Арабская психология (Ибн аль Хайсам, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). Человек, который обнаружил, как мы видим Аль хайсам предположил же следующее

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2015 году запустила новую программу, призванную отметить жизнь и творчество одного из величайших мусульманских учёных средневековья Ибн Аль-Хайсама .

Официальное мероприятие под названием Международный год света-2015 прошло 19-20 сентября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где были представлены интерактивные экспонаты, иллюстрирующие деятельность арабского учёного 10-11 веков Ибн Аль-Хайсама . Но кем же был этот учёный, который заслужил столь высокую оценку со стороны широкой научной общественности? Об этом мы и постараемся поведать вам в этой статье.

Ибн Аль-Хайсам родился в 965 году в иракском городе Басра . Благодаря своим выдающимся способностям он смог занять должность визиря своего родного города, но когда встал вопрос «наука или политика», он сделал выбор в пользу первого – науки. Как и его современники, в исследовательской работе он не ограничивал себя рамками одной науки, что позволило Ибн Аль-Хайсаму внести вклад в развитие сразу нескольких научных дисциплин. Так, учёный вошел в историю как выдающийся математик, физик, астроном, врач и философ. Ибн Аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгими математическими доказательствами своих выводов. Тем не менее, не все задумки у него получилось воплотить в жизнь.

Однажды Ибн Аль-Хайсам высказался, что смог бы приручить непредсказуемые воды Нила, построив плотину южнее города Асуан. Весть об этом вскоре дошла до халифа Египта Хакима би-амри-Ллах (996–1021), и тот пригласил учёного в Египет. Но, прибыв на место, ибн Аль-Хайсам отказался от своей идеи, ибо уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволял реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 века). Отказ халиф воспринял как нежелание и приказал казнить «взбунтовавшегося» учёного. Чтобы спасти свою жизнь, Ибн Аль-Хайсам вынужден был симулировать душевное помешательство, и смертный приговор был заменён на домашний арест.

Однако именно эта мрачная страница в жизни учёного послужила причиной величайшего научного открытия. Согласно легенде, в один прекрасный день Ибн Аль-Хайсам обратил внимание на свет, проходивший через крошечное отверстие в его темной комнате, проецируя образ внешнего мира на противоположной стене. Путем экспериментов учёный выяснил, что лучи света проходят по прямой линии, и видение образуется, когда эти лучи поступают в наши глаза. В дальнейшем, экспериментируя в тёмной комнате или иначе – в камере-обскуре, Ибн Аль-Хайсам подтвердил своё открытие.

В 1021 халиф Хаким би-амри-Ллах скончался , и Ибн Аль-Хайсам , наконец, получил возможность вернуться к нормальной жизни. С этого момента и до конца жизни он оставался в Египте, окруженный почётом и уважением со стороны новой власти. Скончался выдающийся мусульманский учёный в Каире в 1039 году.

Но это, конечно же, не все достижения мусульманского учёного-универсала. У него также есть изыскания в области математики, механики, физики и астрономии. Об этом коротко написано в книге «Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.) ». Вот выдержка из неё:

«В Европе Ибн Аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие учёные средневековья. В «Источнике сведений о различных классах врачей » cирийского врача Ибн Аби Усайби (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Ибн Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.

Наиболее известны трактаты, посвящённые измерениям шара; квадратуре круга; построению семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат; определению основания куба из кубического числа; свету светил; формам затмений; движению Луны; а также труды об определении азимута киблы (направление в сторону священной Каабы в г. Мекке); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн Аль-Хайсама представляют собой комментарии и дополнения к «Началам» Евклида.

Особое место среди его трудов занимает «Книга оптики» (Китаб аль-маназир). Ибн Аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.

Вслед за древнеримским учёным-медиком Галеном Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Ибн Аль-Хайсам ввёл в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него учёные стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 века больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 веке Кемалуддин Абульхасан Аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 «Книга оптики» была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

Махач Гитиновасов

Должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн ал-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана , он пригласил учёного в Египет . Однако на месте Ибн ал-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн ал-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведенном у сирийца Ибн Аби Усайби, упомянуты 92 сочинения Ибн ал-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн ал-Хайсам сочетал с своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В средневековой Европе Ибн ал-Хайсам упоминался под латинизированным именем Alhazen . В честь учёного назван кратер на Луне .

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида » Ибн ал-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта », у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата .

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн ал-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла .

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн ал-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всез фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн ал-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн ал-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - Книга оптики в семи книгах.

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену , и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн ал-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения . Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света .

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой , опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла .

В XII веке это сочинение было переведено на латинский язык под названием Сокровище оптики (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Оно распространялось в рукописи до первого печатного издания в (Opticae Thesaurus Alhazeni Arabis libri septem. - Basileae, 1572).

Ибн ал-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн ал-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении азимута киблы» (то есть направления на Мекку), «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн ал-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Литература

Сочинения Ибн ал-Хайсама

  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733–762.
  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399–448.
  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131–146.

О нём

  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн ал-Хайсама. Учёные записки Азерб. ун-та , № 4, 1963.
  • Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама. Историко-астрономические исследования , 17, 1984, с. 67–122.
  • Ю. А. Храмов . Физики: Биографический справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1983, с. 13.
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century . Science , 297, 2002.

Ссылки

  • Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Abu Ali al-Hasan ibn al-Haytham в архиве MacTutor
  • A. I. Sabra , «Ibn al-Haytham: Brief life of an Arab mathematician»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ибн аль-Хайсам" в других словарях:

    - (латинизир. Альгазен) (965 1039) арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике Сокровище оптики (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1 е печатное издание в 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по… … Большой Энциклопедический словарь

    - (латинизир. Альгазен) (965 1039), арабский учёный. Труды по физиологической и геометрической оптике «Сокровище оптики» (7 книг, переведён на латинский язык в XII в., 1 е печатное издание, 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды … Энциклопедический словарь

    Ибн аль-Хайсам - ИБН АЛЬ ХАЙСÁМ (латинизир. Альгазен) (965–1039), араб. учёный. Соч. по физиол. и геом. оптике Сокровище оптики (7 кн., переведено на лат. яз. в 12 в., 1 е печатное изд. – в 1572) оказало большое влияние на развитие оптики. Тр. по… … Биографический словарь

    Альгазен (965, Басра, около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее… … Большая советская энциклопедия - см. Ибн аль Хайсам. * * * ХАЙСАМ ХАЙСАМ (полн. ибн аль Хайсам, латинизир. Альгазен) (965 1039), арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике «Сокровище оптики» (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1 е печатное издание… … Энциклопедический словарь

    VIII.8.1.3. Дербент (Баб аль-Абваб) (ок. 510 - 1225) - ⇑ … Правители Мира

    - (Аль Гумхурия аль Арабия аль Муттахида) (ОАР) гос во на С. В. Африки и частично в Азии (Синайский п ов). Площ. ок. 1 млн. км2. Насел. 30 млн. ч. (1966), гл. обр. арабы. Ок. 99% нас. живет в дельте и долине Нила, в оазисе Файюм и в зоне Суэцкого… … Советская историческая энциклопедия

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.
Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.
у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизированное имя - Аверроэс, 1126-1198) Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ).
    За основу зрительного восприятия Ибн аль -Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем... подробнее ».


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем. Загрузка.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем.


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль -Хайсама , или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198).


  • Характеристика арабской средневековой психологии
    Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину , создавшего «Канон...


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания.
    Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Плотин: Психология как наука о сознании. Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий фило.
    Расцвет естествознания на Арабском востоке.


  • География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культур. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры.


  • Мифолого-религиозное сознание включает следующие компоненты: вера как психологическая установка прин... подробнее ».
    Арабская религиозная философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики. Основным смыслом... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


На сайте есть статьи о других людях с куньей Абу Али, именем Хасан и нисбой Басри .

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎‎, 965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ).

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В честь учёного назван кратер на Луне.

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида» Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта», у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Примечания
  1. Храмов, 1983, с. 13
Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.
О нём
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та . - 1963. - № 4.
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования . - 1984. - Т. 17. - С. 67-122.
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука, 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century // Science . - 2002.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

В VII веке нашей эры происходит объединение арабских племён, и на базе идеологии ислама возникает государство Халифат. Арабская экспансия на территории соседних государств привела к возникновению огромного территориального образования, в котором интенсивно развивалась наука. Причём развитие арабской науки строилось с опорой на достижения античной научной мысли. Так, на арабский язык активно переводились произведения античной мудрости, бурно развивались естественные науки. Наиболее известными представителями научной мысли Халифата, внесшими вклад в развитие психологического знания, были: Ибн-Сина, Ибн-Аль-Хайсам и Ибн-Рушд.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), таджикский врач и учёный, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки». Ибн-Сина стал одним из основоположников возрастной психологии. Акцентируя внимание на проблеме воспитания, он полагал, что взрослые, вызывая у ребёнка те или иные аффекты, формируют его характер («натуру»).

Ибн-Сина предпринял попытку экспериментального исследования связи между психическим и физиологическим. Опыт Ибн-Сины строился следующим образом: два барана получали одинаковую пищу, но рядом с одним из них привязывали волка. Баран, рядом с которым был привязан волк, начинал быстро худеть и погибал.

Ибн-Сина считал, что душа человека локализуется в мозге, сердце и печени. Вслед за Галеном Ибн-Сина придерживался мнения о том, что за разум человека отвечает локализующаяся в мозге часть души, за проявление эмоций и аффектов отвечает часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений ответственна часть души, локализующаяся в печени. Он считал, что душа бессмертна. Акты жизнедеятельности Ибн-Сина рассматривал в контексте физиологических (телесных) изменений, происходящих в разных системах организма.

Ибн-Сина выделял пять видов ощущений: 1) зрение, 2) слух, 3) вкус, 4) обоняние и 5) осязание. По мнению арабского учёного, функционирование чувствительности осуществляется посредством нервных окончаний, подходящих к органам чувств, а перенесение ощущения по нервным окончаниям осуществляется благодаря движению парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются: 1) длительность, 2) интенсивность и 3) чувственный тон.

Ибн-Сина полагал, что существует надиндивидуальный (чистый) разум, черпающий своё знание из универсалий (божественного разума), характеризующих сущность явлений и вещей.

Ибн-Аль-Хайсам (Альгазена) (965-1039), арабский учёный, внёсший огромный вклад в развитие представлений о природе построения зрительного образа. Ибн-Аль-Хайсаму удалось экспериментальным путем опровергнуть доминирующую точку зрения на природу зрительного восприятия, в соответствии с которой в основе восприятия лежат истечения. Он показал, что в основе зрительного восприятия лежат законы оптики, а сам зрительный анализатор - это сложный оптический прибор.

По мнению Ибн-Аль-Хайсама, зрительный образ возникает при непосредственном участии умственной деятельности, которая обеспечивает способность человека находить сходства и различия воспринимаемых объектов, их размеры и формы. Ибн-Аль-Хайсамом опытным путём были исследованы такие феномены, как бинокулярное зрение, эффект контраста, смешение цветов. Ибн Аль-Хайсам считал, что условием качественного восприятия зрительных объектов является движение глаз, то есть перемещение зрительных осей.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198), арабский философ и врач, учение которого оказало серьёзное влияние на европейскую научную мысль в средние века. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришёл к выводу о том, что существует неразрывная связь между психическим (душевным) и телесным в человеке, причём тело влияет на душу посредством чувственности. Ибн-Рушд считал, что индивидуальная душа человека умирает после его смерти, а разум - бессмертен. Арабский философ полагал, что каждый человек наделён способностью воспринимать божественный разум. Ибн-Рушд высказал тезис о недопустимости смешения истин, полученных при изучении природы, и истин, исповедуемых религией.

Ибн-Рушдом опытным путём была установлена роль сетчатой оболочки глаза как чувствительной части органа зрения, а до этого момента считалось, что чувствительной частью глаза является хрусталик.