Волков ю г социология молодежи учебное пособие. Волков Ю.Г

(р. 10.10.1946) - специалист по социальной философии; доктор философских наук, профессор. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил физико-математический факультет Ростовского педагогического института (1968), с 1968 - преподаватель физики Ростовского механичекого техникума. С 1969 служил в армии. Окончил аспирантуру кафедры научного коммунизма Ростовского государственного университета (1973). С 1973 по 1987 - секретарь комитета комсомола Ростовского государственного университета, райкома, горкома, обкома партии. В это же время по совместительству -старший преподаватель, доцент кафедры научного коммунизма Ростовского государственного университета, с 1987 - зав. кафедрой научого коммунизма, профессор (1988) ИПК при Ростовском государственном университете. С 1992 - директор ИППК при Ростовском государственном университете, проректор Ростовского государственного университета, зав. кафедрой социологии, политологии и права.

Вице-президент Российской академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии социальных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Кандидатская диссертация "Всестороннее развитие личности" (1973); докторская диссертация - "Проблема целостности личности: сущность, социальный механизм, формирование" (1985). Волков разрабатывает концепцию целостной личности и интегральной природы человека; теорию взаимодействия общества и личности в трансформируемом социуме. Им обосновываются идея гуманистической идеологии, положение о рационализации политики и управления в современных российских условиях; исследуется процесс формированияия ценностных ориентации населения в переходный период, а также факторы оптимального функционирования новых образовательных институтов.

Сочинения:

  1. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов-на-Д., 1985;
  2. Homo humanus. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995;
  3. Многомерный мир современного человека. М., 1998;
  4. Идеология и гуманистическое будущее. СПб.-Ростов-на-Д., 1999;
  5. Социология в вопросах и ответах. [В соавт.]. М., 1999;
  6. Социология: история и современность. [В соавт.]. М.-Ростов-на-Д., 1999;
  7. Социология: курс лекций. Уч. пос. [В соавт.]. Ростов-на-Д., 1999.

978-5-369-01582-7

Волков Юрий Григорьевич

Козырев, Г.И. Социология : учеб. пособие / Г.И. Козырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ», 2010. — 320 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0405-3. - Текст: электронный. - URL: http://сайт/catalog/product/474234 читать

978-5-98281-415-9

Представлены понятия социологической науки, ее история, теории, направления и концепции. Рассмотрены общество, его структура и типы, отношения личности и общества, вопросы социальных коммуникаций, поведения, стратификации, мобильности, а также изменений и движений. Каждый из разделов учебника содержит примеры из жизни и результаты социологических исследований, что облегчает усвоение материала и формирует комплексное представление о современной социальной реальности. Для студентов, аспирантов, преподавателей социологических факультетов. Представляет интерес для исследователей-социологов.

Верещагина Анна Владимировна

Социология безопасности : Учебник / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина [и др.]; Под ред. Ю.Г. Волкова. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017 — 264 с.: 60х90/16 — (ВО:Бакалавриат; Южному федеральному университету — 100 лет) (П) ISBN 978-5-369-01582-7 - Текст: электронный. - URL: http://сайт/catalog/product/563785 читать

978-5-369-01582-7

Обеспечение безопасности - одна из актуальных проблем как отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом. В этой связи важное значение приобретает анализ основных рисков и угроз безопасности современного социума, их видов и источников, а также социальных последствий для общества, уже давно функционирующего в рискогенном режиме. Обозначенный круг задач составляет предметное поле социологии безопасности как отрасли научного знания, которая приобретает статус жизненно важной для обеспечения стабильной и безопасной жизнедеятельности цивилизации третьего тысячелетия. Учебник ориентирован на широкий круг читателей, прежде всего студентов высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов, преподавателей социологических дисциплин, а также всех тех, кто всерьез интересуется проблемами безопасности современного общества.

Волков Юрий Григорьевич

Основы социологии и политологии : учеб. пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 204 с. — (Cреднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/923771 читать

978-5-16-011915-1

В учебном пособии на основе современных достижений в области социологии и политической науки в систематическом виде излагаются основные теоретические вопросы, касающиеся социальной и политической жизни современного общества. В каждой главе пособия дается обзор основных теоретических концепций, разработанных зарубежными и отечественными учеными. Отличительной особенностью пособия является наличие специально разработанных заданий и логических задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование профессиональных компетенций в области социологии и политологии и побуждение к творческому освоению учебного материала. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования последнего поколения. Предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих основы социологии и политологии.

2- е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.

Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.

Формат: doc / zip

Размер: 1,2 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 26,5 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 7
§ 1.1. Социология как наука 7
Социология и другие науки 7
Определения предмета социологии 10
§ 1.2. Развитие социологии 13
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии 13
Становление социологии как науки 18
Классические социологические теории 25
Русская социологическая мысль 30
Современные социологические теории 40
§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы 63
Уровни анализа 63
Социологические парадигмы 65
§ 1.4. Теоретические подходы в социологии 68
Функционализм 68
Теория конфликта 71
Символический интеракционизм 75
§ 1.5. Социологическое исследование 78
Основные понятия 78
Этапы социологического исследования 79
Методы исследования 83
Исследовательская этика 87
Социологическая перспектива 88
Социологическое воображение 88
Глава 2. КУЛЬТУРА 90
§ 2.1. Определения культуры 90
§ 2.2. Компоненты культуры 93
Нормы 93
Ценности 95
Символы и язык 96
§ 2.3. Культура и миф 98
Основные теории 98
Идеология 100
§ 2.4. Единство и разнообразие культур 103
Культурные универсалии 103
Культурная интеграция 104
Этноцентризм 105
Культурный релятивизм 106
Субкультуры и контркультуры 107
Культурная эволюция 108
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. . 112
§ 3.1. Основы социализации 112
Значение социализации 112
Природа и воспитание 114
Социальная коммуникация 116
Определение ситуации 121
§ 3.2. Личность 122
Характеристики личности 122
Самость 124
Теория «зеркального Я» 126
Понятие «обобщенного другого» 128
Процесс «управления впечатлениями» 130
§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла 132
Жизненный цикл в разных культурах 132
Детство 134
Подростковый возраст 136
Ранняя зрелость, или молодость 138
Средний возраст, или зрелость 142
Пожилой возраст, или старость 144
Смерть 146
§ 3.4. Ресоциализация 148
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ 149
§ 4.1. Социальная структура 149
Основные понятия: 149
Социальные статусы 151
Социальные роли 152
Группы 155
Институты 156
Общества 160
§ 4.2. Классификация социальных групп 163
Социальные связи 163
Первичные и вторичные группы 164
Внутренние и внешние группы 166
Референтные группы 167
§ 4.3. Групповая динамика 168
Размер групп 168
Лидерство 170
Социальное манкирование 171
Социальные дилеммы 172
Групповое мышление 173
Конформизм 174
§ 4.4. Социальные организации 175
Характерные черты организации 175
Формальные организации 178
Типы формальных организаций 179
Бюрократия 180
Веберовская концепция бюрократии 181
Недостатки бюрократии 183
Управление в организациях 186
Неформальные организации 191
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 193
§ 5.1. Природа девиации 193
Социальные характеристики девиации 193
Социальный контроль 196
Социальные эффекты девиации 198
§ 5.2. Социологические теории девиации 201
Изучение девиантного поведения 201
Теория аномии 202
Теория культурного переноса 206
Теория конфликта 208
Теория стигматизации 211
§ 5.3. Преступление и система правосудия 215
Система правоохранительных органов 215
Преступление 219
Наркотики и преступность 223
Тюремное заключение 224
Тоталитарные институты 227
Преступность в России 228
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 233
§ 6.1. Модели социальной стратификации 25i
Социальная дифференциация 233
Открытые и закрытые системы стратификации 234
Измерения стратификации 235
§ 6.2. Системы социальной стратификации 240
Рабство 240
Касты 242
Кланы 244
Классы 245
Тендерное неравенство и социальная стратификация 246
§ 6.3. Теории социального неравенства 246
Функционалистская теория стратификации 246
Конфликтологическая теория стратификации 248
§ 6.4. Классовая система современных обществ 250
Социальные классы 250
Стратификация современного российского общества 253
Идентификация социальных классов 257
Значение социальных классов 259
Средний класс 260
Бедность в России 261
Депривация 263
§ 6.5. Социальная мобильность 265
Формы социальной мобильности 265
Социальная мобильность в индустриальных обществах 268
Процессы достижения статуса 269
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 271
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация 271
Расы, этнические группы и меньшинства 271
Предубеждения и дискриминация 274
Политика доминирующей группы 276
Функционалистская и конфликтологическая теории 278
Национально-этнический состав России 280
§ 7.2. Тендерная стратификация 282
Женское меньшинство 282
Тендерные роли и культура 283
Тендерная самоидентификация 285
Тендерные роли в России и западных странах 287
Глава 8. СЕМЬЯ 292
§ 8.1. Структура семьи 292
Роль семьи. 292
Типы семьи 294
Формы брака 297
Функционалистский подход к проблеме семьи 300
Конфликтологический подход к проблеме семьи 302
§ 8.2. Брак и семья в России и США 304
Выбор партнера для брака 304
Детность семьи 307
Статус родителей 308
Работающие матери 309
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье 310
Динамика браков и разводов в России 313
Семьи с неродным отцом или матерью 315
Забота о пожилых 317
§ 8.3. Альтернативные жизненные стили 318
Причины разнообразия жизненных стилей 318
Холостяцкая жизнь 318
Незарегистрированные пары 319
Семьи с родителями-одиночками 321
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 323
§ 9.1. Религия 323
Священное и просранное 323
Типы религиозных верований и практик 324
Социальные формы организации религии 325
Функции религии 335
Дисфункции религии 339
Конфликтология и функционализм о религии 339
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране 342
Изменения в секулярном мире: протестантская этика 343
Возрождение религии в России 345
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России 350
§ 9.2. Образование 352
Обучение и образование 352
Функционалистский подход к образованию 353
Конфликтология об образовании 355
Образование в современной России 357
§ 9.3. Здравоохранение 367
Функционалистский подход к здравоохранению 367
Конфликтологический подход к здравоохранению. . .- 369
Система здравоохранения 370
Здоровье населения России 372
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ 376
§ 10.1. Экологическая среда 376
Экосистема 376
Эффекты перенаселения 380
§ 10.2. Народонаселение 381
Рост населения в мире 381
Факторы, влияющие на изменение численности населения 382
Демографические процессы в России 385
Структура населения 390
Мальтус и Маркс 391
Теория демографического перехода 393
Демографическая политика 395
Демографический прогноз численности населения земного шара.... 397
§ 10.3. Городская среда 400
Зарождение и эволюция городов 400
Модели роста городов 405
Российские города 408
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 413
§ 11.1. Источники социальных изменений 413
Социальные факторы изменений 413
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса 416
Модернизация 425
Модернизация и индустриализация 427
Трансформация обществ 428
Социальные изменения в России 435
Социальные изменения в странах третьего мира 438
Мировая система и процессы глобализации 441
§ 11.2. Коллективное поведение 445
Разнообразие моделей коллективного поведения 445
Предпосылки коллективного поведения 451
Объяснения поведения толпы 455
§ 11.3. Социальные движения 458
Типы социальных движений 458
Социальная революция 460
Терроризм 462
Причины социальных движений 464
Социальные проблемы 466
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 469
Изменения в мире 469
Многополярный мир 470
Место России в мировом сообществе 474
Словарь специальных терминов 476
Литература 495


Профессиональные интересы :

Социология личности, личность и идеология, гуманистическая идеология.



Исследовательские проекты :

2007 г. - Российский государственный научный фонд: «Этнократии на Северном Кавказе: механизмы формирования и пути трансформации в региональную элиту» (совместно с А.В. Лубским, В.В. Черноусом и др.); Южный федеральный университет (внутренний грант) «Молодежь Юга России: проблемы самоорганизации, технологии социального управления и профилактика экстремизма» (совместно с Г.И. Герасимовым, В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.).
2006 г. - Межрегиональный институт общественных наук: Ислам в России: Научный семинар «Радикальное направление в исламской идеологии».
2005 г. - Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области «Изучение жилищных проблем молодых семей Ростовской области» (совместно с В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.);
2004 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Глобальные и социокультурные факторы конфликтогенности и стабильности на Юге России» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В. Черноусом и др.); Межрегиональный институт общественных наук: «Кавказ после холодной войны: пути стабилизации»; Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации: «Динамика общественного мнения молодежи Ростовской области по проблемам экстремизма и терроризма»;
2003 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Федеративные отношения на Юге России: состояние и пути развития» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В.Черноусом и др.).
1996 г. - Фонд «Культурная инициатива»: «Легитимность политической власти» (совместно с А.В. Лубским и др.).
1995 г. - Фонд Сороса: «Философия»; Фонд фундаментальных исследований: «Социология» (совместно с И.В. Мостовой).



Учебные курсы :

«Многомерный мир современного человека», «Идеология и личность», «Социология личности», «Современные идеологии», «Ключевые понятия социологии», «Гуманизм - идеология для России».



Публикации :

2007 г.:
Обществознание: Учеб. пособие М., (в соавт.).
Социология: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
Социология: Учебник. Изд-е 3-е. Ростов н/Д..
Социология: история и современность. Изд. 2-е. Ростов н/Д.,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).

2006 г.:
Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М..
Трансформация системы ценностей современного российского общества. М..
Социология: Учебник. М.
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д.. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.
Социология: Курс лекций. Изд. 2-е. перераб. и доп. Ростов н/Д..
Профессиональная переподготовка: Учеб.-метод. указания. Ростов н/Д., (в соавт.).

2005 г.:
Региональная политика и идеология в современной России. Ростов н/Д,.
Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д.
Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М.

2004 г.:
Идеология и гуманизм. М., (в соавт.).
Социология: Учебник. Ростов н/Д,.

2003 г.:
Дополнительное профессиональное образование в Ростовском государственном университете. Ростов н/Д.
Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). Ростов н/Д.

2001 г.:
Обществознание: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, (в соавт.).
Идеология гуманизма и современный мир. М., (в соавт.).

2000 г.:
Молодежь современной России: Условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.,(в соавт.)
Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д.
Проблемы формирования идеологий регионального развития. Ростов н/Д, (в соавт.).
Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее Росси). М..

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.