Ремонт кулера для воды: особенности диагностики и устранения основных неполадок. Чистка компьютера и мелкий ремонт системы охлаждения Ремонт микросхемы в кулеры своими руками

За системой охлаждения компьютера надо тщательно следить, иначе можно иметь в последствии серьезные проблемы. От перегрева компьютер может зависать, глючить, может выйти из строя не только видеокарта, микросхемы материнской платы, но и центральный процессор.

Да, некоторые процессоры имеют датчики температуры и отключают, аварийно, питание компьютера при перегреве. Но, как показывает практика, это не всегда на 100% срабатывает. А новый процессор - это как минимум 100 долларов, да и хорошая видеокарта тоже не дешевле стоит.

Все современные компьютеры оснащены принудительным воздушным охлаждением, т.е. в большинстве случаев вентиляторами (куллерами). Хотя есть ещё редкие модели современных сверхмощных компьютеров, которые оснащены водяным охлаждением.

Итак, давайте рассмотрим, как восстановить работоспособность вентилятора?

Для начала надо определить какой из вентиляторов шумит, ведь их в системном блоке может быть несколько. Есть один нехитрый прием как это сделать - берем и по очереди притормаживаем вентиляторы, слегка нажав на него рукой или салфеткой. Если шум исчез - значит он.

Известно, что при работе вентилятора происходит постепенный износ его подшипников, на крыльчатке наслаивается пыль, накручиваются волосы, пух и т.п. Через какое-то время он начинает издавать неприятные, посторонние звуки, частота вращения его снижаться, а то может и совсем остановиться. Быстрее выходят из строя вентиляторы с подшипниками скольжения. Вентиляторы с подшипниками качения более долговечны, но и более дорогие.

Чтобы избежать проблем надо периодически, хотя бы раз в полгода, делать профилактическую чистку и осмотр компьютера. Особенно этим необходимо заниматься, если в помещении обитают животные (кошки, собаки и т.п.). Их шерстью и пухом забиваются вентиляторы и часто останавливаются, вызывая перегрев компьютера.

Для восстановления работы вентилятора, его в первую очередь необходимо почистить, пропылесосить, убрать пыль, пух и другой мусор. Иногда даже вот такая элементарная процедура помогает и он уже начинает работать. Но, коль вы до него уже добрались, до смазать его (подшипники) будет очень желательно.

Если же вентилятор при включенном компьютере по прежнему не вращается, значит надо проверить электрическую часть: провода, обмотку. Когда вентилятор от мусора заклинивает, через него проходит повышенный ток, отчего катушки иногда сгорают. Если катушка куллера не прозванивается - значит придётся покупать новый вентилятор.

В продаже, в компьютерных магазинах или отделах, обычно есть большой выбор вентиляторов, и хочу сказать, что от фирмы производителя тоже зависит долговечность вентилятора. Бывает, у самых дешёвых вентиляторов плохое качество пластмассы и крыльчатка со временем просто рассыпается... Поэтому, наведите справку - какие вентиляторы более-менее качественны.

И ещё один важный момент - разъёмы. Перед походом в магазин важен не только размер вентилятора, но и также надо обратить внимание на разъём, какого он типа, и такой же подобрать. А также посмотрите, есть ли запасной разъём в БП вашего ПК - плоский, на 4 штырька. В крайнем случае, если не найдётся в магазине вентилятора с родным разъёмом - с 4 штырьками. Или, можно перепаять разъем со старого вентилятора. И, кстати, будите выбрасывать старый вентилятор - откусите разъём, пригодится.

В случае, если подшипники вентилятора ещё не сильно износились (он проработал не так долго), и чтобы он не шумел - его надо почистить и смазать, т.е. сделать профилактику.

Надо снять крыльчатку: с задней стороны вентилятора снимаем круглую наклейку, с названием фирмы изготовителя, а под ней вы увидите небольшое углубление и торец оси крыльчатки. Тонкой отверткой или шилом и пинцетом извлекаем фиксирующую шайбу, в виде подковы, и с оси снимаем крыльчатку. Теперь надо убрать застывшую старую смазку с оси и подшипников вентилятора, и более тщательно, если надо, почистить крыльчатку от пыли и грязи.

Лопасти крыльчатки можно помыть под струей теплой воды с мылом, а затем просушить, можно протереть спиртом или водкой. Статор - тщательно протереть салфеткой, лучше сухой, т.к. бензин или спирт может растворить и повредить изоляцию обмотки. Ось крыльчатки и подшипники промыть бензином или спиртом.

Теперь надо всё собрать в обратном порядке и хорошенько смазать. Смазываем ось тонким слоем жидкого машинного масла (автомобильное моторное), или масла для швейных машин (или силиконовой смазкой, если у кого есть...) и вставляем крыльчатку в корпус вентилятора, подшипники тоже надо смазать маслом, но не сильно, чтобы смазка не растекалась. После полной сборки и смазки вентилятора необходимо закрыть доступ к подшипникам, обязательно, чтобы не попала пыль! Если клей на родной наклейке уже подсох и плохо держится - заклейте скотчем в 2 слоя, если скотча нет - сдерите наклейку с шампуни или ещё от чего-то, обычно на них хороший клей - вырежьте и наклейте.

Всё, вентилятор готов к работе ещё как минимум на полгода, а как максимум - до 2 лет. Теперь его ставьте назад в компьютер и проверяйте. Что касается вентиляторов с подшипниками качения, то восстановление их мало чем отличается от выше описанного. Разница лишь в том, что нужно использовать густую смазку для подшипников, например ЦИАТИМ, Литол - 24, или заменить их на новые.

Кстати, если вентилятор стоит в удобном месте, что позволяет снять наклейку, то для смазки, его можно и не снимать, а просто снять наклейку, развернуть корпус системного блока так, чтобы вентилятор находился горизонтально и капнуть на ось по центру 1 каплю машинного масла. Этого вполне достаточно. Затем немного прокрутите крыльчатку, чтобы смазка прошла вглубь.

Бывает, что кулер процессора сильно загрязнен и его надо снять, чтобы почистить. Сделать это не сложно, там есть специальная защелка. Если вам пришлось это сделать, то куллер необходимо заново перепаковать термопастой (белой, а лучше с содержанием серебра, серебристого цвета). Ставить назад куллер надо осторожно, без лишних усилий, чтобы ничего не сломать.

И несколько строк о смазочных материалах. В подшипниках скольжения, в качестве смазки применяют только жидкую смазку: масло силиконовое или моторное автомобильное масло. Вязкость масла подбирается в зависимости от износа подшипников скольжения. Если износ небольшой и вентилятор просто пищит (высохла смазка) - значит используем масло 10-15W, среднего уровня вязкости, или силиконовое. Если же вентилятор громко шумит - это признаки большой выработки и применяем масло 20-25W, высокого уровня вязкости.

Также хочу сказать, что причиной повышенного шума компьютера могут быть не только вентиляторы, а и плохо закрепленные детали, блоки или модули: винчестер, материнская плата, крышка системного блока и т.п. В таких случаях стоит лишь подтянуть винты крепления и проблема решена.

А в заключение хочу сказать - возьмите себе за привычку - весной, перед наступлением жары, делать профилактику всего компьютера, а лучше это делать пару раз на год. Тогда, и восстанавливать ничего не придётся, а просто менять вентиляторы по мере износа... Раз в 5 лет примерно..

Разберем 4 основные причины из-за чего не работает вентилятор компьютера. Решение проблемы можно осуществить как с заменой детали так и без замены.

от 120 р. RUB

Каждый из нас может столкнуться с такой проблемой, как отсутствие знакомого жужжания при включении ПК. При этом, система будет загружаться хорошо (по крайней мере, без сбоев), вроде бы все хорошо, а такого привычного нам звука нет.

Если подобные неприятности не обошли вас стороной, значит у вас не работает вентилятор на компьютере и с этим обязательно нужно что-то делать!

Эксплуатация устройства без кулера запрещена, поскольку без охлаждения вы можете столкнуться с серьезными неприятностями.

Большая часть электроники чувствительна к перегреву и если на ПК не работает задний вентилятор, последующий ремонт может обойтись дороже. Что делать в такой ситуации? Об этом сегодня и поговорим.

Почему не работает кулер?

Причин, по которым может не работать вентилятор на компьютере, существует не так и много. Данный элемент ПК является одним из самых простых, но при этом и самых важных во всей системе, ведь именно он ответственен за охлаждение чувствительных деталей электроники. Приведем несколько самых распространенных проблем, которые, чаще всего, являются ответом на вопрос: почему не работает кулер


Итак, мы выяснили основные причины, по которым может отказывать вентилятор. Далее поговорим о том, как же устраняются подобные неисправности.

Не работает вентилятор компьютера: как бороться с проблемой?

Если у вас отказал вентилятор, использовать компьютер ни в коем случае нельзя. Но что же делать? Вообще самостоятельный ремонт не рекомендуется, поскольку еще рабочее устройство можно доломать, что может привести к самым различным последствиям.

Специалисты компании «Эксперт» помогут вам решить любые проблемы с кулером, вне зависимости от модели вашего ПК.

Решения проблемы, как правило, два:

  • Вариант первый: без замены. Вентилятор может быть исправен, но при этом он может выработать смазку, что может существенно ухудшить качество его работы вплоть до выхода из строя. В таких случаях осуществляется демонтаж вентилятора, его полная разборка, нанесение новой смазки, повторный монтажи подключение с тестированием работы.
  • Вариант второй: замена детали. Ремонт вентиляторов, как правило, невозможен. Да и нецелесообразен. Стоимость комплектующих копеечная, а работы может быть очень много. В рамках данных работ проводится полный демонтаж старого кулера, установка нового (вы можете купить его сами, либо же мастер принесет его с собой), подключение и проверка работоспособности замененной детали

Вы заметили, что компьютер при включении противно визжит или гудит. Скорее всего у вас гудят вентиляторы. Их в компьютере несколько. Гудеть может кулер на процессоре, кулер блока питания, вентилятор на видеокарте. Возможно, у вас установлен корпусной вентилятор. Гудеть может каждый из них. В этой статье мы рассмотрим чистку и смазку кулера блока питания. К счастью, практически все другие компьютерные вентиляторы имеют такую же конструкцию и разбираются точно так же. Как снять процессорный кулер можно прочитать в статье

Начнем.

Выключите компьютер из сети.

Отключите все кабели, идущие к компьютеру. Помните, что простое отключение питающего шнура может не полностью обесточить корпус или элементы компьютера. Питание может приходить и по сетевому шнуру, по кабелю, идущему к монитору.

Техника безопасности – превыше всего. Внимание! В корпусе блока питания имеются мощные конденсаторы, которые остаются под напряжением даже при выключенном питании. Если у вас нет опыта – лучше блок питания не вскрывать.

Ну, начали.

Открутите 4 винта, держащие блок питания на корпусе.

Отсоединив се провода, идущие к материнской плате, жестким дискам, всему остальному – вытаскивайте блок питания из корпуса наружу.

Сверху открутите еще 4 болта, снимите крышку блока питания.

Слева на фото вы видите 2 сравнительно больших бочонка. Это мощные конденсаторы. Прикасаться руками в том районе не рекомендуется. И вообще, трогать руками плату и элементы на ней крайне не желательно. Откручиваем саморезы, которыми кулер прикручен к стенке.

Провода, которыми запитан вентилятор обычно припаяны намертво, но иногда можно их от платы разъединить. На фото посередине чуть выше вентилятора виден предохранитель. Иногда, отремонтировать «сгоревший! Блок питания удается просто заменив предохранитель.

Вентилятор сняли. Доступ к оси вентилятора обычно закрыт веселенькой круглой наклеечкой. Берем нож.

Иногда под наклейкой находится еще и резиновая кругленькая пробочка.

Если вы устали и силы ваши на исходе – можете капнуть прямо в открывшееся отверстие с осью машинного масла и собирать все обратно. Ой. Нет машинного масла? Плохо. Как совсем крайний случай можно использовать оливковое рафинированное. Подсолнечное через непродолжительное время превращается в клей. Оливковое протянет недельку-другую, пока вы не купите пузырек машинного масла.

Эффект от капли масла в углубление будет однозначно, но процедуру разборки скорее всего придется повторить через месяца два. Машинное масло жидкое и при интенсивном вращении легко вытесняется, вытекает и вентилятор начинает гудеть опять.

Если же вы полны решимости продолжить – проверьте наличие в доме густой смазки типа Литол. Благодаря своей вязкости она надежнее держится на оси вентилятора и служить будет дольше. Неплохо держится на подшипнике автомобильное моторное масло.

В углублении на оси крыльчатки видна белое стопорное кольцо . Его нам нужно снять. Поддеваем его иголкой, пинцетом и пытаемся стянуть. В этом кольце есть разрез. Беремся пинцетом за часть кольца возле этого разреза и пытаемся его снять. Внимание ! Очень часто это подлое кольцо при попытке снятия со свистом улетает в дальний конец комнаты. Заменить это кольцо практически нечем. Морока вам гарантированно обеспечена, если вы это колечко потеряете. Аккуратнее пожалуйста.

Если вы все-таки умудрились это кольцо потерять – попробуйте вырезать из пластиковой бутылки кругляшек, размером с утерянную шайбу. В середине кругляшка проткните (проплавьте) дырку. Попробуйте надеть ваше самодельное колечко. У меня получалось.

Под стопорным кольцом может быть надета резиновая шайбочка. Снимаем аккуратно, кладем все в сторону.

Тщательно вытираем ось крыльчатки от старой смазки, спичкой, зубочисткой, чем угодно прочищаем отверстие для оси. Пользуясь случаем отмываем крыльчатку от пыли. Укладываем смазку Литол (или капаем моторное масло), собираем все в обратном порядке.

Вместо круглой наклейки, которую мы содрали можно наклеить кусочек скотча. Он перекроет доступ воздухи и предотвратит вытекание масла.

Собираем, прикручиваем, не забываем воткнуть все разъемы от блока питания на материнской плате. Включаем. Наслаждаемся.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Каждый обладатель современного компьютера рано или поздно сталкивается с проблемой плохой работы системы охлаждения ПК. Под системой охлаждения я подразумеваю кулер процессора и вентиляторы в системном блоке компьютера или ноутбука.

В чем проявляться плохая работа системы охлаждения ПК

  • Недостаточное охлаждение процессора — компьютер перегревается, что во многих случаях приводит к выключению ПК при нагрузке.
  • Кулер и вентиляторы постоянно вращаются на максимальных оборотах, наиболее часто это происходит на ноутбуках, а если ноут еще и поношенный, то сопровождается весь процесс приличным гулом.
  • Кулер и вентилятор постукивают, трутся или цепляются лопастями при запуске компьютера. Чаще всего трение проходит после лехкого постукивания или смены наклона(например при небольшом наклоне системного блока).

Причины плохого охлаждения компьютера и ноутбука

  • Сильно изношенные кулер или вентилятор;
  • Радиатор процессора и кулер забит пылью и другим мусором;
  • Высохшее масло в кулере и вентиляторах;
  • Масло впиталось в вовремя не очищенную пыль, следовательно, как и в предыдущем пункте кулер и вентилятор работает на сухую.

При первых проявлениях неисправности системы охлаждения требуется немедленный осмотр ПК, так как постоянно поддерживающаяся высокая температура действует пагубно не только на сам процессор, но и на окружающие комплектующие компьютера такие как: видеокарта, оперативная память, а в первую очередь материнская плата.

С проявлениями и причинами мы разобрались, приступим к ремонту…

Ремонт вентилятора и кулера компьютера

Первая и основная причина некорректной работы кулера и вентилятора, таких как трение лопастей, шуршание и легкий гул — это высохшая смазка или впитывание ее в вовремя не очищенную пыль. Без смазки детали вентилятора быстро изнашиваются и приходят в неисправность, но если причину устранить своевременно и в начале проявления, то можно продлить работу кулера еще на долгое время. Конечно если способ не поможет в случае сильного износа деталей, то кулер или вентилятор придется заменить.

С нижней стороны вентилятора, по центру есть отверстие , которое предоставляет доступ к валу . Это отверстие как правило, закрыто резиновой или пластмассовой заглушкой , а сверху заклеено наклейкой . Иногда, заглушки нет, а отверстие заклеено только наклейкой, а ещё реже случается, что нет и самого отверстия, такое иногда встречается на кулерах для процессоров и видеокарт.

Наклейку нужно снять, а заглушку удалить (если она есть), подковырнув острым предметом (нож, шило). Если вам попался кулер, у которого просто нет данного отверстия, то вам придётся его просверлить шуруповёртом. Диаметр отверстия должен быть не больше 6 мм. Колупать отверстие острым предметом (вместо сверла) крайне не рекомендуется, так как, внутренние кромки нового отверстия завернуться во внутрь и могут стопорить вал, и к тому же, это увеличит вероятность попадания “опилков” внутрь кулера.

После получения доступа к валу кулера, необходимо нанести туда несколько капель машинного масла. Сделать это можно шприцом или любым тоненьким предметом (спичка, иголка, шило). Снова установить заглушку и наклеить наклейку.

Если у вас кулер с РЕЗИНОВОЙ заглушкой, или вообще без заглушки (только наклейка), то вы можете их не снимать, а смазать вал кулера шприцом, проткнув наклейку и резиновую заглушку иголкой и впрыснув масло.

В некоторых моделях вентиляторов и кулера придется снять небольшое стопорное кольцо валу вентилятора, а затем капнуть масло либо заложить немного смазки.

В некоторых случаях можно использовать вместо масла другие более густые автомобильные и машинные смазки, главное чтобы смазка была высокотемпературного использования. Использовать следует минимальное количество смазки — это все таки не автомобильный стартер.

После такого “ремонта”, кулер ещё проработает от одного месяца до пары лет – всё зависит от его качества, качества масла, и степени загрязнения.

Очистка компьютера от пыли

Во-первых , запыление ПК резко поднимет температуру всех деталей (видеокарты, процессора, винчестера, БП), вероятность их перегрева и последующего сгорания повышается.
Во-вторых , механическая пыль, как это странно не звучит, очень опасна для человеческого организма, особенно для детского.
В-третьих , очищенный компьютер в 95% случаев издает гораздо меньше шума, чем запыленный.
В-четвертых , попадание пыли в детали компьютера многократно повышает скорость их износа.
В-пятых , чрезмерное запыление БП может привести к намагничиванию пыли, последующему перегреву частей БП, следовательно их оплавлению, замыканию платы, выгоранию частей материнской платы, «бесперебойника», сетевого фильтра и много чего еще.
В-шестых , намагниченная пыль способствует выходу напряжения на корпус компьютера, что может вызвать поражение электрическим током, при контакте с системным блоком. Я думаю, этого уже хватит, чтобы принять решение!

Очистка корпуса и важнейших деталей компьютера

Приступим, пожалуй! Отключите все провода от системника, достаньте его из под стола (со стола) или где он у Вас запрятан, поставьте передней частью к себе (та часть, где открывается дисковод) и… идите за отверткой. Уже взяли? Отлично, первым делом нужно снять левую боковую крышку (левую, когда стоите лицом к передней части системника). Обычно она крепится двумя болтами с задней стороны системного блока. Скорее всего, после выкрутки болтов понадобиться какое-либо усилие — подвинуть крышку назад, подвинуть ее вниз или еще куда-то. Просто на крышках делают выступы, которые попадают в пазы системника, вот из этих пазов крышку и надо выдвинуть. Не стоит просто тащить ее на себя, слушая хруст креплений.

После того, как Вы сняли крышку, перед Вашими глазами откроется примерно такая «чудная» картина. За исключением различий в деталях и количестве пыли.

Особое внимание уделите маленьким черным, серым, синим и другим цилиндрам, бочонкам, квадратикам, прямоугольникам и разъемам с торчащими железными штырьками — все это ни в коем случае нельзя погнуть, сломать, сдвинуть, пошатать и прочее. Если это сделать, то чистка ПК обернется для Вас заменой материнской платы или еще чего-нибудь дорогого.

Кроме аккуратности поможет в этом деле правильный подбор инструментов для чистки ПК от пыли . Например, используйте пылесос, при нем должна быть короткая гибкая ручка (для доступа ко всем углам системника) с двумя насадками — узкой жесткой (пластиковой) и узкой мягкой (щетка). Не повредит иметь пару разных не нужных зубных щеток — одну жесткую, вторую мягкую. Запаситесь сухими салфетками, ватными дисками, в некоторых случаях понадобится что-то вроде жидкости для снятия лака (при удалении сильно засохших кусков термопасты). Возможно, Вы удивитесь, но с помощью этих нехитрых инструментов можно легко очистить свой ПК от пыли практически идеально.