Владимир Путин провёл заседание комиссии по развитию ТЭК и экологической безопасности. Состав президентской комиссии по ТЭК обновлен

Москва, 1 авг - ИА сайт. В состав комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и энергетической безопасности произошли изменения.

Соответствующий указ президента РФ В. Путин опубликован 30 июля 2018 г.

Изменения в составе президентской комиссии по ТЭК стали результатом смены правительства РФ в мае 2018 г после инаугурации В. Путина и других кадровых перестановок.

Из состава комиссии исключены:

Бывшие вице-премьеры РФ А. Дворкович и А. Хлопонин,

Бывший министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской,

Бывший замминистра экономического развития, врио губернатора Ивановской области С. Воскресенский,

Бывший гендиректор Россетей О. Бударгин,

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ О. Тимофеева,

Бывший руководитель Роснедр А. Попов.

На смену им пришли:

Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов,

Вице-премьер А. Гордеев,

Министр природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкин ,

Гендиректор Россетей П. Ливинский.

Также потребовалось уточнить должности у ряда членов комиссии:

С тех пор президентская комиссия по ТЭК считается аппаратной площадкой И. Сечина, который является ее ответственным секретарем.

Затем было насколько попыток провести заседания, но в итоге заседания переносились, а затем отменялись.

С приходом в президентскую комиссию К. Молодцова есть вероятность того, что ее работа возобновится.

В начале июня 2018 г появилась информация, что заседание президентской комиссии по ТЭК может пройти 27 августа 2018 г в г Кемерово.

На заседании планируется обсудить налоговый маневр в нефтяной сфере и проблемы угольной отрасли промышленности.

Замминистра энергетики Кирилл Молодцов, занимавший эту должность с 2013 года, уволился из министерства в связи с переходом на другую работу. Теперь ему прочат должность в администрации президента (АП). По словам источников “Ъ”, в ведение господина Молодцова перейдет президентская комиссия по ТЭК, которая исторически считается аппаратной площадкой главы «Роснефти» Игоря Сечина.


Заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов уволился из министерства в связи с переходом на другую работу. 5 июля был последний день господина Молодцова в министерстве. Он может получить одну из должностей в администрации президента РФ: в частности, помощника, или советника президента РФ, либо помощника главы АП Антона Вайно, говорят источники “Ъ” (об этом также сообщал РБК).

Кроме того, источники “Ъ” говорят, что господин Молодцов хотел получить должность в «Зарубежнефти», совет директоров которой он возглавлял в 2015–2016 годах. По словам одного из собеседников “Ъ”, против такого перехода выступал глава Минэнерго Александр Новак.

Слухи об отставке замминистра ходили не первый год и обострились в марте.

Тогда Кирилла Молодцова лишили кураторства : департаменты транспортировки и переработки углеводородов были переданы замминистра энергетики Павлу Сорокину. Будут ли в Минэнерго искать замену господину Молодцову, пока неясно. Напомним, в середине 2016 года Кирилл Молодцов вошел в президентскую комиссию по ТЭК (впервые за три года соберется, как сообщал РБК, 27 августа) вместо тогдашнего советника президента РФ Антона Устинова, возглавившего затем «Согаз».

Возможно, господин Молодцов станет преемником господина Устинова и на должности советника президента, в его кураторство будет входить президентская комиссия по ТЭК (ответственный секретарь - глава «Роснефти» Игорь Сечин). Напомним, господин Молодцов пришел в Минэнерго в 2013 году с должности руководителя второй фазы Штокмановского проекта «Газпрома».

Дмитрий Козлов


Как Владимир Путин формировал свою администрацию

Владимир Путин подписал указы, которыми переназначил аппарат Совбеза и большую часть глав управлений администрации президента (АП). Советником президента стал глава правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. Эксперт не исключил, что это назначение может быть следствием изменения модели поведения федерального центра на Северном Кавказе. Также официально было объявлено о назначении советником президента на общественных началах зятя Бориса Ельцина Валентина Юмашева. За 18 лет, которые, как утверждается, он занимает эту должность, его функционал так и не был определен.

Президент провёл в Кемерове заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Перед началом заседания глава государства осмотрел макеты объектов, которые планируются к строительству в Кемерове. В.Путину показали, в частности, проект культурно-образовательного и музейно-выставочного комплекса, в котором разместятся филиалы Мариинского театра, Русского музея, Российской академии музыки имени Гнесиных, многофункциональный концертный зал, а также рассказали о строительстве Кемеровского президентского кадетского училища.

Стенографический отчёт о заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с вами проводим заседание Комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса в Кузбассе не случайно, естественно. Мы все понимаем, Кузбасс – один из крупнейших мировых центров угледобычи, именно мировых центров. И, кроме всего прочего, накануне, то есть вчера был праздник у тех, кто работает здесь, и в отрасли в целом – День шахтера. Я от своего имени и от имени всех здесь присутствующих хочу поздравить горняков с их профессиональным праздником, пожелать им здоровья, всего самого наилучшего, успехов в очень нелегком, но очень нужном стране труде.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас насыщенная повестка. Вместе с представителями бизнеса и руководителями регионов обсудим текущую ситуацию в российском ТЭКе, рассмотрим ключевые направления и ориентиры развития отрасли и, конечно, оценим, как выполняются ранее принятые решения нашей Комиссии.

Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в повышении темпов и качества экономического роста в нашей стране. На долю ТЭКа приходится около 22 процентов ВВП страны, почти 60 процентов экспорта и 40 процентов дохода федерального бюджета.

В условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. По итогам прошлого года Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка. Мы заняли первое место в мире по объему добычи нефти, второе – по добыче газа. Россия входит в число ведущих стран по объему выработки электроэнергии и добыче угля: по электроэнергии – на четвертом месте, по углю – шестое место в мире.

Российские энергетические компании наращивают вложения в развитие. В прошлом году сумма инвестиций выросла на 10 процентов и составила 3,5 триллиона рублей.

Осваиваются новые месторождения углеводородов, развивается транспортная инфраструктура ТЭКа. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, уровень газификации региона, в том числе сельских территорий, растет недостаточными темпами. Сейчас мы были на Черниговском разрезе вместе с исполняющим обязанности губернатора. Прямо на месте небольшая группа людей, небольшая группа работников этого предприятия, один из них поднял вопрос о газификации. Это естественный вопрос, потому что действительно темпы, к сожалению, не те, на которые мы рассчитывали в последнее время. Здесь нужна координация между федеральными органами власти, между Газпромом , между независимыми производителями и местными региональными органами власти, потому что «последняя миля» – вот в чем, как правило, проблема. Нужно это все выстроить в одну цепочку. Нужна дополнительная динамика по этому вопросу. Предлагаю на одном из следующих заседаний нашей Комиссии обсудить именно этот вопрос.

Российские энергетические компании сохраняют устойчивые позиции на зарубежных рынках. Так, объем экспорта природного газа два года подряд обновлял абсолютный максимум. Нужно развивать экспортный потенциал российской энергетики.

Отмечу, что за последние годы конкуренция на глобальном энергетическом рынке заметно обострилась, поэтому крайне важно эффективно использовать наши конкурентные преимущества, диверсифицировать маршруты поставок, выходить и закрепляться на новых рынках.

Одним из наиболее привлекательных направлений, мы с вами это хорошо знаем, является Азиатско-Тихоокеанский регион . Здесь растет спрос на широкий спектр товаров, и это открывает большие возможности для российских компаний. В этой связи хотел бы отметить одну важную инициативу. В июне этого года в ходе визита в Китай мы договорились с Председателем КНР Си Цзиньпином об организации российско-китайского энергетического бизнес-форума. Уверен, эта площадка позволит расширить сотрудничество наших стран, найти новые направления для взаимных инвестиций, для запуска перспективных проектов в сфере энергетики. Первый форум планируется провести в ноябре текущего года в Пекине. Знаю, что с российской стороны уже выразили заинтересованность в участии около 40 компаний. Представительная делегация ожидается и со стороны наших китайских друзей. Прошу сегодня проинформировать, как продвигается работа по организации этого форума.

Конечно, Россия открыта для сотрудничества со всеми странами и на востоке, и на западе. Здесь важно не только завоевывать новые рынки, но и уверенно себя чувствовать на наших традиционных рынках. Сегодня в рамках нашей Комиссии отдельно обсудим перспективы развития такого взаимодействия в сфере угольных поставок. В прошлом году отечественные компании экспортировали более 190 миллионов тонн угля. По этому показателю наша страна уверенно занимает третье место в мире. Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю. Чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно решить целый комплекс задач. Это повышение рентабельности и безопасности добывающих угольных мощностей, их модернизация как в традиционных районах угледобычи (Кузбассе, Хакасии, Якутии), так и в новых (Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).

И конечно, нужно улучшать логистику, расширять экспортные коридоры, прежде всего пропускную способность железнодорожных магистралей, для которых угольные компании являются якорными грузоотправителями. Как вы знаете, развитие восточного полигона железных дорог, расшивка узких мест на БАМе и Транссибе обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы. Вновь подчеркну, должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД , а также с инвестиционными проектами морских портов. Важно обеспечить сбалансированный, комплексный подход к расширению пропускной способности железных дорог, учесть потребности не только угольных компаний, но и отправителей контейнерных перевозок насыпных и наливных грузов. Нужно проработать вопрос закрепления взаимных обязательств перевозчиков и потребителей, использовать в этой сфере долгосрочные контракты. Такой подход послужит успешной реализации инвестиционных планов и грузоотправителей, и транспортных компаний.

Отмечу еще одну принципиальную вещь. Решать вопросы развития угольной промышленности необходимо на основе самых современных технологий, которые должны дать не только экономический эффект, но прежде всего обеспечить улучшение условий труда горняков, их безопасность. Нужно шире внедрять передовые стандарты работы угольной отрасли, уделять повышенное внимание защите окружающей среды, особенно в портах, местах перевалки угля. Забота о жизни и здоровье людей, об экологическом благополучии городов и поселков должна быть безусловным приоритетом. Экологичной должна стать вся цепочка – от добычи угля до его перевалки в морских портах.

Я прошу Комиссию держать эти вопросы на постоянном контроле и предлагаю подумать о проведении аудита соблюдения недропользователями утвержденных моделей разработки месторождений, а также нормативной базы и практики ее применения в части экологической и промышленной безопасности, с тем чтобы гармонизировать законодательство в этой сфере.

И еще одна тема, прежде чем мы перейдем к докладам. Речь о модернизации тепловых электростанций. За последние годы удалось существенно нарастить возможности тепловой генерации, обновить ее структуру, повысить устойчивость и эффективность работы станций. Определяющую роль в этом процессе сыграл механизм договоров на поставку мощности. В ее основе лежали обязательства инвесторов по вводу новых мощностей после приватизации энергетических объектов на достаточно комфортных для бизнеса условиях.

Сегодня речь идет о строительстве ресурсосберегающих экологических станций, которые заменят устаревшие, ненадежные установки с низкими экологическими стандартами и экономической отдачей. Причем сделать это нужно с максимальной опорой на оборудование отечественного производства, вплоть до его стопроцентой локализации, если изначальным источником являются наши иностранные партнеры. Нужно определить стабильные источники финансирования модернизации тепловой энергетики. Я прошу Минэнерго самым внимательным образом отнестись к этому вопросу и проанализировать все резервы рынка.

При этом вновь хотел бы подчеркнуть, капитальные вложения не должны перекладываться на плечи потребителей. Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов. В итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а, соответственно, в карман конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода. Есть предложение изменить эту ситуацию путем внедрения эталонного принципа формирования тарифов. Такой подход сегодня тоже обсудим.

Это то, что я хотел бы сказать в начале. Благодарю вас за внимание и передаю слово Александру Валентиновичу Новаку. Пожалуйста, Александр Валентинович.

А.Новак: Уважаемый Владимир Владимирович ! Уважаемые коллеги!

За последние годы был принят целый ряд основополагающих решений и стратегически важных документов по вопросам развития угольной отрасли. В числе первых из них – Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, которая была утверждена Вами, Владимир Владимирович, именно здесь, в Кузбассе, в январе 2012 года.

Несомненно, в развитие этой программы были приняты меры, и самое главное – единый вектор целенаправленных действий всех заинтересованных сторон: это и министерства, и ведомства, и угольные компании, энергетические, РЖД и администрации угольных регионов. Все это дало весомый эффект, угольная отрасль успешно преодолела период глубоко падения цен на мировых рынках и поступательно развивается.

Назову несколько цифр. С 2012 года по 2017 год добыча российского угля выросла на 15,5 процента до 410 миллионов тонн. В текущем году будет превышен рубеж в 420 миллионов тонн, и мы, скорее всего, превзойдем максимальный уровень добычи советского времени, достигнутый в 1988 году. Объем обогащения также, мы ожидаем, увеличится до 195 миллионов тонн, это на 28 процентов больше. Инвестиции достигнут 130 миллиардов рублей в год, и налоговые отчисления превысят 100 миллиардов рублей.

В результате принятых по Вашему поручению мер, Владимир Владимирович, уже сейчас достигнуты те ориентиры по добыче, которые были поставлены на 2030 год. То есть мы идем со значительным опережением долгосрочной программы развития. Если сравнивать с актуализированной программой 2014 года, то мы опережаем на три года. Поэтому, конечно, в целом требует корректировки и сама программа, и постановка более амбициозных задач по вводу мощностей, по качеству поставляемого угля, по доле экспорта в поставках.

Министерство природных ресурсов подготовило пакет предложений по реформированию президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Предлагается передать комиссии существенный объем полномочий в части контроля сырьевой базы. Структуру самой комиссии планируется изменить, сформировав президиум. Изменения формата и полномочий комиссии по ТЭК обусловлены последними событиями на глобальном нефтяном рынке, отмечают эксперты.

Президентская комиссия по ТЭК (ПКТЭК) является отраслевым регулирующим органом, в ее состав входят представители большинства крупных энергетических компаний, а также члены правительства и руководители ряда министерств и ведомств. Ответственным секретарем комиссии является главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.

Подготовить предложения по реформированию ПКТЭК в прошлом году поручил Владимир Путин. В первую очередь Минприроды предлагает новый формат комиссии, в составе которой должен появиться президиум со своим ответственным секретарем. «Заседания президиума комиссии проводятся по мере необходимости», - говорится в проекте положения. Предполагается, что заседание комиссии будут готовить совместно ее ответственный секретарь и ответственный секретарь президиума.

Заседания комиссии предлагается проводить не реже двух раз в год (сейчас раз в год). Большинство задач комиссии, согласно документу, должны решаться в тесном сотрудничестве с правительством.

Новое положение, подготовленное Минприроды, также предполагает расширение сферы ответственности комиссии и конкретизирует ее полномочия. В частности, ключевым изменением может стать добавление в задачи органа развития минерально-сырьевой базы страны. Речь идет о передаче в ведение комиссии формирования и утверждения перечня участков недр федерального значения, подлежащих лицензированию. Задачей комиссии может стать и определение условий предоставления участков недропользователям.

Фактически Минприроды предлагает комиссии курировать вопросы, которыми сейчас занимается само.

В Минприроды от комментариев воздержались.

В предложениях по новым задачам ПКТЭК есть идея формировать шестилетний план целевых показателей воспроизводства ресурсной базы с постоянным мониторингом данных по балансу запасов. Также комиссия, по предложению Минприроды, должна будет не реже одного раза в три года рассматривать представленный правительством доклад по состоянию ресурсной базы, где будет прогноз обеспеченности экономики страны стратегическими видами минерального сырья.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил «Известиям», что заседание комиссии готовится, повестка в стадии формирования.

В Минэнерго ситуацию не прокомментировали.

Запрос на новое положение комиссии, а следовательно, и реорганизацию ее полномочий обусловлен прежде всего изменениями в нефтегазовом секторе страны, - считает председатель совета директоров Creon Energy Фарес Кильзие. - В 2012 году, когда создавалась комиссия, цены на ресурсы были высокими, за счет чего между крупнейшими компаниями соблюдался определенный баланс. Сейчас ситуация изменилась: цены на ресурсы значительно снизились, на российском рынке появился очень крупный игрок в лице «Роснефти», который экспортирует большую часть российской нефти.

По словам Кильзие, изменение функций комиссии позволит создать по-настоящему эффективный орган, который будет способен урегулировать разногласия между компаниями. Важным пунктом нового положения, по мнению Кильзие, является направление работы в природоохранной и экологической сферах, которые раньше рассматривались довольно формально.

Изменения в положении о комиссии могут быть связаны с готовностью нефтяной отрасли России к координированным действиям, - полагает старший аналитик по нефти и газу «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. - Совсем недавно Россия договорилась со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти, после чего договоренность была достигнута и внутри страны между компаниями.

В Кемерово 27 августа впервые с октября 2015 года пройдет заседание президентской комиссия по ТЭК, сообщили РБК два источника в правительстве. На ней планируют обсудить налоговый маневр в нефтяной сфере и проблемы угольной отрасли

Фото: Антон Ваганов / «Коммерсантъ»

После трехлетнего перерыва в конце лета могут возобновиться заседания президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (комиссии по ТЭК), ответственным секретарем которой является главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Об этом РБК рассказали два источника в двух профильных ведомствах.

По словам собеседников РБК, заседание запланировано на 27 августа в Кемерово, повестка в настоящее время готовится. В числе вопросов, которые планируют обсудить на комиссии, — налоговый маневр в нефтяной отрасли и его влияние на цены на топливо, развитие угольной отрасли. Но число вопросов повестки будет расширяться, утверждают источники РБК.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отказался от комментариев. «Таких анонсов традиционно не делаем», — сказал он. Представители Минэнерго и «Роснефти» также отказались от комментариев.

Комиссия по ТЭК была создана в июне 2012 года после того, как Владимир Путин вернулся на пост президента, а Сечин, курировавший вопросы ТЭК в правительстве, возглавил «Роснефть». В состав комиссии входят главы крупнейших нефтяных и газовых компаний, а также «Транснефти» и «Росатома», профильные министры, руководители ФАС и ФСБ и др. В 2012-2013 годах заседания комиссии проходили дважды в год, на ней обсуждались такие вопросы, как либерализация экспорта газа, налоговый маневр в нефтегазовой отрасли. В 2014 и 2015 годах было всего по одному заседанию комиссии. После октября 2015 года было несколько попыток возобновить работу комиссии с разной повесткой — в 2016 и 2017 годах, но в итоге заседания переносились , а затем отменялись. Как писал «Коммерсантъ», повесткой заседания комиссии в 2017 году, назначенном сначала на февраль, затем на апрель, должны были стать вопросы электроэнергетики .

Последнее заседание президентской комиссии по ТЭК состоялось 27 октября 2015 года. Тогда обсуждались вопросы импортозамещения в ТЭК, развития внутреннего рынка газа и налогообложения. А протокол заседания этой комиссии был подписан только спустя полгода — 9 февраля 2016 года. В нем поручение профильным ведомствам и компаниям проработать до 1 июня 2016 года единый тариф на транспортировку и хранение газа для «Газпрома» и независимых производителей газа. В документе также предлагалось проработать и внедрить механизм гарантирующего поставщика газа для нужд регионов, разделив это бремя между «Газпромом» и его конкурентами. На этом же заседании предложения со стороны руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева рассмотреть возможность разделения «Газпрома» и либерализации экспорта газа.