Какой религиозный праздник в калабрии 28 августа. Праздник успения богородицы по православному календарю

Во вторник, 28 августа, православные отметят большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Иначе его привыкли называть второй Пасхой. Дата не меняется: каждый год празднования происходят именно этого числа.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из двунадесятых праздников. Им заканчивается церковный год. В храмах поминают Деву Марию, вспоминают о ее кончине. Этим праздничным днем заканчивается Успенский пост.

Что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы

Название праздника можно перевести со старославянского. «Успение» означает «сон, кончина». Это по своей сути день смерти Пресвятой Богородицы, а праздничный он лишь потому, что православные радуются событию — Дева Мария перешла в Царство Небесное, воссоединилась с Господом.

В Евангелие нет данных о жизни Девы Марии после Вознесения Иисуса Христа, ее Сына. Лишь немного рассказывается о ее земной жизни и кончине. Согласно Писанию, когда Пресвятая Богородица молилась, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил, что в скором времени она предстанет перед Господом. По прошествии трех дней Марии не стало, и на прощание с ней пришли родственники, близкие и апостолы со всего света.

Праздник появился не сразу — его стали отмечать с шестого столетия. Дата установлена императором Византии Маврикием: на основании его эдикта отмечать Успение Пресвятой Богородицы стали 15 августа (по новому стилю — 28). В наше время с праздничным днем связывают различные традиции с обычаями, к тому же дата припадает на период жатвы — время, когда начинают готовиться к зиме. В конце августа в храмах ранее и сейчас освящают пшеничные колосья, приступают к овощной консервации. Также это время сбора калины, яблок, груш.

Что нужно делать на Успение Пресвятой Богородицы?

С праздничным событием связывают различные традиции, и некоторые из них сохранены до сегодняшнего дня. Например, нужно собирать урожай, нести в храм на освящение колосья. До сегодняшнего дня сохранена одна из традиций — наряжают «дожинку» в сарафан. Этот наряженный последний сноп несут в село, при этом по дороге поют песни, ставят под иконами. Затем устраивают гуляния, отмечают уход лета, варят медовуху, водят хороводы. А 29 числа наступает Ореховый Спас, когда в лесу собирают орехи, заготавливают на зиму. Говорят, что в день Успения Пресвятой Богородицы улетают птицы и не квакают лягушки.

В праздник нельзя заниматься физическим трудом, выполнять трудную работу, особенно если она не обязательная. Не работают на садовых участках, на огородах, не разводят огни, не пользуются режущими предметами, а хлеб ломают. Говорят, если в праздник появится радуга, то наступит теплая и затяжная осень.

Нельзя в праздник произносить матерные слова, ругаться с близкими, даже босыми ногами ступать на землю. Издавна верят: если молодая девушка к Успению Пресвятой Богородицы не встретила свою любовь, то будет одинокой до весны.

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю.

Что значит слово «Успение»

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

28 августа отмечается великий двунадесятый праздник. Святая Церковь прославляет Успение Пресвятой Богородицы.

О празднике и традициях этого дня читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Успение Пресвятой Богородицы-2017

Икона "Успение Пресвятой Богородицы". Феофан Грек. XIV век

"Об этом событии не сказано в Библии, но об этом мы узнаем из Предания Святой Церкви. Само слово "успение" означает "сон", потому что после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа нет той смерти, которая ждала каждого, вызывая страх и скорбь", - поведал митрополит Павел.

После Вознесения Господнего Пресвятая Богородица осталась на попечении у апостола Иоанна Богослова и жила в доме его родителей у Елеонской горы. Для всех верующих Она была утешением, повествуя им о дивных событиях Своей земной жизни. А также своими словом и молитвой Она, подобно апостолам, утверждала Святую Церковь.

Многие люди приезжали из других стран, чтобы увидеть Пречистую Деву Марию, услышать от Нее слова назидания и поддержки. И это были не только верующие, но и те, кто недавно обратился к вере, и те, кто желал больше узнать о Христе и Его Пресвятой Матери. Помимо Иерусалима, Пресвятая Богородица проповедовала Евангелие вместе с Иоанном Богословом в Ефесе, была на Кипре у святого Лазаря, который был там епископом, а будучи на Святой Горе Афон говорила, что это место будет Ей дано, как жребий от Господа.

Так велика была любовь христиан к Божьей Матери, что они сохраняли все, что могли заметить из Ее слов и деяний и даже передали Ее внешний облик. У церковного историка Никифора Каллиста (XIV век), в сохраненном им предании, говорилось, что роста Она была выше среднего, волосы золотистые, глаза - цвета маслины, брови дугообразные черные, нос продолговатый, лицо несколько продолговатое, кисти рук и пальцы длинные.

Она никогда не гневалась, не раздражалась, была весьма далекой от изнеженности, простой в Своем смирении. Не превозносила Себя, никого не обижала. Очень любила читать и отличалась большим трудолюбием. Ее тихая поступь, ровный умиротворенный голос, несущий в себе огромную внутреннюю силу, отсутствие строгости в глазах являлось отражением Ее души и олицетворяло чистоту. И первым, кто отразил внешний лик Богородицы, был Апостол Лука, который написал первую икону Богоматери с натуры.

"Святой Лука пишет портрет Богородицы". Джорджо Вазари

"И мы можем убедиться, насколько прекрасен этот лик, в котором сияет Божья благодать", - отметил настоятель лавры.

Все дни земной жизни Она превратила в пост, спала очень мало, все время проводя в чтении, размышлении о претворении и исполнении намерений, напутствии жаждущих слышать Ее слово.

И хоть из дома Она выходила в церковь в окружении родных, но лучшим стражем для Себя была Она Сама. В то время было достаточно людей, желавших Ее смерти из зависти к Ее славе, но Господь хранил Ее день и ночь.

Обстоятельства Ее Успения известны со времен апостольских и переданы до наших дней церковными историками. "Проводя дни своей земной жизни в посте и молитве, Она часто бывала в тех местах, где проповедовал Иисус Христос, очень часто бывая у Святого Гроба Господня. И, несмотря на все попытки врагов, воспрепятствовать Ей посещать это святое место (была даже выставлена охрана), тем не менее, Пресвятая Богородица проходила никем не зримая, скрытая от человеческого взгляда и продолжала там свои молитвы. И однажды во время молитвы Ей явился Архангел Гавриил с вестью о скором переселении Ее в мир иной - в Обитель Царства Небесного - и вручил ей райскую ветвь", - рассказал Владыка Павел.

Перед Своим уходом с земной жизни Пресвятая Богородицы хотела увидеть всех апостолов, которые разошлись по миру с Евангельской проповедью. И чудесным образом Святой Дух собрал их всех у Ее ложа, где Она в молитве готовилась уйти в Царство Небесное. К каждому обратившись по имени, Она поблагодарила за труды и проповедь Слова Божьего, в молитве Своей просила благостояния всему миру.

"Она молилась, ожидая Своего последнего часа, в окружении святых апостолов. Внезапно померкли горящие свечи у одра Пречистой Девы Марии, а комнату озарил яркий Свет, в лучах этого Света сошел Царь Славы, Господь Иисус Христос в окружении ангелов, архангелов, с праведными душами пророков и праотцев. Увидев Сына Своего, Пресвятая Богородица воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея". И поклонившись Ему, предала душу в руки Своего Сына и Господа. В тот момент началось Ангельское пение, Небесные врата встречали душу Пресвятой Богородицы, а Ее лицо сияло Божественной славой. С великим благоговением апостолы прикладывались к телу Пресвятой Богородицы и исполнялись благодати и радости", - поведал митрополит.

Множество людей пришли проститься с Богородицей, и много исцелений больных произошло тогда у одра Пречистой Девы Марии, что еще больше прославляло Богоматерь уже после Ее ухода в жизнь вечную.

С воспеванием священных песен 12 апостолов несли на своих плечах одр с телом Богородицы, а впереди шел апостол Иоанн Богослов с райской ветвью. Великое множество народа сопровождало это шествие со свечами. Внезапно все услышали Ангельское пение, прославляющее Богородицу, которое вторило земным голосам. И над пречистым телом Богоматери и всеми присутствующими появился обширный светозарный круг, наподобие венца, который сопровождал шествие до места погребения.

Неверующие, увидев такое величественное шествие, донесли первосвященникам, и те послали своих слуг, чтобы разогнать всех, а тело Богородицы сжечь. И когда воины бросились разгонять народ, светозарный облачный круг опустился к земле и скрыл от них идущих. Было слышно пение, но не видно было людей. Многие из нападавших были поражены слепотой, а когда иудейский священник Аффония в ненависти попытался опрокинуть одр, где лежало тело Богоматери, Ангел невидимо отсек ему руки, как только они коснулись одра. Видя такое чудо, Аффония раскаялся, получил исцеление, а впоследствии стал ревностным последователем Христа.

Когда дошли до Гефсимании, то желавших проститься к Богородицей было так много, что лишь к вечеру апостолы смогли положить тело во гробовую пещеру.

По промыслу Господнему, апостол Фома прибыл лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы и, горько сожалея, что не успел проститься с Богоматерью, он упал на колени у пещеры со слезами. Сжалившись над ним, апостолы открыли ему погребальную пещеру, чтобы он мог проститься с Богородицей, но они нашли там только погребальные пелены. Они убедились, что Пресвятая Богородица с телом была вознесена на небо.

Когда апостолы вечером собрались для подкрепления своих телесных сил хлебами, им явилась Пресвятая Богородица, сказав: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни!" В радости они воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Это послужило началом чина панагии, который есть в монастырях - возношение части хлеба в честь Богородицы.

Ее одежды, разделенные на части, разошлись по всему православному миру: Ее пояс, Ее чудотворные иконы по сей день являют миру величие Пресвятой Богородицы, давая знамения и изливая исцеления.

Успение Богородицы-2017

"В земной жизни у Пречистой Богородицы не было славы и почета, и единственное торжественное событие - это Успение. Весьма поучительны для нас с вами свидетельства Ее земной жизни. Ведь в нашем мире люди ведут себя грубо, неосмотрительно, пытаясь победить своего соперника крепким словом или криком доказывая свою значимость и превосходство. Чаще всего за такими убеждениями скрывается пустота, попытка самоутверждения и возвышение себя над остальными.

Оскорбление уже вошло в норму жизни и то количество конфликтов, которое возрастает, связано со словом и даже нашей интонацией.

Словом можно убить, породить огромные противоречия. Примером общения для нас должна быть Пресвятая Богородица, потому как через искреннее и тихое слово проявляется наш внутренний мир. И Богоматерь есть для нас пример смирения, терпения и идеала человеческой жизни", - подчеркнул митрополит Павел.

Пречистая Дева Мария обрела великую славу через смирение. А когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел райские обители, то он видел много святых, но не видел Богоматери. И на вопрос: "А где же Богородица?" - получил ответ: "Ее здесь нет, Она на земле!"

"Она, по своей великой любви к роду человеческому, сейчас среди нас, чтобы помочь нам в скорбях и радостях. Она с нами, это трудно понять, но это так. Хочу отметить, что отклонение от веры православной - это, прежде всего, непочитание Пресвятой Богородицы и Креста Господнего. Полнота почитания Богоматери только в Православной Церкви, где Она занимает высшее место после Иисуса Христа", - отметил Влыдка Павел.

Он напомнил одно повествование, как душу одного человека ангелы несли к вратам Царства Небесного, но приступили нечистые духи, обвиняя во всех прегрешениях, а самое страшное было последнее обвинение, что человек отрекся от Бога. Когда-то легкомысленно сказал: "А, может, ничего и нет…" Ангелы были бессильны защитить эту душу. И грешная душа в этой безысходности воскликнула: "Матерь Божия! Заступнице усердная!" Вся нечисть отлетела в миг. Таких примеров можно привести великое множество, и они показывают нам насколько всемогущее предстательство Божьей Матери. Это праздник всей Русской Церкви издревле.

"Три лавры в Украине - Свято-Успенские - Киевская, Почаевская, Святогорская. Очень много монастырей и церквей в честь Успения Пресвятой Богородицы. "В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша", - отметил в заключение Владыка Павел.

Успение Пресвятой Богородицы: молитва

Успение Пресвятой Богородицы. Икона

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.

Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.

О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.

О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.

Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятыя Богородицы

О Пресвятая Госпоже наша, Дево Богородице, и по отшествии Твоем от земли людей православных не оставляющая, но присно милостями Своими посещающая, радости наши усугубляющая, скорби утоляющая! Благодарим Тя, яко и ныне даровала еси нам радость достигнути праздника честнаго Твоего Успения, утешитися торжеством церковным, усладитися пищею духовною — похвалами, во славу Твою воспетыми. Веруем, Владычице, яко Твоего ради ходатайства даровано нам и утешение телесное — трапеза праздничная. Моли убо, Пречистая, Твоего Сына и Бога нашего, всех благ Дателя, да благословит Он праздничныя снеди, наипаче сия, от нихже, повинующеся Уставу Святой Церкви, православные люди воздерживались в мимошедшие дни поста, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да вси мы, всякое довольство телесное имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити питающаго и не по грехом нашим милующаго нас Твоего Божественнаго Сына Христа Бога нашего, купно со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, и Тебе, нашей Матери Благодатной, Предстательнице, Помощнице и Утешительнице, вкупе со святыми апостолами молебно и благодарственно взывати: Пресвятая Богородице, помогай нам всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист Успению Пречистыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Избранные песнопения службы Успения в исполнении хора Киево-Печерской Лавры и хора Свято-Троице Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии под управлением архим. Матфея.

Тропарь

В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции

Считается, что в этот день поход в святое место становится обязательным условием. Нужно поставить на Успение свечку в церкви.

Также в этот день раньше начинали заготовки на зиму: "На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби".

А в старину на Успение Пресвятой Богородицы верующие приносили в церковь семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, оставив на поле лишь небольшую горсть несрезанных колосьев, которые перевязывали их лентой и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"

На Успение крестьяне заканчивали жатву, пекли пироги, созывали родных и соседей на праздник.

После Успения начинается Мясоед, вместе с которым приходит пора свадеб. Поэтому юноши стараются до 28 августа успеть посвататься к девушкам, так как это была последняя возможность в этом году попросить их руки и сердца. А незамужним девушкам нужно было начинать присматривать себе суженого, иначе до следующей весны выйти замуж не получится.

Успение Пресвятой Богородицы: что нельзя делать в этот день

Существует и ряд запретов для этого праздника. Так:

  • в этот день нельзя работать - ни в огороде, ни дома;
  • нельзя в этот день брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя - считается, что это приводит к серьезным заболеваниям;
  • нежелательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом;
  • на Успение нельзя ходить босиком - считалось, что так можно собрать все болезни, так как роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им;
  • нельзя ссориться с родными и близкими;
  • молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом они могут навлечь слезы Девы Марии;
  • нельзя надевать старую или неудобную обувь - чтобы избежать проблем в жизни: если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

Народные приметы на Успение

Люди давно приметили, что:

  • Успение провожай, а осень встречай: время после Успения в старину называли Бабьим летом - оно продолжалось вплоть до Ивана Постного (11 сентября).
  • Хорошая погода - Бабье лето будет прохладным.
  • Иней на растениях в этот день сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.
  • Появилась радуга на небе - примета к тому, что осень будет теплой.
  • Много паутины - примета к тому, что зима будет морозной и малоснежной.
  • Если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей.
  • Если вода не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей.
  • С Успенщины не успеешь суженого присмотреть - зиму тебе в девках просидеть.
  • На Успение Богородицы заканчивается летняя страда и основной сбор урожая.
  • С праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи и запасали их на зиму.

— один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников Русской православной церкви, который отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

В этот день православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью соединения ее со своим сыном Иисусом Христом.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа повествует Священное Предание. Пречистая Дева пребывала в то время в Иерусалиме, позже переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес, где посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим, где посетила места, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась.

В одно из таких посещений Голгофы пред нею предстал Архангел Гавриил и возвестил ее о скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя ей прислуживавшими девами — Сепфорой, Евигеей и Зоилой. Затем она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Иисуса Христа, которым возвестила о своей скорой кончине.

Божья Матерь завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет, затмивший светильники, кровля горницы открылась, и сошел Иисус Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к нему с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Христа, и тотчас раздалось ангельское пение.

С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились.

На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась сама Богородица и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом проносят вокруг церкви.

Кончину Богородицы православная церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее тела, а духа — Богу, ее не коснулась. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

На месте погребения Божией Матери в Гефсимании в V веке был построен храм . Существует предание, что ранее святой царицей Еленой здесь была построена базилика. В 614 году храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века , а также фрески в катакомбах.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне церковь в этот день. В песнях канона день Успения называется знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого,

Успение Богоматери в православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.

На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси . Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане.

Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Ко дню Успения Богородицы на Руси приурочивался праздник собранного урожая. В этот день происходили проводы лета — встреча осени — первые осенины. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь" — зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С Успения начиналась заготовка различных припасов на зиму. В знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в черные одежды, поминая таким образом Богородицу .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

28 августа 2017 года - Понедельник, 240 день 2017 года по григорианскому календарю. 28 августа соответствует 15 августа юлианского календаря (по старому стилю). Праздники 28 августа 2017 года.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Праздники 28 августа 2017 года в России

  • Праздников 28 августа 2017 года в России - нет.

Также читайте:

Праздники 28 августа 2017 года в Украине

  • Прадники 28 августа 2017 года В Украине - отсутствуют.

Всемирные и международные праздники 28 августа 2017 года

  • Всемирных и международных праздников 28 августа 2017 года - нет.

Православные праздники 28 августа 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;
  • Хахульская; Ацкурская; София – Премудрость Божия (Новгородская); Успение Адриановская; Боровенская; Сурдегская; Владимирская (Ростовская); Галичская (Чухломская); Влахернская (Грузинская); Цилканская; «Успение» Овиновская; Гаенатская;Тупичевская; «Успение» Звенигородская; Владимирская Флорищевская;«Успение» Псково-Печерская; «Успение» (Семигородная); «Успение» Киево-Печерская; Квабтахевская; Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская);«Успение» Пюхтицкая; Метехская; Моздокская (Иверская) – икон Божией Матери.

Народные праздники 28 августа 2017 года

Обжинки. Народный праздник «Обжинки» отмечается 28 августа (по старому стилю – 15 августа). По церковному календарю в этот день справляют Успение Пресвятой Богородицы. Другие названия праздника: «Дожинки», «Большая пречистая», «Спожинки», «Успение». К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством - Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей.

В этот день по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы - ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент. Праздник иногда называли Дожинком, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Так как в жатве участвовали главным образом женщины, то в старину время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного, то есть до 11 сентября. Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп.

Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков. Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле.

Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье. Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу, мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу – благодарили за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд – катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на поляну играть в разные весёлые игры да водить хороводы.

Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Девушки долго прихорашивались перед блестящими самоварами, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Праздники 28 августа 2017 года в странах мира

Праздник на Филиппинах 28 августа 2017 года – День национальных героев. В последний понедельник августа жители Филиппин отмечают государственный праздник - День национальных героев. Он посвящен всем людям, которые сделали значительный вклад в развитие филиппинской нации. Дата праздника была приурочена к началу Филиппинской революции, в результате которой Филиппины были освобождены от испанского колониального владычества и стали независимой республикой.

Первое антиколониальное восстание на Филиппинах было поднято тайной патриотической организацией Катипунан под предводительством Андреса Бонифасио в августе 1896 года. Первое существенное сражение между повстанцами и испанской колониальной армией произошло у города Сан-Хосе-дель-Монте. День национальных героев посвящен всем героям Филиппин - как известным, так и неизвестным.

Однако в 1995 году был учрежден Комитет национальных героев, который составил список людей, сделавших наибольший вклад в становление Филиппин как независимого государства. В их число вошли: Хосе Рисаль, Андрес Бонифасио, Эмилио Агинальдо, Аполинарио Мабини, Марсело Дель Пилар, Мухаммад Кударат, Хуан Луна-и-Новисио, Мельхора Акино, Габриэла Силанг. А для Андреса Бонифасио и Хосе Рисаля в календаре Филиппин существуют даже отдельные памятные дни.

Праздник в Китае 28 августа 2017 года – Ци Си - праздник влюбленных. Один из самых романтичных традиционных китайских праздников. Он отмечается вечером 7-го дня 7-го месяца по традиционному Лунному календарю. Отсюда еще одно название этого праздника - Фестиваль двойной семерки (Double Seven Festival). Праздник Ци Си тесно связан со сказанием о Пастухе и Ткачихе - трогательной историей любви, дошедшей до наших дней с незапамятных времен.

В период династии Сун (960-1279) и династии Юань (1206-1368) в столице устраивались шумные ярмарки, на которых продавались специальные подарки и вещи к празднику Ци Си. В древности Ци Си был одним из самых любимых праздников. В наши дни в китайских деревнях еще сохранились некоторые традиции праздника Ци Си, но в городах многие обычаи уже утратили колорит или полностью исчезли. В последние годы праздник Ци Си пользуется большой популярностью у городской молодежи, которая отмечает его как день влюбленных.

Во время этого праздника китайские девушки гадают: когда звезда Вега поднимется высоко в небе, надо положить иголку на поверхность воды, и если она не утонет, значит, девушка уже готова найти мужа. Девушки могут загадать любое желание в этот день, но, говорят, что только одно в год. Японцы, позаимствовав традицию в древнем Китае, 7 июля отмечают подобный праздник - фестиваль Танабата.

Праздник в США 28 августа 2017 года – День мечты. День 28 августа известен в Соединенных Штатах Америки под неофициальным названием «День мечты». Именно в этот день в 1963 году Мартин Лютер Кинг произнес свою самую известную речь - «У меня есть мечта» («I have a dream»). Самая знаменитая речь выдающегося борца за гражданские права чернокожих прозвучала со ступеней мемориала Линкольна по время «Марша на Вашингтон» - мирной акции протеста, организованной правозащитными, религиозными и рабочими организациями.

В своей речи Мартин Лютер Кинг провозгласил свое видение будущего, где люди разных рас могли бы сосуществовать как равные. По стилю эта речь напоминает негритянскую баптистскую проповедь. В ней множество отсылок к Библии, Декларации независимости США, Манифесту об освобождении рабов и Конституции США. Речь считается шедевром ораторского искусства и входит в число лучших речей в истории, а американское общество ораторского искусства признало ее лучшей речью ХХ столетия.

Речь «У меня есть мечта» в итоге возымела должный эффект: после марша власти приняли Закон о гражданских правах, который запретил сегрегацию в общественных местах, а также Закон об избирательных правах, который предоставил афроамериканцам равные права на выборах.

Праздник в Черногории 28 августа 2017 года – День объявления Черногории королевством. Ежегодно 28 августа в Черногории отмечается важная памятная дата - День объявления страны королевством. C 1515 по 1851 год Черногорией управляли владыки - духовные лидеры. Когда Данило I отказался от духовного сана, он стал первым светским лидером государства. Власть после его убийства в 1860 году унаследовал Никола I Петрович-Негош.

Никола I Петрович-Негош (Nikola I Mirkov Petrović-Njegoš, 7 октября 1841 - 2 марта 1921) - князь (1860-1910), а затем король (1910-1918) Черногории. Также известен как поэт популярной в Черногории песни, называемой Сербской марсельезой. Ежегодно 28 августа в Черногории отмечается важная памятная дата - День объявления страны королевством. C 1515 по 1851 год Черногорией управляли владыки - духовные лидеры.