Проект по химии биологические и пищевые добавки. Исследовательская работа «Пищевые добавки в питании человека

"Технология. Обслуживающий труд", 8 класс

Продолжительность работы над проектом

8 недель (16 уроков)

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает общие сведения о пищевых добавках. Раскрывает историю появления, значение, классификацию, их цифровой код, пользу и вред пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. Проект может быть использован на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения дома».

Дидактические цели учебного проекта

  1. Формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.
  2. формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Методические задачи учебного проекта

  1. ознакомление с историей появления пищевых добавок;
  2. формирование представлений о пищевых добавках, значении, классификации, пользе и вреде пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека;
  3. развитие логического и критического мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, коммуникативных умений, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  4. воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;
  5. научить определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания, пользоваться информационными технологиями для оформления результатов, кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, проекционная система, Интернет, DVD,СD – носители, пакет Microsoft Office.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос. Обоснование выбора ОПВ

Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими.Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, как это можно установить экспериментально, используя различные продукты питания? Ведь нам важно, что мы едим и пьём. Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали основополагающий вопрос: «Пищевые добавки – польза или вред?»

Образовательные стандарты

Проект отвечает требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по технологии "Образовательный стандарт основного общего образования по технологии" в 8 классе.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту в основной школе в курсе "Технологии. Обслуживающий труд", в разделе "Технология ведения дома" изучается тема «Пищевые добавки».

Проблемные вопросы

  1. Какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека?
  2. Как пищевые добавки изменяют продукты питания?
  3. Какое значение оказывают пищевые добавки для производства продуктов питания?
  4. Как влияет искусственная пища на организм человека?
  5. Полезны ли заменители натуральных продуктов?
  6. Есть ли недостатки у естественной пищи?
  7. Какие продукты наиболее предпочтительны учащимися нашей школы?

Вопросы учебной темы

  1. Что такое пищевые добавки?
  2. Виды пищевых добавок?
  3. Маркировка пищевых добавок?
  4. Что такое Е – коды?
  5. Какие задачи выполняют пищевые добавки?
  6. Кто осуществляет контроль качества пищевых добавок?
  7. Когда впервые стали использовать в качестве пищевых добавок Е – коды?
  8. Что необходимо знать потребителям о пищевых добавках?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Что мы едим?»
  • Презентация «Пищевые добавки»
  • Презентация «Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье человека»
  • Презентация «Значение пищевых добавок в жизни человека»
  • Презентация «Пищевые добавки – полезные, вкусные и запрещённые»
  • Презентация «Человек есть то, что он ест…»
  • Презентация «Пищевые добавки и их влияние на организм человека»
  • Презентация «Искусственная пища: «за» или «против»
  • Исследовательская работа «Пищевые добавки Е»
  • «Пищевые добавки и здоровье»
  • Научно - исследовательская работа «Пищевые добавки в питании человека»
  • Буклет «Пищевые добавки. Что скрывается за буквой Е?»
  • Публикация «Вредные пищевые добавки»
  • Кроссворд «Пищевые добавки»

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

В ходе проектной деятельности использованы следующие методы оценивания:

Вид оценивания Цель Материалы для оценивания
Предварительное Для выявление возможностей каждого участника проекта Рефлексия подготовительного этапа
Текущее Для корректировки качества обучения и ориентации на поощрение успехов Формирующее оценивание
Самооценивание Для выработки у учащихся способности правильной самооценки и желания постоянно улучшать результаты учебы Самооценивание в проекте
Сооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать других учеников по общим указаниям под руководством учителя Лист сооценивания
Взаимооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать друг друга по конкретным образцам, личным наблюдениям Лист взаимооценивания
Рефлексивное Для выявление психологического самочувствия участников проекта, осмысление каждым своей роли в этой работе Дневник рефлексии
Оценивание презентации Для оценивания презентации по заранее разработанным критериям Оценивание презентации
Оценивание публикации Для оценивания публикации по заранее разработанным критериям Оценивание публикации
Оценивание буклета Для оценивания буклета по заранее разработанным критериям Лист оценивания буклета
Оценивание wiki-статьи Для оценивания wiki-статьи по заранее разработанным критериям Оценивание wiki-статьи
Оценивание доклада, выступления Для оценивания доклада, выступления по заранее разработанным критериям Оценивание доклада
Итоговое Для выявления достижения ожидаемых результатов у каждого участника проект Рефлексия завершающего этапа

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

  • Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся
  • Презентация «Метод учебного проекта»
  • Презентация «Исследовательская деятельность учащихся»
  • Модель совместной деятельности учителя и учащихся над проектом
  • Этапы организации научно-исследовательской деятельности учащихся
  • Рекомендации учащимся по подготовке и защите научно-исследовательской работы
  • Советы для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
  • Требования к научно-исследовательским работам учащихся
  • Практическая работа «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
  • Практическая работа

Проект подготовили Зарайская Ксения и Клименко Дарья. Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. Цель: определить, как влияют пищевые добавки на организм человека. Задачи: Узнать значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; Изучить классификацию пищевых добавок, их цифровой код, влияние на здоровье человека; Выяснить наличие пищевых добавок в различных продуктах питания. Оформить презентацию по теме. Пищевые добавки: Каждый, кто заботится о здоровье, однажды приходит к тому, что начинает внимательно читать информацию на упаковках. Начиная сознательно выбирать, что стоит вносить в свой организм, а чем можно “отравиться”, мы для своего же блага многие продукты вносим в категорию запрещенных. Для неподготовленного человека часть текста на упаковке продукта становится тайным кодом. Что делать? Пора найти дополнительную информацию о том, что значат все эти Е, лецитины, глуоматы, карбонаты… Итак, сегодня о полезных, безопасных и вредных для здоровья пищевых добавках. Классификация пищевых добавок: Усилители вкуса Е 600-Е 699 Красители Е100 – Е199 Консерванты Е200 – Е299 Пищевые добавки Эмульгаторы Е500 – Е599 Стабилизаторы загустители Е400 – Е499 Антиоксиданты Е300 – Е399 Анализ проведённой работы: Изучив источники информации о пищевых добавках мы узнали, что пищевые добавки Е добавляются к продуктам питания, чтобы изменить их свойства, в частности, улучшить цвет, вкус, консистенцию, а также предотвратить порчу. Буква Е заимствована из слова на английском языке edible съедобный; съестные припасы. В Российской Федерации опубликован полный список пищевых добавок. Они разделяются на четыре группы: разрешенные в Российской Федерации, не имеющие разрешения, не упомянутые в документах Российской Федерации и запрещенные. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач Российской Федерации составили и утвердили ряд документов. Среди них таблицы "Наиболее вредные пищевые добавки Е" и "Список особо вредных пищевых добавок Е по информации INFO Минздрав". Категории пищевых добавок: Тип добавок Значение Воздействие на организм Красители – Е100-Е199 Окрашивают продукты в желаемый цвет Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, 153) Запрещённые: Е103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152. Опасные: Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 129,155. Консервант ы – Е200Е299 Подавляют развитие микроорганизмов, приводящих к порче продуктов. Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится детьми. Соединения серы токсичны. Бензонат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Ракообразующие: Е210, 211-217, 219. Вредные для кожи: Е230-232, 238. Вызывают расстройства кишечника: Е221, 226. Влияют на давление: Е250,251. Опасные: Е201,222-224, 233,270 (для детей) Антиокислители – Е300-Е399 Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания. Вызывают сыпь: Е311-313. Вызывают расстройство кишечника:Е338341. Повышают холестерин:Е320-322. Стабилизаторы, Загустители – Е400-Е499 Придают продуктам нужную консистенцию, улучшают и сохраняют структуру. Нарушают всасывание минеральных веществ, являются лёгкими слабительными. Вызывают расстройства кишечника: Е407, 450, 462, 465, 466. Эмульгаторы – Е500-Е599 Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость. Использование фосфатов нарушает баланс между фосфором и кальцием. Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560. Усилители вкуса – Е600-Е699 Для улучшения выраженного вкуса и аромата. Подсластители. Глутамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащённое сердцебиение, сонливость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет. Сахарин вызывает опухоль мочевого пузыря. Ракообразующие: Е626-630, 635. Исследовав упаковки различных продуктов, мы установили, что в составе газированных напитков, майонезах содержатся Е211, Е330, являющиеся канцерогенами. В леденцах «БОН ПАРИ» находятся Е102, Е110, Е124. Все они опасны для здоровья. В шоколадной плитке и в жевательной резинке содержит Е320, Е322, повышающий холестерин. Пищевые добавки: E330-ракообразующий. Пищевые добавки: E476, E503, E500, E322, E330 Пищевые добавки: E621, E627-растройство кишечника, E631растройство кишечника, E951вреден для кожи. Пищевые добавки: E450-растройство желудка, E500, E475, E330ракообразующи й, E412, E472b, E422 Пищевые добавки: E330, E331, E450растройство кишечника, E452 Пищевые добавки: E500, E322-влияет на печень и почки. Пищевые добавки: Е414 загуститель, провоцирующий заболевания желудочно-кишечного тракта; антиоксидант Е330; консервант Е296; краситель Е171; эмульгатор Е322, являющийся антиоксидантом. Пищевые добавки: E322, E1442, E410, E440, E330ракообразующий, E120-опасный, E160a, E160c – вредны для кожи. Пищевые добавки: E579 Пищевые добавки: E500, E322-влияет на печень и почки. Пищевые добавки: E471, E322, E422 Пищевые добавки: E472e, E331, E420, E476,E322, E503опасный, E330-ракообра зующий, E440, E500, E122-подозрительный Запрещенные добавки: Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е213-219, Е140, Е153-155, Е166, E173–175, E180, E182, E209, E213–219, E225–228, E230–233, E237, E238, Е240, E241, E252, E253, E264, E281– 283, E302, E303, E305, E308–314, E317, E318, E323–325, E328, E329, E343–345, E349, E350–352, E355–357, E359, E365–368, E370, E375, E381, E384, E387–390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429–436, E441–444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476–480, E482–489, E491–496, E505, E512, E519–523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554–557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622–625, E628, E629, E632–635, E640, E641, E906, E908– 911, E913, E916–919, E922–926, E929, E942–946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521. Добавки Е, которые считаются безвредными: По настоящему (а не официально) безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их, врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет. Е100 - куркумин (краситель), может содержаться в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах Е363 - янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках Е504 - карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли Е957 - тауматин (подстластитель) может содержаться в мороженном, сухофруктах, жевательной резинке без сахара Вывод: Мы установили, что в продуктах питания используются пищевые добавки, от которых полностью отказаться сегодня невозможно. Далеко не все из добавок являются безвредными для здоровья. При выборе таких продуктов следует обращать внимание не только на полезную пищевую добавку, но и на состав такого продукта в целом. Выбор «функциональных» продуктов должен быть разумным и строится из конкретных целей. Если у вас повышенный уровень холестерина, имеет смысл покупать продукты со специальными добавками. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Наши рекомендации: При выборе продуктов в магазине не стоит попадать в ловушку красивой упаковки, желательно посмотреть на обратную сторону этикетки и хотя бы примерно прикинуть, выдержит ли ваш организм такую «химическую атаку». Внимательно читайте надписи на этикетке продукта. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской. Не покупайте продукты с длительным сроком хранения. Обходитесь без подкрашенной газировки. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно. Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. Результаты исследования учащихся. Информационный буклет. Презентация. Информационные источники: источник http://www.millionmenu.ru/rus/kitchen/fac ts/posts38/articl856/ Журнал "Экология и жизнь". Статья А.Н. Зайцева.

Боробова Марина, 11 класс

Исследовательский проект: "Пищевые добавки. Польза или вред?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Альметьевский муниципальный район

МБОУ «Русско - Акташская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект на тему: «Пищевые добавки. Польза или вред?»

Подготовили: Боробова М.,

11 класс

Руководитель:

Учитель биологии, химии

Белоногова И. А.

2012

Вступление………………………………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………………....4

Результаты исследования………………………………………………….. 7

Заключение. Выводы………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………………...12

Вступление

«Человек состоит из того, что он ест и пьёт…»
Народная мудрость

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

Народная мудрость

Еще Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.

Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. Современный человек больше всего ценит время и всячески стремиться его сэкономить. В связи с этим возросла и потребность в продуктах быстрого приготовления. Люди используют различные полуфабрикаты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», и это представляется удачным выходом.

В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими. Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, что мы едим и пьём? Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали тему проекта: «Пищевые добавки – польза или вред?»

Цель нашего проекта состояла в том, чтобы на основе собственных наблюдений и литературных источников определить экологическую безопасность продуктов питания, продаваемых в местных магазинах и наиболее часто употребляемых школьниками, а также степень экологического риска их употребления.

Задачи:

- научиться определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания;

Составить список опасных пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности, и продуктов, которые содержат эти опасные для здоровья человека вещества.

I. Основная часть

Пищевые добавки – это природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства. Между тем, пищевые добавки вовсе не новое изобретение. История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий. Ещё в далёкой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, уксус, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение. В качестве красителей выступали овощи и куркума.

Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание.

С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом Е.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи:

  1. увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки в разные уголки земного шара;
  2. придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, густую консистенцию.

По мнению производителей продуктов питания, в современных условиях невозможно обойтись без их применения для производства вкусных и красивых продуктов с длительным сроком хранения. Сейчас в пищевой промышленности используется около 500 различных пищевых добавок, а в сочетании друг с другом их становится в несколько раз больше.

Среди пищевых добавок есть вполне безопасные: лимонная кислота, молочная кислота, сахароза и др. Но большая часть добавок вредна, так как пагубно влияет на здоровье человека.

Как искусственные ингредиенты влияют на наше здоровье – вот главный вопрос, который волнует современных потребителей.
Существует целый список солидных международных и российских организаций, которые занимаются исследованием влияния пищевых добавок на организм человека.
Их безвредность контролируется Объединенным комитетом экспертов по пищевым добавкам (JECFA) ФАО-ВОЗ. Без одобрения этого комитета использование пищевых добавок Е в промышленности не допускается. С 1991 года ВОЗ утвердил специальную систему их экспертизы.
В России государственный контроль за качеством пищевых добавок осуществляется органами Госсанэпиднадзора РФ. Безопасность их использования регламентируется документами Госсанэпиднадзора Минздрава России.

Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему их цифровой кодификации. Каждому ингредиенту присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е.
Для улучшения контроля над применением пищевых добавок была разработана следующая классификация:

E100-E182 – красители - усиливают или восстанавливают цвет продукта;

E200-E299 – консерванты – увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков;

E300-E399 – антиокислители – защищают продукты от окисления;

E400-E499 – стабилизаторы - сохраняют необходимую консистенцию продуктов, загустители - повышают вязкость;

E500-E599 - эмульгаторы - создают однородную смесь, например, масла и воды;

E600-E699 - усилители вкуса и аромата ;

Е700 - Е800 - запасные индексы;

E900-E999 – пеногасители - предупреждают или снижают образование пены, придают продуктам приятный внешний вид.

Глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности входят во все указанные группы, а так же в новую группу E1000.

Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.
Благодаря исследованиям специалистов, в списки вредных для здоровья пищевых добавок постоянно вносятся изменения. За информацией об их безвредности необходимо следить постоянно, так как ряд недобросовестных производителей в целях уменьшения себестоимости продукции нарушают рекомендованную технологию производства.
Следует также обратить внимание на синтетические добавки, формально не запрещенные, но, по мнению многих специалистов, небезопасные для нашего здоровья.
Е-621 – глутаминовая кислота или глутамат натрия – самый популярный усилитель вкуса с ароматом и вкусом мяса . Вредными соединениями ни глутаминовую кислоту, ни ее соли назвать нельзя. Напротив, в этой кислоте особенно нуждается сердечная мышца и мозг. Кстати, при нехватке наш организм сам может начать ее синтезировать. А вот при переизбытке она начинает оказывать токсическое действие, особенно на печень и поджелудочную железу. Вся сложность заключается в том, что на упаковках никогда не указано точное количество глутамата, поэтому лучше в день съедать не более двух блюд, содержащих эту добавку (по одному на прием пищи). Все остальные блюда в этот день глутаматов содержать не должны. По данным последних исследований, глутамат натрия способен вызвать серьезные негативные последствия, особенно для детского организма: повреждения зрения и головного мозга, аллергические реакции. Кроме того, эта пищевая добавка вызывает привыкание, именно поэтому блюда из ресторанов быстрого питания кажутся нам такими привлекательными. Глутамат натрия используется в продукции фастфуда, бульонных кубиках и приправах, соусах и полуфабрикатах.
Часть пищевых добавок содержат примеси тяжёлых металлов. Например,
нитрит натрия, используемый в производстве колбас, обеспечивающий товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный или ярко розовый цвет магазинной колбасы с темно-коричневым цветом домашней колбасы). Для копченых колбас высших сортов норма содержания нитрита установлена выше – считается, что их едят меньше. Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях, но и в копченной рыбе, шпротах, консервированной сельди. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания. Продукты, содержащие эти добавки, нельзя употреблять людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом, холециститом. У таких людей часть нитратов, попадая в желудочно-кишечный тракт, превращается в более токсичные нитриты, которые в свою очередь, образуют довольно сильные канцерогены - нитрозоамины.

Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. А если учесть их комбинации, то эта цифра удвоится.
Добавки синтетического происхождения широко используются в пищевой промышленности, так как на их производство требуется меньше материальных затрат и нет необходимости расширять сельскохозяйственное производство. Кроме того, при помощи добавок продукт, даже низкого качества, получает более приятный вкус и аромат, красивый цвет, необходимую консистенцию.

Хотим мы или нет, но различные искусственные пищевые добавки входят в наш рацион питания. Человек в среднем в течение одного года съедает с пищей 5 кг различных добавок! Для кого-то они безвредны, но у некоторых людей могут вызывать аллергию, расстройство желудка, ЖКТ, ожирение, депрессию, астму, раковые заболевания.

II. Результаты исследования

2. 1. Определение пищевых добавок в продуктах питания

Для начала было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе был проведен анализ влияния этих добавок на организм человека. Вот данные этого анализа:

Таблица №1

Тип добавок

Значение

Воздействие на организм

Е 1** – красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке продуктов

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 – 142, 153).

Запрещённые Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 155

Е 2** – консерванты

1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов

Е 3** – антиокислители

1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2. Останавливают самоокисление продуктов

Вызывают сыпь: Е311–313.

Вызывают расстройство кишечника Е338–341. Повышают холестерин Е320–322

Е 4** – загустители

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. Используется в производстве мороженого, желе, консервов и майонеза

Е 5** – эмульгаторы

1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.

2. Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.

Опасные: Е 501–503, 510, 513, 527, 560

Е 6** − усилители вкуса

1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту,учащённое сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС.

Канцерогенные: Е626–630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637

2.2. Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок.

Во второй части работы проведено тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок. В ходе работы, мы изучили состав некоторых наиболее популярных среди населения, особенно в подростковой среде продуктов питания. Это картофельные чипсы, лапша быстрого приготовления, бульонные кубики, газированные напитки и жевательные резинки.

Картофельные чипсы

Состав: картофель, масло растительное, гидрогенизированные жиры, ароматизаторы, идентичные натуральным ароматическим веществам, усилитель вкуса и аромата Е 621, мальтодекстрин, молочный белок, Е 551 и др.

Выяснилось, что наибольшую опасность представляют гидрогенизированные жиры, содержащие трансизомеры жирных кислот, мутированные молекулы которых непоправимым образом нарушают функции человеческих клеток.

Исследователи отмечают, что кроме перечисленного, картофельные чипсы, а также сухарики, жареные орешки и прочие хрустящие лакомства содержат не указанное в составе вещество акриламид , способное вызывать мутации наследственного материала и обладающие канцерогенным действием.

В химической промышленности акриламид используется в производстве клея, лаков, красок и смол.

Лапша «Ролтон», «Бик-Бон»

Добавки в составе продукта: глутамат натрия, гуаровая камедь, фолиевая кислота, никотинамид, Е 627, Е 631 и др.

Самым опасным является глутамат натрия – усилитель вкуса и запаха. Он присутствует в очень многих продуктах. Действует на организм по тому же принципу, что и наркотические вещества: вызывает привыкание, наносит непоправимые повреждения головному мозгу. Кроме того, может вызвать аллергию. На сегодняшний день это вещество стали добавлять даже в детское питание и разнообразные продукты для детей.

Бульонные кубики

Добавки в составе продукта: крахмал, глутамат натрия - усилитель вкуса и запаха, гидрированный растительный жир – это знакомый всем маргарин.

Все растительные гидрированные, так называемые трансжиры, способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Они повышают уровень холестерина в крови. Потенциально вредны все продукты, содержащие маргарин.

Газированные напитки

Чаще всего в их составе содержатся: вода, сахар, двуокись углерода, регуляторы кислотности (Е 330, Е 331, Е 296), кокс (Е 211), подсластители, ароматизаторы, красители.

Что такое подсластители? Это вещества, имеющие сладкий вкус, но, в отличие глюкозы, низкокалорийные. Самый распространённый из них – аспартам.

Аспартам (Е 951) - вещество, которое в 200 раз слаще сахарозы, химически нестабильное. После нагревания до + 30 градусов он распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин.

Формальдегид – это канцероген класса А, т.е. он относится к той же группе веществ, что и мышьяк с синильной кислотой, которые являются смертельными ядами!

Фенилаланин может истощать запасы серотонина, что нарушает работу головного мозга и влияет на психические процессы: способствует развитию маниакальной депрессии, припадков, паники, злости, насилия.

Поэтому надпись на бутылке колы «пить охлаждённой» - не забота о ваших вкусовых ощущениях. Это жизненно важное предупреждение!

Во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине две бутылки «Соса-Сола», чтобы смывать кровь с шоссе после аварии. А чтобы почистить раковину, влейте в неё банку колы и не смывайте её в течение часа. Лимонная кислота удалит пятна с фаянса. Активный инградиент колы – фосфорная кислота за 4 часа может растворить ваши ногти. Все эти советы взяты из книги «Академия здоровья».

А люди пьют этот напиток. Страшно подумать!!

Мы исследовали некоторые напитки на предмет содержания синтетических красителей.

Натуральные красители (особенно красных цветов) изменяют свой цвет в ответ на изменение рН среды. При добавлении к образцу напитка содового раствора создаётся щелочная среда, и натуральный краситель меняет свой цвет, а синтетический краситель, имея другую химическую природу, цвета не меняет. Таблица №2

Таким образом, мы убедились, что в составе данных напитков присутствуют синтетические красители, которые могут воздействовать на наш организм весьма сомнительно.

Жевательные резинки

В качестве примера рассмотрим жевательную резинку «Дирол».

В своём составе она содержит загуститель Е 414, провоцирующий заболевания желудочно-кишечного тракта; антиоксидант Е 330, вызывающих злокачественные опухоли; краситель Е 171; эмульгаторы Е 222, 321, которые вызывают заболевания почек и печени. Возникает вопрос: стоит ли вообще это употреблять?

III. Заключение. Выводы.

Для нормальной жизнедеятельности организма в ежедневном рационе человека необходимо присутствие около 6000 питательных компонентов естественного происхождения. Любое «голодание» клеток может спровоцировать тяжелое нарушение здоровья.

Пища – самый лучший источник питательных веществ, необходимых для жизни. Она определяет состав нашей крови, качество «строительного материала» для образования новых клеток.

Человечество создало мощную отрасль промышленности, призванную сохранить продукты питания, переработать всё то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни. Но можно себя обезопасить. Потребитель сегодня должен быть бдителен в выборе продуктов питания, учитывать результаты последних исследований в этой области. Если вы хотите сохранить свое здоровье:

  1. Внимательно изучайте этикетки товаров и выбирайте продукты, содержащие минимальное количество искусственных добавок.
  2. Нельзя рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.
  3. Нужно избегать таких пищевых добавок, как красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.
  4. Помните: официально запрещены на территории России красители Е121, 123 и консерванты Е 216, 217, 240.
  5. Есть продукты, которые не содержат пищевые добавки. Это свежие и натуральные фрукты, овощи, зелень, свежевыжатые соки, свежее мясо и рыба, мёд, домашнее варенье
  6. Меньше употреблять мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков.

Единственный путь заполучить на наш стол здоровую полноценную пищу – развитие в нашей стране сельскохозяйственного производства, основанного на современных достижениях селекции и биотехнологии.

Список использованной литературы

  1. 1. Анищенко Л.Н., Зайцев Д.Н. Программы спецкурсов по экологии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ./ Брянск. Издательство БГУ, 2002.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Учебное пособие для выпускных классов общеобразовательных учебных заведений. – Москва, 2000.
  3. Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е», журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999.
  4. Маюров, А. Н. В здоровом теле − здоровый дух./ М.: Педагогическое общество России, 2006.
  5. Пальцев, А. И. О питании и здоровье / Новосибирск, 2004.
  6. Росивал Л. И др./ М.: Медицина, 1998.
  7. Журналы «Биология в школе», № 7, № 8, 2009.
  8. Харитонов С.Н. Разрешенные и запрещенные пищевые добавки, журнал «Спрос», № 7, 1998.

Приложение