Восемь благоприятных символов буддизма. Основные символы буддизма и их характеристика

Другие символы и понятия

Это особая мистическая формула из звуков. Само слово на санскрите означает защита («трая») ума («манас»). Повторение звуков мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана), ритуальными жестами (мудра) и специальными визуализациями способно быстро пробудить природу Будды - - просветленную сущность ума практикующего. Мантры издревле применялись в различных духовных традициях Индии.



Символ абсолютной чистоты в буддийской традиции. Обычно лотос растет в грязной воде, являя удивительную чистоту и красоту. Поэтому он также символизирует отречение от мирского. Изображение Будды, сидящего или стоящего на этом цветке, означает, что он находится за пределами круговорота перерождений. Ему уже неведомы гнев, желания, гордыня, похоть, ревность. Лотос почитается как божественный цветок, на нем покоятся стопы божеств и бодхисаттв. Также лотос - один из женских символов в тантре. Белый лотос (пундарика) -атрибут бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри и Тары. Символизирует также редкость и мимолетность. Розовый лотос (кама-ла) в тибетском буддизме символизирует солнце, а также страсть. Голубой лотос (утпала) или «ночной», является атрибутом многих божеств.


«ОМ» или «АУМ» . Слог Вселенной, символ абсолюта. Другой вариант произнесения «ОМ» - это «АУМ». Согласно Упанишадам «ОМ» означает четыре стадии сознания: «А» пробуждение, «У» -- состояние сна, «М» - глубокий сон, а четвертая стадия весь слог - просветление. В буддизме «ОМ» - - символ Тела всех Будд или Нирманакаи - видимого, проявленного аспекта Будды.

Это чистое измерение или обитель Будд, сотканная из света. Она представляется в форме дворца или храма с дверями, находящимися в направлениях четырех сторон света. Все символы, атрибуты, божества изображаются- согласно строгой традиции. В центре дворца-мандалы визуализируется особый слог-семя, из которого, в зависимости от вида практики и традиции, постепенно или мгновенно возникает тело йидама, нераздельное с сознанием практикующего.

Мандалы изображаются в виде симметричной диаграммы, которая является планом дворца божества. Изображения мандал для разных божеств строго канонизированы. Иногда мандалой называют всю вселенную. Мандалай также называется набор круглых блюд, которые на алтаре ставятся одно на другое, заполняются рисом и символизируют подношение всех богатств вселенной Будде.




Сооружение, символизирующее просветленный ум Будды. Поэтому является самым священным сооружением в буддизме.

Также является вертикальной моделью мироздания (в противоположность мандале - горизонтальной). Ее
части означают пять элементов, составляющих Вселенную (земля, огонь, ветер, вода, простран­ство), а сту­пеньки наверху - уровни ме­дитации для обретения Просветления.

Также ступа символизирует пять чакр и тело Будды. Основание ступы обозначает трон Будды, поднимающиеся от него ступе­ни вверх - его скрещенные ноги, купол - торс, башенка под шпилем всевидящие глаза, верх - ушнина, выпуклость, имеющаяся на темени Будды.

Ступы начали устанавливать после смерти Будды в местах, с ним связанных, как могильные курганы для погребения праха Будды и других подвижников. По традиции в них хоронят великих лам и святых. Ступа может выполнять охранительную функцию, а также служить знаком пересечения космических энергий в данном месте.

В разных странах есть свои традиционные формы ступ. В Тибете, есть 8 канонических видов ступ. В Непале небольшие ступы называются чайтьи. Кроме того, в долине Катманду расположены крупнейшие ступы Сваямбху и Боднатх.


Один из древних благоприятных символов, встречающийся в большинстве традиций Востока. К сожалению, его взяли на вооружение нацисты, и у многих он ассоциируется с ними, что совершенно неверно. В переводе с санскрита «Свастика» звучит как «Делать хорошо для других».

Свастика это знак, изображенный на стопе Будды. Буддисты верят, что он является признаком Просветления и вечности, символом эзотерического учения Будды. Четыре конца на изображении свастики обозначают четыре безмерные качества: беспристрастность, сострадание, любовь и радость. Свастика может закручиваться в обе стороны. В буддизме и индуизме она обычно закручивается по часовой стрелке, а в древней тибетской религии бон и иранской маздаизме - против.


Символ трех драгоценностей, буддийского Прибежища - - Будды, Дхармы и Сангхи.


Лунгта. Молитвенный флаг или флаги пяти цветов (белые, желтые, красные, зеленые, голубые), символизирующие пять основных элементов. На этих флажках написаны священные тексты, изображения богов и мистические диаграммы. Лунгта вывешиваются в специальных местах (на вершинах гор, перевалах, крышах домов или между деревьями). Считается, что ветер, развевающий флажки, активизирует написанные на них мантры, и это гармонизирует окружающее пространство, создает благоприятное жизненное окружение.

Вращающийся на ручке барабан, внутри которого вложены многочисленные свитки из тонкой бумаги со священными мантрами. Молитвенные барабаны очень популярны в Тибете. Они различаются по форме и размеру. Обычно внутри барабана находится мантра «Ом Мани Пад-ме Хум», главная мантра тибетского буддизма, развивающая сострадание ко всем существам шести миров. Существует убеждение, что, вращая барабан по часовой стрелке, активизируется энергия мантр, находящихся внутри него, что приносит пользу тому, кто выполняет эту работу, а также этот человек гармонизирует окружа-ющее пространство.

Это колесо, сосредоточение мистической силы и абсолютной завершенности. Символ совершенства в буддизме. Чакра также символизирует силу Кришны и Вишну в индуизме.

Это центры энергии в тонком теле человека, расположенные вдоль центрального канала. Тибетские тантры и медицина перечисляют в разных. традициях пять, а иногда только четыре чакры.

Гау. Гау - это медальон, внутри которого находится божество-защитник или священные предметы. Гау должно всегда находится с человеком, куда бы он ни направлялся. Гау также используют в религиозных ритуалах. Считается, что божество внутри гау помогает добиться целей и защищает человека. Гау обычно изготавливается из металла, украшенного ювелирной сканью, камнями, чеканкой и т.п.

Лев, царь зверей, в древне-индийской культуре был символом владычества и защиты. В буддизме лев стал важным символом Будды, одним из имен которого стало Шакьясимха, т.е. «Царь рода Шакьев». Речь Будды иногда называют «Львиный рык», что символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Будду часто изображают на троне, который несут на спине восемь львов, которые представляют восемь великих бесстрашных Бодхисатттв.

Вместе с буддизмом лев «перелетел» через Гималаи в Тибет. Белый снежный лев с бирюзовой гривой стал национальным символом Тибета. Его изображение можно увидеть на Тибетском государственном флаге, на печатях и штампах, на монетах и банкнотах, на значках и личном гербе Далай-Ламы. На тангках часто изображают пару снежных львов, играющих на вершине снежной горы. Снежный лев нередко изображается рядом с йогинами. Эзотерический смысл этого заключается в том, что духовная реализация йогина подобна льву: грива символизирует обладание тайными учениями, взгляд в пространство - - отречение от мирского, а способность снежного льва прыгать с одной вершины на другую указывает, что йогин обрел абсолютную свободу.



Тангка.
Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется |монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

Тангка. Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

. Универсальная мантра сострадания, проявляющая это качество в каждом живом существе.



Изготавливается из дерева или человеческого черепа. Люди, которые держат в руке чашу для подаяния, сделанную из черепа, обладают шаманской или магической силой. Однако на практике, эту чашу используют аскеты для сбора пожертвований;


Фаллический символ бога Шивы и его всемогущества. Форма лингама символизирует бесформенность природы и чистое сознание. Лингам часто изображают вместе с Йони, женским сексуальным органом, который символизирует источник из которого происходит творение.


. Символ Вишну. Жезл, сделанный из кости человека, на конце которого череп, носят Дурга, Кали, Бхайраб.

Книга (Пустака) . Пустака - это религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти». Является хранилищем духовного знания и учения Будды. Она очень почитается преданными. В соответствии с буддистской традицией такая книга изображается на цветке лотоса.


В тибетском буддизме зеркало символизирует пустоту мира. Во время церемоний похорон священник показывает зеркало, читая при этом священные тексты, душе умершего, для того чтобы он осознал пустоту мироздания.


Это маска иллюзии, проявления божественного. Она используется как в индуизме так и в буддизме. Буддийские монахи ее применяют во время праздничных церемоний, на фестивалях «Мани Римду», «Бакпа», которые проводятся, как правило, в районе Гималайских высокогорий. Эта маска предназначена для отпугивания демонов.


Сукунда. Так называется масляная лампа с резервуаром для масла, используемая в качестве лампы для пожертвования.

Дипа (Лампада). Огонь этой лампады обозначает просветление ума человека. Используется во время ритуальной церемонии подношения божествам. Для этого внутри такой лампады обычно находится ги топленое масло.
Калаша (Ваза). Имеет высокое горлышко и используется для хранения святой воды. Считается, что святая вода -- это эликсир, выпив который человек обретает бессмертие. Однако, согласно буддизму, эта вода очищает ум человека и является одним из восьми благих символов.



Кувшин с водой, используемый во время ритуалов, как сосуд для очищения. Не имеет ручки и богато украшен драгоценными камнями и резьбой из металла. Воду или нектар из него льют на руки приступающему к ритуалу, как символ очищения перед встречей с божеством. Бумпа считается важным ритуальным предметом и помещается на алтаре.

Встречаются только в Тибете, поэтому название не переводится. Представляют из себя цилиндрические куски черного агата с белым рисунком в виде симметричных полос и «глаз», видимо, искусственного происхождения. В Тибете считаются универсальным и самым сильным защитным амулетом от любых вредоносных влияний, болезней, неудач и влияния планет. Есть различные классификации зи и две формы - - для мужчин и женщин. Существует несколько легенд о происхождении рисунков на этом камне. Так, их связывают с окаменелыми вымершими червями, или сокровищами богов, которые они роняли на землю, плодами исполняющего желания древа или выделениями мифической птицы Гаруды. Происхождение рисунков приписывают мастерам (сид-дхам) глубокой древности, которые производили их своей волшебной силой. Секреты техники травления камня для изготовления подобных рисунков давно утеряны. Подлинных древних зи очень мало и они стоят очень дорого (например, камень с 2 глазами оценивают в 2000 долларов, а за самые дорогие, с 9-ю глазами, просят 200-250 тысяч долларов).Сейчас изготавливают очень хорошие современные копии в камне. Их не нужно путать с дешевыми пластиковыми подделками. Китайский символ двойственности и единства противоположностей, Самсары (цикла перевоплощений) и Нирваны.


Этот знак символизирует первый поворот колеса Дхармы (первую проповедь), который совершил Будда, и считается одной из главных эмблем буддизма. Во время проповеди, кроме пяти учеников, согласно преданию, присутствовало два оленя. Обычно этот барельеф устанавливается на монастырских воротах или в центре фасада крыши монастыря.


Пураны (священные предания индуизма) описывают происхождение руд-ракши как слезы Шивы. В течение многих лет он медитировал для того, чтобы на земле был мир, а когда открыл глаза, он уронил несколько слезинок, из которых мать земля дала жизнь дереву Руд-ракши. Считается, что ношение плодов этого дерева дает бесстрашие на пути к просветлению и освобождению.


мандала абстрактной формы, диаграмма из взаимно соединенных линий, используемая в медитации для концентрации и визуализации энергии. Существуют различные виды янтры, которые могут быть сделаны из разных материалов, например, горного хрусталя.


Раковина. Шанкха - так на санскрите называют гладкую и блестящую раковину. Верят, что, если с умением подуть в раковину, то злые духи унесутся прочь. Раковина также может быть использована для приготовления аюрведических лекарств. Определенная доля пудры, полученной из нее, может вылечить гепатит и заболевания желчного пузыря. Индуисты, как и буддисты, пьют воду из раковины сразу после окончания затворничества. Многие молитвы, сопровождает игра на раковине.

Существует убежденная вера в то, что шанкха обрела свою форму, когда святая вода лилась с небес на землю. Таким образом, ее считают божественной драгоценностью, которую всегда в правой руке держит бог Вишну. Из раковины принято делать украшения для женщин - браслеты, колье, пояса для того, чтобы отпугивать злых духов.

Травяная бумага. Это бумага, которую изготавливают из растения каннабис, растущего на высоте 2000-3500 метров в горах Тибета. Особенность этого растения состоит в том, что его плантации полностью восстанавливаются через 6-8 лет. Травяную бумагу или, как ее еще называют «локта», отличает долговечность и особенная текстура. Благодаря этим качествам старинные индийские и тибетские манускрипты, королевские эдикты и важнейшие государственные документы в течение веков записывались на этой бумаге. Процесс ее изготовления состоит в вываривании растения, отбивании его специальным деревянным молотком и сушке на солнце. Весь процесс происходит вручную.




Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


(Данные основаны на лекциях, прочитанных Марианной ван дер Хорст студентам во время ретритов)

Каждый элемент, изображенный на танке, имеет глубокий смысл. Важен цвет, расположение ног, рук, даже пальцев руки - так, например, каждый из пальцев символизирует один из пяти элементов. Динамичность позы с левой стороны фигуры подчеркивает активность женской энергии, с правой - мужской. Каждый символ несет определенное послание. Если вы изучите этот язык, вам уже не нужны будут слова, тексты или толстые книги. Вы сможете смотреть на тханку и понимать всё, что там имеется в виду.


Трон Будды Шакьямуни

Трон Будды подчеркивает значимость его персоны. Трон имеет семь уровней, строится по определенным пропорциям. Нижнее основание ступенчато поднимается до верхнего квадратного (или шестиугольного) основания, украшенного орнаментами, его поддерживают четыре снежных барса, символизирующих бесстрашие на пути просветления (у других будд могут быть другие животные - павлины, лошади и т.д.). Сверху основание покрыто тканью с богатой отделкой, где часто бывает вышито золотом крупное изображение колеса Дхармы или другие символы, выше располагается лотос с солнечным и лунным дисками. Иногда у трона бывает спинка, украшенная орнаментом. Спинка может поддерживаться (быть окружена) различными фигурами. На вершине спинки гаруда (символизирует парамиту свободного даяния), по сторонам водные духи - наги (символизируют этичное поведение, парамиту нравственности). Далее симметрично две макары (парамита терпения); две фигурки мальчиков или карликов (парамита усердия), оседлавших существ наподобие единорогов; два льва (знание, мудрость); два слона (концентрация).

Патра (чаша)

В левой руке Будда Шакьямуни держит патру - монашескую чашу для подаяния. Она темно-синего цвета, украшена золотым орнаментом, подчеркивающим ее объемность. У Будды Шакьямуни чаша наполнена тремя видами нектара: 1) лекарственным, исцеляющим наше тело и ум; 2) нектаром бессмертия, дарующим бесконечно долгую жизнь; 3) нектаром чистой мудрости и незамутненного сознания - для преодоления проблем ума, помрачений. В несколько иной интерпретации говорится, что Будда Шакьямуни, одолев трех демонов, превратил три их яда в три вида нектара: 1) победил демона разрушения, хаоса; 2) победил демона смерти; 3) одолел демона ментальных загрязнений. Три нектара символизируют методы, дарованные Буддой для преодоления препятствий на пути к просветлению. На изображениях сверху в чаше нектар белого цвета.

Колесо Учения

Колесо Учения (санскр.: дхармачакра) символизирует благородный восьмеричный путь, указанный Буддой Шакьямуни, ведущий к видению пустоты и просветлению. Это: 1) правильное воззрение, 2) правильное мышление, 3) правильная речь, 4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное осознание, 8) правильное созерцание.

Посох архата

Архаты были первыми учениками Будды Шакьямуни, наиболее известны 16 из них, они уполномочены самим Буддой сохранять Учение после его ухода. Когда сила Учения иссякнет, архаты соберутся все вместе и магической силой возведут драгоценную ступу, содержащую все земные останки Будды Шакьямуни, после чего окажут ей все ритуалы почтения. Сказано, что после этого они уйдут в нирвану, тела их растворятся бесследно, а ступа погрузится в землю и Учение Благословенного навсегда исчезнет из мира людей... Два самых близких ученика, Шарипутра и Маудгальяна, часто изображаются слева и справа от Будды Шакьямуни, каждый держит в руках посох и чашу для подаяния. Говорят, сам Будда показал архатам, как следует обращаться с посохом: его следует ставить прямо, при входе в дом стучать посохом троекратно, не разрешается носить посох на плече и т.д. Посохом можно защищаться от животных и змей (25 указаний о посохе). Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче пишет, что длина посоха составляет 1,8 м, верхняя и нижняя части изготавливаются из металла, средняя деревянная. Вверху две небольшие ступы, далее выступают четыре дуги, на каждой нанизано по три кольца. Три части посоха символизируют три способа рождения; четыре выступа - четыре стороны света и четыре Благородные истины; две ступы - дхармакаю и рупакаю; 12 колец - 12 звеньев взаимозависимого происхождения. Еще на посохе есть утолщения-узлы, напоминающие монахам об их обетах.

Лук и стрела

Лук символизирует бодхичитту, любовь и сострадание, проявляющиеся активно. Стрела символизирует мудрость. Вместе они составляют совершенный союз метода и мудрости (цели и средства), что позволяет стреле точно попадать в цель. Лук и стрела изображаются в руках Ушнишавиджаи, Ченрези, Курукулле, Гухьясамаджи др. Одна стрела с привязанными к черенку лентами пяти цветов может быть атрибутом божества, дарующего здоровье и долголетие (например, в руке у дакини Мандаравы).

Символы счастья, подношения

Восемь благоприятных символов

Эти восемь счастливых символов очень древние и встречаются в индуизме, джайанизме, буддизме: 1) зонт, 2) рыбки, 3) ваза, 4) лотос, 5) раковина, 6) бесконечный узел, 7) победное знамя, 8) колесо.
Зонт - он такой большой, что под ним уместятся пять человек. Шьется из белого, желтого, красного или разноцветного шелка, у зонта есть оборка или бахрома, золотая верхушка, черенок из дерева - золотой или красный. Практическое значение - защита от солнца. Зонт указывает на статус его владельца, это символ могущества короля. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали 13 зонтов. В Тибете знатные персоны должны быть укрыты зонтами, менее важные могут быть укрыты зонтиком из павлиньев перьев. Т.е. зонт - знак духовного могущества.
Золотые рыбки - символизируют две великие реки: Ганг и Ямуна(?).
Драгоценная ваза - золотой, округлой формы сосуд с тонким горлышком и расширяющимся устьем. Сверху на крышке вазы драгоценность. Ваза символизирует неисчерпаемость материальных богатств, благосостояние; на духовном уровне подразумевает безграничные возможности. Это знак исполнения духовных и материальных желаний. У некоторых божеств является атрибутом - символом богатства и процветания.
Лотос - символ чистоты и божественного рождения.
Раковина - это большая редкая морская раковина с заостренным концом, закрученная вправо (по часовой стрелке). В индуизме она символизирует женственность. Раковина может использоваться как сосуд (содержать шафрановую воду или нектар), как музыкальный инструмент. Раковина может быть элементом орнамента трона или ступы.
В данном контексте раковина означает славу Учения Будды (подобно звуку раковины Учение может распространяться во всех десяти направлениях).
Бесконечный узел - символ вечности, бесконечности знаний Будды. Очертания узла, без петель, представляют собой свастику. В индуизме узел символизирует нагов - это две сплетенные вместе змеи. Узел имеет глубокий смысл, показывая, как следует относиться к жизни: все взаимосвязано, зависит от причин и обстоятельств. В рисунке узла присутствует как действие (движение), так и завершенность (покой), гармония между дающим и берущим и т.д. Узлы могут быть простыми или более сложными.
Победное знамя - символизирует победу над неведением и препятствиями к счастью. Имеет деревянный черенок, к которому по кругу крепятся три ряда оборок.
Колесо - в индуизме символ оружия, солнца, цикличности. У колеса есть ось - символ мировой оси, и спицы - 4, 6, 8, 32 или 1000 спиц. Ось и спицы, без обода, представляют собой древний способ защиты. Ось символизирует также нравственность, а спицы концентрацию. Колесо стабильно и подвижно одновременно, что означает полноту Учения Будды и потенциал его распространения.

Восемь символов, приносящих удачу

Их подносят Будде или изображают на танках - всю группу или частично. Это: 1) зеркало, 2) лекарство, 3) йогурт, 4) трава дурва, 5) плоды билва, 6) раковина, 7) порошок синдхура, 8) семена горчицы.
Зеркало (тиб.: мелонг) - символизирует наше сознание. Зеркало способно отражать абсолютно всё, воспринимать любые формы, не выбирая и не оценивая.
Лекарственные пилюли (тиб.: чеванг) - это конкреции желтого цвета, их насыпают в вазу. Это желчные камни, которые берутся у быков, яков, обладают лечебным действием и применяются в тибетский медицине (как противоядие при отравлениях, для прояснения мысли, снятия нервозности и уменьшения жара). Пилюли символизируют очищение от умственных загрязнений.
Йогурт - представляет собой «сущность всех субстанций», компонент здорового образа жизни. Он нейтрализует загрязнения и помехи, способствуя высшим достижениям и выходу из сансары. Когда-то чаша йогурта была поднесена Будде и способствовала восстановлению его сил после долгой аскезы.
Трава дурва - обладает необычайной жизнестойкостью: она сотни лет может быть полностью высушенной, но в воде сразу оживает. Трава дурва олицетворяет бесконечный цикл рождений и смерти. Это символ бессмертия, как и образ Ваджрасаттвы (он представляет собой абсолютную бодхичитту).
Билва - в Индии это одно из распространенных растений и плоды его очень любимы. Считается, что эти плоды умножают позитивные действия и символизируют просветление. Этот плод необычайно чист, и когда кто-то подносит его, то это служит напоминанием о цели, которая может быть достигнута.
Раковина - большая правозакрученная раковина, которая усиливает все лучшие качества. Символизирует распространение Учения, подобное распространению звука. Говорят, что сияние этой раковины не сравнимо ни с каким другим подношением.
Порошок синдхура - это киноварь. Насыщенная минеральная краска оранжево-красного цвета символизирует могущество, активность, но без подавления других (реализация потенциала на основе знания и мудрости).
Семена горчицы - гневная субстанция, является символом активности будд. Употребляется в ритуалах, например, для устранения демонов или других препятствий.

Сокровища чакравартина

В индийской мифологии чакравартин - властелин мира. Правитель-чакравартин владеет тремя совокупностями из семи предметов, наделенных необычайными качествами. Семь этих символов являются обозначениями тех качеств, которые человек развивает в себе.
. Семь чрезвычайно драгоценных предметов чакравартина: 1) драгоценное колесо, 2) исполняющая желания драгоценность, 3) драгоценная королева, 4) драгоценный министр, 5) драгоценный генерал, 6) драгоценный слон, 7) драгоценный конь. Иногда добавляют восьмое изображение - самого чакравартина.
1. Золотое драгоценное колесо - имеет пятьсот йоджан в поперечнике и тысячу спиц. Благодаря этому колесу можно отправиться куда угодно, даже в мир богов. Это колесо устраняет врагов.
2. Исполняющая желания драгоценность - это камень с восемью гранями, ночью он освещает все вокруг, а днем дает чудесную воду, обладающую восемью качествами. Этот драгоценный камень устраняет болезни и исполняет все желания. Своему владельцу камень дарует особую проницательность ума.
3. Драгоценная королева - отличается красотой и добродетелью, любима всеми окружающими, способствует благополучию во всем королевстве. Рождает правителю сыновей и никогда не предается услаждениям чувств.
4. Драгоценный министр - позволяет способностям чакравартина проявиться во всем их блеске. Искусен во всем, обладает многими добродетелями.
5. Драгоценный генерал - обладает способностью устранять врагов и преодолевать препятствия, никого не угнетая при этом.
6. Драгоценный слон - умен, силен и послушен, выполняет то, что желает правитель. За один день способен трижды обойти Джамбудвипу (страну, где правит чакравартин), может передвигаться по суше, воде и воздуху. Побеждает врагов.
7. Драгоценный конь - сине-зеленого цвета, это конь-ветер, подвижный и быстрый. Его достоинства подобны качествам слона. Не подвержен болезням.
. Семь полудрагоценных предметов: 1) меч, карающий нарушителей закона; 2) шкура пантеры или нага(?), которая может служить шатром для путешествий; 3) чудесный дворец, где богини играют на музыкальных инструментах и откуда можно видеть луну, созвездия и что пожелаешь; 4) одежда, которая не повреждается никаким оружием и в которой не холодно и не жарко; 5) сад с бассейном, полный птиц и всяких чудес; 6) сиденье, способствующее созерцанию; 7) обувь, в которой можно ходить по воде и передвигаться очень быстро.
. Семь ценных предметов: 1) серьги короля, круглые; 2) серьги королевы, квадратные; 3) рог единорога; 4) бивни слона; 5) перекрещенные драгоценности, которые невозможно разъединить; 6) тройная драгоценность; 7) коралл с восемью ветвями. Эти драгоценности изображают на танках - всю группу или частично.

Шесть знаков долгой жизни

Включают следующие изображения: 1) гора, 2) вода, 3) дерево, 4) старец с длинной бородой, 5) птицы долгой жизни наподобие журавлей, 6) антилопа. Это предлагается как подношение высоким гостям (ламе, медитативным божествам, защитникам, дакиням и др.). Есть отдельные танки, называемые «Белый старец», которые включают в себя такие же элементы: старое дерево, отягощенное плодами, которое стоит у воды, рядом скала. Под деревом сидит старик. Рядом антилопа - символ долгой жизни и птицы. Птиц называют «дважды рожденными», они достигли бессмертия, отведав нектара с этого дерева.

Подношения пяти чувств

Это подношения пяти видов ощущений человека, буквально это означает «пять качеств, полученных через опыт», или же пять чувств. Это: 1) зеркало - зрение, 2) музыкальные инструменты - слух, 3) благовония - обоняние, 4) шелковая ткань - осязание, 5) фрукты - вкус. Здесь же могут изображаться цветы (обоняние и осязание) и раковина - если пустая, то как музыкальный инструмент, если наполненная водой или нектаром, то как подношение органа вкуса. Эти подношения могут быть красиво закомпонованы и изображены снизу, также их могут держать в руках небесные танцовщицы, дакини.

Восемь подношений, выставляемых на алтаре

Эти подношения демонстрируют преданность священным объектам. Это: 1) чаша с водой для питья, 2) чаша с водой для омовения, 3) цветы, 4) благовония, 5) светильник, 6) торма наподобие кекса, 7) пища, 8) музыка. Музыка незрима и не обозначается на алтаре, поэтому реально подносят семь чашечек.

Четыре гармоничных брата

На танках встречается изображение группы животных: голубь (куропатка или другая птица) стоит на спине кролика, который стоит на спине обезьяны, а та, в свою очередь, на спине слона. Такое изображение иллюстрирует идею, что совместное действие представляет собой великую силу, способную разрушить даже стены крепости.

Символы «победы в борьбе за гармонию»

На танках встречаются комбинации из шести зверей, соединенных попарно: 1) гибрид льва и гаруды, 2) бобр с головой рыбы, 3) крокодил с раковиной (макара).

Драгоценные яйца

Дхармапала (защитник) Вайшравана или Кубера (божество богатства) держат в левой руке коричневатого зверька - мангуста. Это мифическое существо выплевывает драгоценные яйца. Такие драгоценности овальной формы часто изображают на танках, они лежат произвольно группами по три и более. Цвета чередуются в ряду: зеленый, красный, синий, оранжевый и т.д. Тем самым художник символизирует подношение своей работы буддам.

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala; тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви. Изображения Восьми Благоприятных Символов часто встречаются в буддийских монастырях, многие верующие держат их в домах, как символы благополучия и процветания.

Восемь Благоприятных Символов очень древние, они встречаются также в индуизме и джайнизме.

В северной традиции буддизма получила развитие символическая передача Учения. Каково значение буддийских символов? Без понимания их смысла символы становятся просто украшениями, красивыми картинками и безделушками. Рассмотрим значения Восьми Благоприятных Символов и поразмышляем над их смыслом.

Золотые рыбы

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки (санскр. suvarṇa matsya, тиб. gser nya, букв. золотая рыба) – это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики. А почему две рыбки? Не является ли это подсказкой, что в духовной практике для нас важно не только накапливать заслуги добродетельными поступками тела, речи и мыслей, но и развивать мудрость?

Есть и другие интерпретации. Золотые рыбы – это две реки Индии: священный Ганг и Ямуна – его самый длинный и полноводный приток. Таково до-буддийское толкование древних символов. В древней символике эти сливающиеся в одну реки олицетворяли правый и левый канал в тонком теле человека.

В древнем тексте под названием "Арьямангалакутанама-махаяна-сутра" глаза Будды образно сравниваются с двумя золотыми рыбками.

Раковина

Белая раковина, у которой спираль закручена вправо – это весть о Просветлении Будды, а также благая весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды. Раковина (санскр. śaṅkha, тиб. dung – букв. раковина; тиб. dung dkar g.yas "khyil, dung dkar g.yas su "khyil ri can – букв. белая раковина со спиралью, закрученной вправо) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук.

В природе часто встречаются раковины с левосторонней закруткой спирали, поэтому редкие раковины с правосторонней спиралью в сознании людей ассоциировались с особенными признаками, и они считались священными. Направление закручивания их спирали связывалось с направлением движения по небу небесных светил: солнца, луны, планет и звёзд.

Подобно тому, как звук раковины распространяется во всех направлениях, так и Учение Будды распространяется повсеместно, побуждая живых существ пробудиться ото сна неведения. Однако одни существа улавливают в этих звуках смысл, другие же из-за своих омрачений ничего не понимают.

Драгоценный сосуд

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, тиб. gter gyi bum pa, букв. кувшин с сокровищем) – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Вспомним, что на тханках такой сосуд с эликсиром бессмертия держит и Будда Амитаюс, и Мандарава – ученица Падмасамбхавы, реализовавшая с Гуру Ринпоче уровень видьядхары бессмертия. ("Они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". Из жизнеописания Мандаравы.) Однако Учение Будды говорит нам: ничто не вечно в Трёх Мирах, вечна только наша изначальная природа – состояние за пределами рождений и смерти. Практиками долгой жизни практикующий может устранить препятствия для жизни и продлить жизнь. Таким препятствием может быть недостаток жизненной энергии. Продление жизни приобретает особую ценность, если человек практикует для достижения Освобождения, накапливает заслуги и мудрость, совершенствуется в святой любви и сострадании, и поэтому нужен многим живым существам.

В эзотерическом смысле нектар бессмертия означает непрерывность сознания. Обретение непрерывности сознания позволит вам без искажений перенести знания и опыт этой жизни в свою следующую жизнь. Вы сможете на собственном опыте познать, что такое стекающий сверху нектар бессмертия, когда достигните ступени удовольствия из процесса радость-удовольствие-тишина-лёгкость. Благодаря нектару бессмертия сознание становится ясным и непрерывным.

Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Сколько бы их не брать из сосуда, драгоценный сосуд не опустошается от этого. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Лотос
Цветок лотоса (санскр. padma; тиб. pad ma, букв. лотос) – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы.

Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Однако такой лотос на санскрите называют "пундарика", а словом "падма" обозначают розовый лотос. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Лотос корнями уходит в ил, стебель его проходит сквозь толщу воды, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание святого свободно от загрязнений, – три корневых яда не могут отравить ум просветлённого подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса.

Колесо Дхармы

Золотое колесо (санскр. cakra; тиб. "khor lo, букв. колесо) с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона. Первая проповедь Будды, после достижения им Совершенного Пробуждения, получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы". Четыре Благородных Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона.

Знамя Победы

Знамя Победы (санскр. dhvaja, тиб. rgyal mtshan) символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары. Знамя установлено на вершине горы Меру (Сумеру).

Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует наша Вселенная, включающая Мир Страстей и Небеса Брахмы. Знамя Победы установлено на вершине горы Меру, – разве это не символ, что Учение Будды нельзя уничтожить, поскольку оно есть Закон Вселенной?

Бесконечный узел

Бесконечный узел (санскр. śrīvatsa (?), тиб. dpal be"u) имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды. Здесь можно добавить, что для достижения состояния Будды необходимо идти бесконечно длинным путём Махаяны. Путь бодхисаттвы неизмеримо долог, он не ограничивается несколькими кальпами.

Также есть предположение, что бесконечный узел – это отражение более древнего символа, состоящего из двух переплетающихся змей. Змея – очень древний символ кундалини, возможно, пришедший в Индию из Древнего Египта. Вполне вероятно, что переплетающиеся змеи символизировали движение кундалини по правому и левому каналам тонкого тела, и тогда бесконечный узел имеет отношение к чандали.

Зонт

Драгоценный зонт (санскр. chattra, тиб. gdugs – букв. зонт от солнца, тиб. gdugs mchog – букв. драгоценный зонт, высший зонт) – символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления до достижения нами природы будды.

В Индии зонт от солнца традиционно был символом защиты, а также царского величия. Поскольку зонт держат над головой, естественно, что он символизирует почёт и уважение. Светские правители имели зонты из павлиньих перьев. В религиозном сознании защита от непогоды связывалась с защитой от загрязнений, пороков и страстей, препятствующих духовному развитию. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя или палящих лучей солнца, так и драгоценный зонт защищает нас от препятствий на пути к Пробуждению.

В тибетском варианте форма зонта была заимствована из индийского и китайского прототипов зонта от солнца. Она состояла из деревянного каркаса со спицами и шёлкового купола, по краям которого шла оборка или бахрома. Деревянный черенок зонта красили в золотой или красный цвет, шёлк был белым, желтым, красным или разноцветным. В Тибете зонт указывал на статус его владельца: зонт считался и символом светской власти (зонт из павлиньих перьев), и символом духовного могущества. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали тринадцать зонтов.


Здравствуйте, уважаемые читатели.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.

Изображения Будды

Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.

Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:

  • Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
  • . Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
  • Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
  • Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
  • Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
  • Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.


Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.

Восемь благих символов

Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:

  • Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
  • Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
  • Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
  • (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
  • Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
  • Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
  • Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
  • (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.


Другие символы

Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.

Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века.

Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.


Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.

Система цикла существования или появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.


Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.

В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.

Подношения

Совершать – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.


Заключение

Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!

Боевой топор (санскр. yuddhaku ṭ hāra, пали yuddhaku ṭ hārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.

Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как "удар молнии" или "алмаз". Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры - символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый - с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик - это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик - в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.

Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vī ṇ ā) - струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати - богиню мелодии, звука и речи.

Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍ amaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана - объединение в недвойственности.

Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.

Дигуг, или резак (санскр. kartt ṛ kā, kārtika, тиб. gri gug), - это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.

Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāma ṇ i, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани - пылающая драгоценность (тиб. nor bu me "bar). Пламя, охватившее драгоценность, - свет заслуг. Чинтамани - главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) - сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.

Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos "khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородных Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра - главный атрибут Будды Вайрочаны.

Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), - атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.

Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) - один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим - это преодоление препятствий Мары.

Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), - один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.

Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость - символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.

Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), - один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. ma ṃ sa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное "я". Ликвидация этих привязанностей - это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала - это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.

Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру - трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.

Колокольчик (санскр. gha ṇṭ ā, тиб. dril bu) - аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру - в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.

Крюк, или анкуша (санскр. a ṅ kuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша - это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Кхатванга (санскр. kha ṭ vā ṅ ga, тиб. kha tvang ga) - ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) - символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос - розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.

Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.

Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatā ḷ a), - музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.

Меч (санскр. kha ḍ ga, тиб. ral gri) - символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости - атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.

Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.

Палица, или гада (санскр. и пали gadā), - древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, - одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.

Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), - непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.

Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), - ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.

Раковина (санскр. ankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.

Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) - один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово "свастика" означает знак удачи, и оно является производным от слова "свасти" - успех, удача.

Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) - атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает "Три Просветлённых Покровителя", и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч - мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.

Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. am ṛ takalaśa, тиб. tshe bum) - это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия - атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.

Стрела (санскр. bā ṇ a, ṣ ara, тиб. mda") в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda" dar). Дадар - символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.

Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.

Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.

Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы - "Держащий в руке трезубец" (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapā ṇ in). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца - символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей - Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.

Чётки (санскр. ak ṣ amālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.

www.probud.narod.ru