Социальная дифференциация общества. Социальная дифференциация: в чем ее смысл для современного общества

расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе - отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия; множество соц. сред, уровней дает человеку возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ. развития. В этом контексте особенное внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, об-ве, в этич. смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В политич. смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора. На противоположном полюсе - отношение к Д.с. как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, классовой борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во - в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общий труд). Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Д.с. могут относиться как к объективным признакам (экономич., профессиональным, образовательным, демографич. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые группы сознания - макро- и микрогруппы - охватывают разные профессиональные, возрастные и иные группы (напр., по идеологии, культурным пристрастиям). Анализ Д.с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т. е. поиска той категории населения, на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация народного хозяйства требует выделения т.н. соц.-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут нарастать (напр., имущественные, идеологии, и т. д.), а др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религиозные). См. также Концепции социальной дифференциации. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин

Общество не является некой однородной, диффузной массой. Издавна, практически со времени его возникновения, в нем отчетливо просматриваются дифференцирующие признаки. Внутри любого социального целого, как правило, выделяются отдельные элементы (индивиды) и их разномасштабные объединения (группы).

О. Конт сформулировал принцип, согласно которому разделение и кооперация труда выступают в качестве противоположных начал, создающих как полюса напряжения, так и динамическое равновесие внутри социальной системы. Кооперация труда возникла из-за необходимости в объединении усилий многих людей для решения крупных общественных задач - построить крепость, корабль, собор, выступить против многочисленного и опасного противника и т. д.

Благодаря же разделению труда образуются общественные группы, различающиеся между собой профессиональными и социальными признаками. Консолидированные внутри себя, они обособлены от других групп и относятся к ним со скрытой или явной враждебностью.

Иными словами, обединениям людей неизменно сопутствовали расчленения, дифференциации в соответствии с самыми разными принципами.

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) означает расслоение общества на уровни, слои, или "страты", когда большие группы людей - занимают определенные места в соответствии с принципами социальной иерархии. Стратификация -одна из разновидностей социальной дифференциации.

Под "стратой" следует понимать реальное множество людей с общими статусными признаками экономического, политического, демографического, культурного и т. д. характера.

П. Сорокин писал в своей работе "Социальная стратификация и мобильность" о том, что любая организованная социальная группа практически всегда проходит через процедуру внутреннего расслаивания. Таких устойчивых групп, где бы все пребывали в одной плоскости и были во всех отношениях равны между собой, практически не бывает. Полного равенства нет ни в растительном, ни в животном мире и, напротив, везде обнаруживается доминирование одних над другими. Поэтому воображаемое общество с полным равенством всех со всеми - это миф, которому не дано реализоваться.

Внутри каждой социальной системы присутствуют две противоположных тенденции. Одна из них имеет вид стремления к культивированию и закреплению различных форм неравенства. Другая выглядит как стремление к равенству. Обе они уравновешивают друг друга. Социальная система, несущая их в себе, пребывает в состоянии устойчиво-динамического равновесия.

Неравенство выступает как совокупность условий, заставляющих людей занимать различные места и ступени в иерархических структурах общества. Оно может быть нескольких видов.

  • 1. Естественное неравенство обусловлено физиологическими, психофизическими особенностями людей, их отличиями друг от друга по возрасту, полу, силе, красоте и т. д. Оно всегда существовало между людьми и никогда не исчезнет.
  • 2. Социальное неравенство имеет различные формы и проявляется во множестве сфер общественной жизни. Обозначим наиболее очевидные из его проявлений:
    • а) при разделении труда на физический и умственный;
    • б) в укладах жизни - городском и сельском;
    • в) в различных профессиях, должностях, социальных ролях;
    • г) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства;
    • д) в принадлежности к различным социально-политическим кругам, партиям, клубам (от демократических до элитных);
    • е) по характеру социальных привилегий и др.

Социальное неравенство не является чем-то изначально присущим человеческому роду. Оно возникло вместе с развитием цивилизации.

3. Культурное неравенство предполагает различия в уровнях образованности, воспитанности, культуры, духовности, в степени одаренности способностями и талантами. Люди различаются между собой характером потребностей, типами мировоззрения, идеологическими убеждениями, религиозными верованиями. Эти различия они нередко сами превращают в исходное основание для тех или иных форм социального противоборства.

Э. Дюркгейм писал о том, что если люди от природы не равны по степени одаренности теми или иными талантами, то социальные воздействия в виде обучения, воспитания, образования еще более усугубляют это неравенство. Само общество посредством различных знаков внимания, выплат и привилегий по-разному оценивает труд того, кто бездарен, и того, кто талантлив.

М. Вебер указывал на три основных разновидности неравенства. Первое - имущественное неравенство. Второе - статусное неравенство, при котором люди в разной степени пользуются уважением и почетом, различаются между собой образом жизни, стилем одежды, вкусом, речью, манерами. И третье - неравенство, обусловленное мерой власти, которой обладает данный человек. Эта мера зависит от принадлежности к влиятельным политическим кругам, партиям и от целого ряда других социально-политических факторов.

Неравенство, взятое само по себе, восходит к такому объективному свойству всего сущего как иерархия.

Сам феномен иерархичности как соподчиненности различных уровней системы был известен уже в античности. Так, Платон в диалоге "Государство" формулирует идею иерархии социальных групп (философы-правители, стражи, труженики-ремесленники и земледельцы).

Собственно понятие иерархии начинает употребляться применительно к светской проблематике в середине XIX в. О. Конт и П. Спенсер характеризуют с его помощью феодальный социум. М. Вебер применяет его при описании вертикальной структурированности бюрократических организаций. Э. Дюркгейм говорит о социальной иерархии в связи с проблемой разделения труда и общественных функций между индивидами и группами. Понятие иерархии становится одним из ключевых в концепциях элиты В. Парето, К. Маннгейма.

В XX в. с развитием обшей теории систем понятие иерархии начинает использоваться при описаниях различных системных объектов для характеристик упорядоченных, субординированных взаимодействий между элементами, располагающимися на разных уровнях. В социальной теории к его помощи прибегают при анализе функциональных взаимоотношений преимущественно вертикального свойства, где предполагаются координация, со-подчиненность, разделение обязанностей и прав между социальными субъектами.

В социально-правовых концепциях понятие иерархии служит для исследования сложных системных объектов, в том числе при анализе проблем, связанных с иерархией прав, степеней власти и социального контроля, иерархией мотивов законопослушного и противоправного поведения и др.

Неравенство, будучи частной разновидностью иерархии, обеспечивает структурированность общества, а следовательно, и прочность той социальной конструкции, которая составляет его остов. Именно поэтому общество и государство во все времена стремились воспроизводить, организовывать, поддерживать и защищать неравенство. Особенно велика в выполнении этих функций была роль государства и его институтов, церкви, идеологии, армии.

При этом крайне важно было найти оптимальную меру допустимого и приемлемого массовым сознанием неравенства.

Идеал абсолютного равенства, при всей его привлекательности и заманчивости, недосягаем для человечества. И причина этого проста: люди неодинаковы от природы и поэтому в соответствии со своими различными особенностями вынуждены занимать разные места на множестве лестниц социальных иерархий. Умонастроения, требующие абсолютного равенства и носящие название эгалитаризма, возникли в результате активных усилий социальных низов. Там, где массовое сознание требует абсолютного равенства, оно приходит лишь к грубой уравниловке, к вульгарным формам охлократии, при которой степень цивилизованности социальных отношений не повышается, а понижается. И это происходит оттого, что абсолютное равенство противоречит сущности жизни.

Но если абсолютного равенства нет и быть не может, то относительное равенство существует. Оно отличается от абсолютного тем, что предполагает некоторые элементы неравенства в отношениях между субъектами. Если, к примеру, в семье между мужем и женой отношения строятся на основе принципа равенства прав и обязанностей, это не означает, что отправляясь, скажем, в поездку, муж и жена несут к машине равные по тяжести чемоданы.

Одним из наиболее распространенных способов социальной дифференциации является разделение людей на классы, то есть набольшие группы, имеющие неравный доступ к средствам производства, богатству и власти.

Значительный вклад в теорию классов внес К. Маркс. Он обратил внимание на резкую поляризацию двух больших социальных групп - владельцев средств производства (эксплуататоров) и производителей (эксплуатируемых). Между ними складываются антагонистические отношения социальной вражды, которые делают социальную систему неустойчивой и неизбежно ведут к грандиозным социальным потрясениям. Классовая вражда должна, согласно Марксу, неизбежно увенчаться полным уничтожением эксплуататорских классов.

Кроме двух антагонистов, социальных "верхов" и социальных "низов", существует еще и средний класс мелких и средних предпринимателей. Немецкий социолог Г. Зиммель отмечал, что устойчивость иерархических структур социальной системы в значительной степени зависит от удельного веса среднего класса. Находясь в социальном пространстве между "верхами" и "низами", он способен избегать обеих крайностей в своих притязаниях и в состоянии гасить агрессивную энергию противостояния антагонистов.


Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Виды дифференциации Экономическая: - Уровень доходов; - Уровень жизни; - Бедные, богатые, средние слои Политическая: - Управляющие и управляемые; - Политические лидеры и масса Профессиональная: - Профессии; - Род деятельности и занятия; - Престижные и непрестижные профессии, занятия


Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Социальные группы Большие ____________________________ - Сословия - Классы - Социальные слои - Этнические общности - Профессиональные группы - Др. Малые (непосредственный контакт ее членов) __________________________ - Семья - Школьный класс - Др.


Сословия – большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству. Сословия древних обществ Сословия средневекового общества Высшее или знатное Низшее или незнатное ДуховенствоДворянство (рыцари или всадники) Третье сословие (горожане) Современная социальная дифференциация Классовая теорияТеория стратификации


Признаки классов по В. И. Ленину (« Великий почин ») Классами называются большие группы людей, которые различаются: По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства Главный признак


Основные классы в общественно - экономических формациях Первобытно - общинная формация Рабовладель ческая формация Феодальная формация Капиталист ическая формация Коммунистическая формация социализмкоммунизм Общество без классов Рабовладель цы и рабы Феодалы и зависимые крестьяне Буржуазия (капиталист ы) и пролетариат Рабочий класс и крестьянств о Общество без классов Эксплуатато ры и эксплуатиро ванные (другая точка зрения)


Теория возникновения классов биологическаяраспределитель ная организационн о - техническая насилия Марксистско - ленинская Классы существуют в силу вековечного биологического или психологическог о неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата) Классы существуют в силу разделения людей на « организаторов » и « исполнителей!, т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Разделение общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности которая приводит к имущественном у неравенству


Страты – социальные слои, которые различаются: По уровню и источникам доходов; По уровню образования; По профессиям; По бытовым условиям; По включенности во властные структуры; По отношениям к собственности; По социальному престижу; По самооценке своей позиции в обществе; По качеству жизни. В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ). Теория стратификации




Высший высший класс – главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных фирм, высшие чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы Высший класс – главный управляющий средней фирмы, инженер - механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа Высший класс


Высший средний класс – банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы Средний средний класс – банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник Низший средний класс – автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник физического труда, служащий гостиницы, рабочий почты, полицейский, водитель грузовика Средний класс




Какие профессии, должности и занятия самые доходные? Этот вопрос специалисты Всероссийского центра по изучению общественного мнения задали 1600 жителям России (результаты даны в процентах от общего количества опрошенных). Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г.


Банкир – 39,90 Преступный « авторитет » - 28,39 Звезда эстрады – 22,50 Депутат – 21,70 Министр – 15,39 Юрист – 14,39 Губернатор – 13,50 Предприниматель – 13, 39 Политический деятель – 11,00 Проститутка – 9, 19 Фотомодель – 8,00 Имиджмейкер, специалист по выборам – 3, 79 Врач – 3,09 Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г. Священник – 2, 29 Артист – 2, 09 Журналист – 1, 79 Фермер – 1, 39 Милиционер – 1, 29 Сотрудник спецслужб – 1,20 Нищий – 1,10 Учитель – 0, 89 Ученый – 0, 89 Писатель – 0, 60 Спортсмен – 0, 50 Квалифицированный рабочий – 0, 50 Офицер армии – 0, 10


Средний класс (различные подходы к определению) Западная Европа: принадлежность определяется наличием сбережений США: принадлежность определяется наличием долгов, т.е. полученными кредитами Высокий уровень потребления (определенные продукты, услуги, машины и пр.) Люди, которые отказались уже от надежд на государство, на то, что кто-то им поможет. Они опираются на собственные силы, возможности и ресурсы. У них принципиально иное отношение к жизни, к работе и семье. Хорошее материально-экономическое положение, измеряемое не только доходами, но и имуществом и сбережениями. Высокий образовательный уровень, профессиональный статус, положение на рынке труда. Самоидентификация (люди сами причисляют себя к среднему классу, потому что они так себя чувствуют)


Особенности среднего класса в России Средний класс чрезвычайно разнообразен: мелкий предприниматель, банковский клерк, работающий по международному гранту профессор, менеджер и др. Можно говорить о средних классах. Костяк среднего класс составляют чиновники и управленцы – 60% (на Западе – предприниматели). Доля мелких предпринимателей в среднем классе России – всего 3%. Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость…. Аристотель Государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожеств. В.Г. Белинский


Феодалы – крупные земельные собственники. В России их называют помещиками. Социальные категории (общие понятия) феодалы крестьяне Духовные (сословие духовенство)Светские (сословие дворяне) Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне) Как профессиональная группа (работники на земле, землевладельцы)


Буржуазия – класс собственников средств производства, использующих наемный труд. Социальные категории (общие понятия) Буржуазия по видам деятельности Промышленная ____________ Это владельцы мануфактур, фабрик, заводов, других предприятий Торговая ____________ Это купечество Финансовая __________ Это владельцы банков и ценных бумаг Сельская _______________ Это владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями)


Пролетариат (от греч. « пролес » – лишенный всего) – наемные рабочие. Социальные категории (общие понятия) ПромышленныйСельский, или батраки Пролетарии умственного труда Пролетариат Буржуазия по размере прибыли крупнаясредняямелкая буржуазия = капиталисты Термин социальный Термин экономический


Различия пролетариата и рабочего класса Признаки классов Пролетариат Рабочий класс Место в системе общественного производства Подчиненное (эксплуатируемый класс) Главенствующее (дружественный крестьянству класс) Отношение к средствам производства Лишен средств производства при капитализме Владеет средствами производства при социализме Роль в общественной организации труда Исполнитель, непосредственный производитель Организатор, исполнитель, производитель Способы получения и размеры располагаемого общественного богатства По стоимости рабочей силы. Незначительная часть национального дохода По труду. Соответствующая часть национального дохода


Интеллигенция – социальная прослойка, слой людей умственного труда. Отличительные черты интеллигенции Наличие образованияОтсутствие собственностиГлавное условие существования – умственный труд интеллигенция Гуманитарная НаучнаяИнженерно-техническаяТворческая Военная


Маргиналы – социальный слой людей, выпавший из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда). Маргинализация Отрицательная ___________________________ Кандидат наук чистит снег; физик торгует майонезом; др. случаи Положительная ______________________ Кандидат наук – менеджер; физик, окончивший курсы по цветоводству; др. случаи


Люмпены (пауперы) – люди без определенного места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия. Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп в другие. Социальные группы (социальные слои) Деклассированные элементы Военнослужащие, учащиеся, школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды, женщины, молодежь, одинокие матери и др. Уголовники, наркоманы, алкоголики, проститутки, бомжи и др.


Социальная мобильность Горизонтальная _________________________ Это переход в группу одного уровня _____________________________ Переход с одного места работы на другое, повторный брак, др. случаи Вертикальная _________________________ Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую Подъем ________________ От рабочего до владельца завода, др. случаи Спуск _________________ От хозяина завода до наемного управляющего, др. случаи Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.


Социальные лифты – это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой. Социальные лифты, по П. Сорокину (американский социолог русского происхождения) Армия (Г.К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон, О. Кромвель) Церковь (Патриарх Никон, Папа Григорий VII) Школа (образование) – М.В. Ломоносов, М.Лютер СМИ (А. Кашпировский, А. Разин) Партийная или общественная деятельность (А. Гитлер, И.В. Сталин) Заключение брака с представителями высшего класса (П. Ковалева- Жемчугова, Екатерина II) Новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты)


Социальная структура – внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними. Социальные отношения – многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Номенклатура – это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющий коллективной собственностью. Бюрократия – особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.


Элита – высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально - экономическую и культурную политику. Элита Виды элит Политическая – осуществляет власть и организует государственное управление Экономическая – осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Интеллектуальная – развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть





по курсу «Естествознание»

на тему «Социальная дифференциация общества»

1. Социальная стратификация

В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального неравенства. Социальное неравенство - это такая форма социальной дифференциаций, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Идея социального равенства принадлежит к числу великих и наиболее привлекательных мифов человечества. В реальной действительности не было и нет ни одного сложного общества, в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, социальное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значительный уровень социального неравенства. Главная проблема состоит в том, чтобы постоянно находить приемлемое для общества и составляющих его индивидов соотношение между степенью неизбежного социального неравенства и представлениями людей о социальной, справедливости.

Если среди членов общества имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения. Никакие, этикетки, вывески не в состоянии изменить факт неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни. Если в пределах какой-то-группы существуют управляющие и управляемые; это означает, что такая группа политически дифференцирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, то такое общество профессионально дифференцировано. Это три основные формы социальной стратификации. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот, хотя бывают и исключения.

Сам термин «стратификация» латинского происхождения, позаимствован из геологии, означает в переводе «слоистость, напластование». Социальная стратификация - это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами. Таких критериев очень много. К. Маркс выдвигал на первый план обладание собственностью и уровень доходов. М. Вебер добавил социальный престиж, принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин называл причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, кроме того - гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность. Он предложил следующее стратификационное разделение общества:

высший слой профессионалов-администраторов;

технические специалисты среднего уровня;

коммерческий класс;

мелкая буржуазия;

техники и рабочие, выполняющие руководящие функции;

квалифицированные рабочие;

неквалифицированные рабочие.

Существует много других вариантов стратификационного деления общества. В последние годы наибольшее распространение получила шестислойная иерархия современного западного общества:

Высший класс:

высший слой высшего класса (наследственное богатство, до 1 % населения);

низший слой (заработанное богатство, до 4 % населения);

Средний класс:

высший слой (высокооплачиваемые представители умственного труда и деловые люди, от 15 до 25 % населения);

низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники - до 40 % населения);

Низший класс:

высший слой (работники физического труда – 20 - 25 % населения);

низший слой (люмпены, безработные - 5-10 % населения).

Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности - возможность перемещения из одной страты в другую

2. Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности ввел в научный оборот П. Сорокин. Социальная мобильность - это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной страты в другую, тем оно стабильнее, по мнению сторонников теории социальной стратификации.

Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая вертикальная мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая вертикальная мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей мобильности. При вертикальном типе мобильности человек может совершать как подъемы, например, от кассира до управляющего банком, так и падения. Предприниматель может потерять часть своего состояния, перейти в группу людей с более низкими доходами. Потеряв квалифицированную работу, человек может не найти равноценную и в связи с этим, утратить часть признаков, характеризующих его прежний социальный статус. Горизонтальная мобильность предполагает перемещение человека из одной группы в другую, расположенную на том же уровне, на той же ступеньке. При таком типе мобильности человек, как правило, сохраняет основные признаки группы, например, рабочий перешел работать на другое предприятие, сохранив уровень зарплаты, и прежний разряд, или переехал в другой город; такой же по числу жителей и т. д. Социальные перемещения приводят и к появлению промежуточных, пограничных слоев, которые называются маргинальными.

«Социальными лифтами» с помощью которых осуществляются перемещения, в первую очередь являются армия, церковь, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относятся средства массовой информации, партийная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

3. Социальный контроль и социальная ответственность

Понятие ответственности в широком смысле характеризуется в науке как общественное отношение между отдельными субъектами (человеком, группой и др.) и тем, кто контролирует их поведение. Это может быть контроль собственной совести, общественного мнения или государства. Социальную ответственность можно определить как один из аспектов отношений участников общественной жизни, характеризующий взаимосвязь индивида, общества и государства, индивидов между собой и включающий осознание субъектом социальной значимости своего поведения и его последствий, его обязанность действовать в рамках требований социальных норм, регламентирующих общественные отношения. Применительно к отдельному человеку ответственность - это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Ответственность у индивида формируется как результат требований, которые к нему предъявляют общество, социальная группа, в которую он включен. Осознанные индивидом требования становятся основой мотивации его поведения, которое регулируется совестью, чувством долга. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится ее свойством. Ответственность проявляется в действиях человека и охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предъявляемые требования, в какой мере он их правильно понял и истолковал, может ли он предвидеть последствия своих поступков для себя и общества, готов ли принять санкции в случае допущенных нарушений. К ответственности необходимо подходить, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе, социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности.

В зависимости от содержания социальных норм различают моральную, политическую, юридическую и иные виды социальной ответственности. Различны санкции в случае нарушения тех или иных норм. Например, в случае отсутствия моральной ответственности, нарушения моральных норм применяются так называемые неформальные негативные санкции: порицание, замечание, насмешка. Социальная ответственность - это не только ответственность отдельных лиц, но и ответственность государства, всех субъектов политической системы общества за взятые на себя обязательства, что составляет суть политической ответственности. Основные санкции в случае неисполнения политиками своих обязательств - неизбрание на следующий срок, критика общественностью, в средствах массовой информации. Специфическая особенность юридической ответственности заключается в четком определении в законе субъектов, содержания, видов, форм и механизмов реализации. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. В зависимости от характера правонарушения определяются виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

4. Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, престиже, доступе к власти являются источником социальной напряженности. Социальная напряженность нередко перерастает в конфликт. Социальный конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной" отрасли социологического знания - конфликтологии.

Социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт это временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Они полагают, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. Конфликт, по их мнению, - необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Другое дело в том, что не следует допускать чрезмерного разрастания конфликта, ибо это может привести к катастрофическим последствиям.

В качестве причин социальных конфликтов марксистские социологи выдвигают на передний план экономические факторы. Один из создателей современной конфликтологии немецкий социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Предконфликтная стадия после скрытой фазы развития конфликта завершается инцидентом, каким-либо внешним событием, являющимся поводом, который приводит в движение конфликтующие стороны. Вторую, основную стадию конфликта, характеризует конфликтное поведение, т. е. действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во-первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во-вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны, быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок противоборствующих сторон, ликвидирована социально-психологическая напряженность между ними.

Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Современные концепции социальной стратификации.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.



Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.