Конспект по биологии экосистема 10. Сообщества, биогеоценозы, экосистемы (конспект)

МБОУ «Черемшанский лицей»

Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан.

Разработка урока учителя биологии высшей квалификационной категории Х.Г.Гумерова.

Тема: «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни».

Задачи урока:

Расширить и углубить знания о надорганизменных уровнях организации материи;

Сформировать сущность понятия «биогеоценоз», «биоценоз», «биотоп»;

Показать ярусное строение биоценозов, емкость биотопа;

Охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни;

Сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов.

Средства обучения : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», музей природы, комнатные растения разных природных зон.

Тип урока : комбинированный.

Методы : репродуктивный, частично-поисковый,

Ход урока.

I . Актуализация знаний о сообществах, о разнообразии сообществ на Земле. О формировании сообществ в зависимости от климата.

Вопросы- задания.

1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг на друга.)

2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река.)

3. Укажите на взаимосвязь между живыми организмами и климатическими условиями. (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к климату).

II . Изучение нового материала.

1. Понятие о биогеоценозе как структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).

2. Работа с термином «биогеоценоз»- это открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания.

Работа со словарем основных понятий стр. 210, термин «биогеоценоз».

3. Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз.

4. Рассказ учителя о биотопе.

Биотоп - определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).

5. Биоценоз-совокупность популяций разных видов.

Биоценоз леса «Музей природы» - беседа с использованием экспонатов музея:

Какие растения представлены в музее? (Береза, осина, липа, дуб, …).

Как приспособленности возникли у растений к совместной жизни?

(Ярустность, отношение к свету).

– Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.

Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…).

В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).

6 Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза.

Из чего складывается живое население биоценоза?

На какие три основные функциональные группы делится биоценоз?

(продуценты, консументы, редуценты).

Какова роль каждой группы организмов?

Экологические группы (привести примеры)

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты

Консументы 1порядка

Консументы 2 порядка

Редуценты

К чему приводит взаимоотношение между организмами? (устойчивость,

целостность, единство и круговорот веществ).

7. Биогеоценозы – сходства и различия.

Работа в группах.

Определить основные виды организмов биоценоза луга (заливной луг) и сравнить с основными видами организмов биоценоза леса.

Определить особенности биотопа луга и выявить их различия от биотопа леса.

8. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Сравнить полученные результаты. В чем разница между биогеоценозами?

9. Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз:

Круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы, ее организацию,

Продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов,

Распределение множества популяций в пространстве и во времени,

Сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов,

Регулирование численности видов и связанное с этим поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности,

Устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых, пространственных, средообразующих взаимоотношениях видов и энергетике.

10.Значение биогеоценотического уровня.

Многообразие биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания живых организмов. (Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)

III . Закрепление знаний о биогеоценозе как надорганизменной системе; о структурных элементах, основных процессах и организации биогеоценотического уровня; о значении этого уровня и его сохранении. Выполнение заданий №1-6 в рабочей тетради.

IV. Вопросы для контроля :

1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз?

2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз?

3. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.

4. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне?

5. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде?

6. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами.

7. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.

8. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?

V . Домашнее задание : изучить стр.76-78 учебника. Выполнить задания № 7-9 в рабочей тетради.

Разделы: Биология

Цель: Познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле.

Задачи:

  1. Обучающая: сформировать у учащихся представление о биогеоценозе, его структуре и обязательных компонентах;
  2. Развивающая: развивать и закреплять навыки работы с книгой и другими источниками информации;
  3. Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.

Оборудование: таблицы по общей биологии, информационные карты на каждую парту, фотоматериалы, оформленные в виде фотовыставки (представлены различные биоценозы: лес, степь, водоёмы).

При наличии мультимедийной установки можно использовать слайдовый материал.

Тип урока: изучение нового материала. Класс можно разделить на две группы, например «Теоретики» и «Практики».

Ход урока

Организационный момент:

мотивация учащихся на изучение нового материала, объяснение задач урока:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, выяснить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Научиться оценивать качество биогеоценозов, прогнозировать их развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на смену одного биогеоценоза другим, и таким образом, оказать негативное влияние на существование всей биосферы.

Изучение нового материала:

1) Актуализация знаний (10 мин.)

  1. Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).
  2. Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).

Экологические факторы (Таблица №1.)

3. Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:

Экологические факторы Таблица №2

2) Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема) – 10 мин.

Учитель : Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема).

Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус.

Учащимся даётся задание:

  1. Прочитать текст в учебнике на стр. 245 «Понятие о сообществе и экосистеме»;
  2. Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема);
  3. Найти эти термины в информационной карте (см. приложение).

Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля», таблица №2:

– Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения.

– Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения.

– В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»?

Вывод: (записывается в тетрадь)

Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы.

БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП)

БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

3) Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза. – 5 мин.

Схема «Структура биогеоценоза» зарисовывается в тетрадь:

Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»

Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3

Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым).

4) Основные функциональные группы организмов в сообществе. Эдификаторы – 10 мин.

Учитель: Все сообщества состоят из совокупности организмов, которые связаны между собой в основном пищевыми связями. Многообразие типов питания приводит к возникновению теснейших взаимосвязей в сообществе. Существование различных групп организмов друг без друга становится невозможным. Для того, чтобы понять, как реализуются эти связи, необходимо иметь представление о типах питания организмов. Поэтому давайте рассмотрим схему «Типы питания организмов» и сопоставим её с текстом учебника на стр. 246 «Функциональные группы организмов в сообществе».

Работа учащихся со схемой.

Учитель (продолжает рассказ) : Особое место в биоценозах занимают такие виды, которые способны влиять на условия жизни других, их называют эдификаторами, или видами-средообразователями . В еловом лесу, например, средообразователем служит ель, на верховом болоте – сфагновые мхи, в степи – травы: ковыль и типчак и т.д.

Иногда в роли средообразователей выступают животные. Например, сурки и суслики, создавая систему подземных ходов и нор, изменяют состав степной флоры, влажность почвы, рельеф. Сойки-птицы, которые питаются желудями и орехами (в том числе кедровыми). Птица прячет на зиму запасы, но забывает о своих захоронках и весной прорастают молодые кедры, дубки, ореховые кустарники. Так же можно привести множество других примеров:термиты со своими постройками, саранча, колорадский жук, бобры, перегораживающие реки и т.д.

Фронтальная беседа:

Почему куница не селится в берёзовом лесу? (Основной пищей куницы является белка. Белки селятся там, где есть орехи (шишки), например, в кедровом бору. В берёзовом лесу шишек нет, значит не будет и белки с куницей).

– На небольшом ручье, текущем из родника, в пихтовом лесу поселилось семейство бобров. Повлияет ли появление бобров на структуру биоценоза пихтового леса? Как? Что произойдёт с местностью через 3-5 лет?

– Попробуйте привести свои примеры растений или животных – эдификаторов

Вывод:

  1. Пищевые цепи являются основой любого биогеоценоза.
  2. Животные и растительные организмы могут выступать в роли эдификаторов (видообразователей).

5) Закрепление (5-7 мин.)

1. Решение проблемных задач по группам:

А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина).

Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник)

2. Для слабых учащихся предлагается тестовое проверочное задание (см. приложение ).

Домашнее задание:

Задание: заполните таблицу .

Развитие биогеоценоза

Подведение итогов урока (1-2 мин.)

Краткие выводы о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями, краткая перспектива работы на следующий урок.

На этом уроке все желающие смогут изучить тему «Понятие о биогеоценозе и экосистеме». В ходе него учащиеся смогут получить представление о биогеоценозе и тесно связанных с ним абиотических факторах среды. Учитель расскажет об отношении двух понятий - биогеоценозе и экосистеме.

Пруд с его обитателями, озеро, море, океан, небольшой лес, целая тайга, степь и пустыня - всё это природные экосистемы.

Аквариум, сад, пшеничное поле экосистемы, созданные человеком

Наземные экосистемы, связанные с участками однородной растительности, называют биогеоценозом.

Например, ельник кисличный, ельник зеленомошный и березняк разнотравный, сфагновое болото, луг, ковыльная степь и т.д.

В названии «биогеоценоз» подчеркивается тесная взаимосвязь «био» - живых и «гео» - неживых компонентов на определенном участке поверхности.

Учение о биогеоценозе и сам термин создал русский ботаник Владимир Николаевич Сукачёв.

Экосистем на Земле очень много, существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоков энергии. Из-за большой роли живых организмов круговорот в экосистемах часто называют биологическим круговоротом веществ.

Биологический круговорот веществ является главным условием существования экосистемы.

Структура экосистемы

Круговорот веществ в биогеоценозе осуществляется благодаря наличию четырех неотъемлемых компонентов: абиотического компонента, то есть запасов биогенных веществ и солнечной энергии; продуцентов - создающих органическое вещество; консументов - употребляющих органическое вещество; редуцентов - разлагающих мертвое органическое вещество.

Биогенными веществами называют минеральные соединения, которые используются для синтеза органических веществ.

Продуценты - организмы, создающие эти органические вещества, запасающие в них лучистую энергию Солнца.

Это фотосинтезирующие растения и некоторые прокариоты (зеленые бактерии, цианобактерии).

Редуценты - организмы, разлагающие мертвые остатки растений, животных и других представителей живого мира, до минеральных соединений, газа, воды и минеральных солей. В роли редуцентов выступают, преимущественно, бактерии, грибы и некоторые животные.

Совместная деятельность этих разных по экологическим функциям групп организмов является двигателем биологического круговорота в биогеоценозе. Биогеоценозы, или экосистемы, устойчивы лишь в том случае, когда все четыре компонента, входящие в их состав, поддерживают круговорот веществ достаточно полно.

Круговорот веществ поддерживается в биогеоценозах постоянно притоком всё новых и новых порций энергии. Хотя по закону сохранения энергии, она не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую, круговорота энергии в экосистемах быть не может. Расходуясь на жизнедеятельность организмов, усвоенная ими энергия постепенно переходит в тепловую и рассеивается в окружающем пространстве. Таким образом, деятельность экосистемы напоминает круговое вращение мельничного колеса в потоке воды.

Если взять для примера пищевую цепь «кочан капусты, коза и волк» - можно проследить, как расходуется энергия, полученная от Солнца и связанная в кочане капусты.

От усвоенной животным пищи лишь небольшая ее доля идет на рост организма, то есть укладывается в теле животного, остальная тратится на обмен веществ, обеспечение размножения, часть удаляется из организма, как неусвоенная пища. Подсчитано, что на рост идет около 10 процентов усвоенной энергии. Следовательно, в теле козы задержится даже менее десятой части энергии, заключенной в кочане капусты, так как часть вещества не усваивается. Когда же волк съест козу, то на рост его тела также достанется 1 процент энергии, которая первоначально была в капусте.

В каждом последующем звене цепи питания количество содержимой энергии уменьшается примерно в 10 раз, и уже через 4-5 звеньев она практически полностью истекает.

Это так называемое правило 10% имеет огромное практическое значение. Это правило позволяет понять, как расходуется в экосистеме продукция, т.е. органическое вещество, создаваемое растениями, за определенный промежуток времени.

На создание 1 кг массы растительноядных животных затрачивается в десять раз больше солнечной энергии, чем на 1 кг массы растений.

Продукция плотоядных поэтому обходится дороже в сто раз. Передача органического вещества и энергии по цепям питания подчиняется правилу 10%.

Человеческое общество живет за счет первичной и вторичной продукции растений и животных. Продукция животных обходится и людям, и природе дороже, чем растительная. Поэтому проблема голода для населения разных стран начинается, прежде всего, с нехватки вторичной продукции - животных белков, необходимых в рационе человека. Даже в самых устойчивых биогеоценозах Земли круговорот веществ не замкнут, часть вещества переносится ветром, течениями, сносится в понижение рельефа, мигрирует с поверхностным стоком и подземными водами. В результате все экосистемы суши и океана оказываются связанными в единую глобальную систему - биосферу.

Множество связанных друг с другом круговоротов складываются в установившийся за многие миллионы лет глобальный круговорот биосферы, поддерживающий жизнь на планете.

В. И. Вернадский разработал учение, которое характеризует биосферу не только как область распространения жизни на Земле, но и как часть планеты, преобразованной жизнью. Согласно Вернадскому, круговороты важнейших элементов в биосфере создают организмы. Благодаря им химические вещества оболочек Земли переменно переходят из неживой природы в живое вещество, а из живого вещества - в неживую природу, поэтому биосферу называют глобальной экосистемой.

Биологический круговорот зародился с момента появления на земле первых организмов: консервантов, или протобионтов, и продолжается на протяжении миллионов лет. Так поддерживается жизнь и существование биосферы. Биосфера - закономерный продукт эволюции планеты.

Вместе с тем, биосфера является ареной жизни и хозяйственной деятельности человека. В своем глобальном проявлении биосфера, как глобальная экосистема, аккумулирует энергию с помощью растений и Солнца и трансформирует ее в живые системы, обеспечивая непрерывность и многообразие жизни.

Распределение энергии в трофической сети

Одна и та же порция вещества и заключенная в нем энергия не могут бесконечно передаваться по сложной сети питания, связующей организмы в биогеоценозе. На самом деле, трофическая сеть состоит из переплетения коротких пищевых цепей. Каждое звено ряда называют трофическим уровнем. Примером короткой пищевой цепи является последовательность «капуста (І трофический уровень), коза (ІІ трофический уровень) и волк (ІІІ трофический уровень)».

Капуста с экологической точки зрения - продуцент, коза - консумент І порядка, а хищный волк - консумент ІІ порядка.

Правило 10%

Правило 10% можно выразить графически и в виде так называемых экологических пирамид. В пирамидах отображают число особей, включенных в пищевую цепь, - пирамида численности; биомассу экосистемы - пирамида биомассы, вовлеченную в оборот энергию - пирамида энергии. Нижняя ступень соответствует первому трофическому уровню, а каждая последующая ступень показывает на десять раз меньше, чем предыдущая.

Вопросы:

1. Как вы понимаете «правило экологической пирамиды»?

2. Как связан любой живой организм с окружающими его живыми существами?

3. Назовите наиболее глобальную и самую маленькую экосистему.

4. Чем отличается понятие экосистемы и биоценоза?

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

«Организмы в экосистеме» - Органическое вещество. Тепловые отходы. Надвидовой уровень организации биосистем. Биогеоценоз. Энергия Солнца. Тепловая энергия. Энергия СОЛНЦА. Структура экосистемы. Характеристика Экосистемы. Приток энергии в экосистему. Ответы к кроссворду. Продуценты Консументы Редуценты. Экосистемы Земли. Биогеоценоз дубравы.

«Экосистема и биогеоценоз» - Пространственно-временные границы экосистем могут выделяться достаточно произвольно. Экосистемы могут быть естественными и искусственными. Гетеротрофные организмы получают энергию при поглощении органических веществ и называются потребителями, или консументами. Организмы, которые специализируются на добывании строго определенной пищи, называются монофаги.

«Агроценоз» - Вид – доминант – вид, преобладающий в экосистеме по численности и влиянию. Искусственные (агроценозы). Растения. Выберите ОДИН правильный ответ. Антропогенные факторы. Продуценты. Смена агроценоза на природную экосистему. Задание 1. Выберите ОДИН правильный ответ. Перепел. Пути повышения продуктивности агроценоза:

«Экосистема поле» - Короткие цепи питания из-за небольшого числа видов растений и животных; Поэтому экосистема поля не может существовать без участия человека. Преобладание организмов одного или нескольких видов (пшеница в поле); Вспахивает землю, заменяя червей и других «мусорщиков»; вносит удобрения и восполняет нехватку минеральных веществ.

«Сообщество экосистема биогеоценоз» - Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Глава ХV. Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии. Консументы 1-го порядка? Среда обитания. На дом: § 66. Для существования любого биогеоценоза необходима энергия. Источники энергии для существования биогеоценоза?

«Структура экосистем» - I. Экосистема, биогеоценоз, определение, свойства. А. Тенсли. Структура экосистемы. Экосистема - основное понятие экологии. Растения. Животные. Создал в 1964 г. учение о лесной биогеоценологии. Вещество, энергия, информация. Структура экосистем. Сукачев Владимир Николаевич. Биоценоз. Тема:«Структура экосистем» План.

Всего в теме 9 презентаций