Производство и изготовление мозаики и плитки. Мозаика из натурального камня Станки для производства мозаики из дерева


Художественное панно из мозаики прекрасный способ дополнить и сделать неповторимым ваш интерьер. Если вы решили украсить свой дом росписью, заказать кованные изделия и витраж, мозаика станет центром композиции завершая художественное оформление.

Область применения художественных панно из мозаики практически безгранична. Необыкновенной красоты мозаичные узоры как будто вышли со страниц восточной сказки. Сочетание различных фактур - сусального золота, смальты, авантюриновой мозаики притягивает взгляд, меняя свой цвет в зависимости от освещения делая интерьер магическим и загадочным...

Панно из мозаики подойдет под любой интерьер и стиль.Мозаичная картина очень долговечна,и ее стоимость со временем только возрастает.

История мозаики.

Мозаичное искусство датируется со II пол. IV тысячелетия до н.э. и берет свое непосредственное начало со строительства дворцов и храмов шумерской цивилизации, расположенной в Месопотамии. Его выполняли из обожженных палочек («зигзагов»), которые создавались из глины и имели конусную форму. Их длина составляла от восьми до десяти сантиметров, а диметр 1,8. Укладка осуществлялась на основе раствора из глины. Картину формировали на торцах конусов, раскрашивая обычнокрасным, черным и белым. Часто применяли в виде узора ромб или треугольника.

Ярким примером инкрустации раннего периода, которая получила во времена античности opus sectile , в будущем получившая развитие в виде техники флорентийской мозаики, приводят артефакт, который называют «Штандартом из Ура», 2600-2400 год до н.э.

В восьмом веке до н.э. были техники, использующие гальку, которую не обрабатывали. Она была одним из главных шагов в развитии мозаики как искусства. Во времена своего пика римляне ее прозвали « opus barbaricum ». Когда происходили раскопки, были обнаружили полы, созданные из гальки в виде орнамента в Алтын-тепе, расположенной в восточной Анатолии и дворце Арслан-таше, в Ассирии. Но впечатляющим памятником мозаичного искусства данного периода считаются мозаики Гордионы, расположенные в Антолии.

Античность

Их первые произведения создавались в Коринфе на основе гальки необработанной и датируются к V в. до н.э. Изображение было сделано контурным в виде людей, различных существ мифологического и реального мира. Декорации имели геометрический или растительный орнамент, который выполнялся в белом цвете на черном фоне. Стилистика приближена к краснофигурной вазописи. Похожие экземпляры IV в. до н.э. обнаружены также в таких местах, как Олинф, Сикион, Эретрия. Однако наиболее реалистичные были созданы в мозаике Пеллы, датированные к IV в. до н.э.

Пик развития мозаики во времена античности пришелся на эпоху эллинизма. Тогда начали использовать подколотые камешки, доступные цветные стекла. Это дало возможность достигнуть реалистичности работ, а также использовать множество цветов. Одним из наиболее древних памятников, где применяли подколку или тесселирование, считаются мозаики в Моргантине (Сицилия), датированным III в. до н.э.

Во времена Древнего Рима мозаичное искусство использовали для украшения полов и стен на виллах, дворцах и термах. Ее создавали в виде небольших кубиков, которые были выполнены из крепких стекол ─ смальтов. Также часто использовали мелкие камешки и гальку.

Помпеи, мозаика «Битва при Исее» была создана из 1,5 млн. частей, которые были собраны в изображение. Использовалась техника под названием « opus vermiculatum »: части собирали в виде извилистых линий, прикладывая один кусочек к другому.

Раннее Христианство и Византия.

Самым великим пиком развития мозаики считают период Византийской империи. В эту эпоху мозаика стала утонченной, с использованием мелких модулей и камешков. Кладку делали деликатной, а фон чаще всего выступал в золотом цвете.

Средневековая Евразия.

Эпоха рококо

Мозаику создавали из раковин моллюсков, выловленных в море. Чаще всего применяли для украшения помещений. В Европе популярности достигла бисерная мозаика. Бисер скрупулезно выкладывали на воск, нанесенный на бумагу или картон. Применялись схемы вышивания бисером в виде крестов. Однако подобных экземпляров, к сожалению, сохранилось немного.

В Германии из бисера делала мозаику мануфактура ван Зелова (1750-1770 гг.) В будущем способ потеряли. Они декорировали плоскую часть мебели, такую как столешница. Также декорации подвергались бутыли, различные фигурки в виде птицы и т.д. Большинство из них можно обнаружить в немецких музеях. Однако один находится в Архангельском музее-заповеднике.

Ислам

Часто для декорирования дворца глав Востока использовали мозаику. Например, Дворец шекинских ханов, стал одним из самых лучших произведений архитектуры времен средневековья в Азербайджане. Он ─ один из ценнейших памятников архитектуры восемнадцатого столетия. Дата постройки ─ 1762 год. Автором ─ Гусейхан. Дворец, входил в комплекс сооружений и являлся резиденцией для шекинских ханов. Имеет строение в два этажа: фасад сделан с рамами, которые были в виде решеток и поднимались, и комплектом шебеке (маленькие стекла разного цвета). Изображение имеет множество цветов с красочным дополнением в виде росписей на стенах архитектурного памятника.

II пол. XVIII в. достигла огромного развития живописного искусства в Шекинском ханстве. Оно тесно связана с осуществлением строительства и архитектуры. Все здания, имеющие значимость, были разукрашены росписью на стенах, которая являлась крайне популярной техникой. Подтверждением этого служат экземпляры живописного искусства, расположенные в Дворце шекинских ханов, которые сохранились до сих пор и не потеряли своей художественности. Роспись имела множество тематик: охоту, сражения, орнамент растительного или геометрического вида, на основе мотивов «Хамсе» (Пятерицы) Низами Гянджеви. Также изображалась дворцовая или крестьянская жизнь и многое другое. Чаще всего использовали синие, красные, золотистые или желтые оттенки. Плафон зала, имеет зашифровку имени живописца Аббаса Кули. Стоит заметить, что дворец проходил реставрацию, а потому можно увидеть живопись, выполненную мастерами в различные промежутки времени.

Мозаика Франции

Одна из самых популярных мозаик Франции ─Эмо де Бриар. Предприятие, производившее бриарские фарфоровые бусины, а в будущем и мозаику, открылся в 1837 г. Создано огромное количество работ, основанных на бриарской мозаике. Например, популярный художник Эжен Грассе, который был одной из влиятельных фигур ар-нуво, применял ее в своих творениях. Данную мозаику изготавливают и сегодня. Она одна из немногих, кто осталась полностью под французским производством


Российская мозаика

В период Руси мозаику начали применять после распространения христианства. Однако не стала популярной, так как была дорогим импортируемым товаром. Ее доставляли из Константинополя (Византия обладала монополией для продажи смальты).

В Киеве в софийском соборе сохранился самый крупный в мире ансамбль оригинальных мозаик и фресок. Они датированы первой половиной одиннадцатого столетия.

Михайловский златоверхий монастырь.

Новое время и российская мозаика

Ломоносов решил возродить мозаичное искусство. Его идею впоследствии никто не продолжил и о мозаичном искусстве снова забыли.

В 1840-х гг. решили перевести живописные иконы Исаакиевского собора в виде мозаики. Из-за высокой влажности Санкт-Петербурга, который был основан на болоте, фрески отваливались до завершения росписи. Если краска сохранялась, то она сразу же чернела и тускнела, чему способствовали кадила, свечи, лампады и т.д. Правительство России решило отправить выпускников Императорской Академии художеств на обучение в Рим, чтобы они научились у мастеров, работающих в Студии мозаики, расположенной в Ватикане. Из Рима же в Санкт-Петербург пригласили технологов-стекловаров, которые занялись изготовлением смальты.

В 1851 году студенты вернулись домой, где была создана организация производства смальты итальянскими технологами. Данный год считают основанием Мозаичной мастерской.

Мастерская была создана для мозаик Исаакиевского собора (срок составлял 66 лет, однако они так и не были закончены из-за революции), она принимала множество заказов. Например, для Собора Спаса на Крови, расположенного в Санкт-Петербурге, Спаса на водах, орнаментальных мозаик Храма Христа Спасителя в Москве, для портретов царской семьи или индивидуальных заказов.

Мастерская использовала «прямую методику» набора, позволяющую достигнуть реалистичности в живописи. Однако она была крайне затратной не только по времени, но и стоимости.

Академия стремилась найти решение данной проблеме. В 1888 году она отправила сотрудников, таких как А.А. Фролов, в Венецию, где А. Сальвиати создал и применял другую, более экономичную методику мозаичного искусства. Он выкладывал ее в виде зеркального отображения лицевой частью на основу, которая была временной. Впоследствии ее перевозили на место укладки. Данную методику назвали «обратной» или «венецианской».

Так как Академия не захотела перенять данный опыт, то Фролов открыл свою студию, ставшую впоследствии под началом его брата успешной и давшей начало развития советскому мозаичному искусству.

На сегодняшний день происходит развитие автохтонного искусства. Например, мозаика племени уичоли. Она редкая, так как в качестве материала выступает бисер. Его также могут укладывать отверстиями вверх.

Методики укладки

Во время прямого набора части мозаичного искусства вдавливаются в основание, которым часто является грунт. При обратной технике наоборот, собирают на временном основании, а после переносят на загрунтованную плоскость.

Укладка: способ напоминает укладку плиточного материала. Используется клей и затирка для швов. Это все можно купить в магазине строительных товаров.

Основание проверяют на прочность, выявляют его недостатки в виде трещин, каверн, масляных пятен и т.д. Оно должно быть прочным и сухим, иметь ровную, очищенную поверхность от различных средств, которые уменьшают сцепление элементов мозаики с поверхностью. Также она не должна быть пыльной, грязной, в цементном молоке, остатках краски и т.д. В случае необходимости нужно очистить поверхность механическим способом, за счет обрабатывания пескоструем. При визуальном осмотре основание должно быть ровным, не иметь наплывов, ямок, царапин, быть сухим и прогрунтованным.

Укладка на бумаге

Сначала подготавливают поверхность и наносят клей, делая ровное распределение по все площади. Лучше использовать с латексной основой клея. Мозаику аккуратно клеят на обратную к бумаге сторону. Расстояние между кусочками должно быть ровным, без использования лишнего давления. После этого закрепление происходит при помощи легких ударов площадки, имеющих резиновое основание.

После суток бумагу удаляют, смочив ее для лучшего отставания. Очищают поверхность от остаточного клея и бумаги, после чего делают затирку швов с помощью терки, созданной из резины. Лучше всего использовать затирку от производителя мозаики. После этого происходит очищение мозаики и полировка поверхности.

Укладка на сеточном основании.

В отличие от бумажного, здесь поклейка мозаики происходит лицевой частью вверх. После того, как высохнет клей, можно сразу затирать швы.

Материалы

Материалы могут использовать разные (камня, смальты, керамики или металла, недавно включили керамогранит). Однако смальта все же имеет наибольшую популярность дл я создания классического элемента архитектуры, в первую очередь, интерьера. Также имеют распространенность такие материалы как стекла и керамика. Они прочные, доступные и представляют множество цветов, просты в обработке и имеют большой ассортимент форм и размеров. Камень применяют чаще всего, когда создают напольную композицию, а чтобы расширить выразительность мозаичного произведения - применяют металл. Керамогранит используют при фасадных работах: тротуара, парковые дорожки, полы в общественных зданиях и т.д.

За счет функциональности данного материала, а также его стойкости к влиянию окружающей среды и различным воздействиям он получил широкое распространение при создании множества сооружений с тяжелыми эксплуатационными условиями. Это могут быть садово-парковые зоны, водные сооружения, при создании камина или печи и т.д.

Мозаика на основе смальты или другого стекла, не только получила свое распространение во множестве архитектурных произведениях: панно, фрески и т.д. Она также может быть использована как самостоятельное прикладное направление декоративного искусства при композициях из орнамента или других концепциях. Она имеет большую художественную возможность, за счет создания простых рисунков в декоре, которые могут быть узорчатыми в любых композициях

Изготовление плиточной мозаики может осуществляться с применение различных материалов. В промышленном производстве чаще всего для этих целей использую стекло, керамику. В последние годы возникла и активно развивается технология производства мозаики из пластика. Производство мозаичной плитки из пластиковых бутылок одно из новых направлений, появившихся в наши дни. Главное достоинство этого вида плитки экологичность.

Виды мозаики

Стекло и керамика, а также изделия из них - отличаются значительной долговечностью

У каждого из материалов есть свои преимущества и недостатки:

  • Стекло красиво и достаточно просто (в промышленных масштабах). К недостаткам можно отнести большой вес и невысокую прочность;
  • Керамика тоже эстетично. Недостатки те же, что и у стекла, только прочность выше, но все равно невысокая. Кроме того, многих покупателей не устраивает стоимость иногда просто заоблачная;
  • Пластик красиво, экологично. Материал легкий и дешевый. Возможно наладить изготовление мозаичной плитки в домашних условиях.

Стекло и керамика, а также изделия из них отличаются значительной долговечностью. Шутка студентов-археологов: «Древние люди занимались только тем, что били посуду» основана на том, что основными археологическими артефактами являются осколки керамической посуды. Стекло и, особенно, керамику невозможно полностью утилизировать и переработать.

Современные экологи ведут неустанную борьбу с пластиком, несмотря на то, что он, в отличие от остальных материалов, обладают тем преимуществом, что некоторые виды его переработки доступны любому человеку и не требуют особых затрат. Но если процесс переработки пластиковых бутылок, хоть и полезен для природы, не всегда доступен рядовому мелкому предпринимателю, то производство некоторых видов пластмасс в домашних условиях вполне по плечу каждому.

Изготовление плитки


Мозаика может изготавливаться из стекла или акриловой смолы

С появлением в широкой продаже некоторых компонентов, позволяющих производить пластмассы в кустарных условиях, появились любители, умеющие изготовлять простые пластмассовые изделия прямо у себя на кухне. В последние дни набирает популярность производство плитки мозаики из доступных материалов, продающихся в любом магазине бытовой химии. Оборудование для производства мозаичной плитки не является высокотехнологичными и наукоемким. Процесс не требует особых навыков, специального образования и энергозатрат. Главное, чтобы не нарушалась технология изготовления мозаичной плитки.

Сырье

Для производства пластиковой плитки на основе, например, акриловых смол используются следующие ингредиентов:

  • Акриловая смола один из основных элементов будущей плитки. Состоит из двух компонентов компонент А (смола) и Б (затвердитель);
  • Наполнитель основной элемент. В зависимости от желаемой прочности и плотности можно в качестве наполнителя использовать песок, каменная крошка (для этого применяют отходы обработки мрамора или гранита) или мелкий гравий;
  • Красители применяются неорганические пигменты на основе оксида железа, химических соединений титана, свинца, цинка и хрома. Выбирается в зависимости от желаемого цвета готового изделия.

Оборудование


Станок для изготовления мозаики из стекла

Собственно оборудования, в привычном смысле этого слова, нет. В производстве не используются станки и доменные печи. Здесь не увидишь конвейеров и подъемных кранов. Производственное помещение больше напоминает лабораторию. Все, что нужно для такого производства это:

  • Формы для изготовления мозаичной плитки в зависимости от требований к будущей продукции, используют стеклянные емкости соответствующих форм и размеров;
  • Весы для получения качественной продукции необходимо строгое соблюдение пропорций компонентов;
  • Емкости для дозировки хранения компонентов. Для этого подойдут стеклянные емкости с нанесенной на их стенки шкалой объема;
  • Ручные инструменты желательно пластиковые или стеклянные шпатели, ложки, трубки для перемещения и перемешивания компонентов.

Процесс


Печь для обжига мозаики из акриловой смолы

Само производство не требует длительной подготовке и использования дополнительного оборудования. Весь процесс заключается в подготовительных операциях, заключающихся в дозировке компонентов – наполнителя, смолы, красителей, а также в их смешивании в нужных пропорциях. При этом приготовленная смола выливается в емкость с наполнителем. Полученной смесью заполняются формы. Эта процедура выполняется при комнатной температуре, при ней же происходит и высыхание готовой плитки. После этого плитка извлекается из форм, обрабатывается для получения законченного вида.

Технологические приемы по изготовлению мозаичной плитки могут отличаться от описанного в случае применения других материалов. Для производства больших объемов продукции существует более сложное оборудование, позволяющее механизировать и автоматизировать процесс.

Мозаика


Мозаика - прекрасный способ проявить свои художественные особенности

Изготовление мозаики из плитки заключается в наклеивании готовой плитки на деревянную доску согласно заранее продуманному рисунку. Для этого очищенную и высушенную деревянную поверхность наносят клеящий состав на основе ПВА. В случае установки мозаики в помещении с повышенной влажностью или под открытым небом, могут применяться более влагоустойчивые клеи.

Мозаика прекрасный способ проявить свои художественные особенности. В последнее время у некоторых людей хобби все чаще перерастает в профессию, приносящую неплохой доход. Некоторые вспомнили, что умеют рисовать, другие занялись лепкой или вышивкой. Производство мозаики в наше время вселенской нестабильности также может стать основным источником благосостояния, особенно при наличии таланта и трудолюбия.

Представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С - 1600°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С. Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам:

  1. после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС,
  2. минимальный размер модуля – 2х2 см.

Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают обжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.

Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в кухнях, бассейнах, ванных комнатах, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов.

Сейчас стекло – это самый доступный облицовочный материал из всех видов мозаики. Именно стекло имеет самое большое количество преимуществ перед другими материалами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к химическому воздействию - не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые содержатся в большинстве моющих средств;
  • нулевое водопоглощение, поэтому эту мозаику можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
  • отличная жаропрочность, устойчивость к перепадам температур (от +15ºС до +145 ºС), что позволяет использовать мозаику для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
  • морозоустойчивость (способность выдерживать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур (-30 ºС) к плюсовым без потери качества), следовательно, мозаика пригодна для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению - цвета изделия не выгорают под длительным воздействием света.
  • низкий уровень скольжения. Это означает, что человек сможет удержаться даже на влажной наклонной плоскости, облицованной мозаикой.
  • выбор из 3000 цветов и неограниченное количество их комбинаций.

Керамическая мозаика

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину. Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов. Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Выложенная керамической мозаикой поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной. Элементы мозаики могут иметь множество форм: квадрата, прямоугольника, круга, форму гальки. Такое разнообразие форм позволяет дизайнерам воплощать в интерьере любую, даже самую необычную и смелую идею.

Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Она подходит для облицовки различных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат, кухонь.

Керамическая мозаика имеет ряд преимуществ:

  • Это высокопрочный материал. Правильно уложенное мозаичное панно выдерживает вес, который будет больше в 20 раз, чем могут выдержать бетон или цемент.
  • Высокая огнестойкость и огнеупорность. Керамическая мозаика не горит и защищает от огня облицованную поверхность. Кроме того, при нагревании она не выделяет вредных веществ. Все это делает ее подходящим материалом для облицовки печей и каминов.
  • Водостойкость. Это свойство керамической мозаики позволяет применять ее в помещениях с повышенной влажностью или постоянным контактом с водой.
  • Износостойкость. Поэтому керамическая мозаика применяется для облицовки полов и лестниц.
  • Керамическая мозаика не выгорает на солнце.
  • Устойчивость к агрессивным средам, химическим веществам.
  • Известно, что на керамической мозаике не могут долго существовать микробы.

Керамическая мозаика прекрасно сочетается со многими другими материалами для оформления. Особенно хорошо смотрится с керамогранитом и керамической плиткой. Панно из керамической мозаики придаст великолепный вид любому помещению.

Каменная мозаика

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с оникса, яшмы, туфа, аметиста, лазурита и заканчивая породами сланца, травертина, змеевика, малахита и т.д. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими.

Выпускаются элементы самой разной формы - от круглой до неправильной. Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов, интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм - позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.

Натуральный камень всегда эксклюзивен, так как обладает энергетикой природы. Природный камень применяют при отделке стен и пола, изготовлении каминов, колонн, столешниц, рам для зеркал, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур, подоконников, карнизов, плинтусов, перил, журнальных столиков, барных стоек. Отличным дополнением к интерьеру может служить живописная мозаика из натурального камня, воплощающая сюжетные картины, пейзажи или натюрморты.

Мозаика из мрамора

Мрамор - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. От сочетания горных пород и от направления распиливания камня зависят цвет и рисунок мрамора.

Мозаика из мрамора может служить для внутренней отделки пола и стен в помещении. Она поможет создать неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркнет утонченный вкус хозяина. Или ее можно использовать для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции, что поможет ярко выделить дом или офис из череды серых зданий. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

Мозаика из искусственного камня

Искусственный камень – это уникальный материал на основе акриловых смол, выполненный из экологически чистых материалов. Его расцветка имитирует оригинальную структуру натуральных минералов. Искусственный камень – это надежный материал, который защищен от воздействия перепадов температур, влаги и ультрафиолета. Мозаика из акрилового камня представляет собой ритмичный рисунок, который одновременно похож и на поверхность каменной шкатулки, и на цветной витраж, и на сложный плетеный рисунок, словно сотканный из многих лоскутков. При производстве в искусственный камень добавляются частицы натуральных минералов, благодаря чему подобные материалы обладают поистине уникальной структурой, которая оригинальна для каждого элемента мозаики. Изделия из такого акрилового камня, в глубине которого играют солнечные переливы, сохраняют превосходный внешний вид на протяжении долгих лет.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Технология изготовления такой мозаики у разных производителей отличается. Чаще всего в качестве подложки используются не глиняные плиточки, а резиновые пластинки толщиной до 4 мм. Сверху к ним крепится металлический стальной слой. Благодаря эластичной резиновой подложке элементы металлической мозаики являются более гибкими, чем изготовленные из керамики или стекла, что значительно расширяет диапазон применения подобной мозаики для облицовки поверхностей сложной формы. Кроме стандартных, квадратных, предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу.

Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для декорирования ванных комнат, душевых и бассейнов выпускается специальная серия металлической мозаики, в которой используется нержавеющая сталь. Для придания поверхности элементов металлической мозаики различных оттенков на неё наносят бронзу или латунь, однако такую мозаику не рекомендуется класть на пол, так как она сильно подвержена истиранию.

Мозаика из драгоценных металлов

Золотая мозаика - бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключенной между тонкими пластинками из специального стекла. Существуют коллекции с желтым, белым золотом или платиной.

Изготовление полностью ручное. Золотая мозаика изготавливается кустарным способом по древнейшей технологии. Производство начинается с традиционного выдувания сосудов из очень тонкого прозрачного стекла (толщиной 0,2-1 мм). Полученный таким образом большой «пузырь» называется soffione. Это стекло режется на квадратики размером примерно 10х10 см. Такие пластиночки золотой мозаики называются «cartelline». На тонкую пластинку золотой мозаики «cartellinе» укладывается металлический лист из желтого или белого золота. Лист - это тонкая фольга, полученная отбиванием металла вручную. На тонкую пластинку с фольгой выливается горячая масса из более толстого стекла. Таким образом, оба стеклянных слоя плотно соединяются и образуют золотой «блин». После этого золотые «блины» отправляются в обжиговую печь для закалки.

Тонкое стеклышко может быть и цветным, толстая пластинка золотой мозаики может быть зеленой, синей или прозрачной (хрустальная основа). Резка на кубики золотой мозаики осуществляется вручную. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.

Лидирующее положение среди мозаичных коллекций по праву занимает мозаика из стекла. Доступность материала для производства, неограниченные возможности цветовых и декоративных решений, широкие ценовые рамки, высокие технические и потребительские качества выгодно отличают её в ряду подобных изделий промышленности. Заглянем на фабрику по производству и узнаем некоторые секреты производства столь многоликого продукта.

Зарождение мозаики

Как известно, стекло получают путём переплавки кварцевого песка в жидкую прозрачную массу - шихту. На этом этапе производства решаются также декоративные задачи будущего изделия. Для придания цвета в прозрачную массу добавляют красители окиси железа, марганца, хрома, и многих других. Если по технологии предполагается изготовление непрозрачного, матового стекла, то в шихту добавляют полевой шпат. Но это ещё не всё. Давайте заглянем в святая-святых фабрики - химическую лабораторию.

Самое прочное стекло - смальта. Для приготовления данного материала готовую массу из силикатного стекла перетирают на порошок, смешивают с оксидами металлов и запекают в жарочных шкафах. В результате получается очень стойкое к разным повреждениям стекло. Но главная особенность смальты - своеобразная полупрозрачность, внутреннее свечение, едва заметные цветные разводы. Каждая тессера излучает свой неповторимый глубинный рисунок. Мозаика из смальты - самый лучший выбор для общественных помещений, поскольку способна выдержать частые чистки, мытье, механическое воздействие.
Один из вариантов декора - имитация перламутрового покрытия. Достаточно дорогостоящий процесс. Иридий, используемый в производстве, в природе встречается очень редко, ценится наравне с золотом и платиной. При добавлении в стеклянную массу он и создаёт перламутровый рисунок. Перламутр в природе ограничен в палитре, а иридий играет всеми цветами радуги. Кстати, назван этот металл в честь богини радуги - Ириды.
похожа на драгоценный камень. Внутри стеклянной основы просвечивают разводы сверкающих точек. Производство такой стеклянной мозаики довольно трудоёмкое. Для приготовления авантюрина 5 дней специальную смесь плавят в печах, далее добавляют оксид меди и варят 12 часов. Ещё 10 дней нужно ждать, чтобы смесь остыла. Полученную массу перетирают в порошок и добавляют в жидкое стекло. Точное соблюдение рецептуры не гарантирует ожидаемого результата. До 30 процентов брака в каждой партии. Отсюда такая высокая цена на мозаику с авантюрином.

Производство и разновидности мозаики

Для создания мозаичных фрагментов массу заливают в специальные формы. Форма бывает разная. Самая распространённая - квадраты 10x10, 20x20 и 50x50 мм с толщиной от 4 до 12 мм. Кроме того, фактура стекольной массы позволяет использовать круглые, прямоугольные овальные, ромбовидные, «морские камешки» и другие формы. Последней новинкой одной из итальянских фирм стало использование растительных мотивов для создания мозаичных форм. Есть ещё несколько приёмов декора стеклянной мозаики, которые получаются путём заливки стеклянной массы в формы.

Один из них - настоящая . Нет-нет, не трюк венецианских стекловаров. В данной мозаике действительно используется золото 960 пробы.
Идея создания принадлежит мастерам Византии. Золотые кантарели - смальта из впаянной внутрь золотой пластинкой. Технология похожа на приготовление горячего бутерброда. На прочную основу смальтового листа ложится тоненькая пластинка сусального золота, сверху всё покрывается защитным слоем прозрачного стекла. После жарочного шкафа золото прочно спаивается с другими слоями и выходит сияющая необычная смальта. Для разнообразия оттенков бесцветное прозрачное стекло можно заменить цветным, вместо золота использовать серебряную фольгу.

Сборка мозаичных чипов. Плюсы и минусы

Для упрощения использования мозаики в строительно-оформительских работах, мозаичные чипы набирают в полотна. Для этого используют две технологии: прямой набор и обратный набор. При прямом наборе чипы укладываются на сетку лицевой стороной к потребителю. Крепёж на декорируемую плоскость производится сеточной стороной. Сетка достаточно гибка, что позволяет использовать мозаику для криволинейных плоскостей. Ещё один существенный плюс сетки - возможность скрыть мелкие дефекты поверхности основы. При обратном наборе мозаичные фрагменты укладываются в матрицу и с лицевой стороны фиксируются на картон или плёнку. Монтаж на основу осуществляется стеклянной частью плитки, а картон спустя некоторое время убирается. Такой набор делает доступными для укладки плитки небольшие пространства, экономит средства за счёт безотходного монтажа. Стандартной формой для матрицы служит квадрат 30x30 см состоящий из 225 модулей размером 20x20 мм каждый.

Технологический процесс формирования стеклянных матриц позволяет варьировать и размеры квадрата и чипы для него. Кроме однотонных наборов, в цеху делают разнообразные миксы. Популярностью пользуются как смеси оттенков одного цвета, так и соединение контрастных по цвету мозаичных квадратиков. Ещё один вид услуг по составлению миксов - возможность индивидуально подобрать и заказать смесь для Вашего эксклюзивного дизайна интерьера.
Отдельную группу смесей составляют так называемые мозаичные растяжки . На 8 листах формируются смеси с плавным переходом от светлого оттенка чипов до тёмного или наоборот, от тёмного к светлому. Монтаж растяжки имеет некоторую особенность. Листы укладываются на декорируемую площадь согласно номерам вертикальными рядами.

Вопросы консультант-менеджеру
1. Практичность стеклянной мозаики
Стеклянные чипы проходят специальную термальную закалку, после которой выдерживают различные нагрузки. Кстати, эта закалка позволяет использовать данный продукт при внешней облицовке печей и каминов. Поскольку стеклянная мозаика набирается из маленьких квадратиков - разбить её просто невозможно. Острые уголки мозаичных тессер во время монтажа затираются специальным раствором.
2. Физические характеристики
Единственный вид мозаики с нулевым водопоглощением, отлично подходит для водных сооружений - фонтанов, бассейнов, душевых. Стеклянная мозаика выдерживает не только до 145 градусов жары, но и морозы до -30 градусов. Такие температурные характеристики позволяют использовать её для декорации уличные водоёмов и фасадов. И последний аргумент - технология производства стекольной массы делает цвет устойчивым к солнечным лучам и воздействию ультрафиолета.
3. Экологичность продукта
Стеклянная мозаика не выделяет вредных веществ, прекрасно моется и легко очищается от загрязнений, что препятствует развитию нездоровой микрофлоры и различным бактериям.
4. Доступные ценовые рамки
Большой ассортимент мозаики создаёт такие же широкие ценовые рамки, что делает доступным товар независимо от размера кошелька. Покупка стеклянной мозаики способна порадовать разнообразным видом, прекрасным качеством и денежной экономией.

В течение тысяч лет мозаика применялась при внешних отделках помещений. Начало ее развития можно проследить от простых примитивных схем с использованием гальки, до узоров, которые применяются для зонирования пространства. Постепенно, это технология развилась и стала популярна. Мозаичную плитку начали использовать в качестве декоративных поверхностей пола и стен на виллах и соборах, до современного выражения мозаики как вида искусства.

В целом, мозаичную плитку можно описать как искусство украшать поверхность конструкциями, которые созданы из маленьких кусочков твердого материала или тессера, близко расположенных друг к другу.

Есть у нас статья, про с гифками и интересными видео, можете ознакомиться, чтобы хорошо ориентироваться в вопросе.

Древняя художественная форма мозаичная плитки.

Учеными было доказано, что мозаика, появилась в четвертом тысячелетии до нашей эры. Впервые ее использовали в храме Урука в Месопотамии. Существуют и более древние примеры ее появления. Она встречается в доколумбовых культурах — бытовые предметы украшали раковинами, перламутром и полудрагоценными камнями. Достаточно давно мозаики были обнаружены и в Греции — в начале четвертого века до нашей эры. В древней столице Пеллы. Это были времена завоевания Греции римлянами во втором веке до нашей эры. Это в конечном итоге подняло уровень художественной обработки.

Христианское искусство способствовало развитию декоративной мозаики в церквях и других религиозных зданиях, но византийцы сделали мозаичное искусство привилегированным языком, с помощью которого можно было выразить божественные, сверхъестественные и мистические темы. Использование искусственных материалов, в том числе золота, а применение специальной техники установки тессеров, под разными углами и глубинами создавали магические световые эффекты.

Базилика Св. Марка, собор Венеции, представляют собой самые известные церкви в городе, и одни из самых известных примеров византийской архитектуры и мозаики, обладающей богатым дизайном и демонстрирующей мощь Венеции.

Освященные в 1094 году, стены и потолки покрывались мозаичным искусством в смеси византийских и готических стилей. С 11 века здание было известно под прозвищем Chiesa d’Oro, переводится как «золотая церковь», так как на ней расположены сложные золотые мозаичные куполы. К сожалению, византийское искусство стала развиваться менее активно, так же, как и золотой век мозаик.

Разработка художественной концепции мозаичной плитки, ни в коем случае не является механическим процессом. Одна из самых широко распространенных методик — фотокопирование предполагаемого произведения искусства, а затем рисование сети плиток над фотокопией. Этот процесс перевода является первым шагом в преобразовании идей в мозаичное искусство.

Связующие, инертные наполнители и подложки составляют основу для износостойкой и атмосферостойкой мозаичной плитки, и представляет собой красивое художественное искусство.

Для изготовления мозаики, вам понадобится цемент, плиточный клей, гипсовая штукатурка или глина. Плитки помещаются в связующее вещество, для удержания их на месте. Укладка плитки может быть осуществлена путем оставления небольшого пространства между плитами, в котором размещается раствор, причем плитки должны укладывать очень плотно. В любом случае, вы должны разместить плитку, из которой можно создать осмысленный шаблон, который отразит оригинальный художественный проект.

Каждый метод имеет собственную технологию и результат.

Основные приспособления для работы с мозаичной плиткой просты и в основном состоят из инструментов, с помощью которых можно резать мозаичные тессеры, включая молоток. Кельмы и шпатели также используются для разбрасывания раствора и клеев.

Мозаичные материалы бывают либо натуральными, или искусственными. Природные материалы включают мрамор, морскую гальку, раковины, кристаллы, полудрагоценные камни и минералы. Естественные материалы, несмотря на их эстетическую ценность, имеют тусклый цвет по сравнению с более светлым тонированным искусственным цветным стеклом.

Мозаичные плитки представляют собой уникальные смеси материалов при правильной температуре, которые дают тысячи разных цветов. Каждый из цветов имеет уникальный рецепт. Именно эти рецепты делают плитки настолько уникальными и особенными. После создания расплавленного стекла они прессуются в плоские пластины, которые в конечном итоге разрезают на мелкие квадратные кусочки. Плиты могут быть вырезаны художником, для создания уникальных узоров и форм.

Далеко не каждый профессиональный каменщик может делать предельно качественно, о том, как это делать вы должны узнать обязательно!

Применение плитки в современном искусстве.

К сожалению, многие думают о мозаичном искусстве как о древней истории. Но сегодня она часто применяется в современных пространствах. И действительно, мозаика может представлять собой как современное, так и историческое искусство. В целом, мозаичная плитка представляет собой художественный, функциональный и красивый материал. Она может и должна регулярно учитываться в дизайне интерьера, для добавления практических характеристик влажным областям и в зонах с высокой интенсивностью движения.
Вот основные процессы, которые осуществляются с использованием мозаичной плитки, а также термины:

Отжиг — медленный процесс охлаждения, который осуществляется при температуре около 500 градусов Цельсия в специальной духовке. Новое формованное стекло охлаждается, в целях предотвращения напряжения.

Резка — процесс, при котором тессеры извлекаются из стеклянных плит. Для этих целей с древних времен применяли молотки и долота, но, в наши дни, можно применять автоматические и полуавтоматические машины.

Тигель , или как его еще называют горшок, представляет собой контейнер, в котором размещается фритта и стеклобой (битое стекло), которые, в последствии смешивается с красителями, после чего, они нагреваются до точки плавления, или приготовления стекла. Как правило, они изготавливаются из кремнезема и огнеупорной глины, однако, для их производства могут быть использованы другие огнеупорные материалы.

Стеклянная паста — применяется для изготовления тессеров с традиционным, почти не содержащим свинца стеклом (менее пяти процентов оксида свинца);

Плавильная печь состоит из скамейки, полки для кастрюль, камина или ячейки, для хранения дров. Воздух для обжигания поступает через определенное отверстие, используемое для загрузки древесины. Отработанные газы выводятся через центральное отверстие в скамье, это позволяет нагревать горшки.

Золотой лист представляет собой тонкий лист, изготавливаемый из золота. В целом, цветовой оттенок определяется чистотой металла, толщиной листа и цветом, если таковой имеется, картелина и подложки.

Песок — наиболее распространенная форма двуокиси кремния, используемая для производства стекла. Песок обычно не является чистым диоксидом кремния, так как он содержит другие минералы в различных количествах, в зависимости от местоположения песчаного месторождения.

Плита — тонкая мозаичная полоса или диск (пицца) получается путем надавливания расплавленного стекла на плоскую поверхность или протягивания через два цилиндра. После отжига тессеры получают путем резки алмазными инструментами или забивания точками или лезвиями из твердой стали.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя, относительно процесса производства мозаичной плитки , желаю вам удачных ремонтов!

Если вы решили самостоятельно уложить плитку, вам помогут наши . Если у вас возникли вопросы по их использованию, задавайте их нашему менеджеру.