Что обозначает икона троеручица. Чудотворная икона божией матери "троеручица"

Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого .

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.
Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.

По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».
В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.

Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной - по Крови Христовой - Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.



25 / 07 / 2005

Русский народ издревле нашел в своей душе един-ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов-но увидели, что не в каком-то условном аллегори-ческом смысле, а в высшей онтологической дейст-вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате-рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман-ском Дамаске, православные не были стеснены в почи-тании икон. Причина была в том, что первым минист-ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер-ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна-комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото-рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох-новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва-лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо-бедимого защитника Православия, решил коварно извес-ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра-няется сарацинами небрежно и византийское войско мо-жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес-кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан-ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее - от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что-бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес-ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от-сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за-щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж-но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар-ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу-де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха-лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно-му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав-шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от-литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому . При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго-ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот . Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос-тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно-му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу-мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта-ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» - Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви-дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре-бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов-ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны-не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте-не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы-шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско-го образа либо же с других списков «Троеручицы» на-ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се-лигере и в иных местах.

К нашему всеобщему счастью, существуют на свете великолепные чудотворные иконы, которые помогают людям в скорбях и печалях, помогают излечиваться от тяжких болезней и не утратить веру в жизнь и в самих себя. Эти образы пришли к нам из глубины веков и принесли с собой успокоение и исцеление для измученных людских душ.

С каждым годом количество чудотворных ликов увеличивается все больше и больше.
Раньше на Руси чудотворные иконы, если они у них имелись, люди имели право хранить у себя дома. Но в 18 веке Петр 1 издал указ, согласно которому все образа, прославившиеся чудесами, следовало передавать в церковь.

Сначала нужно было заявить, что у вас дома чудотворная икона. Потом на этом основании собирали специальную комиссию. В такую комиссию обязательно должен был входить священник, который и определял степень чудотворности иконы. Если икона признавалась чудотворной, ее передавали в храмы или монастыри. Сейчас достаточно народной молвы, чтобы образ считали чудотворным. И только в редких случаях собирают комиссии.

Священники в этом вопросе также хотят проявить благоразумие во избежание лишней экзальтированности.
От того, какую помощь по величине, сложности и объему исцелившихся, оказала икона, ее и объявляют чудотворной. Конечно, не сама икона исцеляет, а Божья благодать. Благодать заключена в самой иконе, написанной с правильным настроем и с определенными молитвами.

Как понять, чудотворная икона или нет по ее внешнему виду? Внешне икона может и не проявлять себя, как чудотворная, т.е. необязательно, чтобы на ней было мирро. Например, образ Святой Матроны внешне никак не назовешь, каким-то особенным, а на самом деле, он исцеляет миллионы людей каждый год.

А некоторые иконы называют чудотворными, потому что они мироточат. Какие-то – время от времени, а другие – постоянно так, что миро можно собирать в посуду и умываться им. После такого помазания и наступает исцеление.
Иногда лики мироточат не потому, что они чудотворные, а в преддверии каких-то масштабных событий для страны и народа, чтобы предупредить людей об опасности.

Икона Божией Матери Троеручица значение

Смотрите видео

Одной из таких икон является настоящее чудо — икона Божией Матери, названная Троеручица. (Богоматерь на иконе изображена с тремя руками).
Незабываема история этого, образа, неразрывно связанная с тем временем (717 г), когда в Византии жестоко преследовали христиан, подвергая их нечеловеческим пыткам и предавая мученической смерти.

И только в Дамаске, который являлся мусульманской территорией, христиане в то время могли чувствовать себя спокойно. Главным христианином в Дамаске тогда был человек по имени Иоанн Дамасский, приверженец христианской религии, несший ее в массы. Долго и плодотворно Иоанн трудился на ниве христианства, пока однажды его не обвинили в измене и не отрубили кисть руки, которую повесили на видное место в городе для устрашения.

Искалеченный Иоанн упросил императора вернуть ему кисть, затем заперся в своей монашеской комнате и стал усердно молиться Богородице. Он просил помочь ему, вернуть ему здоровую руку и приложил отсеченную кисть к своей руке. Божья Матерь явилась к нему во сне и исцелила праведника. Конечно, старец решил отблагодарить образ.

Он составил благодарственную молитву и приложил к иконе дополнительную серебряную руку, которую он изготовил на заказ. С тех пор икону стали называть Троеручицей.
В период нашествий османской империи икону спасли верующие сербы. Они поместили ее на осла, который самостоятельно дошел до Афона, а образ Троеручицы в целости и сохранности добравшийся на осле до безопасного убежища, установили внутри храма на почетное место.

В чем помогает?

Верующие считают, что если коснуться образа, то сама Царица небесная благословит их. Многие больные, страдающие заболеваниями глаз, а также с больными руками и ногами, получили исцеление через эту икону. А те, кто постоянно читает молитву, посвященную образу, навсегда избавлены от депрессии, тоски и горестных мыслей. Ремесленники и те, кто занимается много домашним хозяйством, смело могут просить поддержки у Троеручицы, она поможет всем и всех защитит.
Церковь отмечает праздник образа в июле месяце 2 раза (11 и 25 числа).

Где находится в Москве?

В России образ Троеручицы привезли только в 17 веке, именно с этого времени он стал известен. Его преподнесли в дар Патриарху Никону. Сейчас копия этого замечательного образа находится в храме Успения Богородицы в районе станции метро Таганская.

Магия иконы

Известен случай, когда в 19 веке образ Троеручицы избавил Киев от свирепствовавшего в то время там тифа, когда на главной площади устроили всеобщий молебен иконе.
Также распространены случаи волшебных исцелений и в наши дни: Божья Мать помогла уже не единожды спасать свои конечности даже людям со страшными ожогами.

Болгарское подворье

Болгарское подворье – это особая территория на территории города Москвы, включающая в себя несколько храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы и храм святителя Николая. Подворье находится в районе станции метро Таганская.
Храм Успения Пресвятой Богородицы также начали строить в начале 17 века.


Она оформлена прекрасными изразцами, изготовленными мастером своего дела по имени Иван Полубес. Наполеон полностью разграбил и сжег этот храм. Перестроили его в 19 веке. Во время революции храм остался, на удивление, целым.
Храм святителя Николая появился в 17 веке на пожертвования меценатов. Он много раз горел и ремонтировался. Во время войны с Наполеоном был уничтожен практически полностью.

Во времена революции храм был разграблен, а живопись и иконостасы уничтожены. Церковь вернули верующим только в 90-х годах 20 века.
В 40-х годах 20 века оба храма причислили Болгарскому подворью.
Храм посещают в основном русские верующие, болгар здесь не очень много, поскольку невелика болгарская диаспора в Москве. Осталось всего около 2000 человек, часть из которых — это сотрудники посольства.

Храмы иконы Троеручица

Специально для вас мы составили список, где находятся копии этого замечательного образа Богородицы.

Смотрите видео

Акафист Троеручица икона Божией Матери

Предлагаем вашему вниманию текст Акафиста образу Троеручица: