Выбор и расчёт грузовых стропов для перемещения грузов. Перечень грузозахватных приспособлений и тары Таблица масс перемещаемых грузов

1. Подбор стропов к перемещаемым грузам

Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.

При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине - теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).

При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.

Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза

2. Выбор грузового стропа

Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).

Рис.2. Схема натяжения стропа.

3. Способы расчета усилий в ветвях стропа

1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так
S = G g/(k n cosα), (1)
где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс)
G – Вес груза. H (кгс)
g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2)
n – Число ветвей стропа.
α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).
2. Заменив для простоты расчета ~1/cosα коэффициентом m, получим
S = m G g/(k n), (2)
где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;
при α = 0º — m = 1
при α = 30º — m = 1,15
при α = 45º — m = 1,41
при α = 60º — m = 2,0.

Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,
где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.
S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).
k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности:
для цепных = 5
для канатных = 6
для текстильных = 7.

Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:
Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).

4. Примеры.

Пример №1.

При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем
S = 1,42 10 000 9,8/(4 0,75) = 46 390 Н,
Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна ~50 кН.

Пример №2.

При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу
S = G С g/(А n k).
Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000 3000 9,8/(2110 4 0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна ~50 кН.

Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.

Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.

Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.

Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.

Масса груза, кг Угол между ветвями стропа
60° 60° 90° 90° 120° 120°
2 4 2 4 2 4 2 4
530 2,5 1,25 3 1,5 3,5 1,75 5 2,5
630 3,15 1,57 3,78 1,89 4,45 2,22 6,3 3,15
800 4,2 2,1 4,5 2,25 5,75 2,88 8 4
1000 5 2,5 5,75 2,78 7,6 3,8 10 5
1250 0,25 3,13 7,25 3,63 9 4,5 12,5 6,25
1600 8 4 9,6 4,8 11,28 5,64 16 8
2000 10 5 11,5 5,75 14,25 7,13 20 10
2500 12,5 6,25 14,5 7,25 17,75 8,88 25,6 12,8
3200 16 8 19,2 9,6 22,56 11,28 32 16
4000 20 10 23 11,5 28,5 14,25 40 20
5000 25 12,5 28,75 14,38 35,5 17,75 50 25
6300 31,5 15,75 37,8 18,9 44,42 22,21 63 31,5
8000 40 20 46 23 56,75 28,33 80 40
10000 50 25 52,5 28,75 71 35,5 100 50
12500 62,5 31,25 72,5 36,25 90 45 125 62,5
16000 80 40 96 48 119,8 56,4 160 80
20000 100 50 115 57,5 142,5 71,25 200 100

При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.

5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств

Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.

Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств.


Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.

Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.

Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.

Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.

Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.

На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Наименование элементов Марка, тип Масса, т №№ схем строповок Кол.
Строп Характеристика
Q, тс L, мм Р, кг
Арматурные стержни 0,12 м 3 = 1 т 2,0 2 т 4-х ветвевой 5,0 38,5
3,2 7,38
Арматурные сетки - « - - « - - « - кольцевой 5,0 38,5
3,2 7,38
Арматурные сетки в рулонах, на поддонах - « - - « - - « - - « - 5,0 38,5
3,2 7,38
Ларь для хранения закладных деталей и инструмента № 1164М тр. МОС 0,26 4-х ветвевой 5,0 38,5

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Наименование элементов Марка, тип Масса, т №№ схем строповок Количество одновременно поднимаемых элементов, шт. Грузозахватные приспособления Кол.
Строп Характеристика
Q, тс L, мм Р, кг
Стеновые панели ПС60 2,71 4-х ветвевой 5,0 38,5
12.2,5-2л
Перемычки 5ПГ 1,135 4-х ветвевой 5,0 38,5
50-23-П
кольцевой
Кирпич на поддонах - 1,5 - « - 5,0 38,5
Панельные подмости № 1214 0,77 4-х ветвевой 5,0 38,5

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Наименование элементов Марка, тип Масса, т №№ схем строповок Количество одновременно поднимаемых элементов, шт. Грузозахватные приспособления Кол.
Строп Характеристика
Q, тс L, мм Р, кг
Контейнер для рулонных кровельных материалов № 4780М тр. МОС 2,244 4-х ветвевой 38,5
Железобетонные лотковые перекрытия каналов ЛП-4 2,86 - « - 108,0
Железобетонные лотковые днища каналов ЛД-10 2,68 - « - 108,0
Железобетонные кольца горловин колодцев К-1 0,132 - « - 38,5

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

2. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

3. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».

4. ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок».

5. ГОСТ 12.1.051-90 «ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В».

6. ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

7. ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности».

8. ГОСТ 12.4.026-76* «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

9. ГОСТ 19433-88* «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

10. ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 1. Внутрипостроечные транспортные работы.

11. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», Госгортехнадзор России, 2000 г.

12. ППБ 01-93 ** «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

13. ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте».

14. ПОТ РМ-007-98 «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

15. ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок».

16. СП 12-135-2002 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда». Типовые инструкции по охране труда для работников строительных профессий, выполняющих работы, в том числе:

Погрузочно-разгрузочные и складирование грузов - ТИ РО-057-2002;

Стропальщиков - ТИ РО-060-2002.

17. РДИ 10-406(34)-01 «Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами».

18. РДИ 10-395(30-00) «Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии».

19. РДИ 10-388(40)-00 «Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин».

20. «Стреловые самоходные краны. Часть 1. Краны автомобильные. Краны на шасси автомобильного типа», АООТ ПКТИпромстрой, М., 1996.

Технологическая карта не заменяет ППР. (см. СНиП 3.01.01-85*)

Приложение А

(обязательное)

Форма НАРЯДА-ДОПУСКА
на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов

Выдан «_____» ___________ 200_ г. Действителен до «_____» __________ 200_ г. 1. Руководителю работ _______________________________________________________ (Ф.И.О., должность) 2. На выполнение работ ______________________________________________________ (наименование работ, место, условия их выполнения) 3. Опасные производственные факторы, которые действуют или могут возникнуть независимо от выполняемой работы в местах ее производства: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. До начала производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:

Начало работ в _____ час. ____ мин. ____ 200__ г.

Окончание работ в ____ час. _____ мин. ____ 200__ г.

5. В процессе производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:

6. Состав исполнителей работ.

7. Наряд-допуск выдал _______________________________________________________

(уполномоченный приказом руководителя организации, Ф.И.О., должность, подпись)

Наряд-допуск принял ________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись)

8. Письменное разрешение действующего предприятия (эксплуатирующей организации) на производство работ имеется.

Мероприятия по безопасности строительного производства согласованы ____________

___________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись уполномоченного представителя действующего

___________________________________________________________________________

предприятия или эксплуатирующей организации)

9. Рабочее место и условия труда проверены. Мероприятия по безопасности производства, указанные в наряде-допуске, выполнены.

Разрешаю приступить к выполнению работ _____________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

10. Наряд-допуск продлен до __________________________________________________

(дата, подпись лица, выдавшего наряд-допуск)

11. Работа выполнена в полном объеме. Материалы, инструмент, приспособления убраны. Люди выведены. Наряд-допуск закрыт.

Руководитель работ __________________________________________________________

(дата, подпись)

Лицо, выдавшее наряд-допуск _________________________________________________

(дата, подпись)

Примечание - Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах (1-ый находится у лица, выдающего наряд, 2-ой - у ответственного руководителя работ), при работах на территории действующего предприятия наряд-допуск оформляется в трех экземплярах (3-ий экземпляр выдается ответственному лицу действующего предприятия).

Приложение Б

(обязательное)

Форма НАРЯДА-ДОПУСКА
на производства работ краном вблизи воздушной линии электропередачи

___________________________________________________________________________ (наименование предприятия и ведомства) НАРЯД-ДОПУСК № _______ Наряд выдается на производство работ на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи напряжением более 42 В 1. Крановщику ______________________________________________________________ (фамилия, инициалы) ___________________________________________________________________________ (тип крана, регистрационный номер) 2. Выделенного для работы ___________________________________________________ (организация, выделившая кран) 3. На участке _______________________________________________________________ (организация, которой выдан кран, место производства ___________________________________________________________________________ работ, строительная площадка, склад, цех) 4. Напряжение линии электропередачи _________________________________________ 5. Условия работы ___________________________________________________________ (необходимость снятия напряжения с линии ___________________________________________________________________________ электропередачи, наименьшее допускаемое при работе крана ___________________________________________________________________________ расстояние по горизонтали от крайнего провода до ближайших частей крана, ___________________________________________________________________________ способ перемещения груза и другие меры безопасности) 6. Условия передвижения крана _______________________________________________ (положение стрелы и другие меры безопасности) 7. Начало работы _________ час. __________ мин. «___» ___________ 200_____ г. 8. Конец работы ________ час. __________ мин. «___» ___________ 200_____ г. 9. Ответственный за безопасное производство работ ______________________________ ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы, дата и номер приказа о назначении) 10. Стропальщик ____________________________________________________________ (фамилия, инициалы) ___________________________________________________________________________ (номер удостоверения, дата последней проверки знаний) 11. Разрешение на работу крана в охранной зоне _________________________________ ___________________________________________________________________________ (организация, выдавшая разрешение, номер и дата разрешения) 12. Наряд выдал главный инженер (энергетик) ___________________________________ ___________________________________________________________________________ (организация, подпись) 13. Необходимые меры безопасности, указанные в п. 5, выполнены _________________ ___________________________________________________________________________ Лицо, ответственное за безопасное производство работ ___________________________ _______________________ «______» _______________ 20_____ г. (подпись) 14. Инструктаж получил крановщик _______________________ (подпись) «____» _______________ 200__ г. Примечания: 1. Наряд выписывается в двух экземплярах: первый выдается крановщику, второй хранится у производителя работ. 2. Пункт 11 заполняется в случае работы крана в охранной зоне линии электропередачи. 3. К воздушным линиям электропередачи относятся также ответвления от них. 4. Работы вблизи линии электропередачи выполняются в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

16.21. Для грузовых подъемников, имеющих консольную стрелу, в составе ППР должны разрабатываться схемы строповки грузов с таблицей масс грузов и применяемых грузозахватных приспособлений.

16.22. Находящиеся в эксплуатации подъемники снабжаются табличками с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, наименования владельца и номера его телефона.

16.23. Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранами производится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этом мачта (шахта) подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м.

Перемещение стрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающем подъемнике.

На период работы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключи от шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего ограждения подъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемника прекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемника менее 2 м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнем выхода из кабины.

Для обеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматривается установка единого рубильника для кранов и подъемников - в одном положении рубильника работает только кран, в другом - только подъемник, в третьем - линия обесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положение рубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами. При совместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника может устраиваться световая сигнализация, которая включается с включением электропитания подъемника, и во время ее свечения машинист крана не должен подводить к подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По мере возведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта на другой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.

Совместная работа грузового или грузопассажирского подъемника с фасадным подъемником (люльками, платформами) не допускается, если фасадный подъемник находится в пределах опасной зоны работы других подъемников.

16.24. О совместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана в соответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом крана проводится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.

16.25. Основные правила пользования подъемником вывешиваются на посадочных (погрузочных) площадках.

Они содержат указания о порядке и способах загрузки, порядке обмена сигналами между машинистом и рабочими, открытии и обслуживании дверей, запрещении или разрешении выхода людей на грузовую платформу, а также другие указания и требования. У всех мест загрузки или разгрузки подъемника делаются надписи, указывающие массу предельного груза, допускаемого к подъему или спуску.

16.26. Нахождение людей под поднимаемым грузонесущим устройством запрещается на все время работы подъемника.

Перед подъемом платформы с грузом машинист обязан предупреждать работников, обслуживающих подъемник, о необходимости их выхода из опасной зоны и до тех пор, пока они находятся в опасной зоне, не поднимать платформу.

16.27. При подъеме груза необходимо сначала поднять грузовую платформу на высоту не более 200 мм, убедиться в исправности тормозов и устойчивости мачты и только после этого продолжить подъем на требуемую высоту.

Подъем и опускание на грузовой платформе людей, а также огнеопасных и взрывоопасных грузов не допускается.

16.28. Работа подъемника при скорости ветра, превышающей допустимую, при температуре, ниже предусмотренной паспортом, при снегопаде, дожде или тумане, а также в темное время суток или при отсутствии необходимого освещения запрещается.

16.29. Перед началом работ машинист подъемника проводит осмотр и проверку подъемника, убеждается в исправности ограждений опасной зоны, наличии предупреждающих надписей и знаков безопасности.

16.30. На схеме привязки подъемника в проекте производства работ показываются:

Существующая ситуация с имеющимися и проектируемыми подземными, надземными и воздушными коммуникациями и участком возводимого здания (сооружения), его осями, отметками проемов и перекрытий;

Подъемники с кабиной (платформой) в верхнем и нижнем положении с горизонтальной и вертикальной привязкой;

Опорная плита или фундамент с горизонтальной и вертикальной привязкой;

Опасные зоны (от подъемника и здания) и сигнальное ограждение вдоль них;

Складирование материалов и других грузов;

Пандус и козырек у входа в кабину грузопассажирского подъемника;

Площадки и пандусы на этажах и крыше;

Навес для моториста грузового подъемника;

Ограждение краев перекрытий и покрытий при отсутствии ограждающих конструкций (вдоль фасада здания);

Закрывающиеся проемы;

Временные дороги (подъезды к подъемнику) и пешеходные дорожки;

Крепление подъемников.

16.31. Фасадные подъемники (люльки) подвешиваются к консолям, устанавливаемым на кровле здания (сооружения).

Конструкция консолей фасадных подъемников (люлек) должна предусматривать их разборку на отдельные узлы, позволяющие переносить их вручную.

16.32. Одноподвесная люлька подвешивается на одном подъемном канате и должна иметь один предохранительный канат, двухподвесная - два подъемных каната и два предохранительных.

Несущие стальные канаты, применяемые для подвески и подъема фасадных подъемников (люлек), должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат завода-изготовителя об их испытании.

Движение канатов при подъеме и опускании фасадных подъемников (люлек) должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.

16.33. Свободно установленные подъемные лебедки фасадных подъемников (люлек) пригружаются балластом. Минимальная масса балласта должна соответствовать двукратной величине расчетного тягового усилия лебедки.

16.34. При установке фасадных подъемников (люлек) расстояние от их выступающих частей (не считая опорных роликов, на которые может опираться люлька при подъеме) до выступающих частей здания должно быть не менее 200 мм.

Запрещается устанавливать вылет консолей от наружной плоскости стены здания до оси грузового каната фасадного подъемника (люльки) свыше 550 мм. Крепление канатов к консолям нужно проверять систематически, после каждой передвижки люльки на новую захватку. Подкладки или упоры для консолей должны быть связаны с консолью цепью или канатом во избежание их случайного падения на землю. Предохранительные и грузовые канаты должны надежно натягиваться грузами, расположенными на высоте не менее 200 мм от земли. Предохранительные канаты смазке не подлежат.

16.35. Запрещается совместная работа двух и более фасадных подъемников (люлек) в одной вертикальной захватке. Расстояние между электрическими фасадными подъемниками (люльками) по горизонтали при их работе на вертикальных захватках должно быть не менее 3,5 м.

Запрещается соединять два фасадных подъемника (люльки) между собой путем устройства переходных настилов и стремянок или установки переходных лестниц.

16.36. В местах работы фасадного подъемника (люльки) устанавливаются стенды с перечнем и массой перемещаемых грузов.

Во время работы с фасадных подъемников (люлек) дверные и оконные проемы закрываются наглухо деревянными щитами или на закрывающиеся устройства створок рам. Подъемники (люльки), с которых не производится работа, должны быть опущены на землю.

16.37. При работе фасадного подъемника (люльки) согласно требованиям п. 4.5.12 ПБ 10-518-02 необходимо соблюдать следующий порядок:

Вход в люльку и выход из нее должны осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;

Рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;

Рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;

Рабочим люльки запрещается садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;

Масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки.

Может ли разрывное усилие в ветвях стропов превысить вес поднимаемого с их помощью груза? Задайте этот наивный вопрос стропальщикам, крановщикам, мастерам... Вряд ли большинство ответят правильно, хотя понимание ими этого вопроса является залогом безопасной работы!..

Непонимание реально может угрожать здоровью, и даже жизни, как самого стропальщика, так и окружающих его людей.

В этой маленькой статье я покажу на диаграмме Excel, как при увеличении угла между двумя стропами лавиной нарастает действующее в них разрывное усилие . Все это элементарно просто и на первый взгляд не заслуживает особого внимания, но из-за значительной важности понимания этого вопроса я решился кратко коснуться темы расчета стропов с ветвями, работающими под углом к вертикали. Для всех, кто связан с погрузо-разгрузочными работами – это очередное и, думаю, нелишнее напоминание о важности знания и соблюдения правил строповки грузов!

Расчет в Excel усилий в ветвях стропа.

Схема строповки, о которой пойдет речь, изображена на рисунке, размещенном чуть ниже этого текста.

Условия задачи:

Груз весом G с центром тяжести в точке C зацеплен за точки A и B двухветвевым стропом. Верхним кольцом строп надет на крюк крана (на рисунке не показан). Угол между ветвями стропа – α . Требуется найти усилия в ветвях стропа T при различных углах α .

Загружаем MS Excel или OOo Calc и начинаем расчет стропов!

Общие правила форматирования, которые действуют во всех файлах Excel представленных на сайте, можно посмотреть на странице « ».

Исходные данные:

1. Угол между ветвями стропа α в градусах вписываем

в ячейку C15: 30

Расчет усилий в ветвях стропа:

2. Усилие, возникающее в каждой из ветвей стропаT , выраженное в процентах от веса поднимаемого груза G рассчитываем

в ячейке C16: =½/COS (C15/2*ПИ()/180) =52%

T = 1/(2* cos (α /2))

На графике прекрасно видно быстрое нелинейное нарастание усилия в ветвях стропа (о котором мы говорили в самом начале статьи) при увеличении угла более 120 градусов! Если при угле α равном 90 градусов каждая ветвь стропа нагружена силой T равной 71% от веса груза G , то при угле α равном 120 градусов усилие в каждой из ветвей T уже равно весу груза G , а при угле α равном 150 градусов усилие в каждой из ветвей T достигнет почти двойного веса груза G !

Подбирая строп, следует знать вес груза и понимать местоположение центра тяжести для грамотного определения точек зацепов.

Важно правильно выбрать длину ветвей стропа! Правильно – это когда угол между стропами находится в диапазоне от 60 до 90 градусов. При таком угле груз наиболее устойчив от произвольных разворотов и переворотов. При этом, как правило, еще не слишком теряется высота подъема.

Исходя из вышесказанного, рекомендуется стропальщику (и крановщику, и мастеру) следить, что бы угол между стропами не превышал 90 градусов (или 45 градусов к вертикали)! Конечно, строп должен быть подобран с ветвями соответствующей грузоподъемности и необходимой длины.

Чаще всего нарушения озвученного выше правила происходят при небольшом выборе стропов или при недостаточной высоте подъема. Тогда приходится производить строповку груза с углом между ветвями большим 90 градусов, а иногда большим 120 градусов. В таком случае нужно быть трижды внимательным и перепроверить расчетом прочность ветвей стропа, не смотря на то, что они изготавливаются со значительным коэффициентом запаса прочности (5 — для цепных стропов, 6 – для канатных стропов, 7 – для текстильных стропов)!

Ответственные за безопасное производство работ, не забывайте проводить освидетельствование стропов каждые 10 дней и делать соответствующие записи в журнале регистрации грузозахватных приспособлений! Испытывать стропа необходимо через каждые полгода эксплуатации.

Чтобы получать информацию о выходе новых статей прошу Вас подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или в окне вверху страницы.

После ввода адреса своей электронной почты и нажатия на кнопку «Получать анонсы статей» не забудьте подтвердить подписку кликом по ссылке в письме , которое тут же придет к вам на указанную почту !

Прошу уважающих труд автора скачивать файл после подписки на анонсы статей!

Буду рад увидеть Ваши комментарии, уважаемые читатели!!!

Прежде чем застропить груз, необходимо знать его массу, ; В случае отсутствия данных о массе груза можно

^приблизительно определить ее по формуле >;*|

Q = тЩ

|тде Q ~ масса груза, кг; т - плотность, кг/м 3 ; , V - объем груза, м 3 .

Плотность наиболее часто-встречающихся материалов приведена в табл. 6,*!? *-

При выборе крана и съемного грузозахватного при-I способления следует подбирать их е запасом по грузоподъ-| емности. ■ ■. . ■ ■ .. ,

Таблица б

Определение центра тяжести перемещаемого груза

При строповке груза необходимо знать положение его | центра тяжести.

Незнание центра тяжести может привести к перегруз­ите отдельных грузоподъемных средств* Потери устойчиво-Гсти и опрокидыванию груза.

Производились работы по изготовлению металлоконструк- ■ ций. Подача металлопршатй для сборки осуществлялась с Щ применением кшов&го крана КС- 50^ 42Б.

Стропальщик в нарушение схемы строповки застропил

\ захватом один уголок 250x20 мм, длиной 12 м, массой 900 кг.

1 При подъеме груза на высоту 1 м из-за неправильного опреде-

1 лент центра тяжести поднимаемый [уголок одним концом за­цепился за верхний пакет штабеля металлопроката. При этом произошло ослабление захвата, уголок упал на стропальщика, нанеся ему смертельную травму.

Центр тяжести грузов, имеющих простке геометричес-

" кие формы (трубы, бетонные блоки, плиты и т.д.) совпа-

| дает с их геометрическим центром.

Сложнее определить центр тяжести груза, имеющего сложную геометрическую форму (рис. 45). В подобных

I случаях положение центра тяжести (X) определяется по фор-

I муле- " ■" ■■

rae" : (2i и Q 2 - масса отдельных элементов груза;;■, ■ ■ i "■■■"-■■■■■■ :-Х{ и Xf- расстояние от центра тяжести отдельного элемента груза до плоскости, проходящей через одну из. крайних точек груза и перпендикулярной его оси;

Q - общая масса, груза.

На упаковке с использованием манипуляционных зна­ков указывается место центра тяжести, если он не совпа­дает с геометрическим \ центром груза.

Требования к площадке для установки стрелового самоход­ного крана на уклоне, не превышающем величины, указан­ной в паспорте

Несущая способность грунтового основания должна соответствовать максимальному опорному давлению крана при наибольшей нагрузке.

Если нет уверенности в грунтовом основании площад­ки, следует применять укладку подстилающих средств (шпал, плит, щитов из металлического проката и т.д.). Не разре­шается установка кранов на свеженасыпанный неутрамбо­ванный грунт. ■■■■■.

При установке крана на территории действующего предприятия ни вблизи зданий и сооружений следует

учитывать, что под землей на небольшой глубине могут находиться различные трубопроводы, подземные сооруже­ния, которые могут не выдержать дополнительной нагруз­ки. ...■■■■ .

На электростанции вблизи котельного цеха производи­лись работы с применением автомобильного крана КС-3574. Во время установки регулируемых выдвижных опор произошло разрушение подземного газохода работающего котла, проло­женного под местом установки крана. Двое рабочих, нахо­дившихся возле места происшествия, упали в обрушившийся газоход и погибли.

Производилась кирпичная кладка стен ремонтной мас?-терской. Раствор и кирпич подавали с применением пневмо-колесного крана КС^4361. Крановщик, подъехав к месту про-изводства работ, остановил кран согласно ПИР, но затем решил приблизиться к возводимой стене. При этом стрела крана сдвинула плиту перекрытия, что привело к ее паде­нию. Один из каменщиков получил смертельную травму.

Требования безопасности при установке кранов, передвигаю­щихся по надземным крановым путям

При установке и дальнейшей эксплуатации кранов, передвигающихся по надземным крановым путям, необхо­димо выдерживать расстояния, указанные на рис. 46.

Необходимо предусмотреть свободный проход для ра­бочего, если кран управляется им с пола или по радио.

Над проезжей частью и над проходами для людей; необходимо устанавливать предохранительные защитные: перекрытия (сетки и т.д.), которое должны выдержать груз " \ъ случае его падения. ; !

Требования безопасности при установке, кранов, передвигаю­щихся по наземным крановым путям

При установке и дальнейшей; эксплуатации кранов, S передвигающихся по наземным крановым путям, необходи- 1 мо выдерживать расстояния, указанные на рис. 47.

Установка кранов в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть" согласована с владельцем линии.

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных | работ... V.."/ ;.;, -";д.,. ; . ■■:,..-.:

Установка кранов для выполнения строительно-мон­тажных работ должна производиться в соответствии с про­ектом производства работ.

^Правила установки стреловых самоходных кранов вблизи I откосов котлованов и траншей

При установке крана на ненасыпном грунте необходи­мо выдерживать безопасные расстояния от основания от- 1 коса котлована (траншеи) до опоры крана, указанные в табл. 7. Расстояние от основания откоса котлована (тран­шеи) до опоры, крана (ребра опрокидывания) определяется щ зависимости от типа крана (рис. 48),

С применением, автомобильного крана СМК-10 произво­дилось опускание бадьи с раствором в котлован. Кран был установлен на насыпной неутрамбованный грунт. В резуль­тате просадки одной из выносных опор кран накренился, бадья с раствором прижала к опалубке бетонщика, нанеся ему смертельную травму.

Порядок подъема стрелы самоходного стрелового крана из транспортного положения в рабочее при работе в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м до крайнего провода линии электропередачи

Крановщик может поднять стрелу в рабочее положе-

Табяида,7

ние только после того, как лицо, ответственное за бе­зопасное производство работ кранами, сделает запись в вахтенном журнале: "Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю".

Предварительно кран должен быть заземлен перенос­ным заземлителем, установлены выносные опоры, если это требуется по инструкций"

Строповка груза затяжной ^петлей,< ; щ

■ -, .S :■ _ , -"■ -.i ■■:

При строповке грузов затяжной петлёй (рис. 49) реко­мендуется снижать грузоподъемность стропа на 20%, так как при этом происходит деформация поперечного сечения кана­та. ",■■:/ " ,.\-.;. ,.-: ?. .„ ■ :-;■.