Региональный и этнический сепаратизм в испании. Европейский сепаратизм на современном этапе Территориальная организация современной Испании

"Вестник Кавказа" совместно с "Вести FM" реализует проект "Национальный вопрос". Программа не ограничивается национальными проблемами в России. Сегодня в гостях у ведущих Владимира Аверина и Гии Саралидзе профессор Российского экономического университета им. Плеханова, исследователь Испании Андрес Ландабасо, и речь идет об этой стране.

Саралидзе: Мы говорим о центростремительных силах в Испании - о Каталонии, Стране Басков…

Ландабасо: Испания - королевство, монархия. Тем не менее, это объединение 17 республик, каждая республика, по конституции, «автономная область». Испания конфедерация, которая включает в себя достаточно разнородные по национальному, экономическому, социальному строю образования.

Каталония - очень самобытный район Испании, исторически сложившийся как экономическое ядро Испании к концу 19-го века, прошедший индустриализацию раньше, чем Испания в целом и укрепивший свои экономические позиции. Коллизия между Каталонией и остальной Испанией состоит главным образом в зоне экономического противостояния, потому что Каталония, как самостоятельное административное или государственное образование, теряет ежегодно до 8 миллиардов евро. По Конституции, чуть меньше 50% идет в бюджет, а 50% с небольшим должно возвращаться в регион. Каталония теряет на этом "трансфере" 8 миллиардов. Каталонцы против этого. Лидер партии сепаратистов Артур Мас, написав Белую книгу Каталонии, утверждает, что, выйдя из Испании, можно не только направлять в собственный бюджет эту сумму, но ее можно мультиплицировать. Приблизительно такая же ситуация и со стороны басков с Галисией и с Наваррой.

Страна Басков и Наварра в 19-20-м веках поднималась вооруженным путем против центра, против Мадрида, 5 раз и завоевала еще до прихода Франко в 1939 году к власти так называемые «экономические концерты», то есть соглашения между центром и столицами автономных образований со стороны басков, особые экономические привилегии. Поэтому там ситуация несколько «потише» и поспокойней. То есть так называемый сепаратизм там также существует. 75% страны басков голосуют за локальные партии, и только остальные за федеративные партии, такие как СРП, «Народный альянс» и прочие.

Аверин: Простите, пожалуйста, профессор. Сегодня, вы правильно говорите, во главе угла экономический вопрос. Но предыстория есть. И ведь не только на экономику напирают те люди, которые говорят о сепаратизме. Они говорят, что когда-то…

Саралидзе : Какие-то исторические корни же у этого существуют.

Аверин: Вы говорите: «Как вам известно», но мне далеко не все известно, на что вы намекаете, что должно быть известно. Я боюсь, что для части нашей аудитории уж точно неизвестно, а как сформировалось. Почему они вместе оказались? Ведь когда-то же были причины, по которым они объединились. Это всегда насилие, подчинили силой оружия, или было желание все-таки вместе жить? И почему это желание рассасывается иногда?

Ландабасо: Откровенно говоря, я ехал на эфир как специалист по экономике Испании, но уж коль так дело поворачивается, давайте совершим исторический экскурс. Конечно, было и насилие, конечно, были и экономические договоренности, и политические союзы и так далее. Вы представляете, ведь мы говорим об истории почти в 20 веков сосуществования Испании с Каталонией. Поэтому было все в этой истории, разумеется. Но, тем не менее, если вычленять главное, то в сухом остатке, конечно, мы должны прежде всего говорить о самобытности национальной культуры Каталонии, если мы говорим именно о ней. Если мы говорим о стране Басков, то один только язык чего стоит. Баскский язык старше санскрита, ему 35 тысяч лет, это самый старый язык на земле. Поэтому отсюда тоже многое проистекает.

Что касается Каталонии - да, это романский язык, это романская культура, очень близкая общеиспанской. Но, тем не менее, она, как мы понимаем, сохранила свою историческую, культурную самобытность и идентичность. Это выражается и в культуре, и в музыке, и в архитектуре. Кто бывал в Барселоне, обязательно вспоминает Антонио Гауди, дом Бальо, Фамилия Саграда и так далее. Это тоже есть. Но при этом надо сказать, что каталонский национализм, который мы видим сегодня, это явление достаточно новое. Сепаратизм и попытки отделиться Каталонии от Испании были всегда, но этот национализм 21-го века, так называемого «шестого поколения», поколения высоких технологий, национализм высоких технологий, это такой любопытный термин, на который я обратил сейчас внимание, в научной причем литературе, не в журналистике, он обрел реальные очертания только за последние 15 лет. Все силы высоких технологий, экономики и всего остального брошены на поддержание этой идеологии сепаратизма, на развитие ее и так далее. Каталонцы в своей массе, безусловно, давайте не будем лукавить, хотят выйти из Испании. Только попытки центра, какая-то мудрая формула сохранения Каталонии в составе Испании, могут сохранить Каталонию. Но здесь решение этой ситуации лежит, безусловно, в пространстве очень высоких и точных экономических расчетов, подкрепленных высокими гарантиями, прежде всего, Брюсселя, прежде всего, Европейского Союза. Потому что решить вопросы собственными силами Испания не в состоянии. Страна находится в тяжелейшем долговом и экономическом кризисе. Единственный регион, который более-менее сводит концы с концами - Каталония и в какой-то степени, как я говорил, это Страна Басков и Наварра. Вот такая картина.

Саралидзе: Когда мы говорим о том, что большинство населения Каталонии хочет выйти из Испании, и вы сказали как раз о значении того, как поведет себя Брюссель. Ведь насколько я понимаю, центральное правительство говорит, что если вы выходите из Испании, вы выходите автоматически и Евросоюза. Это то, что в свое время Великобритания говорила Шотландии перед тем знаменитым референдумом. Как на это реагируют?

Ландабасо: Я могу вам сказать свою личную точку зрения, подкрепленную почти 40-летней практикой изучения Испании и Евросоюза. И хочу сказать вот что. Конечно, ни Европа, ни Брюссель, ни Страсбург, ни Люксембург, никакие другие менее значительные столицы Европейского союза, ни Мадрид не хотят выхода Каталонии из состава Испании. Это однозначно. Другое дело, существуют ли юридические или какие-то иные, политические формы нахождения Каталонии вне Испании, но в составе ЕС? Да, мы знаем, что это возможно. Но вы понимаете, что до сих пор такого случая еще не было. Кто-то приводит подобные примеры, но они в реальной практике не находили окончательного воплощения. Что касается Каталонии, то расчет Артура Мас и сторонников выхода Каталонии из Испании буквально, если отжать от всей этой политическую риторику, состоит в том, что, во-первых, есть Habeas Corpus, предусматривающий выход региона, потому что ЕС, это, прежде всего, Европа регионов, это 136 европейских регионов и 28 стран. То есть ЕС не только объединение стран, а это и объединение европейских регионов. Это первое. Второе - юридическая формула существуют, политической не существует. Но Артур Мас утверждает, что реальность заставит найти эту формулу, вот о чем он говорит. Потому что его расчеты, повторяю, чисто экономические, он хочет экономической аргументацией продавить политическую ситуацию. Вот так это выглядит.

Аверин: Смотрите, есть условно «сепаратизм голодных» и «сепаратизм сытых». Если мы говорим про Испанию, то это как раз исключительно сепаратизм сытых?

Ландабасо: Да, действительно, есть такой термин, но в данном случае Каталония - это страна… Можно сказать, страна, потому что, вы видите, уже начали менять паспорта с испанских на каталонские, вводятся посольства, меняется консульский режим и так далее. То есть мы уже наблюдаем совершенно явные проявления опережающего момента на выход Каталонии из состава Испании. Что касается сепаратизма сытых, да, конечно, Каталония - процветающий регион Испании, это не регион-реципиент, это регион-донор, как и Страна Басков, как и Наварра. Поэтому, конечно, их расчеты экономические. Я повторяю, они изложены в «Белой книге» Артура Маса, и там достаточно все аргументировано. Там в принципе нет никакой схоластики, утопии и метафизики. Все достаточно четко.

Аверин: Да, но все равно. Формула формулой, но есть целый ряд стран, и я смотрю, прежде всего, на нашу историческую родину, да, есть регионы-доноры, да, есть регионы-реципиенты, но есть при этом и нечто объединяющее. Да, так исторически сложилось, здесь так, здесь по-другому. Но есть некая общность.

Саралидзе: Несмотря на всю ту долгую историю, про которую вы говорите.

Аверин: «Я зарабатываю больше сейчас, поэтому давайте я отделюсь, раз вы зарабатываете меньше меня». И ничего не объединяет? Нет вообще никакой общей испанской идеи, которая еще может объединять какие-то отдельные регионы?

Ландабасо: Каталонию и Испанию объединяет очень многое. Каталония продолжает находиться в составе Испании, Каталония, это регион Испании, часть общеиспанской истории. Испания была самая большая, великая империя всех времен и народов. Помните известное выражение Марии Тюдор «Империя, где не заходит солнце».

Аверин: Но оно про британцев.

Ландабасо: Да, но она же была женой Филиппа II, поэтому и британская империя и испанская была под одной короной. Она была больше империя Чингизидов. Каталония и Испания всегда жили вместе. Их объединяет история и культура, язык, корни, религия и много всего, но самое главное, давайте называть вещи своими именами, это социально-классовая структура этих двух составляющих, так как большая часть общеиспанской буржуазии, это изложено в книге Рамона Тамамеса «Финансовая олигархия Испании», большая часть ее, конечно, каталонского происхождения. Вот, наверное, одна из невидимых…

Аверин: Скреп?

Ландабасо: Скреп, совершенно верно. Поэтому каталонские банки не хотят выхода Каталонии из состава Испании. В принципе сторонникам объединенной Испании есть еще, с чем побороться, и у них есть еще патроны в патронташе.

Аверин: Складывается впечатление, что это проблемы больше экономические, чем национальные. Так просто исторически сложилось. Действительно, они национальные или региональные? Наверное, есть все-таки различия.

Саралидзе : Здесь еще интересно, как реагируют другие регионы Испании на то, что происходит в Каталонии, в стране басков.

Ландабасо: В Каталонии и в Стране басков ситуация разная, хотя, да, Страна Басков долгое время была «впереди планеты всей».

Саралидзе: В центре информационном точно.

Ландабасо : Да, совершенно точно, со своим сепаратизмом и так далее. В моей книге, в моем двухтомнике я как раз делал на этом акцент и довольно подробно останавливался. Сейчас инициативу в этом плане перехватила Каталония и держит ее уже почти 10 лет. Что же касается, национализм ли это или этнополитические проблемы, или экономические проблемы, давайте называть вещи своими именами, это, конечно, все вместе взятое. Потому что вычленить что-то, поставить вперед, а что-то за этим поставить, очень сложно. Мне представляется, что все-таки в основе лежат чисто экономические причины. Да, конечно, все это достаточно обильно приправлено культурологической и политической риторикой. Но мне кажется, что в основе, если поскрести, то мы увидим под этим всем все-таки блеск какого-то металла. И мне представляется, что это все-таки чисто экономические проблемы. В чем разница между Каталонией и Страной Басков? Разница в том, что Каталония сегодня идет с высокими опережающими темпами развития ВВП. Страна Басков тоже представляет собой 19% ВВП Испании, только одна Страна Басков за счет своего финансово-индустриального потенциала. Почти 20% всего ВВП Испании. Но ее темпы роста ежегодные значительно ниже, чем у Каталонии. За счет чего это у Каталонии, до конца трудно понять. Ясно, что и производство не так сильно растет, и т.д. Но есть такая точка зрения, что «запах свободы», стремление выхода из Испании дает экономическому потенциалу и экономическим субъектам Каталонии этот драйв. Существует такая точка зрения, она излагается достаточно широко среди университетской профессуры, экономистов. Но что все-таки в основе такого необычного феномена роста экономики Каталонии? Я думаю, что тут все вместе взятое. В Стране Басков тоже растет, конечно, стремление к выходу Страны Басков из состава Испании. Но проблемы в Стране Басков сложнее, потому что 4 провинции Страны Басков находятся в составе Испании, 3 находятся в составе Франции. Также, кстати, и с Каталонией. Другое дело, что часть так называемой Северной Каталонии, находящейся во Франции, практически уже декаталонизировалась. То есть она офранцузилась до такой степени, что там даже язык каталонский практически вышел из употребления. Такое совершенно невозможно сказать о Стране Басков, потому что баскский язык даже усиливает свое присутствие во французской части, где баскские регионы объединены в департамент Атлантические Пиренеи в составе Франции. Там баскский язык наращивает обороты, открываются школы, телевидение, радио, печать, суды - все на баскском языке. Я имею в виду во Франции, поэтому тут проблема сложнее.

Аверин: А в Испании нет?

Ландабасо: В Испании в четырех провинциях Страны Басков, разумеется, все то же самое. Во французской Каталонии это не так. В то время как во французской части Страны Басков это именно так.

Аверин: Так же как и в Испании?

Ландабасо : Местами даже сильнее, да.

Саралидзе: Я читал о том, что баски наименее ассимилированный народ Европы.

Ландабасо : Да, это так.

Саралидзе: То есть, настолько они сохранили этнические и генетические особенности…

Ландабасо : Это верно. Группа крови, и прочее. Существуют разные теории вплоть до самых экзотических, что они с планеты Сириус, в то время как все остальные, непонятно откуда. Тем не менее ежегодно проводится Международный баскологический конгресс, куда съезжаются специалисты по семнадцати направлениям изучения басков от медицины до религиоведения, экономики, включая историю, и прочее. Каждый раз Конгресс издает толстенный том с итогами Конгресса. И главный итог всегда такой: да, баски ни с кем не ассимилируются, они самобытны и в социальном поведении, и в экономическом, и в языке, и т.д. И что это наименее ассимилированный народ в Европе. А почему так произошло, очень трудно сказать. Но тем не менее, это факт, да.

Аверин: А территория? Вот есть Страна Басков. Она мононациональная, там живут только баски, испанцы, например, туда не суются? Или эти города, которые там расположены, поселки? Они равно населены как басками, так и испанцами и они находят между собой общий язык?

Ландабасо: Баски и испанцы находят между собой общий язык. Баски очень открытый народ, очень гостеприимный, с колоссальной традицией интернационализма, что совершенно не означает свою национальную гордость и стремление всегда поднять свой баскский флаг и поддержать свою национальную идентичность. Так сложилось, что начиная со второй половины 19-го столетия, когда началась основная индустриализация в Стране Басков, то хлынул поток внутренних мигрантов из Галисии, из Мурсии, Андалусии и так далее. И что любопытно. Эти выходцы из южных районов сегодня тоже считают себя басками и зачастую, вы представьте себе, что лидеры баскских националистов не баски этнические. Вот что интересно. То есть настолько им нравиться быть басками. Это оборотная, «комическая» сторона всей этой истории. Любопытны даже такие вещи. Но, тем не менее, баскам удалось стать лидерами интернационализма и в Европе, и в Испании. Потому что посмотрите - самый крупный экономический университет в Испании, это университет Деусто Бильбао, из него вышла практически вся элита экономической Испании. Премьер-министр, министр экономики. Тут много, что можно об этом сказать, просто эфира не хватит, можно говорить и говорить. И что очень важно? То, что в Испании проживает большая часть басков из этих двух частей - французской и испанской. В то время как во французской части Страны Басков проживает всего 200 тысяч. Но баскский национализм во французской части сильнее, чем в испанской части, значительно сильнее. Вот это тоже надо иметь в виду.

Саралидзе : И все-таки, как реагируют в других провинциях Испании на то, что происходит в Стране Басков и Каталонии?

Ландабасо: В остальных частях Испании это происходит по-разному, так как Испания сейчас, вы знаете, разделилась по вектору правые-левые еще круче, еще глубже, чем это было 10-15 лет назад. К власти стремится очень интересная новая сила, которая называется «Подемос». Я довольно пристально следил за ее развитием, ее становлением. Это очень интересная сила. Она не леворадикальная, она левая, но в очень любопытной новой формации. Отдаленно напоминает греческую «СИРИЗу», которая сейчас находится у власти. Эти левые, скорее всего, в декабре или сами полностью самостоятельно, либо в составе какой-то коалиции придут к власти. И вот здесь, конечно, во весь рост встанет вопрос об отношениях центра и периферии. То есть, уонечно, нужно будет искать срочно и уже не вразвалочку, а уже засучив рукава, решать вопросы отношений с регионами. Они в Испании поделились приблизительно поровну. Примерно половина поддерживает устремления Каталонии и Страны Басков, Наварры, к самоидентичности. Другая часть не поддерживает. К ним относятся Кастилия Новая, Кастилия Старая, Андалусия, Мурсия, Эстремадура, так называемые бедные регионы Испании. Канарские острова, где сильно сепаратистское движение «Пайак», большинство тоже поддерживает, конечно, выход Каталонии и Страны Басков из состава Испании. Так я вижу эту картину.

Аверин: А про кого анекдоты рассказывают в Испании? Есть ли там жители какого-то региона, такой объект насмешек?

Ландабасо: В Испании, насколько я знаю, чукчи не живут, поэтому в Испании про них не рассказывают анекдоты.

Аверин: В Одессе про молдаван рассказывают.

Ландабасо: Другое дело, что в Испании про кого только не рассказывают: и про басков, и про каталонцев, и про арагонцев. Это нормально, потому что это проявление национальной культуры, рассказывают они анекдоты и про испанцев, и так далее.

Аверин: Я имею в виду, есть ли бытовой национализм?

Ландабасо : Я понимаю, куда вы ведете. Бытовой национализм, конечно, есть, но он не носит направленный характер, потому что… Вы знаете, как интересно, Испания - многонациональное государство, и это многонациональное варево, потому что испанская культура - не великодержавная кастильская культура, это ошибочная точка зрения, которая существовала в 1950-60-е годы. Это, все-таки, действительно то, что мы сейчас называем «испанская культура». Она состоит из множества оттенков. Тут есть и каталонский оттенок, и баскский, и арагонский, и мурсийский, и андалусский. А что, разве нет? Фламенко, кастаньеты и прочее. Поэтому какого-то направленного бытового национализма я бы не вычленял. Но какой-то местечковый, где-то на локальном уровне всегда есть, кто-то против кого-то, наверное, слагал какие-то анекдоты. Наверное, это было.

Саралидзе : Мы смотрим на нашу страну и отношение к истории. И до сих пор Гражданская война, события 1917-1918 годов трещиной проходят, вызывают всегда невероятно ожесточенные споры. Как с этим обстоит дело в Испании, ведь там гражданская война ближе, и отношение к Франко разделяет как-то и носит ли это национальный характер? В каких-то провинциях, областях отношение к нему где-то лучше, где-то хуже?

Ландабасо: Да, это верно, что правда, то правда. Гражданская война - самая большая трагедия. Это, я считаю, даже большая трагедия, чем какая-то иная война. Гражданская война - война самая жестокая, самая беспощадная, самая кровожадная и самая истребляющая и разрушительная. Поэтому гражданская война, это самая отвратительная форма насилия, которая известна человечеству. Была совершенно страшная гражданская война в России, мы это знаем. 60 миллионов человек положено ни за что, ни про что в землю в прямом смысле или последствиями гражданской войны. Это, конечно, никогда не забудется, и это тот урок, который надо запомнить всем. Что касается испанской гражданской войны, здесь мы тоже видим, что она была ужасной, кровопролитной, на истребление населения. Совершенно отвратительное явление человеческой междоусобицы, бессмысленное, потому что решить политические вопросы можно было политическим путем задолго до развязывания гражданской войны. Другое дело, что вмешались, и вы знаете, так называемые мировые державы, сыграли свой покер без джокера на руках, и произошло то, что произошло. В маленькой Испании, по сравнению с Россией, было потеряно почти 3 миллиона населения. Что касается Страны Басков то, когда вошли войска Франко, каждый десятый баск, гражданский или военный, причем неважно, было ли ему 16 лет или меньше, был убит. Поэтому, конечно, баски этого никогда не забудут. Это, конечно, из национальной памяти не уйдет никогда. И наоборот память о том, что в небе были русские летчики, не было авиации у республики, это тоже отчасти историческая память, и это отношение на историческом, генном уровне любви и признательности, и уважения к Советскому Союзу, а затем и к России, тоже неистребимо. Это тоже надо иметь в виду.

Аверин: А если мы обращаемся все-таки к составу. В войсках Франко были представители исключительно одних провинций, по другую сторону баррикад - жители исключительно других провинций. Или состав был перемешан, как и у нас в гражданскую войну, когда брат на брата, сын на отца?

Ландабасо: Да, действительно, такие исследования проводились, и они проводились достаточно широко, издано много литературы на эту тему. Единственное, что я могу сказать, что, конечно, было и то, и то. Но вы правильно сказали, что все-таки это была гражданская война. Основное население Испании, это были сельские жители. И село в Испании было почти поровну поделено на две части. Юг и центр в основном были на стороне Франко, часть центра и север были, как правило, на стороне республики, но были и исключения, конечно. Вот, собственно, если схематично отвечать, то, наверное, такой был расклад. А то, что брат на брата, отец на сына, сын на отца, конечно, это и есть гражданская война. Это самое страшное.

Аверин: В финале, если позволите, я еще раз прочитаю полное имя. Андрес Индалесьевич Ландабасо Ангуло. Очевидны испанские корни. У вас есть идентификация с каким-нибудь регионом в Испании?

Ландабасо: Я по происхождению баск. Мой отец из старинного баскского рода, ведущего корни с 9-го века. Мы очень горды своим происхождением. Но мой отец воспитывался в испанской культуре, как и я, собственно. Потому что мой отец был одним из тех пяти испанцев, которые в Москве основали первую испанскую школу, до этого ее не было. И он был первым председателем родительского комитета этой школы, как ни странно. Поэтому мы, конечно, такой странный этнос. Но, тем не менее, мы всегда стараемся помнить о нашем происхождении, о наших предках, потому что для нас это очень важно.

  • Статьи
  • Мировые новости
  • Общество
  • Политика
  • Ещё ...

Понятие «сепаратизм» трактуется в современной по-
литико-правовой практике достаточно широко. Под ним
подразумевают: выдвижение требований самоопреде-
ления части территорий государств, их последующего
отделения и обретения независимости, применение про-
тивозаконных методов борьбы за расширение автоном-
ных, федеративных, конфедеративных прав.
Изучение такого явления, как сепаратизм является
весьма актуальным, так как в современном мире многим
государствам, в независимости от уровня их экономи-
ческого развития и степени зрелости демократических
институтов, приходится все чаще сталкиваться именно с
этой региональной проблемой. Сепаратизм в настоящее
время, в своих основных характеристиках, существен-
но отличается от сепаратизма в XX веке и чаще всего
приобретает более радикальные формы. Актуальность
изучения этой темы привлекает к ней внимание значи-
тельного количества исследователей.
Говоря о сепаратизме в современной Европе, нельзя
не отметить важную работу Т. В. Зоновой «От Европы
государств к Европе регионов». Автор пишет о том,
что после окончания Второй мировой войны, казалось,
что вопрос о границах в Западной Европе закрыт, это
было не так давно, а уже сегодня в современной Европе
этот вопрос вызывает большие противоречия .
Данный тезис можно дополнить тем, что через тридцать
лет после войны, представители 35 стран, подписавших
итоговые документы Хельсинского Совещания по без-
опасности и сотрудничеству в Европе, подтвердили не-
рушимость европейских границ, которые через полтора
десятилетия существенно изменились.
Проблемы и противоречия внутри любого государ-
ства всегда существуют, но сегодня в некоторых странах
Западной Европы ведется вооруженная борьба за неза-
висимость. Необходимо разобраться, в чем же именно
причины борьбы за независимость. Сепаратистские дви-
жения в Испании, Бельгии и Великобритании охватили
большую часть населения и одни из самых развитых
регионов . Местное правительство и населе-
ние этих регионов перестали видеть будущее в составе
национальных государств, прежде всего это касается
финансового распределения и этнического состава не-
которых регионов. В отличие от басков, современные
европейские сепаратисты не являются националистами.
Скорее всего, правильное их определение будет «реги-
оналисты», т.к. они, прежде всего, ведут борьбу за эко-
номическое развитие своих регионов, а не за культурное
и политическое. Регионалисты считают, что успешное
экономическое развитие невозможно в составе крупного
государства.
Западная Европа достаточно плотно населенный
мировой регион, в котором сосредоточены 43 государ-
ства и около 70 этносов. Большинство государств, в со-
временной Европе являются полиэтническими, и даже
в тех государствах, где доминирует моноэтничность,
существует неоднородность населения. На этом фоне
возникает противостояние народов, на фоне которого
переплетаются различные тенденции: сепаратистские,
националистические, а также автономистские. В споре
сепаратистов и автономистов последние явно актив-
нее, реалистичнее, гибче, чем их оппоненты-радикалы.
Автономисты стремятся совместить региональные и
национальные интересы, учитывают характер процес-
сов на глобальном и евроинтеграционном уровне. Они
склонны к поиску консенсуса и отвергают лобовую кон-
фронтацию с оппонентами .
Ярким примером сепаратизма является движение
басков. Баски – это древнейшее коренное население
Пиренейского полуострова. Борьба этого народа длится
еще с 1904 года, и чаще всего приобретает радикальные
формы. Население этого региона составляет около 3 мил-
лионов человек, из которых 1 миллион – это этнические
баски (более 870 тыс. в Испании и 130 тыс. во Франции,
и еще около 110 тыс., живущих в Латинской Америке
и США). Большинство населения считает, что они либо
баски-испанцы, либо баски-французы, так как Страна
басков располагается на границе Испании и Франции . Язык, на котором они разговаривают больше по-
хож на древне французский, чем на испанский. С 1959
года в провинции существует террористическая органи-
зация ЭТА (Euzkadi Ta Azkatasuna, ETA, в переводе с
баскского языка – «Баскония и свобода»). Целью орга-
низации является отделение Страны басков от Испании
и присоединение к территории Франции, где также про-
живают баски. Несмотря на то, что ЭТА несколько лет
назад объявила о прекращении вооружённой борьбы с
испанским государством, определённые предпосылки
для её возобновления сохраняются, так как главная за-
дача националистов – обретение независимости — не ре-
шена. Вероятно, и не будет решена в ближайшем буду-
щем, так как натолкнётся на активное противодействие
правительства Франции, которое вряд ли санкционирует
передачу под юрисдикцию независимого государства
басков части своей территории.
Регионы Испании всегда отличались по этническо-
му, религиозному, культурному и языковому параме-
тру. В таких условиях роль сепаратистских движений
возросла. В начале XXI века возникли предпосылки
для возрождения сепаратистских движений. Первой
предпосылкой послужил конфликт автономного ста-
туса Каталонии, который противоречил принципам
Конституции Испании, а также системе распределения
доходов в автономии. Каталония ежегодно дает 25%
ВВП в общий объем Испании. Сепаратизм в Каталонии
начался еще во время второй испанской республики, ко-
торая закончилась Гражданской войной . В на-
стоящее время каталонские сепаратисты, которые пока
не составляют большинства в парламенте автономии и
не пользуются безоговорочной поддержкой населения
региона, пытаются запустить процесс выхода Каталонии
из состава Испании. В стране обсуждается возможность
применения правительством армии, для подавления се-
паратистских тенденций. Несмотря на заявления пре-
мьер-министра Рахоя о поисках компромисса и пере-
говорах, военные открыто высказываются в поддержку
Конституции, провозглашающую Испанию единым го-
сударством.
Начавшийся в 2000-х мировой экономический кризис
стал еще одной предпосылкой к началу сепаратистского
настроения каталонцев. В условиях жестокой экономии
и отказа Мадрида предоставить налоговую независи-
мость Каталонии побуждает их к активизации сепара-
тизма. Также немаловажной предпосылкой является то,
что в Каталонии к власти пришла националистическая
сила. Артуру Масу удалось не просто поддерживать се-
паратистскую направленность, но и создать все необхо-
димые условия для того чтобы обострить отношения с
центральным правительством .
Все вышеперечисленные предпосылки привели
к развитию сепаратистского движения каталонцев.
Каталония это автономная область Испании, которая
разделена на четыре провинции (Жирона, Барселона,
Льейда и Таррагона) и на ее территории сосредоточе-
на самая высокая плотность населения. Кроме того,
Каталония крупный экономический и культурный центр
Испании. Так как автономная область Каталония на-
ходится на побережье Коста Брава, каждый год сюда
приезжают миллионы людей. Жители Каталонии всег-
да считали себя отдельной нацией, так как говорят на
другом каталанском языке, и имеют богатую историю и
культуру.
Среди каталонцев также популярен каталонизм, то
есть каталонский национализм, который перерос уже
в сепаратизм. Мысль о том, что Каталония должны су-
ществовать отдельно от Испании не покидает умы ка-
талонцев. Обретение Каталонией независимости может
повлечь за собой множество проблем, а одна из кото-
рых это то, что после их независимости другие части
Испании тоже будут претендовать на независимость. В
современном мире вопрос о границах все чаще и чаще
становится актуальным, так как если посмотреть на кар-
ту, то почти в каждой стране существует такая проблема
.
В основном главная причина сепаратизма в совре-
менной Европе связана с несправедливым распреде-
лением денежных средств. Каталония является доста-
точно богатым и перспективным регионом Испании.
Во-первых, потому что это город-порт. Во-вторых,
Каталония это регион с богатой историей и культурой,
ежегодно Каталонию приезжают посетить миллионы ту-
ристов. На фоне обострившегося кризиса и роста числа
безработицы, каталонцы вновь вступили в борьбу за не-
зависимость своего региона. Идея отделения Каталонии
от Испании засела у каталонского народа уже давно в
сознании. Проблема заключается в том, что Мадрид не
дает согласия на провозглашение независимости, пото-
му что прошедшие референдумы противоречат консти-
туции Испании. Конечно, Мадриду не выгодно отделе-
ние такого перспективного региона, а также в случае
отделения может последовать цепная реакция, а тогда
очаги сепаратизма могут охватить не только другие тер-
ритории Испании, но и другие страны Европы.
Что касается Бельгии, то там существуют две этни-
ческие группы: нидерландоговорящие фламандцы и
франкоговорящие валлоны. Франкоязычная часть на-
селения считает, что нидерландоговорящие фламандцы
представляют для них угрозу, так как французский язык
в Бельгии всегда был языком политики, экономики, нау-
ки и культуры. В результате были созданы фламандские
партии, провозгласившие главной целью защиту своих
национальных интересов. В 1962-1963 годах нидер-
ландский язык стал официальным языком во Фландрии,
французский в Валлонии и немецкий язык в областях
восточной Бельгии. Малую часть населения в Бельгии
всегда составляли валлонцы и они всегда опасались, что
фламандцы займут лидирующую позицию. Сепаратизм
в Бельгии занимает особую позицию, так как в случае
независимости Фландрии, Бельгии, как стране грозит
полное исчезновение с карты Европы. Присоединение
Брюсселя к Фландрии невозможно, так как этническое
большинство это франкофоны. К тому же присоедине-
ние Брюсселя к Фландрии вызовет массовое недоволь-
ство всего Европейского Союза. Тот факт, что столица
Бельгии это центр всего ЕС и на ее территории находят-
ся штаб-квартиры НАТО, наоборот сближает фламанд-
цев и валлонов .
Шотландский национализм начал активно проявлять-
ся еще в 1920-е годы. Национальная партия Шотландии
была зарегистрирована в 1935 году. Через сорок лет ли-
деры партии объявили о том, что избрание отдельного
шотландского парламента будет первым важным шагом
на пути к независимости. Уже в 1978 году было принято
решение о проведении референдума по этому вопросу.
Предполагалось, что более 40% населения должны бу-
дут проголосовать «за». Не пришедшие на избиратель-
ные участки автоматически считались несогласными.
По итогам референдума 32,90% избирателей дали по-
ложительный ответ. С тех пор почти на десятилетие во-
прос о независимости Шотландии считался закрытым. К
1990 году этот вопрос снова стал активно обсуждаться
и согласно опросам, более 50% избирателей выступали
«за». 11 сентября 1997 года состоялся референдум о соз-
дании отдельного шотландского парламента и согласно
его результатам 75% граждан поддержали собственную
законодательную власть. На референдуме также голосо-
вали за право нового парламента варьировать размер на-
логов, которые вводил Лондон. За это право проголосо-
вали 64%. В 1999 году начался процесс автономизации
Шотландии. Прошедший в 2014 году референдум о не-
зависимости не дал желаемых результатов. Согласно ре-
ферендуму больше половины граждан желают остаться
в составе Великобритании. Скорее всего, это связано с
тем, что Шотландии придется заново встать в очередь на
вступление в ЕС. Шотландцы и так обеспокоены сейчас
ростом фунта и многие из них выступают против неза-
висимости, потому что не хотят терять доступ к евро-
пейским рынкам.
Несмотря на поражение сторонников независимости
во время проведения референдума 2016 года, сепара-
тистские настроения в Шотландии никуда не исчезли,
а выход Великобритании из ЕС ещё в большей степе-
ни их обострил – шотландцы заявили о своём желании
остаться в Евросоюзе вопреки устремлениям Лондона
.
Если же шотландцам удастся добиться проведения
повторного референдума и большинство жителей про-
голосует за независимость, скорее всего, Шотландии
необходимо будет заново пройти путь к включению
ее в состав Европейского Союза. В Лондоне заявля-
ют, что если будет провозглашена независимость, то
Шотландии необходимо будет выйти из ЕС. На террито-
рии Европейского Союза существует ряд организаций,
которые занимаются решением проблем противостоя-
ния этнических групп и наций на практике. Но, очевидна
неэффективность их работы в современных условиях и
необходимость усовершенствования этих организаций.
Анализируя, все сказанное, можно заключить, что
проблема сепаратизма в современной Европе — до-
статочно распространенная региональная проблема.
Проблемы и противоречия внутри полиэтнических го-
сударств, всегда существовали, и будут существовать.
Этнические меньшинства даже самых развитых стран
западной Европы, перестали видеть будущее в составе
государств, к которым они принадлежат. Причины су-
ществования сепаратизма многообразны, задача евро-
пейских правительств состоит в том, чтобы сохранить
целостность своих стран, а если этого сделать не уда-
ётся – пойти по пути Чехословакии, когда при разделе
страны на два государства, двум славянским народам не
пришлось воевать друг с другом, в отличие от народов
бывшей Югославии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зонова Т. В. От Европы государств к Европе реги-
онов? М.: Полис,1999. 56-70 с.
2. Волкова Г.И. Испания: государство автономий
и проблема территориальной целостности. М.: МАКС
Пресс, 2011. 328-331 с.
3. Лалагуна Х. Испания: история страны. М.: Эксмо,
2009. 59-60 с.
4. Вилар П. История Испании. М.: АСТ: Астрель,
2006. 45-56 с.
5. Катаев Д.В. Всплеск этнического национализма в
Европе. М.: Власть, 2010. 189-190 с.
6. Alcala C. Claves historicas de independentismo catalan.
M.: Mundo, 2006. 164-167 р.
7. Guy H. Catalan separatists defy Spain in pursuit of
‘utopia’ // Politico. 2016. № 8. P. 49.
8. Balcells A. Catalan Nationalism: Past and Present.
NY.: St. Martin’s Press, 1996. 11 р.
9. Diez M. J. Naciones divididas. Clase, politica y
nacionalismo

13:10 — REGNUM

Среди довольно многочисленных разновидностей национализма, существующих в Испании, баскский — из числа наиболее заметных и ярких. Пожалуй, есть смысл говорить о том, что национализм басков существует в двух ипостасях: как явление и как общественно-политическое движение.

Национализм басков, как явление

Как явление баскский национализм корнями уходит во вторую половину XVIII века. Именно тогда родилась идея современного национального государства прусского философа Иоганна Готфрида Гердера , нашедшая отклик в сердцах басков. Государство, по теории Гердера, возникает путем реализации народом естественного права (совокупности неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения) и носит пацифистский характер. Всякое государство, возникающее путем аннексий различных территорий и присоединения народов, разрушает сложившиеся национальные культуры. Гердер, таким образом, считал, что государство должно строиться аналогично тому, как строится семья. Если ячейка общества создается на основе добровольного решения мужчины и женщины, вступающих в союз (и разрастается в дальнейшем на основе того же принципа добровольности). С государством — то же самое, разве что образующих союз здесь не два человека, а целый народ, проявляющий свою волю к организации.

Впервые термин «нация» по отношению к баскам проявился в 1780 году в трудах виторианского историка (Витория — главный город баскской провинции Алава) Хоакина Хосе де Ландасури и Ромарате , называвшего «на основе народных связей фактически существующее, но юридически не оформленное» государство Басконгадо (Vascongado). В 1801 году регион в своем путешествии пересек германский философ, филолог, дипломат и государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт , который в своих работах тоже назвал басков нацией.

Национализм басков, как движение

Баскский национализм как общественно-политическое движение ведет свою историю с конца XIX века, и связывают его возникновение с именем Сабино Арана Гоири (Sabino Arana Goiri) и его брата Луиса, являющихся создателями некоторых признаков баскской идентичности, существующих и в настоящее время. В частности флаг Страны Басков, разработанный ими, ныне есть официальный символ этой испанской автономии. Слова гимна ее также принадлежат перу Сабино и Луиса. И неологизм Эускади (Euzkadi), которым баски обозначают свою страну — творение братьев Арана, образовавших его из термина Euskal Herria (земля басков).

Братья происходили из зажиточной глубоко католической семьи, в которой все были убежденными карлистами. Именно из-за этих политических взглядов, категорически не совпадавших с официальной идеологией, проповедуемой мадридским королевским двором конца века, Сабино пришлось покинуть родной Абандо и перебраться в Бильбао, который превратился в то время в оплот испанского либерализма, как утверждают испанские историки.

Карлисты и кристиносы — две враждовавшие между собой политические группировки из-за отношения к изданной 10.07.1830 королем Фердинандом VII так называемой прагматической санкции, благодаря которой вопреки салическому закону 1713 г. наследницей престола после смерти монарха (1833 г.) становилась его дочь Исабель II (она же — Изабелла II в трудах российских историков). Карлисты выступали за передачу трона брату Фердинанда Карлосу. Кристиносы, получившие свое название за поддержку королевы-регентши Марии Кристины де Бурбон, матери Исабель, считали прагматическую санкцию законом, стоящим выше салического. Партиям не удалось договориться между собой по-мирному: их противостояние отмечено тремя войнами, получившими название карлистских. Последняя из которых завершилась в 1876 году поражением сторонников дона Карлоса. Но не разгромом их идеологии, одним из базовых пунктов которой было стремление противостоять центральной власти вплоть до отделения территории, занимаемой басками, от остальной Испании.

Сабино Арана, наиболее активный и заметный из братьев (до такой степени, что Луис в истории остался просто «братом Сабино» и не более), прожил всего 38 лет, бо́льшую часть из которых подвергался преследованиям за свои политические взгляды. Не однажды представал перед судом, помещался за решетку, но в итоге каждый раз его выпускали на волю.

Баскский национализм во времена Араны содержал изрядную долю расизма. Идентичность басков, являвшаяся продуктом суммы истории, религии, языка и традиций народа позволяла отцу-основателю баскского национализма говорить о «баскской расе», свободной от примесей других кровей (испанской в особенности), «обладающих антикатоличностью и агрессивностью, а значит, не являющихся чистыми». Справедливости ради следует сказать, что термин «раса» в те времена в Испании не нес столь негативного смысла, как сейчас, и регулярно звучал в речи наиболее известных представителей интеллигенции той эпохи. Достаточно вспомнить мадридского писателя Анхеля Ганивета , каталонского историка и политика Хоакина Косту , филолога, фольклориста и историка-медиевиста галисийца Рамона Менендеса Пидаля , баскского писателя и философа Мигеля де Унамуно — у них и намека на уничижительный смысл слова «раса» не звучало.

Сабино Арана выступал за единство территорий, на которых проживают баски и образования на них суверенного самостоятельного государства. В настоящее время территория проживания баскской нации разделена на испанскую и французскую, поэтому расширительно определяется либо как упоминавшееся выше Euskal Herria, либо как Баскония (Vasconia) Эта территория включает в себя земли автономных сообществ Страна Басков и Наварра, графства Тревиньо (провинция Бургос, автономия Кастилия-и-Леон), региона Валье-де-Вильяверде (автономия Кантабрия), а также французские владения в департаменте Атлантические Пиренеи (три провинции, которые составляют французскую часть Страны Басков: Нижняя Наварра, Лабурдан и Зубера (названия приведены на эускера, языке басков — прим. ИА REGNUM ).

Баскская националистическая партия, как лидер нации

Основным политическим течением Эускади с начала ХХ века становится баскский национализм, проводником которого выступает Баскская националистическая партия (исп. — Partido Nacionalista Vasco, PNV; баск. — Euzko Alderdi Jeltzalea).

В годы Гражданской войны 1936—1939 гг. PNV формально не примкнула ни к одной из враждующих сторон (республиканское правительство Мануэля Асаньи и высшее руководство армии, руководимое Франсиско Франко и называвшее себя защитниками испанской нации). Однако фактически, по принципу «из двух зол выбираем меньшее», позиционировала себя ближе к республиканцам, заявив в своем манифесте:

«Принимая во внимания события, происходящие в испанском государстве и оказывающие болезненное воздействие на судьбу Эускади, Националистическая партия заявляет, что, исходя из необходимости сохранения своей идеологии и выбирая между гражданской позицией и фашизмом, между Республикой и монархией, склоняется к поддержке гражданского общества и Республики в соответствии с принципами, которые испокон веков были присущи нашему народу в его стремлении к свободе». В рамках этой стратегии националисты поспешили повести разговоры об автономии территории Страны Басков, однако подтвердить серьезность этих намерений военными усилиями не смогли.

С падением Бискайи в 1937 году короткий период самостоятельности Эускади закончился: Франко объявил Бискайю и Гипускоа «предательскими провинциями» и лишил их последних признаков какого-либо самоопределения. Лидеры PNV, вынужденные эмигрировать, начали новый этап борьбы за независимость своей страны, запросив «эффективную международную поддержку», но в итоге ее не получили.

Баски под пятой Франко

В годы диктатуры Франко всякая политическая деятельность была в Испании запрещена, а двумя правительственными указами (от 21.05.1938 и 16.05.1940) предписывалось «в соответствии с требованиями ситуации и ради укрепления единства испанской нации хранить испанский язык, как средство, объединяющее народ, и искоренять пороки, которые могут быть истолкованы как установление колониальной системы или вассалитета». Язык басков относился как раз к таким порокам, которые, как отмечалось в тех же указах, «являются экзотическими элементами, размывающими национальное сознание и потому подлежащими устранению».

Кроме того, в 1938 году был принят новый закон о печати, устанавливавший цензуру (предварительный просмотр всех текстов, готовившихся к публикации) и предусматривавший наказание за «все то, что прямо или косвенно подрывает престиж нации или режима работы правительства, а также способствует распространению в обществе интеллектуально слабых идей».

За четыре десятилетия правления Франко удалось значительно «кастельянизировать» население регионов, претендовавших на какую-то собственную национальную идентификацию — Галисии, Валенсии, Каталонии, Балеарских островов. Особенно пострадали в этом плане культуры Страны Басков и Наварры.

(Castellano, он же Español — государственный язык Испании. Любые документы государственного и регионального администрирования должны быть написаны на этом языке на всей территории страны. Сегодня допускается также параллельно выпуск этих же документов на языках автономий, где законодательно установлено двуязычие — например в Стране Басков, Каталонии, Валенсии, Галисии).

В 1958 году в регионе, лишенном возможности проявлять свою национальную особенность и бороться за это право политическими методами, возникает Euskadi ta Askatasuna — террористическая организация, известная всему миру под аббревиатурой ЕТА. Название организации переводится с эускера как «Страна Басков и Свобода».

ЕТА называет себя структурой «эффективного и организованного вооруженного сопротивления марксистско-социалистического характера». Для большинства людей, не углублявшихся особо в тему баскского национализма между этим понятием и ЕТА нет никакой разницы.

Национализм басков в демократический период

После смерти диктатора в 1975 году в Испании начинается период демократических реформ, которые включают признания права за автономиями иметь региональные и национальные отличия. Часть членов ЕТА оставляют организацию и уходят в сферу политики, но в целом организация продолжает свою деятельность, что с одной стороны подогревает население Эускади к думам о своей национальной особенности, а с другой усложняет путь автономии к национальному самоопределению.

В соответствии с Конституцией Испании, ратифицированной 6 декабря 1978 и вступившей в силу 29 числа того же месяца, Страна Басков получила статус региона с максимальным уровнем автономизации. Из государств современного Евросоюза только Бельгия, выделенная в 1830 г. от Нидерландов (официально признано последними в 1839 г.), получала подобного уровня статус. Но Бельгия, стоит напомнить, самостоятельное государство.

Тем не менее баскских националистов имеющийся у региона статус не устраивает, поскольку Страна Басков не отделена от Испании. В течение 20 последних лет центральные испанские власти делегируют все больше прав и полономочий правительству региональному, однако для достижения «полного комплекта, позволяющего самоопределиться, как национальная госструктура» требуется делегировать еще более 40 различных видов компетенции.

Националистическая баскская партия PNV является ведущей политической силой региона, практически, начиная с момента своего создания, и по сей день. В демократический период гегемония PNV нарушалась лишь один раз — с 2009 по 2012 в автономии правили социалисты.

В последние годы, особенно это стало заметно с ноября 2011 г., когда ЕТА объявила о «прекращении использования насильственных методов для достижения своих целей», центробежные силы в регионе проявляют себя все меньше. Глобальный экономический кризис просто и доходчиво объяснил баскам, что из ямы выбираться проще и удобнее всем вместе, чем в одиночку. В настоящее время сепаратизм, ярко выраженный в виде демонстраций и призывов к проведению референдума о независимости, в регионе отсутствует.

Последней значимой попыткой отделения следует считать «план Ибарретче», предусматривавший заключение между Испанией и Страной Басков политического договора и установление отношения на уровне «свободной ассоциации» с разделением суверенитетов и самоопределением Эускади. План был выдвинут в 2002 году главой правительства автономии Хуаном Хосе Ибарретче, и состоял в том, что «все функции, кроме содержания единой армии, должны перейти от Мадрида к Стране Басков.

В Мадриде посчитали, что это на практике приведет к ползучему установлению практически полной независимости басков и созданию ими отдельного государства, и план «забанили». Ибарретче решил призвать свой народ к проведению референдума на тему независимости в одностороннем порядке (испанская Конституция допускает проведение любого плебисцита по таким важным вопросам, как национальное самоопределение только с разрешения центральной власти). Центр ответил внесением 28.11.2004 г. в Уголовный Кодекс королевства статьи, согласно которой созыв референдума без разрешения на то Генеральных Кортесов объявлялся преступлением против государства и наказывался лишением свободы на срок от трех до пяти лет с последующим запретом занимать должности на госслужбе в течение 10 лет.

С тех пор каких-либо движений, говорящих о том, что в Стране Басков идет подготовка нового устава автономии, обещающего региону еще больше свободы и самостоятельности, незаметно.


Сепаратная Европа. Продолжавшаяся столетия депрессия и привела к тому, что составные части Испании так и не сплавились в единое целое, как это произошло во Франции.

Испания - одно из самых проблемных государств в Европе с точки зрения сепаратизма. В ней два сильных сепаратистских движения, баскское и каталанское, а почти все остальные регионы стремятся к широкой автономии. Чем же единая Испания не устраивает свои провинции? Ответ нужно искать в истории.

Испания объединилась в XV в. - и немедленно стала первой европейской супердержавой. В течение двух поколений она захватила огромные земли в Европе и Америке, создала великую литературу и живопись - а потом началось долгое загнивание, которое привело к тому, что в ХХ в. Испания была одним из беднейших государств Европы. Возможно, именно эта продолжавшаяся столетия депрессия и привела к тому, что составные части Испании так и не сплавились в единое целое, как это произошло во Франции. Свою роль, конечно, сыграло и то, что Кастилия и Арагон-Каталония, из которых сложилась Испания, изначально были очень разнородными элементами. В то время как каталонцы занимались торговлей и мореплаванием, кастильцы строили замки и воевали. Вначале объединение двух начал обеспечило Испании перевес над любым противником - впоследствии же попытка ориентироваться сразу на два направления и надорвала силы государства.

XIX век в Испании ознаменовался длительной борьбой между карлизмом (абсолютизмом) и либералами. Либералы стремились устранить все внутренние барьеры и локальные привилегии, существовавшие в стране, поэтому получилось так, что именно под знамёна карлистов собрались баски, каталонцы и другие национальные меньшинства в стране. В ХХ в., напротив, Республика выступила за федеративное устройство страны, а генерал Франко - за унитарное. Это и породило своеобразный феномен сепаратистских движений в Испании - среди них есть как крайне правые течения (наследники карлистов), так и крайне левые (наследники идей Республики).

Самое влиятельное сепаратистское движение в Испании - баскское. В Испании, где традиционно очень значимо понятие «чистоты крови», баски, считающиеся потомками доиндоевропейского населения Европы, автоматически получили статус «самых чистокровных». Поэтому союз басков с карлистскими аристократией и духовенством выглядел вполне органично. Лучший из полководцев дон Карлоса, Зумалакарреги, был баском. После того, как карлизм ушёл в небытие, правое крыло баскского национализма унаследовало тесную связь с Церковью. Баскская националистическая партия, основанная в 1895 г., и поныне остаётся самой влиятельной организацией баскских националистов.

В годы правления Франко начались массовые внутренние миграции. Баскский язык был запрещён, множество испанцев приехало в Страну Басков и баски оказались под угрозой ассимиляции. Тогда они начали вооружённую борьбу. В 50-е гг. левое крыло баскских сепаратистов (аберцале) создало печально знаменитую террористическую организацию ЭТА, в результате деятельности которой погибло больше 800 человек.

Страна Басков получила автономию в 1978 г., после смерти Франко. Автономия эта очень широка - например, Страна Басков имеет свои полицейские силы, известные как эрзайнца. Однако среди них столь велик процент сочувствующих террористам, что МВД Испании не допускает их к базам данных Интерпола. В настоящее время ЭТА, как и многие другие нелегальные организации, продолжают действовать. Визитная карточка баскских аберцале - городские погромы (кале боррока) с разбиванием витрин, поджогом машин и нападениями на полицию. Существует также множество организаций, балансирующих на грани легальности и нелегальности. Некоторые из них - например, Батасуна - были запрещены, поскольку воспринимались как легальное крыло ЭТА. В 1980-е против басков действовали группы испанского спецназа, что предположительно только усилило ЭТА, подарив ей симпатии многих простых людей.

Кроме Страны Басков, баски претендуют также на Наварру и два французских департамента. В Наварре, однако, они составляют не более трети населения, но тем не менее очень хорошо организованы: баскская партия набрала в области 23%.

Баски гордятся своими знаменитыми соотечественниками. Среди известных басков - Игнатий Лойола, отец Франциск Ксаверий, Хуан Себастьян де Элькано, первым совершивший кругосветное путешествие. Они утверждают, что именно баскские мореплаватели придумали корабль на руле, сыграв важнейшую роль в Великих географических открытиях.

Интересно, что баскские сепаратисты по-разному восприняли косовскую независимость. Если правое крыло радостно поддержало косоваров, то левые заклеймили признание Косово как фальшивое и фашистское.

В Каталонии же по этому вопросу царило большее единодушие. Каталанский генералитет (правительство) единодушно поддержал независимость Косово и потребовал от Испании признания его.

В настоящий момент Каталония - самая высокоразвитая провинция Испании. Тем более популярна идея независимости, которую разделяет около трети населения (но при этом около половины населения - против). Каталанский язык понемногу оттесняет испанский на задний план. Однако каталанское движение куда более мирное, чем баскское - хотя в 70-е - 90-е гг. была террористическая активность, жертв было очень мало, а в настоящий момент каталанцы добиваются своей независимости исключительно легальными средствами.

Каталанская культура долгое время воспринималась исключительно как локальный вариант общеиспанской. В настоящее время маятник качнулся в другую сторону. Полным ходом идёт смена научных доктрин - пишутся серьёзные труды, в которых полностью пересматривается история Пиренейского полуострова. В монографиях речь идёт о каталанской цивилизации, господствовавшей в Средневековье на дуге от Валенсии до Сицилии. Однако каталанские националисты заметно скромнее. Их претензии простираются на «Каталанские страны» - земли собственно Каталонии, Валенсии, некоторых пограничных районов Арагона. где говорят по-каталански, Северной Каталонии, то есть французского Руссильона, а также на Балеарские острова и город Альгер на Сардинии, где до сих пор говорят на каталонском диалекте.

В «Каталанских странах» эти идеи воспринимаются по-разному. Если на Балеарских островах их в целом разделяют (хотя в 70-е гг. существовало движение, призывавшее к независимости Балеарских островов), то в Валенсии каталанские притязания вызывают возмущение. Постоянные стычки между каталонскими и валенсийскими политиками привели к тому, что когда испанское правительство издало текст Европейской Конституции для референдума, то он был опубликован на испанском языке и языках автономных регионов: галисийском, баскском, каталанском и валенсийском. При этом переводы на каталанский и валенсийский языки были идентичными, но в начале одного было написано "каталанский язык", а в начале другого - "валенсийский".

Других серьёзных сепаратистских движений в Испании нет - а вот автономистские есть практически в каждом регионе. Леонское движение стремится к воссозданию королевства Леон в средневековых границах, претендуя даже на часть территории Португалии. Кастильцы стремятся объединить пять кастильских провинций Испании в единое целое, чтобы создать монолитное ядро, которое могло бы разговаривать с другими провинциями с более сильных позиций. Наконец, существует сильное галисийское движение. Галисия, близкая по культуре кельтскому миру, участвует во всех манифестациях, посвящённых кельтской культуре. Идёт активное развитие галисийского языка и самосознания. Многие приходят к выводу, что северные португальцы им ближе, чем испанцы. Вместе с тем за отделение от Испании выступает не более 1% галисийцев.

Таким образом, можно считать, что немедленный распад Испании всё же не угрожает. Однако, если баскам удастся добиться независимости, это вполне может вызвать цепную реакцию. В 1978 г. автономия была дарована лишь Стране Басков, Каталонии, Галисии и Андалусии, сейчас автономными уже являются большинство провинций Испании.

Испания – пример многонационального государства, где влиятельные силы в некоторых регионах «покушаются» на государственный суверенитет, претендуя на суверенный статус своих территорий. В авангарде борьбы за суверенитет в Испании идут представители наиболее развитых автономных областей – Страны Басков и Каталонии, выдвигающие требования политического, культурного и языкового характера. Региональный сепаратизм в последние десятилетия проявлял себя в двух основных формах – вооруженной террористической борьбы (ЭТА в Стране Басков) и мирных, зачастую массовых требований независимости (в той же Стране Басков и Каталонии). Насколько велика сегодня угроза территориальной целостности испанского государства?

Территориальная организация современной Испании

Существующее здесь Государство автономий (оно включает 17 автономных сообществ и два автономных города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки) за годы демократического развития доказало свою жизнеспособность. Вместе с тем эта модель государственно-территориальной организации постоянно оставалась объектом политической борьбы, заметно обострившейся в последние годы. Одни политические силы настаивают на сохранении Государства автономий при возможном внесении некоторых корректив, другие требуют его превращения в федерацию, третьи – в конфедерацию, четвертые борются за полную независимость своих территорий.

Основанием для разногласий в значительной степени служит сам характер Государства автономий, которое представляет собой унитарное децентрализованное образование с многочисленными признаками, типологически присущими федеративным государствам. К этим признакам можно отнести следующие: единство в многообразии, разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации испанцев, в том числе с народом своей автономии, города, селения и т.д.

Наличие всех этих признаков не может, однако, заслонить важнейших отличительных особенностей Государства автономий как унитарного образования. В числе доказательств этого назовем хотя бы конституцию Испании. В ряде ее статей говорится, что полномочия принимать окончательные решения сохраняются за центральной властью. Это принципиально отличает Государство автономий от федеративных государств, где действует система разделения полномочий центра и регионов в отношении принятия решений. Испанское Государство автономий исходит из единого и неделимого суверенитета (испанской нации), который признает автономии и уступает им часть своей компетенции. Нация определяется как совокупность национальностей (хотя значение понятия «национальность» в конституции не разъясняется), иначе говоря, признается многонациональный характер испанского государства.

Автономизация Испании проходила в острой борьбе с консервативными силами, воспитанными на франкистских идеях унитарного, жестко централизованного испанского государства. Конституция 1978 г., принятая на переходном к демократии этапе, стала результатом компромисса между правыми и левыми, не свободного от целого ряда противоречий и нерешенных проблем. В конституции государственно-территориальное устройство Испании «прописано» лишь в общем виде, отсутствует законченная схема разделения властей между центром, автономными областями и муниципалитетами, а некоторые ее положения носят двусмысленный характер и воспринимаются различными политическими силами по-разному.

Отчасти поэтому предоставление автономии (это повсеместно произошло к середине 1980-х годов) лишь разжигало аппетиты радикальных, да и части умеренных националистов, которые считали полученные права недостаточными и требовали их дальнейшего расширения. Стремление национальностей и регионов Испании повысить свой статус объясняется также развертыванием процессов европейской интеграции и глобализации и связанными с ними опасениями утратить свой язык и традиции, раствориться в мировой глобализированной среде. В Стране Басков и Каталонии важную часть идейного арсенала сепаратистов составляет мифотворчество, искусственное конструирование традиций «древней суверенной нации» при одновременном отторжении тех действительно существующих традиций, которые объединяют эти регионы с Испанией. Заинтересованность автономных сообществ в увеличении круга полномочий определяется и тенденцией движения к «Европе регионов», диктующей необходимость расширения самостоятельных внешних связей. Несомненно также то, что распад ряда многонациональных государств (СССР, Югославии, Чехословакии) усилил дезинтеграционные процессы в Испании.

Страна Басков: разновидности сепаратизма

Сепаратистские настроения в Испании наиболее ярко выражены в Стране Басков. Более полувека террористическая организации ЭТА (образована в 1959 г.), заявлявшая о себе как «о социалистическом движении басков за национальное освобождение», вела борьбу за создание независимого государства басков из семи населенных ими провинций (четырех в Испании и трех во Франции). Основная часть ее «деяний» пришлась на годы демократии. Казалось бы, именно в это время появились все условия для того, чтобы ЭТА прекратила вооруженную борьбу с испанским государством. Ведь Стране Басков был предоставлен такой объем прав и свобод, которого она никогда не имела в своей истории. У нее есть собственные парламент, полиция, радио, два телеканала, двуязычная система образования, своя налоговая система. Баски получили больше прав, чем все остальные автономные области Испании.

Однако боевики не сложили оружие. Несколько десятилетий в Испании лилась кровь, прямую ответственность за которую несла ЭТА, нередко возникали острые политические кризисы. На счету боевиков – свыше 800 убитых, 2 тыс. раненых и десятки похищенных. К этому следует добавить целые семьи, вынужденные покинуть Страну Басков, предпринимателей и мелких торговцев, с которых взимался «революционный налог», и множество людей, подвергавшихся угрозам террористов, – политиков, журналистов, судей, профессоров. 20 октября 2011 г. ЭТА заявила об «окончательном прекращении вооруженной борьбы». Принципиальный сдвиг в позиции боевиков во многом объясняется эффективными действиями испанских и французских спецслужб, которые арестовали часть террористов, включая главарей, и конфисковали несколько арсеналов с оружием. Сыграло роль и изменение отношения к ЭТА в Испании, в первую очередь в Стране Басков. Если в первые десятилетия ее деятельности многие видели в этаровцах героев, то позже их стали считать преступниками и убийцами. Сказались также сдвиги в позиции «левых баскских патриотов» из Движения за национальное освобождение басков – полулегальной сетевой структуры, объединяющей ряд партий, общественных организаций и групп и долгое время контролировавшейся ЭТА. Некоторые организации, входящие в Движение, прежде всего Батасуна, впервые проявили непослушание, призвав ЭТА прекратить вооруженную борьбу. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов давление на ЭТА со стороны международного сообщества – Европейского парламента, известных политических деятелей.

Примечательно, что, заявив о прекращении вооруженной борьбы, ЭТА не разоружилась. Заявление ЭТА можно рассматривать лишь как одно из звеньев длительного и трудного процесса решения проблемы терроризма в Стране Басков. Правительство консервативной Народной партии, приступившее к своим обязанностям в декабре 2011 г., как и предыдущее правительство Испанской социалистической рабочей партии, высказывается за безоговорочное разоружение террористов.

Во влиятельное «сепаратистское меньшинство», выступающее за независимость региона, входят не только «левые баскские патриоты», но и часть сторонников националистических партий, прежде всего старейшей здесь Баскской националистической партии (основана в 1895 г.). Отличительной особенностью БНП изначально был дуализм, проявлявшийся в сочетании радикальной политической цели (обретение независимости региона от Испании) с умеренной практикой, участием в политических институтах испанского государства. «Две души» БНП позволяли ей много десятилетий оставаться ведущей политической организацией в регионе, сплачивая разнородные националистические силы.

В конце 1990-х годов позиция БНП радикализировалась. Она вышла за рамки правового поля, открыто поставив вопрос о суверенитете Страны Басков. В 2003 г. один из ее лидеров, председатель автономного правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибарретче выступил с планом, предусматривающим «свободную ассоциацию» этой автономии с Испанией. При голосовании в баскском парламенте сторонникам «плана Ибарретче» удалось добиться его одобрения с небольшим перевесом голосов. Однако испанские кортесы отвергли «план Ибарретче» как противоречащий конституции. Баскские сепаратисты с этим не смирились. В городах автономии регулярно проходят демонстрации представителей радикального крыла БНП и «левых баскских патриотов», на которых выдвигаются требования к властям – легализации запрещенных радикально-националистических организаций, перевода находящихся в тюрьмах этаровцев из отдаленных мест заключения «ближе к дому» и, естественно, предоставления Стране Басков независимости. По данным репрезентативного социологического исследования, в мае 2010 г. за независимость ратовали 25% жителей Страны Басков . Следует также иметь в виду, что сюрпризом последних парламентских выборов в Испании, состоявшихся в ноябре 2011 г., стало избрание семи депутатов от баскского радикально-националистического блока «Амайюр», который многие эксперты считают наследником Батасуны.

Итак, в Стране Басков на смену вооруженному конфликту ЭТА с испанским государством приходит политический конфликт с ним радикальных баскских националистов.

Сепаратистские устремления в Каталонии

Заметная тенденция к отделению от Испании существует и среди части каталонцев, всегда требовавших признания своего отличия от остальной Испании. «Мы – другие», «каталонцы – не испанцы, а испанцы – не каталонцы», – таково мироощущение многих жителей региона. Национализм каталонцев подпитывается также тем, что их регион до последнего времени отдавал в государственный бюджет значительную часть заработанных средств, обеспечивая до четверти всего бюджета Испании. Каталонцы считали, что кормят всю страну, являются «благородными донорами по отношению к остальной Испании», в то время как некоторые проекты в самой автономии не реализуются. Развитие сепаратистских настроений в регионе не остановило то, что, согласно автономному статуту 1979 г., Каталония обрела широкий объем полномочий в вопросах местного самоуправления, общественной безопасности (своя полиция, не подчиняющаяся Мадриду), транспорта, связи, общественного образования, культуры, языка, охраны окружающей среды. В отличие от баскских, каталонские сепаратисты многие годы отдают предпочтение невооруженным методам борьбы с центральной властью, ориентируются на мирное сосуществование различных политических сил. Заметим, что слово «seny», символизирующее специфику каталонского менталитета, означает рассудительность, психологическую уравновешенность

Тяга к обретению суверенитета материализуется на уровне как политических организаций (наиболее яркий представитель – Левореспубликанская партия Каталонии), так и общественного сознания. Самая влиятельная политическая сила в регионе – коалиция «Конвергенция и Союз», в деятельности которой сотрудничество с центральной властью сочетается с радикальной националистической риторикой и готовностью при благоприятной конъюнктуре возглавить борьбу за национальное самоопределение.

Важнейшей вехой в определении нынешнего политико-юридического статуса Каталонии, ее прав в отношениях с центром стало принятие ее нового статута. Он был одобрен на референдуме, состоявшемся в автономии 18 июня 2006 г. Принятию статута предшествовала напряженная борьба, связанная с намерением его составителей определить Каталонию как «нацию». Эта позиция, созвучная настроениям большинства населения региона, противоречила конституции, которая предусматривает существование на территории Испании лишь одной нации – испанской. Понятие «нация» трактуется по-разному. Для части националистов определение Каталонии как нации вовсе не означает ее выхода из состава Испании. Радикальные же националисты однозначно трактуют такое определение своего региона как возможность отделения. Политическая борьба вокруг термина «нация» важна для них, поскольку создает платформу для последующих шагов по дистанцированию от Мадрида, в частности, для проведения референдума по вопросу об отделении.

В результате длительного обсуждения в кортесах термин «нация» остался только в преамбуле нового статута, которая не имеет юридической силы. В статьях же, обладающих юридической силой, Каталония именуется «национальностью». Вместе с тем официально признаются знамя, национальный праздник и гимн Каталонии. Во многих других сферах (судебная и правоохранительная система, сбор налогов, языковые права) права автономии расширились по сравнению со статутом 1979 г. После принятия нового автономного статута Каталонии семь субъектов права (Народная партия и несколько автономий) оспорили в конституционном суде ряд его положений, прежде всего определение Каталонии как «нации». После долгого рассмотрения конституционный суд вынес вердикт оставить данную трактовку без изменения.

Итак, в отличие от Страны Басков, автономный статут Каталонии реформирован в плане расширения ее полномочий. Однако радикальные националисты не удовлетворены и по-прежнему стремятся к обретению регионом суверенитета. Их конфликт с центром сохраняется, просто становится менее осязаемым.

Альтернативные сценарии

Теоретически нельзя исключать разрыв отдельных регионов с Испанией. При этом следует иметь в виду, что внутренние и международные условия не благоприятствуют развитию такого сценария. Правовые нормы ЕС не предусматривают вступления в него отдельных регионов, которые захотят отделиться от стран-членов. Не следует забывать и о том, что процесс европейской интеграции, сопровождающийся упразднением границ, созданием единого рынка товаров, капиталов и услуг, расширением компетенции наднациональных органов, работает против национал-сепаратизма. По имеющимся оценкам, последствиями сецессии и выхода Страны Басков из ЕС станут массовое бегство из региона капиталов, передислокация части предприятий, потеря многих десятков тысяч рабочих мест, большие расходы, связанные с созданием новых государственных структур и новой валюты, общее обнищание населения, ухудшение отношений басков с остальной частью населения Испании (за исключением националистически настроенных групп). Крайне важно и то, что большинство населения региона не хочет рвать отношения с Испанией.

В ближайшие годы значительно более вероятным представляется иной сценарий: сохранение статус-кво или модификация юридических статутов автономий в рамках действующей конституции. Отношения между центром и регионами будут развиваться в зафиксированной конституцией логике единой испанской нации и неделимости ее суверенитета. При таком сценарии центральной власти придется постоянно иметь дело с проявлениями сепаратистских настроений части элит и населения автономий, стимулируемыми обстановкой глобального экономического кризиса, больно ударившего по Испании. Противодействием сепаратистским устремлениям может служить активная политико-пропагандистская деятельность, доказывающая преимущества жизни в многоликой демократической Испании и объясняющая, что сецессия – процесс крайне болезненный для многочисленных групп населения регионов, решившихся на такой шаг.

Сергей Хенкин, Д.и.н., профессор каф. сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России
Российский совет по международным делам