Порядок ведения федерального реестра муниципальных образований. Федеральный реестр муниципальных образований

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2018, N 0001201803280021);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.09.2019, N 0001201909020015).
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

2. Реализация полномочий Министерства юстиции Российской Федерации, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется им в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной штатной численности работников его центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанному Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 344 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст.2013).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 февраля 2017 года N 151

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации (далее - реестр).

2. Ведение реестра осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации через свои территориальные органы.

3. Включению в реестр подлежат муниципальные образования, образованные на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке (далее - муниципальные образования).

4. Реестр ведется в электронном виде.

5. Содержащиеся в реестре сведения являются открытыми и общедоступными.

Доступ к реестру обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 года N 327 .

6. В реестр включаются следующие сведения:

а) наименование муниципального образования, в том числе сокращенная форма такого наименования, в соответствии с уставом муниципального образования;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2019 года N 1116 .

б) вид муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

в) наименование административного центра муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

г) сведения о документах, на основании которых муниципальное образование включено в реестр, а также сведения о документах, на основании которых в реестр вносятся изменения;

д) государственный регистрационный номер, сформированный в порядке, установленном пунктом 10 настоящих Правил;

е) дата включения муниципального образования в реестр;

ж) наименования городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, при включении муниципальных районов в реестр;

з) наименования внутригородских районов, образованных в составе городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, при включении городского округа с внутригородским делением в реестр;

и) наименования населенных пунктов, входящих в состав городских и сельских поселений,  муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, входящих в состав муниципальных районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2019 года N 1116 .

к) код муниципального образования согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО) ;

л) сведения о муниципальном образовании на основании закона субъекта Российской Федерации, структурированные в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" .

7. Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган) включает муниципальное образование в реестр на основании закона субъекта Российской Федерации о создании вновь образованного муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава муниципального образования.

8. В случае изменения сведений о муниципальном образовании, содержащихся в реестре, территориальный орган на основании закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) вносит в реестр необходимые сведения.

9. При упразднении, а также при преобразовании муниципальных образований (в случае если преобразование влечет упразднение и (или) создание новых муниципальных образований) упраздненным или преобразованным муниципальным образованиям присваивается запись "исключенное". При этом сведения об упраздненных или преобразованных муниципальных образованиях сохраняются в реестре.

Территориальный орган присваивает запись "исключенное" упраздненному муниципальному образованию на основании закона субъекта Российской Федерации об упразднении муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу указанного закона, а преобразованному муниципальному образованию - в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава вновь образованного муниципального образования.

10. Государственный регистрационный номер муниципального образования представляет собой последовательный ряд знаков и цифр, состоящий из 10 позиций:

позиции 1 и 2 - RU - обозначение Российской Федерации;

позиции 3 и 4 - номер субъекта Российской Федерации, определяемый Министерством юстиции Российской Федерации;

позиция 5 - цифровое обозначение муниципального образования (1 и 2 - внутригородская территория города федерального значения, 3 и 4 - городской округ, городской округ с внутригородским делением, 5 и 6 - муниципальный район, 7 и 8 - муниципальный округ);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2019 года N 1116 .

позиции 6 и 7 - порядковый номер муниципального образования (внутригородская территория города федерального значения, муниципальный округ, городской округ, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2019 года N 1116 .

позиция 8 - цифровое обозначение муниципального образования (1 и 2 - городское поселение, 3 и 4 - сельское поселение; 5 и 6 - внутригородской район);

позиции 9 и 10 - порядковый номер городского и сельского поселения в составе муниципального района, внутригородского района в составе городского округа с внутригородским делением.

Все внутригородские территории города федерального значения, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением в позициях 8-10 содержат цифры 000.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2019 года N 1116 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

2. Установить, что Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить представление в Министерство юстиции Российской Федерации информации, необходимой для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим постановлением.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 65 "О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 486);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 489 "Об утверждении образцов документов для ведения Федерального реестра муниципальных образований в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2461).

Председатель

Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации (далее - государственный реестр).

2. Внесению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

3. Государственный реестр ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Указанное Министерство разрабатывает и утверждает формы документов и инструкцию о ведении государственного реестра.

4. Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Документы, представленные для внесения муниципального образования в государственный реестр, содержатся в регистрационном деле этого муниципального образования, являющемся частью государственного реестра.

5. Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет (на бумажных и электронных носителях) в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:

а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

б) официальный текст закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения - официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

в) копия устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

г) копия свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

6. Министерство юстиции Российской Федерации в месячный срок с даты получения документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил:

а) производит необходимую запись в государственном реестре в соответствии с инструкцией о ведении государственного реестра, утверждаемой приказом Министерства юстиции Российской Федерации;

б) оформляет и выдает (направляет) заявителю свидетельство установленного образца о включении муниципального образования в государственный реестр;

в) в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.

7. Глава муниципального образования в случае внесения изменений в документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней с даты внесения этих изменений представляет в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующие документы.

При преобразовании муниципального образования основанием для внесения записи в государственный реестр является закон субъекта Российской Федерации.

  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 99.Экономические гарантии местного самоуправления.
  • 100.Судебная и иные формы защиты местного самоуправления.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

    Внесению в Федеральный реестр подлежат все муниципальные образования на территории Российской Федерации.

    Для внесения муниципального образования в Федеральный реестр в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации возложена обязанность проведения работ по обеспечению ведения Федерального реестра (далее именуется - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), представляются следующие документы:

    а)заявление о внесении муниципального образования в Федеральный реестр;

    б)решение о создании муниципального образования или иной документ, подтверждающий осуществление местного самоуправления на определенной территории;

    в)протокол избирательной комиссии о результатах выборов депутатов представительного органа местного самоуправления либо выборных должностных лиц местного самоуправления, если уставом муниципального образования не предусмотрено избрание представительного органа;

    д)пояснительная записка с указанием наименования муниципального образования, наименования административного центра муниципального образования (если муниципальное образование включает в свой состав несколько поселений), адреса, по которому располагаются органы местного самоуправления, состава поселений, входящих в муниципальное образование, если муниципальное образование объединяет несколько поселений;

    е)сведения о наличии муниципальных образований, находящихся в границах муниципального образования, представившего документы для внесения в Федеральный реестр, сведения о нахождении муниципального образования, представившего документы для внесения в Федеральный реестр, в границах другого муниципального образования, сведения о численности населения (в том числе по каждому поселению, входящему в состав муниципального образования).

    Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится подлежащее внесению в Федеральный реестр муниципальное образование, в месячный срок со дня получения документов:

    Рассматривает документы, организует проведение по ним правовой и иной экспертизы на предмет соответствия действующему законодательству и настоящему Положению;

    По итогам рассмотрения направляет в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям свою рекомендацию, а также копии указанных документов;

    В случае несоответствия документов действующему законодательству и настоящему Положению возвращает их заявителю для устранения выявленных нарушений.

    В случае несогласия с решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявитель вправе направить документы непосредственно в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, сопроводив их мотивированным обоснованием.

    Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям в месячный срок со дня получения документов от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

    а)производит в соответствии с Инструкцией о ведении Федерального реестра на бумажных и электронных носителях необходимую запись в книге установленного образца;

    б)оформляет и выдает свидетельство установленного образца о внесении муниципального образования в Федеральный реестр;

    в)в случае несоответствия документов действующему законодательству и настоящему Положению возвращает их уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для устранения выявленных нарушений.

    Отказ во внесении муниципального образования в Федеральный реестр может быть обжалован заявителем в судебном порядке.

    Муниципальные образования, упраздненные в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, подлежат исключению из Федерального реестра.

    Основанием для исключения муниципального образования из Федерального реестра является решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или непосредственно населения муниципального образования, представленное в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям.

    Для исключения муниципального образования из Федерального реестра уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по заявлению органа, принявшего в соответствии с законом субъекта Российской Федерации решение об упразднении муниципального образования (либо уполномоченного представителя населения - в случае принятия решения непосредственно населением), направляет в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям заявление об исключении муниципального образования из Федерального реестра, заверенную копию решения о его упразднении и свидетельство о внесении муниципального образования в Федеральный реестр.

    В месячный срок со дня получения документов, подтверждающих упразднение муниципального образования, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям:

    а)принимает решение об исключении муниципального образования из Федерального реестра;

    б)вносит соответствующую запись в книгу для ведения Федерального реестра;

    в)уничтожает свидетельство о внесении муниципального образования в Федеральный реестр и составляет об этом акт, который хранится в Министерстве.

    Хранение документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

    Правовой основой ведения государственного реестра муниципальных образований является постановление Правительства РФ от 18.04.2012 N 344 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации".

    Согласно данным ведомственной формы статистической отчетности в государственный реестр муниципальных образований включено 414 муниципальных образований, в том числе: 43 муниципальных района, 9 городских округов, 64 городских и 298 сельских поселений.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2012 N 344 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации" содержащиеся в реестре сведения являются открытыми и общедоступными.

    Реестр состоит из разделов, в которые вносятся записи о включении муниципального образования в реестр, об изменениях в реестре и об исключении муниципального образования из реестра. Раздел о включении муниципального образования в реестр содержит:

    а)наименование муниципального образования;

    б)наименование административного центра муниципального образования;

    в)сведения о документах, на основании которых муниципальное образование включается в реестр;

    г)запись о включении муниципального образования в реестр;

    д)государственный регистрационный номер;

    е)дату включения муниципального образования в реестр.

    Раздел об изменениях в реестре содержит:

    а)сведения о документах, на основании которых вносятся изменения в реестр;

    б)дату внесения изменений в реестр;

    в)запись о внесении изменений в реестр.

    Сведения из реестра предоставляются территориальными органами в виде выписки из реестра на основании письменного заявления (обращения) заинтересованного органа или лица в 30-дневный срок со дня поступления заявления. В случае отсутствия в реестре запрашиваемой информации заявителю в указанный срок выдается (направляется) соответствующая справка.

    "