История развития профессионального образования в россии презентация к уроку на тему. История развития образования

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "Развитие науки и образования в России в XVIII веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выполнил: Маиров Лиуан Русланович учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века

Слайд 2

План изучения темы:

1. Состояние образования 2. Кунсткамера 3. Развитие науки Закрепление нового материала

Слайд 3

1. Состояние образования

В первой четверти XVIII века, при Петре I, начала формироваться государственная политика в области образования. Царь понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

Слайд 4

Образование при Петре Первом

По началу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных обучаться в государственных школах не могли. Петр запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки.

Слайд 5

Книгопечатание

Создание системы образования потребовало издания множества книг - учебников, справочников, наглядных пособий. Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

Слайд 6

2. Кунсткамера

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов. Это был первый русский музей.

Слайд 7

Альберт Себ

Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Слайд 8

Кунсткамера сегодня

Сегодня Кунсткамера является одним из самых известных музеев страны, а так же важнейшей достопримечательностью г. Санкт-Петербурга.

Слайд 9

3. Развитие науки

При Петре складываются основы для развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. В 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге стали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

Слайд 10

Слайд 11

Академия наук

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств.

Слайд 12

Подготовить самостоятельно сообщения по темам:

«Рудознатец» Григорий Капустин; «Молотовой мастер» Рябов; «Арифметик» Л.Ф. Магницкий.

Слайд 13

Закрепление нового материала:

1. При каком российском царе складываются основы профессионального образования? При Петре Первом 2. Какое сословие при Петре Первом должно было иметь образование? Дворяне 3. Крупное научное учреждение основанное Петром в 1714 году: Кунсткамера 4. В каком году был издан указ об учреждении Академии наук? В 1724 году

Слайд 14

Источники и литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 7 класса. М., 2002. Кунсткамера // http://ru.wikipedia.org/wiki Петербургская академия наук // http://ru.wikipedia.org/wiki Изображение здания Академии наук: http://yourcity.spb.ru/datas/users/1-znb_15_1.jpg Портрет Петра Первого: http://spb-familia.ru/wp-content/gallery/portretyi/petr1.jpg Изображение гражданской азбуки: http://portal.lgo.ru/tz/img/shnizer27-big.jpg Изображение книгопечатания: http://www.migdal.ru/images/migdal-24242-23679.jpg Изображение рисунка Кунсткамеры: http://places.arch-grafika.ru/HOT_PEPPER/Kunstkamera/002.JPG Портрет Альберта Себа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Albertus_Seba_Portrait_farbig.jpg?uselang=ru Изображение Кунсткамеры: http://img-2.photosight.ru/de4/3210715_large.jpg КОЛЛЕКЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕТРА I: http://www.nedug.ru/common/data/pub/images/articles/76721/normal.jpg Изображение Академии наук (11-й слайд): http://bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&el=4875&mmedia=CONTENT

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 2

    Воспитание и обучение в Древней Руси (до XVIII в.)

    1 этап: Языческая культура, славянская мифология 2 этап: Христианская религиозная педагогика

    Слайд 3

    Основные события педагогической истории X-XVII вв.

    X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI-XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии

    Слайд 4

    Школа и педагогика в XVIII в.

    В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

    Слайд 5

    Развитие образования в XIX веке

    Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: Науки, дающие руководство к познанию других наук Науки, нужные для гражданских занятий Науки, имеющие практическую пользу Художества

    Слайд 6

    Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.

    Слайд 7

    Основные события педагогической истории XIXв.

    Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский

    Слайд 8

    Особенности развития образования в начале XX в.

    1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.

    Слайд 9

    Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.

    Слайд 10

    В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.

    Слайд 11

    В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.

    Слайд 12

    В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

    Посмотреть все слайды













    1 из 12

    Презентация на тему: История образования в России

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: Науки, дающие руководство к познанию других наук Науки, нужные для гражданских занятий Науки, имеющие практическую пользу Художества

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Особенности развития образования в начале XX в. 1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Особенности развития образования в начале XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.

    Описание слайда:

    Особенности развития образования в начале XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Особенности развития образования в начале XX в. В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

    • Методика обучения истории
    • Т.Г. Питинова
    • Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
    • Историческое образование в XIX в.
    • Первые публикации по методике обучения истории
    • Литература
    • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
    • Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2000.
    • Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
    • Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
    • http://dic.academic.ru
    1. Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
    • Период появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
    • ПВЛ, Слово о полку Игореве,
    • Нашествие Батыя на Русь,
    • Житие А. Невского,
    • Сказание о Мамаевом побоище,
    • Азбуковники, Синопсис.
    • «Летописец русских царей»
    • XV в.
    • «Хронограф»
    • XVI-XVII вв.
    • «Синопсис»
    • 1674 г.
    • «Азбуковник»,
    • XV-XVII вв.
    • Пуфендорф
    • «Введение в историю европейскую» 1718
    • «Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII в.
    • «Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
    • Источники исторических знаний
    • «Азбуковник» XVII века
    • Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
    Хронограф (греч. - время пишу)
    • хронографический свод. Впервые русская история и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
    • Первый хронограф на Руси появился в XI в.
    • На рубеже XV-XVI вв. создан
    • Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
    • Хронограф распространялся в рукописях.
    «СИНОПСИС» (греч. synopsis - обозрение) – первое учебно-историческое произведение. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России. Синопсис (обозрение)
    • «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» -
    • компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия.
    • Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
    • Автор - монах Иннокентий Гизель.
    • До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
    • 1705г.
    • 1721г.
    • 1726г.
    • начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
    • преподавание истории в школе Феофана Прокоповича.
    • начало государственного обучения истории
    • (Академическая гимназия).
    Гимназия пастора Глюка - учебное заведение официально учрежденоУказом от 25 февраля 1705 г.
    • Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня.
    • Выпускники гимназии шли на государственную службу.
    • Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
    • С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
    • Здание перестроено.
    Общеобразовательные предметы - география, философия, история, арифметика, как и танцы, фехтование, верховая езда обязательны для всех учеников.
    • Расписание занятий:
    • 6 часов утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
    • С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
    • с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
    • с 12 до 13 часов - завтрак;
    • с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
    • с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
    • с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
    • с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
    • С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
    Царь Петр I инспектирует гимназистов По указу от 7 марта 1705 г. в школу принимали охочих до учения недорослей «всякого состояния».
    • Обучение - бесплатно, на содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
    • В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
    1721 г. – общеобразовательная школа Феофана Прокоповича в Петербурге для детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей.
    • В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
    • Историю изучали дети «всякого звания».
    • В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
    Школа на Карповке существовала до 1736 г., закрыта со смертью Феофана Прокоповича. Обучилось 160 молодых людей.
    • В школе - строгая дисциплина, надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
    • Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
    • Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
    • Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
    1724 - Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге 1726 г. - государственное обучение истории.
    • Первая правительственная академическая гимназия при Петербургском университете.
    • Структура:
    • 3 года - приготовительная немецкая,
    • 2 года - латинская школа.
    • Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
    • В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
    • В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
    • Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
    Университетская гимназия
    • В 1755 г. при Московском университете основана гимназия (ее называли Университетской или Академической).
    • «Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
    • 1747 г.
    • 1760 г.
    • «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова
    • Первый школьный учебник по русской истории
    Введение в генеральную историю,
    • 1747 - первое издание - в виде учебника.
    • 1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
    • Рассказы о всех важных событиях в Европе «от сотворения мира».
    • Переводчик добавил сведения о российской истории.
    Всеобщая история
    • Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
    Методика
    • Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
    • Учитель руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
    Методика
    • В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались как отдельные предметы..
    Методика
    • Содержание учебников
    • по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий (Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
    • или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
    • Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
    • По совету
    • В.Н. Татищева
    • история как учебный предмет впервые была введена в школу.
    • М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
    • М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием» (1760)
    В 1782-1783 гг. комиссия по учреждению народных училищ разработала программу открытия в России народных училищ для подготовки учителей.
    • В 1783 г. в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
    • С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
    1783 г.- в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ.
    • Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
    1786 г. - реформа по созданию народных училищ. Устав народных училищ
    • Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
    • Закреплено положение отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
    Ф.И.Янкович де Мириево
    • Организатор учебного дела в России
    • Автор первых учебников и пособий для учителей
    • Автор учебника по всеобщей истории
    • Основатель первых методов и средств обучения
    • 1783 г. Янкович Ф.И.
    • Руководство учителям народных училищ.
    • О должностях человека и гражданина.
    • Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
    • В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
    • 1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
    • Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
    • 1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
    2. Историческое образование в XIX в.
    • История государства Российского (тт. 1-12, 1816-1829)
    • Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния, замыслы, чувства конкретных людей.
    • Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
    • Н.М. Карамзин
    Монархическая концепция Н.М.Карамзина получила отражение в учебниках
    • И.К. Кайданова
    • Краткое начертание всемирной истории (СПб., 1821, 16 изд.);
    • Начертание истории государства Российского (СПб., 1829, 4 изд.);
    • Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
    • Краткое начертание российской истории. 1834
    • С.Н.Смарагдова
    • Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
    • Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
    • Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
    Методические работы 1-й пол. XIX в.
    • Доктор философии, педагог А.А. Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
    • "Всеобщая история: руководство к хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
    • "Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
    • "Методы преподавания хронологической истории" (1837);
    • "Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
    • "Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
    Методические работы 2-й пол. XIX в.
    • Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
    • Шульгин В.Я.- историк написал три учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
    • Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» -это по Шульгину основа исторического преподавания.
    • Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
    Методические идеи преподавания истории
    • В.Г. Белинский
    • Н.А.Добролюбов
    • Н.Г. Чернышевский
    Развитие исторической науки
    • «История России с древнейших времён» в 29 т.
    • Принцип историзма в понимании национальной истории
    • Учебная книга русской истории: учебник для гимназии (1860)
    • С.М. Соловьёв
    Д.И. Иловайский
    • «Краткие очерки русской истории» (1860)
    • XVIII в.
    • ХIX в.
    • 20-30-е
    • Схоластическое обучение: рифмическая обобщительная метода; формальный метод обучения; метод Язвинского
    • Вопросно-ответная форма; заучивание вопросов и ответов
    • До сер. века
    • Попеременное чтение учебника
    • 30-40 е

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    История развития профессионального образования в России

    Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.

    Возникновение первых профессиональных учебных заведений связано с реформами Петра I в военной области, экономике, культуре и образовании. Первые учебные заведения, дающие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века: школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная, медицинская. Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы.

    Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском, Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске. В 30 - 50-е годы XVIII века открываются Навигацкие школы Сибири, Якутская навигацкая и Охотская цифирная школы, в 70-е годы возникают гидротехнические школы в Боровичах, Вышнем Волочке, на Ладожском канале. При Елизавете Петровне получают развитие шляхетные корпуса с программами «рыцарских академий» - для детей дворян и военные школы низшего звена - артиллерийские, чертежные, инженерные.В правление Екатерины II (1764 - 1796) прошла школьная реформа: в уездных и губернских городах России были открыты всесословные бесплатные школы. Ключевой фигурой, инициатором и проводником идей закрытых учебных заведений был И.И. Бецкой. Он создал Воспитательный дом в Москве, входил в Попечительский совет Института благородных девиц, Академии художеств, реформировал Сухопутный кадетский корпус. Московский воспитательный дом явился родоначальником коммерческого, художественного и технического училищ. Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 г. Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. Канкрин - пионер в деле организации промышленных выставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности. Министерству торговли подчинялись художественно-промышленные, некоторые технические и ремесленные училища. Под началом Министерства земледелия и государственных имуществ находились сельскохозяйственные училища и школы, Министерство путей сообщения ведало железнодорожными училищами.

    Женские профессиональные учебные заведения учреждались в основном по частной инициативе. К началу XIX века в России насчитывалось 129 такого рода школ с общим контингентом учащихся 9920 человек.

    Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80 - 90-е годы XIX века. Заслуга в подготовке реформы принадлежит министру народного просвещения И.Д. Делянову и ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержки их местными обществами. Система технического образования состояла из ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалось графическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских. Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики 11 - 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего от 1 % от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей.

    В 1916 г. был утвержден Совет по делам профессионального образования России под председательством министра народного просвещения Игнатьева. В состав Совета входили представители министерств торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, юстиции, финансов, почты и телеграфа, от Синода, от земств и городских самоуправлений.

    Закон о реформе технического и профессионального образования был утвержден Временным правительством 30 мая 1917 года. Революция 1917 г. прервала все реформы и внесла принципиальные изменения в жизнь России. 5 июня 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О передачи в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». Всего с 1917 г. по 1922 г. новым правительством Советской России было подписано более 20 декретов по проблемам системы ПТО. С октября 1920 г. для рабочего подростка начала работу новая по типу «школа ФЗУ» с 4-летним сроком обучения, руководство возложено на Главное управление профтехобразования. Общеобразовательной школой для школ ФЗУ с 1924 г. была 7-летняя школа. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школа рабочих подростков. В 1921 г. их было 1350 с 67-ю тысячами учащихся.

    2 октября 1940 г. создана единая централизованная система профтехобразования Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 гг. учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения.

    К концу ХХ века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям - металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и станков, операторы автоматических линий, электрослесари и др. С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования. Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 г. было утверждено типовое Положение об учреждении начального профессионального образования по новой структуре. Профучилища, профлицеи и другие учебные заведения НПО создавались на базе основного общего образования (9 классов) и на базе 11 классов. Профессиональные лицеи стали практически воплощением интеграции учреждений профессионального образования разных уровней в систему непрерывного профессионального образования граждан (профессиональное училище-лицей-колледж-университет-аспирантура). С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям.

    Недавно исполнилось 305 лет профессиональному образованию в России. Оно прошло свой путь, как указано выше, от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура.

    Спасибо за внимание!