Как избавиться от детских психологических травм самостоятельно. Работа с детской травмой, как путь к образу «Я»

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек - например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам - схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) - техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

У нас всех было разное детство, у кого-то счастливое, у кого-то – не очень. Те, кому не хватило любви и внимания в детстве, до сих пор лечатся от своих психотравм и пытаются воспитывать своих чад не так, как воспитывали их.
Существует методика, которая называется reparenting – то есть работа с родительской подструктурой личности с помощью психотерапии. Что это такое, и как оно может помочь во взрослой жизни? Об этом «Отцовский клуб» расспросил профессора и доктора психологических наук Павла Горностая.

— Павел Петрович, расскажите, что такое reparenting?

— Это медицианский термин, прямые переводы которого неудачны. Перевоспитание – звучит как-то слишком юридически. Точнее сказать – переродительство, но попробуйте это выговорить. По сути, это психотерапевтическая методика, призванная исправлять проблемы, возникшие из детских психологических травм, связанных с родителями.

— Детские психотравмы – это опыт насилия со стороны взрослых?

— Нет, не только. Любые проблемы ребенка, с которыми он не смог справиться самостоятельно, приводят к целому ряду проблем, вплоть до структурных нарушений его личности. Методика используется в таком направлении психотерапии, как транзактный анализ. Согласно ему, каждый человек может пребывать в одном из трех эго-состояний: Родительском, Взрослом или Детском. Соответственно, могут рассматриваться три такие же структурные части личности. Так вот, reparenting исправляет проблемы формирования Родительской эго-структуры личности человека.

— Какой именно стиль общения родителей травматичен для детей?

— К примеру – родители постоянно предъявляют к ребенку взаимоисключающие требования. Папа говорит: «будь смелым и решительным», а мама считает, что нельзя подвергать себя слишком большой опасности. Или – мама просит ребенка быть внимательным к чувствам других людей, а папа считает, что мужчина не должен быть чувствительным. Или еще хуже – мама говорит, что пить нельзя, а папа говорит: «кто не пьет, тот не мужик». Но сын ведь хочет быть настоящим мужчиной! Все это приводит к глубоким внутренним конфликтам, вызванным невозможностью одновременно выполнить оба предписания.

Бывают и другие причины психотравм, к примеру – физическое отсутствие родителей (дети из детских домов). Либо родители есть, но по разным причинам они малодоступны для ребенка. Например, папа занят карьерой или бизнесом, мама – лечением депрессии из-за проблем в отношениях с папой. Либо родители больные, или слишком старые.

Еще одна причина – очень жесткие и авторитарные родители. Так, если мама подавляет и унижает сына, бьет его, это может приводить не только к нарушениям в структуре личности, но и к патологиям сексуального поведения. Практически у всех сексуальных маньяков были жестокие матери.

Метод reparenting работает с последствиями таких издержек воспитания.

— В чем выражаются последствия детских психотравм в жизни взрослого человека?

— Прежде всего, это проблемы с самооценкой, непринятие себя или разных сторон себя. Под «проблемной» самооценкой я понимаю не только заниженную, но и завышенную самооценку. Иногда такие люди, чтобы скомпенсировать глубоко запрятанный комплекс, любой ценой стремятся чего-то достичь: в бизнесе, в карьере, в спорте. Они становятся зависимыми от этого. Другие – «повышают» свою проблемную самооценку подавлением и унижением других. Из-за детских психотравм мужчина чувствует себя недостаточно мужественным, женщина – недостаточно женственной, красивой или сексуальной. Внутренний Родитель такого человека часто играет негативную роль, постоянно говоря ему: «Ты самый плохой», «Ты ни на что не годишься».

— Кто придумал reparenting?

— Классический reparenting был разработан супругами Аароном и Джеки Шифф и использовался, в частности, для лечения шизофрении. Они исходили из предположения, что шизофрения – это поломка именно родительской структуры личности. Они погружали своих пациентов до глубокого уровня возрастной регрессии, «возвращая» их в детство, вплоть до младенческого уровня. И работали с ними, выступая в роли символических родителей. Психотерапевтическое воздействие заключалось в том, что, выводя человека на уровень, когда Родительское эго-состояние не сформировано, они фактически «отключали» его, а затем «выращивали» новое, имитируя воспитание детей маленького возраста.

Результаты были очень хорошими, по некоторым данным до 80% вылечивалось от шизофрении. Обычная статистика такова: длительная ремиссия (практически – излечение) при этой болезни наступает в одной трети случаев при успешной терапии, еще у трети может наступить спонтанная ремиссия без терапии, и еще треть – не излечивается вообще. Чем объясняется высокий уровень выздоровления у Шиффов, неизвестно, возможно, особенностями выборки пациентов. Поэтому их высокие показатели не означают, что они могли бы вылечить от шизофрении 80% всех больных. Эти методы достаточно дискуссионные, их многие ученые критиковали. Кроме того, они очень энергозатратные, что, возможно, сказалось на здоровье его создателей.

Поэтому в современной психотерапии чаще используются разновидности reparenting. Один из них – точечный reparenting. Меняется не вся родительская структура, а ее наиболее проблемные участки. Например, нейтрализуются родительские интроекты, то есть родительские установки или запреты, которые усвоены некритически, и человек живет, слепо им следуя. Некоторые запреты вполне позитивны – «Не убий», «Не укради» (они известны как христианские заповеди). Это тоже родительские установки, связанные с супер-родительской фигурой Бога, в них нет ничего плохого. Но есть очень вредные Родительские запреты, которые мешают человеку жить. Например, установки «Не будь важным!», «Не думай!», «Не чувствуй!», или еще хуже – «Не живи!».

— А откуда появляется такая установка?

— Она бывает, например, у нежеланного ребенка, которого мама отвергала с самых первых дней его жизни. Даже если она прямо не говорила «Чтоб ты сдох!» (а так тоже бывает), ребенок все равно чувствует непринятие мамой, а, следовательно – и всем остальным миром. Самое опасное в том, что человек впоследствии реализует эту установку. Речь не всегда идет о прямом самоубийстве, чаще – о стиле жизни, который укорачивает жизнь. Примеры такого скрытого суицидального поведения – опасная езда на машине, наркотики и т.д. Терапия в данном случае состоит в том, чтобы нейтрализовать эти запреты и заменить их разрешениями.

Некоторые клиенты говорили, что впервые в жизни испытали любовь к самому себе

Есть вариант методики под названием «self-reparenting, ею можно заниматься самому, без помощи терапевта. Человек разрешает себе то, что раньше не мог себе позволить в силу родительских запретов или других негативных событий. Он ищет возможности, как реализовать свои потребности и изменить свою жизнь в позитивную сторону.

— Как это происходит?

— Есть разработанная процедура. Человек как бы заключает контракт с самим собой, где он формулирует способы поэтапной реализации своих желаний в ближайшей и отдаленной перспективе.

— Существует и мой собственный вариант методики reparenting, появившийся на стыке трансактного анализа и психодрамы. Во время терепевтического сеанса клиенту предлагается рассматривать две фигуры – он-взрослый и он-ребенок. Клиент представляет себя в возрасте, например, трех лет. В индивидуальной терапии обе роли по очереди исполняет клиент, иногда одну из ролей замещает терапевт. В групповой терапии – в обеих ролях могут использоваться другие участники группы как актеры. Путем организованного взаимодействия с обменом ролями – мы добиваемся понимания, контакта, переживания чувств и принятия самого себя.

— Для этого клиенту необходимо вспомнить эпизод из своего детства, который был самым травматичным?

— Воссоздание и переигрывание травматической ситуации – это другая методика, она называется redecision, или перерешение. Там стоит цель получить новый опыт, отличный от пережитого во время травмы. Здесь мы работаем с ситуациями, когда человек не может точно вспомнить травму, или травматизация представляет собой растянутый во времени процесс. Человек беседует с собой как с ребенком, выступая «родителем» самому себе, его Родительская эго-структура изменяется и дополняется новым опытом. Здесь важен не просто контакт, не просто обмен информацией, а взаимное переживание, в том числе – чувства любви: во взрослой позиции – к себе-ребенку, а в позиции ребенка – к себе-взрослому. Это фактически переживание любви к самому себе, которое и является наиболее целительным. Результаты очень интересные. Иногда клиенты говорят, что первый раз в жизни испытали подобное чувство. Другие говорят: ощущение такое, что внутри появилось что-то, чего раньше не было. Это образно можно назвать «пересадкой психологического органа». В родительской эго-структуре появляется сильное позитивное начало, человек приобретает разрешение принимать себя безусловно и позитивно к себе относиться. После таких сеансов обычно самооценка значительно укрепляется.

Беседовал Владислав Головин

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

17.06.2016

Мария Барникова

Детские психологические травмы оказывают существенное влияние на самочувствие ребенка и формируют специфический «жизненный сценарий» человека.

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы . Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: , при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера , которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Оценка статьи:

читайте также