Костромской педагогический институт. Костромской государственный университет имени Н

Спортивные секции
  • футбол
  • баскетбол
  • зимний полиатлон
  • легкая атлетика
  • летний полиатлон
  • лыжные гонки
  • аэробика
  • шейпинг
  • бодибилдинг
  • волейбол
  • настольный теннис

Медицина

Имеется медпункт.

Творчество

Объединенный Совет обучающихся (Совет студентов) Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова

Объединенный Совет обучающихся (Совет студентов) Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова (далее Совет) является представительным органом самоуправления обучающихся в университете.

Цели и задачи деятельности Совета:

Развитие и координация деятельности органов студенческого самоуправления учебных подразделений, общественных, научных, творческих, спортивных, профессиональных, волонтерских объединений студентов, аспирантов и преподавателей с целью содействия профессиональному становлению и социокультурному развитию обучающихся;

Обеспечение государственно-общественного характера управления вузом через включение обучающихся в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью университета;

Представление интересов обучающихся перед администрацией университета, обеспечения гласности и коллегиальности при проектировании и планировании поддержки объединений обучающихся.

Деятельность Совета строится на принципах :

Демократизма и гуманизма (открытость обсуждения и принятия решений, развитие инициативы на всех уровнях, выборность и сменяемость руководства, направленность на развитие личности и формирование социального опыта каждого обучающегося, деятельность на основе сотрудничества),

Равноправия и диверсификации (возможность участия в обсуждении при принятии решений Совета для разнообразных по организационной структуре, количественному составу и оформленности объединений, в том числе - студенческо-преподавательских),

Продвижения в субъектности (ориентация на изменение позиции студента от пассивного объекта воздействия до активного участника развития и преобразования собственной личности, отношений с окружающим миром; целенаправленность деятельности, инициативность, активность про-социального вектора, активная позиция в поиске средств и реализации целей),

Автономности и самодеятельности (независимость от административных структур в постановке целей и задач, разработке основных направлений, форм и способов реализации деятельности, творческий характер деятельности),

Иерархичности (упорядоченность деятельности органов студенческого самоуправления отдельных объединений и структурных подразделений университета, установление вертикальных и горизонтальных связей между ними, разделение полномочий и ответственности),

Связи со средой (взаимодействие со структурными подразделениями вуза, государственными и общественными организациями, бизнес-структурами, чья деятельность не противоречит идеям и целям Совета, ориентация деятельности объединений на улучшение жизни окружающих, посильный вклад в социально-экономическое развитие региона),

Профессиональной направленности деятельности (акцентирование внимания на профессионально-значимых изменениях в личности участников объединений, формирование профессионально-личностной позиции каждого студента).

Состав Совета входят по одному представителю от каждого учебного подразделения (как правило - профорги факультетов/институтов) и по одному представителю от органов студенческого самоуправления общественных объединений, действующих в университете (Штаб СТО и профессионально-ориентированных объединений студентов, НСО, Студенческий совет Спортивного клуба КГУ).

В течение многих лет Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова проводит системную работу по формированию широкой сети образовательных структур в рамках довузовской подготовки .

Цель довузовской подготовки - создание оптимальных условий будущим студентам КГУ имени Н.А.Некрасова для качественного завершения среднего образования, восполнения «пробелов» в знаниях, подготовки к поступлению в университет и адаптации к последующему обучению, привлечение талантливой молодежи, отбор наиболее подготовленных и профориентированных абитуриентов. Тем самым довузовская подготовка обеспечивает необходимый для вуза уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи.
Довузовская подготовка - это звено системы непрерывного образования, которая является не только ступенью к получению высшего образования, но и важным этапом в жизни молодого человека на пути к приобретению профессии и дальнейшему развитию личности.

Традиционными формами довузовской подготовки в университете являются :
1.Различные по продолжительности подготовительные курсы - вечерние, заочные, краткосрочные, которые как форма довузовской подготовки существуют более 40 лет;
2.Подготовительное отделение (работает более 30 лет);
3.Школы допрофессиональной подготовки: педагогические классы (работают более 20 лет) и другие профильные школы и классы (работают более 5 лет).

Любовь Машкина 11:31 22.05.2013

Я – выпускница Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Меня можно назвать потомственной студенткой этого учебного заведения, поскольку когда-то его закончила моя мать, правда, мы учились на разных факультетах: она – на филологическом, я – на музыкально-педагогическом.

В тот год, когда я поступала, конкурс на музыкально-педагогический факультет был, хотя и небольшой – два человека на место. Правда, с тех пор ситуация изменилась: в вузах Иваново и Ярославля откр...

Марина Сальниченко 09:57 28.04.2013

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова (КГУ им. Н.А. Некрасова) находится в г. Кострома, который, в свою очередь расположен всего лишь в 85 км от столицы Золотого Кольца – Ярославля. Поступала я туда 10 лет назад на физико-математический факультет. Сложности при поступлении не было, так как брали по итогам школьных экзаменов. Проходной бал был 9, у меня же было целых 10, так как в школе и математика и русский были на 5 (так что учиться начинайте со школы – не помеша...

Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

language ksu.edu.ru

mail_outline [email protected]

phone 31-82-91, 39-16-01, 39-16-03, 39-16-06

Лицензия

№ 02343 действует Бессрочно с 20.12.2011

Аккредитация

№ 00983 дейcтвует с 30.04.2014 по 30.04.2020

Предыдущие названия КГУ им. Н.А. Некрасова

  • Костромской государственный рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции 1917 года
  • Костромской учительский институт
  • Костромской государственный педагогический институт имени Н. А. Некрасова
  • Костромской государственный педагогический университет имени Н. А. Некрасова

Результаты мониторинга Минобрнауки для КГУ им. Н.А. Некрасова

Результат 2016 года: решением Межведомственной комиссии КГУ им. Н.А. Некрасова отнесен к группе вузов нуждающихся в реорганизации (отчет)

Показатель 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 6 4
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 60.93 60.96
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 64.56 62.63
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 58.98 60.36
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 49.27 52.18
Количество студентов 5381 5920
Очное отделение 2642 2917
Очно-заочное отделение 213 148
Заочное отделение 2526 2855
Все данные
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
(КГУ им. Н. А. Некрасова )
Международное название

Nekrasov Kostroma State University

Прежние названия

Костромской государственный рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции 1917 года (1918–1921),
Костромской учительский институт (1939–1949),
Костромской государственный педагогический институт имени Н. А. Некрасова (1949–1994),
Костромской государственный педагогический университет имени Н. А. Некрасова (1994–1999)

Год основания
Тип

классический университет

Ректор

Рассадин Николай Михайлович

Студенты

7350 (2010 год)

Аспирантура
Докторантура
Доктора
Преподаватели
Расположение

Россия , Кострома

Кампус

городской

Юридический адрес
Сайт

Координаты : 57°45′59.62″ с. ш. 40°55′04.76″ в. д.  /  57.766561° с. ш. 40.917989° в. д. (G) (O) (Я) 57.766561 , 40.917989

Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова (полное наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» ) - высшее учебное заведение , расположенное в Костроме .
Основная часть учебных корпусов университета расположена в центральной части города, на набережной реки Волги .

История

Рабоче-крестьянский университет

Фактической датой основания университета можно назвать 1918 год , когда был открыт «Костромской государственный рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции 1917 года ». Юридическим документом, который узаконил деятельность учебного заведения, был декрет Совнаркома от 21 января 1919 года , подписанный В. И. Ульяновым-Лениным :

В ознаменование Октябрьской революции 1917 г, раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры, учредить государственные университеты в городах Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и преобразовать в государственные университеты бывшие Демидовский юридический лицей в Ярославле и педагогический институт в Самаре. Сроком открытия университетов считать день первой годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1918 г.

Занятия в учебном заведении начались 17 ноября 1918 года с лекции приват-доцента , впоследствии ученого-антрополога с мировым именем Е. М. Чепурковского «Типы доисторического и современного населения Великороссии ». Первым ректором университета стал Н. Г. Городенский, преподаватель классической филологии, но, проработав немногим более года, он сложил с себя полномочия по состоянию здоровья.

Николай Гаврилович Городенский, первый ректор Костромского университета

Следующим ректором университета был избран заведующий кафедрой политической экономии и статистики профессор Ф. А. Меньков. Университету удалось собрать превосходный состав преподавателей. Только на естественном факультете работал 10 профессоров. На кафедрах гуманитарного факультета университета преподавали такие известные ученые, как Ф. А. Петровский (классическая философия), Б. А. Романов и А. Ф. Изюмов (история), А. И. Некрасов (история и теория искусств), В. Ф. Шишмарев (история западноевропейской литературы и романская филология), С. К. Шамбинаго (литературоведение), А. Л. Саккетти и Ю. П. Новицкий (право). Здесь делали первые шаги в преподавательской деятельности знаменитый пушкинист С. М. Бонди и будущий академик историк Н. М. Дружинин . Студенты Костромского университета могли услышать блистательные выступления наркома просвещения А. В. Луначарского , лекции Фёдора Сологуба о новой литературе и новом театре.

В составе университета первоначально действовали естественный, гуманитарный и лесной факультеты, а позже - педагогический и медицинский. Вследствие проводимой в стране политики равного доступа к образованию, в университет поступали малограмотные рабочие и крестьяне, которые могли зачисляться без экзаменов. Низкий образовательный уровень студентов, вызвал необходимость открытия просветительской ассоциации, которая включала высшую народную школу и губернское общество народных университетов. С 1919 г. функцию подготовки студентов к учебе на академическом отделении взял на себя появившийся при университете рабочий факультет . В 1921 г. на всех факультетах учились 3 333 студента.

Корпус «В» КГУ

В связи с тяжёлыми последствиями гражданской войны и переходом к новой экономической политике, повлекшей сокращение финансирования учебных заведений, Народный комиссариат просвещения в г. принял решение о закрытии или о реорганизации ряда молодых университетов. На базе Костромского университета были созданы два вуза - педагогический институт (Институт народного образования) и сельскохозяйственный. В последующие годы на базе университета были созданы несколько учебных заведений, которые неоднократно преобразовывались и меняли направление своей деятельности.

Педагогический институт

Редакционно-издательская деятельность

Главные направления редакционно-издательской деятельности: издание монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных пособий и других видов научной и учебно-методической литературы.
Университетом издаются научные журналы «Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова» (ISSN 1998-0817) и «Экономика образования» (ISSN 2072-9634), включенные в Перечень периодических научных и научно-технических изданий), выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Указанные журналы, а также серия «Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» (ISSN 2073-1426) включены в Российский индекс научного цитирования .

Аспирантура и докторантура

При университете как при базовом вузе работает 4 диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук по педагогическим, психологическим, экономическим, филологическим наукам и культурологии (срок полномочий диссертационных советов продлен приказом Рособрнадзора от 08.10.2009 г. на период действия номенклатуры специальностей научных работников . КГУ также является учредителем совета по психологическим наукам, открытым при ЯрГПУ имени К. Д. Ушинского .

Научная библиотека

Научная библиотека университета создана в ноябре 1918 г. Признавая большое значение для университета научной библиотеки, VI губернский съезд Советов 20 сентября 1918 года . высказался за организацию в ее составе отдела социологии и политической экономии и ассигновал на эти цели 100 тысяч рублей. Книги приобретались у частных лиц и принимались безвозмездно от организаций. Была организована закупка различных изданий в столицах. К 1921 г. университет создал солидную по губернским масштабам библиотеку, которая насчитывала около 30 тысяч экземпляров научной, учебной и художественной литературы.

В 1949 г., когда учительский институт был преобразован в педагогический, книжный фонд библиотеки составлял 45 тысяч книжных единиц, читателей было менее шестисот человек, работали 4 библиотекаря. В 1953 г. в помещении библиотеки организован читальный зал на 20 посадочных мест, площадь библиотеки была 200 кв. метров. Книги из магазина и библиотечного коллектора возили на лошади, библиотекари сами кололи дрова и топили печи в библиотеке.

Читальный зал Научной библиотеки КГУ имени Н. А. Некрасова (корп. Б

В 1976 г. библиотеке было передано помещение спортивного зала (в прошлом актового зала Григоровской женской гимназии), где в настоящее время находится читальный зал на 200 мест по схеме открытого доступа к источникам активного спроса. С 1981 г. научная библиотека университета занимает помещение площадью более 2 тыс. кв. метров в учебном корпусе «В». В 2007 г. был открыт читальный зал при институте педагогики и психологии. Здесь так же, как и в первом читальном зале, оборудована компьютерная зона и открытый доступ.

Фонд библиотеки на 1 января 2011 г. составляет 609540 экз., в том числе научная литература - 217322 экз.; поступило в библиотеку в 2010 году - 14504 экз., в том числе научной литературы - 8437 экз.; электронный каталог на 01.01.2011 года составляет - 137949 записей; картотека научных трудов преподавателей - 24294 записей; электронная картотека статей - 44173 записей; краеведческая картотека статей - 8340 записей .

Большую часть фонда составляют учебники и учебно-методические пособия по всем образовательным программам, реализуемым в университете. В достаточном количестве представлена научная литература. В составе библиотечного фонда как новые, так и старые, редкие книги по истории, искусству, литературе, педагогике, психологии, изданные в XVIII - начале ХХ в., а также уникальные образцы современного полиграфического искусства.

Зал редкой книги Научной библиотеки КГУ имени Н. А. Некрасова (корп. А)

В собрании библиотеки особое место занимают книги из библиотек костромских учебных заведений, переданные много лет назад молодому университету. На протяжении 90 лет жизни вуза фонд его библиотеки пополнялся дарами библиофилов П. Т. Виноградова, Н. Ф. Жохова, С. И. Бирюкова, И. А. Серова, В. С. Розова , С. Н. Самойлова и других. Информатизация учебного и научного процессов определила новые приоритеты в деятельности библиотеки. Создается электронный каталог на фонд библиотеки. Начат ввод ретро-фонда библиотеки института педагогики и психологии в электронный каталог и штрихкодирование документов для организации автоматизированной книговыдачи. Пользователи электронного читального зала (открыт в 2006 г.) могут познакомиться не только с электронными изданиями, но и последними новинками деловой и учебной литературы, представленными ведущими издательствами.

С 2003 г. научная библиотека КГУ - член Ассоциации региональных библиотечных консорциумов. Для пользователей доступны сервисы параллельного поиска литературы в единой точке доступа по электронным каталогам библиотек России и сводным каталогам консорциума, организован доступ к росписям газетных и журнальных статей Российской книжной палаты , электронной базе диссертаций Российской государственной библиотеки , ряду баз данных научных издательств. Создание сайта «Царственный род Романовых и Костромской край » стало возможным благодаря ведению соответствующей картотеки и коллекции книг, собранных в фонде редкой книги.

1 сентября 2011 г. в главном читальном зале библиотеки открыт «Книжный архив издательского комплекса «Терра ». Издательство «ТЕРРА» передало в дар университету свой архив – более 12000 томов уникальной научной и художественной литературы, авторские рукописи и иллюстративные материалы .

На протяжении многих лет библиотека является методическим центром, координирующим деятельность библиотек профессиональных учебных заведений Костромской области. На ее базе проходят семинары библиотечных работников, функционируют межвузовские секции по основным направлениям библиотечной работы.

Известные люди

Ректоры

  1. Талов Л. Н. (1949-1954)
  2. Землянский Фёдор Маркович (1954-1961)
  3. Синяжников Михаил Иванович (1961-1986)
  4. Панин Валентин Семёнович (1986-1989)
  5. Рассадин Николай Михайлович (1989-по наст. вр.)

Выпускники

  • Батин, Михаил Александрович - предприниматель, председатель общественной организации «За увеличение продолжительности жизни».
  • Бузин, Александр Иванович - художник, искусствовед, Почетный гражданин г. Костромы; кандидат искусствоведения, профессор
  • Викентий (Новожилов) - архиерей Русской православной старообрядческой церкви , епископ Костромской и Ярославский.
  • Голубев, Александр Вячеславович - конькобежец, заслуженный мастер спорта (), чемпион XVII зимних Олимпийских игр () в беге на 500 м.
  • Кильдышев, Альберт Васильевич - художник-реставратор, искусствовед, поэт.
  • Лебедев, Юрий Владимирович - российский писатель, литературовед, автор учебников для средней и высшей школы; доктор филологических наук, профессор.
  • Петров, Дмитрий Валентинович (р. 1958) - советский и российский художник , фотограф , педагог .
  • Попков, Владимир Михайлович - советский, украинский и российский кинорежиссёр , сценарист , актёр .
  • Рассадин, Николай Михайлович - ректор Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова; кандидат педагогических наук, профессор.
  • Самойлов, Сергей Николаевич - российский государственный деятель, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе , бывший советник Президента Российской Федерации (2001-2008)
  • Ситников, Сергей Константинович - российский государственный и политический деятель, губернатор Костромской области (2012)
  • Скатов, Николай Николаевич - российский филолог, литературовед; доктор филологических наук, член-корреспондент РАН .
  • Сыров, Валерий Михайлович - российский и украинский художник , член Союза художников СССР и Национального союза художников Украины .
  • Трушкин, Василий Михайлович (р. 1958) - советский и российский художник , педагог , предприниматель .
  • Цанн-кай-си, Фёдор Васильевич - заведующий кафедрой Владимирского государственного гуманитарного университета им. П. И. Лебедева-Полянского ; доктор философских наук, профессор.
  • Яковенко, Александр Николаевич - украинский политический деятель, лидер Коммунистической партии рабочих и крестьян Украины.

Преподаватели

  • Лутошкин, Анатолий Николаевич (1935-1979) - российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, автор книги «Как вести за собой».
ksu.edu.ru

О ВУЗе

«Костромской государственный рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции 1917 года» – под таким названием по инициативе местных властей появился первый вуз нашего города. Декрет Совнаркома от 21 января 1919 г. узаконил учреждение государственного университета и постановил считать сроком его открытия 7 ноября 1918 г. С этих важных событий началась непростая история университетского образования в Костроме.

Здание Дворянского собрания на бывшей Павловской улице (ныне пр. Мира) на время стало главным корпусом университета. Занятия начались 17 ноября 1918 г. лекцией приват-доцента, впоследствии ученого-антрополога с мировым именем Е. М. Чепурковского «Типы доисторического и современного населения Великороссии», прочитанной в Белом зале.

Первым ректором созданного в Костроме вуза стал профессор Н. Г. Городенский, преподававший классическую философию и уже имевший опыт организации университета в Тифлисе, где он был первым ректором, а избранный проректором профессор М. И. Ковалевский получил образование за границей, преимущественно в знаменитом Геттингенском университете. В конце 1919 г., когда Н. Г. Городенский по состоянию здоровья сложил с себя полномочия ректора, во главе вуза встал заведующий кафедрой политической экономии и статистики профессор Ф. А. Меньков.

Несмотря на социально-экономические трудности, новый университет впитывал лучшие традиции российского высшего образования. Костромичи специально ездили знакомиться с постановкой учебного дела в МГУ, некоторые профессора и питомцы которого стали преподавателями нового университета, а декан гуманитарного факультета профессор В. Ф. Шишмарев, преподававший ранее в Петербурге, не мог не привнести традиций петроградского университетского образования.

Университету удалось собрать превосходный состав преподавателей. Только на естественном факультете работал 10 профессоров. На кафедрах гуманитарного факультета университета преподавали такие известные ученые, как Ф. А. Петровский (классическая философия), Б. А. Романов и А. Ф. Изюмов (история), А. И. Некрасов (история и теория искусств), В.Ф.Шишмарев (история западноевропейской литературы и романская филология), С. К. Шамбинаго (литературоведение), А. Л. Саккетти и Ю. П. Новицкий (право). Здесь делали первые шаги в преподавательской деятельности знаменитый пушкинист С. М. Бонди (свои первые научные открытия сделавший еще в студенческих работах) и будущий академик историк Н. М. Дружинин. Студенты Костромского университета могли услышать блистательные выступления тогдашнего наркома просвещения А. В. Луначарского, лекции замечательного литератора Серебряного века Ф. Сологуба о новой литературе и новом театре.

Наряду с основными – естественным и гуманитарным факультетами – VI губернский съезд Советов, учитывая социальные потребности региона, предложил открыть и специальные факультеты, прежде всего лесной и педагогический. Через год было открыто и медицинское отделение. Университет быстро превращался в крупный образовательный центр.

Поскольку в вуз рабочие и крестьяне могли поступить без экзаменов, на гуманитарном, естественном и лесном факультетах числились 2 494 студента. Однако малограмотные слушатели имели смутное представление об академическом образовании. Когда они услышали лекции по психологии, истории философии и другим дисциплинам, то их интерес к обучению в университете не мог не уменьшиться: студентам явно не хватало базовой подготовки. В связи с этим при университете была открыта просветительская ассоциация, которая включала высшую народную школу и губернское общество народных университетов. С 1919 г. функцию подготовки студентов к учебе на академическом отделении взял на себя появившийся при университете рабочий факультет.

Последствия Гражданской войны, введение новой экономической политики, сокращение финансирования образования привели к тому, что уже в 1921 г. молодой университет был закрыт. Однако учебный и научный потенциал вуза был востребован. Естественный факультет преобразовали в Практический сельскохозяйственный институт, а педагогический факультет объединили с Институтом народного образования, в результате чего был создан самостоятельный педагогический институт, просуществовавший около двух лет.

Проблема нехватки средств привела к дальнейшей реорганизации: в 1923 г. институт слился с педагогическим техникумом, который существовал на базе учительской семинарии, закрытой в 1918 г. Численность студентов техникума, разместившегося в здании бывшей мужской гимназии на Муравьевке (ныне – корпус «А» технологического университета), после закрытия университета увеличилась в десять раз – более 600 человек.

В ноябре 1924 г. произошло слияние Костромского педагогического и Васильевского сельскохозяйственного техникумов, в результате чего был образован агропедтехникум имени М. Горького, готовивший на двух отделениях учителей и агрономов. В 1927 г. открыто третье отделение – политико-просветительское, выпускавшее агитработников для села.

В связи с подготовкой к переходу на обязательное начальное образование, в 1928 г. техникум вновь становится педагогическим и включает два отделения – школьное (дневное) и дошкольное (вечернее). При техникуме регулярно организуются и педагогические курсы, чтобы снять напряженность в обеспечении учительскими кадрами.

В 1937 г. педтехникум преобразуется в педагогическое училище. Благодаря деятельности его директора Т. Е. Наумовой, завуча Е. А. Воскресенской, методиста по русскому языку В. И. Ждановой, талантливого живописца Б. Н. Царнаха, историка Л. А. Помбрака и других преподавателей стало возможным сохранить в те годы традиции педагогического образования в Костроме.

В связи с курсом, взятым страной на обязательное семилетнее образование, рамки училища для педагогического учебного заведения в Костроме оказались узки. В 1939 г. решением Наркомпроса училище преобразовано в учительский институт, который в разное время до 1949 г. возглавляли П. Л. Чернова, Г. И. Барашкова, М. П. Крошкина, Я. Д. Гиленко, Н. А. Вилинская, П. Я. Алешкин, А. Д. Волков. Сложные 1940-е гг. стали периодом относительной стабильности в развитии вуза. Первоначально в институте открыли два отделения: русского языка и литературы и физико-математическое. С 1940 по 1946 гг. существовало историческое отделение, объединенное в период войны со словесным, а затем вновь разбитое на два самостоятельных учебных подразделения. В конце войны возникло и естественно-географическое отделение.

После Великой Отечественной войны начал качественно меняться преподавательский состав вуза. Первым в институте доктором филологических наук, профессором стал А. В. Миртов. На высоком научном и методическом уровне вели учебные занятия филологи М. Н. Боржек, Н. А. Вилинская, Н. А. Щавелкина, историки К. А. Булдаков и И. Е. Пахомов, психолог Ф. Т. Куимов. На повышение квалификации преподавательских кадров, на укрепление материальной базы, оснащение кабинетов и лабораторий была инаправлена энергичная работа директора института А. Д. Волкова, чья жизнь неожиданно оборвалась в марте 1949 г., и поэтому он не дожил до воплощения своей мечты – повышения статуса вуза, преобразования его в педагогический институт.

В 1946 г. вузу присвоено имя русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, 125-летие со дня рождения которого тогда широко отмечалось в стране. За короткий срок своего существования (последний выпуск был сделан в 1952 г.) учительский институт подготовил около 1 200 преподавателей.

С 1949 г. более чем на 45 лет вуз станет Костромским государственным педагогическим институтом имени Н. А. Некрасова, хотя до 1953 г. учительский и педагогический институты функционировали параллельно и выпускники учительского вуза часто продолжали учебу на третьем курсе педагогического. Директором института в переходное для вуза время стал Л. Н. Талов (с 1949 по 1954 гг.) – выпускник МИФЛИ, историк. На 1 января 1950 г. общая численность студентов дневного и заочного отделения составляла более 1 800 человек. К 1952 г. на 15 кафедрах института работали уже 84 преподавателя, среди которых были два доктора и 33 кандидата наук.

На историко-филологическом факультете в те годы трудились известные ученые: доктор филологических наук Д. Е.Тамарченко, М. Н. Белов – в последующие годы автор многих исследований по истории рабочего класса дореволюционной России и истории Костромского края, в 1955 г. сменивший К. А. Булдакова на посту заведующего кафедрой истории России. В 1953 г. состоялся первый выпуск историко-филологического факультета. Среди выпускников этого года Н. Н. Скатов – впоследствии ученый с мировым именем, долгие годы возглавлявший Институт русской литературы (Пушкинский Дом).

Много талантливых учеников воспитали преподаватели физико-математического факультета Я. Д. Гиленко, Б. Ф. Рубилов, доктор физико-математических наук Д. А. Райков, работавший ранее в Математическом институте АН СССР.

Природу родного края студенты естественного факультета изучали вместе со своими преподавателями: М. И. Тороповой, П. И. Белозеровым, Н. И. Чудиновских, А. В. Александровой, В. Н. Колпаковым и другими талантливыми специалистами. Очень яркой личностью, всесторонне эрудированным человеком и творческим исследователем был профессор А. Л. Зеликман. До сих пор зоологию беспозвоночных студенты изучают по его практикуму, изданному в 1965 г.

Благодаря высокой квалификации преподавателей, в институте укрепляется научная деятельность. В 1951 г. выходит в свет первый сборник научных трудов преподавателей и студентов института – «Ученые записки КГПИ» (на публикацию каждой статьи в то время требовалось разрешение Министерства просвещения РСФСР). В течение 1950–1951 учебного года формируется научное студенческое общество, объединившее студентов в 15 научных кружках. К 1953 г. НСО насчитывало уже 78 человек. Лучшие студенты получали направление в столичные аспирантуры.

С 1954 г. институтом руководит Ф. М. Землянский – инициативный ректор, при котором у вуза появляется базовая школа – средняя школа № 29 города Костромы. Учителя школы назначаются приказом ректора института, ее учащиеся имеют приоритет при поступлении в КГПИ, студенты здесь проверяют на практике педагогические новации.

В 1950-е гг. улучшается материально-техническое оснащение кафедр и аудиторий, открываются новые учебные лаборатории. В том же году на проспекте Текстильщиков для преподавателей и студентов КГПИ построено новое общежитие на 275 мест.

1960-е–1980-е гг. – период нарастающих качественных изменений педагогического института, обусловленных введением в стране всеобщего среднего образования. Ректором института в этот период становится М. И. Синяжников, с 1961 г. возглавлявший КГПИ в течение 25 лет. Новый ректор организует сплоченную команду грамотных специалистов. Среди них выделялись такие ученые и талантливые организаторы, как И. П. Шульман и А. К. Шустов, бывшие заместителями ректора по учебной и научной работе, деканами факультетов вуза. Почти 30 лет руководил заочным отделением Н. И. Корочкин. Все они, с честью пройдя дорогами Великой Отечественной войны, многое сумели сделать для укрепления престижа КГПИ, достойно продолжили лучшие традиции в развитии отечественного образования.

В 1964 г. вузу передается учебное здание на улице 1 Мая (ныне корпус «А» университета). Ведется строительство с последующим введением в эксплуатацию общежития на улице Щемиловка на 850 мест (1968), спортивного корпуса на улице Пятницкой (1973), учебного корпуса «В» (1982).

В связи с переходом на пятилетний срок обучения перестраивается учебно-методическая работа факультетов и кафедр.
Эффективно работает в этот период историко-филологический факультет, который в сентябре 1966 г. разделится на историко-педагогический и факультет русского языка и литературы. Среди первых выпускников истфила с пятилетним сроком обучения известные теперь не только в Костроме, но и по всей России ученые – литературоведы Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, В. В. Тихомиров, диалектолог Н. С. Ганцовская. Будущих преподавателей, выпускников КГПИ Л. Д. Волкову, Б. М. Козлова, Т. И. Пахомову, Г. И. Маширову, вдохновили на исследовательскую работу интереснейшие лекции филологов М. Ф. Пьяных, М. Л. Нольмана, В. Я. Бахмутского, О. А. Минухиной. В середине 1960-х гг. на кафедру русского языка приходит А. М. Мелерович, ставшая основательницей костромской научной фразеологической школы.

Студенты-«шестидесятники» физико-математического факультета, потом пришедшие на его кафедры уже в качестве преподавателей, В. В. Андрушкевич, Е. П. Осипович, В. А. Кротова высоко оценивают деятельность тогдашнего декана Ф. И. Сорокина. Именно ему принадлежит заслуга в укреплении статуса факультета, на котором в середине 1960-х гг. училось более 350 студентов. В 1969 г. была смонтирована электронно-вычислительная машина «Урал-2», положившая начало созданию в вузе вычислительного центра.

Укреплял свои научные позиции и факультет естествознания: на его кафедрах в те годы работало уже 16 кандидатов наук. Большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности естфака внес изобретатель и рационализатор, доктор биологических наук Б. М. Нидерштрат.

С приказа Министерства просвещения РСФСР от 21 мая 1960 г. о переводе на бюджет педагогического института Костромского художественного училища, основанного в 1905 году выпускником Академии художеств Н. П. Шлеиным, начинается история художественно-графического факультета, первым деканом которого стал известный искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР А. И. Бузин. У истоков худграфа стоял также Е. И. Маянский, разработавший учебные планы по подготовке учителей труда (факультет готовил учителей рисования, черчения и труда).

Факультет унаследовал материально-техническую базу училища: двухэтажное каменное здание на улице Кооперации (дом 8), ценную библиотеку и богатый учебно-методический фонд. Среди преподавателей рисунка, живописи, композиции – выпускники столичных художественных институтов: заслуженные деятели искусств В. А. Кутилин и М. С. Колесов, народный художник РСФСР А. П. Белых.

1 сентября 1966 г. в КГПИ открывается отделение иностранных языков, которое через два года преобразуется в самостоятельный факультет. Е. Б. Шутова, в те годы заведующая кафедрой иностранных языков, за короткий срок сумела подобрать квалифицированных преподавателей, первыми среди которых стали И. А. Кабищер (Тихонова), Л. Ф. Скрябина, Т. И. Ильина, Н. Г. Олейник.

В 1962 г. на базе историко-филологического факультета было открыто одно из первых и немногих в стране отделение по подготовке учителей истории и пионервожатых с высшим образованием. В 1966 г. отделение реорганизуется в самостоятельный факультет по подготовке учителей истории, обществоведения и методистов пионерской работы – историко-педагогический. С 1968 г. на его базе работает единственное в стране заочное отделение. Существенный вклад в становление новой специальности внесли его первые деканы С. М. Миценгендлер, К. А. Воронина, А. Н. Лутошкин, первый заведующий кафедрой теории и методики пионерской работы, известный историк детского движения В. Г. Яковлев. Истпед (неофициально – пионерфак) на многие годы становится своего рода фирменной маркой КГПИ. Он подготовил значительное число талантливых педагогов, организаторов детского и молодежного движения, работников управленческих структур разного уровня. Среди его выпускников немало докторов и кандидатов педагогических, психологических и исторических наук.

В 1980-е гг., мобильно реагируя на потребности народного хозяйства, КГПИ открывает новые специальности и формирует новые факультеты: общетехнических дисциплин и труда (1983), музыкально-педагогический (1984), педагогики и методики начального образования (1985), физической культуры (1989). В 1989 г. в составе института функционировали 9 факультетов, на которых обучались 2 490 студентов. На 32 кафедрах работали 286 преподавателей, из которых 11 профессоров, докторов наук и 119 кандидатов наук.

Осенью 1989 г. в институте впервые проводятся выборы руководителя вуза на альтернативной основе (работавший ректором с 1986 г. В. С. Панин сложил полномочия в связи с болезнью). Ректором КГПИ избирается Н. М. Рассадин. Вступление в должность нового ректора совпало с эпохой перестроечных надежд, однако за ней последовал острый социально-экономический кризис в стране. В тяжелых кризисных условиях, при постоянном недофинансировании ректору и его управленческой команде (прежде всего, проректорам С. Н. Николаеву, И. Г. Асадулиной, В. В. Чекмареву) удалось не только сохранить вуз, но и обеспечить его ускоренное развитие.

К 1994 г. КГПИ стал признанным центром региональной системы непрерывного педагогического образования, оказывая существенное влияние на организацию профориентационной работы в области, на базовую подготовку преподавателей практически по всем специальностям общеобразовательной школы, обеспечивая квалифицированными кадрами большой регион России. Численность студентов в институте за 5 лет удвоилась. Они получали педагогическое образование на 13 факультетах по 19 специальностям. Произошли значительные изменения в преподавательском составе. Их число превысило четыре сотни, включая около 170 докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Увеличила почти в пять раз свой состав аспирантура (с 17 до 71 человека), которая работала по 14 специальностям. В период с 1991 по 1994 г. в КГПИ подготовлены 4 доктора и 35 кандидатов наук. Начали свою деятельность два специализированных совета по защите кандидатских диссертаций. На базе института в этот период проведено более двадцати научно-практических конференций и семинаров, в том числе 13 международных и республиканских. Помимо сотрудничества с коллегами педагогических институтов России, КГПИ установил в эти годы деловые и научно-методические связи с образовательными учреждениями земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), графства Дарлингтон (Англия), провинции Хальбек (Дания), вузов Франции, Польши и других государств.

Итог этой работы подвела аттестация вуза, за которой последовал приказ министра образования России о переименовании с июля 1994 г. в Костромской государственный педагогический университет им. Н. А. Некрасова.
Последующий пятилетний период деятельности вуза показал, что статус педагогического университета был промежуточным для достижения нового уровня. Реализуя основные идеи «Концепции университета образования и российской культуры», разработанной и принятой ученым советом еще в начале 1990-х гг., вуз наращивал потенциал в подготовке студентов по специальностям, выходящим за пределы педагогической номенклатуры. Научно-педагогический состав университета к 1999 г. достиг численности 520 человек, укрепившись и качественно: 55 докторов наук, профессоров и около 250 кандидатов наук, доцентов вели учебные занятия со студентами. Оформились ведущие научные школы. Активно развивались научные направления по физическому материаловедению, фитоценологии и популяционной биологии, экономической теории, отечественной истории, диалектологии, фразеологии, психологии, социальному воспитанию, социальной работе, культурологии. Проходили научные собрания всероссийского и международного уровня, формировались кооперационные связи с учебными и научными организациями России и зарубежья. У университета открываются филиалы в г. Шарье Костромской области и в г. Кировске Мурманской области.

Закономерным итогом этих процессов стал вышедший 5 января 1999 г. приказ Министерства образования Российской Федерации, закрепивший за вузом статус классического университета и имя «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова».

Лицензия серия АА №002311, рег. №2301 от 23.07.2009 г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №002170, рег. №2130 от 17.07.2009 г.

Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова расположен в историческом центре Костромы на берегу Волги.

Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова начинает свою историю с ноября 1918 года, когда был открыт рабоче-крестьянский университет.

Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова сегодня – один из ведущих вузов страны. В университете работают более 700 преподавателей, из них более 60% – доктора и кандидаты наук. Ежегодно обучается более 7000 студентов, более 250 докторантов и аспирантов. Подготовка специалистов ведeтся более чем по сорока программам профессионального образования в двух институтах:

  • экономики
  • педагогики и психологии
на девяти факультетах:
  • филологическом
  • историческом
  • иностранных языков
  • естествознания
  • физико-математическом
  • художественно-графическом
  • музыкально-педагогическом
  • индустриально-педагогическом
  • физической культуры
и в двух филиалах:
  • г.Кировск Мурманской области
  • г.Шарья Костромской области

Действуют аспирантура по 29 специальностям, докторантура по 11 специальностям, 4 диссертационных совета.

Институт педагогики и психологии

В институте педагогики и психологии осуществляется подготовка по следующим специальностям: «Социальная работа», квалификация-специалист по социальной работе; «Педагогика и методика начального образования», квалификация - учитель начальных классов; «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью "Иностранный язык" (английский язык)», квалификация - учитель начальных классов и учитель иностранного языка начальных классов; «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью "Информатика", квалификация - учитель начальных классов и учитель информатики начальных классов; «Педагогика и методика дошкольного образования», квалификация - организатор-методист дошкольного образования; «Педагогика и психология с дополнительной специальностью "Социальная педагогика», квалификация - педагог-психолог, социальный педагог; «Психология», квалификация - психолог, преподаватель психологии; «Социальная педагогика», квалификация - социальный педагог; «Специальная дошкольная педагогика и психология», квалификация - педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Институт экономики

Обучаясь в институте, студенты осваивают профессионально-образовательные программы, дающие им возможность получить специальности и квалификации: маркетинг – маркетолог; экономика труда – экономист; менеджмент организации – менеджер; финансы и кредит – экономист; математические методы в экономике – экономист-математик; бухгалтерский учет, анализ и аудит – экономист.

Факультеты:

  • Естествознания
    Специальности – «биология» с квалификацией «биолог, преподаватель», «химия» с квалификацией «химик, преподаватель», «география» с квалификацией «учитель географии».
  • Иностранных языков
    Специальности – «иностранный язык» с квалификацией «учитель иностранных языков» (английский и немецкий; английский и французский; немецкий и английский; французский и английский) и «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с квалификацией «лингвист, преподаватель».
  • Исторический
    Специальности – «история» и присваивает квалификации «историк, преподаватель», «учитель истории».
  • Музыкально-педагогический
    Основная специальность, которую получают студенты, – «музыкальное образование». При этом возможны специализации в направлениях: «руководство молодежным ансамблем», «менеджмент в образовании и искусстве», «музыкальные инструменты и концертмейстерское мастерство», «дирижёрско-хоровые дисциплины». На старших курсах можно получить вторую специальность по сокращенной форме обучения: «Психология», «Менеджмент организации», «Экономика труда», «Финансы и кредит».
  • Технологии и сервиса
    Специальность – 030600 «Технология и предпринимательство» (квалификация – учитель труда и предпринимательства) по очной и заочной формам обучения, срок обучения – 5 лет
  • Физико-математический
    Специальности – «физика» с квалификацией «физик, преподаватель»; «прикладная математика и информатика» с квалификацией «математик, системный программист»; «математика» с квалификацией «учитель математики и информатики»; «информатика» с квалификацией «учитель информатики и математики».
  • Физической культуры
    На очном и заочном отделении факультет осуществляет образовательную деятельность по специальности 033100 «Физическая культура», квалификация «педагог по физической культуре».
  • Филологический
    Специальности – «филология» с квалификацией «филолог, преподаватель», «журналистика» с квалификацией «журналист», «русский язык и литература» с квалификацией «учитель русского языка и литературы». Возможны и дополнительные специализации: «филологическое обеспечение деловой коммуникации» и «литературная критика и редактирование».
  • Художественно-графический
    Специальность – "Изобразительное искусство", квалификация: Учитель изобразительного искусства
  • Юридический