История политических и правовых учений. Под ред

§ 3. Общечеловеческое и социальное в истории политических и правовых учений

§ 4. Содержание истории политических и правовых учений

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 1. Введение

§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая

§ 4. Заключение

Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

§ 1. Введение

§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты

§ 3. Политические и правовые учения аристократии. Платон и Аристотель

§ 4. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств

§ 5. Заключение

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

§ 1. Введение

§ 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы

§ 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства

§ 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный

§ 5. Заключение

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ

§ 1.Введение

§ 2. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский

§ 3. Политические и правовые идеи средневековых ересей

§ 4. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

§ 5. Заключение

Глава 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ

§ 1.Введение

§ 2. Политико-правовые направления в исламе

§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов

§ 4. Заключение

Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Введение

§ 2. Политические и правовые идеи Древней Руси

§ 3. Основные направления политической мысли в период образования Московского царства

§ 4. Политическая идеология борьбы против феодальной эксплуатации

§ 5. Заключение

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVI в.

§ 1. Введение

§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

§ 3. Политико-правовые идеи Реформации

§ 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси

§ 5. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена

§ 6. Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы

§ 7. Заключение

Глава 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ И АНГЛИИ В ПЕРИОД РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

§ 1.Введение

§ 2. Возникновение теории естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 3. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642–1649 гг.

§ 4. Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза

§ 5. Обоснование “Славной революции” 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве

§ 6. Заключение

Глава 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVII-XVIII ВВ.

§ 1. Введение

§ 2. Естественно-правовые теории в Германии

§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа

§ 4. Заключение

Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма

§ 3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков

§ 4. Заключение

Глава 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ XVIII В.

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая программа Вольтера

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 4. Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо

§ 5. Политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной Франции7

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции

§ 7. Проблемы государства и права в документах “Заговора во имя равенства”

8. Заключение

Глава 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В США В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

§ 1. Введение

§ 2. Пейн о государстве и праве

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

§ 5. Заключение

ГЛАВА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ДАЛЬНЕЙШЕГО УКРЕПЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ МОНАРХИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)

§ 1. Введение

§ 2. Идеология “просвещенного абсолютизма”

§ 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии

§ 4. Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма

§ 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений

§ 6. А.Н. Радищев о праве и государстве

§ 7. Заключение

ГЛАВА 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КЛАССИКОВ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX В.

§ 1. Введение

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 4. Заключение

ГЛАВА 16. РЕАКЦИОННЫЕ И КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ XIX В.

§ 1. Введение

§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии

§ 3. Традиционализм Э. Бёрка

§ 4. Историческая школа права

§ 5. Заключение

Глава 17. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

§ 1. Введение

§ 2. Либерализм во Франции. Б. Констан

§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государство

§ 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин

§ 5. Теория “надклассовой монархии” Л. Штейна

§ 6. Политико-правовое учение Огюста Конта

§ 7. Заключение

Глава 18. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.

§ 3. Заключение

Глава 19. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ

§ 1. Введение

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина

§ 4. Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов

§ 5. Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.

§ 6. Заключение

Глава 20. БУРЖУАЗНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

§ 1. Введение

§ 2. Юридический позитивизм

§ 3. Социологические концепции государства и права

§ 4. Политико-правовая идеология либерализма в России

§ 5. Заключение

Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

§ 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины - на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов - истории экономических учений, для искусствоведов - истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала называлась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б.Н.Чичериным), затем - "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г.Ф.Шершеневича, в Санкт-Петербурге профессора Н.М.Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

Задачей учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений - необходимая часть современного политического и правового сознания. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен.

История политических

и правовых учений

5 в. До н.э. - укрепление и расцвет античной демократии. “Софос” - мудрый. Платные учителя мудрости, в т.ч. в вопросах государства и права. Не составляли единой школы, а развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали 2 поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений, среди младших встречаются приверженцы и аристократии и тирании.

Протагор (481-411 гг. до.н.э). правомерность и справедливость демократического строя, признавал равенство всех людей - по одинаковой причастности их к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.

Горгий (ок. 483-375 г.до.н.э.). приверженец писанных законов, но справедливость ставит выше их. Мир - друг прекрасного и хорошего.

Гиппий (460-400 г.до.н.э.). природа (вещей) в качестве естественного права противостоит ошибочному искусственному полисному закону. Закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе.

Антифонт (ок. 400 г.до.н.э.). равенство всех людей по природе (эллинов и варваров, благородных и простых - те же естественные потребности) различает “законы полиса” и “законы природы” и предпочитает 2-е. Воспитание людей в духе требований природы.

Фрасимах. Политика - область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Выгода сильнейшего. Власть устанавливает законы в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические и т.д. установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Отметил роль насилия в деятельности государства.

Пол Агригентский. Интересовала практическая политика. Лучше самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать не справедливость от других. Оправдывал произвол тирана.

Калликл. Законы устанавливают слабосильные. Сильный стоит выше слабого и им повелевает.

Ликофрон. Государственное общение - результат договора людей между собой о взаимном союзе. Закон - простой договор, гарантия личных прав. Основа - естественное равенство людей.

Алкидам Элейский (1 пол. 4 в.до.н.э.). равенство людей, включая рабов. Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом.

Политико-правовое учение Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679). Выдающийся английский мыслитель, политико-юридическая доктрина которого содержится в его трудах: “Философское начало учения о гражданине”(1642 г.), “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”(1651 г.).

Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый имеет наравне с другими одинаковое “право на все”. Но жадность и эгоизм человека приводят к неизбежной войне “всех против всех”. И это - “естественное состояние рода человеческого”. В природе людей заложены свойства, которые побуждает людей находить выход из естественного положения - страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум.

Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное - средства для этого. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Право переносится по договору на определенное лицо или на группу лиц. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения - источник и начало справедливости. Есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, которые можно свести к правилу: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом общежитии.

Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны. Естественный закон - свобода что-либо делать или не делать, позитивный закон - предписание делать или не делать что-либо.

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы, которые опираются на силу.

Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с “войной всех против всех”. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен, который обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Однажды заключив договор, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Обладатель же верховной власти никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет.

Гоббс выделяет 2 пути возникновения государства: через добровольное согласие индивидов (основанные на установлении или политические государства), или приобретение верховной власти силой (основанные на приобретении).

Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. прерогативы суверена неделимы и не непередаваемые никому - Гоббс против разделения властей. Верховная власть не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Государство выполняет полицейско-охранительные функции, поощряет развитие экономики, совершает воспитательно-просветительскую деятельность.

Свобода - право делать все то, что не запрещено гражданским законом. Единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.

Долг суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан.

Существует 3 форму государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Народ имеет право на восстание тогда, когда суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя или запрещает защищаться от нападения врага. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Этот закон не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Локк о государстве и праве

Джон Локк (1632-1704) - идеолог социального компромисса, учение которого изложено в “Два трактата о государственном правлении”(1690).

Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Но он дополнил ранее известные учения и создал доктрину раннебуржуазного либерализма.

До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, не завися ни от чьей воли свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью, господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. Все это порождает обстановку неуверенности. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой или же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство воплощает политическую власть, то есть право во имя всеобщего блага создавать законы и право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Главная цель политического сообщества - чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и “владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и др. (Локк - “собственность”). Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели - законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и др.

Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, от должен управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов.

Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

Принцип разделения властей. Законодательная власть - представительное учреждение всей нации - парламент. Исполнительная - монарх, кабинет министров. Они ведают также сношениями с иностранными государствами - федеративная власть.

Учебно-методического объединения университетов России

в качестве учебника для юридических вузов

Воротилин Е. А., канд. юрид. наук, доцент - гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1-4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1-3), гл. 25 (§ 5), гл. 26 (§ 1-4, 6-9);

Лейст О. Э, докт. юрид. наук, профессор - гл. 1, 4 (§ 3-5), гл. 5, 6, 9, 10, 13, 14 (§ 5, 7, 8, § 6 в соавторстве с Е. А. Воротилиным), гл. 16, 17 (§ 4), гл. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25,(§ 1-4, 6, 7), гл. 26 (§ 10), Заключение;

Мачин И. Ф, канд. юрид. наук, доцент - гл. 27;

Струнников В. Н, докт. юрид. наук, профессор - гл. 12, 15, 26 (§ 5);

Томсинов В. А, докт. юрид. наук, профессор - гл. 7, 8, 11;

Фролова Е. А., канд. юрид. наук, доцент - гл. 24.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины - познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов - истории экономических учений, для искусствоведов - истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений - необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем - "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге - профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640-1649, 1688, 1776, 1789-1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.

В учебной программе курса "История политических и правовых учений" указаны произведения политических мыслителей - основные источники, рекомендуемые студентам и слушателям для самостоятельного изучения.

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

М.: Зерцало, 2006 . - 5 68 с.

В учебнике изложены основные политические и правовые учения Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени в полном соответствии с программой и методическими требованиями, предъявляемыми к вузовским учебникам.

Новое издание учебника обновлено и сокращено по сравнению с предыдущим, выходившим в свет в 1999, 2000 и 2002 гг.

Формат: pdf / zip (2006 , 568 с.)

Размер: 2,41 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (2004 , 565с.)

Размер: 1 Мб

/ Download файл

Оглавление
Г л а в а 1. Предмет истории политических и правовых учений 1
§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин 1
§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин 2
§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений 4
§ 4. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин 6
Г л а в а 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 12
§ 1. Введение 12
§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии 14
§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая 19
§ 4. Заключение 28
Г л а в а 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 31
§ 1. Введение 31
§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты 33
§ 3. Учение Платона о государстве и законах 36
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля 42
§ 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств 48
§ 6. Заключение 52
Г л а в а 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 54
§ 1. Введение 54
§ 2. Политико-правовое учение Цицерона 55
§ 3. Правовые и политические идеи римских юристов 58
§ 4. Политические и правовые идеи первоначального христианства 60
§ 5. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный 63
§ 6. Заключение 66
Г л а в а 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период Средних веков 67
§ 1. Введение 67
§ 2. Теократические теории 68
§ 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей 69
§ 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский 73
§ 5. Средневековые юристы 76
§ 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского 77
§ 7. Заключение 80
Г л а в а 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 81
§ 1. Введение. 81
§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси 84
§ 3. Политические идеи в произведении Илариона "Слово о Законе и Благодати" 96
§ 4. Политические идеи Владимира Мономаха 104
§ 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси... 108
§ 6. Заключение 113
Г л а в а 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 114
§ 1. Введение 114
§ 2. Формирование политической идеологии Московского государства 116
§ 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства" 124
§ 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого 135
§ 5. Политическая теория Ивана IV 146
§ 6. Политические идеи Андрея Курбского 152
§ 7. Политические и правовые идеи И. С. Пересветова 158
§ 8. Заключение 163
Г л а в а 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 164
§ 1. Введение 164
§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике 165
§ 3. Политико-правовые идеи Реформации 174
§ 4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена 177
§ 5. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. Кампанеллы 181
§ 6. Заключение 187
Г л а в а 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифеодальных революций 188
§ 1. Введение 188
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве 189
§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве 191
§ 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции и гражданской войны 195
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы 199
§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве 203
§ 7. Заключение 206
Г л а в а 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 208
§ 1. Введение 208
§ 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в 210
§ 3. Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума: политико-правовая идеология церковного раскола 217
§ 4. Заключение 225
Г л а в а 11. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII-XVIII вв 228
§ 1. Введение 228
§ 2. Естественно-правовые теории в Германии 228
§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа 234
§ 4. Заключение 237
Г л а в а 12. Политические и правовые учения в России в первой половине XVIII в. 239
§ 1. Введение 239
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. . . . 240
§ 3. Политическое учение Феофана Прокоповича 246
§ 4. Политические и правовые идеи В. Н. Татищева 255
§ 5. Политические и правовые идеи И. Т. Посошкова 261
§ 6. Заключение 266
Г л а в а 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в 268
§ 1. Введение 268
§ 2. Политико-правовая программа Вольтера 270
§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве 273
§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо 279
§ 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции 287
§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период Великой революции -, 294
§ 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства" 299
§ 8. Заключение 303
Г л а в а 14. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость 305
§ 1. Введение 305
§ 2. Т. Пейн о государстве и праве 306
§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 308
§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право 311
§ 5. Заключение 313
Г л а в а 15. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в 315
§ 1. Введение 315
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. Идеология "просвещенного абсолютизма" 316
§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова 319
§ 4. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева 326
§ 5. Заключение 330
Г л а в а 16. Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII - начала XIX в 332
§ 1. Введение 332
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве 333
§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве 339
§ 4. Заключение 346
Г л а в а 17. Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в 350
§ 1. Введение 350
§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии 350
§ 3. Традиционализм Э. Бёрка 355
§ 4. Историческая школа права 356
§ 5. Заключение 361
Г л а в а 18. Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в 364
§ 1. Введение 364
§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан 365
§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама на государство и право 369
§ 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин 373
§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта 376
§ 6. Заключение 385
Г л а в а 19. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в 387
§ 1. Введение 387
§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в 388
§ 3. Заключение 396
Г л а в а 20. Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя 398
§ 1. Введение 398
§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского 399
§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина 405
§ 4. Политические и правовые идеи декабристов 408
§ 5. Политические идеи П. Я. Чаадаева 413
§ 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов 415
§ 7. Заключение 418
Г л а в а 21. Буржуазные политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в 420
§ 1. Введение 420
§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом 421
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 423
§ 4. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека 426
§ 5. Проблемы государства и права в социологии Г. Спенсера. . . . 428
§ 6. Заключение 432
Г л а в а 22. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в. 434
§ 1. Введение 434
§ 2. Политико-правовое учение марксизма 434
§ 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии 440
§ 4. Политико-правовая идеология анархизма 444
§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) 451
§ 6. Заключение 459
Г л а в а 23. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX в 461
§ 1. Введение 461
§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина 461
§ 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский 465
§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича 471
§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский 474
§ 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой 480
§ 7. Заключение 486
Г л а в а 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 487
§ 1. Введение 487
§ 2. Социалистические политико-правовые учения 488
§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги 501
§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 510
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 513
§ 6. Школа "свободного права" 516
§ 7. Заключение 519
Г л а в а 25. Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США 521
§ 1. Введение 521
§ 2. Неолиберализм и консерватизм 522
§ 3. Концепции плюралистической демократии 526
§ 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия 531
§ 5. Теория демократического социализма 535
§ 6. Социологическая юриспруденция 539
§ 7. Реалистические концепции права в США 542
§ 8. Нормативизм Г. Кельзена 545
§ 9. Теории естественного права 549
§ 10. Заключение 553

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

1. Предмет истории политических и правовых учений

1. Предмет истории политических и правовых учений

Право, государство, законодательство, политика являются объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.). Причем каждая наука, в том числе и юридическая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности - таких, как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеологических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок соответствующих социально-политических (массовых и групповых) движений и направлений в жизни государственно-организованного общества.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете правовой (юридической) трактовкой политики, той внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом как единой науки о праве и государстве. Именно под этим углом зрения и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.

Этот взгляд на политику с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической мысли весьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисципилинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией (историей политологии, историей политологических учений), за рамками предмета которой останется не только история правовых учений, но и вообще правовое понимание (и понятие) государства и политики в целом.

Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и политология изучают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного государственно установленного правопорядка.

Объемы понятий «политическое» и «государственное» не совпадают. Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т. д. Так, древнегреческие авторы, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина stato («государство»), который вошел в научный оборот во времена Макиавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства совместной жизни в виде правовой формы организации общей (публичной) власти свободных граждан.

В противоположность политике деспотия (т. е. деспотическая форма правления) - это не доросшее до высот политики «варварское» правление с бесправием и рабством подданных. Аристотелевская характеристика человека как политического существа как раз и означает, что только в своей развитости (умственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут организовать свою совместную жизнь на политических началах (как в эллинским полисе), т. е. на основе права и общего для всех закона.

Такая правовая (и вместе с тем государственно-правовая) трактовка политических явлений и политической жизни была развита дальше - с позиций различения частного и публичного права - в древнеримской политико-правовой мысли. Показательна в этом плане юридизированная характеристика Цицероном республики как дела народа, как правовой формы общности и жизни народа, как «общего правопорядка».

В Новое время существенно изменяется трактовка понятия «политика». Поучительно в этой связи сравнение позиций Аристотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политической науки, соответственно античности и Нового времени. Освобождение политики от морали (а во многом - и от права) и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как суверенной организации власти, учреждение или овладение которой - главная цель всей политики и политической борьбы. Также и для многих последующих мыслителей (вплоть до современности) характерно представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным». При этом «политическое» понимается и трактуется вне его правовых (и государственно-правовых) форм, определений и рамок.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политикоправового явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы отраслевого профиля (например, о процессуально-правовых формах и процедурах, преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политико-правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Боден, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн, С. Е. Десницкий, Б. Констан, И. Бентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев и др.).

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного познания. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений как юридической дисциплины освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийно-правового аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно юридический смысл рассматриваемых концепций.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права, философия права, социология права и т. д.) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политикоправовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражает то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.Под

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

2. Соотношение истории политических и правовых учений и политологии Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук (правоведения, философии, социологии, политологии, этики и т. д.).Сообразно своему предмету

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

4. Методология истории политических и правовых учений Метод истории политических и правовых учений – включает в себя способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.Функции метода истории политических и правовых учений,

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

В. В. Баталина История политических и правовых учений

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

1 ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и

Из книги автора

2 МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются

Из книги автора

22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В конце XVIII – начале XIX вв. многие мыслители выступили с критикой Французской революции. Это Жозеф де Местр, де Бональд, Карл Людвиг Галлер, Эдмунд Берк и др. Некоторые из них имели свои политико-правовые идеи. Жозеф де

Из книги автора

2. Методология истории политических и правовых учений История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных