Какая форма письменности была самой древней. Древняя письменность

Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

Письменность, как уже говорилось, - один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям - в отличие от устной речи. Первые письменные памятники - это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние - летописи и памятные надписи царей и знатных людей.


Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

С появлением письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках. История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без искажений попадает в руки современного специалиста. Значение письменных памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её возникновению эпоха нередко называется доисторией.


Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III-IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика - наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.


Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт - в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

Человек, конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной возникновения пиктографии - «рисуночного письма». Пиктография ещё не собственно письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал последовательность фактов, о которых должен поведать. Со временем рисунки становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в «рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь. Появляется так называемая фразография - при этой системе «рисуночного письма» отражается уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.


Папирус. «Книга мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет

Наиболее развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся через идеограммы - закреплённые знаки того или иного значения. В отличие от современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название идеограмм - «иероглифы» («священная резьба») - восходит к древним грекам. Так они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние века до новой эры была понятна только местным жрецам.

Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.


Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

Древнейшей многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров, известную со второй половины IV тысячелетия до н. э. Но шумеры ли были её создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является родиной «своей» письменности. Символические «рисуночные» знаки, сходные по начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и Балкан VII-VI тысячелетий до н. э.

В древнем захоронении конца VI-V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии, обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна. Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с ней). Материал - глина - и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало предположений. Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера. Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире письменным памятником.

По мере развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э. выдавливались на глине с помощью примитивного клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись». Клинописное изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные народы Ближнего Востока. При этом некоторые из них до того имели собственную систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у хаттов в Малой Азии.


Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

В Египте иероглифическое письмо возникло также в IVтысячелетии до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь главными материалами для письма были камень и папирус. Значки вырезались или рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и сложность. Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого знания.

Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II-I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

Древнейшей письменностью Европы (если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского моря, Криту и Кипру. Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие письма, - диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки, обозначавшие слоги. Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и некоторым другим народам Средиземноморья.

Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма - китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II - I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.


Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее - ольмекское появилось в Мексике во II - начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

Центром дальнейшего развития письма от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма, уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков, иероглифические письменности. Самый развитый из «морских» народов Ближнего Востока - финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку. Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни раз меньше, потому заучить их гораздо легче.

К финикийскому алфавиту восходят все многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая. В Греции появилось и само слово «алфавит» - оно происходит от названия первых букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»). От греческого алфавита произошли самые распространённые в средневековой Европе системы письма - латинский алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.


Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

Наличие письменных памятников немало проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов. Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно неизвестных в современном мире языках. Другие (скажем, древнеегипетские иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания. Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит очередь его «чтеца»-дешифровщика. Дешифровка неизвестных систем письменности давно стала важным направлением в языковедении.

Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы - памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача для историка - находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 - 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой - загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.


Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 - 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка - шумерского.

В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922-1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Большая роль в исследовании праславянской письменности принадлежит Геннадию Станиславовичу Гриневичу . Увлеченно более 20 лет он занимался историей и лингвистикой, пытаясь раскрыть тайну фестского диска. Он собрал и систематизировал древние надписи на территориях современного расселения славян с составлением сравнительных таблиц разных типов письменных знаков. Предположив, что надпись на выполнена на праславянском языке , Гриневич предложил свое прочтение этого текста.


Также, существенный вклад в изучение праславянских надписей внесли труды эпиграфиста Валерия Алексеевича Чудинова . Много сил и времени он потратил на прочтение сотен древних славянских надписей из разных стран, выполненных руницей (славянскими рунами) и протокириллицей.

Работы, выполненные рядом ученых-филологов, в том числе Гриневичем и Чудиновым , показали поразительное сходство большинства их знаков с прарусскими чертами и резами . Они сравнивали различные виды буквенной и рунической письменности Европы и Азии, древнеиндийского, критского и этрусского письма. Из этого можно сделать однозначный вывод, что рунические письмена скандинавов , надписи острова Крит , этрусков , западных славян и Древней Индии являются дочерними образованиями , имея основу в праславянских чертах и резах . Гриневич абсолютно убежден, что черты и резы являются самой древней письменностью на земле .

Профессор этрускологии Радивое Пешич в надписях культуры Винча нашел все знаки этрусского алфавита , чем убедительно доказал, что они выполнены прарусской письменностью . Она используется в древнейших письменных памятниках нашей планеты от 5го тыс. до н.э. и до 13 века н.э. К ним относятся:

Тэртерийские таблички,
-надписи Двуречья,
-трипольские надписи,
-протоиндийские надписи,
-критские надписи, в том числе знаменитый фестский диск,
-этрусские надписи,
-надписи, найденные на территории современного расселения славян, исполненные так называемым письмом типа «черт и резов»,
-орхоно-енисейские надписи Южной Сибири и Северной Монголии.

Язык всех перечисленных выше надписей – прарусский письменный язык по своему грамматическому строю и словарному составу чрезвычайно близок к старославянскому и древнерусскому языкам . Письмо славян было двух видов – сакральное, которое могли прочитать только жрецы; оно было слоговым, а слоговые знаки часто склеивались в лигатуры, поэтому читать его быстро было невозможно; оно называлось – рунами Макоши . И существовало письмо светское , буквенное – руны Рода.

Книжник-мирянин Кирилл создал искусственный церковнославянский язык путем добавления в болгарский язык части букв греческого алфавита. Затем задним числом этот язык переименовали в старославянский, который якобы существовал в славянских государствах. На самом деле на нем никто не говорил, в отличие от прарусского языка, бывшего международным в течение тысячелетий!
Чудинов на основании своих работ по дешифровке древних надписей из разных стран делает выводы:

1) Славяне несомненно существовали в VII веке до н. э., а вовсе не образовались в V веке н. э., как утверждает современная историография. Иными словами, еще за 1200 лет до великого переселения народов существовало не одно славянское государство, а целая империя РУСЬ СЛАВЯН.
2) Во-вторых , венеты являлись славянами, и это мнение не современных исследователей, пришедших к такому выводу путем кабинетных рассуждений, а твердое мнение самих венетов, начертанное на их боевых доспехах.
3) В-третьих , славянских государств с VII по III вв. до н. э. было несколько, и одним из них был НОРИК, очевидно, что другим была ВЕНЕТИЯ (или, в латинском произношении, ВЕНЕЦИЯ).
4) В-четвертых , в качестве общеславянского языка использовался язык, находящийся в самом близком родстве с современным русским.
5) В-пятых , все надписи для общеславянского общения были начертаны общеславянским шрифтом – слоговой славянской письменностью – руницей.
6) В-шестых , в связи с тем, что Гай Юлий Цезарь запретил письменность на славянских языках и славянским шрифтом, в противовес этому по всей Европе распространилась тайнопись на славянских предметах культа и в бытовых надписях – вписывание текста на русском языке в рисунки, так называемая криптопиктография. Так сохранились многие подлинные тексты, избежавшие редактирования на протяжении столетий: католическое духовенство к этому времени забыло руницу. Такой стиль письма представляет собой не отдельные случайные находки, но специальный отточенный и выверенный стиль иконописного канона, требующий опыта и навыка в дешифровке.

Характерный пример такой тайнописи приводит В. А. Чудинов в статье «Иисус – лик славянский». На мозаичной иконе в храме Христа Спасителя в Константинополе, построенного в Х веке, есть изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке. Складки одежды образуют собой чисто русский текст , исполненный кириллицей и руницей, частично слитый в лигатуры. После разложения лигатур на отдельные знаки, идентификации их с эталонными и перевода в буквы кириллицы надпись читается как привычная для верующего христианина формула: Молю, Господи! Другие тайные надписи на иконе читаются как «Лик Христа», «Русь», «Мастерская храма Мира».

Это никак не соотносится с существующей историей, утверждающей, что христианство, якобы, пошло из Иудеи. Ведь эта тайнопись сделана ни на иврите, ни на арамейском языке (на которых говорил Иисус Христос), ни на греческом и ни на латинском языках, а на русском. Самое удивительное, что слово «Русь» читается на многих средневековых изображениях по всей Европе. Повсюду в Европе обнаруживаются следы русской цивилизации. Это дает повод считать, что в древности практически всю Европу составляла Русь .

Мировая историческая наука до поры до времени отмалчивается и игнорирует очевидные факты из боязни признать единую письменность и единый язык Европы. Подобное признание тут же разрушит всю веками выстроенную лживую историографию Европы, а, следовательно, и всего мира

Человек окончательно отгородил себя от принадлежности к фауне, изобретя письмо для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.

Алфавиты (от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв греческого алфавита: а- альфа и р - бета) являются последним явлением в истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом), выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним через образы и рисованные символы.

Прототипами первых букв являются символические предметы и условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских индейцев - разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев -палки с зарубками.

Собственно древние письмена начинаются с изображений, представляющих целую цепь понятий, - с образного (рисуночного) письма, так называемой пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев, эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография - это не письмо в полном смысле слова, так как она не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, такие древние письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древнекитайских и некоторых других иероглифов.

Имеется множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия), изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы» (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные камни» в Монголии и т. п. Можно предполагать, что первые неолитические пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край.

Так или иначе пиктограммы выполняли свое предназначение - они отображали определенное понятие. А уж от изображения головы быка как символа животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).

Наиболее изучены подобные древние письмена - изображения у североамериканских индейцев. Известно даже имя изобретателя индейского письма - это вождь индейского племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее дерево американского континента).

Почти все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д.

Предлагаем читателю несколько символов, являющихся общими для племен навахо, хопи, пуни и изображавшихся на глиняной посуде индейцев пуэбло.

Многие из этих пиктограмм имели явно магический смысл и были призваны кроме знаков письма служить и оберегами.

Стрелки . Этот символ имеет много значений. Обычно стрелы означают силу, движение, власть и указывают на направление путешествия, а также на силу жизни, животворный дух.

Перья . Перья, изображенные на многих индейских пиктограммах, являются символами прошений, признаком чести, достоинства и т.п. Они символизируют творческую силу, и их значение различается в зависимости от того, какой птицы принадлежат перья.

Pahos, или Палки прошений , крепились на земле, на специально отведенных священных жезлах, по весне служа для вознесения молитв божеству. Подобные изображения найдены во многих деревнях племен пуэбло и навахо .

Перьевой круг часто изображается на глиняной посуде, масках, танцевальных костюмах, военных головных уборах. В символике круги из перьев связаны с солнцем и поэтому с Создателем. Головные уборы из перьев обычны у многих индейских племен и потому их изображения могли указывать на вождей племен.

Лягушка - водное животное, означает возобновление (из-за своей плодовитости), а также указывает на весну и изобилие.

Медведь символизирует физическую силу, он также часто упоминается как «первый помощник» в историях о сотворении мира. Это было тотемное животное у многих индейских кланов, и потому его изображение имеет сакральный смысл.

Олень . Охотясь на это животное, охотник также приносил ему жертвы, поскольку отдельные роды и кланы индейских племен часто избирали оленя тотемным животным.

Рогатая ящерица в легендах навахо символизирует настойчивость и хранение древних тайн. Некоторые народности предупреждают: «Они украдут ваши глаза, если вы будете смотреть на них слишком долго!»

Головастик - зародыш лягушки, также означает изобилие и возобновление. Поскольку головастики изменяются, то рассматриваются как очень мощное орудие воспроизводства.

Черепаха - водное животное, символизирующее силу, женское начало, изобилие, длинную жизнь, настойчивость. Способна бросить вызов смерти и противостоять койоту.

Койот - обманщик, также мощный бог-покровитель охоты и фетиш. Часто рассматривается как плохое предзнаменование грядущих неприятностей.

Водоплавающая птица - символ возобновления жизни, влажных сезонов, реки, отдаленного путешествия, дальновидности и мудрости.

Колибри , как порой и водоплавающие птицы, выступают как символ преданности, постоянства и вечности, цикличности жизни. Как известно, колибри являются отчаянными защитниками собственной территории, вступая в схватку с более сильным противником.

Попугай в индейской символике связывается и с солнцем, и с началом сезона дождей. Попугаи рассматривались как посланники, доставляющие духам прошения людей. Индейцы пуэбло высоко ценили перья попугаев как амулет процветания.

Журавлей также связывали с водой и концом лета. Обычный мотив в глиняной посуде и петроглифах мимбрийской культуры на юго-западе Нью-Мексико.

Индейки как важный источник продоволь­ствия также упомянуты в несколько легендах пуэбло. Их перья часто использовались в ритуалах.

Сова у племен пани и пуэбло почитается как символ мудрости старших. Тихий охотник, она связана с темнотой и ночью как своими острыми глазами, так и искусной охотой. У большинства других культур сова является плохим предзнаменованием, предвещающим смерть.

Орел , хозяин неба, рассматривается в индейской культуре как посланник, доставляющий духам прошения людей. Индейцы разных племен чтут эту птицу, считая, что она обладает храбростью, мудростью и имеет особую связь с Создателем.

Змея в индейской символике связана с молнией, мужским органом, скоростью и способностью оставаться при движении невидимой, хотя характер этого символа обычно более зловещий.

Avanyu, крылатый небесный змей . Его часто находят на глиняной посуде и в некоторых украшениях цани. Он предвестник бурь и смены сезонов. Соединен с молнией, грозами и сильными, внезапными переменами в погоде.

Стрекоза , связанная с водой и весенней порой, символизирует изобилие, возобновление; рассматривается как посыльный с просьбами людей к духам. Ниже помещено стилизованное изображение стрекозы, которое использовалось как талисман, особенно среди южных пуэбло, где это стало двойным католическим крестом с навершием.

Это было истолковано как символ католического вероисповедания и уважения к традициям.

Современная пиктограмма - дорожный знак "Проезда нет"

В пиктограммах возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка означает «мир», в современных пиктограммах два соединенных сердца символизируют «любовь», прямоугольник в круге - «Проезда нет»).

Современный знак - пиктограмма, обозначающая "Любовь до смерти"

Графические пиктограммы и символы в наши дни встречаются практически везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним, что, как правило, не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей простотой и доходчивостью заменяют целые понятия, чуть ли не на уровне подсознания подсказывая нам определенные условия, расположение предметов, направление движения и пр.

Сегодня человек прибегает к пиктограммам для того, чтобы как можно быстрее и понятнее передать другим людям значительный объем весьма важной информации, доступной для человека, даже не говорящего на общепринятом языке.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003..

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата -- Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.