Небесные покровители. О чем разные народы молятся георгию победоносцу Покровитель воинов в православии

Святой великомученик Димитрий Солунский - один из самых почитаемых греческих и славянских святых - был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название - Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов. Составитель жития святого Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно тот основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного", а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой св. вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

Удивительно ли, что освобождение Греции от четырехсотлетнего турецкого ига совершилось в день памяти этого святого?

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни грозным светлым юношей, обходившим стены и внушавшим ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. Так, сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов .

С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В старинных русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя летопись: "Постави церковь на своем дворе св.Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи" ...

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира, увы, лишь в качестве музея...

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Успенского собора г.Владимира, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, на его месте был воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил ". Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

Князь Димитрий Донской был почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. (В этом году отмечалась Русской Православной Церковью 28 октября по н.с.) В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Как и по всей России, почитался великомученик Димитрий и в Санкт-Петербурге. Великолепный храм в византийском стиле во имя вмч.Димитрия Солунского был возведен в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте в 1865 году для греков, проживавших в столице. Здесь неукоснительно соблюдались древнегреческие церковные традиции. Церковь закрыли в 1938-м, но храм сохранился и в войну. Хотя фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, она чудом не взорвалась. После окончания Великой Отечественной войны авиабомбу благополучно извлекли. Храм простоял до начала 1960-х годов, когда началось его окончательное уничтожение. Церковь несколько раз безуспешно пытались взрывать, и в конце концов разобрали как "малохудожественную" для строительства на ее месте Большого концертного зала "Октябрьский"...

Другой Дмитриевской церкви, расположившейся в Коломягах, повезло больше. Этот красивый деревянный храм на окраине города не закрывался в советское время и действовал даже во время блокады Ленинграда. Ее настоятелем во время Великой Отечественной войны и блокады был протоиерей Иоанн Горемыкин, подвижник недавнего прошлого. Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в храм и совершал богослужение.

Прихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко отдавал свой паек голодающим. А когда батюшка совсем обессилел, его привозили в церковь на саночках, и он служил... Мы можем только догадываться, сколько слезных молитв было вознесено в те скорбные годы перед местночтимой иконой великомученика Димитрия о победе русского оружия...

Своему сыну Василию, работавшему главным инженером одного из военных заводов Ленинграда, протоиерей Иоанн сказал: "Как это так, все идут защищать Родину, а мой сын будет отсиживаться?" И В.Горемыкин пошел на фронт. Узнав об этом, командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А.Говоров приехал в коломяжскую церковь благодарить настоятеля за сына. Божьей милостью отец Иоанн прожил после блокады еще четырнадцать лет и был погребен у стены храма, который не оставил в самые трудные годы.

Дмитриевская церковь в Коломягах открыта и сегодня, а несколько лет назад в дар этой церкви из греческого храма св.Димитрия Солунского города Салоники была передана частица святых мощей почитаемого нашими народами великомученика.

И в заключение еще один знак исторического преемства: вновь сооруженный на Малой Охте в Санкт-Петербурге Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда и являющийся памятником воинской истории России, своим архитектурным обликом и белокаменными стенами напоминает древний Дмитриевский собор во Владимире...
Подготовила М.Михайлова

Начиная с четвертого века, в христианской традиции появляется святой покровитель. Надеясь на благосклонность и защиту последнего, родители называли схожим именем ребенка. Впоследствии многие сферы жизни обзавелись таким святым покровительством.

Кто такой покровитель

Проще всего определяются личные святые покровители по дате рождения. Как это сделать, мы разберемся в конце статьи.

Интересно знать также то, что в процессе становления христианства изучались жития святых и профессии, схожие с их занятиями или способностями, получали их в покровители.

Так Левий Матвей, будучи при жизни сборщиком налогов, стал защитником работников финансовых ведомств. У Клары Асизской был дар видеть и слышать рождественскую мессу в храме, даже лежа больной в кровати. Поэтому ей отведена роль покровителя телевидения.

При случае взгляните на иконы, картинки. Ангел-хранитель, святой угодник, мученики обычно держат в руках атрибуты, показывающие их принадлежность к какому-то виду деятельности.

Покровители профессий

Вы будете поражены, когда узнаете, сколько святых покровительствует тем или иным видам деятельности. Основная масса из этих имен относится к католицизму, но есть немало и православных. Давайте разберемся подробнее.

Всем профессиям, которые связаны с передвижением на сухопутном транспорте, будь то велосипед, автомобиль или автобус, покровительствует пророк Илья. Он в Святом Писании изображается на огненной колеснице после того, как его взяли живым на небо.

Врачам покровительствуют и Гавриил, а также евангелист Лука. Все они так или иначе были связаны с лечением.

Даже домохозяйки имеют своих патронов. Ими считаются Марфа, ученица Иисуса Христа, и Анна, мать Марии, Богородицы.

Евангелист Марк покровительствует всем видам деятельности, связанным с животными. Зоологи, биологи, ветеринары и прочие специалисты могут просить у него помощи.

Будучи в христианской традиции посланником, помогает дипломатам, курьерам, послам, почтальонам и прочим деятелям, связанным с доставкой чего-либо или налаживанием отношений. В православии сюда относятся также работники СМИ.

Святой покровитель журналистов в католицизме - Франциск Сальский, а издателей, книготорговцев, писателей и композиторов - Иоанн Богослов.

Патроном моряков и певцов называют Андрея Первозванного. Недаром же его крест изображен на флаге Военно-морского флота Российской Федерации.

Архангел Михаил связывается с профессиями, которые касаются военного дела, закона, управления. Сюда относятся, собственно, солдаты, милиционеры и прочие работники силовых ведомств.

Вы будете смеяться, но Ватикан определил даже патрона пользователей интернета. Святой покровитель этого вида деятельности - Исидор из Севильи. При жизни он был энциклопедистом и после веры превыше всего ставил знания.

Покровители стран и городов

Святые покровители по имени населенного пункта не определяются. Но, исходя из разных христианских направлений, у каждого города и страны есть патрон. У некоторых даже несколько. Приставка к имени святого означает место его рождения, а не пункт, которому он благоволит.

Давайте разберемся подробнее. Поскольку миссионеры постарались определить защитников большинства населенных пунктов, то мы остановимся на самых известных и значимых городах и государствах.

Святой покровитель Беларуси - Ефросиния Полоцкая.

Россия имеет несколько патронов, если говорить о разных конфессиях. Православные считают покровителями Георгия Победоносца и Андрея Первозванного, католики - князя Владимира, Василия Великого и Иосифа Обручника.

Украине в православии покровительствует апостол Андрей, а в католицизме - Иосиф Полоцкий.

Соединенные Штаты Америки своей защитницей считают Богоматерь Непорочного Зачатия.

Франция полагается на помощь двух покровительниц. Это Анна, мать Марии Богородицы, и Жанна д’Арк.

Великобритания, по словам находится под покровительством архангела Михаила.

Мы перечислили лишь несколько стран из Америки, Западной Европы и ближнего зарубежья. Далее будут представлены патроны некоторых российских городов и регионов.

Иконы святых покровителей иногда отображают место, которому они благоволят. Но не всегда это можно определить по образам. Давайте посмотрим, кто защищает какой город в православной традиции.

Москве благоволит Георгий Победоносец, он даже изображен на гербе.

Санкт-Петербург защищают апостолы Петр и Павел, а также Александр Невский.

Последний также является покровителем Забайкалья, а апостолы Петр и Павел еще и всего Камчатского региона.

Данная тема очень обширна, объем же статьи позволяет коснуться ее лишь вкратце. Далее мы поговорим о святых помощниках в разных жизненных невзгодах.

Покровители больных и помощники в лечении

В христианстве присутствует не только покровитель умерших, но и защитники от разных недугов, а также святые, помогающие врачам в исцелении.

Давайте познакомимся с помощниками лекарей.

Итак, с алкоголизмом, как верят православные, помогают справиться мученик Бонифаций из Тарса и Иоанн Кронштадский. Католики по этому поводу обращаются к Урбану из Лангра.

Беременные женщины молятся великомученице Анастасии или Сильвие Римской, в зависимости от конфессии.

С болезнями ног поможет справиться Симеон Верхотурский, а при любых недугах, связанных с руками, верующие обращаются к иконе «Троеручица», на которой изображена Богородица.

В принципе, покровителем всех больных в католицизме считается Мавр Гланфейский.
С глазами, говорят, помогает архангел Гавриил, а покровителем проблем, связанных со слухом, считается Франциск Салезский.

Иов Многострадальный в католицизме «ответственный» за излечение депрессии.

Как оказывается, покровитель умерших не один. Они делятся по возрастам. Патроны детской смертности - Ядвига Силезская или Матильда Саксонская, а безвременной кончины - архангел Михаил.

Если человеку сложно разобраться с характером боли или происхождением недуга, есть святые, которые помогают, как считается, с исцелением в общем. Это великомученик Пантелеймон в православии и Юлиана Никомидийская в католицизме.

Помощники в сложных ситуациях

Как говорит пословица, от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться. Давайте посмотрим, какие же святые помогают людям, которым встретились беды на жизненном пути.
В таких ситуациях не определяется покровитель по дате рождения, а ставится свечка тому, кто помогает в подобном несчастье.

Итак, считается, что помогает католикам найти новую работу Казтан Тиенский, а православным - Ксения из Петербурга.

Агнелл в католицизме, в православии - Борис и Невский, Нил Сорский и Богородица поддерживают и помогают оправиться пострадавшим в войне.

Попавшим в плен покровительствуют Петр из Афон и Симеон Богоприимец.
Если в душу закралась ностальгия и на сердце легла тоска по семье и близким, молятся Иоанну Кущнику.

От погибели на воде защищают Богородица (икона «Спасительница утопающих») и Иакинф из Кракова. Спасению в кораблекрушении покровительствует Юдок.

Святой покровитель детей - Сергий Радонежский. Ему молятся, если отпрыски отличаются неуспеваемостью в учебе.

Если чувствуете отчаяние, говорят, поможет поставленная свеча
Конечно, это вопрос веры, особенно в наш просвещенный век, но случаются такие ситуации, когда это остается единственным выходом. Как говорится, «нет атеистов в окопах».

Защита от стихийных бедствий

Природные катастрофы приходят внезапно, а мощь стихий пугает и восхищает.

Христианство считает, что некоторые святые помогают людям, защищают их от гнева природы и отводят разрушения в сторону.

Давайте узнаем, кому молятся в разных конфессиях в подобных ситуациях.

Во время землетрясения вряд ли будет время определить, кто ваши святые покровители по дате рождения. Поэтому святые отцы рекомендуют обращаться в этом случае к Григорию Чудотворцу.

Когда рядом извергается вулкан, следует побыстрее уехать подальше. Но впоследствии не помешает поставить свечку Агафии Сицилийской, чтобы такого не повторилось впредь.

В средние века при сильной буре молились Юдоку, Вальбургу, Урбану Лангрскому или Эразму Формийскому.

Чтобы избежать удара молнии, обращались к Вирту Римскому и Магнусу Фюссенскому.

Эрменгильд считается защитником при грозах, засухе и наводнениях.

Примечательно, что в основном покровители-спасители от разных бедствий есть в католицизме. Православные обращались к защитникам только в двух случаях. При сильных морозах - к юродивому Прокопию из Устюга, а во время пожара - к затворнику Никите Новгородскому или к иконе «Неопалимая купина». Видимо, остальные катаклизмы наш народ мало беспокоили.

Покровители учебных заведений

Часто название крупного учебного заведения, особенно в средневековье, венчало имя святого покровителя. По имени патрона судили о статусе школы или университета.
Отдельно всем школам в католицизме покровительствует Фома Аквинский, а вузам - Контардо Феррини.

И здесь больше отметились сторонники католической конфессии. Православные признают главным образом только то, что апостол Андрей является покровителем университета Патра в Греции.

В Западной же Европе многие вузы обзавелись святыми защитниками.

В Болонской академии искусств - Екатерина Болонская.

Покровительницей Кембриджа считают Эдельтруду, а в Оксфорде - Фредесвинду.

Для большего успеха считает своими покровителями четырех святых. Это Екатерина из Александрии, Николай из Мирликия, Урсула из Кельна и Карл Великий.

Таким образом, некоторые старейшие учебные заведения имеют патронов. Проблема в том, что, согласно канонам, они защищают сами университеты, а не помогают студентам в учебе. Так что на экзаменах все равно придется полагаться только на свой интеллект или дружественную шпаргалку.

Защитники правящих династий

Как обычно, здесь речь пойдет в основном о католической конфессии.

Видимо стремление стать всеобщей церковью и любовь к богатству и роскоши повлияли на то, что практически у каждого социального, природного и прочих явлений, а также различных сфер жизни, появились свои святые покровители. Ведь только в этом случае можно повлиять на десятину, подношения и дары храмам.
Итак, кто же из святых стал монаршим защитником?

Фердинанд Кастильский считается покровителем всех глав государств, независимо от региона или материка.

Далее идет некая специфическая особенность. Патроны есть у каждого правящего дома, в частности, французского, английского и немецкого. А также отдельно у людей, имеющих разные титулы, такие, как король, принцесса и прочие.

Итак, монархам покровительствуют Людовик, Эдуард Исповедник и Генрих Баварский соответственно.

Королям помогают выдержать возложенное на них бремя Эдгар Мирный и Дагоберт.

Королевам - Ядвига Польская, и Матильда Саксонская.

Императриц защищает Равноапостольная Елена.

Аделаида Бургундская благоволит принцессам, а графам покровительствует Карл Добрый.

Святые покровители семьи правящих монархов Великобритании - Эдуард Исповедник и архангел Михаил, как защитник Англии.

Немецкой благоволил Максимилиан, а дофинам Франции - Петронилла.

Таким образом, многие правящие семьи имели не только своих духовников и советчиков из духовенства, но и святых покровителей.

Покровители животных

Скотоводство издавна было одним из важнейших занятий человека. Именно эта деятельность помогла перейти от случайного везения на охоте к запланированному пропитанию. Поэтому люди постоянно заботились о здоровье и производительности своих питомцев.

Здесь мы упомянем православных и католических покровителей животных.

Итак, начнем с птиц. Домашние утки, гуси и прочая летающая живность имеют защитника в лице великомученика Никиты у православных и Мартина из Тура в католицизме.

Голубям покровительствует Дэвид из Уэльса, а лебедям - Гуго Линкольский.

Всем рогатым животным покровительствует Гвидо из Андерлехта.

В православии патроном коз и овец считается Мамант из Кесарии, католики же не считают, что у коз может быть покровитель. Поэтому Георгий Победоносец по их традиции защищает только овец.

Как узнать своего святого покровителя

Сегодня большинство людей вновь начинает искать веру. Некоторые возвращаются к христианству. В этой религии принято праздновать День Ангела, то есть ту дату, когда чтят того или иного святого.

Самый простой способ определить имя святого покровителя - по имени ребенка. Во-первых, при крещении дается новое имя (если данное при рождении не относится к христианской традиции, или родители захотели дать второе), но может сохраниться и старое.

Как поступать? В основном определяются Даже если вы не помните имени, которым вас крестили (не сохранилось), найдите наиболее близкое из христианских. Если их несколько - выберите то, которое вам приятнее.

Итак, теперь открываем календарь и ищем, какой вам подходит покровитель по дате рождения. Это не точное число, когда вы родились, а наиболее близкий день, в который почитают святого с таким именем.

Например, День рождения вы празднуете 2 сентября, а ближайшая дата, когда упоминается покровитель с таким же именем, 11 декабря. Выходит, что у вас два торжества. В сентябре - День рождения, в декабре - День Ангела.

В такие дни традиционно принято дарить детям образки и картинки. Ангел-хранитель не обязательно должен быть там изображен, но лишним не будет.

Итак, мы с вами научились определять своего покровителя, а также узнали святых защитников в разных сферах жизни.

28 июля - память покровителя Внутренних Войск МВД России равноапостольного князя Владимира

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.

Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами - проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X - XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противо-действовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.

Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.

Внутренние войска МВД России через тысячелетие продолжают дело, начатое святым равноапостольным великим князем Владимиром. Они - надёжный щит и острый меч государства в разрешении межнациональных конфликтов, в непримиримой борьбе с сепаратистскими, националистическими и религиозными агрессивными попытками разрушить целостность Российской Федерации.

Воины внутренних войск, ежечасно рискуя собственной жизнью, стоят на страже справедливости и закона. Русская Православная Церковь непрестанно возносит свои молитвы к Господу Вседержителю о доблестных сынах Отечества, являющих преданность ему и готовность жертвенно служить делу защиты Родины и мирной жизни сограждан. Внутренние войска МВД России и Русскую Православную Церковь связывает крепкое содружество. В региональных командованиях согласованы и подписаны договоры с руководителями епархий на местах о совместной деятельности в духовном просвещении и воспитании личного состава. Это позволяет активно использовать высокий моральный авторитет и многовековой опыт Русской Православной Церкви в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих, помогает в решении стоящих перед войсками служебно-боевых задач.

В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание по обретению внутренними войсками МВД России святыни - особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов.

Главная икона внутренних войск МВД России - образ святого равноапостольного великого князя Владимира. Киот изготовлен в мастерской Кафедрального соборного храма Христа Спасителя и выдержан в древних воинских и христианских традициях. Он выполнен из дерева по старинным технологиям резьбы по дереву, покрыт натуральными минеральными красителями. Общий вес иконы в киоте около 100 кг. Образ написали московские иконописцы супруги Васильевы.

В верхней части киота помещён крест с распятием, над которым позолоченная лента с воинским девизом: "С нами Бог, никто же на нас" .

Все время икона находится в здании Главного командования внутренних войск и лишь один раз в год - в день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира - перемещается в Храм Христа Спасителя для поклонения ей верующих.

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.

Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск - святой великомученик Георгий Победоносец

Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни - непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов - приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.

В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.

Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.

У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище - не то змий, не то дракон. Попытки победить его с оружием в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Покровитель Воздушно-десантных войск - пророк Илия

2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.

Святой пророк Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.

С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.

По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов, другой - от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему.

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.

Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель Военно-морского флота

Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.

Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.

Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах - и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.

Покровительница Ракетных войск стратегического назначения - святая великомученица Варвара

Память великомученицы Варвары - святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, - празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.

Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.

Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.

Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.

На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.

Покровитель внутренних войск МВД России - равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.

Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.

После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.

Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» - линия оборонительных пунктов против кочевников.

Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.

Покровитель пограничной службы ФСБ России - преподобный Илия Муромец

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

Виктор БОЛТИКОВ

Православные святые покровительствующие и защищающие военных различных родов войск.

Военным покровительствуют и защищают следующие святые:

Второй сын князя Ярослава Всеволодовича (князя Переяславского, позже Киевского и Владимирского). Одержал блестящую победу над шведами в 1240 году, когда шведский флот вошёл в Неву, собираясь захватить Ладогу. Причём, он не попросил помощи и, не успев собрать всё ополчение, только со своей дружиной и отрядами новгородцев и ладожан, атаковал шведский лагерь в устье Ижоры.

Илья Муромец

Танковые войска.

Великий князь Дмитрий Донской

Князь Московский и Владимирский. Назван Донским за блестящую победу на Куликовском поле (верховья Дона) в 1380 году. Он возглавил борьбу русского народа против монголо - татарского ига. Под его руководством русские разгромили татар в битве на реке Вожа в 1378 году. Его выдающийся талант полководца способствовал победе в Куликовской битве с монголо - татарами.

Ракетные войска стратегического назначения.

Илья Муромец

Ракетчики и артиллеристы.

Единственная дочь знатных родителей. После смерти жены отец, оберегая её от посторонних глаз и от общения с христианами, построил замок, из которого без разрешения отца она не могла выходить. Наблюдая с высоты замка красоту мира, пришла к выводу, что такое не могли сотворить боги, сделанные руками человека. Она самостоятельно поняла, что мир создан нерукотворным единым Богом. Позже, встречаясь с подругами с разрешения отца, получила подтверждение своим доводам. Попросила, приехавшего из Александрии священника, совершить над ней Таинство Крещения. Отец, узнав о переходе дочери в христианство, отдал её на пытки городскому правителю. А когда, укрепляемая Спасителем, она выдержала все пытки и не отреклась от веры, собственноручно отсёк ей голову. Через несколько минут его поразила молния, что явилось основанием признать Варвару патронессой артиллерии, ракетной техники и противопожарной службы. По мнению католиков Варвара обладает даром спасать от насильственной смерти, от бурь на море.