Где находится пон дю гар. Гардский мост с точки зрения акведука

Пон-дю-Гар – древнеримский акведук, который находится во французском департаменте Гар. Название буквально переводится как «мост через Гар».

Пон-дю-Гар является самым высоким из сохранившихся древнеримских акведуков, составляя 275 метров в длину и 49 метров в высоту. Таким образом, мост является примерно той же высоты, что и 16-этажный современный дом.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же - только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

C 1985 года Пон-дю-Гар является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что этот мост изображён на обратной стороне купюры достоинством в 5 евро.

Поскольку у нас еще было время до начала концерта в Оранже, мы решили воспользоваться паузой и осмотреть еще одну достопримечательность в нашем must visit списке - ("Pont Du Gard" - "Мост через реку Гар" в переводе в французского), благо от Оранжа до него чуть менее сорока километров, причем большая часть - по скоростной дороге (всего около получаса).

Пон-дю-Гар один из самых больших простоявших до наших дней римских акведуков, а точнее самый высокий и наиболее сохранившийся после акведука в Сеговии (Испания). Построенный римлянами в I веке Нашей эры (то есть ему сейчас без малого две тысячи лет), он был частью огромной по меркам того времени водопроводной системы, снабжавшей водой крупные города Ним и Юзес на юге Франции. Вода естественным ходом ("под гору") поступала в фонтаны, бани и частные дома в Ниме из источников, находящихся рядом с Юзесом, при этом общая длина водопроводной линии была около пятидесяти километров, причем она не прямая, а вьется вокруг холмов, подходя к Ниму с удобной с технологической точки зрения стороны. Интересно то, что перепад высот между источником в Юзесе и накопительным бассейном в Ниме составляет всего 17 метров (это на протяжении 50 километров!), чего было достаточно, чтобы обеспечить свежей водой Ним с населением в 50 000 человек, причем оценочный объем поставляемой свободным потоком воды составлял около 200 миллионов(!) литров в день (примерно 200 000 кубометров). Сам акведук через реку Гар имеет уклон 1:18 000, т.е. перепад между его верхней и нижней точками составляет всего 2,5 сантиметра при полной длине акведука на этом участке 456 метров . Можете еще раз взглянуть на фотографию огромного акведука через реку. Поражает, как можно было получить расчетный уклон всего в 2,5 сантиметра при строительстве трехуровневого сооружения из огромных глыб и камней с такой длиной и высотой 49 метров над уровнем реки? Безусловно это еще одно чудо инженерной мысли людей, которые пользовались примитивнейшими инструментами для вычислений и контроля строительства, но при этом уже обладали знанием математики на столь высоком уровне, что могли рассчитать эти значения точно еще до начала строительства, и самое главное, могли выдержать заданные параметры при строительстве, не промахнувшись в третьей слева колонне второго уровня и не обнаружив "завал" уже к концу строительства. Кто пытался построить что-нибудь ровное от земли вверх, понимает, о чем я. Причем ведь не только решена инженерная задача - переправить воду свободным потоком с нужной скоростью и пропускной способностью канала через реку и ущелье, но и построенное в итоге сооружение красиво и эстетично с точки зрения архитектуры (строгая симметрия римских сооружений меня всегда впечатляет). Приятно осознавать, что люди уже две тысячи лет назад понимали, что просто построить - это полдела, надо построить красиво, даже если это техническое сооружение глубоко в лесу. К сожалению в наши дни эстетичное зачастую не функционально и годиться лишь для выставки, а функциональное получается неэстетичным. Место строительства - еще один из интересных и впечатляющих моментов. Ведь этот акведук, являющийся лишь элементом водопроводной системы, был построен огромными усилиями и за огромные деньги вдали от Рима (а по тем временам это было очень и очень далеко), чтобы обеспечить развитие провинций современной южной Франции и растущих колониальных городов. Причем по меркам того времени водопроводная система была весьма необязательным атрибутом градостроения (тем более для колоний), похоже только римская цивилизация понимала значимость притока чистой воды и отвода канализационных стоков для роста городов и предотвращения эпидемий среди населения. Однако строительство шло по всей империи (вспомним про строительство мощенных дорог аж до центра Англии на севере и до Евфрата на востоке), государственное мышление во времена расцвета Римской империи не может не впечатлять и сегодня.


Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/50 f/5.0 ISO100 16 mm

Глядя на эту фотографию, стоит обратить внимание на размеры фигурок людей в центральной арке.


Видимая над водой часть акведука имеет высоту 49 метров и длину 142 метра в первом уровне, 242 метра на втором уровне и 275 метров на верхнем, третьем уровне. Ширина его также незначительно меняется с высотой: от 6 метров на первом уровне до 4 и 3 метров на втором и третьем уровнях соотвественно. Высота арок 22 метра, 20 метров и 7 метров. В самом акведуке вода шла по каналу размерами 1,8х1,2 метра, проложенному на третьем уровне. Во времена расцвета Римской империи канал регулярно чистили от известковых отложений, которыми богата вода из источников в Юзесе, не давая ему сужаться и засоряться. Когда Римская империя пала под натиском северных племен в конце 4 века Нашей эры, за системой перестали следить и она пришла в упадок.

Большая часть камней (всего около 50 тыс. тонн материала) при строительстве не скреплялась раствором или скобами, а просто были подогнаны при укладке один к одному так, чтобы составлять плотную, устойчивую конструкцию. Такой тип строительства весьма характерен для того времени, однако вопрос о том, как можно подогнать друг к другу огромные тяжелые каменные блоки до сих пор остается открытым, в современном мире опробованы разные технологии, но не одна из них не признана соответствующей технологиям того времени, поскольку все попытки повторения имеют некоторые современные допущения при реализации. Уровень, отвес и набор мерительных жердей разной длины - вот весь инструмент архитектора того времени, а деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие вороты - доступные грузоподъемные приспособления рабочего, но тем более потрясает результат в привязке к эпохе - первое столетие Нашей эры.

Акведук Пон-дю-Гар не был первым опытом в строительстве таких сооружений у римлян, но тем не менее относится к ранней стадии развития этой технологии строительства, более поздние акведуки (включая другой известный акведук в Сеговии) уже были построены с большим применением цементных растворов и с меньшим количеством поддерживающих арок, что позволял сэкономить на их стоимости за счет уменьшения сложности работ. В ходе строительства акведуку была придана дополнительная внешняя красота за счет резьбы на отдельных блоках и декоративных элементов, а канал для воды был выложен плиткой, герметизирован смолой и зашлифован так, что обеспечить с одной стороны легкий беспрепятственный проход воды, а с другой - предотвратить разрушение самого канала.

Имя архитектора, построившего это инженерное чудо, утонуло в веках, даже вопрос о года строительства долгое время оставался открытым. Сначала строительство акведука относили примерно с 19 году до Нашей эры, но более поздние исследования и раскопки на месте строительства показали, что строительство скорее всего велось между 40 и 60 годами Нашей эры, при императоре Клавдии. Предположительно понадобилось 15 лет и около 800-1000 рабочих, чтобы построить такое сооружение.

После падения Римской империи из-за недостаточного обслуживания акведук начал приходить в упадок, стройная римская система общественного устройства и финансирования сменилась хаосом темного средневековья. Основной канал для воды постепенно забился известковыми отложениями, тиной и зарос растениями, но тем не менее построенная римлянами система исправно снабжала Ним водой еще на протяжении пятисот лет(!), практически до конца девятого века. Всё это время этот район Франции переходил из рук в руки, и заниматься акведуком было просто некому, а местные ждилети начали постепенно разрушать конструкцию и растаскивать обработанные камни для нужд собственного строительства. К 12-13 веку политическая ситуация стабилизировалась и акведук, служивший тогда мостом, был передан в ведение города Юзес. Городские власти были уполномочены королём взимать плану на проезд и проход по мосту, а в обмен на это должны были содержать мост в хорошем состоянии, что и делалось до начала 17 века. Большой урон конструкции акведука был нанесен в 1620 году, когда во время войны с гугенотами одной из сторон пришлось переправлять через него пушки. Для этого были сужены поддерживающие арки второго уровня акведука на треть от оригинальной толщины, что привело к серьёзному перераспределению нагрузки на несущие элементы. Тем не менее мост продолжал стоять, а в 1702 году были проведены восстановительные работы с целью компенсировать нанесенный ранее ущерб. В 1743-47 гг. для движения повозок был пристроен новый мост на уровне первого яруса арок, который стал основным. Позднее, в середине 19 века, крупные реставрационные работы были проведены при Наполеоне III, который был большим поклонником римской архитектуры. Были полностью восстановлены поврежденные и значительно изношенные каменные элементы моста, в нужных местах скреплены раствором, а с обоих сторон пристроены ступени, чтобы пешеходы могли удобно пересекать реку по второму уровню акведука. С тех пор мост находится под постоянным контролем государства, постепенно превратившись из чисто инфраструктурного объекта в исторический и культурный памятник. В 1985 году он был внесен в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и теперь входит в пятерку самых посещаемых туристических мест Франции.

Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Акведук Пон-дю-Гар (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали - в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота - 49 м (Для сравнения - это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности - до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель - внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык - без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона - потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды - она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение - в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе - словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима - величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56" 50; 4° 32" 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) - 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) - 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) - 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте . Цены на странице указаны на март 2019 г.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) - в обоих случаях путь займет около получаса.

У римлян не было водопроводных кранов, так что воду доставляли при помощи гравитации.

Основные факты:

  • ДАТА: около 18 года до н. э.
  • СТИЛЬ: Арочный акведук
  • МАТЕРИАЛ: Камень
  • ПОСТРОЕН: при Марке Агриппе

Гардский мост пересекает реку Гард на территории Южной Франции. Три ряда каменных арок поднимаются на высоту 47,5 метра над своим отражением в воде. Это самая известная сохранившаяся часть каменного римского акведука и самый высокий из построенных римлянами мостов.

Настоящий шедевр инженерии, в котором функциональность, основанная на точном математическом расчете, сочетается с удивительной красотой.

Мост был меньшей, но важной частью 48-километрового акведука, построенного при Марке Веспасиане Агриппе около 18 года до н. э., для снабжения римского города Нимауса (современное название -Ним) чистой водой из рек Айрон и Юр из области Юзес. Акведук проходил через холмы и долины, по трубопроводу, через тоннель, шел по верху стены и пересекал реку.

Вода двигалась по нему благодаря силе тяготения. Высота акведука равномерно понижалась по всей длине, и водный поток непрерывно тек с небольшим уклоном от источника до места назначения.

Вода преодолевала расстояние 48 километров от Юзеса до Нима с перепадом по высоте всего 17 метров! Для всех является загадкой такое техническое совершенство римских акведуков, которые были важной частью системы водоснабжения и канализации, существовавшей по всей Римской империи.

Ступенчатая аркада

Чтобы провести водопровод через реку Гард на нужной высоте, понадобилось построить мост из трех уровней каменных аркад. Первыи ряд состоит из шести арок высотой 20.5 метра, самый большой пролет – 24,4 метра. Одиннадцать арок среднего яруса поднимаются на высоту 19,5 метра.

Верхний уровень образуют 35 арок высотой 7,4 м. По верху шел закрытый трубопровод – глубокий канал с затертыми цементом стенками.

Из опор на разной высоте выдвинуты каменные блоки, то ли это опора для строительных лесов, то ли следы ремонта кладки. На камнях арок до сих пор видны надписи, сделанные строителями, вроде FR S III – from sinistra, что значит «передний ряд, третий слева».

По акведукам, таким как Гардский мост, чистую воду доставляли в города. Во времена правления императора Адриана 17 акведуков снабжали Рим свежей водой.

Гардский мост был сильно поврежден в V веке н. э., но к тому времени акведук уже мог не работать, разрушенный набегами варваров из Центральной Азии. В 1747 году нижний ярус расширили в два раза, чтобы сделать проезжую часть.

Сейчас по Гардскому мосту могут ходить только пешеходы. Полтора миллиона туристов каждый год приезжают посмотреть на останки величественного акведука, и по нижнему или верхнему ярусу переходят мост. Благодаря реставрациям в XVII, XVIII и XX веке его воздушные аркады, построенные также без всякого раствора, прекрасно сохранились.

Отчет сэра Чедвика

После падения Римской империи в Европе перестали использовать специальные системы водоснабжения и канализации. В XIX веке в связи с ростом промышленности проблема гигиены встала очень остро, и британское правительство поручило найти решение сэру Эдвину Чедвику, юристу и общественному деятелю.

Чедвик исследовал то, что осталось от римских систем доставки воды и канализационных стоков. В своем «Отчете о санитарных условиях жизни работающего населения Великобритании», напечатанном в 1842 году, он доказывал, что проблема была бы решена, если бы Британия достигла того уровня гигиены и санитарных условий, которые считались стандартом в Древнем Риме.