Самоанализ занятия по фэмп в средней группе. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по фэмп в подготовительной группе

Вашему внимание была представлена непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, конспект которой составлен в соответствии с ФГОС.

Цель: закреплять счетные умения в пределах 5. Совершенствовать опыт выделения, сравнения свойств предметов по разным признакам.

Задачи:

1)тренировать навык классификации предметов, умение сравнивать предметы по различным признакам (длина, ширина, цвет, форма, размер);

2) актуализировать умение детей соотносить цифру и количество предметов в пределах 5;

3) развивать внимание, память, связную речь, мелкую моторику, формировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки;

4)воспитывать познавательный интерес и самостоятельность, качества товарищества и взаимопомощи.

Задачи и виды детской деятельности поставлены с учетом интеграции образовательных областей и реализовывались в "зоне ближайшего развития" детей, т.е. с моей минимальной помощью.

Форма проведения и содержание деятельности соответствует воспитательным и развивающим целям и задачам, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ; уровню развития воспитанников, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Мною использовались следующие формы организации детей:

*групповая- д/игра "Разложи одежду", "Расставь машинки по порядку и разложи геометрические фигуры", пальчиковая гимнастика "Открываем магазин", динамическая пауза "Автобус".

*подгруппа детей- упражнение "Пройди по большим и маленьким фигурам".

*индивидуальная- игра "Найди своё место в автобусе", д/игра "Разложи ленточки по длине", "Собери чайную пару".

Структура и содержание деятельности состоит из 3х взаимосвязанных частей.

Первая часть направлена на мотивацию детей, побуждение их к деятельности. В этом случае мотивом для детей послужило общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам.

Вторая часть строилась на использовании следующих методов: игровой, словесный, наглядный, практический, ИКТ.

Дети, в результате сравнения, анализа самостоятельно обобщали результат. Я, используя принцип минимакса, старалась незаметно подводит детей к этому результату; учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, стимулируя, тем самым, их воображение, память, мышление и речь. Так исключается перегрузка, но результативность не снижается.

В игровой деятельности особенно заметны различия мальчиков и девочек, поэтому при выполнении упражнения "Пройди по большим и маленьким фигурам" учла гендерный подход в воспитании дошкольников.

Особое внимание я уделила развивающей предметно- пространственной среде, её разнообразию и вариативности, т.к. она должна максимально обеспечить возможность и совместного общения с детьми, и их самостоятельной деятельности. Я воспользовалась преимуществом интерактивной доски. Она позволила сделать выполнение заданий более привлекательным и захватывающим, усилила мотивацию детей. Оптимизация двигательной активности позволила снять психоэмоциональное напряжение.

Третья часть- заключительная. В ней был подведен итог, как обобщающая беседа. Наводящими вопросами я стремилась не только закрепить знания детей о признаках предметов, но и продолжать развивать их коммуникативные навыки, желание вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такой подход к проведению образовательной деятельности положительно влияет на познавательное, речевое развитие моих воспитанников.

Самоанализ НОД по ФЭМП «Путешествие по сказке» в старшей группе

Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент.

Оборудование: ноутбук, проектор. сказочная музыка, магнитная доска, колокольчик, «камни».

Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, «заваленный камнями»,ключ.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.

Структура НОД

НОД проводилась с группой детей старшего возраста 5 - 6 лет, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке..

Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовала проектор, ИКТ, счетные палочки Кюизенера.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач. В заключительной части НОД детей ожидал сюрпризный момент (книжки-раскраски).

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (геометр. материал) ;

3. Практический (рисование геометр. фигур)

4. Игровой (поиск царевны,)

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены. Для последующей работы с детьми и родителями раздала книжки – малышки с математическими задачками и загадками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ НОД по аппликации «Осеннее дерево»

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Ребята учились описывать время года...

Татьяна Козлова
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада»

В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных математических представлений» под редакцией Помораевой И. А., Позиной В. А. Суть идеи – мотивация детей через активную мыслительную деятельность, направленную на поиск способов решения поставленных задач.

Целью данного занятия стало: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

На занятии решались основные

образовательные задачи:

1. упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;

2. упражнять в построении сериационных рядов;

3. упражнять в сравнении двух групп предметов;

4. закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;

5. закрепить знания величин (длинный - короткий, большой - маленький);

6. закрепить умение ориентироваться в пространстве;

7. закреплять устанавливать способом наложения равенство групп предметов.

воспитательные задачи:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

развивающие задачи:

1. развивать логическое мышление;

2. развивать интерес к математике.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать уровень сформированности элементарных математических представлений, культуру слушания друг друга, способность и желание понимать и решать поставленную задачу, интерес детей к математике.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;

знакомство с геометрическими фигурами;

решение заданий по ориентированию на листе бумаги, в пространстве;

дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Ателье», «Найди пару»;

индивидуальные занятия.

Структура занятия:

1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.

2. Игровая ситуация: поиски клада.

3. Подвижная игра «Гаражи».

4. Поляна.

5. Подвижная игра: «Следопыт».

6. Сюрпризный момент. Итог занятия.

Методические приёмы:

1. Упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации, макетов).

4. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).

5. Поощрение, анализ занятия.

Занятие проводилось в групповой комнате группы № 11 в первой половине дня. На занятии присутствовало 6 детей, воспитатель, заведующий, методист, педколлектив. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:

зимний лес – игровая ситуация;

зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений;

зона практических действий – работа с раздаточным материалом.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач познавательно-речевого развития я отвожу подбору предметно-развивающей среды. Главным критерием значимости является ее содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционально-познавательного воздействия дидактических игр во многом зависит от того, как мы сумеем подать их, как направим внимание детей, чтобы вызвать заинтересованность, активизировать мыслительную деятельность на выполнение поставленных задач.

Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.

Так коммуникативная деятельность (беседа с детьми в «зимнем лесу») сменилась на игровую (дидактические игры, позновательно-исследовательская (работа с раздаточным материалом) сменилась двигательно-игровой (подвижная игра «Следопыт», которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).

При подготовке занятия методист и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. При его проведении воспитатель выступал в роли не только наставника, но и непосредственного участника: вместе с детьми выполнял упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей, играл, общался с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне с взрослым, быть соавторами происходящего.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.

КОНСПЕКТ И САМОАНАЛИЗ НОД ПО ФЭМП

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС».

Подготовила воспитатель Гришкина А.А.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

совершенствовать умение считать и соотносить с количеством предметов в пределах 4, иметь элементарное представление о геометрических фигурах;

пополнять знания о зиме, о зимнем образе жизни зайца и белки;

развивать связную речь (развитие диалогической и монологической форм речи);

формировать доброжелательное отношения между детьми, желание

помочь в трудной ситуаций;

Методы и приемы:

наглядные: показ, демонстрация.

словесные: художественное слово, беседа, вопрос-ответ.

Демонстрационный материал: игрушки- 4 грибочка, 3 морковки; мешок с подарками, кормушка, варежки с орнаментом из геометрических фигур, образец кормушки из деревянного конструктора.

Раздаточный материал: детали деревянного конструктора на каждого: квадрат, треугольник, 2 прямоугольника, круг.

ТСО : музыкальный центр; музыка: П. И. Чайковский «декабрь», крик сороки, презентация.

НОД : Организационный момент.

Ребята вы любите путешествовать? Замечательно! Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие.

Звучит волшебная музыка, читаю загадку:

Замела я все вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

Ребята, какое время года наступило? (наступила зима)

Как вы поняли, что сейчас зима?

Ребята мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

Кого мы можем с вами встретить в лесу?

А у меня есть волшебная корзинка с подарками, думаю она нам пригодится.

Игра «Что надеть?»

Мы можем вот так пойти на улицу? (показывает на себя, сверху вниз)

Как мы оденемся на зимнюю прогулку (мы оденемся тепло)

Давайте одеваться!

Логоритмическое упражнение на ковре «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой, (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу, («завязываем» шарфик)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку).

Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

А мы ничего забыли надеть? (варежки)

Ваши варежки перепутались, давайте подберём пары варежек по орнаменту. (дети выполняют задание за столами)

Молодцы ребята!

Итак, мы оделись тепло и теперь можем отправляться в наше путешествие в лес.

Пошлите ребята, ну как не замёрзли?

Закрываем глаза…

Звучит волшебная музыка.

Вот мы и попали в зимний лес. Давайте представим, что мы на лесной полянке.

Посмотрите, какая красота вокруг!

1слайд: (Зимний лес, звучит волшебная музыка).

2 слайд (Веселые бельчата).

На этой полянке живут весёлые бельчата.

Дети стоят полукругом.

Как вы думаете какой же для них в корзинке подарок? (грибочки)

Воспитатель достает грибочки.

Давайте сосчитаем, сколько белочек?

Сколько белочек? (4) Сколько грибочков нужно для белочек? Почему?

(потому, что 4 белочки).

- …., угости белочек грибочками. Всем досталось по одной.

Чудесно ребята!

- …., собери грибочки.

Чтобы узнать, для кого еще подарки в корзинке, отгадайте, ребята, кто же прячется за кустиком?

Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета - на зиму и на лето.

Кто же это может быть? (Заяц).

3 слайд: (Заячья полянка)

Я знала, что вы сможете отгадать! И мы оказались на заячьей полянке.

Сколько зайчиков нас встречает? (3) А как вы думаете, для зайчиков какой подарок в корзинке? (морковка)

Сколько надо морковок? (3) Почему? (потому что зайчиков 3)

- …, угости зайчишек.

- …, собери морковки.

Очень хорошо!

4 слайд: (Сорока сидит на дереве стрекочет)

Ой, что за шум?

Ребята нам сорока что-то говорит, давайте её внимательно послушаем.

5 слайд: Слова сороки

«Какой кошмар, какой кошмар холодно, снегу намело, а птицам

голодно!»

Как же так, птицы могут погибнуть? Ребята, поможем птицам? А чем мы можем помочь? (покормить, смастерить кормушку).

Посмотрите, ребята, сколько много птиц и они разные. Скажите, как они называются? (синички и воробьи).

А вы знаете, что синички любят семечки, воробышки- зёрнышки.

Чтобы покормить синичек, сколько семечек мы должны взять? Почему? Сколько зернышек для воробьишек? Почему?

Ребята кого больше прилетело синичек или воробьёв (синичек прилетело больше)

Почему (5 больше 4)

На сколько синичек больше? (на 1 синичку больше)

Ребята возьмите каждый себе одну зелёную и жёлтую тарелочки.

В желтую отсчитайте столько зернышек, сколько воробышек. А в зеленую, отсчитайте столько семечек, сколько синичек.

Корм мы приготовили, а кормушки у нас нет. Что же делать? (сделать кормушку)

Вы хотите сами, своими руками с конструировать кормушку для птиц? (Да)

Пальчиковая гимнастика

Снег зимой летает, (руки впереди ладонями вниз, шевелим пальцами.)

Тихо отдыхает. (руки ладонями вниз разводим в стороны.)

Я его жалею (Одна ладонь накрывает другую- лепим снежок;

И в ладонях грею. дуем на руки.)

Приглашаю детей пройти за столы.

Посмотрите, какую кормушку сделала я. (показ образца)

Что использовала для работы! (конструктор)

На что похожи детали? (геометрические фигуры).

Перед детьми на столе лежат детали конструктора. Воспитатель даёт задание, дети его выполняют.

Ребята, сделайте для себя такую же кормушку.

(Дети выполняют работу индивидуально, воспитатель в процессе детской деятельности задаёт им вопросы.)

Как называется фигура зеленого цвета? Желтого цвета?

Какую фигуру положил сверху? Какая лежит снизу?

Сколько фигур желтого цвета?

На какую фигуру похожа крыша?

Сюрпризный момент:

Ребята, а у меня есть ещё подарок!

Достаёт из мешка кормушку.

Как, вы, думаете, для кого он? Конечно для вас! Его передали дети из моего детского сада. Давайте корм высыпем в кормушку.

Рефлексия:

Какие вы молодцы, помогли птицам!

Звучит волшебная музыка.

Ребята, но нам пора возвращаться. Закрываем глаза… Вот мы и вернулись в детский сад.

Скажите, вам понравилось наше путешествие?

Кого мы встретили в волшебном лесу?

А мой подарок сегодня на прогулке можете повесить на ветке дерева и будете кормить пернатых гостей.

На этом наше приключение подошло к концу. Всем большое спасибо.

Самоанализ НОД.

Мною было проведена непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в зимний лес».

Общей дидактической целью, которой было создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

1. На НОД просматривается интеграция образовательных областей:

«Познание» - развитие элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира.

«Художественное творчество» - конструирование.

«Коммуникация» -актуализация расширения словарного запаса, мини- беседа о зиме.

«Здоровье»

«Социализация»

1. При планировании учитывала, что у воспитанников уже сформированы необходимые знания и умения: в различении и назывании геометрических фигур; счёте в пределах 5; примет зимы.

2. Мною решались следующие программные задачи:

совершенствовать умение считать и соотносить с количеством предметов в пределах 5,

закреплять представление о геометрических фигурах;

пополнять знания о зиме, о зимнем образе жизни животных;

уточнять знания о зимней одежде и обуви;

закреплять умения работать по образцу;

формировать у детей, желание помочь в трудной ситуации;

развивать творческие способности детей;

проявлять положительные эмоции, при прослушивании музыки.

3. При выборе заданий учитывала интересы, темперамент, уровень учебной подготовки и развития детей среднего возраста. К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание мною было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения и зрительного восприятия. Этому способствовали все задания на занятии.

4. На НОД выбрала следующую структуру:

1) Организационный момент.

2) Мотивация.

3)Применение знаний.

4) Сюрпризный момент.

5) Рефлексия.

5. Для реализации целей использовались следующие методы и приемы:

практические: постройка кормушки.

наглядные: показ, демонстрация, работа по образцу.

словесные: создание игровой ситуации, загадки, логоритмичекое упражнение, беседа, словесно – ответное общение, индивидуальная работа, ТСО.

Создание игровой ситуации (путешествие) в начале способствовало созданию интереса к занятию и включению всех детей в предстоящую деятельность.

Индивидуальная работа: «Построй кормушку» была направлена на закрепление умения различать и называть фигуры, умения работать по образцу; развитие зрительной памяти.

Применение ТСО усиливало эмоциональное, слуховое и зрительное восприятие; нацелило детей на индивидуальную работу.

Использование перечисленных приемов создало условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

6. Я старалась открыто, искренне отнестись к каждому ребенку, что должно было способствовать созданию комфортной, доброжелательной атмосфере в группе.

7. Такие приемы как: приветствие, эффект неожиданности (появление лесных жителей, способствовали снятию эмоционального напряжения.

8. Я считаю, что занятие прошло в хорошем темпе. Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Все, что было запланировано, удалось реализовать в достаточном объеме.

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.

Особенности психолого-педагогических исследований

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

История появления ФЭМП в дошкольном образовании

У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.

Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.

Требования к в ДОУ

В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:

  • разнообразие по размерам, цвету, форме;
  • возможность применения в ролевых играх;
  • динамичность, прочность, устойчивость;
  • эстетичные внешние характеристики;

Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:

  • «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
  • «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.

Специфика работы с дошкольниками

Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.

Разделы дошкольного математического образования

В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.

Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:

  • оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
  • сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
  • самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий

Заключение

ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.