Пещера альтамира в испании кратко. Искусство палеолита

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Красочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.

Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.

Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.

Как была открыта пещера Альтамира

Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.

Спустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.

Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.

Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.

В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.



Что можно увидеть в пещере Альтамира

Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.


Всех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.

В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.

Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.

Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.

Как добраться

Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.

«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо


Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.

1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.

Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):



Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:

В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).

Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.

История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.

Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.


После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.

Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".
Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей (и
сточник фото - quesabesde.com ).


Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:
Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9) .

Вот ещё несколько ссылок по теме:

А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:

Бизоны

Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:


Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д. Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:

С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:

"Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рёв и воинствующие крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его "реалистическому" мастерству мог бы позавидовать современный художник-анималист" (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: "Искусство", 1985).

Есть, разумеется, и другие изображения, не менее впечатляющие:




Лошадь

Олень (оленуха)

Кабанчики


В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.

Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом

Пещера Альтамира расположена в горах области Кантабрия, входящей в состав современной Испании. В 1868 году около деревушки Ресантиньяно – дель – Марр местный пастух обнаружил пещеру. Для пастуха и его друзей пещера стала великолепным убежищем.

Но спустя 11 лет Мария, дочь землевладельца решила копнуть чуточку глубже и обнаружила нечто вроде Сикстинской капеллы Мадленской культуры. Пещерные шедевры в Альтамире предшествовали гениальным творениям Микеланджело более чем на 11 000 лет. Сегодня эти наскальные рисунки породили множество вопросов, касающихся как технологии их создания, так и людей, принадлежавших к Мадленской культуре. Ведь в пещере на стенах имеется целая галерея рисунков, на которых изображены животные, причем изображения живописные, то есть, раскрашены в разные яркие цвета.

Благодаря обособленному местонахождению и обвалу, произошедшему в пещере много лет назад, под грудой обломков оказались погребены некоторые предметы, позволившие ответить на вопросы, каким образом были сделаны эти рисунки в эпоху верхнего палеолита и кто сотворил это чудо.

Под обвалом были обнаружены древние, прекрасно сохранившиеся орудия труда, остатки пищи и очаг, живших здесь людей, рисунки которых великолепно выдержали испытание временем. Потолок пещеры расписан огромными изображениями бизонов, на которых охотились, как ради мяса, так и ради шкуры и костей животного, которые использовались для изготовления одежды и орудий труда.

Быт местных жителей не сильно отличался от быта других кочующих групп пещерных жителей того периода. Но отличал их высокий уровень искусства. В Европе есть и другие наскальные рисунки, но они не идут ни в какое сравнение с искусными изображениями. Мастерство людей развивалось постепенно: от примитивных мазков, нанесенных пальцами на глинистую поверхность, до простых фигур людей с головами животных и таких шедевров, как бизон, олень и конь. И на этом уровне художникам Альтамиры нет равных.

Там, где другие художники использовали один цвет, мастера пещеры Альтамира рисовали изображение животного, смешивая аж три цвета – желтую охру, красный и черный, тем самым создавая невероятное разнообразие текстур шкуры и гривы бизонов. В отличие от других наскальные рисунки этого периода, написанные на плоской поверхности, художники использовали неровную поверхность стен, чтобы придать динамизм своим творениям, удивительным образом оживляя их движения.

Еще одно свидетельство превосходства художников Альтамиры заключается в точности физических пропорций животных, особенно заметной в потрясающих изображениях благородных оленей. Есть еще кое-что, что делает эти рисунки уникальными, а точнее отсутствие сажи. Это и есть одна из загадок. Что же использовали древние художники, если не пылающие факелы или масляные лампады, как их современники эпохи палеолита?

Эти тайны наши языческие предки унесли с собой, покинув пещеру тысячи лет назад. Были ли эти рисунки простым свидетельством сцен охоты или попыткой обессмертить духи животных, на которых они охотились ради выживания?

Сегодня существует версия о том, что рисунки являются фальшивкой, современной подделкой, которая создана с целью привлечения внимания и, как следствие, туристов. Вообще существует версия, что все наскальные рисунки сделаны не древними людьми, а вполне современными для поддержания интереса к различным природным объектам, а также в виде доказательства о реальном существовании первобытного человека.Кем бы ни были сделаны рисунки, они все равно прекрасны, поэтому на них стоит взглянуть.

(Visited 152 times, 1 visits today)

Пещера Альтамира находится в провинции Кантабрия на севере Испании. Это западнее приморского города Сантандер на 30 км. Данное природное образование примечательно наскальными рисунками, которые специалисты относят к эпохе позднего палеолита. Это так называемая Мадленская культура. Она была распространена во Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии и Испании 8-15 тыс. лет до н. э.

Данное время характеризуется концом ледникового периода, а носители культуры жили охотой на мамонтов, оленей и других крупных животных. Была хорошо развита обработка кости, изготавливались кремниевые резцы. Люди обитали в пещерах, а также делали жилища из костей и шкур животных. Своё каменное жильё они украшали настенными росписями, изображавшими животных, сцены охоты. Впоследствии Мадленская культура сменилась Азильской культурой.

Туристы в пещере Альтамира

Открытие пещеры Альтамира

Впервые вход в пещеру был обнаружен в 1868 году охотником по имени Модесто Кубильяс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии Марселино Санс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом природном образовании не нашёл.

В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в пещеру, чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже в 1878 году.

Рисунки в пещере Альтамира, изображающие животных

Уникальные рисунки были открыты девочкой, а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько картин. В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие наскальных рисунков, изображавших древних животных.

В следующем 1880 году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с графическими картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а наскальные рисунки в пещере посчитали фальсификацией.

Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру Альтамира и её историческую ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание пещеры Альтамира

Находится данное уникальное образование в известковом холме. Вход в пещеру располагается на высоте 120 метров над рекой Саи. Примерно 13 тыс. лет назад его завалило. Это создало герметизацию и позволило сохранить наскальные изображения. Длина самой пещеры составляет 270 метров. Состоит она из галереи и залов. Самый большой или главный зал имеет длину 18 метров, ширину 9 метров и высоту от 2,5 до 5,5 метров. Рукотворные рисунки имеются на стенах и потолке. В доисторические времена свет в это помещение попадал из отверстия вверху. Влажность составляет 94-97%, температура равна 13,5-14,5 градусов по Цельсию.

Музейный комплекс Альтамира с высоты птичьего полёта

В других комнатах и коридорах изображения имеют меньшую художественную значимость. Они всегда находились вне досягаемости солнечных лучей и были выполнены при искусственным освещением. Для этих целей использовался огонь, а топливом для него служил в основном костный мозг. Доказательством тому служит большое количество сломанных костей, найденных под рисунками.

Наскальные изображения наносились углём, гематитом, охрой и иными природными красками. Изображены кабаны, бизоны, дикие лошади, другие животные, а также имеются отпечатки человеческих ладоней. Возраст рисунков, нанесённых углём составляет 14 тыс. лет. А рисунки, выполненные с помощью гуминовых фракций, имеют примерный возраст 14,5 тыс. лет.

Реставрационные работы в пещере

Туризм

В 60-70-е годы XX века пещера Альтамира была чрезвычайно популярна у туристов. В день её посещало более 1,5 тыс. человек. В результате такого ажиотажа рисунки покрылись плесенью. В 1977 году этот исторический объект был закрыт на реставрацию. Его вновь открыли лишь в 1982 году, но с ограниченным посещением не более одной туристической группы в день и 8,5 тыс. посетителей в год. Люди записывались в очередь и ждали годами.

В 2002 году пещеру вновь закрыли из-за плесени. Открыли 26 февраля 2014 года, но ограничились 5-ю посетителями в день и 37 минутами в сутки для просмотра. Однако рядом в 2001 году расположили музейный комплекс с копиями пещерных изображений. Так что каждый желающий может ознакомиться с уникальными художественными творениями древности, не посещая саму пещеру. Копии рисунков имеются также в Национальном археологическом музее в Мадриде, в музеях Германии и Японии.

Пещера Альтамира на карте Испании
(красный кружок вверху)

«Сикстинской капеллой первобытного искусства» называют одну из самых известных в мире пещер - Альтамира, расположенную на севере Испании. Со дня открытия вокруг Альтамиры бушевали страсти. Она стала камнем преткновения для ученого сообщества и проверкой совести для ее представителей. А для первооткрывателя сенсационная находка обернулась трагедией.

Sisse Brimberg

Пещера была обнаружена в 1868 году совершенно случайно. Охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла. Охотник стал разыскивать своего питомца и услышал, как тот скулит… под землей. Отвалив камень, охотник через расщелину попал в пещеру. О находке сообщили владельцу земель - археологу-любителю Марселино де Саутуола.

В ноябре 1879 года, после археологической выставки во Франции, Саутуола решил раскопать Альтамиру. Оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики и другие орудия труда - упорство археолога было вознаграждено.

Но уникальное открытие принадлежит девятилетней дочери археолога Марии: «Посмотри, папа, там быки!». Саутуола не поверил своим глазам - на потолке «танцевали» древние бизоны, лошади, кабаны.


hominidas

Рисунки были выполнены мастерски - чтобы придать животным объем, использовался рельеф скалы. Древний художник сначала прошелся резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками - получились цветные барельефы. Тут же была найдена раковина, служившая каменному человеку палитрой. Поразительно, но первобытные мастера использовали приемы, которые были «открыты» лишь в XIX веке импрессионистами. Это была сенсация!

Весть о пещере, которую археолог-любитель осторожно датировал эпохой палеолита, быстро разнеслась Испанией. К Альтамире началось настоящее паломничество любителей древностей. Пещеру посетил даже испанский король Альфонс XII. Но вот с научным признанием открытия произошла заминка.

Научный мир упорно не «видел» пещеру. Разве могут быть у древнего человека творческие способности и эстетический вкус?

Археолога-любителя и профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пьера, поддержавшего Саутуола, высмеивали в кабинетах и на научных конференциях. Почтенные мужи считали - по крайней мере, им было так удобно - Альтамиру научной аферой.


richardnilsendotcom

«Картальяк, дружище, будь осторожен, - писал своему ученику «отец» современной первобытной археологии, Габриэль де Мортилье. - Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». И профессор Картильяк - глава редакции французского журнала «Материалы по естественной истории человека», куда Саутуола направил свою брошюру об Альтамире, - решил не рисковать. Одинокие голоса в поддержку Саутуолы заглушал хор не желающих пересматривать научную парадигму.

Один из сотрудников журнала Эдуард Харле снизошел до посещения пещеры. Его выводы были просты. В Альтамире отсутствует естественное освещение, а искусственное еще не изобрели (так они считал, хотя позднее, в других пещерах периода палеолита, были найдены каменные светильники). Росписи нанесены на сталактитовые натеки, соответственно, они современные. И, наконец, охра - распространенный в XIX веке материал в Кантабрии. Резюме: рисунки - подделка, выполненная совсем недавно. Мы имеем дело с фальсификацией. На этом научный мир закрыл для себя пещеру Альтамира.


outdoors

Саутуола отослал материалы в Берлинское антропологическое общество, но и тут реакции не последовало. Долгие двадцать лет пещерные рисунки не признавали подлинными. Но в один прекрасный день Картальяк, который однажды побоялся признать истину, раскаялся. «В дни нашей молодости мы думали, что все знаем, - сознался глава «Материалов», - в ближайшем номере журнала я напечатаю раскаяние».

Но Саутуола не дожил до этой счастливой минуты - он безвременно скончался еще в 1888 году. Затравленный Виланова, вынужденный отказаться от своих взглядов, последовал за своим единомышленником пять лет спустя.

После признания пещеры, раскопки возобновили. Ажиотаж вокруг нее продолжался. В середине XX века Альтамиру посещало огромное количество людей - до полутора тысяч в день. Из-за сырости в пещере появилась плесень. Пещеру вынуждены были закрыть на реставрацию.


maroon_501

В наши дни Альтамира снова открыта для посещения, но записываться на экскурсию нужно за несколько лет. В пещеру в день пускают лишь несколько человек, по специальным разрешениям. В музее Сантандера можно полюбоваться копиями рисунков. Снимки находятся и в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

«После Альтамиры - все упадок! - воскликнул Пабло Пикассо, побывав однажды в пещере. - Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». А прекрасные фрески древнего человека продолжают поражать наших современников.