Презентация - взаимоотношения со сверстниками. Биотические взаимоотношения организмов Типы экологических взаимодействий

Слайд 1

Общешкольное родительское собрание
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Слайд 2

Повестка собрания:
1. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. 2. Результаты социального исследования: «Кого ты считаешь другом?» 3. Данные социометрических исследований: уровень взаимоотношений. 4. Сходные характеристики школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе 5. Причины нарушений в сфере общения: 6. Рекомендации родителям: «Как помочь ребёнку …..»

Слайд 3

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В период обучения в начальной школе у детей происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Слайд 4

Кто такой друг? 6-7 лет
сидят за одной партой живут на одной улице часто играют вместе «друзья ведут себя хорошо» «с ними весело» красивый В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Слайд 5

Кто такой друг? 8-11 лет
отзывается на просьбы разделяет интересы добрый внимательный самостоятельный уверенный в себе честный хорошо и чисто одевается В этот период постепенно складывается система личных отношений в классе, которые сохраняются до 14-15 лет.

Слайд 6

Исследование межличностных отношений в классных коллективах (2-4 класс)
Положительный уровень отношений в 73,4% Нейтральный (1 друг, «мне всё равно») – 21,6% Отрицательный (нет друзей) – 5%

Слайд 7

Лидеры и принятые
обладают ровным характером общительны имеют хорошие способности отличаются инициативностью и богатой фантазией большинство из них хорошо учиться девочки имеют привлекательную внешность.

Слайд 8

Изолированные и отверженные
вспыльчивые драчливые капризные грубо отвечают, часто ругаются замкнутые часто ябедничают «зазнайки» «жадины» многие из этих детей неаккуратны и неряшливы общественная пассивность недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Слайд 9

Причины нарушений в сфере общения
- нарушения в эмоциональной сфере - отличающаяся внешность - общественная пассивность - неумение управлять своим поведением (гиперактивность) - неуспеваемость

Слайд 10

По результатам проведённого исследования во 2-3 классах «Уровни специальной осведомлённости младших школьников: эмоции и чувства» 57,9% учащихся имеют низкий уровень.

Слайд 11

Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстаивается образ другого человека.

Слайд 12

Признают детей, которые часто принимают участие в различных классных и внеклассных мероприятиях.

Слайд 13

Гиперактивный ребёнок
Чрезмерная двигательная активность
Отвлекаемость-невнимательность
Импульсивность

Слайд 14

СРЕДИ ДЕТЕЙ 7 – 11 ЛЕТ ГИПЕРАКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮТ 16,5%
«подвижные» «вулканчик»
«импульсивные» «норовистые»
«шустрики» «вечный двигатель»
«моторчик на ножках»

Слайд 15

Успехи в учёбе

Слайд 16

Мотивация
уровни мотивов учения классы классы классы классы классы классы классы
уровни мотивов учения 2 «А» 2 «Б» 2 «В» 3 «А» 3 «Б» 4 «А» 4 «Б»
высокий 46,8% 93,4% 54% 75% 60% 70,9% 63,3%
средний 26,6% 0% 26% 25% 30% 16,6% 21%
низкий 26,6% 6,6% 20% 0% 10% 12,5% 15,7%

Слайд 17

Как же помочь нашим детям приобрести новых друзей?
Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть трудности в общении. Посоветуйте изменить ребенку тактику поведения. Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям. Следите за соблюдением гигиены! Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка. Если вы предполагаете, что ваш ребёнок гиперактивный – обратитесь к невропатологу, психологу в школе и сообщите диагноз учителю. Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы, приглашайте их в гости, устраивайте им праздники. Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу забирать его из школы.

Слайд 18

Помните,
что «… дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» Мэри Ш. Курчинка

«Общение в семье» - Заискивание. С общением. Открытость коммуникации. Виды нарушений межличностной коммуникации в семье. Деструктивные представления. Типы неэффективных высказываний. Условия эффективного межличностного общения. Коммуникативная система. Возможности коррекции коммуникации в семье. Роли. Функционирование различных систем.

«Детско-родительские отношения в семье» - Актуальность проекта. Проект «Семь-Я». Критерии завершения работы с клиентом. Мероприятия проекта. Проведение родительских собраний. Типы депривации. Результаты работы проекта. Миссия и цель проекта. Стейкхолдеры проекта. Крещение детей в Доме ребенка. Потери ребенка вне кровной семьи. Алгоритм работы с семьей.

«Взаимоотношения в семье» - Пословицы. В семейном кругу мы с вами растём. Взаимоотношения в семье. Раскрытие важности семьи. Что делать родителям. Смысл и цель семейной жизни. Причины непонимания. Семейная атмосфера. М. Лангер. Принципы воспитания. Родительский дневник. Памятка для родителей.

«Уважение в семье» - Как проявляется неуважение. Проявлять уважение. Семья. Уважение к себе. Счастливая семья. Бонус. Нас обидели. Как дать партнеру уважение. Уважение. Мифы про мужчин. Женщины. Как получить от партнера уважение к себе.

«Проблема взаимоотношений в семье» - Взаимоотношения в семье. Социологические исследования. Типы браков. Первичная адаптация супругов. Психологическая совместимость. Удовлетворенность браком. Брачно-семеиная адаптация. Важнейшее условие. Первичная межличностная адаптация. Социально-ролевая адаптация. Советы молодым мужьям. Проблемы молодой семьи.

«Детско-родительские отношения» - Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. Методика проведения. Кооперация. Рисуночный тест «Моя семья». Нарисуйте человека – всего, целиком. Тест – рисунок семьи. Симбиоз. Интерпретация результатов теста. Детско-родительские отношения. Тест-опросник родительского отношения. Понятие детско-родительских отношений.

1 слайд

2 слайд

ВСПОМНИТЕ! Таксономические единицы Тип питания Автотрофы (хемотрофы и фототрофы) Гетеротрофы Биоценоз Биотоп Биогеоценоз

3 слайд

О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ? …Свирепый волк с кормящею волчат Волчицею – гроза невинных стад; Орел, стремясь из-под небес стрелою, Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца должна, Кормясь, губить ростки и семена. Охотнице – сове средь ночи темной, Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает сонный…

4 слайд

Основные типы экологических взаимодействий Позитивные (антибиотические) . Нейтральные (симбиотические) Негативные

5 слайд

6 слайд

Позитивные отношения – это форма взаимоотношений,при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)

8 слайд

Симбиоз актинии и рака – отшельника Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её вместе с полипом. Актиния маскирует жилище рака и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах Опыление растений насекомыми

9 слайд

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Примеры взаимоотношений: лишайники(грибы и водоросли), микориза (грибы и корни высших растений), клубеньки на корнях бобовых растений. Мутуализм(++).

10 слайд

Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны. Комменсализм(+0): а) Нахлебничество. Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам или гиенам. б) Квартиранство. Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Хищничество(+ --). Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида поедают друг друга – каннибализм. Пример взаимоотношений: из беспозвоночные животные – стрекозы и пауки поедают мух, бабочек, комаров, из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышей -видных грызунов.

14 слайд

15 слайд

Росянка Росянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке на иголке Ловчий кувшинчик непентеса Венерина мухоловка

16 слайд

Хищник Жертва Острые когти, клюв Острые зубы Быстрый бег, подкарауливание Яды, шипы Угрожающая поза, окраска Покровительственная окраска

17 слайд

Поимка и удержание жертвы 1.Осьминог 2. Челюсть акулы 3. Удав 4. Лев 5. Брызгун 6. Паук - крестовик 7. Удильщик

21 слайд

Конкуренция(- -). Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу и т.п.; хищные птицы и звери- за пищу -мышевидных грызунов и т.д. Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида.

22 слайд

Аменсализм(0 -). Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред. Примеры: сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых бактерии гибнут, поэтому в сосновом бору воздух особенно чистый. Под елями практически не могут расти другие растения, так как им не хватает света, воды, минеральных солей.

23 слайд

Нейтрализм(0 0). Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. Примеры взаимоотношений: белки и лоси в лесу не контактируют друг с другом. Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа – листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников, антилопа Куду – низкими травами.

24 слайд

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А. МАРКОВА И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: «В РЕЗУЛЬТАТЕ КАКОГО ПРОЦЕССА ВОЗНИКЛИ РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОПУЛЯЦИЯМИ РАЗНЫХ ВИДОВ?» А знаете, друзья, что еж Был с мягкой шерсткою когда-то? Но объявилась вдруг лиса, Защелкали зубами волки - И стали колкими глаза, И выросли иголки.

25 слайд

26 слайд

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений и определите, о каких формах отношений между организмами идет речь?

27 слайд

ЭРАЗМ ДАРВИН 1. И меж растений царствует война Деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут.

28 слайд

А. С. ПУШКИН. 2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила. От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостию сила.

29 слайд

ФЕЙЕРАБЕНД 3. Запрягся рак- отшельник: Актиния на нем. Отшельник не досадует, что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

В природе каждый живой организм живёт не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияния их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов.

4 слайд

Описание слайда:

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. Влияние человека (антропогенные факторы) Действие биотических факторов может рассматриваться как действие их на среду, на отдельные организмы, населяющие эту среду, или действие этих факторов на целые сообщества. Влияние животных организмов (зоогенные факторы) Влияние растительных организмов (фитогенные факторы)

5 слайд

6 слайд

Описание слайда:

Примеры симбиоза сожительство рака – отшельника и актинии зелёная гидра с одноклеточными водорослями Форму

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Комменсализм (дословно - "питание вместе за одним столом") - взаимоотношения видов, при которых один из партнеров получает пользу, не нанося ущерб другому. Типы взаимоотношений конкретной пары могут изменяться в зависимости от внешних условий или стадий жизни взаимодействующих организмов. В природе во взаимоотношения оказывается вовлечённой не пара, а гораздо большее число. Межвидовые отношения в природе бесконечно разнообразны. Отношения типа комменсализма играют важную роль в природе, так как способствуют более тесному сожительству видов, более полному освоению среды и использованию пищевых ресурсов.

10 слайд

Описание слайда:

Проявления комменсализма разнообразны, поэтому в нём выделяют ряд вариантов: «Нахлебничество» - потребление остатков пищи хозяина. Таковы, например, взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-прилипалами.

11 слайд

Описание слайда:

«Сотрапезничество» - потребление разных веществ или частей одной и той же пищи. Например: взаимоотношения между различными видами почвенных, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.

12 слайд

Описание слайда:

«Квартиранство» - использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространён у растений.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

Описание слайда:

Нейтрализм - оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния. Лоси и белки (или дятлы и дрозды), обитающие в одном лесу, практически не контактируют. Отношения типа нейтрализма развиты в насыщенных видами сообществах. При нейтрализме особи не связаны друг с другом непосредственно. Оба вида живут на одной территории, не вступая в контакт, поэтому их сожительство не влечёт для них как положительных, так и отрицательных последствий, но зависит от состояния сообществ в целом.

17 слайд

Описание слайда:

Конкуренция - каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытия, мест кладки яиц и т. п. Оба вида называют конкурирующими. Конкуренция весьма широко распространена в природе. Она происходит там, где экологические ресурсы находятся в недостатке, и между видами неизбежно возникает соперничество. Каждый вид при этом испытывает угнетение, что отрицательно сказывается на росте и выживаемости организмов, на численности их популяций. Конкурентные отношения представляют собой один из наиболее важных типов природных биотических взаимодействий. Различают внутривидовую и межвидовую конкуренцию

18 слайд

Описание слайда:

Внутривидовая конкуренция - это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегуляции численности популяций. Проявляется в территориальном поведении, когда, например, животное защищает место своего гнездовья или известную площадь в его округе. В период размножения птиц самец охраняет определённую территорию, на которую кроме своей самки не допускает ни одной особи своего вида. Такую же картину можно наблюдать и у многих рыб. Защита территории вовсе не обязательно сопровождается активной борьбой. Громкого пения и угрожающих поз обычно достаточно для того, чтобы прогнать конкурента. Однако если один из партнёров-родителей погибает, его быстро замещает птица из числа ещё не обосновавшихся особей. Таким образом, территориальное поведение можно считать регулятором, не допускающим как перенаселения, так и недоселённости.

19 слайд

Описание слайда:

Также проявлением внутривидовой конкуренции является существование у животных социальной иерархии, которая характеризуется появлением в популяции доминирующих и подчинённых особей. Например, у майского жука личинки трёхлетнего возраста подавляют личинок одно- и двухлетнего возраста. Это является причиной того, что вылет взрослых жуков наблюдается только раз в три года, тогда как у других насекомых (например, посевных щелкунов Agriotes) продолжительность личиночной стадии также составляет три года, а выход имаго происходит ежегодно из-за отсутствия конкуренции между личинками.

20 слайд

Описание слайда:

Так, у саванной овсянки один экологический подвид размещается на сухих холмах, другой - на прибрежных солончаках. Конкуренция между особями одного вида из-за пищи по мере увеличения плотности популяции становится более острой. В некоторых случаях внутривидовая конкуренция может приводить к дифференциации вида, к распадению его на несколько популяций, занимающих разные территории. Конкуренция нередко является причиной переселения части популяции особей из одного географического района в другой. Этим объясняют перелёты различных зерноядных птиц, так называемых узких стенофагов тайги - кедровок, свиристелей, совершающих налёты в Западную Европу, когда не хватает пищи в районах их обычного распространения.

21 слайд

Описание слайда:

Конкурентные взаимоотношения, как правило, возникают между видами со сходными экологическими требованиями. Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе и касается практически их всех, поскольку редко какой вид не испытывает хоть небольшого давления со стороны особей иных видов. При совместном обитании каждый из них находится в невыгодном положении в связи с тем, что присутствие другого вида уменьшает возможности в овладении пищевыми ресурсами, убежищами и другими средствами к существованию, имеющимися в местообитании. Межвидовой конкуренцией называют активный поиск двумя или несколькими видами одних и тех же пищевых ресурсов среды обитания.

22 слайд

Описание слайда:

Конкурентные взаимоотношения могут быть весьма разнообразными: от прямой физической борьбы до почти мирного совместного существования. И вместе с тем, если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, то обязательно один конкурент вытесняет другого. В Европе в поселениях человека серая крыса совершенно вытеснила другой вид того же рода – чёрную крысу, которая теперь живёт в степных и пустынных районах. Серая крыса крупнее, агрессивнее, лучше плавает, поэтому сумела победить. В Австралии обыкновенная пчела, завезённая из Европы, вытеснила маленькую туземную пчелу, не имеющую жала. В России, наоборот, сравнительно мелкий рыжий таракан – пруссак начисто вытеснил более крупного чёрного таракана только потому, что сумел лучше приспособиться к специфическим условиям человеческого жилья.

Взаимоотношения

организмами

1. Позитивные отношения - симбиоз

а) Кооперация

б) Мутуализм

в) Комменсолизм

2. Антибиотические отношения

а) Хищничество

в) Конкуренция

3. Нейтральные отношения

Симбиоз (от греч. биологических видов .

  • Симбиоз (от греч. συμ- - «совместно» и βίος - «жизнь») - это взаимовыгодное сосуществование представителей разных биологических видов .
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество
  • Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество

Сожители рака –

Многощетинковые черви

отшельника и актинии, часто бывают

Мутуализм - взаимовыгодные отношения между организмами. Мутуализм может быть «жёстким» или «мягким». В первом случае сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров (они связаны отношениями коадаптации), во втором отношения более или менее факультативны (это называется протокооперацией).
  • Мутуализм - взаимовыгодные отношения между организмами. Мутуализм может быть «жёстким» или «мягким». В первом случае сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров (они связаны отношениями коадаптации), во втором отношения более или менее факультативны (это называется протокооперацией).
Например: отношение термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечниках.
  • Например: отношение термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечниках.
  • термиты питаются опавшими листьями, гниющей и сухой древесиной, а также животными остатками. Перевариванию клетчатки способствуют симбиотические простейшие, живущие в желудке термитов. Термиты причиняют огромный ущерб, повреждая разнообразные постройки.
КОММЕНСАЛИЗМ (от средневекового лат. commensalis - сотрапезник), форма сожительства особей разных видов, при которой один организм (комменсал) живет за счет другого, не причиняя ему вреда (напр., рыбы-прилипалы, прикрепляясь к акулам, пользуются ими для передвижения).
  • КОММЕНСАЛИЗМ (от средневекового лат. commensalis - сотрапезник), форма сожительства особей разных видов, при которой один организм (комменсал) живет за счет другого, не причиняя ему вреда (напр., рыбы-прилипалы, прикрепляясь к акулам, пользуются ими для передвижения).

АНТИБИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ