Анализ 2 действия 3 явления бесприданница. Анализ произведения островского

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

Литература - это наглядный пример развития природы человеческих отношений, предоставленная возможность осмысления жизненных ситуаций со стороны. «Бесприданница» - это то, что происходит в обществе каждый день. Александр Николаевич Островский, безусловно, является одним из самых значимых русских драматургов XIX века, ведь в его пьесах отражаются социальные проблемы современной реальности.

Идеи своих произведений Александр Николаевич Островский черпал из судебных дел - в 1843 году по желанию отца он устроился писцом в Московский совестный суд. Затем ему на некоторое время пришлось быть в роли мирового судьи Кинешемского уезда. Наблюдая за различными судебными разбирательствами, Александр Николаевич вдохновлялся самыми острыми бытовыми и социальными конфликтами.

Александр Островский был театральным драматургом, поэтому все пьесы писал в относительно короткие сроки. Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года. Параллельно с «Бесприданницей» А.Н. Островский написал еще несколько пьес: «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва».

Смысл названия пьесы очевиден. Лариса Огудалова - девушка, произошедшая из дворянской, но небогатой семьи. Лариса совсем не имеет приданого, чтобы найти себе «достойного» и богатого жениха. Однако таланты Ларисы выделяют ее среди остальных, поэтому представители «высшего общества» не против познакомиться с главной героиней.

Автор считал свою сороковую, юбилейную, пьесу лучшим произведением, которое он когда-либо написал. Но «Бесприданницу» встретили весьма холодно. Критики и давние поклонники Александра Островского были довольно разочарованы пьесой - её сочли заурядной и скучноватой, к тому же с банальным сюжетом. На многие годы о «Бесприданнице» забыли.

Жанр, направление, конфликт

Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества.

«Бесприданница» относится к такому литературному направлению, как реализм. Пьеса отражает действительность, происходит социальная детерминация личности - характер героев обуславливается общественной средой. В драме присутствует глубокий психологизм, Островский вводит в произведение тип «маленького человека» (Карандышев), тип «лишнего человека» (Лариса Огудалова).

В пьесе можно рассмотреть несколько столкновений. Юлий Капитонович Карандышев и Лариса Огудалова выступают в пьесе как герои, находящиеся в противостоянии с обществом. Только Лариса находится в роли «лишнего человека», которому тяжело существовать в эпоху буржуазного общества в силу своей уникальной, глубокой личности. В то время как Юлий Карандышев принимает роль «маленького человека», который безнадежно пытается доказать свою значимость и важность перед обществом, которое лишь насмехается над ним. Безвыходность положения является одной из причин, по которой он решает взять Ларису замуж. Бедность не позволяет обоим героям реализовать себя - конфликт материального и духовного прослеживается на протяжении всей пьесы.

Суть

Пьеса «Бесприданница» рассказывает о судьбе молодой девушки - Ларисы Огудаловой. Она выросла с матерью Харитой Игнатьевной Огудаловой. Ее мать была гостеприимной, «легкой», хитрой женщиной, которая проводила обеды в честь Ларисы. На шумных вечерах проворная она устраивала смотрины своей утонченной, талантливой дочери, таким образом «вытягивая» деньги со всех потенциальных женихов, которые приходили посмотреть на девушку и насладиться ее пением.

Однако Лариса была противоположностью своей матери - ей не нравились постоянные вечера, притворство, с которым она была обязана всем улыбаться, пристальные оценки со стороны. Ей не нужны были роскошь и богатство, она хотела мирной спокойной жизни где-нибудь в глухой деревне. Зато Харита Игнатьевна желала себе «достойной», беспечной жизни, поэтому пользовалась внешней и внутренней красотой дочери, постоянно выискивай ей богатого жениха.

Единственной причиной, из-за которой Ларисе пришлось страдать и, впоследствии, погибнуть, было то, что она - бесприданница. Общество восхищалось ей, но в то же время отталкивало от себя. Никто не хотел брать в жены бесприданницу. В те времена женщины не работали, а только могли вести хозяйство, следовательно, они не могли финансово помочь своей будущей семье.

Главные герои и их характеристика

  • Образ города и горожан . В пьесе представлена буржуазная эпоха. Действие происходит в городе Бряхимове, расположенном на Волге. Основной тип горожан - это привилегированный слой, который представляют купцы, облаченные в европейские костюмы, ведущие светский образ жизни. Однако у каждого героя пьесы сложились «конфликтные» отношения с городом - каждого он гнетет, удручает. Например, Вожеватов и Кнуров всю пьесу грезят о Париже и мечтают уехать, Лариса хочет сбежать в глухую деревню, подальше от всех.
  • Образ и характеристика Ларисы . Островский изобразил главную героиню как утонченную, интеллигентную девушку, с богатым внутренним миром и разнообразными талантами. Лариса выросла в совсем не богатой семье, но «высшее общество» воспринимает ее как равную себе: Кнуров считает, что она достойна роскошной жизни, а Важеватов преподносит ей подарки. Но, несмотря на свой ум и благородство, Лариса предстает совершенно бесхитростной и открытой. Она не скрывает того, что к кому-то расположена, не носит масок. В отношении Паратова Лариса была совершенно искренна, доверчиво пошла за ним, будучи связанной с Карандышевым.
  • Образ и характеристика Хариты Игнатьевны . Мать Ларисы предстает перед читателем как совершенная противоположность дочери. Харита Игнатьевна не чурается брать деньги у молодых людей, которые приходят посмотреть на Ларису, постоянно устраивает в честь дочери вечера. Вожеватов описывает Хариту Огудалову как не лишенную хитрости, проворную женщину, которая из всего сможет извлечь выгоду. Однако потенциальных «женихов» не отталкивает то, что они должны платить деньги и дарить подарки семье Огудаловых - всем нравится общество Хариты Игнатьевны, с ней они чувствуют себя легко и непринужденно. Женские образы в пьесе позволяют понять, что буржуазное общество портит прекрасный пол, постоянно заставляя его продавать себя подороже. Либо барышня сдается и становится хитрой и беспринципной Харитой, либо становится жертвой трагических обстоятельств – Ларисой.
  • Образ Паратова . Это типичный барин с замашками богатого и веселого помещика. В его венах течет кровь родовитых дворян, привыкших к жизни на широкую ногу. Однако сам герой унаследовал не самое крупное состояние. Привыкший к праздности, воспитанный в лени и барстве, он тоже переживает личную трагедию, ставшую в ту пору общественной. Дворянство сменяло купечество, потому что люди с благородным происхождением только кутили и тратили деньги, но не умели их зарабатывать, в отличие от тех же купцов. Так и Паратов все промотал и вынужден был жениться по расчету, продавать себя не хуже Ларисы.
  • Образ Карандышева . Как уже было сказано, это маленький человек, который стремится самоутвердиться в буржуазном обществе, где мерилом значимости являются только деньги. Для мужчины нет других достоинств, и Юлий Капитоныч страдает от осознания своей ничтожности. У него болезненное самомнение, которое он всячески пытается утвердить в обществе у Огудаловых. Все его реплики, так или иначе, призывают других героев обратить на него внимание. На женитьбу его толкает больше эгоизм, чем любовь. Он опять хочет самоутвердиться, показывая, что прекрасная женщина, желанная для всех, выбрала именно его. Это и губит его брак.
  • Кнуров – образец новой аристократии, богатый купец. Он женат, но постоянно ищет наслаждений в компании дам. Все, по его мнению, покупается и продается, иных отношений и ценностей он не знает и не видит, потому что прекрасно осознает, что его люди воспринимают денежным мешком, не более, но и не менее. Это очень трезвый и приземленный человек, который живет ради удовольствий.
  • Вожеватов – выходец из простой семьи. Его предки служили у Огудаловых, но теперь мир перевернулся, и уже дворянка заискивает перед безродным купцом. Василий стал богачом, но помнил и цену успеха, поэтому был расчётливым и прижимистым человеком. Он очень ценил свое положение и боялся потерять его.

Темы и проблемы

  1. Основная тема пьесы — деформированные отношения в обществе. У людей складываются отношения, основанные на торговле: если «товар» имеет достойный вид, то его покупают, если же нет, то исключают из общества. Так поступили и с Ларисой: все воспринимали ее как высококачественный «товар», поэтому были готовы платить за нее и одаривать подарками. Кнуров и Вожеватов «съездили бы с ней в Париж», Харита Огудалова берет за смотрины дочери деньги, Карандышев использует Ларису как способ возвыситься в обществе и обзавестись полезными связями.
  2. Любовь в таком мире не существует. Когда Лариса влюбляется в Сергея Паратова, ее ждет разочарование. Сергей Сергеич навряд ли испытывал к девушке взаимные чувства: он покинул ее, не предупредив об отъезде, и не дав ни малейших обещаний. В свою очередь Лариса была готова броситься вслед за Паратовым, она сохраняла свои чувства к мужчине целый год. Девушка настолько сильно любит Паратова, что называет «мужеством» то, что он, не дрогнув, стрелял в нее из пистолета.
  3. Бесчестие становится нормой. Паратов сумел выгодно обручиться и получить «полмиллиона» приданого. Сергей Сергеич Паратов представляет тот тип человека, который комфортно чувствует себя в данном типе общества. Он торгует собой, ищет состоятельных невест, сравнивает лучшие варианты. Он не побоялся солгать Ларисе, пообещав ей взаимную любовь, только чтобы унизить Карандышева.
  4. Нравственные проблемы присутствуют у каждого героя «Бесприданницы». Несмотря на все положительные характеристики Ларисы Огудаловой, героиня дает себе право сбежать от Карандышева, своего жениха. Такой поступок можно объяснить любовью к Сергею Паратову, но он не оправдывает ее действий. Как уже упоминалось раньше, Карандышев радуется выгодному браку, Харита Игнатьевна буквально живет за счет дочери, а Вожеватов с Кнуровым подкидывают монету для того, чтобы выбрать, кому достанется Лариса. Цинизм и равнодушие стали основой межличностных отношений, где деньги вытеснили людей. Это и есть проблематика драмы.

Основная идея

Александр Николаевич Островский показал, насколько преувеличено значение денег и богатства в обществе. Материальное «выедает» все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Неверно расставленные приоритеты общества приводят к неисправимым трагедиям. Лариса страдает из-за своей бедности, из-за общества, которое вознесло деньги как главную ценность. Это и есть смысл ее трагедии. Героиня не имеет права на искренность - ее тут же используют, она не имеет права любить - без приданного она никому не нужна. Девушка существует в таком обществе только за счет внешних и внутренних качеств. Здесь Лариса Огудалова как красивая игрушка - все делают ей подарки, предлагают свое покровительство. Однако жениться на ней никто не спешит.

Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни - она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.

Критика

Александр Николаевич Островский считал свою сороковую пьесу лучшей. Но как отзывались о «Бесприданнице» его современники?

Когда пьеса вышла в свет, автор получил не так много хвалебных отзывов, как изначально надеялся. Как известно из его дневников, он читал пьесу в Москве пять раз, в кругу слушателей находились и те люди, которые были «враждебно настроены» к Островскому. Но, к великой радости писателя, слушатели оценили пьесу и похвалили ее.

Островский был настроен на успех, поставив «Бесприданницу» в театре. Однако после театральных постановок на Александра Николаевича обрушился шквал критики. Русский историк театра Сергей Васильевич Флёров назвал пьесу «банальной, старой, неинтересной историей», а Ларису окрестил «глупенькой, обольщенной девицей», на которую не стоило тратить времени.

Для театрального и литературного критика В.П. Буренина «Бесприданница» вызвала «серьезный интерес», по его словам, пьеса «задевает одну из самых жгучих ран».

Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время купечество из патриархальных отношений переходило к новым экономическим реалиям жизни.

Во главе купеческой жизни стали люди нового поколения, которые копировали всё европейское : костюмы, развлечения, стиль жизни. Но любовь к власти и богатству осталась и проявлялась с ещё большей силой.

Вконтакте

Вот эту пагубную страсть, стремление к богатству, а через него к власти и наслаждению и показал А.Н. Островский в своём лучшем произведении «Бесприданница». Жизнь бедной чувствительной девушки Ларисы Огудаловой закончилась трагически , потому что любви и честности нет места в мире, где правят деньги, и ради них попираются чувства.

Краткое содержание пьесы А.Н. Островского » Бесприданница» . Анализ её напоминает , хоть события в той происходили 20 лет назад, но:

  • Деньги определяют отношения между людьми: между матерью и дочерьми, между деловыми партнёрами, между мужем и женой, между женихом и невестой.
  • Чувства людей не имеют никакой цены, никакого уважения. Женятся не по любви, а по расчёту.
  • Из-за всего этого трагически гибнет главная героиня в обеих пьесах Островского.

Так будет всегда, пока существует власть денег и попираются святые человеческие чувства: любовь, уважение, честность.

Бесприданница

Драма в четырёх действиях.

Краткий пересказ по действиям.

Действие первое

Действие пьесы происходит в большом волжском городе Бряхимове, которого, как и города Калинов из «Грозы», нет на карте.

Действие начинается ранним утром на площадке возле кофейни. Гаврило, буфетчик, и Иван, слуга, судачат о богатых купцах Кнурове и Вожеватове.

Во втором явлении купцы появляются возле кофейни. Заказывают шампанское в чайной посуде, чтобы не вызвать осуждающих сплетен. Вожеватов ожидает приезда богатого судохозяина Паратова, который обещал продать ему свой пароход «Ласточку».

Разговор двух купцов переходит на красивую, но бедную девушку Ларису Огудалову. Вспоминают про её любовь к Паратову. Когда он бросил её и уехал, Лариса в отчаянии бросилась его догонять, но мать вернула. Вокруг неё вьются женихи, которых привечает её мать, бедная вдова Харита Игнатьевна Огудалова. Женихов много, но жениться на бесприданнице никто не хочет.

Старших дочерей Огудалова выдала замуж за недостойных людей, не беспокоясь, как с ними будут жить жёны. Вдова приваживает гостей в свой дом, надеясь поскорее выдать младшую дочь. Такая жизнь не нравится чувствительной и умной Ларисе, поэтому она заявила, что выйдет за первого, кто посватается. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев, бедный и невзрачный чиновник, но с большими амбициями. Подражая богачам, он купил экипаж, старый и дребезжащий, дряхлую кобылку, и с гордостью катает на нём свою невесту, не подозревая, что заставляет её стыдиться такого поведения.

Кнуров и Вожеватов жалеют её и считают, что бесприданница может стать только содержанкой у богатого купца или будет вынуждена мучиться с никчемным мужем в бедности.

Появляются Огудалова, Карандышева и Лариса. Карандышев приглашает на обед Вожеватова, потом Кнурова. Они хотят отказаться и соглашаются только после приглашения Ларисы и Огудаловой.

Когда все уходят встречать пароход, Лариса умоляет жениха поскорее уехать в деревенское поместье подальше от всей суеты. Но Карандышев не понимает её, отказывается и надоедает ей своей ревностью. Вспоминает Паратова и требует объяснений, чем он лучше его самого. Лариса чистосердечно говорит, что Паратов идеал мужчины, по её мнению, и по одному его слову готова идти за ним.

Готовясь уйти, девушка подходит к решётке, и Карандышев предупреждает, что упасть с неё на камни внизу — это верная смерть.

После их ухода появляются Паратов с Робинзоном — артистом, которого барин снял с необитаемого острова на Волге, и дал ему такое прозвище. Паратов рассказывает свои планы: он женится, в приданое берёт золотые прииски и приехал, чтобы продать «Ласточку» и проститься с весёлой холостяцкой жизнью. Услышав, что Лариса выходит замуж, он доволен. Значит, старое забыто, можно, как раньше зайти и пообщаться с Харитой Игнатьевной и Ларисой.

Действие второе

В первом явлении Огудалова озабочена отсутствием денег. Вожеватов передал Ларисе подарок на день рождения. Приезжает Кнуров, Огудалова выманивает у него обманом триста рублей. Купец говорит Огудаловой, чтобы Харита Игнатьевна купила для дочери красивый наряд невесты и всё, что нужно для свадьбы. Он за всё заплатит. Кнуров обещает вдове, что когда Ларисе надоест никчёмный муж, то он поможет ей бросить его, но не даром.

Огудалова понимает его намёки и соглашается с ними.

Лариса строит планы жизни в деревне:

  • нашла корзинку для сбора грибов и ягод;
  • попросила цыгана Илью настроить гитару, чтобы петь в деревне;
  • собирает романсы, которые возьмёт с собой.

Пришедшего Карандышева Лариса снова умоляет поскорее уехать в деревню. Тот отказывается, потому, что ему хочется покрасоваться невестой, потешить своё самолюбие. Лариса возмущена, что он только о себе думает, только себя любит. С отчаянием она восклицает:» Когда же меня-то будет любить кто — нибудь? Доведёте вы меня до погибели!!»

Все говорят о приезде барина. Когда Лариса узнаёт, что этот барин Паратов, девушка в страхе зовёт Карандышева уехать в деревню и не встречаться с Паратовым. Но Карандышев и перед ним хочет покрасоваться своей невестой. Лариса предупреждает, какой опасный соперник Паратов.

В окне виден подъехавший экипаж барина.

При встрече с Ларисой Паратов добивается признания от неё, что он до сих пор любим ею. Он надеется пригласить её на пикник, где будет прощаться с холостяцкой жизнью. потому что этого желают и Кнуров с Вожеватовым. Карандышев грубит Паратову, но вынужден по настоянию Ларисы попросить у него извинения и пригласить на обед.

Действие третье

Первое явление в доме Карандышева после его обеда. Ефросинья Потаповна, тётка его, Огудалова и Лариса обмениваются мнениями о прошедшем обеде.

Ефросинья Потаповна возмущена дороговизной еды и питья. Она считает правильным, что Карандышев заказал дешёвое вино с наклейками дорогих вин, что еда дешёвая и не лучшего качества. Всё равно потрачено много денег.

Огудалова осуждает гостей, которые сами не пьют дрянное вино, а спаивают Карандышева. Лариса от стыда за хозяина и гостей не знает, куда деться.

В четвёртом явлении выходят после обеда Паратов, Кнуров и Вожеватов и потешаются над Карандышевым, меню его обеда и качеством еды и вина. Посмеиваются над дешёвым ковром и развешанным на нём оружием. Входит Карандышев с ящиком сигар и уверяет, что пистолет заряжен, снимает его с ковра. Гости отказываются от дрянных карандышевских сигар, с иронией и насмешкой говоря, что для них они очень дороги.

Паратов просит Ларису спеть им. Вместе с Ильёй они поют романс «Не искушай меня без нужды».

Купцы уходят и оставляют Ларису и Паратова вдвоём. Он вспоминает об их любви, что чувства им не забыты, что он будет её рабом, а она повелительницей. И уговаривает поехать с ними на пикник за Волгу. Лариса верит ему и соглашается.

Паратов предлагает вошедшим гостям тост за Карандышева. Тот идёт за вином. Все уходят и с ними Лариса. Когда Карандышев возвращается, то понимает, что над ним насмеялись. Возмущённый очередным унижением, он хватает пистолет со стола и со словами, что будет мстить всем, уходит.

Действие четвёртое

Первое явление начинается светлой летней ночью на той же волжской набережной, что и в первом действии возле кофейни. Карандышев с пистолетом подходит к кофейне и допрашивает Робинзона, где его товарищи. Тот отвечает, что не знает и, испугавшись пистолета, скрывается в кофейне.

Возвращается вся компания Паратова вместе с цыганами. Цыган Илья очень доволен прошедшим пикником. Кнуров и Вожеватов понимают, что назревает драма.

Вожеватов считает, что Карандышев позлится, поревнует и снова будет таким же влюблённым женихом. На что Кнуров возражает, что она не та же. Девушка поверила словам человека, который уже однажды обманул её, значит он обещал серьёзные отношения. Кнуров предлагает Вожеватову «принять участие в её судьбе».

Её судьбу они решают игрой в орлянку , в результате чего, Кнуров имеет право предложить Ларисе стать его содержанкой.

Паратов и Лариса возвращаются к кофейне. Купцы уходят, оставив их наедине. Паратов отправляет Ларису домой. Лариса объясняет, что не может вернуться домой одна, не может вернуться к жениху, которого не только не любит, но даже не уважает. Паратов увёз её от жениха из дома, маменька ждёт, чтобы благословить их. После долгого разговора Лариса понимает, что барин снова её обманул, что он обручён на богатой невесте и не променяет её на бесприданницу.

Лариса остаётся одна. К ней походит Вожеватов. На её просьбы о сострадании он отвечает, что связан честным купеческим словом .

Кнуров просит Ларису выслушать его. Он зовёт её с собой поехать в Париж, предлагает громадное содержание, уговаривает не торопиться с ответом, может подождать. Как только он услышит от неё положительный ответ, то сможет исполнить все её желания и капризы. «Для меня невозможного мало,»- утверждает он. Лариса молча, отрицательно качает головой .

Оставшись одна, бесприданница в отчаянии думает о самоубийстве. Вновь подходит к решётке над пропастью и не решается. «Если бы кто-нибудь убил бы меня сейчас», – с горечью мечтает она.

Робинзон приводит Карандышева. Тот зовёт Ларису с собой, уверяет, что любит её. Но его невеста отвечает:» Лжёте!»

Лариса принимает решение, если она вещь, которую разыгрывают в орлянку , то у каждой вещи должен быть хозяин, богатый хозяин. Любви не нашла, искала её, но её нет, тогда будет искать золото .

Лариса встаёт, чтобы уйти, Карандышев встаёт на её пути: «Вы должны быть моей». Услышав Ларисино: «Никогда», он стреляет в неё из пистолета с криком: «Так не доставайся ж ты никому! »

Лариса со словами: » Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» — поднимает пистолет и кладёт на стол, чтобы все поверили, что она сама застрелилась:»Это я сама, я сама сделала.»

Она умирает со словами любви ко всем , под громкое пение цыган.

Островский своей пьесой показал нам, что там, где правят деньги и расчёт, нет места любви . «Бесприданница» написана спустя 20 лет после пьесы «Гроза». Многое изменилось, изменились дикие мрачные купеческие нравы, а власть денег осталась. По-прежнему нет места в этой жизни людям с любящей и страстной душой, как у Ларисы. Может меняться стиль жизни, одежда, язык, но пока деньги правят миром, за этими изменениями всё равно будут стоять жажда денег и власти, а любви и простым человеческим чувствам не будет места.

Пьеса Островского была поставлена во многих театрах, выдержала испытание временем, была экранизирована не один раз. Анализ «Бесприданницы», краткое содержание не позволяет оценить все достоинства пьесы, нужно читать её всю и посмотреть хоть одну экранизацию, если нет возможности увидеть на сцене. Любителям литературы необходимо:

  • знать историю создания пьесы Островского;
  • читать не краткую, а полную её версию:
  • посмотреть театральную постановку или экранизацию.

В таком случае зрители и читатели станут поклонниками творчества драматурга Островского.

Свою пьесу «Бесприданница» Островский посвятил изображению провинциальных дельцов и дворян, которые приспособились к европейскому стилю жизни. Драма показывает конкретные условия, сложившиеся исторически - порождение дельцов новой формации. Центром их интересов становится Дмитриевна, ее судьба их не беспокоит, они решают ее «между делом». Социальный слой общества, в котором жила девушка, не интересовал ее с точки зрения практичности, единственный ее интерес вызывала любовь.

Сложную жизненную диалектику отражает в пьесе Островский. «Бесприданница» (анализ произведения) указывает на драматичность личности в жестоком обществе. Торжество «идолов» с волчьей хваткой поражает своей пошлостью без капли застенчивости.

Главная линия произведения - борьба нескольких мужчин за одну девушку, и нужна она им всего лишь в качестве трофея.

Начинается «Бесприданница» Островского с игрового диалога Ивана и Гаврилы, который дает читателю четкое представление не только об одном городе, но и о пореформенном периоде страны в целом.

Следом появляются дельцы Кнуров и Вожеватов, из разговора которых выясняется, что Лариса собралась выйти замуж за Карандышева, никчемного человека. Причиной такого решения девушки стало невыносимое постоянное присутствие в доме толп женихов, которых постоянно приглашает ее расчетливая мать.

Но никого не привлекает бесприданница. Островский рассказывает читателю о желании Кнурова видеть Ларису своей содержанкой. Следом писатель знакомит нас с блестящим молодым барином Паратовым, который около двух месяцев ухаживал за Ларисой, а затем исчез. Влюбленная в него девушка сгоряча и приняла решение принять предложение о женитьбе от первого встречного. Им оказался нищий, самодовольный, но болезненно любящий себя Карандышев, которого Лариса стыдится.

Такими начальными событиями пытается вызвать у читателя Островский. «Бесприданница» (анализ пьесы) вызывает интригу необычной героиней и опасением за ее судьбу. Усиливает тревогу пушечный выстрел, пугающий Ларису и возвещающий о прибытии Сергея Сергеича Паратова. Узнав о предстоящей женитьбе своей бывшей пассии, будучи обручен с «золотыми приисками», молодой человек изъявляет желание навестить Огудаловых.

На ужине в честь помолвки Ларисы и Карандышева происходит череда событий, способствующих драматическому продолжению пьесы. «Бесприданница» Островского рассказывает о том, как почтительно настроенный изначально Паратов превращается в импульсивного и гордого человека, ни в коем случае не желающего потерпеть поражение.

Прием, устроенный Карандышевым, превращается в фарс. Жених напивается, его все высмеивают, посмешищем чувствует себя бесприданница. Островский предлагает на суд читателя новый поворот. Паратов пытается сманить Ларису на прогулку по Волге. Гости уговаривают девушку спеть, Карандышев, пытаясь показать власть над ней, категорически запрещает исполнять песню. Именно его пафосное слово «запрещаю» и становится роковым, наререкор жениху Лариса не только поет, но и сбегает со всей компанией.

После проведенной с Паратовым ночи на корабле, несостоявшаяся невеста узнает о том, молодой человек несвободен. Зная о постыдном положении Ларисы, Кнуров и Вожеватов решают ее судьбу игрой в «орлянку». Право владения девушкой достается первому, и он предлагает стать ей щедрооплачиваемой содержанкой. Она стала вещью - понимает бесприданница. Островский заканчивает пьесу трагически - желая отомстить, Карандышев выстрелом убивает Ларису. Перед смертью она благодарит жениха за избавление от страданий.

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Пьеса «Бесприданница» — психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, — читаем в статье А.И.Журавлевой «Тысячелетний памятник России», открывающей сборник избранных произведений писателя «Театр и жизнь», — проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она – поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы — натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма».

0 / 5. 0