Анализ расходов бюджетов на социальную защиту населения. Расходы бюджета на социальную защиту населения и социальную сферу

Ведущее место в расходах бюджетов всех уровней принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия. За 2001-2003 гг. на них приходится 46,0 -56,2% расходов сводного бюджета (приложение Б). Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Структура расходов сводного бюджета Украины на социально-культурные меры по 2000-2003 pp .

Показатель

Социально-культурные мероприятия всего

в т.ч. а) образование

б) охрана здоровья

в) социальная защита и социальное обеспечение

г) культура и искусство

д) средства массовой информации

есть) физическая культура и спорт

есть другие)

К расходам на социальную защиту и социальное обеспечение населения относятся расходы, направленные на адресную поддержку малообеспеченных граждан, обеспечения прожиточного минимума различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в трудном положении, пенсионное обеспечение. Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, расходы на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, другие расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения.

Законодательством Украины предусматривается социальная защита более двадцати различных видов помощи и льгот. К ним относятся следующие группы населения:

Ветераны труда и граждане пожилого возраста;

Военнослужащие;

Матери с детьми;

Инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Дети, находящиеся под опекой или попечительством;

Граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

Участники боевых действий и ветераны Великой Отечественной войны;

Семьи с незначительными доходами;

Молодые семьи;

Расходы на социальную защиту экономисты классифицируют по определенным признакам. Во-первых, по источникам финансирования расходы на социальную защиту делятся на те, которые обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета и за счет местных бюджетов. Из Государственного бюджета осуществляется финансирование мероприятий, связанных с возвращением и обустройством депортированного крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые вернулись в Украину, содержание пунктов временного размещения беженцев, оказание денежной помощи беженцам и другие расходы. Подавляющее большинство расходов на социальную защиту населения адресного характера, как государственная помощь семьям с детьми, государственная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, жилищные субсидии и другие, финансируются за счет выделения средств из Государственного бюджета в форме субвенций местным бюджетам.

Во-вторых, обеспечение социальной защиты определенных групп населения по расходам на реализацию общегосударственных и местных программ. К общегосударственным относятся программы всех видов помощь и компенсаций, содержание учреждений и учреждений социальной защиты, функционирование которых предусмотрено действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины. К ним относятся расходы, финансирование которых предусматривается Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми», «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «Об органах и службах по делам несовершеннолетних» и другие.

Внедрение местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

В-третьих, с целью использования расходы на социальную защиту населения экономисты разделяют на следующие группы:

а) расходы на социальную защиту в связи с малозабезпеченістю.

К ним относятся помощи малообеспеченным семьям с детьми, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям и т.п.;

б) расходы по цели использования, к которым относятся выплаты для компенсации утраченного дохода. Они включают расходы на выплату пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком-инвалидом и пособия по уходу за ребенком до 3-х лет. Сюда можно отнести индексации денежных доходов граждан;

в) выплаты, обусловленные компенсацией потери здоровья или имущества, к которым относятся компенсационные выплаты реабилитированным гражданам в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;

г) расходы на социальную защиту населения по определенной целью их использования, обусловленные оказанием помощи в обустройстве организаций или временных пунктов и предоставлением льгот отдельным категориям населения. Это, например, расходы на содержание приютов для несовершеннолетних и пунктов временного размещения беженцев, а также предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

По-четвертых, выплаты на социальную защиту населения могут осуществляться в денежной и натуральной формах. Причем денежные выплаты на социальную защиту могут происходить наличными денежными средствами и в безналичной форме. Единственной формой безналичных выплат являются жилищные субсидии. Выплаты в натуральной форме в основном применяются при реализации местных программ социальной защиты населения.

Развитие рыночных отношений требует постоянного анализа состояния социальной защиты населения и разработки мероприятий по установлению рационального баланса интересов государства, производителей и потребителей социальных услуг. Вся сложность принятия решений в социальной сфере заключается в необходимости одновременного обеспечения экономической эффективности расходов на социальную защиту и соблюдение социальной справедливости. Поэтому одной из важнейших задач обеспечения социальных гарантий населения является недопущение ослабление стимулов их экономической активности с одновременным поддержанием жизненного уровня всех граждан на приемлемом уровне. Важным условием эффективности финансирования социальных затрат является определение государственных социальных стандартов и нормативов в форме минимальной заработной платы, пенсии по возрасту и других видов социальных выплат и помощи.

Достаточно заметная роль в которой государству принадлежит пенсионному обеспечению. Гарантом пенсионного обеспечения в Украине является государство-главная составляющая системы социальной защиты населения. Реализацию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения осуществляют Министерство труда и социальной политики Украины и Министерство финансов Украины. Управление финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Украины.

Пенсионное обеспечение осуществляется через выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных выплат нетрудоспособным гражданам преклонного возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца. Формирование средств на реализацию Государственной пенсионной программы обеспечивается за счет следующих поступлений:

Обязательных взносов субъектов хозяйствования;

Обязательных взносов граждан;

Дополнительных и обязательных сборов;

Средств Государственного бюджета;

Других поступлений.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (солидарная система), которая базируется на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий, предоставление социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда.

Второй уровень - накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (накопительная система пенсионного страхования), которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат.

Третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, которые предусматривает законодательство о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют общеобязательное государственное пенсионное страхование. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Субъектами солидарной системы выступают:

Застрахованные лица, а в отдельных случаях - члены их семей и другие лица;

Страхователи;

Пенсионный фонд;

Уполномоченный банк;

Предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий.

Субъектами системы накопительного пенсионного обеспечения выступают:

Лица, от имени и в интересах которых осуществляется накопление и инвестирование средств;

Предприятия, учреждения, организации и физические лица, которые осуществляют перечисление взносов в системы накопительного пенсионного обеспечения;

Накопительный фонд;

Негосударственные пенсионные фонды;

Юридические лица, которые осуществляют административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и Управления их пенсионными активами;

Хранитель;

Страховые организации.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

Пенсия по возрасту;

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

Пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

Пожизненная пенсия с установленным периодом;

Пожизненная обусловлена пенсия;

Пожизненная пенсия супругов;

Единовременная выплата.

Так, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторыми другими законодательными актами Украины» 2505-IV от 25.03.05 p., начиная с 12.01.2005 г. минимальная пенсия по возрасту установлена на уровне прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность (в настоящее время она составляет 332 грн в месяц), если у мужчин 25, а у женщин - 20 лет страхового стажа. Но за каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин этот размер пенсии будет увеличиваться на 1 % пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона «О пенсионном страховании» (то есть той, которая была установлена во время пересчета, проведенного 01.01.04 г., назначена ли после этой даты), но не более чем 1% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Начиная с 31.03.05 г. пенсия, ежемесячное пожизненное денежное содержание (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством) не могут превышать 90% от суммы, на которую начисляются пенсионные взносы. В настоящее время эта сумма составляет 4100 грн., а потому максимальная пенсия - 3900 грн в месяц. Применение указанных минимальной и максимальной пенсий по возрасту будет действовать до следующих изменений В пенсионном законодательстве.

Важной составляющей социального обеспечения является финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходов, обусловленных ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, и других расходов.

Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних включает социальную защиту детей, лишенных семейного воспитания. Эти мероприятия осуществляют социальные учреждения «Приюты для несовершеннолетних». Создание приютов для несовершеннолетних в Украине начато в 1997 г., а в 2003 г. действовал 81 убежище на 3482 места. Средняя сумма годовых затрат в приютах на одного ребенка в 2002 г. составила 4,4 тыс. грн. Финансирование приютов для несовершеннолетних происходит за счет областных бюджетов.

Финансовое обеспечение молодежных программ и мероприятий осуществляется за счет Государственного и местных бюджетов. Подавляющее большинство расходов направляется на реализацию государственной политики улучшения социального положения молодежи, женщин и детей. В местных бюджетах более трети средств направляется на обеспечение молодежных программ и мероприятий, содержание учреждений отрасли и на развитие сети центров социальных служб для молодежи и клубов для подростков.

Финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляется за счет средств местных бюджетов. В этих учреждениях пожилые люди и инвалиды находятся на полном государственном обеспечении - питание, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости, пользуются медицинскими, культурно-просветительскими и бытовыми услугами. Они также получают часть назначенной им пенсии. Так, одиноким пенсионерам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 25 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов могут действовать подсобные хозяйства и мастерские. Полученные доходы используются на улучшения культурно-бытовых условий престарелых и инвалидов. Кроме того, на финансирование этих учреждений могут направляться внебюджетные средства, добровольные пожертвования, средства благотворительных фондов и т.п.

Расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, финансируются за счет ассигнований Государственного бюджета. Они включают расходы на комплексное медико-санаторное обеспечения пострадавшего населения, его радиологическая защита и экологическое оздоровление территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, научное обеспечение работ и информационные системы, осуществления отдельных мероприятий Всеукраинской общественной организацией «Союз Чернобыль Украины» и другими общественными организациями по социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Другие расходы на социальное обеспечение включают расходы на мероприятия, связанные с возвратом депортированных из Украины, крымскотатарского народа и лиц других национальностей, денежную помощь беженцам и содержание пунктов временного размещения беженцев.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27-11-95 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

6. Расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников

защиту работников

6.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации.

6.2. Взносы в негосударственные пенсионные фонды.

6.3. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.

6.4. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.

6.5. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.

6.6. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счет средств предприятия.

6.7. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, за счет средств предприятия.

6.8. Оплата абонементов в группы здоровья, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.

6.9. Расходы на содержание (включая амортизацию) медпунктов, профилакториев, домов отдыха, находящихся на балансе предприятия (организации) или содержащихся на условиях долевого участия; приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений <**>.

<**> В фактически произведенных расходах (по данным первичного учета).

6.10. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).

6.11. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.

6.12. Компенсация работникам морального вреда, определяемая судом.

6.13. Выходное пособие при прекращении трудового договора.

6.14. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.

6.15. Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.

6.16. Другие расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников.

7. Расходы на профессиональное обучение

Система социальной защиты состоит из трех элементов, каждый из которых имеет разный круг субъектов, источники финансирования, условия и цели обеспечения. Система социальной защиты включает следующие формы:

Социальное страхование за счет обязательных страховых и добровольных взносов;

Социальную помощь и социальную поддержку нетрудоспособных граждан

На сегодня насчитывается более 20 различных видов пособий и льгот, а падения их закреплено десятками законов. Система является сложной, отдельные социальные программы не имеют стабильного финансирования или их зао утверждение не предусматривались целевые источники финансирования. Расходы сводного бюджета Украины на социальную защиту и социальное обеспечение с 2002 по 2005 г выросли с 12,6 млрд до почти 40 млрд грн технических ни возможности дальнейшего увеличения социальных трансфертов были исчерпаны уже в 2002 p, когда их доля достигла 17,2%. ВВП и 42,2% государственных расходов. В 2003-2004 pp имелось определенное опережение темп ей рост. ВВП за ростом расходов на образование и здравоохранение. Основные принципы системы социальной защиты населения заложены в. Конституции Украины ст 46-53. Социальная защита обеспечивается с оциальною помощью и социальным страхованиярахуванням.

Социальная защита - это система отношений между государством, хозяйственными структурами с одной стороны и с гражданами с другой, в процессе которых за счет частилы. ВВП образуются и используются фонды фин нансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан. Расходы бюджета на социальную защиту населения - это прежде всего расходы, направленные на адресную подт имку малообеспеченных граждан, установление определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, безпритул ьни т.д.).

Расходы бюджета на социальную защиту классифицируются так:

1) по источникам финансирования:

За счет средств государственного бюджета;

За счет средств местного бюджета;

2) за инициатором:

Расходы на реализацию общегосударственных программ;

Расходы на местные программы (решения местных органов власти);

3) по цели использования:

Расходы на социальную защиту в связи с малообеспеченностью;

Выплаты в качестве компенсации утраченного дохода (пособие по беременности и родам);

Компенсация утраченного здоровья или имущества;

Расходы, связанные с оказанием поддержки в обустройстве (приюты для временного содержания беженцев);

Расходы на предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

4) по формам:

Денежные;

Безналичные;

Натуральные

Все формы социальной помощи определяются законами Украины или решениями местных органов власти

Система социальной защиты населения включает следующие формы:

Социальное страхование за счет страховых взносов в фонды социального страхования (государственные или негосударственные);

Государственное обеспечение и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета;

Социальная помощь и социальная поддержка нетрудоспособных граждан за счет государственного и местных бюджетов

Социальное страхование осуществляется на следующих общих принципах:

1) обязательность социального страхования всех работающих по найму;

2) обеспечение лиц, работающих самостоятельно, только теми видами защиты, в финансировании которых они участвуют;

3) предоставление возможности дополнительного добровольного страхования в системе обязательного социального страхования с целью получения дополнительного материального обеспечения;

4) равноправие всех застрахованных лиц относительно обязательств по финансированию расходов и получаемых в результате этого прав и гарантий;

5) государственная гарантированность выплат по общеобязательному социальному страхованию

Согласно. Закону Украины"О пенсионном обеспечении"граждане после достижения пенсионного возраста имеют право получать пенсию. Кроме того, есть категория граждан, которая имеет право получать пенсию раньше чем после достижения пенсионного возраста (военные, ликвидаторы последствий аварии на. ЧАЭС, лица занятые на вредных производствах и др.). Льготы и помощь гражданам, имеющим особые заслуги перед де ржавые, назначаются на основе действующего законодательства отдельно по каждой категории (законы Украины"О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты","Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине"ян похилого віку в. Україні").

Ветеранам могут предоставляться следующие льготы:

Бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

Освобождение от платы за землю;

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях

. Государственное обеспечение - это форма социальной защиты, которая заключается в предоставлении социальных выплат и других социальных услуг отдельным гражданам за счет государственного бюджета. Все такие выплаты, услуги и субъекты определяются отдельным законодательством. Средства государственного бюджета по этой формой социальной защиты направляютсяя:

На пенсионное обеспечение и предоставление социальных услуг военнослужащим и лицам, которые проходят службу в воинских формированиях, созданных в соответствии с законами Украины;

Выплату и повышение пенсий, предоставления льгот участникам войны;

Выплату и повышение пенсий, предоставление льгот гражданам, пострадавшим от техногенно-экологических и природных катастроф;

Выплаты реабилитированным гражданам

Социальная помощь - это установленные законодательством виды материального обеспечения, которые предоставляются гражданам при определенных обстоятельствах и в определенных размерах за счет государственного бюджета. Имущественное положение е получателя не учитываетсяя.

Социальная помощь предоставляется:

При рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

На детей одиноким матерям;

Родителям, занятым уходом за ребенком-инвалидом;

На детей военнослужащих срочной службы;

На детей многодетным семьям;

Инвалидам и гражданам преклонного возраста, которые по уважительным причинам не приобрели права па пенсию и другие пособия

С помощью сметного финансирования обеспечивается финансирование денежными средствами учреждений и организаций непроизводственной сферы

. Единая смета доходов и расходов бюджетных учреждений - это основной документ, определяющий общий объем целевого поступления и поквартальное распределение бюджета Украины. Формирование единой сметы доходов и расходов осуществляется на основании лимитной к. Справка ассигнований из бюджета, которую вышестоящая организация направляет всем подчиненным учреждениям в двухнедельный срок после утверждения бюджета. Лимитная справка должна учитывать потребности каждого учреждения в идповидно к ее производственных показателей. Единая смета доходов и расходов составляется всеми учреждениями и утверждается руководителями вышестоящей организации. Одновременно со сметами на утверждение представляется ется штатное расзпис.

Единая смета доходов и расходов состоит из трех разделов:

1) бюджетных ассигнований;

2) других средств;

3) расходов за счет специальных и других внебюджетных средств

Каждый из этих разделов делится на доходную и расходную части. К первой относятся плановые объемы бюджетных ассигнований, а также поступления из других доходных источников. Формирование доходной части осуществляемой ся на основании индивидуальных расчетов, а также платежей и отчислений в бюджет. Расходная часть - общая сумма расходов с разбивкой по категориям расходов экономической классификации, а также в ст ановлення расходов, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований и за счет внебюджетных поступлениеень.

В бюджетном финансировании кроме единой сметы доходов и расходов применяются следующие сметы:

Общие сметы, которые составляются по однотипными малыми учреждениями (клубами, библиотеками и др.) с небольшим объемом финансирования, а также за однотипными крупными учреждениями, хозяйственное обслужи тельное которых осуществляется централизованно;

Сводные сметы - это объединенные индивидуальные сметы однотипных учреждений

Сметы составляются на основе производственной программы подразделения соответствующей нормативной базы, а также цен и тарифов на ресурсы. Структурно он может строиться по статьям и элементам затрат

Результатом деятельности отраслей социальной сферы является создание духовных ценностей, социокультурных и бытовых услуг. Как правило, к социально-культурной сферы относятся учреждения образования, подготовки кадров, здравоохранения, науки и культуры в отраслях социальной сферы используются значительные фонды финансовых ресурсов, которые составляют более. ЗО%. ВВП. Кроме того, отрасли социальной сферы ежегодно получают в с вое распоряжение средства при оказании услуги и выполненные робототи.

Планирование расходов, направляемых из бюджета на социальное развитие, происходит на основе экономических нормативов и финансовых норм. Нормативы устанавливаются. Кабинетом. Министров Украины, как правило, на одного ученика, одного жителя, одно учреждение и т.д.. Расходы на указанные цели могут увеличиваться за счет доходов, которые получает организация, или дополнительных источников, найденных местными советамми.

Для улучшения планирования расходов на содержание учреждений социальной сферы является разработка финансовых норм по категориям расходов

. Финансовая норма - это научно обоснованный размер затрат финансовых ресурсов на различные виды деятельности учреждений в расчете на соответствующую единицу

Расчет финансовых норм для бюджетных учреждений таково:

2) на основе индивидуальных норм - разработки укрупненных норм;

3) на основе укрупненных норм - разработка этих норм

Финансовые нормы уточняются и пересматриваются один раз в 5 лет. Индивидуальные нормы используются при планировании на уровне бюджетных учреждений, укрупненные - на уровне министерств и ведомств, возведении нет - государства или області.

Бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, который является основным плановым документом, подтверждающим полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения ими своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетных назначен.

. Смета - это финансовый документ, в котором в плановом порядке определяются объемы средств на финансирование определенных объектов, программ и мероприятий с определением их целевого назначения и распределением по отдельным пе ериодамы финансирования. Форма сметы утверждается. Министерством финансов Украини.

Смета имеет:

Общий фонд, содержащий объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций;

Специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализации ию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функции.

Помесячная распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации, который регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года, называется пла аномий ассигнований.

Ассигнования - это полномочия распорядителю бюджетных средств на взятие обязательств и расходования бюджетных средств

на конкретную цель в процессе выполнения. План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с ним. Учреждения имеют право брать обязательства и расходовать бюджетные средства на цели т и в установленных утвержденными сметами и планами ассигнований пределах. Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них бюджетными средствами согласно ассигнований, установлен их в сметах и??планах ассигнований, называются распорядителями средств бюджетету.

Бюджетные учреждения могут получать внебюджетные средства - средства сверх ассигнования, выделяемые им из государственного или местного бюджетов

Внебюджетные средства подразделяются по принципу происхождения и использования:

На специальные средства;

Суммы по поручениям;

Депозитные средства;

Другие внебюджетные средства

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.



Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемый путем уплаты социального налога всеми юридическими лицами и физическими лицами, занимающими предпринимательской деятельностью.

Кроме того, работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), которые размещают средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

В Республике Казахстан система социального страхования осуществляется на основе Закона РК от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании». Основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

Угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

Угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

2) на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери работы - со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике.

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.


Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.
Основные виды пенсий:
по старости;
по инвалидности;
за выслугу лет;
по случаю потери кормильца.
Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком;
на детей военнослужащих срочной службы;
пособие по безработице;
ритуальные пособия;
социальная помощь малоимущим.
Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.
Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.
До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.
До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.
Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
. В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.
Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-" сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.
Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:
В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);
И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);
Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);
Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974);
И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);
Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);
ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);
К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);
Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);
С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:
B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);
В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);
И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);
M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);
Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);
Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);
М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).
Вопросы для повторения