделанной работы:




Перспективы

На этом наш проект не заканчивается. Мы предполагаем продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания.

Мы планируем:

    Создание музея книг;

    Оборудование комнаты сказок, где дети могут прослушивать сказки, рассказываемые бабушкой-рассказушкой;

    Сотрудничество с центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара;

    Организация фотовыставок в группах «Читаем вместе».

Наталья Фролова
Семинар для педагогов ДОУ «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117» общеразвивающего вида

Семинар для педагогов ДОУ

Подготовила старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №117» Фролова Н. В.

Цель : Изучить образовательные задачи области «» во взаимосвязях с задачами других образовательных областей.

(СЛАЙД 1) Предлагаем посмотреть на образовательную область «Чтение художественной литературы » (1) новым взглядом, в первую очередь через призму положений ФГТ к структуре ООП дошкольного образования о ее интеграции с другими образовательными областями и построении образовательного процесса на комплексно-тематической основе. Проанализируем задачи, поставленные в разных областях, на предмет выявления их общности и взаимосвязей.

Не возможно не заметить, что у области «Чтение художественной литературы » , и у области «Познание» (2) есть одна и та же образовательная задача – «формирование целостной картины мира» . Действительно, литература является важнейшим средством, позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых, о роли труда в обществе и жизни каждого человека (область «Труд» , (3) об опасных для человека и природы ситуациях и способах поведения в них (область «Безопасность» ) (4) и т. д.

Как в связи с этим меняется образовательный процесс? Ответ находим в ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, которые предложили использовать в качестве основного комплексно-тематический принцип (5) построения процесса обучения. Он диктует нам необходимость осуществлять подбор художественных произведений для чтения детям в соответствии с общей тематикой образовательной работы в конкретный период времени. При этом важно через подбор литературных произведений расширить познавательный аспект темы, обогатить представления детей. Например. С малышами наблюдаем на улице разные виды транспорта, затем читаем сказку (или смотрим мультфильм) З. Милера и Э. Петишка «Кротик и автомобильчик» (перевод с чешского Е. А. Гуричевой, М. В. Крыловой) . Из текста дети узнают, из каких частей состоит автомобиль, как его ремонтируют в автосервисе в случае поломки. Обогащенные представления – это уже основа для сюжетноролевых игр.

(СЛАЙД 3) Но это только одна часть процесса интеграции. (1) Другая ее часть будет заключаться в том, что, подбирая текст по теме, нельзя потерять логику постепенного усложнения специфических задач области «Чтение художественной литературы » : (2) знакомить со спецификой жанров и стилей, структурой произведений, образными словами и выражениями и т. д. И в данном примере нам очень подойдет доступный для малышей язык сказки, высокая эмоциональность, заставляющая детей ярко переживать события вместе с героями, наличие нравственных проблем с возможностью их обсуждения. Напомним, что интеграция содержания образования – это как раз такое объединение смыслов, видов, способов деятельности, организационных форм, при котором, с одной стороны, обогащается общее содержание, а с другой – не нарушается логика развития каждого вида деятельности.

Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, (3) где они имеют возможность интерпретировать описание события. Например, после чтения сказки Р . Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод К Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей» , чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.

Если содержание прочитанного произведения не оставило детей равнодушными, его сюжет найдет отражение в самодеятельных ролевых играх. (4) Для этого педагогом создаются необходимые условия : вносятся в группу игрушки-персонажи прочитанных произведений, вместе с детьми создаются композиции (макеты) по сюжету произведения, например на белой ткани располагается олень, запряженный в сани, на которых едет кукла – Снежная королева – в свой ледяной замок, и пр. также в группе должны иметь место разные виды театров : кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, позволяющий детям в игре еще раз прожить или трансформировать тот или иной сюжет прочитанного произведения.

(СЛАЙД 4) Рассмотрим интегрированные задачи образовательной области «ЧХЛ» . (1) О какой ОО идет речь : «Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений , радоваться и грустить вместе с ними.»? «Социализация» (2) . Попробуйте сформулировать задачу. Это освоение детьми первоначальных представлений социального характера (3) одновременно является одной из задач образовательной области «Социализация»

Какие новые акценты появляются в образовательном процессе, имеющие отношение к социализации детей? В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка» . Еще совсем недавно анализ текста производился с целью повторить содержание, поэтому детям задавались вопросы, уточняющие действующих лиц, последовательность произошедших событий, мораль произведения. Теперь в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературоведческим анализом текста (профильная задача, обязательно (4) (5) добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто - нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Прием важен и со стороны «обратной связи» : педагогу необходимо знать , насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.

Образовательные задачи области «Чтение художественной литературы » самым тесным образом связаны с задачами области «Коммуникация» . (6)

Художественная литература , по сути, является сегодня единственным источником демонстрации детям силы, красоты речи, ее образности, связности, эмоциональности, которые позволяют ощутить ее ритмы, насладиться мелодичностью звучания. Детей знакомят с доступной их восприятию классической русской поэзией, стихами современных поэтов, яркими описаниями в рассказах. Пословицы, поговорки, загадки – кладезь народной мудрости, яркий источник образных слов и выражений. Не имея образцов такой речи, у детей нет шансов практически овладеть хотя бы некоторой ее частью. Здесь мы еще раз наблюдаем наличие общей задачи (7)

- «развитие у детей литературной речи » , имеющей отношение сразу к двум образовательным областям.

Такая важная для области «Коммуникация» задача, как (8) «развитие объяснительной речи, формирование способности рассуждать , находить аргументы, строить собственное высказывание», также находит свое решение в процессе чтения художественных произведений . Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество» и Ю. Яковлева «Малая Родина» , педагог обсуждает с ними , почему свою землю - Россию - мы называем словом «Родина» или словом «Отечество» , так похожим на слово «отец» . Выслушивает мнения детей, затем обобщает их : «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством - потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».

Добавим к этому и такую задачу области «Коммуникация» , как (9) «развитие диалогической речи» , одним из практических средств овладения которой тоже будет художественная литература в части обсуждения с детьми смысла прочитанных произведений, вовлечения их в диалог и полилог, развития навыков слушания, приобщения к культуре ведения беседы.

(СЛАЙД 5) (Художественная литература - один из видов искусства наряду с музыкой, танцем, живописью. Объединяет их художественный образ , который разные виды искусства представляют своим художественным языком : литература - словом , музыка - звуком, изобразительное искусство - цветом и пластикой. Синтез разных видов искусства обладает мощной способностью развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала человека. С этой точки зрения «Чтение художественной литературы » имеет общие задачи с образовательными областями (1) «Художественное творчество » и (2) «Музыка» - (3) «приобщение детей к искусству и развитие детского творчества» .

Какие в связи с этим методы и формы работы становятся актуальными? (4) Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой (особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор со-ответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение , сопровождаемое изобразительной наглядностью : картинами известных художников , иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Этот прием, к сожалению, не часто используют воспитатели, а напрасно. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения , возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

И еще несколько слов о такой задаче, как «развитие детского творчества» , проходящей красной нитью через три образовательные области. Применительно к области «Чтение художественной литературы » , воспитателем создаются ситуации для развития поэтического слуха, игр со звуком, словом, рифмой. Дети соотносят звучание стихотворений с характерами их воображаемых героев, «расшифровывают» значение различных звукоподражаний, используемых в стихах. Педагог стремиться к тому , чтобы дети могли почувствовать их образность. Например, в стихотворениях Э. Мошковского о городском транспорте дети могут услышать, как «говорят» троллейбус и трамвай. Педагог может создать условия, когда дети сами в творческих заданиях подбирают подходящие по смыслу и звучанию слова, придумывают свои варианты завершения историй и даже сочиняют собственные стихи. Например, после чтения главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» , педагог обсуждает с детьми , почему у Незнайки не сразу получились стихи. А стихотворение-шутка Н. Кончаловской «Про овощи» помогает детям придумать свои овощи, по аналогии с огурбузами и помидынями автора, демонстрируя способ образования новых слов.

Воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной) структуре. Тогда в «Теремке» , «Колобке» или «Рукавичке» могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д. Родари : «Сказки, у которых три конца» , в которых детям нужно сочинить свое окончание истории, «Собака, которая не умела лаять» или «Дедушка-путаник» , которая задает детям модель трансформации известной сказки «Красная Шапочка» . Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов, которые отражают типичные сказочные элементы и функции : про кого она будет? как будет

начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?

Художественные произведения могут инициировать последующую образовательную работу : сюжеты прочитанных книг дети отражают в рисовании, лепке, аппликации, разыгрывают инсценировки или организуют самодеятельные сюжетно-ролевые игры. По мотивам некоторых произведений могут создаваться «диафильмы» или самодельные книги, иллюстрированные детскими рисунками, изготавливаться макеты, мастериться элементы костюмов, декораций, атрибуты для настольного, пальчикового, теневого театров. Театрализованная деятельность, как наиболее привлекательная и доступная дошкольникам, имеет большое значение для эстетического развития детей, поскольку она интегративна по своей сути, объединяет в себе слово, движение, музыку.

Хочется обратить внимание и на так называемое «длительное чтение » , когда литературные произведения значительного объема читаются дошкольникам на протяжении нескольких дней. Это хорошая возможность поддерживать интерес детей, развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты, прочитанные накануне.

Огромной популярностью у детей пользуется уединенный уголок в группе, предназначенный для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи или даже на пластинках. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением, особенно в исполнении лучших актеров. А с педагогической точки зрения , это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыта образными словами и выражениями, красивой литературной речью .

Также было бы неплохо всей группой посещать тематические мероприятия, встречи с детскими писателями в детской публичной библиотеке. Можно организовывать совместные литературные проекты для родителей и детей, например, «Любимые книги наших бабушек» , «Сказки учат нас дружить» , проекты по изданию самодельных книг или журналов, творческие конкурсы по сочинению стихов и рассказов и т. д.

(СЛАЙД 6) Организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости , такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный

(СЛАЙД 7) Формы организации чтения в течении дня могут быть разными. Они зависят, прежде всего, от продолжительности и специфики режимных моментов, возрастной группы. При этом чтение может планироваться как самостоятельный вид деятельности, а может успешно интегрироваться с любыми другими : игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и пр . Основными формами организации чтения как творческой деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение художественного текста , являются :

Образовательные и игровые ситуации, в ходе которых :

S расширяется читательский опыт детей (чтение (рассказывание) взрослого, слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов с фрагментами исполнения художественного текста мастерами художественного слова , артистами, спектаклей или их фрагментов, театрализованных представлений, инсценирование текста педагогом и др .);

S оказывается помощь в восприятии художественного текста (подготовительная (вводная) беседа, выразительное чтение , беседа после чтения (беседа по восприятию художественного текста или беседа по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций и др.);

S организуется творческая деятельность детей на основе художественного текста (разучивание и чтение стихотворений , рассказывание сказок, пересказывание литературных произведений , придумывание собственных рассказов и сказок по аналогии с художественным текстом или на заданную тему, театрализованные и литературные игры , продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд ) на основе художественного текста и др .);

(СЛАЙД 8) ситуации общения о домашнем чтении детей , их домашних библиотеках, любимых и недавно прочитанных произведениях, правилах обращения с книгами, их видовом разнообразии и истории развития, книгоиздании, детских писателях, художниках-иллюстраторах , темах, жанрах фольклора и детской литературы и др . ;

(СЛАЙД 9) совместные игры взрослого и детей на основе художественных текстов (игры-путешествия, игры-фантазирование, игры-драматизации, театрализованные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и другие игры);

(СЛАЙД 10) творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг : рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей , сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений и пр .);

литературные гостиные ;

литературные развлечения и праздники;

Тематические дни, посвященные писателю, произведению, литературному персонажу , жанру детской литературы и пр . ;

Тематические выставки в книжном уголке;

Экскурсии в ближайшую библиотеку, книжный магазин;

Проектная деятельность и др.

О. В. Акулова и Л. М. Гурович, авторы единственного на сегодняшний день методического пособия, посвященного содержанию и педагогическим технологиям организации образовательного процесса в дошкольном учреждении по образовательной области «Чтение художественной литературы » , выделяют три крупные идеи, вокруг которых могут быть объединены темы проектной деятельности :

1. "Детское книгоиздательство" - изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями < ;. >.

2. "Детская библиотека" - организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе.

3. "Выставка книг" - подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп».

Словом, формы организации чтения в детском саду в течение дня могут быть разными, однако погоня за оригинальность форм организации деятельности, в которую активно вовлекаются педагоги , не должна уводить от главного - самого чтения .

(СЛАЙД 11) В. А. Сухомлинский сказал : «Чтение книг - тропинка , по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

Используемая литература :

1. «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе » Васюкова Н. Е. (кандидат педагогических наук ) // Детский сад : теория и практика № 6, 20132.

2. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук ) // Детский сад : теория и практика № 2, 2013

Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители - основные проводники между ребенком и печатным - художественным словом, задача же воспитателей - убедить их в пользе чтения детям.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологиче ском развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели - воспитанию настоящего читателя.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:

Знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-чит ателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;

Расширять их представления о детской литературе;

Учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-чита теля (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственног о общения ребенка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С.Михалкова», «Вообразилия Б.Заходера», «Грамматика фантазии Дж.Родари», «Мудрый волшебник С.Маршак», «В мире героев Н.Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось.

На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе "Вечер семейного чтения", где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное.

Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом.

Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах:

Книги не говорят, да правду сказывают.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Хорошая книга – лучший друг.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

    Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

    Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

    Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

    Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

    Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

    Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

    Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

    Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

    Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедически й и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

    Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.

    Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению.

· Ч итайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет.

· Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.

· В ыясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

· П окупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок»- этя фраза очень актуальна и популярна сейчас.

· О ставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

· П риучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенност и.

· В ыпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.

· П усть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.

· К упите настольную игру, предполагающую чтение.

· П осле просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.

* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.

* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

* Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

* Не загибать листы, пользоваться закладкой.

* Класть книгу только на чистый стол.

* Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

* Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

* Объясните перед чтением или во время его трудные слова.

* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

* Что нового, интересного узнал?

* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

* Как описана природа?

* Какие слова и выражения запомнились?

* Чему научила книга?

* Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.