Кто входит в группу смг. Медицинские группы здоровья для занятий физкультурой в школе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №385

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическое пособие

(Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Работу выполнела: Посяева Марина Алексеевна,учитель

физической культуры, высшей категории.

2014г. СПб

Движение по своему воздействию может заменить любое лекарственное средство, но ни одно лекарственное средство не может заменить движение.

Т.Тассо (итальянский поэт 16 в.)

Здоровье и урок физической культуры

Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья.

Отечественная система физического воспитания, у истоков которой стояли такие блестящие врачи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко, задумывалась как средство укрепления здоровья, гармонического физического развития и приобретения полезных навыков и умений, необходимых в жизни, трудовой и военной деятельности. На I Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке в 1919 г. в числе важнейших рассматривались вопросы физического воспитания детей и молодежи. В структуру системы физического воспитания были включены возрастные ступени, связанные с известными на момент их разработки возрастными особенностями развития. Созданная многими поколениями отечественных ученых и педагогов советская система физического воспитания была образцом для подражания в зарубежных странах, в том числе всей Восточной Европы

Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Как видно на диаграмме, лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. Что лежит в основе медицинского распределения детей на группы, не всегда толком знают даже

Пояснительная записка

Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. Оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля, за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обращая особое внимание на учащихся, отнесенных к специальной группе. Одна из причин ухудшения здоровья подрастающего поколения состоит в том, что с поступлением в школу двигательная активность падает на 50% у младших школьников (по сравнению с дошкольниками) и на 75% у старших школьников, студентов, а это ведет к развитию гиподинамии. А гиподинамия снижает функциональные возможности подрастающего организма. Наши ученики мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 часа), во многих школах нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, нет горячего питания. Все это влечет за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.). Весьма важно благоприятное влияние физических упражнений на развитие внешнего дыхания. Дыхательные объемы на 20-30% выше у детей, систематически занимающихся физкультурой, чем у школьников с гиподинамией. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями развиваются приспособительные изменения сердца за счет небольшого увеличения в объеме, повышения тонуса и утолщения мышечных волокон сердца, так называемая умеренная гипертрофия миокарда, что повышает уровень и эффективность функционирования кардио- респираторной системы. Кроме того, для ребенка, страдающего гиподинамией, значительно возрастает степень опасности получения травмы, т.к. они плохо владеют своим телом в движении, имеют плохую координацию движений в пространстве. Исходя из вышеизложенного, видно, что борьба с гиподинамией, систематические занятия физической культурой, открывают резервы профилактики детского травматизма путем целенаправленного обучения детей необходимым и специальным двигательным навыкам, а также внедрения рациональных физических нагрузок, начиная с самого раннего возраста. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся образовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. К специальной медицинской группе (СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой (10-15% от общей численности учащихся). Они занимаются по специально разработанным программам по физической культуре. Отнесенные к СМГ освобождаются от участия в соревнованиях, от сдачи нормативов, им необходимы постоянные занятия физическими упражнениями. К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу

Организационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физического воспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает пофамильно списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 2 раза в неделю по 40 минут. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса.

Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:

    с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;

    с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;

    с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.

Выделять следующие возрастные группы, не зависимо от заболевания:

от 7 до 10 лет – младшая;

от 11 до 13 лёт – средняя;

от 14 и старше – старшая;

При невозможности выделить специального педагога для СМГ, занятия с такими учащимися можно проводить:

    вместе с основной группой (но не желательно), но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.

    домашних условиях в виде домашних заданий (в исключительных случаях).

Наполняемость групп не менее 10 человек, но не более 15 человек. Если у школьных врачей возникает сомнения по определению медицинской группы, то назначается консультация врачей врачебно-физкультурного диспансера.

Принципы методики занятий специальной медицинской

группы (СМГ)

Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. Основной формой занятий с учащимися специальной медицинской группы в учреждениях образования является урок физической культуры. Урок для групп СМГ можно проводить 2 раза по 45 минут или 3 раза по 30 минут. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений. Прежде всего, это оздоровительная лечебно- профилактическая направленность средств физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм. Дифференцированным должен быть подход к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом. Занятия физической культурой с учащимися СМГ делятся на два периода: подготовительный и основной.

В подготовительный период- средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.

Основная – цель подготовительного периода: (сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и систем

.

Распределение учащихся по медицинским

физкультурным группам

Специальная медицинская группа делится на две подгруппы:

* К подгруппе «А» относятся , учащиеся имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

* К подгруппе «Б» относятся учащиеся с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно- сосудистой,мочевыводящей системы, печени, высокая степень нарушений рефракции зрения с изменением глазного дна и др.)

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся

Обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом, так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся

Практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико - лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (корректирующие здоровье и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. Настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10 - 15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

К специальной группе « А» (III группа здоровья) относятся

Обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (корректирующие здоровье и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося, при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов здорового образа жизни, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе « Б» (IV группа здоровья) относятся

Обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного хронические заболевания в стадии субкомпенсации и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесённым к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов здорового образа жизни. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов здорового образа жизни, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. Родители должны систематически контролировать участие детей во всех лечебных, профилактических, оздоровительных мероприятиях, нельзя этих обучающихся оставлять

Индивидуальная карта учащегося:

1. Общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество),

2. Шифр заболевания,

3. Состояние осанки,

4.Состояние стопы,

5. Состояние зрения,

6. Другие проблемы,

7. Длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями,

8. Поурочный учёт ЧСС.,

9. Содержание задач урока,

10. Индивидуальные задания и др.

Оценка влияния физических упражнений на школьника по внешним признакам

Небольшое утомление

Среднее утомление

Выраженное

утомление

Окраска кожи

Лёгкая

Значительная

Побледнение или

синюшность

Потливость

Незначительная

Большая

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Страдальческое

Характер

дыхания

Учащённое,

ровное

Учащённое,

постоянные-

глубокие

вдохи и выдохи

Резкое учащённое

Поверхностное и

аритмичное

Координация

Движений,

внимания

Чёткое, бодрое

выполнение

команд

Неуверенные

Движения,

Покачивания,

Нечёткое выполнение

заданий

Дрожание конечностей,

Частые покачивания,

Отставания в ходьбе от

группы

Жалобы

Нет

На усталость,боль

в мышцах.

Внешние признаки

утомления

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ

1.Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

2.Улучшение показателей физического развития;

3.Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

4.Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

5.Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

6.Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

7.Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;

8.Обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

9.Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания

Образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение технике движений, её совершенствование. Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от

состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Задачи подготовительного периода:

1. Постепенно подготовить сердечно - сосудистую и дыхательную системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;

2.Воспитать у учащихся потребность систематических занятий физическими упражнениями;

3. Научить быстро находить и правильно считать пульс;

4. Обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе необходимо учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности учащихся .

Примерное содержание урока в подготовительный период

Построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, подсчёт пульса, отдых сидя, индивидуальные упражнения, рекомендованные для отдельных групп заболеваний.

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение дыхательных упражнений с другими на первых двух-трёх уроках – 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т.к. выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод выполнения упражнений с произношением на выдохе гласных и согласных. В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в медленном темпе из исходного положения «лёжа» и «сидя». За это время изучаются особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку. В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановление нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке. В основной период – приблизительно декабрь–май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций.повышение адаптационно –компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование процессе занятий физической культуры.

Целью основного периода

Является перевод школьника в более сильную по состоянию здоровья группу (подготовительную).

Задачи основного периода:

- освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ;

- повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды ОРУ, виды лёгкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Существенное значение имеют положительные эмоции. Живое, увлекательное проведение урока поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям. Очень важно чаще использовать поощрение, поддерживать каждый, даже небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенную требовательность к точности выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей.

Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах.

Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на здоровье детей.

Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов.

Так, нагрузку можно регулировать:

- темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;

- подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения,

включая упражнения с отягощением;

- амплитудой движений;

- исходными положениями при выполнении упражнений;

- временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом

между ними;

- степенью мышечного напряжения;

- эмоциональным фактором.

Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия.

Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия,

пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и

адекватность её функциональным возможностям занимающихся.

Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно - сосудистой системы.

Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).

Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:

- построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;

- перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;

- при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;

- при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;

На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Вводная часть (3–4 мин.):

- наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения

Подготовительная часть (10-15 мин.):

общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном,а затем в среднем темпе.

Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать

на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнеподготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки)

включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко.

Специальные дыхательные упражнения применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытуемого организма.

Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока.

Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями.

Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.

Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть.

Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении мышечной структуры организма.

Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения:

-дыхательные и на расслабление.

Главная задача этой части урока :

-восстановление функционального состояния организма учащихся после

физических нагрузок.

Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия. Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после

наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны.

Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

Гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

Легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции,

способы метания гранаты, прыжки в длину;

Лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя). На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание должно обращаться на овладение техникой передвижения,

поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго следить за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся. Поскольку скорость движения невелика, учителям необходимо контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей.

Плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение

держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции

изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при

изучении техники плавания одним из способов.

Оздоровительная аэробика – выполняется на пульсе на выше 150 уд./мин и может сочетать в себе чередование специальных упражнений из лечебной физической культуры, базовых и упражнений на дыхание и растяжку (стретчинг), а также может заменить (если нет условий выполнить все разделы программы) лыжную подготовку и плавание.

Подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки.

Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая

возникновение переутомления.

начинать надо всегда с более простых.

1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в виде

эстафет: а) передача мяча над головой (2 раза);

б) передача мяча между ногами (2 раза);

в) передача мяча справа, слева (по 2 раза);

г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).

2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности: а) подбрасывание мяча

над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении

в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз);

б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после

передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);

в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное

перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто

поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин.

3. Передал – садись: а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к

колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав

его капитану, садится на пол (1–2 раза);

б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и

передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности)

(1–2 раза).

4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги

лицом друг к другу: а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);

б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);

в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);

г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз);

д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);

е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).

5. Игра «Мяч капитану»: а) смена играющих через 3 мин;

б) смена играющих через 5 мин.

6. Эстафета с элементами баскетбола: а) продолжительность эстафеты до 3

мин; б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков.

7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам: а) смена игроков через 3 мин;

б) смена игроков через 5–6 мин.

Игры 1–4 рекомендуются для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал

не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.

Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может служить восстановительный период частоты сердечных сокращений, который должен быть не более 5–7 мин.

Противопоказания к занятиям физической культурой

При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные

для каждой группы заболеваний.

Заболевания сердечно -сосудистой системы предполагают групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере).

Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы,

лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя, стоя.

В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и

общим состоянием ребенка.

При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании

с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо

развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным с бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.

Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе

через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и],

[о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре,

бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома

по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество

упражнений – 3–4.

После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны занятия плаванием.

При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика и т.д.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, Пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание

уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. –

второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговаривается дополнительно.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр и т.п.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт;

- для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры

-старшей группы – элементы танцев.

В занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах.

Задача заключается в том : чтобы через физические упражнения

приостановить прогрессировании болезни, а при функциональных нарушениях осанки –нормализовать её.

Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости.

Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в

течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин.

Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия, обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию их здоровья, степени тренированности, необходимо снизить физические нагрузки, дать детям отдых, а в ряде случаев провести углубленное клиническое исследование.

Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна проявляться умеренными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания

повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления.

Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.

Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениям, и позволяет проследить ее в динамике. На занятиях с учащимися СМГ рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой.

Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшает показатели силы, гибкости, выносливости.

Домашнее задание

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время

выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин.

Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:

1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук

(у зеркала).

2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.

3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4. Упражнения из и.п.: лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы

и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.

6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.

7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги

прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя

равновесие. То же – с закрытыми глазами.

8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки

в переди. То же – руки на поясе.

9. Упражнения для мышц стопы: захват лёгких предметов (малого мяча,

коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.

10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами

его о пол и ловлей.

11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперёд, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).

12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).

13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.

15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя.

16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.

Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить

собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, как

необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных

упражнений.

Работа с родителями

С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся СМГ большое значение должно придаваться систематической работе с родителями. Хотя все родители и желают видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными, выносливыми, хорошо успевающими в учебе, но лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, систематически используют средства физической культуры для его улучшения. Одной из основных причин недооценки роли физических упражнений является недостаточная осведомленность родителей об их пользе для улучшения здоровья и правильного физического развития ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без сомнения, позволят

Список литературы:

1. Аухадеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах: Метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1986

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208с

3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - М.: 1987

4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М: Высшая школаД986г-255с

5. Бурухин С.Ф.Гимнастика - это очень важно//Физическая культура в школе. 2000г, №8. – с.10-12

7. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – с.60-66

8. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989

10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985

11. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений – М: Издательский центр «Академия»,2002г,264с

14.Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе-2000-№6-с22-25

15. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989.

Травма головы.

Приветствую Вас, расскажу о аббревиатуре “СГМ”. Это черепно- мозговая травма легкой степени тяжести и расшифровываются эти заветные буквы как сотрясение головного мозга. Мне, как врачу- неврологу, это состояние встречалось часто за время моей врачебной практики. Особенно во время массовых гуляний и праздников, сопровождающихся распитием спиртных напитков.

Что касается СГМ или сотрясения головного мозга, то редкому человеку не ставили этот диагноз хотя бы раз в жизни.

В жизни обычно происходит следующее- человек, получивший сотрясение головного мозга может потерять сознание после травмы- кратковременно, почувствовать головокружение, тошноту, рвоту. Обстоятельства травмы: ДТП, падения с высоты, драки – любые причины механического нанесения удара по голове.

На коже лица и головы могут быть признаки механического воздействия- ссадины, гематомы, царапины и прочие следы механического воздействия

СГМ является самой частой черепно-мозговой травмой, подробнее о травме головы читайте на странице .

Сотрясение головного мозга и его признаки (симптомы)

Симптомы сотрясения головного мозга:

  • потеря координации движений
  • шаткостью при ходьбе
  • тошнота и рвота
  • нарушение зрения- предметы могут “плыть”, двоиться, бывает трудно сконцентрировать зрение на каком-то предмете
  • головные боли
  • потеря памяти, точнее, выпадение её фрагментов на какие-либо промежутки времени

Это самые частые признаки сотрясения головного мозга, на основании которых врачи подозревают этот травму. Полный неврологический осмотр уточняет этот диагноз или снимает его. Проводит его невролог или нейрохирург.

Что делать, если после травмы человек чувствует подобные симптомы? – обязательно нужен осмотр врача, на основании которого ставится этот диагноз. Ни в коем случае не занимайтесь самодиагностикой! Сотрясение головного мозга могут “маскировать” серьезные повреждения головного мозга, угрожающие тяжелыми последствиями для здоровья и жизни.

Если есть какой то из перечисленных симптомов и был эпизод травмы- быстро дуйте на прием к врачу. Не можете- вызывайте скорую помощь. Осмотр , травматолога или нейрохирурга поможет определиться с диагнозом и назначить, провести дополнительные методы исследования- если они необходимы.

Как долго лечится?

Лечение сотрясения головного мозга проводится в больнице в отделениях нейрохирургии, травматологии, иногда и в отделениях неврологии, хирургии- при отсутствии первых перечисленных. Лечение медикаментозное, помимо лекарств назначается физиотерапевтическое лечение, при необходимости. Человеку с сотрясением головного мозга необходим строгий постельный режим. Длительность лечения обычно около 2-х недель. О сроках, методах лечения и восстановления после сотрясения подробнее читайте в этой

При своевременном и правильно проведенном лечении сотрясение головного мозга проходит бесследно, редко оставляя после себя последствия. В течение 1-2х месяцев после получения травмы, возможны периодические головные боли и чувство быстрой утомляемости, плохой сон. После назначенного курса препаратов, способствующих восстановлению функций головного мозга, данные симптомы проходят, лишь в редких случаях, оставаясь на более длительный срок.

Вывод

С отрясение головного мозга- частая травма, после которой происходит полное восстановление, не оставляя после себя каких-либо значимых последствий. П ри условии верного диагноза и полного своевременного лечения (!), после осмотра врача и проведении дополнительных исследований.


Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.

Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.

Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.


Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица

Как классифицируются группы здоровья по физкультуре

Группа здоровья Характеристика группы
Основная Группа для физически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заключению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физическом развитии.

Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях.

Дополнительная В таких группах занимаются:

— ослабленные дети;

— уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости;

— дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии.

Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков.

Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке.

Специальная А, В По программам группы «А» занимаются:

— дети с врожденными пороками;

— с хроническими заболеваниями в анамнезе;

— с явными нарушениями физического развития.

Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК.

В подгруппе «В» занимаются учащиеся:

— с хроническими заболеваниями в острой фазе;

— с врожденными пороками на стадии обострения.

Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач.

Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.
Справка является освобождением от физ-ры в школе.

Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?

Критерии оценки:

  • Наличие функциональных нарушений.
  • Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
  • Состояние основных систем детского организма.
  • Слаженность работы иммунной системы.
  • Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Группа здоровья определяется в медучреждении.

  1. Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
  2. Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами. Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.

Иногда неопытные врачи перестраховываются и пишут в справке группу, которая не соответствует состоянию здоровья ребенка. На первый взгляд незначительная ошибка нередко становится непреодолимым препятствием для поступления в престижные школы. Поэтому нижерасположенная таблица поможет родителям убедиться в правильном решении врача. В случае разногласий, родители всегда смогут оспорить результаты, обратившись за консультацией к главному врачу медучреждения.

Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.

Заболевания у ребенка и группа здоровья

Заболевание Группа здоровья по физкультуре
Простудные заболевания чаще четырех раз за год. Слишком длительный процесс восстановления (более месяца).
В анамнезе поставлен диагноз « », имеется излишний вес, анализ крови показал анемию, туберкулиновая проба положительная (реакция Манту, проба Пирке). Вторая группа – дополнительная.
Окулист определили близорукость . Дополнительная группа.
Хронические заболевания , находящиеся в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа.
Хр. заболевания в стадии компенсации и врожденные пороки развития. Специальная группа «А»
Хр. заболевания в острой форме, врожденные пороки в стадии субкомпенсации . Специальная группа «В»

Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты

Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.

Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе

Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.

Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.

Специальная группа «А» и «В» по физкультуре в школе

  1. Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
  2. Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам. Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.
  3. Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
  4. Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.
  5. Все упражнения делаются на специальных ковриках.
  6. Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
  7. Им нельзя заниматься в спортивных секциях.

Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:

  1. Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
  2. Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.
  3. Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
  4. Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
  5. Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.

Отметки

Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов. Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.

А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.

Пояснительная записка.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • формирование правильной осанки и её коррекция;
  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств.

Организация и проведение занятий с учащимися спец. мед. группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми, так как здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся рекомендуют разделить на подгруппы А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательного режима.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, высокая степень нарушения зрения.

Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части). Однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно.

В основной части урока учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определённую для них максимальную физическую нагрузку, выполняют специальные упражнения для профилактики и коррекции разных болезней.

В заключительной части урока используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки, выполняются упражнения на дыхание, упражнения на расслабление мышц. И обязательно отдых сидя.

Планирование
учебного материала на I четверть для учащихся СМГ (1 группа).

Учебный материал

Основы знаний

1. Правила техники безопасности

2. Определение ЧСС.

Обучение навыкам самоконтроля

3. Обучение точечному массажу

Строевые упражнения

1. Повторение элементов строя

2. Повороты на месте

1. Упражнения утренней гимнастики

2. Дыхательные упражнения

4. Суставная гимнастика

5. Упражнения на скамейке

Лёгкая атлетика

1. Высокий старт

2. Полоса препятствий

3. Метание мяча в цель

4. Метание мяча на дальность

Школа мяча

1. Передача мяча в парах

2. Ведение мяча на месте

3. Эстафеты с мячами

2. Плоскостопия

Подвижные игры

2. Пчёлы и медведи

1. Прыжки в длину с места

2. Наклоны вперёд сидя

3. Броски и ловля мяча

Планирование
учебного материала на II четверть для учащихся СМГ (1 группа)

Учебный материал

Основы знаний

1. Правила безопасности на уроках гимнастики

2. Влияние физических упражнений на осанку

Строевые упражнения

1. Передвижение противоходом, змейкой

2. Построение в две шеренги

1. Комплекс УРГ

2. Комплексы упражнений

а) с гимнастической скакалкой

б) с мячами

в) на гимнастической стенке

г) на скамейке

3. Упражнения на расслабление

4. Упражнения на дыхание

Лазания и перелезания

1. По наклонной скамейке на коленях

2. Перелезание через козла

3. Перелезание через скамейки

Равновесие

1. Ходьба по скамейке

2. Поворот на носках

3. Приседание, переход в упор на скамейке

Специальные упражнения для профилактики и коррекции

2. Сколиоза

3. Плоскостопия

4. Ожирения

Подвижные игры

1. Эстафета с мячами

2. Воробьи и вороны

3. Меткий глаз

4. Пионербол

Планирование
учебного материала на Ш четверть для учащихся СМГ (1 группа)

Учебный материал

№ уроков

Основы знаний

1. Правила безопасности на уроках физкультуры

2. Простейшие приёмы массажа

Строевые упражнения

1. Поворот кругом

2. Ходьба по залу

3. Лёгкий бег

1. Суставная гимнастика

2. Упражнения в парах

3. Упражнения с мячом

4. Упражнения в равновесии

5. Упражнения в висах

2. Плоскостопия

3. Скалиоза

4. Бронхо-лёгочных болезней

5. Ожирение

Школа Мяча

1. Ведение мяча

2. Бросок Мяча в кольцо

3. передача мяча в парах

Игра с мячом на стенку

1. День-ночь

2. Воробьи и вороны

3. Не давай мяча водящему

4. Пионербол

5. Эстафета с мячами

6. Мяч капитану

7. Передал садись

8. Игры по желанию

Планирование
учебного материала на IV четверть для учащихся СМГ (1 группа)

Учебный материал

№ уроков

Основы знаний

1. правила безопасности на уроках физкультуры

2. Дыхание при ходьбе и беге

Строевые упражнения

1. Комплекс упражнений типа зарядки

2. Упражнения с малыми мячами

3. Дыхательные упражнения

4. Упражнения на расслабление

Упражнения для профилактики и коррекции

2. Плоскостопия

3. Скалиоза

Метание в лёгкой атлетике

  1. Метание мяча в цель – 6 м.
  • Метание на дальность

Школа мяча

1. Передача мяча в парах

2. Ведение – передача – бросок

3. Бросок мяча в кольцо

4. Игра с мячом на стенку

5. Игра над головой

1. Наклон вперёд сидя

2. Прыжки в длину с места

3. Метание теннисного мяча

1. Охотники и утки

2. Эстафета с мячами

Спинномозговая грыжа (СМГ) относится к тяжелой патологии, затрагивающей преимущественно детскую возрастную категорию и новорожденных в частности. Чем угрожает данное заболевание, какова предстоящая тактика лечения и прогноз?

СМГ в основном является врожденным пороком развития с грубыми структурными нарушениями. Состояние проявляется выхождением спинного мозга и/или его оболочек на определенном уровне через аномальные (расщепленные) позвонки.

Классификация

Относительно уровней расщепления выделяют грыжи:

  • шейного;
  • грудного;
  • поясничного;
  • крестцового отдела позвоночника.

В основе формирования спинномозговых грыж лежит костный дефект. Дисрафия (нарушения закрытия) со стороны спинного мозга именуется как спина бифида (расщепление позвонков). В зависимости от того, в какой части позвонка отсутствует заращение, выделяют переднюю (дефект тела) и заднюю формы (расщепление остистых отростков и дужек). Отдельную позицию занимает скрытое расщепление, при котором отсутствует грыжа, но имеется морфологически измененный позвонок. Последнее состояние наиболее часто отмечается на уровне пояснично-крестцового отдела.

Спинномозговая грыжа у детей

Спинномозговая грыжа относится к группе больших аномалий развития и часто сочетается с другими пороками внутренних органов. Некоторые маленькие пациенты в связи с этим оказываются нежизнеспособными, этим объясняется довольно высокая летальность в первые недели или месяцы после рождения. У выживших зачастую отмечается параплегия, увеличение размеров головы, кифотическая деформация спины.

Спинномозговые грыжи могут входить в состав хромосомных аномалий: трисомий 8 и 11 хромосом, триплоидий. При этом тяжесть состояния и дальнейший прогноз часто определяется комплексом нарушений.

Клинически при осмотре новорожденного ребенка со спинномозговой грыжей выявляются:

  • выпячивание в области позвоночника на определенном уровне (в 30% случаев – на пояснице);
  • кожа истонченная, просвечивают расположенные под ней структуры, может отмечаться мацерация (раздражение и покраснение);
  • рубцовые изменения в области дефекта;
  • возможно просачивание цереброспинальной жидкости (ликвора);
  • при пальпации образования ребенок начинает плакать, а попутное обследование родничка (за счет оценки напряжения и выбухания) дает представление о возможной гидроцефалии;
  • кал и моча отделяются постепенно («подтекают»);
  • зияние ануса;
  • снижение сухожильных рефлексов с конечностей;
  • парезы и параличи.

Обратите внимание!

Наличие пигментированных пятен или гипертрихоз (повышенный рост жестких волос в нетипичном месте) в проекции позвоночника при отсутствии явных признаков неврологической и ортопедической патологии может указывать на присутствие аномалий со стороны внутренних органов и расщепления позвонков в частности.

Изменения соответствуют уровню поражения спинного мозга по принципу: чем выше по топической локализации, тем тяжелее.

Как правило, данную патологию распознают еще во время беременности при ультразвуковом скрининге плода. На момент обследования принимается решение о вынашивании беременности или необходимости прерывания. Разработаны методики внутриутробного проведения оперативного вмешательства по устранению дефекта нервной трубки. В России подобного рода операции пока не получили распространения, пациенты вынуждены искать финансирование для лечения за границей.

Видео

Пример нескольких семей, получивших эффективную медицинскую помощь в Швейцарии, представлен в репортаже.

Основная же масса детей оперируется уже в периоде новорожденности или на первом году жизни. После проведения всех исследований под контролем состояния нервных волокон и корешков (при помощи внутриоперационного исследования их электрической активности) производят вправление структур спинного мозга в спинномозговой канал. Затем иссекают грыжевой мешок и нежизнеспособные ткани. По окончании чего производят пластику с укреплением местными тканями сухожилий и мышц.

Дополнительная информация!

При установлении спинномозговой грыжи во внутриутробном периоде врачи с целью уменьшения рисков травмирования нервной ткани принимают роды посредством кесарева сечения.

Спинномозговая грыжа у взрослых

Не стоит путать спинномозговую грыжу и протрузию межпозвонкового диска. Неврологические проявления у взрослых могут быть схожими, но причины симптоматики несколько разнятся. При межпозвонковой грыже спинной мозг располагается в своем канале, а основные изменения касаются хряща.

Впервые зарегистрированная спинномозговая грыжа среди взрослого населения основывается на наличии морфологических предпосылок в виде неосложненного незаращения позвонков. В случае травмы или сверхсильных весовых нагрузок может происходить образование грыжевого выпячивания. Симптомы проявляются в виде нарушения чувствительности, ослаблении тонуса и силы в конечностях, болевом синдроме.

При диагностировании подобного состояния пациент подлежит экстренной госпитализации с проведением оперативного лечения.

Диагностика заболевания

Клиническая картина спинномозговой грыжи в ряде случаев не составляет затруднений в постановке диагноза. Однако для точного определения локализации патологии, установления содержимого грыжевого мешка, исключения новообразований необходимо провести дополнительные исследования:

1 трансиллюминация (просвечивание, проводится осмотр образования в проходящем свете); 2 УЗИ; 3 контрастная и радиоизотопная миелография (рентгеновское исследование ликворопроводящих путей с помощью контраста или применения меченых элементов); 4 КТ, ЯМРТ; 5 рентген позвоночного отдела.

Рентгеновское исследование позволяет определиться с размером вмешательства. Так при наличии сращений, спаек и различных перетяжек спинной мозг может быть фиксирован на отдаленных участках от места расщепления. Если не мобилизовать его, то по мере роста ребенка будет развиваться отдаленная неврологическая симптоматика.

Пациента в обязательном порядке осматривает невролог с вынесением своих диагностических критериев (изменение рефлексов и чувствительности, парезы, параличи).

Для исключения сопутствующей патологии проводится осмотр окулистом и урологом. Повышение внутричерепного давления отмечается застойными явлениями со стороны дисков зрительных нервов. Проблемы в мочевыделительной системе могут оказаться отдельным заболеванием, а не просто проявлением неврологических нарушений.

Дополнительно назначается проведение анализов для подготовки к операции (анализы крови и мочи, серологическое исследование крови на ВИЧ и сифилис).

Лечение

Спинномозговые грыжи лечатся хирургическими методами. Радикальным путем проводится грыжесечение и последующая герниопластика местными тканями.

Существует ряд относительных противопоказаний к проведению вмешательства, которые вынуждают переносить операцию на более благоприятное время после стабилизации жизненно важных показателей.

Помимо основного лечения осуществляется комплекс мер направленных на снижение внутричерепного давления медикаментозными средствами (прием диуретиков), также назначаются витаминные препараты и нейротропные лекарства.

Используются физиотерапевтические методики (электрофорез, УВЧ), массаж и ЛФК.

От того, как выполняются назначения, будет зависеть успех реабилитации после хирургического лечения.

Дополнительная информация!

расщепление позвонка в качестве рентгеновской находки не требует каких-либо мер по лечению. Пациент с выявленной патологией только наблюдается у ортопеда и осматривается неврологом.

Поскольку, в этиологии заболевания в основном лежат эмбриональные нарушения, важно осуществлять пренатальную профилактику патологии нервной трубки. Необходимо исключение вредных воздействий никотина, алкоголя, наркотических средств, ионизирующего излучения. Значительное влияние оказывает прием витаминов (особенно фолиевой кислоты) на правильное формирование отделов нервной системы, поэтому их прием рекомендуется начинать заблаговременно, еще на этапе планирования беременности. Не менее важна консультация генетика и своевременное обследование при наличии СМГ у ранее рожденных детей или плода.

Прогноз

Последствия спинномозговой грыжи во многом определяются не только качеством, своевременностью выполнения операции и реабилитационных мероприятий, но и первоначальным состоянием пациента. Если грыжа является составляющей в комплексе аномалий развития, то она не становится основополагающим моментом в прогностическом плане. Изолированный же порок в виде расщепления позвонков с грыжевым выпячиванием спинного мозга довольно успешно поддается лечению и коррекции, в дальнейшем дети мало чем отличаются от своих сверстников.

Видео

Интервью мамы маленькой пациентки с диагнозом фиксированного спинного мозга или спинномозговой грыжи после операции

После операции по поводу спинномозговой грыжи у взрослых прогноз остается относительно благоприятным.

Спинномозговая грыжа – серьезное заболевание. Но, не смотря на это, специалисты научились с ней справляться. Теперь пациенты данного профиля имеют возможность нормально ассимилироваться с окружающей средой.

(Всего 475, сегодня 1)