Проект по русскому языку: «Фразеологизмы в нашей речи. Проектная работа "источники происхождения фразеологизмов" Проект по русскому языку про фразеологизмы

Предмет:Русский язык

Участники: ученики 6 классов

Информационные ресурсы: школьный фразеологический словарь русского языка (

Дидактические цели проекта:

    формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств; приобретение навыков самостоятельной работы со , большими объемами информации. контроль знаний и умений по пройденному материалу; формирование в сознании школьника информационной картины мира; развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать . В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

    коммуникативная – способность к общению; проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы; рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Методические задачи:

    закрепить знания, полученные при изучении темы «Фразеологизмы» раздела «Фразеология. Культура речи»; по поиску новой информации.

Аннотация к проекту:

Предполагается, что материалы, полученные в ходе выполнения проекта, будут в дальнейшем использованы для расширения знаний учащихся другого класса по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Использование фразеологизмов в устной литературной речи и в .

Проблемные вопросы:

Использование фразеологизмов в речи в разных сферах жизнедеятельности человека.

Создание исторических и этимологических справок фразеологических оборотов.

Учебные вопросы

Источники фразеологизмов.

Роль фразеологизмов в нашей речи.

Темы для групповойи индивидуальной

Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии.

Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из устного народного творчества.

Профессиональные фразеологизмы.

Фразеологизмы, характеризующие человека.

Фразеологизмы с названиями животных.

План проведения проекта

Организационный этап

Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.

Подготовительный этап:

    Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся; Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений; Определение основных источников информации.
Практический этап:
    Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания ; для создания презентации; для создания (книжки-раскраски, книжки-малышки, книжки для развития); Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде сообщений, докладов, презентаций, книжек-малышек, рисунков, лото, таблиц; Защита проекта в форме творческого отчета на конференции в параллели 6х - 7х классов.
Заключительный этап:
    Оформление портфолио проекта. Рефлексия. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Критерии оценивания результатов:

Формирующее оценивание:

Процесс оценивания и цель оценки

Вводная презентация учителя

Вводная презентация учителя нацелена на развитие у учеников критического мышления, выработку умений и навыков самоуправления процессом своего обучения, представления темы программного учебного материала в интересной для учеников форме, организацию коллективной ; помогает ученикам анализировать сложные системы. Ученикам выдаются буклеты-визитки проекта.

Мозговой штурм

Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии всем ученикам, развивает навыки эффективной коммуникации; в ходе обсуждения ученики, совместно составляют календарь работы над проектом.

Это помогает учителю оценить понимание учащимися учебного материала, скорректировать , которые будут удовлетворять потребностям учащихся.

Журналы участников проекта

В ходе всего проекта учащиеся ведут записи, в которых фиксируют этапы работы, размышления, наблюдения; там же хранятся все заполненные бланки многочисленных оцениваний, схемы, рисунки, диаграммы, ссылки на источники информации (литература, веб-ресурсы и др.).

Журнал наблюдений учителя

Индивидуальные неформальные беседы учителя с учеником - способ выявить имеющиеся знания, умения, навыки; материал для мониторинга успешного обучения каждого ученика.

Когда учащиеся получают возможность обсудить свои потребности и интересы, это помогает им установить связь между своим личным опытом и предметом.

Оценочные бланки для взаимной оценки и самооценки

Учащиеся заполняют и анализируют по этим бланкам-тестам, бланкам-рубрикам, проверочным заданиям свой уровень знаний по учебной теме, вести мониторинг своей успешности в приобретении новых умений и навыков метапознания, сотрудничества, самоуправления в процессе обучения, планировании.

Критерии оценки работ по результатам исследований позволяют каждому ученику работать в комфортном режиме.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри групп. Предложенная таблица заполняется каждым представителем группы, оценивание можно повторить в конце проекта. По итогам оценивания можно провести коллективное обсуждение на тему, связанную с важностью формирования и развития ключевых компетентностей 21 века.

Критерии оценивания проекта

На протяжении всей деятельности необходимо использовать критерии, по которым можно произвести итоговое оценивание всего проекта. В процессе работы критерии можно корректировать.

Критерии самооценки и взаимного оценивания

Каждый ученик после завершения исследований в группе готовит заключительную работу по теме проекта.

Таблицы оценивания проекта

Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по бальной системе.

Рефлексияучеников, рефлексия учителя

Ученики обмениваются своими впечатлениями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку 21-ого века.

Критерии оценивания вклада в общую работу

каждого члена группы

Поскольку проектная деятельность – это командная работа, эффективность которой зависит от каждого участника, следует помнить, что есть ученики, которые не смогут набрать много плюсов. Для них можно включить (и это не нарушает технологию) не только пункты, определяющие, что по программе ученик знает и умеет, но и те специфические показатели, которые дадут возможность подчеркнуть особые способности таких учеников. Если критерии оценивания содержат достаточное количество пунктов, то все ученики получат много баллов, так что каждый почувствует, что он в чем-то отмечен как самый лучший, а в этом и заключается главный смысл разработки критериев оценивания: добытые знания и приобретенные умения получают общественное признание, то есть признаются ценными не только самим учеником, но и теми, кто с ним рядом.













Критерии оценивания

Участвует в обсуждении ключевых вопросов

Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды

Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей.

Высказывает новые идеи.

Вносит конструктивные предложения.

Умеет выслушивать товарищей.

Тщательно обдумывает информацию.

Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.

Умеет корректно отстаивать свою точку зрения.

Умеет выяснять, что непонятно.

Умеет принимать помощь товарищей.

Подбадривает и поддерживает товарищей.


Критерии оценивания финальной работы (защиты проекта)

    глубина понимания вопроса; полнота освещения; логичность изложения; оригинальность изложения; интересные художественные решения; оформление текстовой информации; .

Слайд 1

Нижегородский РЦДО Проект по русскому языку по теме «Фразеологизмы»
Нижний Новгород 2014 г.

Слайд 2

Содержание
Цели и задачи. Определение фразеологизма. Основные признаки. Развитие фразеологии. Отличие фразеологизмов от словосочетаний. Происхождение фразеологизмов. Ошибки в употреблении. Многозначность и однозначность фразеологизмов. Структура фразеологизмов. Явление омонимии во фразеологии. Синонимия и антония фразеологизмов. Роль фразеологизмов. Афоризмы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вывод.

Слайд 3

Цель: Изучить понятие фразеологизмов и крылатые слова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Задачи: изучить литературу по теме исследования; выявить состав фразеологических единиц методом сплошной выборки, дать их семантическое описание; определить особенности функционирования анализируемых фразеологизмов, охарактеризовать основные стилистические функции.
Цели и задачи

Слайд 4

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, которое воспроизводится в речи как неделимое целое. Фразеологический оборот - это воспроизводимая языковая единица из двух и более полнозначных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.

Слайд 5

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
Развитие фразеологии

Слайд 6

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
С именем В.В.Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.
В.В. Виноградов

Слайд 7

Фразеологизмы изучаются в лексикологии: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом («приказать долго жить» = умереть).

Слайд 8

Словосочетания Фразеологизмы
Каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие. Постоянство состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.
Отличие фразеологизмов от словосочетаний

Слайд 9

Фразеологизмы встречаются В художественном стиле (отдал богу душу); В разговорном (сыграл в ящик); В публицистическом (приказал долго жить)

Слайд 10

Многие фразеологизмы исконно русского происхождения: «бить баклуши» (этот фразеологизм возник на основе прямого значения: раскалывать чурбан на баклуши для изготовления ложек), «на воде вилами написано», «сесть на мель». Многие фразеологизмы заимствованы из Библии: «блудный сын», «вавилонское столпотворение», «земля обетованная» .
Происхождение фразеологизмов

Слайд 11

Многие фразеологизмы из античной мифологии:
«авгиевы конюшни» (их расчистил Геракл), «ахиллесова пята» (уязвимое место Ахилла), «прометеев огонь» Много фразеологизмов создали наши русские поэты и писатели: «Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов); «Человек - это звучит гордо» (М. Горький); «Человек в футляре» (А.П. Чехов) и др. Иностранного происхождения: «синий чулок» - от англ. «blue stocking»; «убить время» - от фр. «tuer le temps».

Слайд 12

Значение фразеологизмов
Значение фразеологизма объясняется этимологически. Фразеологизм «тертый калач» обозначает бывалого, житейски опытного человека, которого не провести. Это значение восходит к профессиональной речи пекарей – калачное тесто очень крутое, его долго мнут и трут. Ср. пословицу: не терт, не мят, не будет калач. Затем произошло переосмысление: «жизненные испытания закаляют человека».

Слайд 13

Фразеологизм «кромешный ад» обозначает «нечто невыносимое»; прилагательное кромешный восходит к слову крома – «предел».

Слайд 14

Исторически объясняется и форма фразеологизма: «на босу ногу» – то есть без чулок, носков, портянок. Форма босу – краткое прилагательное в винительном падеже, хотя сейчас краткие прилагательные не склоняются.

Слайд 15

Ошибки в употреблении
Фразеологизм имеет устойчивую форму, которая должна строго воспроизводиться – в противном случае возникают ошибки: деньги выпускаются в трубу (вылетают в трубу), слухом не слыхивал (слыхом не слыхивал), душа кровью обливается (сердце кровью обливается), похоронить на корню (загубить на корню), пока суть да дело (пока суд да дело), положить в долгий ящик (отложить в долгий ящик), отлегло на сердце (отлегло от сердца или отлегло на душе), власть предержащие (власть предержащая).

Слайд 16

Ошибки в употреблении
Часто ошибка связана с игнорированием стилистической окраски фразеологизма Здесь национальный гнет идет рука об руку с политическим (употребление фразеологизма рука об руку ошибочно, так как несет позитивную оценку и употребляется в позитивных контекстах (прошли всю жизнь рука об руку) Фразеологизм рука об руку следует заменить словом усугубляется.

Слайд 18

Явление однозначности и многозначности
Однозначность фразеологизмов: «белены объелся» - «обезумел»; «бить баклуши» - «бездельничать»; «водить за нос» - «обманывать»; «на старости лет» – «в преклонных годах».

Слайд 19

Многозначность фразеологизмов: «вдоль и поперёк» - «во всех направлениях», «очень хорошо, до мельчайших деталей»; «первая ласточка» - «первые признаки появления чего-либо», «зачинатель-пионер; «Ишь ты, как оно пригнато, в самый раз!» - «своевременно», «очень подходит кто-либо или что-либо», «как по мерке, впору» .

Слайд 20

Классификация фразеологизмов (по экспрессивно-стилистическим свойствам)
Фразеологические обороты подразделяются на межстилевые, разговорно- бытовые и книжные. Межстилевые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, известные и употребляемые во всех стилях языка (“сдержать слово”, “от всего сердца”).

Слайд 21

Разговорно–бытовые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в устной речи (“гнуть спину”, “совать нос”).

Слайд 22

Книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в письменной речи (“стереть с лица земли”, “в мгновении ока”).

Слайд 23

Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы – неологизмы (“путёвка в жизнь”, “народный контроль”). Фразеологизмы могут быть общенародные, профессиональные (“войти в роль”, “с иголочки”) и диалектные (“не солоно хлебавши”, “не мытьём так катаньем”).

Слайд 24

Игнорирование стилистической окраски особенно часто наблюдается при употреблении фразеологизмов библейского происхождения. Одни из них передают экспрессию торжественности, повышенной значимости (возвращение на кру́ги своя), другие имеют ироническую окраску (и иже с ними, манна небесная, притча во язы́цех, козел отпущения). Их использование требует осторожности, проверки по источникам и словарям.

Слайд 25

Структура фразеологизмов
По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания («сесть в калошу», «без царя в голове») или предложения («бабушка надвое сказала», «когда рак на горе свистнет»).

Слайд 26

Классификация фразеологизмов (по употреблению)
Фразеологизмы различаются по активному (“как снег на голову” – внезапно, “через час по чайной ложке” – медленно) и пассивному (“и стар и млад” – все) употреблению.

Слайд 27

Классификация фразеологизмов (с точки зрения оценочности)
Фразеологизмы с положительной оценкой: (“кровь с молоком”); почтительного уважения (“сложить голову”); восхищения (“властитель дум”). Фразеологизмы с отрицательной оценкой: с эмоциональностью ироничности (“носить воду решетом”); пренебрежительности (“канцелярская крыса”).

Слайд 28

Фразеологические сочетания
Фразеологические сочетания - сочетания, каждое слово в которых имеет самостоятельное значение Одно из слов употребляется только в данном сочетании: «закадычный друг» (не может быть *закадычный враг), «равнобедренный треугольник»;

Слайд 29

Одно из слов употребляется в этом значении только в данном сочетании, в свободных же словосочетаниях оно имеет другое значение: «прямой угол» (слово прямой означает «в 90 градусов» только в сочетании со словом угол), «белые стихи» (белые – здесь «нерифмованные»), «надтреснутый голос» (надтреснутый – здесь «скрипучий»).

Слайд 30

Фразеологические единства
Фразеологические единства - сочетания, значения которых можно понять переносно из значений их составляющих: «делать из мухи слона» (делать из чего-то маленького что-то большое, т.е. преувеличивать), «белая ворона» (вороны черные, белая ворона – что-то выделяющееся среди других, отклонение от нормы), аналогично этому можно понять значение фразеологизмов «ложка дегтя в бочке меда», «смотать удочки».

Слайд 31

Фразеологические сращения
Фразеологические сращения (идиомы) - неразложимые по смыслу словосочетания, значение которых не выводимо из значений их компонентов: «съесть собаку» (иметь богатый опыт), «остаться с носом» (не получить ничего), «втирать очки» (обманывать).

Слайд 32

Омонимия
Фразеологизмы-омонимы редки. В качестве примера фразеологизмов-омонимов можно привести пустить петуха: пустить петуха I – “сфальшивить”, пустить петуха II – “поджечь”.

Слайд 33

Синонимия и антонимия
Как и слова, фразеологизмы могут вступать между собой в синонимические и антонимические отношения, например: ни зги не видать и хоть глаз выколи “очень темно” – синонимы, кот наплакал ”мало” и непочатый край ”много” – антонимы.

Слайд 34

Роль фразеологизмов
Фразеологические обороты – яркое стилистическое средство, которое делает речь сильной и красочной, образной и убедительной. В речи человека всегда отражаются его идеология и психология, житейский опыт, социальные интересы и связи, культурный уровень и духовные запросы.

Слайд 35

Художники слова, рисуя человека,показывают не только окружающую его среду, внешний и внутренний облик, но и его речевую манеру. Опираясь на общенародного языковое богатство, писатели стремятся воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение их типических и индивидуальных особенностей. Многие меткие образные выражения их героев стали крылатыми словами, пришли в нашу речь из литературных произведений.
Афоризмы и крылатые слова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Слайд 36

Крылатое выражение (или крылатая фраза) представляет из себя устойчивый фразеологизм, который появился из каких-то культурных или литературных источников. Если данные слова являются очень выразительными и запоминающимися, то они получают статус крылатого выражения.

Слайд 37

«Горе от ума» Александра Грибоедова - выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов.

Слайд 38

Пушкин говорил о комедии "Горе от ума": "О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу". Строение стиха Грибоедова настолько легко и прозрачно, что имеет поговорочный характер, а многие афоризмы комедии и сами основаны на принципе русских пословиц и поговорок:
Подписано так с плеч долой. Или: Ах! злые языки страшнее пистолета.

Слайд 39

Следя за речью персонажей комедии, с помощью языка мы не только оцениваем их тем или иным образом, но и переносим их слова в реальную жизнь, в сходные ситуации. Автор комедии помогает нам точнее охарактеризовать человека: "герой не моего романа", "муж-мальчик", "муж-слуга", "и золотой мешок, и метит в генералы", "не человек, змея";

Слайд 40

выразить свои чувства: "свежо предание, а верится с трудом", "счастливые часов не наблюдают", "блажен, кто верует, тепло ему на свете!"; дать ценный жизненный совет: "кто беден, тот тебе не пара", "читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой"; дать меткую характеристику нравов: "шумим, братец, шумим", "вчера был бал, а завтра будет два", "ну как не порадеть родному человечку".

Слайд 41

И сегодня чацкие, отчаявшись переделать мир, в надежде залечить разбитое сердце, восклицают:
Вон из Москвы сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Делая имя лицемерного и лживого героя комедии нарицательным, мы вздыхаем: Молчалины блаженствуют на свете!

Слайд 42

Афоризмы, крылатые слова,ставшие пословицами и поговорками, в тексте комедии являются не только элементами движения сюжета, средством речевой характеристики действующих лиц, но и придают языку произведения сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не только за рамки комедии, но и целой исторической эпохи. Сегодня они живы в нашей речи и в современном литературном языке.

Слайд 43

Вывод
Развитие русской национальной фразеологии идёт сложными путями. Оно стимулируется не только созданием новых художественных ценностей, но одновременно и всё более глубоким и современным осмыслением классического наследия, поныне сохраняющего своё действенное значение, являющего составной частью духовной и речевой культуры нашего народа.

МБОУ «Красноярская СОШ»

«Фразеологический словарь»

ученик 5 класса

Соловьёв Роман

Заказчик:

учитель русского языка

Павлова А. А.

с. Красный Яр


Введение.

Тема моего проекта «Фразеологический словарь».

Актуальность. Я выбрал эту тему, потому что она меня заинтересовала.

Цель моей работы – как можно подробнее рассказать о фразеологических оборотах.

Проектным продуктом будет мой фразеологический словарь.

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как я постараюсь подробнее рассказать о фразеологизмах.


План моей работы конец новогодних каникул 12.01.16 – 13.01.16 г. Выбор темы и уточнение названия, т.к я раньше знакомился с фразеологическими оборотами, то мне эта тема сразу понравилась. Сбор информации: у меня в домашней библиотеке находится “Словарь фразеологических оборотов”.


Изготовление продукта сначала выбирал самые интересные и понятные фразеологизмы, затем захотел ещё нарисовать иллюстрации. Написание письменной части проекта: тему выделял цветной ручкой, чтобы она была видна, затем иллюстрацию к тексту о данном фразеологизме, а далее писал текст.


Основная часть

  • Я начал свою работу с того, что подобрал нужную информацию о фразеологических оборотах.
  • Потом я приступил к работе.
  • Я завершил работу тем, что написал последний фразеологизм.
  • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами: хотелось охватить, как можно больший материал, но уже немного устал.


Заключение.

Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например не успел написать и рассказать ещё о многих фразеологизмах.

Это произошло, потому что не хватило времени.

Если бы я начал заново, я бы всё дописал.



Введение. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

Я предположила, что значение фразеологизмов связано с их происхождением. Узнав о происхождении и значении различных фразеологизмов, я смогу открыть неизвестные мне страницы истории языка.

Меня заинтересовала эта тема. Я решила больше узнать о таких устойчивых сочетаниях, их значении, и происхождении в русском языке . Поэтому и выбрала тему своей проектной работы: «Источники происхождения фразеологизмов».

Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологическими оборотами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы как в письменной, так и в устной речи, потому что не знают их значений и источники происхождения. Фразеологизмы - особый пласт русского языка, который обогащает нашу речь и является частью культуры русского народа.

Цель моей работы: 1)узнать источники происхождения фразеологизмов;

2)правильно употреблять фразеологизмы в своей речи.

Объект исследования: мифы, духовная литература, русские народные сказки и произведения русских писателей-классиков.

Предмет исследования: фразеологизмы.

Задачи проекта:

    произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; выяснить источники происхождения фразеологизмов;

Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы можно объединить в группы по источнику происхождения.

Методы исследования:

    изучение и анализ литературы; сбор информации; опрос – анкетирование; наблюдение; исследование

Основная часть

1.1. Что такое фразеологизмы?

Исследуя разные информационные источники, я познакомилась с понятием "фразеологизм" и узнала, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать;

1.2. Источники происхождения фразеологизмов

В ходе моего исследования я обратила внимание на то, что все фразеологизмы можно объединить по группам по происхождению.

Очень интересными показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

    Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята - уязвимое место. Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус - двуличный человек. Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть. Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым. Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое Муки тантала – «страдания, вызываемые созерцанием желаемой цели и сознанием невозможности ее достигнуть», Яблоко раздора – «повод, причина ссоры, споров, серьезных разногласий», Колосс на глиняных ногах – «что-либо с виду величественное, а по существу своему слабое, легко разрушающееся» и др.

Рог изобилия. Отец богов Зевс после своего рождения был спрятан в тайном месте, в гроте, где его выкормила своим молоком священная коза Амалфея. Это было не напрасно. Отец Зевса, титан Кронос, хотел уничтожить своего сына и наследника, сожрать его, как сожрал он уже других своих детей. Благодарный Зевс, став главным богом, вознес Амалфею на небо; там и сейчас всякий может видеть ее между созвездиями. А своим воспитательницам, нимфам, он подарил один из рогов козы: из этого рога лилось и сыпалось все, в чем у нимф возникала потребность. Вот этот-то рог, став символом неистощимого источника сокровищ, и был прозван рогом изобилия. Выражение «как из рога изобилия» означает: с необычайной щедростью, в огромном количестве.

Знакомясь с русскими народными сказками, я нашла следующие фразеологизмы:

    и я там был, мёд-пиво пил избушка на курьих ножках Кощей Бессмертный Лиса Патрикеевна ни в сказке сказать, ни пером описать при царе Горохе сказано - сделано, сказка - ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи.

И фразеологизмы, пришедшие из Библии:

Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие. Слово «лептос» по-гречески означало: тоненький, мелкий; «лептой» называлась самая мелкая древняя монетка.

В одной из евангельских притч рассказывается про бедную вдову, которая во время сбора пожертвований в храме положила в жертвенную чашу рядом с богатыми дарами знатных людей все, что у нее было, - две жалкие лепты. Но Богу, говорится в притче, эти лепты вдовицы были приятнее остальных сокровищ.

«Лептой вдовицы» называют всякое скромное пожертвование, сделанное от чистого сердца. Выражение «внести свою лепту» означает: сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.

Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.

Допотопные времена - доисторические времена.

Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.

Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

А какие фразеологизмы употребляли наши писатели-классики? В этом учебном году мы изучали творчество баснописца Ивана Андреевича Крылова. Для получения результата были исследованы его басни. В них нашлось 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

Выяснив источники происхождения фразеологизмов, я стала обращать на них внимание при чтении художественной литературы .

Мне очень нравятся произведения детского писателя Николая Носова. А особенно я выделила его книгу «Витя Малеев в школе и дома» и в его рассказах нашла 20 фразеологизмов:

    бежать во всю прыть, бить баклуши броситься наутёк в два счёта, в трёх соснах заблудились, взять на буксир вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава и дело с концом. как в воду глядел как в воду опущенные, как с луны свалился, калачом не заманишь, накостылять по шее намылить шею не видать, как своих ушей ни жив ни мёртв, пойти на край света с ног валиться

В результате работы над данным вопросом я заинтересовалась, а какие фразеологизмы наиболее часто употребляют учителя нашей школы? Из 30 опрошенных учителей МБОУ СШ №8 самыми «популярными» фразеологизмами оказались – «с горем пополам», «витать в облаках», «зарубить на носу», «как курица лапой», «палец в рот не клади», «с ног валиться» и менее «тянуть за язык», «яйца курицу не учат», «лезть вперёд батьки в пекло», «язык проглотил».

2.Витать в облаках (18)

3.Зарубить на носу (19)

4.Воды в рот набрал (6)

5.Как курица лапой (15)

6.Язык проглотил (6)

7.Тянуть за язык (4)

8.Палец в рот не клади (14)

9.Как рыба в воде (14)

10.Яйца курицу не учат (3)

11.Лезть вперед батьки в пекло (8)

12.Как с луны свалился (12)

13. Как белка в колесе (11)

14.С ног валиться (13)

15.С горем пополам (22)

Заключение

В ходе моего исследования я получила более полное представление о фразеологизмах, об их происхождении и значении, научилась находить их в тексте. Я пришла к выводу, что основными источниками фразеологизмов являются мифы, сказки, Библия, басни, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их. Они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из интернета.

Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена – фразеологизмы действительно можно объединить по источнику происхождения.

Котова Валентина 2 класс

Презентация по теме:"Фразеологизмы"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изучение и употребление фразеологизмов в речи Автор работы: Котова Валентина Витальевна 2 класс, Баюновоключевской средней школы

Вступление Богатство и сила русского языка определяется возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме. Фразеологизмы очень важны в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы и в повседневной речи. В литературных произведениях, в жизни я буду сталкиваться с фразеологизмами и, безусловно, мне надо будет знать их значение. Мне вообще кажется, что тема «Фразеологизмы» очень интересна для изучения, понимания, так как у многих фразеологизмов есть своя история, происхождение.

Цели моего проекта: 1) узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться; 2) углубить свои теоретические знания по данной теме;

Теоретическая часть Фразеологизмы Фразеология – особый раздел русского языка, отражающий богатство выразительных средств языка. Фразеологизмы – это словосочетания, употребляющиеся не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или двумя словами. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к этим событиям. Первая особенность фразеологизмов – это точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление.

Другая особенность фразеологии - образность. Изучение речевой фразеологии вводит нас в историю народа – языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные способы выражения явлений действительности. Нужно отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. В свободных словосочетаниях можно заменить одно слово другим: «типографский работник – хороший работник». В фразеологическом сочетании нельзя произвольно заменить словосочетание, т.е. они обладают постоянством слов.

Перечень основных способов образования фразеологизмов русского языка В русском языке существует несколько способов образования фразеологизмов. 1. Путем переосмысления свободных словосочетаний: белые мухи, мыльный пузырь, тертый калач, гладить по головке, брать за горло, гонять голубей. 2. Устная разговорная речь, связанная с различными рода ремеслами (ни сучка ни задоринки), бытом (рыться в грязном белье, выносить сор из избы), суеверным представлением (гадать на кофейной гуще). 3. В результате сокращения пословиц и поговорок. « Не рой другому яму, сам не попадешь» - рыть кому-то яму, «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» - гнаться за двумя зайцами. 4. В результате изменения уже существующих. (длинный рубль – за длинным рублем, острый угол – под острым углом).

Практическая часть Тема «Фразеологизмы» очень интересна и увлекательна. В приложении я представляю некоторые известные и интересные, часто используемые фразеологизмы в картинках, содержащие толкование значения и историю происхождения.

Вывести на чистую воду Разоблачать темные дела, махинации; уличить кого-либо в неправде. В старину у многих народов был такой обычай: людей, заподозренных в преступлении, испытывали водой или огнем. Обвиняемого выводили к реке и бросали в воду. Если он всплывал, то считалось, что вода не принимает его, и он виновен. Если начинал тонуть, то признавалось, что его обвиняют напрасно.

Шиворот – навыворот В обратном порядке, наоборот. Шиворотом на Руси называли расшитый воротник боярской одежды. Боярина, подвергшегося царскому гневу, в наказание сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже задом на перед, или, как говорили в народе «шиворот – навыворот», то есть наоборот.

Подложить свинью Устроить втихомолку кому-либо неприятность, какую-либо гадость. В мусульманском мире свинья считается нечистым животным и Коран запрещает есть ее мясо. Угостить мусульманина обманным путем свиным блюдом означает нанести ему жестокое оскорбление.

Белая ворона Человек, резко отличающийся от других, не такой как все В природе очень редко встречаются животные белого цвета, они называются альбиносами. Альбиносы бывают и среди ворон, но это очень большая редкость. Это выражение применяется к человеку, резко выделяющемуся среди окружающих своими особыми качествами.

Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане-то водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Волосы Дыбом Значит, сильно перепугался человек. Но вот что за "дыб" такой? Оказывается, "стоять дыбом" - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Все трын-трава Все безразлично, ничто не волнует. Таинственная "трын-трава" – это не какое-нибудь растительное снадобье, чтоб не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава". Тын - это забор, т.е. "трава подзаборная", никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Вверх тормашками Все наоборот, все не так, как раньше, кувырком. Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало "ходить". Значит, "вверх тормашками" - это всего-навсего "вверх ходилками", "вверх ногами".

"Нем, как рыба" - это вам известно давным-давно. И вдруг "реветь белугой"? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревет очень громко. Реветь белугой Громко кричать или плакать.

Заключение При выполнении своей работы, я ставила цель – научиться находить фразеологизмы в текстах; пользоваться этими фразеологизмами и в своей собственной речи, потому что они очень ярко и точно могут передавать чувства, эмоции.

Список использованной литературы: 1. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А. Н. Тихонов, Н. А. Ковалева. 2. Словарь крылатых выражений. – Тула: 000 «Издательство «Родничок»; 3. http:// www.comics.ru / dic / 4. http:// idioms.chat.ru /