Сергей Есенин: "Не расстреливал несчастных по темницам…". Есенин о советской власти

Рогова Анастасия 10.05.2019 в 23:40

Он позволял себе плевать на признанные авторитеты, купался в обожании светских красавиц, прожигал жизнь напропалую и… остро тосковал по милой деревне. Это все - про Сергея Есенина. Вокруг фигуры великого поэта до сих пор немало загадок и тайн. В том числе и страшный его уход из жизни в отеле "Англетер"…

3 октября (по старому стилю 21 сентября) исполнится 124 года со дня рождения "последнего поэта деревни", как сам себя называл Сергей Есенин. Он действительно уже появился на свет поэтом, а рязанское село Константиново сформировало характер, религиозные убеждения и взгляды на всю оставшуюся жизнь. И в каких бы городах, и на каких бы великосветских мероприятиях Есенин потом не блистал (а ему довелось читать свои стихи и перед императрицей Марией Федоровной), деревня в нем так и осталась основным началом. Взгляд Сергея на жизнь - это упрямый и настороженный, слегка насмешливый, в чем-то ограниченный, в чем-то бескрайне широкий взгляд русского крестьянина.

Когда молодой Есенин - уже признанный на родине талант, с публикациями и благословением учителей, прибыл в Петербург, то пришел не на пустое место (как он кокетливо потом рассказывал и писал), а четко понимая, как ему нужно себя вести и что от него ждут литературные круги.

Николай Клюев, основатель собственного кружка "новокрестьянской" поэзии, сразу угадал в талантливом златовласом выходце из провинции дарование, подходящее под его программу выступлений, и заботливо принял юношу под крыло. Живи Николай Клюев сегодня, он бы стал потрясающим пиарщиком или продюсером.

В начале XX века интерес среди творческой интеллигенции к деревне возрос стократно. И Клюев, сам имеющий крестьянские корни, прекрасно понимал, что поразит публику, собирающуюся на поэтические вечера. Он и Есенин, в крестьянских идеально стилизованных рубахах, подпоясанные кушаками (а иногда и в лаптях), с волосами, приглаженными салом, читали со сцены стихи о деревне, о русской тоске - с обязательными березками, лошадками, просторами и крестьянскими избами.

Сам Клюев напоминал этакого Микулу Селяниновича, а молоденький, с золотыми кудрями Есенин - пастушка Леля. Они оба словно сошли с лубка, показывая петербургской публике именно такую деревню, которую та хотела видеть: картинную, былинную, сказочную. А внешность и стихи Есенина были квинтэссенцией этой вымышленной деревни. Успех был грандиозный. О "крестьянских" поэтах говорили везде. Дамы плакали от восторга при виде золотых кудрей Сергея, а маститые поэты одобрительно хлопали народное дарование по плечу.

Но Клюев, в свободное от выступлений время сидел у себя в роскошных гостиничных апартаментах, читая в подлиннике зарубежных авторов, а Есенин осваивал ночную жизнь Северной столицы. Николай всегда неодобрительно относился к своеволию своего молодого соратника, который вместо рассуждений о предназначении России предпочитал развлекаться напропалую. Неудивительно, что творческий дуэт вскоре распался, причем Клюев резко осуждал своего бывшего протеже.

С Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем Есенин создал новое направление в поэзии - имажинизм, в основе которого лежало понимание основной цели творчества, как создания образа. Но поэзия Есенина не подходила ни под какие литературоведческие рамки. Поэт стремительно взрослел, и так же стремительно менялись его стихи. Неизменным оставалось только одно - горькая нежность к деревне. Он скучал по ней - по детству, по надеждам. Хотя, на тот момент у Сергея было уже все, о чем только может мечтать любой стремящийся к успеху поэт.

Слава, признание, успех у женщин, постоянные попойки - все это постепенно превращало Есенина из крестьянского здорового парня в истеричного и капризного прожигателя жизни. Завышенные похвалы и преклонение поклонниц заставляли поверить в собственную гениальность. Есенин считал себя не только "последним поэтом деревни", но и первым поэтом России. Он не любил Маяковского - боялся, что тот отобьет у него слушателей и признание. Кричал, когда видел газетные статьи о Маяковском: "Я умру под забором, на котором будут расклеены афиши с объявлением о вечере Маяковского!". Дружба с Мариенгофом также закончилась полным разрывом.

Как ни странно, только меткая и едкая Зинаида Гиппиус, которая не любила ни самого Есенина, ни его стихи, угадала слабое место поэта - раннюю славу. И предрекла, что именно "медные трубы" и погубят этого "херувима". Есенин на предостережение "Гиппиусихи" никакого внимания не обратил. Он вообще относился к представителям символизма, особенно старшим, без малейшего уважения. Сергей был уверен, что сам прекрасно знает, что такое творчество, и как должен жить настоящий поэт. Уважал из представителей старшего поколения Сергей Есенин только Блока. Уважал, но слегка свысока, снисходительно.

«Бей коммунистов, спасай Россию!» - Сергей Есенин.
120 лет назад 3 октября родился Сергей Есенин — самый переводимый в мире русский поэт. Он оставил много загадок. Но бесспорно одно: его главной любовью была Россия.
«Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась — её оборвали», — уверен петербуржский поэт Николай Браун, сын поэта Николая Леопольдовича Брауна, который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из «Англетера» 28 декабря 1925 г.
«Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубийство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в «Красной газете» статью о смерти поэта под заголовком «Казнённый дегенератами».
Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки пистолета, и ещё одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды. «Когда Есенина надо было выносить, — рассказывал отец, — я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Запрокинутая голова опадала. Были сломаны позвонки». На мой вопрос, не был ли Есенин застрелен, был краткий ответ: «Он был умучен». Отец был уверен, что мёртвого Есенина принесли в номер гостиницы с допроса.
Я также был знаком с писателем Павлом Лукницким, одним из организаторов похорон Есенина, и однажды спросил, что он помнит о смерти поэта. Лукницкий подтвердил: поэт «умер при допросе», после пыток, сказав: «А левого глаза не было». — «Как не было?» — «Вытек».
Для похорон внешность Есенина настолько «отреставрировали», что при прощании в Московском доме печати, по свидетельству писательницы Галины Серебряковой, в гробу лежала «нарумяненная кукла».
Поэт был убит по тем же мотивам, по которым был казнён ряд его друзей и современников из писательской среды: Ганин, Клюев, Клычков, Васильев, Наседкин, Приблудный и другие. А ещё раньше, в 1921 г., —Гумилёв. Власть воинствующих безбожников-интер¬националистов ставила целью сделать непокорных «бывших» русских (такой термин появился в советской печати) послушным стадом. А если человек не поддавался — его убивали. В Ленинграде линию партии воплощал в жизнь Григорий Зиновьев (глава Коминтерна), в Москве — Лев Троцкий.
К моменту гибели на Есенина было заведено 13 уголовных дел. Поэт был единственным, кто мог в ресторане рядом с Красной площадью кричать: «Бей коммунистов, спасай Россию!» Это был момент, когда Есенин узнал, что коммунисты при подавлении Тамбовского мятежа использовали химическое оружие. Тогда против власти Советов восстали 70 тыс. крестьян во главе с атаманом Антоновым. Песня восставших — «Антоновская» — стала любимой песней поэта. Тогда же он изобразил Троцкого в виде «еврейского комиссара» в поэме «Страна негодяев». А другу писал: «Тошно мне, законному сыну Российской империи, быть пасынком в собственной стране».
От расправы Есенина спасло то, что он отбыл в путешествие по Европе и Америке с Айседорой Дункан».
Сразу после смерти поэта советские газеты писали: «С есенинщиной, которая дурно пахнет, надо заканчивать», «свихнувшийся талантливый неудачник». «Дурно пахло» для большевиков, например, то, что свой первый сборник стихов в 1915 г. Есенин «благоговейно посвятил» императрице Александре Фёдоровне, с которой был лично знаком, как и с великими княжнами, которым посвятил стихотворение «Царевнам». Есенин не нарушил присяги, данной царю Николаю II. Во время Февральской революции поэт служил в армии. Тогда многие солдаты присягали Временному правительству. А Есенин — нет. Незадолго до смерти он писал: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно: что ни к февральской, ни к октябрьской».
Поэт выступал против хулы на Бога, которую поощряли большевики. За полгода до гибели в ответ на кощунственные стихи Демьяна Бедного Есенин написал:
«Когда я в "Правде" прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна
Мне стало стыдно, будто я попал
В блевотину, извергнутую спьяну».
А когда большевики решили убрать из всех его сочинений слово «Бог», поэт подрался с наборщиком в типографии, но восстановил прежний вариант. А новая власть тем временем разобрала в его родном Константинове колокольню (на которой юный Есенин звонил к праздникам), чтобы из того кирпича... построить свинарник. В Есенине никогда не умирал сельский мальчишка, который пел в церкви на клиросе, дружил с батюшкой Иоанном Смирновым, первым разглядевшим в нём талант поэта. Этот батюшка крестил Есенина с именем Сергей в честь преподобного Сергия Радонежского. Этот же батюшка и отпел поэта.
Есенин отходил от Бога и вновь возвращался. Просил:
«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать...»
«Есенина отпевали в трёх местах: в Москве, родном селе Константинове и соседнем селе Федякине. Не было сомнений, что он убит. Иначе никто бы не стал его отпевать, — рассказала «АиФ»Ирина Михайловна Мамонова, внучка двоюродной сест¬ры поэта по линии отца. — Моя бабушка, Надежда Фёдоровна, была на семь лет старше поэта, она прожила 97 лет. Бабушка рассказывала, что была на отпевании в Константинове. А в Москве на отпевании — мама ЕсенинаТатьяна Фёдоровна. Бабушка виделась с Есениным за месяц до его кончины. Поэт прятался в больнице от чекистов. Есенина любил и ценил известный врач Пётр Ганнушкин. В опасные моменты он укрывал Сергея Александровича. А недруги Есенина создали миф о якобы его проблемах с психикой и беспробудном пьянстве. Однако сам Есенин (это есть в воспоминаниях, в частности, у И. Шнейдера) повторял: «Я ведь пьяным никогда не пишу».
Когда же пил Есенин, если за последние 5 лет жизни он написал около 100 стихотворений и 5 поэм, а за последний год жизни им было подготовлено к изданию и выпущено 4 сборника стихотворений? И в Ленинград, где произошла трагедия, он ехал работать над изданием полного собрания своих сочинений.
В Москве в декабрьские морозы проститься с поэтом пришли тысячи людей. Очередь была невероятной, с пяти вечера всю ночь и до утра не заканчивался людской поток. «Казнь Есенина продолжилась и после его смерти. Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, — говорит Николай Браун. — Это обнаружила в 1955 г. сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронить его маму Татьяну Фёдоровну. В конце 80-х гг. нашёлся пожилой свидетель, шофёр ОГПУ Снегирёв, который 1 января 1926 г. принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал».
У Есенина была возможность не возвращаться из-за границы.
Но он вернулся, хотя понимал, что едет на заклание. В своей любви к России он был искренним:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
P. S. Дело о гибели великого русского поэта по сей день недоступно, на нём по-прежнему стоит гриф «секретно».

Главный недуг

Друзья и знакомые поэта сходятся во мнении, что алкоголизм Есенина и стал первейшей причиной его преждевременного ухода «в ту страну, где тишь и благодать». Сам поэт, отвечая 5 декабря 1925 года на вопросы при заполнении амбулаторной карты, в графе «Алкоголь» ответил: «Много, с 24 лет». Там же рукой лечащего врача безжалостно выведено: «Белая горячка, (галлюцинации)». В начале своей богемной жизни молодой здоровый организм рязанского парня справлялся с обязательными тусовочными возлияниями. Есенину даже удавалось организовывать «разгрузочные» дни. В 1921 году он с удовольствием отмечает в письме своему другу Анатолию Мариенгофу: «…так пить я уже не буду, а сегодня, например, даже совсем отказался, чтобы посмотреть на пьяного Гришку. Боже мой, какая это гадость, а я, вероятно, еще хуже бывал». Но надолго поэта не хватало. В последний год своей жизни Есенин стал, по выражению того же Мариенгофа, «человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело сознание».

В 1922 году Сергей Александрович жалуется в письме своему поэтическому «наставнику» Клюеву: «Очень я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделала издерганным». Будучи в Америке с супругой Айседорой Дункан, Есенин допивался до эпилептических припадков. Справедливости ради надо сказать, что не только от количества выпитого виски, но и от его качества. В то время Америку сотрясал «сухой закон», потому с утра приходилось принимать на грудь самогонные суррогаты. А. Дункан в газете «Геральд Трибьюн» писала, стараясь хоть как-то выгородить мужа и объяснить пьяные шабаши с битьем зеркал в отелях: «Приступы душевного расстройства, которыми страдает Есенин, происходят не только от алкоголя… а также отравления крови от употребления «запрещенного» американского виски, в чем я имею удостоверение одного знаменитого нью-йоркского врача, который лечил Есенина при подобных припадках в Нью-Йорке…».

О взаимоотношениях с властью

Адепты версии насильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина с властями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10 раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвления». Цитирую его собрата по перу В. Ходасевича, близко знавшего Есенина: «Относительно же Есенина был отдан в 1924 году приказ по милиции - доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода».Власти довольно трогательно относились к певцу «Руси советской». Единственная поэма, которую с огромной натяжкой можно отнести к критической по отношению к властям - это «Страна негодяев». Там у Есенина присутствует герой по фамилии Лейбман с псевдонимом Чекистов. Если кто не знает, имя одного из вождей революции Троцкого-Бронштейна - Лейб. Разве этим совпадением можно было смертельно обидеть Лейба Давидовича? Есть и другие «страшные» словеса, которые произносит Махно (в поэме бандит Номах): «Стадо! Стадо! …Ваше равенство - обман и ложь. Для глупцов - хорошая приманка. Подлецам - порядочный улов». Но бандит и должен говорить страшилки, на то он и бандит. Вот и все диссидентство. Зато сколько проникновенных строк Есенин излил на бумагу в пользу большевистских дел! А на смерть Ленина поэт откликнулся так, как может откликнуться только большой поэт-лирик: «И вот он умер… Того, кто спас нас, больше нет. А те, кого оставил он, страну в бушующем разливе должны заковывать в бетон».

Есенинская враждебность к большевикам - это миф. Конечно, по пьяной лавочке Сергей Александрович начинал фордыбачить и, бывало, произносил всякое непотребство, но к его кабацкому фрондерству власти относились снисходительно. Если бы он являл опасность для властей, его бы запросто обвинили в каком-нибудь заговоре и шлепнули бы, как, например, поэта Николая Гумилева. Есенин был на короткой ноге со многими чекистами. В частности, любил таскать за собой по вечеринкам известного чекиста-мокрушника Якова Блюмкина, порешившего летом 1918 года самого германского посла. Есенин, по словам Ходасевича, для куража мог предложить честной компании съездить посмотреть на расстрел «контры». «Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою», - вполне серьезно заявлял распалившийся поэт-лирик.

Программа для старшеклассников

Мы соберемся за общим столом, где встретятся лицом к лицу разные социальные прослойки общества, разные политические партии начала XX века: левые эсеры и большевики, революционные комбеды и кулаки, сознательные пролетарии и отсталые крестьяне, поэты Пролеткульта и представители «догнивающей» буржуазной литературы.

На нашем диспуте мы затроним многие темы до- и послереволюционного периода. Вот некоторые из них:

  • «Кричащие» лозунги новой власти и поэтический взлет С.А. Есенина.
  • «Гражданская война в деревне» и сопротивление эсеро-меньшевистской оппозиции в Советах.
  • «Могут быть только две партии: одна у власти, другая в тюрьме» (А.Н. Бухарин). Роль Советов в творческой судьбе поэта.
  • «Посадите буржуазию на восьмушку … а пролетариату дайте хлеб» (В.И. Ленин). Уменьшение народонаселения Советской России и критическое положение деревень, на примере Константиново.
  • Долгожданный «Декрет о земле» как противодействие декрету «О чрезвычайных полномочиях…» Ленина.
  • Вера С.А. Есенина в обновленную Россию («Небесный барабанщик», «Преображение», «Инония» и неосознанное беспокойство за ее будущее («Сельский часослов», «Страна негодяев»)
  • Имажинизм как «шутовское кривлянье ради кривлянья» и народное творчество как эталон настоящей образности.
  • Двуликость, предательство, вседозволенность новых «друзей» поэта (Блюмкина, Устинова, Троцкого, Каменева) и отход Есенина от плеяды крестьянских поэтов.

Программа сопровождается чтением стихотворений С.А. Есенина, рассказом о его личной жизни.

Длительность программы с экскурсией по музею — 1 час 30 минут.

© 2024. eltctricon.ru. Портал профессионального электрика.

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 1
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,214 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,021
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0,595