Упражнения на развитие ощущения младших школьников. Сенсорное развитие младшего школьника

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия младших школьников. Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов. Развитие наблюдения и наблюдательности.

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте.

Трудности, которые испытывает ребенок в школе часто бывают обусловлены неразвитостью познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок иногда и хочет учиться, но не может из-за недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определенному виду познавательной деятельности, которое учителя обычно не учитывают. Например, у конкретного школьника есть форме, а в наше школе резко доминирует словесный способ предрасположенность к лучшему усвоению учебного материала в наглядно-образной преподнесения знаний.

Если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и лишь отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит в этот возрастной период, а дальше не происходят.

Ощущение – это простейший психический процесс, возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя.

Учет индивидуальных особенностей сенсорики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. При обучении желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. Для решения этой задачи в американской школе начал вводиться новый способ подачи информации учащемуся, получивший название мульти–медиа. Он дает возможность с помощью компьютеризированных средств обучения вводить учебную информацию через несколько анализаторов.

Кроме того, желательно учителю знать, имеются ли в классе дети с дефектами того или иного анализатора: близорукие, дети с цветовой слепотой, слабослышащие. Таким детям нужна консультация с дефектологом, предоставлять им наилучшие для приема информации места в классе, преподносить учебный материал, учитывая особенности их зрительного или слухового аппарата, проверять правильность усвоения сообщаемых знаний, знать о возможных ошибках, возникающих в связи с дефектами анализатора, и не снижать оценку за них и т.д.

Педагогу важно помнить, что развитие сенсорики важно не только само по себе. Она тесно связана со всей личностью человека. Эту проблему имел ввиду прежде всего Г. Фехнер, начиная изучение ощущений. Говоря о личности, можно отметить тесную связь ощущений с информационными потребностями. Еще Песталоцци писал: ”Глаз хочет видеть, а сердце – любить”. Информационные потребности очень сильны. Это наглядно выявляется при сенсорной депривации, т.е. при ограничении потока сенсорной информации в мозг. Сенсорная депривация подробно изучалась в космической медицине и психологии. Экспериментальные данные подтверждаются и житейскими наблюдениями. Во время Великой Отечественной войны многие родители, находившиеся с детьми на оккупированной территории, прятали их от посторонних глаз в сараях, кладовых, запрещали гулять по улице. Выявлено, что такие дети начинали заметно отличаться от своих благополучных сверстников снижением общего уровня умственного развития.

Проблемой изучения и развития сенсорной сферы занимался Л.А. Венгер на детях дошкольного возраста.

Особенности восприятия младших школьников.

В дошкольном возрасте ребенок достигает достаточно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, т.к. вещи существуют для него и интересуют его как объекты непосредственной практической деятельности. Но между тем сущность вещей не лежит на поверхности, она раскрывается в процессе познания. Переход к изучению науки – это переход к познанию мира таким, каким он является объективно для человеческого познания. Ж. Пиаже в своих работах показал, что ребенок 6-7 лет еще не может себе представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Если показать ребенку макет, на котором представлены три горы различной высоты, взаимно закрывающие друг друга, а затем предложить найти среди нескольких рисунков тот, в котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он относительно легко справиться с задачей. Но если затем предложить ребенку выбрать тот рисунок, на котором изображено расположение гор, как их видит человек, смотрящий на них с другой точки, то ребенок все равно выбирает тот рисунок, который отражает его собственное видение. Ребенок не может себе представить, что горы можно видеть по-разному, в зависимости от того, с какой точки на них смотреть.

Другой особенностью восприятия является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Этот недостаток восприятия Пиаже демонстрирует на простых опытах. Если положить перед ребенком два ряда пуговиц, один под другим, так, чтобы пуговицы одного ряда точно соответствовали пуговицам другого ряда, и спросить у ребенка, в каком ряду их больше, то он без труда ответит, что пуговиц в обоих рядах одинаковое количество. Но если в одном из рядов увеличить расстояние между пуговицами и повторить вопрос, то ребенок укажет на более длинный ряд, полагая, что в нем пуговиц больше.

Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Это прежде всего новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной неточности. В.А. Крутецкий выделил следующие особенности восприятия.

Наиболее характерная черта восприятия в этом возрасте – малая дифференцированность восприятия. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами предметы (путают буквы “ш” и ”щ”, слова “поставил” и ”подставил”, изображение ржи и пшеницы). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии, т.е. углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые взрослый не обратил бы внимания, а существенные детали при этом не воспринимаются. Например, первоклассникам показали изображение белки, убрали изображение и предложили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники очень многого не заметили на картинке. Они спрашивали, есть ли у белки усы, брови, какие у нее глаза, уши и т.д.

Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит что-то делать с нам, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.

Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем символическое и схематическое изображение.

Но восприятие наглядного изображения может затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, замедляют темп чтения, увеличивают количество ошибок, т.к. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов. Все это делает чтение неточным и субъективным.

Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов.

Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что необходимо учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в этом плане очень ограничен и беден. На уроках истории они вынуждены оперировать понятиями “век”, “тысячелетие”, “эра”, “эпоха”, а также оценивать величины стран, континентов, морей и океанов, длину рек и т.д. Все это выходит за пределы непосредственного опыта и воспринимается как “давно” и “далеко”. Исследования показали, что часто младшие школьники совершенно не понимают отдаленности событий во времени, исторические даты нередко являются для них абстракцией. Описан случай, когда третьеклассник серьезно спрашивал у деда, видел ли он мамонтов. Мальчик абстрактно знал, что дедушка родился 80 лет назад, а мамонты жили на Земле десятки тысяч лет назад, но оба события реально означали для него “очень давно”. Психологически можно объяснить и ответ ученика 3 класса по истории, который определил длину водного торгового пути из Скандинавии на Балканский полуостров (из Варяг в Греки): “километров сто!” Учителю необходимо специально учить школьников правильно воспринимать и оценивать временные и пространственные отношения, не удовлетворяясь формально правильными ответами, т.к. даже при правильном ответе ученик будет очень смутно представлять реальное значение пространственных соотношений.

Развитие наблюдения и наблюдательности.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Таким образом, в процессе обучения восприятие, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер –организованного наблюдения.

Условиями успешного овладения методом наблюдения является: постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т.д. Когда наблюдение становиться привычной чертой характера человека, мы говорим о проявлении у него наблюдательности.

Для воспитания у школьников наблюдательности рекомендуется:

помочь ему овладеть методом наблюдения;

постоянно тренировать его в применении этого метода в жизни, и научить оценивать правильность результатов, сделать наблюдение привычным для ребенка;

развивать у школьника любознательность;

поощрять учащегося к постановке как можно большего количества вопросов в процессе наблюдения;

научить школьника длительному наблюдению, а затем быстрому. Станиславский тренировал наблюдательность актеров так: вначале давал ему для наблюдения и последующего описания несколько предметов 30 сек. И постепенно период наблюдения сводил до 3-4 сек.;

проводить совместное наблюдение в классе и во время внеклассных мероприятий (посещение кинотеатров, театров и т.д.) с последующим коллективным обсуждением;

чаще применять средства наглядности в процессе обучения.

Сотрудниками кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (г. Санкт-Петербург) разработан многодневный тренинг наблюдательности.

Проблему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении успешно исследовал Л.В. Занков.

Для эффективного развития восприятия можно рекомендовать следующие приемы:

Штрихованные фигуры. В начале тренировки они должны содержать небольшие пропуски в линиях изображения объекта. Затем следует давать для восприятия изображения, составленные из немногих значительно удаленных друг от друга штрихов. Потом переходить к многопредметному изображению, а затем и к сюжетной картинке.

Узнавание предметов по немногим характерным признакам. Для этого надо постоянно знакомить учащихся с изображениями и предметами, содержащими яркие и броские признаки, т.е. все время обогащать память.

Учить видеть различные образы в облаках, кусочках грязи, ветвях деревьев и т.д. Именно этим путем учил развивать восприятие и воображение у художников еще Леонардо да Винчи.

Образное сравнение. Сравниваться должны естественные объекты (люди, животные, предметы быта), а не геометрические фигуры и предметы с абстрактной формой. Упражнения на образное сравнение достаточно разработаны. Учителю надо их больше применять на практике. Это могут быть вопросы: “На что похожи эти изображения?”, “Кто увидит в таком изображении больше образов” и т.д.

«Дорожки»

Ход игры. Перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила. Ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

«Кот в мешке »

Цель игры. Развитие осязательных ощущений.

Ход игры: Ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: Задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

«Погремушки»

Цель игры. Развитие слуховых ощущений.

Ход игры. В приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила. Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

«Подбери картинку»

Цель игры. Развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры. Перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила. Ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия младших школьников. Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов. Развитие наблюдения и наблюдательности.

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте.

Трудности, которые испытывает ребенок в школе часто бывают обусловлены неразвитостью познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок иногда и хочет учиться, но не может из-за недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определенному виду познавательной деятельности, которое учителя обычно не учитывают. Например, у конкретного школьника есть форме, а в наше школе резко доминирует словесный способ предрасположенность к лучшему усвоению учебного материала в наглядно-образной преподнесения знаний.

Если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и лишь отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит в этот возрастной период, а дальше не происходят.

Ощущение – это простейший психический процесс, возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя.

Учет индивидуальных особенностей сенсорики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. При обучении желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. Для решения этой задачи в американской школе начал вводиться новый способ подачи информации учащемуся, получивший название мульти–медиа. Он дает возможность с помощью компьютеризированных средств обучения вводить учебную информацию через несколько анализаторов.

Кроме того, желательно учителю знать, имеются ли в классе дети с дефектами того или иного анализатора: близорукие, дети с цветовой слепотой, слабослышащие. Таким детям нужна консультация с дефектологом, предоставлять им наилучшие для приема информации места в классе, преподносить учебный материал, учитывая особенности их зрительного или слухового аппарата, проверять правильность усвоения сообщаемых знаний, знать о возможных ошибках, возникающих в связи с дефектами анализатора, и не снижать оценку за них и т.д.

Педагогу важно помнить, что развитие сенсорики важно не только само по себе. Она тесно связана со всей личностью человека. Эту проблему имел ввиду прежде всего Г. Фехнер, начиная изучение ощущений. Говоря о личности, можно отметить тесную связь ощущений с информационными потребностями. Еще Песталоцци писал: ”Глаз хочет видеть, а сердце – любить”. Информационные потребности очень сильны. Это наглядно выявляется при сенсорной депривации, т.е. при ограничении потока сенсорной информации в мозг. Сенсорная депривация подробно изучалась в космической медицине и психологии. Экспериментальные данные подтверждаются и житейскими наблюдениями. Во время Великой Отечественной войны многие родители, находившиеся с детьми на оккупированной территории, прятали их от посторонних глаз в сараях, кладовых, запрещали гулять по улице. Выявлено, что такие дети начинали заметно отличаться от своих благополучных сверстников снижением общего уровня умственного развития.


Проблемой изучения и развития сенсорной сферы занимался Л.А. Венгер на детях дошкольного возраста.

Особенности восприятия младших школьников.

В дошкольном возрасте ребенок достигает достаточно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, т.к. вещи существуют для него и интересуют его как объекты непосредственной практической деятельности. Но между тем сущность вещей не лежит на поверхности, она раскрывается в процессе познания. Переход к изучению науки – это переход к познанию мира таким, каким он является объективно для человеческого познания. Ж. Пиаже в своих работах показал, что ребенок 6-7 лет еще не может себе представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Если показать ребенку макет, на котором представлены три горы различной высоты, взаимно закрывающие друг друга, а затем предложить найти среди нескольких рисунков тот, в котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он относительно легко справиться с задачей. Но если затем предложить ребенку выбрать тот рисунок, на котором изображено расположение гор, как их видит человек, смотрящий на них с другой точки, то ребенок все равно выбирает тот рисунок, который отражает его собственное видение. Ребенок не может себе представить, что горы можно видеть по-разному, в зависимости от того, с какой точки на них смотреть.

Другой особенностью восприятия является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Этот недостаток восприятия Пиаже демонстрирует на простых опытах. Если положить перед ребенком два ряда пуговиц, один под другим, так, чтобы пуговицы одного ряда точно соответствовали пуговицам другого ряда, и спросить у ребенка, в каком ряду их больше, то он без труда ответит, что пуговиц в обоих рядах одинаковое количество. Но если в одном из рядов увеличить расстояние между пуговицами и повторить вопрос, то ребенок укажет на более длинный ряд, полагая, что в нем пуговиц больше.

Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Это прежде всего новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной неточности. В.А. Крутецкий выделил следующие особенности восприятия.

Наиболее характерная черта восприятия в этом возрасте – малая дифференцированность восприятия. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами предметы (путают буквы “ш” и ”щ”, слова “поставил” и ”подставил”, изображение ржи и пшеницы). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии, т.е. углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые взрослый не обратил бы внимания, а существенные детали при этом не воспринимаются. Например, первоклассникам показали изображение белки, убрали изображение и предложили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники очень многого не заметили на картинке. Они спрашивали, есть ли у белки усы, брови, какие у нее глаза, уши и т.д.

Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит что-то делать с нам, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.

Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем символическое и схематическое изображение.

Но восприятие наглядного изображения может затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, замедляют темп чтения, увеличивают количество ошибок, т.к. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов. Все это делает чтение неточным и субъективным.

Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов.

Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что необходимо учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в этом плане очень ограничен и беден. На уроках истории они вынуждены оперировать понятиями “век”, “тысячелетие”, “эра”, “эпоха”, а также оценивать величины стран, континентов, морей и океанов, длину рек и т.д. Все это выходит за пределы непосредственного опыта и воспринимается как “давно” и “далеко”. Исследования показали, что часто младшие школьники совершенно не понимают отдаленности событий во времени, исторические даты нередко являются для них абстракцией. Описан случай, когда третьеклассник серьезно спрашивал у деда, видел ли он мамонтов. Мальчик абстрактно знал, что дедушка родился 80 лет назад, а мамонты жили на Земле десятки тысяч лет назад, но оба события реально означали для него “очень давно”. Психологически можно объяснить и ответ ученика 3 класса по истории, который определил длину водного торгового пути из Скандинавии на Балканский полуостров (из Варяг в Греки): “километров сто!” Учителю необходимо специально учить школьников правильно воспринимать и оценивать временные и пространственные отношения, не удовлетворяясь формально правильными ответами, т.к. даже при правильном ответе ученик будет очень смутно представлять реальное значение пространственных соотношений.

Развитие наблюдения и наблюдательности.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Таким образом, в процессе обучения восприятие, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер –организованного наблюдения.

Условиями успешного овладения методом наблюдения является: постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т.д. Когда наблюдение становиться привычной чертой характера человека, мы говорим о проявлении у него наблюдательности.

Для воспитания у школьников наблюдательности рекомендуется:

– помочь ему овладеть методом наблюдения;

– постоянно тренировать его в применении этого метода в жизни, и научить оценивать правильность результатов, сделать наблюдение привычным для ребенка;

– развивать у школьника любознательность;

– поощрять учащегося к постановке как можно большего количества вопросов в процессе наблюдения;

– научить школьника длительному наблюдению, а затем быстрому. Станиславский тренировал наблюдательность актеров так: вначале давал ему для наблюдения и последующего описания несколько предметов 30 сек. И постепенно период наблюдения сводил до 3-4 сек.;

– проводить совместное наблюдение в классе и во время внеклассных мероприятий (посещение кинотеатров, театров и т.д.) с последующим коллективным обсуждением;

– чаще применять средства наглядности в процессе обучения.

Сотрудниками кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (г. Санкт-Петербург) разработан многодневный тренинг наблюдательности.

Проблему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении успешно исследовал Л.В. Занков.

Для эффективного развития восприятия можно рекомендовать следующие приемы:

1. Штрихованные фигуры. В начале тренировки они должны содержать небольшие пропуски в линиях изображения объекта. Затем следует давать для восприятия изображения, составленные из немногих значительно удаленных друг от друга штрихов. Потом переходить к многопредметному изображению, а затем и к сюжетной картинке.

2. Узнавание предметов по немногим характерным признакам. Для этого надо постоянно знакомить учащихся с изображениями и предметами, содержащими яркие и броские признаки, т.е. все время обогащать память.

3. Учить видеть различные образы в облаках, кусочках грязи, ветвях деревьев и т.д. Именно этим путем учил развивать восприятие и воображение у художников еще Леонардо да Винчи.

4.Образное сравнение. Сравниваться должны естественные объекты (люди, животные, предметы быта), а не геометрические фигуры и предметы с абстрактной формой. Упражнения на образное сравнение достаточно разработаны. Учителю надо их больше применять на практике. Это могут быть вопросы: “На что похожи эти изображения?”, “Кто увидит в таком изображении больше образов” и т.д.

Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).

Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).

У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.

Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу - синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования Плагиной показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности на словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.

В процессе обучения осуществляется развитие у учащихся познавательных процессов, который характеризуется количественными и качественными их изменениями. Они оказываются в частности в развитии восприятия. Количественные изменения заключаются в росте скорости течения процесса восприятия, в увеличении числа воспринятых объектов, расширении объема их запоминания и тому подобное. Качественные изменения представляют собой определенные преобразования структуры восприятия, возникновения новых его особенностей, которые знаменуют собой подъем его познавательной эффективности.

У младших школьников восприятия становится более произвольным, целенаправленным и категорийным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, ученики стремятся относить их к определенной категории объектов. Особенности восприятия младших школьников оказываются в выполнении заданий на выбор объектов с определенной их совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях характерный признак предмета они берут форму, а в других - цвет (Е.И. Игнатьев). Чем старше ученики начальных классов, тем больше роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения форм предметов. Младшие школьники широко используют форму для опознания и сравнение предметов, даже в тех случаях, когда они не знают названия формы. Рост осведомленности учеников с названиями форм (треугольник, четырехугольник, круг и т.д.) играет важную роль в развитии точности и полноты восприятия.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует уменьшение времени, необходимого на зрительный и осязательный их поиск. Результаты выполнения ими задач на выбор форм полипшуютьсяя под влиянием перцептивного тренировки в зрительной дифференциации форм фигур. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных различий в выполнении таких задач. В процессе тренировки заметно повышается уровень перцептивного различия форм объектов (А. Скрипченко). У первоклассников случаются трудности в восприятии формы и ее отражении. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. В первые недели обучения 12,3% первоклассников "перевернуто" пишут цифру 6; 10,6% - букву; 19,2% - букву Б. Большинство этих детей испытывает трудности и в восприятии размещения предметов в пространстве (А. Скрипченко). Наблюдается, что в одних детей быстро проходят такие особенности в восприятии и воспроизведении объектов, а в некоторых они влияют на трудности в письме и чтении. Часть таких детей относится или к группе учащихся с дисграфией (с чрезмерными трудностями в овладении письмом) или к группе детей с дислексией (с чрезмерными трудностями в овладении чтением). Но не только упомянутые особенности восприятия и воспроизведения объектов определяют детей-дисграфиков и дислексиков. Наблюдения показывают, что таких детей ни в коем случае нельзя отнести к умственно отсталых. Г. Крайг и другие приводят много фактов, когда из таких детей вырастали выдающиеся личности Например, Т. Едисон, Х.К. Андерсен и многие другие в младших и частично в средних классах зачислялись в дислексиков. Большое количество таких детей в процессе преодоления трудностей читали хоть и медленно, но вдумчиво, приобретали веры в свои силы и становились выдающимися личностями.

О качественных изменениях восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить по данным о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности). В таких условиях процесс восприятия увеличивается, что дает возможность проследить образования перцептивных образов. В их категоризации важную роль играют гипотезы (С. Костюк, О.В. Скрипченко). Адекватные гипотезы ускоряют процесс образования образов, неадекватны - задерживают. По нашим данным, с возрастом у учащихся 1- 111 классов заметно растет количество адекватных гипотез при восприятии предметов в затрудненных условиях.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различения цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 45% по сравнению с учениками первых классов. О совершенствовании у младших школьников различия цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.). Развивается способность дифференцировать оттенки освещенности объектов. У учащихся третьих классов она растет в 1,8 раза по сравнению с первоклассниками. У младших школьников наблюдаются значительные индивидуальные различия в способности дифференцировать цветовые тона и их оттенки, словесно их определять.

Разрозненные младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые. Так, по свидетельству Б. Немевського, японские учителя уделяют особое внимание развитию цветовой чувствительности учащихся. В этой стране есть своеобразная кольоростична грамота. Она, по мнению японских психологов и педагогов, позволяет шире и глубже развивать не только органы чувств, но и мышления и творческие возможности детей. Благодаря вниманию японских учителей и родителей к кольористичнои грамоты детей, младшие школьники умеют различать около 36 цветов, а в 7 классе - до 240 цветов. В японских школах с первого класса программой предусмотрены такие занятия, которые называются "любованием", пишет Б. Немевський. В хорошую погоду отменяются уроки, и ученики идут наблюдать, любоваться красотой природы. Повышается у младших школьников и способность различать высоту звуков, что особенно способствуют занятия по музыке и пению. Для начального обучения музыке младший школьный возраст является наиболее благоприятным. По данным социальных исследований (А.Д. Коган, Н. Тимофесв и др.), В младшем школьном возрасте возрастает острота слуха, а также способность различать высоту тонов. Так, ученики третьих классов различают высоту тонов в 2,7 раза точнее, чем первоклассники.

Точность восприятия и воспроизведения коротких звуковых сигналов повышается у учащихся третьих классов по сравнению с первоклассниками в 1,6 раза. С возрастом количество ошибок в воспроизведении сигналов младшими школьниками уменьшается. Имеются значительные индивидуальные различия в точности восприятия и воспроизведения звуковых сигналов. С возрастом диапазон их увеличивается. Девочки несколько точнее воспринимают и воспроизводят звуковые сигналы (А. Скрипченко).

Фонетический слух у младших школьников быстро развивается под влиянием систематической работы на уроках чтения, письма и устной речи. Должное внимание учителей к развитию у учащихся слуха способствует успешному овладению ими чтением и письмом, предотвращению ошибок в звуковом анализе слов и их письменном воспроизведении.

В процессе обучения у школьников развивается восприятия форм предметов. При этом в восприятии первоклассников часто форма предметов четко не. выделяется. Так, например, А.И. Галкина предлагала ученикам 1 класса нарисовать формы некоторых предметов. В 40% случаев первоклассники рисовали предметы с присущими им признаками, но при этом форма предметов детьми игнорировалась. Платок они рисовали с каймой и узорами, но не квадратной формы.

Ученикам младшего школьного возраста трудно воспринимать перспективу. Рисуя такие предметы, как стол, дом, самолет и т.п., первоклассники выделяют объемные признаки, но еще не передают перспективу (Н.Ф. Четверухин).

Первоклассники правильно определяют место предметов (справа, впереди-сзади и т.п.), осмысленно воспринимают предметы, которые находятся справа слева, впереди-сзади от другого человека, правильно называют правую и левую руку человека, стоящего напротив него. Школьник этого возраста может представить себя на месте этого человека, определить, где от нее будет правый бок, а где - левый. Ученики И-11 классов способны определить пространственные соотношения различных предметов, если поставленную перед ними задачу имеет конкретный, предметный характер. Если же даются задания определить пространственные соотношения вне наглядной ситуацией, то немало учеников 1-11 классов не могут правильно его выполнить (М.Н. Шардаков).

Младшие школьники лучше понимают понятие "час", наверное, потому, что в своей учебной работе они чаще всего им пользуются. Постоянное пользование расписанием уроков приводит к тому, что ученики III. класса лучше понимают реальное значение такого отрезка времени, как неделю и день, чем минута и месяц, хронологические даты воспринимаются с трудом даже учениками третьих классов, но большинство учеников третьих классов имеют представления о "века", "возраст" и другие.

Наблюдательность развивается успешнее, если учитель не только сопровождает пояснениями демонстрацию наглядных объектов, хотя это и очень важно, но и организует самостоятельное рассмотрение этих объектов, поиски их характерных признаков, создание целостных их образов. Таким образом школьники учатся точно, четко их воспринимать - видеть, слушать, ощупывать, время и нюхать, пробовать на язык, наблюдать и обобщать, определять словам результаты своих наблюдений.

Возможности выполнения учениками таких задач широко открываются тогда, когда они знакомятся с начальным геометрическим материалом, работают с картиной на уроках языка, естествознания, ведут дневники наблюдений за изменениями в природе, температурой, облачностью, осадками; направлением ветра, изменениями в жизни растений и животных и т.

Вопросам восприятия детьми картин занимался немецкий исследователь Штерн. Он установил четыре стадии. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок при восприятии ориентируется только на отдельные предметы или лица, изображенные на картинках, и в своих описаниях перечисляет только их, ребенок не объясняет их и не делает никаких качественных различий. Вторая стадия действий - при восприятии картины ребенок обращает внимание преимущественно на то, что делает человек или животное, изображенное на ней, в каком состоянии находятся предметы. Третья стадия - стадия отношений. На этой стадии обращается внимание на пространственные, временные, причинные отношения между людьми, животными, предметами, изображениями на картине. Четвертая стадия - стадия качества. На этой стадии ребенок обращает внимание на качественные признаки вещей и явлений. Если дать шестилетний ребенку понятную для нее картинку, то оказывается, что примерно 75% детей будет находиться на первой, 15% - на второй, 9% - на третий и 1% - на четвертой стадии. Однако, на эти показатели влияет не только возраст детей, но и содержание картин. Существуют и другие классификации восприятия детьми и подростками картин.

Формирование наблюдательности способствует эстетическому воспитанию учащихся. Вырезание, лепка, конструирование, моделирование.

Работа на пришкольном участке также потребует восприятия и выступают как стимуляторы его развития.