Народы российской империи на снимках прокудина-горского. Народы Российской империи во второй половине XIX в

(72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %. В остальных западных и северо-западных губерниях русское население составляет меньшинство. По языку и культурым особенностям русское население распадается на три группы: а) Великороссы б) Белоруссы в) Малороссы 2. Поляки (6,6 % населения Европейской России). Преобладают в Привислинском крае (70 %), кроме губерний Сувалковской, Седлецкой и Люблинской, где преобладают на севере Литовцы, на юге малоруссы. 3. Болгары . Насчитывалось около 125 тысяч в основном в Бессарабской, Таврической и Херсонской губерниях.

  • В тех же губерниях насчитывалось небольшое число сербов; на Кавказе незначительное число чехов.

II. Литовские племена (3,3 % населения европейской России).

1. Литовцы. Проживают по Вилии и в нижнем течении Немана. 2. Жмудь. В западной части Ковенской губернии. Тех и других 1800 тысяч. 3. Латыши. В Лифляндии, Курляндии и трёх западных уездах Витебской губернии. Численность около 1350 тысяч.

III. Германские племена.

1. Немцы (1,3 % населения Европейской России; 10 % населения Прибалтийских губерний, 15 % населения Привислинского края). Общее число 1,5 миллиона. 2. Шведы - проживают по побережью Эстляндии (9,5 тысяч), а также в Финляндии, где составляют преобладающую часть дворянства.

IV. Финские племена

1. Прибалтийские финны. а) Лопари (3,5 тысячи) б) Финны - основная часть населения Княжества Финляндского в) Корелы (200-300 тысяч) г) Эсты (900 тысяч) д) Ливы (3,5 тысяч) 2. Приволжские финны а) Черемисы (300-400 тысяч) б) Мордва (до 1 миллиона) б.1) Ерзя б.2) Мокшане б.3) Терюхан б.4) Каратаи 3. Прикамские финны а) Вотяки (400 тысяч) б) Пермяки (90 тысяч) в) Зыряне (170 тысяч) 4. Угро-Финны (30-35 тысяч человек) 5. Самоеды (до 1000 человек)

V. Тюркско-татарские племена

1. Киргизы - в восточной половине Оренбургской губернии и на землях Уральского войска. Наиболее многочисленная часть тюркско-татарского племени. Точная численность не могла быть подсчитана. 2. Ногайцы (до 100 тысяч) 3. Крымские татары. Около 150 тысяч. Активно выселяются в Турцию. 4. Волжские татары (бургарлыки), насчитывается около 1300 тыс. человек 5. Башкиры (1300 тысяч) - в основном в Уфимской и Оренбургской губерниях, часть в Саратовской, Пермской и Вятской. 6. Мещеряки (130 тысяч) - в «Мещерской области» в прилегающих уездах Рязанской, Тамбовской и Пензенской губернии, а также в Уфимской, Пермской и Саратовской. 7. Тептяри (300 тысяч) - отдельными поселениями в Оренбургской, Уфимской и Вятской губерниях 8. Бессермоне (до 10 тыс.) - в Глазовском уезде Вятской губернии. 9. Чуваши (около 650 тыс.) - в Казанской губернии, за правым берегом Волги, а также в Симбирской, Самарской, Уфимской, Саратовской и Оренбургской губерниях

VI. Монголы.

1. Калмыки. В европейской России 120 тысяч человек. В калмыцких степях Астраханской губернии, в Сальском округе Войска Донского и в некоторых станицах Уральского войска.

VII. Другие народы

1. Румыны (молдаване) - 900 тысяч, живут в Бессарабии и западных уездах Херсонской губернии. 2. Греки (около 100 тысяч) живут в Новороссийском крае, Тифлисской губернии, Карсской области, в Нежинском уезде Черниговской губернии), в столицах и крупных городах. 3. Французы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 4. Итальянцы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 5. Армяне (вне Кавказа 0,5 млн.) 6. Цыгане. В основном в Бессарабии, также рассредоточены по Европейской России. 7. Евреи (3,4 % населения Европейской России). Во всей России около 4 миллионов. а) Караимы (до 10 тысяч человек в Крыму и Западном крае)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Империи накануне Первой мировой войны

    Молокане (рассказывает Людмила Жукова)

    Переселения армян в Карабах и Закавказье туркманчайский договор 1828

    Субтитры

    Многие, включая меня, при исследовании Первой мировой войны, оказываются сбитыми с толку. Потому что мир, который был перед Первой мировой войной, очень отличается от сегодняшнего. Вообще сегодняшний мир в большой степени сформировала Первая, а потом уже Вторая мировая война. Мы знаем, как выглядит современный мир и современная Европа на карте. Но это не та карта, которую вы привыкли видеть. Обычно на карте границы стран, границы государств, хотя на этой тоже есть границы стран. Серые линии показывают, где заканчивается Франция или, скажем, Швейцария или Германия или начинается Италия. Но, помимо этого, на карте отмечено в какой стране на каких языках разговаривают. И поэтому она в большей степени демонстрирует, где говорят по-французски, где по-немецки. Можно заметить, что сегодняшние границы близки к лингвистическим границам стран. Близки к границам, отмеченным на языковой карте. Есть некоторые области несоответствия как, например, между каталонским и испанским языками. И, в общем, это приводит к некоторым проблемам. Но по большей части в современной Европе границы стран совпадают с лингвистическими границами. В период Первой мировой войны карта мира выглядела совсем по-другому. Границы некоторых стран можно узнать. Мы узнаём границы Великобритании. Ну, граница Ирландии с тех пор сдвинулась, но тем не менее. Эти границы не так уж отличаются от сегодняшних. Границы Испании несильно изменились. Границы Франции, Италии, границы Германии заметно отличаются. В состав Германской империи, вступившей в Первую мировую войну в 1914 году, так же, как и Российской империи, в начале 20-го века входило множество языковых групп, на территории которых сейчас располагаются независимые государства. Сложно не заметить на карте вот это громадное государство, которое называлось Австро-Венгрией, или чаще Австро-Венгерской империей. Да, всем знакомы такие национальности, как австрийцы и венгры. Но что такое Австро-Венгерская империя? Это была могущественная империя. Она стремилась объединить все эти народности с разными языками в одно государство. Это более детальная карта Австро-Венгерской империи на пороге Первой мировой войны. И чтобы понять причины начала Первой мировой войны, следует обратиться прежде всего к Австро-Венгерской империи, потому что на пороге Первой мировой войны Австро-Венгерская империя формально присоединила к себе в 1908-м году Боснию и Герцеговину. В этом тоже легко запутаться, потому что, в общем-то, это все одна и та же страна, которая называется Босния и Герцеговина, а для Австро-Венгерской империи это был один регион, который они присоединили. И что любопытно, если посмотреть на языковую карту, на весь этот регион, то вы увидите, что там говорят на похожих языках, вернее диалектах сербского, хорватского и боснийского. Эти народы тесно связаны - лингвистически и этнически, поэтому весь этот регион, вот здесь, - взаимосвязан этнически и лингвистически. Мы увидим, что именно стремление объединить территории, схожие с точки зрения языка и этноса, как раз и стало причиной Первой мировой войны или, по крайне мере, искрой, которая, как говорится, подожгла «пороховую бочку» Первой мировой войны. Еще одно государство, вернее, империя, непривычная для нас, это Османская империя. Османская империя. Сегодня мы увидим на этом месте Турцию, которая находится на Анатолийском полуострове. Вот здесь Турция. Современная Турция. Но при вступлении в Первую мировую войну в 1914 году, Турция была частью уже оставшейся Османской империи. На карте справа Османская империя. Вот территория современной Турции. В состав Османской империи входила Турция в современных границах или значительная часть современной территории Ближнего Востока. Большая часть арабского мира, особенно районы Сирии, Ирака, Ливана, большая часть современной территории Израиля, часть Саудовской Аравии. В тот период Османская империя была уже на закате. На пике своего развития она контролировала большую часть мусульманского мира: территорию Северной Африки и все, что отмечено на этой карте, а также часть Персии. И значительную часть Балкан, юго-восточной Европы и даже Греции на пике своего развития, которое было сотни и сотни лет назад. То есть на момент вступления в Первую мировую войну, в мире границы государств не определялись лингвистическими границами или же этническими. В большой степени, империи существовали с конца 1800-х годов. Империи были не только в Европе, как Австро-Венгерская империя и не только в Юго-восточной Азии, как Османская империя. Перед нами карта границ империй на тот период времени. Вы видите, что самая могущественная, пожалуй, Британская империя, обозначенная розовым цветом. Великобритания, вернее - Соединенное Королевство. Великобритания будет вот эта часть. Плюс Ирландия, и получается Соединенное королевство. Под контролем Великобритании была Индия, весь индийский полуостров. Хотя формально Египет был независимым государством, Великобритания имела значительное влияние. Такие страны как Канада, Австралия и Новая Зеландия были в полной или частичной власти Британской империи. И, чего многие не знают, также значительная часть Африки. Да, большая часть Африки находилась под британским контролем. При вступлении в Первую мировую войну имело место такое явление, как гонка империй, гонка вооружений между крупными европейскими державами. В частности, Великобритании или Соединенного королевства, у которого была обширная империя. Как говорят, в Британской империи «никогда не заходит солнце». Оно правда никогда не заходило, как видно на карте. Германская империя также начала играть мускулами и вступила в гонку вооружений. И чем больше немцы видели, что англичане вооружаются, тем больше немцы стремились увеличить свою военную силу и наоборот, что в итоге привело к гонке вооружений. Все пытались укрепить свои империи. Немцы присутствовали в Африке, и французы тоже в большой части Африки. И об этом не нужно забывать. В некоторых случаях причиной укрепления империй было лишь стремление укрепить собственную власть, что во многом основывалось на этнических представлениях о цивилизации, или рационализации, то есть идее контроля ресурсов других государств. И во многом вопрос заключался в доступе к мировым ресурсам, в особенности, в доступе к сырью и, особенно, нефти. Получение доступа к ресурсам и было показателем силы державы, определяло ее влияние. Вот такой была ситуация в мире накануне Первой мировой войны. До встречи с вами в следующем видео. Subtitles by the Amara.org community

На территории Российской империи проживало более сотни различных этносов. По мере расширения государства самые малочисленные из них были поглощены более крупными народами - русскими, татарами, адыгами, латышами.

Бухарцев правильнее будет именовать этносоциальной группой, которая мигрируя из Средней Азии, расселялась преимущественно на территории Западной Сибири. Этническая составляющая бухарцев сложная: в ней обнаружены таджикские, уйгурские, узбекские, в меньшей степени казахские, каракалпакские и киргизские национальные черты. Бухарцы говорили на двух языках - персидском и чагатайском. Главная специализация этой группы - купечество, хотя встречались миссионеры, ремесленники и земледельцы.

Количество бухарцев в Сибири стало резко увеличиваться после упрощения условий принятия российского подданства. Так если в 1686 - 1687 годах в Тюменском уезде было 29 бухарских дворов, то в 1701 году их число достигло 49. Бухарцы нередко селились вместе с сибирскими татарами, постепенно с ними ассимилируясь. Возможно, это объяснялось тем, что, даже проживая на одной территории с татарами, бухарцы обладали меньшими правами.

Этнографы считают, что одному из традиционных видов ремесла - кожевенному делу сибирских татар обучили именно бухарцы. Благодаря бухарцам за Уралом появились первые учебные заведения, первая национальная библиотека, первая каменная мечеть.

Несмотря на то, что вплоть до начала XX века в Тарском уезде Тобольской губернии существовала Бухарская волость, этот этнос фактически исчез еще до распада Российской империи. Последний раз слово бухарец в национальном смысле встречается в переписи народов СССР за 1926 год. После этого бухарцами называли исключительно жителей узбекской Бухары.

Кревинги

Сегодня кревинги («Krewinni» - «русаки») с одной стороны обрусевшее, с другой ассимилированное латышами финно-угорское племя, населявшее с середины ХV до конца ХIХ века Бауский уезд Курляндской губернии в окрестностях деревни Мемельгоф. Предание сообщает, что праотцы кревингов изначально заселяли остров Эзель (сегодня самый крупный остров Моонзундского архипелага), но были выкуплены владельцем Мемельгофа и переселены в собственные земли на место погибших от чумы крестьян.

Однако историки больше доверяют версии, согласно которой в середине XV столетия немецкие рыцари по приказу ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Генриха Винке во время одного из своих набегов захватили группу финно-угорского народа води и отправили под Бауск (территория нынешней Латвии). Впоследствии их потомки образовали новый этнос - кревинги. Рыцари использовали кревингов как рабочую силу для строительства укреплений защищавших Ливонию от армии Великого княжества Литовского, в частности, ими был возведен Бауский замок, сохранившийся до наших дней.

В 1846 году российский лингвист Андрей Шёгрен обнаружил недалеко от столицы Курляндии Митавы около десятка кревингов, которые еще сохранили смутные знания о своих предках и языке - так называемом кревингском диалекте, в настоящее время вымершем. К началу XX века кревинги фактически слились с латышами, отличаясь от них только традиционным костюмом.

Саянские самодийцы

Если одна часть самодийских народов, например, ненцы, нганасаны, селькупы, все еще проживает на территории Сибири - в Ненецком автономном округе, Тюменской области, на Таймыре и в Красноярском крае, то другая уже канула в Лету. Речь идет о саянских самодийцах, когда-то населявших горную тайгу Саян (в пределах южной части современного Красноярского края) и говоривших, согласно лингвистуЕвгению Хелимскому, на двух не связанных друг с другом диалектах.

Первым саянских самодийцев обнаружил шведский офицер и географ Филипп Иоганн фон Страленберг, о чем сообщил в 1730 году в своей книге «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии»; позднее этот народ изучали немецкий естествоиспытатель Пётр Паллас и российский историк Герхард Миллер. К началу XX века практические все саянские самодийцы были ассимилированы хакасами, отчасти - тувинцами, западными бурятами и русскими.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто такие тептяри. Одни называют их беглыми татарами, которые не захотели подчиниться Ивану Грозному после взятия Казани, другие считают их представителями разных национальностей - татар, чувашей, башкир, марийцев, русских, превратившихся в отдельное сословие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в XIX столетии писал, что «тептяри - это народность, живущая среди башкир в количестве 117 тысяч душ, которая образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами».

В 1790 году тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, из которого сформировали тептярские полки. Позднее они были переведены в подчинение Оренбургского военного губернатора. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк участвовал в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова. После установления власти большевиков тептяри потеряли свое право на национальное самоопределение.

В российской историографии племя тубинцев, входившее в состав адыгских народностей, известно с XVIII века. Царский генерал Иван Бларамберг в своем «Историческом, топографическом, статистическом, этнографическом и военном описании Кавказа» сообщал: «Тубинцы являются одним из обособленных обществ абедзехского племени и говорят на том же диалекте черкесского языка. Они дерзки и занимают наиболее высокогорные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша, вплоть до снеговых вершин, южные склоны снеговых гор». К концу Кавказских войн тубинцы были ассимилированы другими горскими народами.

Туралинцы

По мнению многих исследователей Сибири, в частности Герхарда Миллера, туралинцами назывались сибирские татары, оседло проживавшие на территориях между реками Иртыш и Тобол. Это была особая народность тюрко-татарского племени, по обычаям схожая с казанскими татарами, имеющая некоторую примесь монголоидных черт.

Впервые с туралинцами встретился Ермак, разрушивший их поселения Епанчин и Чинги-Туру и подчинивший это племя русской короне. Туралинцы занимались преимущественно земледелием, скотоводством и рыболовством, в незначительной степени охотой и торговлей. К началу XVIII века подавляющее большинство туралинцев приняли православие и вскоре обрусели.

На территории Российской империи проживало более сотни различных этносов. По мере расширения государства самые малочисленные из них были поглощены более крупными народами - русскими, татарами, адыгами, латышами.

Бухарцев правильнее будет именовать этносоциальной группой, которая мигрируя из Средней Азии, расселялась преимущественно на территории Западной Сибири. Этническая составляющая бухарцев сложная: в ней обнаружены таджикские, уйгурские, узбекские, в меньшей степени казахские, каракалпакские и киргизские национальные черты. Бухарцы говорили на двух языках - персидском и чагатайском. Главная специализация этой группы - купечество, хотя встречались миссионеры, ремесленники и земледельцы.

Количество бухарцев в Сибири стало резко увеличиваться после упрощения условий принятия российского подданства. Так если в 1686 - 1687 годах в Тюменском уезде было 29 бухарских дворов, то в 1701 году их число достигло 49. Бухарцы нередко селились вместе с сибирскими татарами, постепенно с ними ассимилируясь. Возможно, это объяснялось тем, что, даже проживая на одной территории с татарами, бухарцы обладали меньшими правами.

Этнографы считают, что одному из традиционных видов ремесла - кожевенному делу сибирских татар обучили именно бухарцы. Благодаря бухарцам за Уралом появились первые учебные заведения, первая национальная библиотека, первая каменная мечеть.

Несмотря на то, что вплоть до начала XX века в Тарском уезде Тобольской губернии существовала Бухарская волость, этот этнос фактически исчез еще до распада Российской империи. Последний раз слово бухарец в национальном смысле встречается в переписи народов СССР за 1926 год. После этого бухарцами называли исключительно жителей узбекской Бухары.

Кревинги

Сегодня кревинги («Krewinni» - «русаки») с одной стороны обрусевшее, с другой ассимилированное латышами финно-угорское племя, населявшее с середины ХV до конца ХIХ века Бауский уезд Курляндской губернии в окрестностях деревни Мемельгоф. Предание сообщает, что праотцы кревингов изначально заселяли остров Эзель (сегодня самый крупный остров Моонзундского архипелага), но были выкуплены владельцем Мемельгофа и переселены в собственные земли на место погибших от чумы крестьян.

Однако историки больше доверяют версии, согласно которой в середине XV столетия немецкие рыцари по приказу ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Генриха Винке во время одного из своих набегов захватили группу финно-угорского народа води и отправили под Бауск (территория нынешней Латвии). Впоследствии их потомки образовали новый этнос - кревинги. Рыцари использовали кревингов как рабочую силу для строительства укреплений защищавших Ливонию от армии Великого княжества Литовского, в частности, ими был возведен Бауский замок, сохранившийся до наших дней.

В 1846 году российский лингвист Андрей Шёгрен обнаружил недалеко от столицы Курляндии Митавы около десятка кревингов, которые еще сохранили смутные знания о своих предках и языке - так называемом кревингском диалекте, в настоящее время вымершем. К началу XX века кревинги фактически слились с латышами, отличаясь от них только традиционным костюмом.

Саянские самодийцы

Если одна часть самодийских народов, например, ненцы, нганасаны, селькупы, все еще проживает на территории Сибири - в Ненецком автономном округе, Тюменской области, на Таймыре и в Красноярском крае, то другая уже канула в Лету. Речь идет о саянских самодийцах, когда-то населявших горную тайгу Саян (в пределах южной части современного Красноярского края) и говоривших, согласно лингвистуЕвгению Хелимскому, на двух не связанных друг с другом диалектах.

Первым саянских самодийцев обнаружил шведский офицер и географ Филипп Иоганн фон Страленберг, о чем сообщил в 1730 году в своей книге «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии»; позднее этот народ изучали немецкий естествоиспытатель Пётр Паллас и российский историк Герхард Миллер. К началу XX века практические все саянские самодийцы были ассимилированы хакасами, отчасти - тувинцами, западными бурятами и русскими.

Тептяри

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто такие тептяри. Одни называют их беглыми татарами, которые не захотели подчиниться Ивану Грозному после взятия Казани, другие считают их представителями разных национальностей - татар, чувашей, башкир, марийцев, русских, превратившихся в отдельное сословие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в XIX столетии писал, что «тептяри - это народность, живущая среди башкир в количестве 117 тысяч душ, которая образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами».

В 1790 году тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, из которого сформировали тептярские полки. Позднее они были переведены в подчинение Оренбургского военного губернатора. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк участвовал в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова. После установления власти большевиков тептяри потеряли свое право на национальное самоопределение.

Тубинцы

В российской историографии племя тубинцев, входившее в состав адыгских народностей, известно с XVIII века. Царский генерал Иван Бларамберг в своем «Историческом, топографическом, статистическом, этнографическом и военном описании Кавказа» сообщал: «Тубинцы являются одним из обособленных обществ абедзехского племени и говорят на том же диалекте черкесского языка. Они дерзки и занимают наиболее высокогорные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша, вплоть до снеговых вершин, южные склоны снеговых гор». К концу Кавказских войн тубинцы были ассимилированы другими горскими народами.

Туралинцы

По мнению многих исследователей Сибири, в частности Герхарда Миллера, туралинцами назывались сибирские татары, оседло проживавшие на территориях между реками Иртыш и Тобол. Это была особая народность тюрко-татарского племени, по обычаям схожая с казанскими татарами, имеющая некоторую примесь монголоидных черт.

Впервые с туралинцами встретился Ермак, разрушивший их поселения Епанчин и Чинги-Туру и подчинивший это племя русской короне. Туралинцы занимались преимущественно земледелием, скотоводством и рыболовством, в незначительной степени охотой и торговлей. К началу XVIII века подавляющее большинство туралинцев приняли православие и вскоре обрусели.

§ 4. Много ли в России русских? Распределение населения Российской Империи по племенам и национальностям.

Ответ на вопрос, здесь поставленный, особенно интересен, и его дает официальная статистика, опирающаяся главным образом на перепись 1897 г. Собственно, русского населения в Российской Империи менее, двух третей (65,5 процент, около 105 миллионов), в том числе украинцы и белорусы, занимающие в России (особенно первые) положение народностей покоренных и в некоторых своих правах (например, преподавание на родном языке в народных школах) более или менее ограниченных. Около десятой части населения (15½ миллионов или 10,6 процента) составляют турко-татары; около ¹/₁₅ (около 10 миллионов или 6,2 процента) поляки; около ¹/₂₂ - финны (4,5 процента, или 6 миллионов); около ¹/₂₅ - евреи (около 6 миллионов или 3,9 проц.). На литовцев приходится всего лишь 3½ миллиона или 2,4 проц.; немцев - 1,6 проц. (свыше 2 миллионов), кавказцев (картвельцев 1½ миллиона и горцев 1,3 миллиона) 2 проц.; армян - 1,3 миллиона, меньше 1 проц. (0,9), и разных других 2,4 проц. Из этих официальных данных видно, что из трех русских обывателей - один наверно не русский. Если мы сравним, в этнографическом отношении, Россию с государствами Западной Европы (не принимая в расчет их, колониальных владений), то ясно будет видно, что государства западноевропейские поразительно однообразны по своему племенному составу. Так, например, в Англии собственно англичан более 90%, во Франции французов, по крайней мере, 95%, а в таких государствах, как Дания, Голландия, Швеция и Норвегия - население сплошь однородное. И только Австро-Венгрия да Европейская Турция разноплеменностью своих подданных напоминают Россию. Таким образом, когда у нас говорят о травле инородцев, то говорят не об обуздании какой-то ничтожной группы населения, а о травле с лишком целой трети его, т. е. около 55 миллионов, которым и желают сделать жизнь в русском подданстве теми или иными способами невыносимою. Обращает на себя внимание и низкий процент еврейского населения, особенно возбуждающего к себе ненависть известной общественной группы, несмотря на свою относительную культурность и несомненную талантливость и жизненность и т. п. качества, которые не могут не отражаться весьма благотворно на развитии не только промышленной, но и умственной жизни страны. Те же 6 миллионов евреев, ныне; запертые за своей “чертой оседлости”, буквально потонули бы в разноплеменном населении страны, если бы не искусственные средства, производящие их скученность в Привислинском крае (где они составляют около 13,5 проц. населения,) и в некоторых других местностях, тогда как на Россию приходится, по официальным данным¹* всего лишь 3,9 проц. т. е. процент, более высокий, чем какой нормирован для допущения евреев к образованию, тем более если принять в расчет, что против евреев особенно ополчается отнюдь не русский народ, не народные массы, терпимые из терпимых на свете, а очень небольшая группа человеконенавистников, преследующих свои личные, узкоэгоистические интересы, не справляясь с элементарнейшей человеческой справедливостью. Друзья русского народа могут лишь радоваться, что в несправедливости виноват не русский народ, а те самые, от кого он и сам немало страдает. Далее, говоря о племенном составе населения, мы отметим в одном из следующих параграфов, что в среде т. наз. командующих классов и в бюрократии, особенно высшей, процент т. наз. инородцев тоже очень высок, быть может, даже выше, чем вообще в Европ. России²*. Проф. Романович-Словатинский констатирует в своем известном труде³* чрезвычайно широкий прилив инородческой крови в высшие классы страны, главным образом, дворянство и чиновничество. Без более или менее значительной примеси иностранной крови не обошелся ни один мало-мальски старинный дворянский род, чего нельзя сказать о других классах населения.

“Мало по малу, говорить проф. Романович-Словатинский⁴*, права русского дворянства распространились и на дворянство иноплеменное и на высшие классы тех частей империи, которые имели свою особенную историю. Мало по малу в ряды дворянства империи вдвинуты были дворянство остзейское, панство польское, шляхетство малороссийское и выборные чины других казачьих войск, князья и мурзы татарского происхождения, князья и дворяне Грузии, бояре и боярыни бессарабские”. При очень большом проценте инородцев, среди высшего чиновничества и военщины XVIII века и при возможности получить дворянское звание путем чиновной или военной заслуги, это последнее звание приобретено было целым рядом крупных и мелких Остерманов, Биронов, Разумовских, Понятовских, Щафировых, Ягужинских, Девиеров и т. д. Князь П. Долгорукий в своем известном труде “Российская родословная книга”⁵* дает длиннейший список инородцев среди дворян. Примесь не русской крови встречается и среди Рюриковичей⁶*, таковы, например, Гагарины-Стурдзы, Вадбольские и др. Вряд ли нужно доказывать нашим читателям, что в этом нет ничего достойного порицания. Даже, напротив, именно разрушение национальных перегородок и границ, - один из тех фактов, которые способствуют единению человечества и ведут к признанию всякого человека, прежде всего человеком, независимо от того, “кто его папенька и маменька”. Но те, кто еще не вытравил из своей души гнусной заразы национального человеконенавистничества, должны понять, что надо же быть последовательными: или отрицайте самих себя и своих предков, или признавайте людей всех национальностей людьми равноценными.

В заключение этого параграфа приведем интересные данные, добытые переписью 1897 г. о числе разных языков и наречий, на каких говорить население Российской Империи. Таковых насчитано 146, но эта почтенная цифра тоже далека от действительности, так как во многих случаях, особенно на Кавказе, в официальных изданиях, при перечислении, прибавлено почему-то “и другие”. Считали своим родным языком великорусский язык всего лишь 55½ миллионов чел., на гонимом малорусском языке, тем не менее, говорит 22⅓ миллиона. Перепись отметила 16 славянских наречий, 3 еврейских, 17 финских, 31 турко-татарских, 24 кавказских, 13 разных полярных инородцев. Из них подвергаются гонению только украинское наиболее род­ственное нам слово, - то самое, которое считали своим родным Шевченко, Гоголь, Квитка, Марко-Вовчок и др. Но, ведь, это не есть жаргон Пуришкевича, Маркова‑2, Бобринского и т. п., приходящийся по вкусу Родзянкам и Хомяковым... Как известно, статистика языков не совпадает со статистикой народностей, как и распределение языков в стране с распределением национальностей. Из 96 административных частей России в 53 русские составляют более половины всех жителей, в 6 - более ¼. Почти вовсе нет русских: в Туркестане (где их около 2 проц.), в Прибалтийских губерниях (5½ процента), в Финляндии (0,2 проц.), в Привислянском крае (7 проц.), за исключением губерний: Седлецкой и Люблинской, и в Закавказье (около 4 проц.⁷*). Из предыдущего видно, что стремления обрусителей направлены именно на те места, где и русских-то почти нет.

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М.Кабузана "Территория и население России в XV-XVIII вв.", посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории .

--
В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым). Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное - удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов - с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах. В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном - с 97,7 до 96,2%, в Северном - с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом - с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье - с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы - в Черноземный центр, народы Поволжья - в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье). В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.
Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию. И это - несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось. Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года - до 16,1%. Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине. Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.
Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории - 2,3%. Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов - до 0,3%.
В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения. Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве - 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона. В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%), Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году - 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века - с 1,4 до 1,2%. В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе - в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.
Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов - до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном - с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом - с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье - с 4,9 до 7,3%.
В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России, Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2). 

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году - 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%). Россия превращается в страну с пестрым, много конфессиональным составом. Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская - в основном немецкая община.
В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. - 1,2%, 1795 г. - 1,1%) и магометан (1719 г. - 7,6%, 1795 г. - 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. - 5,8%, 1795 г. - 1,5%).
Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан - татар, и совсем не коснулся башкир. Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич. Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения. Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году - 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году - 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия - 4,7%, III - 67,2%). В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м - только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане - 31%, а язычники - 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском - в 1875 году.