Употребление ь после шипящих в наречиях. Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Прочь, вскачь, навзничь, сплошь, наотмашь, настежь.

Уж, замуж, невтерпеж.

Роскошь, глушь, пустошь, тишь, залежь, дрожь, карандаш, экипаж, пейзаж, смерч.

Могуч, горяч, линюч, колюч, пахуч.

Пастбищ, сокровищ, училищ, радиопередач, полчищ.

Печь, лечь, стеречь, сечь, беречься.

Видишь, гонишь, клеишь, веешь, сеешь, моешься, борешься.

Отрежь, намажь, спрячься, подпояшься.

1. Едет царевич задумчиво прочь. (П.) 2. Лошади пустились вскачь. (Кат.) 3. Ложась спать, я зажгла свечу и отворила настежь свое окно. (Ч.) 4. Серебристо-черное небо сплошь осыпано августовскими звездами. (Кат.) 5. Ветер дул с нестерпимой силой, снег наотмашь бил по глазам. (Алд.-Сем.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите с основой на шипящий: 1) наречия; 2) глаголы; 3) краткие прилагательные; 4) существительные (ь и без ь).

1. Митя порывисто вскочил и большими шагами зашагал прочь. (Бун.) 2. А бывает, присядешь на опушке леса и влюбишься в какой-нибудь простейший цветок, вроде полевой незабудки, и думаешь, что никакой человек не создавал и не создаст такой живой красоты. (Пришв.) 3. Это была узкая щель в скале, сплошь заросшая шиповником. (Кат.) 4. Что посеешь, то и пожнешь. (Пог.) 5. Густо снег летел из туч, И вдруг зари багровый луч поверхность мглистую задел - сугроб в тиши зарозовел. (Сур.) 6. Старинным серебром отяжелели на бурых бревнах шапки крыш. (К. Некрасова.) 7. Дядя Степа утром рано быстро вскакивал с дивана, окна настежь открывал, душ холодный принимал. (Мих.) 8. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого. (П.)

ЦЕНА ХЛЕБА

Непросто достается хлеб. Сто потов сойдет с земледельца, прежде чем зерно окажется в закромах, К сожалению, не все об этом помнят. Случается, что некоторые, не задумываясь, выбрасывают чуть зачерствевшую буханку хлеба. Бывает, и ребята бездумно бросают оставшийся кусочек. А ведь каждый брошенный ломоть - страшная обида всем хлеборобам. Надо не забывать, что хлеб нам нужен каждый день, значит, и беречь его нужно каждодневно и каждому. (По Л. Тереховой.) (66 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2 -Тся и -ться в глаголах.

ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ

Присмотрись к живым существам в природе и обнаружишь столько тайн, секретов, ключ к которым искать и искать! В последнее время становится ясно, что еж, например, изучен недостаточно. Нам, преследуемым аллергиями, страдающим даже от некоторых лекарств, в пору позавидовать ходячим колючкам.

В действительности еж защищен мощнее, чем зримой своей оградой. Нет пока ответа на простой вопрос: что позволяет ежу безболезненно выдерживать, например, чудовищные дозы ядов? Гадюка укусит - пустяк. Расправится по-свойски со змеей, и хоть бы что. Для кого множественные укусы пчел гибельны, ежу все на здоровье. Раз при опытах ежа ужалили пятьдесят две пчелы. Лошади бы смерть неминучая, а ежик по-прежнему бодр и деловит.

И помни, пожалуйста: ежу совсем неплохо живется дома, в лесу, не стремится он к вам в городскую квартиру. (И. Полуянов.) (124 сл.)

1. Дефис между частями слова в наречиях.

2. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (е).

3. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).

Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. Скоро направо неясно обозначилась черная полоса неровного, обрывистого берега, пересеченная кое- где небольшими, глубокими оврагами и промоинами. Около оврагов ютились невысокие кусты, похожие на сидящих людей. Становилось жутко. Я подозрительно косился на берег, и уже шум моря и тишина поля неприятно пугали мое воображение. (А. Чехов.) (57 сл.)

1 Буквы а - о на конце наречий.

2. Не с разными частями речи.

3. Знаки препинания при однородных членах.

Сентябрь идет не втихомолку, и словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово-алая парча. А днями солнце, как бывало, целует землю горячо. Сентябрь идет парчою алой, на нем багрец через плечо. (А. Прокофьев.) (33 сл.)

Буквы о — е после шипящих в наречиях и существительных.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Замените выделенные слова наречиями с одной из приставок: в-, на-, за, до-, с.

Ребята вернулись в лагерь до наступления темноты . Книги возвращены в библиотеку полностью . Очень редко выпадали дожди. Саранча совершенно уничтожила посевы. Ребята хорошо наелись.

2. Замените выделенные слова наречиями на шипящий. Дверь открыта совсем . Дорожки парка все покрыты листьями. Лошадь пустилась во весь опор . Больному стало невмоготу . Спортсмен упал на спину.

3. От прилагательных образуйте, где можно, наречия, составьте с ними предложения.

Мужественный, соломенный, гусиный, юный, временный, утренний.

4. Образуйте наречия с приставкой по- и составьте с ними словосочетание.

Лисий, медвежий, добрый, твой, мой, наш, свой, всякий

5. Замените выделенные слова наречиями с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-.

Ни одна обязанность не должна выполняться небрежно . На днях мы ходили в лес. Машины скрылись в неизвестном направлении . Неизвестно откуда появились мотоциклы.

6. В предложения вставьте подходящие по смыслу наречия с ни.

Спортсмен … не мог взять высоту. Товарищ … не получал телеграмм. Путникам … нельзя было достать воды. Такого обильного снегопада … в нашем городе не было.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

СКАЗКА ГОДА - ЗИМА

Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулись на лето. Сначала они незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.

Прилетели к нам снегири, и как-то сразу повеселело: точно погожая заря осветила зимний лес.

Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон.

Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел… А где-то на верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник серый сорокопут.

Сказка года - зимняя пора леса. (А. Марин.) (103 сл.)

1 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е).

2. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№54 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№55 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№56 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№57 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.

Тема 13

Частицы

Частица – это служебная часть речи, которая передаёт оттенки значений и служит для образования форм слова.

Частицы делятся на три группы:

1. Смысловые (ли, разве, неужели, даже, именно, лишь, только, всё-таки, вон, вот, как раз, почти, хоть, едва ли, вряд ли ).

2. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай ).

3. Отрицательные (не, ни ).

Правила написания частиц:

Раздельно пишутся частицы бы (б), же, ли (ль) : посмотрел бы , смотри же , не поздно ли .

Через дефис пишутся частицы то, ка, таки (после глаголов и наречий): Яблок-то ! Посмотри-ка ! Придумал-таки !

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№58 Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Сидел я как(то) в воскресенье дома. Делать что(либо) мне было лень, и я подумал: «А схожу(ка) я к своему пр…ятелю Борьк…». Он хвалился, что ему отец купил(таки) компьютерную игру, но дальше треть… ур…вня ещё (не, ни)кто (не)проходил, а их там (аж)двенадцать. (Не)уже(ли) и я (не)доберусь хотя(бы) до десятого? За…вился я к Борьке будто(бы) с задачей разобрат…ся, а сам (не)взначай к компьютеру подошёл. Борька(таки) (не)выд…ржал и тут(же) начал про свою новую игру рассказывать. А я ему: «Позвольте(ка) взглянуть!» Пр…сидели мы с ним часов пять. Всё(таки) не наврал пр…ятель – дальше третьего ур…вня (так)и (не) добрались!

Раздел IV

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Вы говорите с приятелем, спорите с ним или спрашиваете о чем-нибудь. Свои мысли вы превращаете в предложения. Интонацией вы передаёте паузы, возмущение, вопрос. На письме интонация заменяется знаками препинания: пауза – запятая, тире или точка, возмущение – восклицательный знак, вопрос – вопросительный знак:

- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет.

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне!

- Ты ей знаком?

- Я им сосед.

- О, так пойдём же.

(Кстати, из какого литературного произведения этот отрывок?)

Синтаксис (от греческого syntakxis – составляю ) – раздел грамматики, изучающий предложение и текст.

Пунктуация (от латинского punktum – точка ) – это система знаков препинания и правил их употребления.

window. google_render_ad(); Цели и задачи урока: window. google_render_ad();

образовательные:

2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

развивающие:

– развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;

воспитательные:

– формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

    Устная словарная работа. Объяснение новой темы. Тренировочные упражнения. Буквенный диктант. Зарядка для глаз. Самостоятельная работа. Работа с учебником. Работа с сигнальными картами. Творческое задание. Итог урока

II. Устная словарная работа

– Прежде чем мы будем изучать новую тему, давайте вспомним правописание мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Через проектор слова выводятся на доску. Учащиеся работают фронтально.

Молодеж…, полноч…, камыш…, гараж…, много крыш…, стереч…, удивляеш…, отреж…, испеч.., суш…, скрипуч…, колюч…, свеж….

– Давайте сделаем вывод. Когда пишется Ь после шипящих на конце имен существительных? (Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода III склонения.)

– Когда пишется Ь на конце имен прилагательных и глаголов? (Мягкий знак пишется в неопределенной форме глаголов, в окончании глаголов 2-го лица ед. ч., в повелительном наклонении. На конце имен прилагательных мягкий знак не пишется.)

III. Объяснение новой темы

– А сейчас, ребята, обратите внимание на доску.

На доске записана пословица:

С горы вскач ь, а в гору хоть плач ь.

Учитель вслух читает пословицу. Затем спрашивает:

– Скажите, ребята, слово вскачь – это какая часть речи ? (Наречие; слово отвечает на вопрос как.)

– В предложении нам встретилось наречие на шипящую. Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке. Запишите пословицу к себе в тетрадь, обозначьте орфограмму. Давайте рассмотрим

первую таблицу.

Таблица 1.

Учитель читает слова в таблице.

– Ребята, обратите внимание, что слова в таблице – это наречия, и на конце каждого пишется мягкий знак. А теперь обратимся ко второй таблице.

Таблица 2.

– Используя материал таблицы в опорной тетради, попытайтесь самостоятельно сформулировать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. На обдумывание дается 2 минуты.

Учащиеся рассказывают свои формулировки правила. Учитель подытоживает работу. Правило звучит так: На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме слов исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Правило повторяется хором. Слова исключения записываются в тетрадь.

Перед практическим применением правила учитель зачитывает стихотворение О. Соболевой. Это стихотворение – своеобразная инструкция по новой теме.

Вот как надо поступать.
Чтобы правильно писать:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Так в конце он засияет,
Что кому-то “пять” поставят.

IV. Тренировочные упражнения:

На экран компьютера выведены тексты упражнений.

Задание к первому упражнению: вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор.

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Проверка по цепочке вслух.

Задание ко второму упражнению: вставить вместо точек, где нужно, мягкий знак. Это упражнение будете выполнять самостоятельно в течение 5 минут.

Без пословицы реч… не молвится. Уж… с давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и выразительности речи.
“Сам не знаеш.., где найдеш…, где потеряеш..”, “сытый голодному не товарищ…”, “ ищещ… вчерашний день, а он уж… прошел”, “лож… света боится”, “матушка-рож… кормит всех сплош…”, “видом хорош…, а на дело не гож…”.
Да, красна реч… пословицей.

Проверка самостоятельной работы осуществляется через проектор. Отдельные учащиеся, кто раньше других выполнил задание, оцениваются индивидуально.

V. Буквенный диктант

Учитель диктует слова, а учащиеся на компьютере записывают “Ь”, если Ь есть на конце произносимого слова, или “_”, если его нет на конце слова.

Наотмашь, уж, сплошь, прочь, настежь, вскачь, невтерпеж, навзничь, замуж.

Работа проверяется самостоятельно через проектор. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, кто выполнил задание без ошибок, затем тех, кто допустил не более 2 ошибок и т. д. (осуществляется обратная связь на уроке).

VI. Зарядка для глаз

В течение 1–2 минут выполняется любой комплекс зарядки для глаз.

VII. Самостоятельная работа

Каждому ученику раздается карточка с самопроверкой (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 2

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н, нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.

Карточка № 3

Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.

1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.

Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….

VIII. Работа с учебником

По окончании выполнения предыдущего задания ребята самостоятельно устно выполняют задание указанного упражнения (стр. 105, упр. 238). Проверка: слова читаются по цепочке, комментируется постановка Ь после шипящих.

Помощ…, стеречь…, горяч…, спряч…, много туч…, съежиш..ся, дремуч…, пустош.., съеш…те, шалаш….

Домашнее задание: параграф 49, правило учить, упр. 239 письм.

XI. Подведение итогов урока

– Ребята, с каким правилом мы познакомились на уроке? Назовите еще раз слова-исключения. Как пословицы и поговорки помогли вам в изучении нового правила?

Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

И ужимки скоморохов отчего не веселят?

Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых на конце наречий после шипящих отсутствует.

Орфограмма изучается в 4-м классе

Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом - существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

  • невтерпёж;
  • замуж;

Формирование навыка различения частей речи

Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

  • Бежит (как?) вскачь.
  • Распахнул (как?) настежь.
  • Упал (как?) навзничь.
  • Покрыт (как?) сплошь.
  • Стало (как?) невмочь.

Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

Словарная работа

Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

  • она выходит замуж - он женится;
  • вскачь - быстро, скачками;
  • навзничь - на спину;
  • наотмашь - с размаху;
  • настежь - распахнуто до отказа;
  • невмочь, невтерпёж - терпеть невозможно, очень хочется;
  • прочь - вон;
  • сплошь - плотно, очень густо, все подряд;
  • уж - сейчас, в данный момент.

1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:

  • Мы на уроке.
  • Мы на перемене.
  • Мы идём на экскурсию.

Диктант для закрепления

Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.

Текст диктанта :

Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!

Контрольный тест

Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.

Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:

  • рожь;
  • беречь;
  • настежь;
  • горяч.

Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:

1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).

Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:

  1. Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
  2. Стены были __________ увиты плющом.
  3. Окна в доме были _____________ открыты.
  4. Всадник понёсся ____________ по дороге.
  5. Скорей бы _________ кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать _____________.
  7. Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился ______________ .
  10. Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:

  1. Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
  2. Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
  4. Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
  5. Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
  8. Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
  9. С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
  10. Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).

Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Ответ на первое задание:

  • настежь.

Ответ на второе задание:

1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.

Ответ на третье задание:

  1. Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
  2. Стены были сплошь увиты плющом.
  3. Окна в доме были настежь открыты.
  4. Всадник понёсся вскачь по дороге.
  5. Скорей бы уж кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать невтерпёж.
  7. Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась замуж за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился навзничь.
  10. Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Ответ на четвёртое задание:

  1. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
  2. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
  4. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
  5. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
  8. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
  9. С зарёю прочь уходит ночь.
  10. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.