Как в капитальном гараже сделать вентиляцию. Вентиляция в гараже своими руками: схема и правильная реализация проекта

Владельцы личных транспортных средств и построенных для них гаражей порой с излишней беспечностью относятся к важной коммуникационной системе – к вентиляции. Однако формирование условий для хранения машины, запчастей, инструментов, запасной авторезины, продуктов и заготовок в подвале в немалой степени зависит от правильной циркуляции воздуха. Грамотно выполненная вентиляция в гараже необходима для поставки свежего воздуха, требующегося, как хозяину, так и его движимой собственности. Данный тип коммуникаций отвечает также за устранение летучих токсичных компонентов и излишка влаги.

Уверенность многих владельцев гаражей в том, что нежилое помещение не нуждается в вентиляции, помогут опровергнуть характерные последствия отсутствия данной системы.

  • Сырость, оказывающая разрушающее действие на металлические составляющие кузова, на электронные устройства и электрику авто. Кроме вреда, причиняемого машине, избыток влаги ускорит процессы порчи и гниения запасов, станет причиной появления грибка на стенах, деревянных опорах и других конструктивных элементах гаража, выполненных из древесины и из металла.
  • Токсичная среда, негативно действующая на здоровье хозяина. Без вентиляции в гараже будет формироваться атмосфера, вызывающая головные боли, тяжелое болезненное состояние, отравление. Даже если концентрация испарений от неполного сгорания газа, бензина, дизеля не ощущается по началу владельцем гаража, в последствии накопившиеся токсины обязательно дадут о себе знать.

Элементы кузова, больше всего страдающие от отсутствия вентиляции в гараже

Устройство простейшей или сложной системы вентиляции избавит от негативных последствий. Тем более что согласно декларированным в СНиПе 21-02-99 требованиям данной коммуникационной системой хозяйственные постройки должны быть оборудованы наравне с жильем.

Независимо от типа технической и конструктивной сложности система вентиляции должна оснащать гараж с отоплением и без него. Согласно нормативному регламенту объем притока свежего воздуха должен составлять 180 кубометров в один час (м³/ч), расположенный внутри постройки термометр должен показывать 5° С.

По европейским стандартам полный воздухообмен должен совершаться с периодичностью 6-10 раз в сутки.

Оборудовать системой, обеспечивающей воздухообмен и обдув машины, нужно двухэтажные гаражи и стандартные одноэтажные постройки. В двухэтажном строении с мастерской наверху, в постройках со смотровой ямой все помещения должны вентилироваться равнозначно. Обязательно должна быть устроена самостоятельная вентиляция погреба в гараже, так как в изолированном подвальном помещении не будет достаточно активной циркуляции воздуха для устранения сырости и запаха.

Вентиляцией нужно обеспечить любой гараж, независимо от его площади, численности хранящихся авто и количества этажных уровней

Выбор рациональной схемы устройства

Конструкция вентиляционной системы должна разрабатываться в период проектирования, так как функциональные отверстия нужно сделать в стенах и цоколе гаража во время возведения несущих элементов. Необходимо учесть количество этажных уровней, предполагаемую численность авто, высоту и площадь одного или нескольких помещений. На этом этапе владелец выбирает наиболее рациональный и выгодный способ обустройства, определяется с типом системы, способным справиться с возложенной на него функцией.

Обустроить гараж можно следующими видами вентиляции:

  • Система естественной вентиляции, основанная на правилах аэродинамики и движении воздушной массы без принуждения.
  • Комбинированная вентиляция в гараже, использующая правила естественного воздухообмена в сочетании с применением механических приспособлений для стимуляции движения воздушной массы.
  • Механическая система вентиляции в гараже, осуществляемая посредством специальных установок, побуждающих отток и приток воздушной массы.

В схеме естественной, механической и комбинированной вентиляции могут использоваться один или два канала. Для стимулированной искусственным способом циркуляции воздушного потока чаще всего достаточно всего лишь одного отверстия.

Диаметр асбестовых или металлических труб, применяемых для формирования вентиляционных отверстий, рассчитывается исходя из объема воздушного потока, требующего замены. По нормативам на один квадратный метр должно приходиться 15 мм диаметра. То есть, для обустройства 10метрового гаража понадобится два отрезка трубного проката с размерами поперечного сечения 150 мм. Можно рассчитать размер вентиляционных отверстий по другой формуле, согласно которой треть площади гаража будет равна суммарной величине всех вентиляционных отверстий. Данной формулой пользуются в основном для расчета параметров вентиляционных отверстий, требующихся для установки системы механического одноканального воздухообмена.

Специфика естественного воздухообмена

Совершающаяся естественным образом циркуляция воздуха происходит за счет разницы температуры внутреннего пространства гаража и внешней среды. Для того чтобы воздух самопроизвольно циркулировал, необходима установка двух вентиляционных отверстий: вытяжного для отвода загрязненной воздушной массы и приточного для поступления свежего воздуха на замену. Данная вентиляция гаража своими руками, заключающаяся в монтаже труб с рассчитанным заранее диаметром, выполняется при сооружении несущих конструкций.

Схема, демонстрирующая принципы действия простейшей естественной вентиляции

Для обеспечения правильного воздухообмена необходимо соблюдать следующие правила:

  • Отверстие, обеспечивающее приток свежего воздуха, располагают на уровне 10 см от нижней отметки пола, а воздуховод поднимают на расстояние в 30 см от грунтовой поверхности. Для защиты от насекомых, грязи и вандалов воздуховод оснащают сеткой и своеобразной крышей.
  • Вытяжное отверстие устанавливают в диагонально-противоположном верхнем углу, на расстоянии 10 см от линии сопряжения стены с кровлей или от верхнего перекрытия. Труба, предназначенная для отвода загрязненного воздуха, выводится над кровлей. Высота расположенного над крышей гаража воздуховода должна составлять 50 см.

Вместо вентиляционного отверстия в стене могут быть установлены специальные приточные решетки в двери гаража

Функцию приточного отверстия могут выполнять специальные решетки, вмонтированные в ворота. Для того чтобы вентиляция работала эффективно, сечение данного приспособления, конструктивно напоминающего жалюзи, должно превышать диаметр вытяжной трубы в два-три раза.

Эскиз стандартного расположения приточных и вытяжных отверстий естественной системы вентиляции

Ускорить процесс удаления отработанного воздуха поможет установка дефлектора. Данное устройство, вмонтированное в вытяжной воздуховод, формирует зону пониженного давления, благодаря чему загрязненный воздушный поток вытягивается в отводящее его отверстие. Стимуляция обмена воздушной массы происходит без вентиляционного оборудования. Во избежание появления конденсата дефлектор оснащают теплоизоляцией.

Формирование движения воздуха при устройстве естественной вентиляционной схемы базируется лишь на грамотном использовании законов физики и атмосферных явлений:

  • поступление воздуха обеспечено разницей плотности отводящегося теплого воздуха и поступающего холодного потока;
  • интенсивность обмена обеспечена силой ветра, устремленного на замену теплой воздушной массы, отличающейся низкой плотностью и сохраняющей полученную температуру из-за изоляции гаража;
  • направление задано естественным стремлением нагретого воздушного потока вверх и в область пониженного давления.

Тем, кто хотел бы знать, как правильно сделать вентиляцию в гараже, следует помнить, что исключить «опрокидывание» тяги в сезон низких температур сможет только равенство площади приточного устройства и тех же параметров вытяжной системы. В зависимости от погодного сезона собственнику гаража необходимо будет самостоятельно регулировать воздухообмен с помощью утепленных шиберов. В морозы нужно будет прикрыть сначала приточное устройство, затем вытяжное отверстие.

Приточное вентиляционное отверстие в гараже из бруса

Обоснованным преимуществом естественного обдува машины и замены загрязненного воздуха свежим потоком признана дешевизна. Однако у данной схемы есть ряд существенных минусов:

  • действие вентиляционной системы естественного типа в летнюю жару будет сведено к нулю, так как за пределами гаража температура воздуха выше;
  • перепады давления будут создавать внутри постройки сквозняк, нежелательный для автомобилистов, уделяющих много времени уходу за автомобилем;
  • из-за небольших размеров гаража разницы в параметрах температуры и давления не всегда бывает достаточно для интенсивной циркуляции;
  • сложно предугадать направление ветра, на входное отверстие не всегда будет поставляться воздушный поток;
  • за состоянием приточных и выводящих приспособлений необходимо будет постоянно следить, очищать летом от грязи, гари и скопившейся пыли, зимой от наледи, возникшей из-за перепада температур.

Если в основе строительства гаража хозяином были заложены принципы сбережения, естественный тип вентиляции вполне приемлем. Но желающим не зависеть от подарков природы придется вложить больше средств и сделать несколько более дорогое, но регулярно функционирующее устройство вентиляции в гараже.

Комбинированный способ вентиляции

Дооснащение вентиляционной системы естественного типа механическими устройствами обеспечит независимость от атмосферных явлений и нерегулярно работающих на поставку свежего воздуха правил аэродинамики. Принципиально схема обустройства не отличается от стандартов вентиляции естественного типа.

Разница лишь в установке электрического вентилятора в области утепленного участка вытяжной шахты (отверстия воздуховода). Оборудование также может быть вмонтировано в стену, в случае такого расположения оно называется осевым. Установленный в месте пересечения кровли воздуховодом вентилятор называется крышным.

Принудительные механические устройства для дооснащения вентиляционной системы

Хозяину гаража, решившему сделать комбинированную систему, не грозят «неподъемные» расходы. Сам вентилятор не дорог, энергии потребляет не много. Не особенно эффективно, но все же результативно для того, чтобы слегка активизировать процесс обмена воздуха, функционировать вентилятор будет даже в выключенном состоянии. Умельцы, знающие, как сделать вентиляцию в гараже более экономичной, оборудуют конструкцию небольшим ветряком. За счет его установки лопасти вентилятора в ветряную погоду будут двигаться без электропитания, однако без действия порывов ветра от этого механического приспособления мало толку.

Недостатки комбинированной системы заключаются в необходимости включать и выключать вентилятор, с чем поможет справиться оснащение вентиляционной системы небольшим недорогим таймером или часовым реле. Еще один минус: поступающий в гараж воздух не очищается фильтром от пыли, не подогревается в зимнюю стужу, что может вызвать засорение каналов и существенное охлаждение внутреннего пространства гаража при понижении атмосферной температуры.

Система принудительной циркуляции воздуха

У механической вентиляционной системы нет недостатков, присущих вышеописанным типам. Независимо от любых погодных условий внутри постройки всегда будут требующиеся по нормативам хранения автомобилей температурные показатели. Только механическим способом может быть создана эффективная вентиляция подвала в гараже и хорошая циркуляция воздуха в смотровой яме. К тому же это единственный выход для подземных сооружений, предназначенных для хранения авто.

В работе механической системы участвуют два модуля:

  • приточная установка, в конструкции которой есть фильтр, электрический калорифер и вентилятор;
  • вытяжное оборудование, представленное системой из двух вентиляторов или одним канальным вентиляционным устройством.

Воздушный поток, поступающий в приточное устройство, подогревается и очищается, затем движется по каналу к приборам, выполняющим распределение обработанного воздуха. Загрязненная отработанная воздушная масса выводится за счет работы осевого вентилятора или канального оборудования с воздуховодом. Установка последнего варианта займет больше места под потолком и потребует больше усилий, зато равномерность распределения обработанной воздушной массы по гаражу гарантирована.

Для обустройства подземного гаража подходит механическая вентиляция

Превосходно действующая принудительная вентиляция в гараже может быть сделана с помощью установки моноблочной системы. Два блока ее объединенные в одной конструкции выполняют вытяжку, обработку и поставку воздуха. Наиболее экономичными считаются моноблоки, оснащенные пластинчатым рекуператором тепла. Этот вид оборудования расходует минимум энергии, потому что образованное при работе тепло направляется на обогрев вновь поступившего воздуха.

Заключение, делаем выводы

Устройство вентиляционной системы в гараже – обязательное требование, пренебрегать которым не следует владельцам, стремящимся сохранить и поддерживать высокие технические характеристики движимой собственности. Есть реальная возможность сделать бюджетную естественную вентиляцию самостоятельно, существует возможность установить дорогую, но эффективную механическую систему. Хозяева гаражей могут предпочесть комбинированный вариант, по сути представляющий собой нечто среднее между механической установкой и приспособлениями естественного типа. На чем остановится обладатель гаража и авто, зависит от финансовых возможностей и списка личных требований хозяина.

Гараж – отличный способ защитить свой автомобиль от плохой погоды и угонщиков. Но постоянное нахождение в гараже порой становится губительным для «железного коня», да и для здоровья вредно дышать бензиновыми парами. Грязный затхлый воздух, повышенный уровень влажности – все эти «прелести» закрытого помещения в скором времени приведут к коррозии, если гараж не будет оборудован вентиляционной системой. По этой причине многих автовладельцев интересует, можно ли сделать вентиляцию своими руками? В статье мы попытаемся раскрыть этот вопрос.

Приступая к работе

Сначала отметим, что гараж может быть с погребом или без . Технологии обеспечения воздухообмена во всех случаях сходны, но отличия все же имеются. Для гаража с погребом может быть три варианта установки вентиляции.

  1. Естественная вентиляция обеспечивает приток свежего воздуха за счет температурной разницы снаружи и внутри помещения.

Механическая вентиляция представляет собой систему из дорогостоящего оборудования, обеспечивающего приток/вытяжку воздуха.

Комбинированная вентиляционная система – это по сути та же естественная, вот только отработанный воздух в данном случае удаляется из гаража специальным оборудованием.

Обратите внимание! Мы рассмотрим лишь комбинированную и естественную вентиляцию по одной простой причине: установку механической системы может позволить себе далеко не каждый автовладелец, ведь она обойдется примерно в 4 000 $ (и это лишь минимальная стоимость оборудования).

Требования СНиПа

В СНиПе, настольной книге любого уважающего себя архитектора или строителя, указано, что свежий воздух в гараж должен поступать в объеме 180 л/час. Подразумевается, что воздух будет циркулировать постоянно. Таковы реалии в России, в западных странах нормативы более требовательны – минимум 360 л/час.

Материалы, инструменты

Для работы нам может понадобиться следующее:

  • перфоратор;
  • герметик;
  • болгарка;
  • трубы, металлические или пластиковые, Ø 10-20 см;
  • металлические решетки;
  • вентиляторы.

Вентиляция в гараже с подвалом

Начнем с более дешевого варианта – естественной вентиляции. Ее достаточно легко оборудовать, кроме того, она идеально подходит для гаража, имеющего погреб.

Технология организации естественной вентиляции

Этап 1. Для начала производим расчет вентиляции, основываясь на площади гаражного помещения. Согласно требованиям, на 10 м² требуется 15 см диаметра воздуховодов. Приведем небольшой пример. Допустим, размеры нашего гаража – 6 на 4 метра. Получается, что его площадь – 24 м². Далее действуем по формуле:

2,4 х 15 = 36 см

Результат – диаметр каналов вентиляции должен составлять 36 см, но лишь в том случае, если в гараже только одна вытяжка и один приточный канал. Если вытяжек две, то полученную цифру нужно разделить надвое.

Этап 2 . Проделываем в стенах отверстия, куда в дальнейшем будут вставлены трубы для притока воздуха. Их нужно делать на высоте 10-15 см от пола. Если гараж кирпичный или бетонный, то используем перфоратор.

Этап 3 . Когда приточные отверстия будут готовы, делаем вытяжку. Она будет находиться на противоположной стене под потолком. Инструменты используем те же. Труба, вставленная в это отверстие, будет выводиться над крышей. Чем большей будет ее длина, тем интенсивнее будет воздухообмен в помещении. В целом, труба должна выступать минимум на 50 см над крышей.

Этап 4. Заполняем герметиком пустоты между стеной и трубами. Особое внимание уделяем выбору герметика – он должен обеспечивать качественное скрепление «разношерстных» материалов.

Также стоит позаботиться об оборудовании воздуховодов защитными решетками. Это позволит обезопасить помещение вашего гаража от проникновения насекомых и грызунов. Кроме того, над трубой вытяжки можно соорудить небольшой купол, чтобы в нее не попадали атмосферные осадки.

На этом работы закончены. Как и было обещано, монтаж естественной вентиляции – процедура, расходы на которую составят порядка 50 долларов.

Обратите внимание! Эта вентиляция эффективна лишь когда температура на улице ниже +12 С°. В летнее время ниже она может превышать эту отметку, из-за чего воздухообмен если и будет происходить, то крайне вяло.

Видео – Образец гаража. Вентиляция

Технология монтажа комбинированной вентиляции

Совмещенный тип вентиляции, как уже говорилось, во многом напоминает естественную. В ее конструкцию входят аналогичные вытяжки и приточные воздуховоды, те же трубы и отверстия (вот только последние можно располагать где угодно, не обязательно на противоположных стенах). Воздух будет удаляться вентиляторами, установленными в вытяжные отверстия. Касаемо же притока, то он, как и раньше, будет происходить естественным образом.

Обратите внимание! Установив комбинированную вентиляцию, вы сделаете правильный выбор, ведь она будет эффективно работать не только зимой, но и летом. Вентиляторы при этом будут потреблять незначительное количество энергии, так что особо переплачивать за электричество не придется.

Покупайте только те вентиляторы, которые издают при работе минимальный шум.

Если выбирать, какую из двух систем вентиляции устанавливать в гараже, то лучше всего, конечно, остановиться на комбинированной системе. Затраты на их создание практически равны, разница лишь в стоимости вентиляторов.

Видео – Принудительная вентиляция гаража

Вентиляция смотровой ямы

Смотровая яма – надежный помощник для каждого владельца автомобиля. В ней должно находиться все необходимое – ключи, инструменты, емкости для хранения масел и топлива, освещение и вентиляция. Все это необходимо для удобного и эффективного проведения ремонтных работ.

Для смотровой ямы вполне достаточно естественной вентиляции. Если она будет работать автономно от основной системы, то большие трубы нам не понадобятся – хватит и 10 см в диаметре. Одну из них устанавливаем в нижнем углу ямы на высоте 10 см от пола, вторую – в противоположный угол, но уже в 10 см от потолка (это будет вытяжка и второй конец этой трубы должен выводить воздух наружу). Защитите вытяжку от попадания мусора, как было описано в предыдущей главе.

И последний совет в заключение: в зимнее время смотровую яму и погреб лучше закрывать, чтобы в помещение не попадала влага и сторонние предметы.

Уход за автомобилем подразумевает кроме внешней очистки от загрязнений также создание оптимальных условий, когда он хранится. Непосредственно это касается машин, остающихся внутри гаражного помещения. Здесь необходимо создать приемлемые температурно-влажностные параметры хранения, благодаря чему автомобилю невозможно нанести какой-либо ущерб. Немаловажную роль здесь играет грамотно организованная вентиляция в гараже.

Нужна ли вентиляция в гараже

Гаражное строение, независимо от того, из чего оно возведено, обязательно необходимо проветривать естественным воздухообменом или механическим способом. Факторы, определяющие обязательность установки вентсистемы внутри гаражной постройки:

  • Избыточная влажность воздуха несомненно меняет условия содержания автомобиля. Металлический кузов взаимодействуя с влагой, конденсатом рано или поздно начинает корродировать. Лишняя вода попадает сюда вместе с машиной – это талый, грязный снег, наледь, остатки дождя.
  • Плесень может появиться даже внутри гаражной постройки. Избыточная сырость, отсутствие достаточного солнечного света являются средой возникновения плесени, грибка, хорошо уживающихся внутри бетонных, металлических поверхностей.
  • Коррозия металлических поверхностей гаражной постройки, инструментов, автомобильного кузова легко провоцируется отсутствием воздухообмена, просушивания внутреннего пространства, избытком влаги.
  • Дополнительное выделение влаги грунтом (если внутри земляной пол незабетонированный) способствует скапливанию конденсата по стенам, крыше гаражной постройки. Особенно это испортит металлическую конструкцию.
  • Наличие подвала или погреба для хранения сезонного урожая дополнительно повышает влажность гаражного воздушного пространства, так как глубокое расположение земли содержит большее количество воды.
  • Токсичность жидкостей по уходу за автомобилем, средств для покраски в гараже является бесспорным. Ядовитые пары остаются внутри постройки, если отсутствует движение воздухопотока, это несомненно ухудшают здоровье автовладельца. К тому же определенная концентрация этих веществ взрывоопасна.
  • Выхлопные газы от работающего двигателя также отрицательно изменяют состояние воздушной среды.

Естественная вентиляция в гараже

Наиболее простым способом вентиляции гаража является естественная циркуляция воздушных потоков. Она основывается на аэродинамических законах природы, покоторым холодный воздух более тяжелый. Попадая внутрь помещения, он вытесняет собой более теплый, отработанный поток через вытяжные отверстия. Таким образом происходит воздухообмен. Специально оборудованная система естественного вентилирования называется аэрация.

Как правило, естественная вентиляция в гараже организовывается системой каналов. Вытяжная труба вентиляции располагается значительно выше притока, крыши гаража. Приточное отверстие часто монтируется внизу.

Работающая из-за разницы давления холодного, теплого потоков, естественная вентиляция в гараже практически неэффективна теплым временем года. Разница температуры внешнего, внутреннего воздушных потоков уравнивается, тяга ослабевает настолько, что движение масс прекращается.

Летом опасность представляет нестолько избыточная влажность (воздух более сухой), сколько скопление токсичных испарений от растворителей, краски, других технических жидкостей, которые с большой долей вероятности могут воспламениться.

Находящийся под строением подвал, погреб также перестает естественно вентилироваться летом. Внутрь могут попасть влага, вредные пары жидкостей, выхлопные газы автомобиля, что негативно скажется на качестве хранящихся продуктов. К тому же собирающийся конденсат станет повышать влажность гаражного воздуха.

Механическое вентилирование

По необходимости устанавливается механическая вентиляционная система. Погодные условия, сезонность перестают определять качество организованного воздухообмена, потому что циркуляция обеспечивается механическим способом. Побуждающими механизмами служат вентиляторы, которые устанавливаются внутри вентиляционных труб, проемов.

Принудительное вентилирование гораздо эффективнее естественного, монтируется, когда существует необходимость постоянного отведения отработанного воздушного потока, например, частые ремонтные, покрасочные работы.

Для монтажа вентиляторов должно подводиться электричество. Возможно установить таймер, автоматически запускающий, выключащий вентиляторный механизм. Также по необходимости, желании устанавливается датчик влажности, который улавливает превышение нормы содержания влаги воздуха, а затем запускает вентиляционную систему автоматически.

Чаще всего ограничиваются установкой обычного вентилятора, таймера. Механической может быть вытяжная система (чаще всего), приточно-вытяжная.

Вытяжная вентиляция

Может быть естественной, механической. Но в обоих случаях есть общие принципы ее организации внутри гаражного пространства:

  • вытяжка монтируется вверху, под потолком, чтобы удалять теплый отработанный воздухопоток. Даже наличие вентилятора это определяет эффективность способа размещения вытягивающего вентканала;
  • выход вытяжки выводится на 50 см и более над уровнем крыши гаража.
  • вентилятор для удаления отработанного потока монтируется у входа вытяжки;
  • расстояние от приточного входа до вытяжки – не менее 3 м для обеспечения сильной тяги;
  • также для увеличения тяги вытягивающее отверстие можно сделать меньше приточного.

Если предусмотрено размещение подвала, его проветривание организуется отдельно. Тогда вытяжная вентиляция гаражной постройки монтируется автономно от системы проветривания погреба.

Чтобы предотвратить замерзание, образование наледи, трубу можно утеплить. Зимой необходимо следить, чтобы воздухопоток проходил беспрепятственно.

Чтобы улучшить тягу оголовок вытяжки можно завершить диффузором.

Если механическое побуждение воздухообмена, достаточно будет вверху гаражной стены (противоположной воротам) сделать одно-два отводящих отверстия, установить вентиляторы без монтирования вентиляционного канала.

Приточная вентиляция

Организация приточной вентиляции гаража также делается по определенным принципам, критериям. Приточный канал монтируется внизу стены, как правило той, где размещены ворота. Необходимый диаметр труб рассчитывается исходя из объема помещения, работ, которые там планируется производить.

Выход вентканала размещается снаружи по уровню 30-50 см над грунтом. Вход внутри помещения расположен на 10-15 см над уровнем напольного покрытия. Снаружи выход обязательно закрывается мелкоячеистой решеткой, предотвращающей попадание внутрь мусора, мелких грызунов (актуально при наличии погреба), закрывается зонтом.

Также приточные отверстия можно вмонтировать внутри стены или ворот. Снаружи также закрываются решетками. Если размещение внутри ворот, необходимо проследить, чтобы предотвратить доступа к запирающему механизму через эти отверстия.

Вентиляция в гараже без подвала

Если не предусматривается обустройство подвала, погреба, делаем вентиляцию в гараже простым способом, используя естественное побуждение воздухообмена. Внутри одной стены устанавливается приточный канал, подсоединяется к заранее проделанному отверстию. Выход закрывается решеткой, зонтом.

По противоположной стороне внутри потолка также просверливается отверстие для вытяжки, присоединяется вентиляционный канал, выводится выше крыши. Оголовок оформляется зонтом, диффузором.

Для небольшого по площади строения такой вентиляции гаража вполне достаточно. Для большего помещения целесообразно использовать механическую вытяжку, установленную перед верхним вентиляционным каналом. Также можно сделать вентиляционные проемы внутри стены.

Вентиляция в гараже с подвалом

Для вентиляции гаража, оборудованного погребом под ним, схема размещения вентиляционных сегментов несколько иная.

Вентиляция в гараже с подвалом оснащена как минимум двумя отводящими каналами, двумя притоками. Система проветривания погреба, самого строения чаще всего не пересекаются. Могут быть организованы несколькими способами:

  1. Формируются отдельные приточные каналы гаражного помещения, погребного. Вытяжки также монтируются отдельно. Причем вытягивающая труба от погреба может проходить внутри помещения через крушу, снаружи.
  2. Вытяжка делается по описанному варианту. Приток гаражного строения, погребного помещения общий. Проемы подачи воздуха внутрь постройки делаются внизу стены. Здесь же располагается приточный канал погреба. Входящий свежий воздух проникает внутрь помещения, частично захватывается приточным каналом подвального пространства.
  3. Вытягивающая труба устанавливается под потолком погреба, затем выходит наружу. Приток свежего воздуха осуществляется через смотровую яму (одновременное наличие погреба, смотрового отсека). Сначала воздухопоток попадает внутрь ямы по приточному каналу, затем переходит по второй трубе, соединяющей яму, погреб. Таким образом, вентилируется сразу смотровая яма, подвал.

Вентиляция в железном гараже

Вентиляция гаража из металла довольно проста, для нее, как правило, используется естественное вентилирование. Ограничиваются естественным способом, установив вверху стены у гаражных ворот приточные проемы. Они размещаются по обе стороны от ворот, необходимо проследить, чтобы нельзя было достать запирающий механизм. Проемы закрываются решетками.

На противоположной стороне прорезается отверстие вытяжки или устанавливается вентиляционная труба. Как правило, этого достаточно небольшому гаражному помещению из металла.

Не смотря на малые габариты, устройство вентиляции в гараже обязательно, так как собирающийся конденсат быстро приведет к негодности металлические поверхности, которые быстро покроются ржавчиной.

Правильная вентиляция смотровой ямы

Для вентиляции смотровой ямы предусмотрен несложный механизм, использующий естественное побуждение воздушных масс к движению. Смотровой отсек закрывается часто досками, расположенными поперек ямы. Для вентиляции достаточно убрать пару дощечек у того края, который расположен у приточного проема.

С противоположной стороны необходимо убрать одну доску, чтобы воздухопоток мог направиться к вытягивающему проему. Причем отводящий проем ямы будет меньшим, чем приточный, что усилит тягу, будет организована хорошая циркуляция воздушных масс, которая просушит смотровой отсек.

При наличии подвала, возможно совместить проветривание ямы, погребного пространства при помощи общей переходной трубы, которая подаст воздухопоток внутрь. Удаление отработанного воздуха производится вытягивающим каналом подвала.

Важно, чтобы автомобиль при проветривании ямы не находился над отводящим проемом. Вытягиваемая потоком влага навредит кузову автомобиля, он может покрыться ржавчиной.

Таким образом, оснастить гаражное строение вентиляционной системой необходимо. Наиболее бюджетным вариантом станет организация естественной циркуляции воздушных масс, ведь ее сооружение потребует минимальных вложений. Крупногабаритную гаражную постройку скорее всего придется оборудовать принудительным (механическим) вентилированием, так как большие площади потребуют более качественного проветривания. Его способны обеспечить вентиляторы высокой производительной мощности.

Металлические гаражные конструкции, строения малой площади вполне достаточно оснастить естественным проветриванием, механической вытяжкой. Автоматическое включение обеспечивается установкой таймера, датчика уровня влажности гаражного воздушного пространства.

Для многих автовладельцев сохранность личного транспортного средства – не пустой звук. Они прибегают к различным способам ухода, ремонта, обслуживания автомобиля. Обустройство гаража – один из таких способов. Казалось бы, гаражное помещение вообще не нуждается в каком-либо значительном обустройстве. Но это в корне неверное утверждение. От создания комфортного гаражного пространства зависит здоровье человека, сохранность автомобиля. Здесь одним из первых возникает вопрос – как сделать вентиляцию в гараже, как с его помощью организовать то самое комфортное пространство? Давайте разбираться.

Вентиляция в гараже – это важно!

Гараж не является жилым пространством. Тем не менее в хорошей вентиляции нуждается так же, как и жилье человека. Приведем несколько подтверждений этому:

  • Ни для кого не новость, что внутри гаражного помещения постоянно скапливается конденсат, воздух наполнен застоявшейся сыростью. Это отрицательно сказывается на всем: самочувствии человека, металлических конструкциях строения, состоянии автомобиля (коррозия).
  • Хранение химических веществ, необходимых для ухода за авто, приводит к скоплению токсичных паров. К этому добавляются выхлопные газы от работы двигателя. Все вместе значительно загрязняет воздух гаража.
  • Также пары горючих веществ, химикатов, топлива в определенной концентрации взрывоопасны.

Организация правильного вентилирования гаража поможет справиться с перечисленными моментами. Ее задачами при этом являются:

  • нормализация уровня влажности (хорошо проветриваемое помещение впредь не будет сырым, застоявшийся воздух сменится на свежий);
  • предотвращение образования плесени на стенах, в яме.
  • удаление воздуха, содержащего пары топлива, токсические вещества;
  • выведение лишней влаги, попадающей вместе с транспортом;
  • просушивание кузова, наружных узлов автомобиля;
  • просушка смотровой ямы.

Необходимость проветривания приводит к вопросу о том, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Возможны несколько вариантов того, как наладить смену воздушных масс в этом небольшом строении: естественный, принудительный, комбинированный. Рассмотрим каждый из них.

Естественная вентиляция

Естественная циркуляция воздушного потока основывается только на законах физики, аэродинамики. У входящего прохладного воздуха – пониженное давление. Он тяжелее комнатного, теплого и влажного, с давлением более высоким. За счет разницы температур, показателей давления происходит вытеснение застоявшегося теплого свежим тяжелым воздушным потоком. При условии, конечно, что система вентилирования налажена хорошо, на пути воздушных масс нет препятствий.

Это основной вариант организации проветривания гаража, требующий минимального вложения средств, сил. Воплощать его лучше всего еще на стадии строительства, когда можно беспроблемно установить вентиляционные трубы, отверстия.

К положительным моментам данного типа проветривания относится:

  • доступная стоимость;
  • простота самостоятельного монтажа.

Есть и отрицательные аспекты :

  • летом при температуре воздуха выше, чем внутри гаража, тяга сведется к минимуму, а то и вовсе иссякнет, проветривание на этом закончится;
  • перемена ветра может не лучшим образом сказаться на циркуляции воздушного потока внутри;
  • небольших параметров гаража может не хватить для создания той разницы температур/давления, которые необходимы для хорошей конвекции воздуха.

Тем не менее, наличие естественной вентиляции – уже хорошо. Пусть с перебоями, но проветривание все же будет. Это гораздо лучше, чем отсутствие вообще какого-либо движения воздуха.

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками?

Итак, общая схема, как сделать вентиляцию в гараже своими руками, довольно проста, минимальна по затратам. Приведенный ниже алгоритм одинаково применим ко всем вариантам вентилирования гаража, с небольшими дополнениями для каждого случая отдельно.

Материалы, которые пригодятся:

  • пластиковые/металлические/асбест-цементные трубы
  • решетки, колпак/дефлектор
  • инструменты для резки труб
  • инструменты для высверливания отверстий
  • крепежные механизмы
  • герметик.

Инструкция:

  1. Определить местонахождение вентиляционных проемов, разметить.
  2. Выщитать диаметр труб исходя из общей площади гаража. Отталкиваться можно от требований санитарных норм, согласно которым для 10 м² необходимо 15 см диаметра трубы.
  3. Сделать вентиляционные проемы для приточного, вытяжного воздуховодов соответственно их диаметру.
  4. Вставить трубы в проемы, щели заделать монтажной пеной, герметиком.
  5. На внешние выходы воздуховодов устанавливаются решетка (от грызунов, мусора), защитный колпак (от атмосферных осадков), либо дефлектор (для усиления тяги).

Для принудительного/комбинированного способов есть некоторые дополнения, приведем их ниже. А пока несколько общих моментов, которых рекомендуется придерживаться, чтобы максимально эффективно организовать циркуляцию воздуха.

  • Вход приточной трубы внутри помещения располагается не выше 10-15 см от пола (для усиления разницы давления).
  • Вытяжной выход монтируется максимум на 10 см ниже потолка (также для усиления тяги).
  • Вентиляционные воздуховоды размещаются в противоположных углах строения. Это обеспечит максимально возможный охват пространства свежим воздухом прежде, чем он выйдет наружу.
  • Чем выше вытяжная труба, тем сильнее создается естественная тяга. Рекомендуется устанавливать так, чтобы внешний выход отстоял от крыши гаража минимум на 50 см.
  • Необходимо проследить, чтобы расстояние между внутренним приточным отверстием и наружным вытяжным выходом составляло не менее 3 м.
  • Чтобы усилить тягу возможно установить приточный воздуховод с диаметром вдвое большим, чем вытяжной.
  • Монтаж дефлектора на вытяжном воздуховоде также позволит усилить тягу.
  • Приточный/вытяжной каналы рекомендуется делать без изгибов. Диаметр по всей длине должен быть одинаковым, внутренняя поверхность максимально гладкой, чтобы не препятствовать движению воздушного потока.
  • По возможности учитывать наиболее частое направление ветра, сделав вытяжную трубу так, чтобы ветер не задувал в нее.

При естественном проветривании приточный воздуховод могут заменить вентиляционные решетки, вмонтированные внизу гаражных ворот. При этом их общий диаметр/размер также должен быть не меньше диаметра вытяжного канала, а лучше – вдвое больше.

Принудительный воздухообмен. Особенности установки

Принудительный (механический) способ проветривания гаражного помещения отличается от естественного применением специальных механизмов, усиливающих приток/отведение воздушных масс – осевых, канальных вентиляторов.

Механизмы устанавливаются внутри вентиляционных проемов/каналов, чтобы нагнетать/выводить воздух более эффективно. Их использование требует питания от электросети, к которой необходимо подключить. В остальном же схема монтажа ничем не отличается от вышеприведенной.

Преимущества:

  • Эффективный воздухообмен производится количеством воздушных масс, достаточным гаражному строению вместе со смотровой ямой.
  • Проветривание происходит независимо от атмосферных явлений, времени года, температуры воздуха снаружи.
  • Возможность регулирования процесса при помощи встроенного таймера, датчика движения и т.д.
  • Единственная возможность проветривания подземного гаража.

К недостаткам условно можно отнести:

  • Увеличение общей стоимости системы вентиляции.
  • Увеличение затрат на электроэнергию.

При желании (а также возможности) автовладельца можно установить внутри приточного канала вентиляционное устройство с фильтром очистки воздуха и колорифером (подогрев воздуха).

Еще одним (более дорогостоящим) вариантом организации принудительного вентилирования гаражного помещения может стать установка моноблочного устройства с рекуператором тепла. Состоит из двух блоков, предназначенных для подачи/очистки/обогрева свежего воздуха и выведения отработанного.

Комбинированный способ вентиляции

Объединяет два вышеописанных способа проветривания. Отведение застоявшегося воздуха организуется установленным внутри вытяжного проема/канала вентилятором. Таким образом усиливается тяга, благодаря которой приточные массы активнее поступают внутрь строения.

Механизмы могут быть осевые, канальные (по усмотрению). Подключаются к электросети. В целом же, схема построения комбинированной системы вентиляции идентична естественной.

  • Более эффективный воздухообмен по сравнению с естественным способом.
  • Отсутствует влияние погодных условий на качество проветривания.
  • Приемлемая стоимость по сравнению с принудительным способом воздухообмена.
  • Регулировка времени воздухообмена при помощи таймера.
  • Необременительный монтаж.
  • На вентилятор все-таки придется потратиться.
  • Хоть и небольшие, но затраты на электроэнергию будут.
  • Большее количество времени на установку.

Вентиляция в яме гаража. Не стоит забывать

Если гаражное помещение оборудовано смотровой ямой, она должна постоянно проветриваться. Здесь, как и во всем строении, без должного вентилирования скапливается конденсат, застаивается сырость. Как следствие – плесень на стенах, грибок, микроорганизмы и даже насекомые.

Как правило, чтобы проветрить, в яме достаточно организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Делается это просто. По краям настила, возле приточного, вытяжного каналов оставляют зазоры (примерно 10-15 см). Там, где планируется приток воздуха, щель можно сделать вдвое больше противоположного отверстия, чтобы усилить тягу.

При автономном устройстве смотрового отсека понадобится оборудование отдельной системы воздухообмена. Принцип организации проветривания в яме такой же, как был приведен выше.

Важно помнить, что при открытом вытяжном зазоре в яме автомобиль над ним ставить крайне нежелательно. Ведь именно здесь проходит поток влажной воздушной массы, чтобы выйти наружу через вентиляционный канал. Его периодическое воздействие может привести к появлению коррозии элементов кузова машины.

Эффективный воздухообмен гаражного помещения крайне важен. Он защитит автомобиль от излишней влаги, обеспечит ему просушку после дождя/снега, предотвратит создание взрывоопасной ситуации, скопление токсичных паров внутри строения. Даже естественная вентиляция значительно улучшит процесс воздухообмена. Пусть не так регулярно, но помещение все-таки будет проветриваться.

Друзья! Еще интересные материалы:


Правильная организация вентиляционной системы в гаражном строении определяется ее эффективностью. Чтобы качественно обустроить проветривание данного помещения, необходимо знать некоторые основы аэродинамики, расчет и мощность вытяжной, приточной систем, санитарно-гигиенические нормы, требования. Исходя из полученных данных станет вырисовываться вентиляция гаража схема. Ее качественная организация обеспечит нормализацию микроклиматической среды гаражного пространства.

Естественная или механическая

Прежде, чем устраивать монтажные работы по установке вентиляционного оборудования, необходимо определиться, какой тип проветривания оптимально подойдет для гаражного помещения. Это зависит от объема помещения, наличия подземных отделений (смотровая яма, овощное хранилище, подвал), вида производящихся работ, степень их опасности для здоровья автовладельца, частоты использования строения, его конструкции.

Перечисленные факторы определяют, какую вентсистему устанавливать: механическую или естественную. Каждая обладает своими преимуществами, совпадающими с определенным типом сооружения.

Плюсы естественного способа вентилирования:

  • минимальная стоимость исходных материалов;
  • стандартный набор инструментов;
  • легкость монтажа;
  • простота эксплуатации;
  • возможность усовершенствования.

Недостатки:

  • малоэффективна летом из-за незначительной разницы температур;
  • влияние погодных условий, направления ветра, времени года;
  • недостаточно производительности для удаления сильно загрязненного воздуха.

Преимущества механического вентилирования:

  • отсутствует подверженность влиянию атмосферных условий, силы, направления ветра;
  • возможность варьировать месторасположение вентиляционных проемов;
  • высокий показатель производительной мощности;
  • качественная нормализация температурно-влажностного показателя воздушной среды общегаражного пространства;
  • вариативность выбора механических средств принудительного побуждения воздухообмена.

Минусы:

  • более высокая стоимость;
  • необходимость подведения электрической проводки;
  • затраты на электроэнергию;
  • усложненный вариант установки вентиляционной системы;
  • уровень рабочего шума вентилятора.

Аэрацию целесообразно устанавливать внутри небольших гаражных строений, лишенных подземных отделений погреба, ямы осмотра (например, железный тип конструкции). Усложненная механическая схема оправдана на больших, объемных пространствах, где требуется высокая производительная мощность, кратность смены воздушных потоков.

Часто выбирают гибрид механической системы и аэрации – комбинированный способ проветривания, когда устанавливается только вытяжной вентилятор, удаляющий отработанный воздухопоток верхних слоев помещения. Нижние слои естественным образом заполняются свежим приточным потоком.

Особенности организации вентсистемы

Устройство вентиляционной системы определяется факторами правильного размещения:

  • предварительный расчет внутреннего сечения вентиляционных труб обязателен;
  • отводящее отверстие меньше приточного (усиливает воздушную тягу);
  • приток устанавливается внизу, вытяжка вверху, проемы диагонально распределяются возле коротких стен гаражного строения, чтобы охватить максимальное пространство потоком воздушных масс;
  • расстояние притока от пола – 10-15 см, вытяжка монтируется внутри потолка, либо внутри стены на расстоянии 10-15 см;
  • внутреннее сечение одинаковое на всем протяжении вентиляционного канала, чтобы воздухопоток беспрепятственно выходил наружу;
  • наименьшее количество изгибов, поворотов, препятствующих быстрому отведению воздушных масс;
  • оптимальное расстояние от притока до отводящего выхода – 3 м; если невозможно соблюсти параметры, вытяжная труба выводится над крышей на максимально допустимую высоту;
  • приток выводится на 50 см от уровня грунта;
  • усилению тяги способствуют дефлекторы, диффузоры;
  • материал труб необходимо выбирать термо-, влагостойкий, например, пластик, асбестоцемент, оцинкованная сталь (со временем корродирует);
  • наиболее простой монтаж пластиковых труб, продается достаточной количество комплектующих (переходники, тройники, т.д.);
  • швы необходимо герметично заделывать, чтобы сохранить производительность системы;
  • вентиляционные проемы закрываются решетками, предотвращающими попадание грызунов;
  • воздуховоды оснащаются заслонками для регулировки объема поступающего воздуха, особенно актуально зимой.

Данные критерии применимы непосредственно к естественному вентилированию. Механическое располагает некоторой вариативностью местоположения вытяжных, приточных отверстий, параметрами проемов, возможностью обойтись без монтажа вентиляционных каналов.

Схема естественной вентиляции гаража

Естественная вентиляция в гараже своими руками схема:

Вариант 1:

  • приточные отверстия размещены внизу, внутри стены;
  • вытяжные – внутри противоположной стены вверху, либо в потолке.

Циркуляция воздушных потоков: приточный воздух подается снизу, проходит помещение, постепенно прогреваясь, поднимается вверх, выходит через вытяжку.

Вариант 2:

  • вытяжка размещена так же;
  • приток подается сверху через проемы, расположенные по обе стороны гаражных ворот.

Воздухообмен: свежий воздухопоток, попадая сверху, сначала опускается вниз, затем прогревается и поднимается снова вверх, чтобы выйти через вытяжные отверстия.

Вариант 3:

  • приток подается через вентиляционную трубу, установленную внизу короткой стены;
  • вытяжка организована также трубой, выходящей наружу через потолок.

Процесс смены воздушных масс происходит благодаря разнице температурных показателей потоков. Поступающий воздух холоднее, тяжелее теплого отработанного, который вытесняется через вытяжной канал.

Схема принудительного вентилирования

Механические системы вентиляции в гараже организованы следующими схемами.

Вариант 1:

  • вентилятор устанавливается внизу стены, закрывая приточный канал;
  • вытяжной вентилятор монтируется вверху (потолок, стена) на противоположной короткой стороне.

Воздухообмен осуществляется путем искусственного нагнетания свежего потока. Отработанный выводится наружу вытяжным механизмом. Вентиляторы притока, вытяжки приобретаются одинаковой мощности.

Вариант 2

Модифицированный первый способ, когда к проемам дополнительно устанавливаются воздуховодные каналы. Вентиляторы размещаются на входе (осевые) либо внутри воздуховодов (например, канальные).

Вытяжной канал возможно установить по периметру помещения, оснастив воздухозаборными решетками через определенное расстояние. Целесообразно, когда воздушная среда загрязняется быстро (ремонтные, сварочные, покрасочные работы).

Схема комбинированного вентилирования

Распространенный, доступный способ проветривания гаражного помещения, отличающийся эффективностью. Комбинированная вентиляция в гараже своими руками схема:

  • приточная подача воздуха организована проемом либо воздуховодом, работающим естественным способом;
  • внутри вытяжного проема, канала устанавливается принудительный механизм.

Принцип циркуляции воздушных масс. Вытяжной вентилятор забирает отработанный воздухопоток из верхнего слоя. Воздушное пространство гаража становится разреженным. Образующаяся область низкого давления затягивает свежий воздух снаружи естественным образом, подчиняясь законам аэродинамики.

Вентиляция смотровой ямы в гараже

Системы вентиляции в гараже тесно взаимосвязаны с проветриванием смотровой ямы, часто сооружаемой для проведения ремонтных, технических работ. Вентиляция в яме организуется следующими способами.

Способ 1:

  • приток – убираются две доски дощатого настила;
  • вытяжка – снимается одна доска.

Элементарная схема просушивания, повсеместно присущая яме гаража. Она размещается продольно внутри гаража. Соответственно один край расположен возле приточных общегаражных входов, другой – у вытяжного канала. Открывая доски настила, появляется возможность приточному воздухопотоку частично попадать внутрь ямы, выходить через противоположный край, наполненным избытком влаги.

Способ 2:

  • приток – воздуховодная труба, которая частично забирает свежий воздух от общегаражных вентиляционных отверстий внизу стены;
  • вытяжка – воздуховод смежного подвала;

Приточный канал монтируется у края смотровой ямы. Приточный воздух из гаражных отверстий частично поступает по трубе, проходит через яму, которая соединена промежуточным воздуховодом с гаражным погребом. Далее поток направляется наружу через вытяжку погреба.

Способ 3:

  • приточная труба оснащается вентилятором;
  • вытягивающий проем также монтируется принудительным механизмом.

Воздухообмен производится механическим способом. Целесообразно для гаражных построек, месторасположение которых низины, почвы, наполненные влагой больше, чем обычно.

Свежий воздух нагнетается через воздуховод, прогоняется по яме, вытягивается вентилятором через второй вентиляционный канал, установленный автомномно либо совмещенный с подвальным.

Вентиляция погреба в гараже

Вентиляция погреба в гараже производится несколькими способами. Схема вентиляции в погребе.

Вариант 1:

  • естественный приток, расположенный внизу хранилища;
  • естественная вытяжка внутри потолка;

Вентиляционные выходы размещаются по диагонали, чтобы охватить наибольшую площадь пространства. Смена воздушных масс происходит естественным способом. Вытяжка проходит сквозь гаражное помещение, крышу, удаляя таким образом отработанный воздух наружу.

Подающая воздух труба также начинается снаружи постройки, забирая с улицы свежий поток.

Вариант 2:

  • подающий воздуховод расположен внутри сооружения;
  • вытяжка размещена автономно, проходит внутри или снаружи здания.

Отведение застоявшегося воздухопотока происходит по схеме варианта 1. Приточный канал, размещенный внутри, улавливает свежий поток из общегаражного проема внизу стены.

Вариант 3:

  • принудительная подача воздушных масс;
  • принудительное отведение отработанного воздуха.

Вентиляторы одинаковой мощности монтируются внутри вентиляционных каналов. Смена воздушных потоков происходит механическим способом. Если установлен таймер или датчик влажности, воздухообмен происходит автоматически, не требуя участия человека.

Вариант 4:

  • подающий воздух канал работает естественным способом;
  • вытяжка оснащена вентилятором.

Комбинированный тип проветривания эффективен. На место удаляемого подвального воздухопотока постоянно прибывает свежий.

Схема вентиляции гаража с подвалом

Особенность данного варианта – отдельные отводящие воздуховоды. Схема вентиляции гаража с подвалом выглядит следующим образом:

  • приток гаражного помещения – проем в стене, воротах (современные модели), воздуховодный канал;
  • приток погреба, подвала – наружное или внутреннее размещение воздуховода;
  • вытяжки обустраиваются для каждого помещения отдельно.

Смена воздушных масс происходит путем организации отдельных вентсистем для каждого из помещений. В потолке размещается воздуховод гаражного отсека. Внутри или снаружи строения проходит воздуховодная труба подвала или погреба. Возможно объединение вытягивающих воздуховодов погреба и смотровой ямы.

Организацию системы вентилирования небольшого по площади гаражного строения вполне возможно выполнить самостоятельно, без привлечения специалистов, дополнительных физических, материальных средств. Большое сооружение необходимо оборудовать более мощной системой проветривания, так как производительности естественного вентилирования будет недостаточно. Правильно организованная, смонтированная вентсистема способствует эффективному удалению загрязненного, насыщенного водяными, токсичными парами, воздуха.