Падежное окончание прилагательных и причастий. Правописание окончаний

  • имя прилагательное
  • окончание
  • падежи и вопросы

Сначала надо запомнить несколько простых закономерностей.

  1. В отличие от существительных прилагательные и причастия изменяются по родам в зависимости от существительного, к которому они относятся. Деревянн ый (м. р.) стол , деревянн ая (ж. р.) полка , деревянн ое (ср. р.) корыто .
  2. В мужском роде Именительном падеже слово может иметь 3 варианта окончания -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ. (больш ой, красив ый, маленьк ий)
  3. Если в сложном слове (в слове, у которого несколько корней) есть соединительная гласная, то она не меняется . На небе тёмно -син ем , около железно дорожн ой станции . Если это сложное слово с удвоением корня или основы, то изменяются обе части. В больш ом -пребольш ом доме .
  4. Существует особая группа прилагательных с суффиксом -ИЙ (j"). Они исключительно притяжательные (то есть обозначают принадлежность предмета). Бараний , заячий , охотничий , рыбачий , лисий и т.д. Лисья нора = нора лисы . В косвенных формах в таких прилагательных пишется разделительный мягкий знак (мягкий знак, пишущийся перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И). Нет заячь его тулупа, рыбачь и принадлежности. Не следует путать со словами типа зрячий , бродячий , они не обозначают принадлежность и не подчиняются этому правилу .
  5. В Родительном падеже единственном числе в мужском и среднем роде прилагательные имеют окончания -ого, -его. Нет син его цвета , без больш ого труда .

Написание безударных окончаний прилагательных и причастий проверяют постановкой вопросакакой? в нужный контекст. Слово какой имеет те же окончания под ударением, что и прилагательные. При этом учащиеся автоматически заменяют также ударное -ой на безударное -ый в именительном падеже мужского рода и производят нужные замены по требованиям графики, а у безударных окончаний после мягких основ и по требованию орфографии (по требованию графики О для обозначения мягкости основы заменяется на Ё, а по требованию оппозитивного принципа орфографии Ё не под ударением заменяется на Е: како́го си <н’-о>го – *си́н-ёго син-его ).

Окончания полных прилагательных происходят из местоимений, среди которых некоторые сохраняют полностью или частично такие окончания (определительные, притяжательные и др.). Прилагательные с суффиксами ‑ов , -ин частично сохраняют окончания более древних кратких прилагательных, тождественные окончаниям существительных I‑II склонений:

И . папин (сон), папино (лицо), папина (шляпа) папины

Р. (из) папина (сна, лица), папиной (шляпы) папиных

Д. (к) папину (сну, лицу), папиной (шляпе) папиным

В. (как именительный или как родительный)

Тв. (с) папиным (сном, лицом), папиной (шляпой) папиными

П. (о) папином (сне, лице), папиной (шляпе) папиных

Так же склоняются фамилии на -ов, -ин в отличие от названий населённых пунктов, склоняющихся как существительные (см. § 6.1.2).

Упр. 127. Перепишите предложения М. А. Шолохова, согласовав прилагательные в скобках с существительными. Выделите окончания.

1. Из-под (крутой), (волчий) склада, (лысеющий) лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив (светло-голубой) глазки, тяжело (блестевший) из (глубокий) провалов глазниц, поклонился (сидевший) на лавке бабам – хозяйке и снохе… 2. (Редкий) в (пепельный рассветный) небе зыбились звёзды. 3. Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и (двухаршинный), словно (слитый) из (красный) меди, сазан со стоном прыгнул вверх. 4. Тугой воротник мундира прямил ему (жилистый) шею, (редкий), (курчавый) клинышком, бороденка задорно топорщилась вбок, левый глаз нервически подрагивал. 5. Пантелей Прокофьевич похаживал возле (Петров) коня. 6. (Сытый, овсяный) лошади рика [районного исполнительного комитета] легко понесли (таврический) сани со спинкой, крикливо (окрашенный) (пёстрый) цветами. 7. Он проснулся от холода, (взявший) в тиски сердце, и, открыв глаза, сквозь (блещущий) (радужный) разноцветьем слезинки увидел (холодный) солнце, (величественный) простор (безмолвный) степи, (свинцово-серый) небо у кромки горизонта и на (белый) шапке кургана невдалеке – (рдяно-жёлтый) с (огненный) отливом лису. 8. Нагульнов сбоку пытливо всматривался в (неприметный, засеянный) (какие-то ребячьи) веснушками лицо комсомольца, (который) Давыдов вчера с (несвойственный) ему ласковостью назвал Ванюшкой. 9. Прелью, (сырой и пресный), дышал берег.

10. По голосу угадал (Петров строевой) коня. 11. Хотелось вот так же, как (Мишкин) товарищу, укрепиться на придорожной пыли вверх ногами, с риском свалиться в колючки, – но в окно глядела мать, сердито шлепая губами. 12. От (мокрый Аксиньин) воло́с тёк нежный, волнующий запах. 13. В бричку после первой же корме..ки запр..гали (двухвершковый Христонин) и (Степанов вороной). 14. С рассветом Аксинья, не спавшая всю ночь, – у (Дроздихин) окна. 15. Дроздиха берёт (костистый) рукой (Аксиньин) руку, тянет её к воде. 16. Попробовал было кое-что смастерить в (Аксиньин) хозяйстве и тотчас почувствовал, что ничего не может делать. Ни к чему не лежала душа.

Упр. 128. Вставьте окончания и для союзных слов который, какой укажите, от каких слов зависит род, число и падеж союзного слова.

1. Мне кажется, я нисколько не преувеличил, ответив товарищу, что это отношение не грубее тех, как.. существуют у авторов серьезных статей друг к другу (Ч.). 2. Черты лица их, в котор.. доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны (Г.). 3. Но около половины второго случилось происшествие, котор.. никакое перо не опишет (Г.). 4. Акакия Ака­киевича заставили выпить два бокала, после котор..

он почувствовал, что в комнате сделалось веселее, однако ж никак не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой (Г.). 5. …Здесь были те, у котор.. уже моталась около шеи верёвка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь – и жизнь во всём разгуле … (Г.). 6. Я очень люблю скромную жизнь тех уединённых владетелей отдалённых деревень, котор.. в Малороссии называют старосветскими, котор.., как дряхлые живописные домики, хороши своей пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, котор.. стен не промыл ещё дождь (Г.). 7. …И детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение котор.. составляет высшую ступень, до котор.. может достигать ум человека, но разрешение котор.. не дано ему (Л. Т.). 8. …Учителя истории не было ещё ни слышно, ни видно даже на улице, по котор.. он должен был прийти и на котор.. я смотрел с сильным желанием никогда не видать его (Л. Т.).

Упр. 129. Перепишите, вставляя окончания и отделяя окончания причастий и отглагольных прилагательных.

1. Давыдов торопливо пообедал, встревоженн.., пошёл в правление (Ш.). 2. Мать трясущ..ся руками долго не могла зажечь коптилку (Ш.). 3. В письме, якобы возмутивш.. даже Наталью Николаевну, Александра Николаевна описы­вает обед у Геккерна-старш.. в Вене (Ахм.).

4. А дальше лежит луг, вязк.., как болото, составляющ.. взморье (Ахм.). 5. Странно, на взгляд Давыдова, выглядел кабинет председателя колхоза: просторн.. комната была густо заставлена пропылённ.. цветами в крашенн.. охрою кадках и глинян.. горшках, между ними сиротливо ютились стареньк.. венск.. стулья вперемежку с грязн.. табуретами; у входа стоял ошарпанн.., причудлив.. формы диван с вылезш.. наружу ржав.. пружинами; стены пестрели наклеенн.. на них картинками из «Нивы» и дешёв.. литографи.., изображавш.. то крещение Руси в Киеве, то осаду Севастополя, то бой на Шипке, то атаку японск.. пехоты под Ляояном в войну 1904 года (Ш.). 6. Место это искушения особенно замечательн.. тем, что составляет камень преткновения для толкования церкви, так как самая мысль о Боге, искушаем.. Диаволом, сотворённ.. Богом, составляет внутренн.. противоречие, из котор.. нельзя выйти (Л. Т.). 7. На запад – улица, пронизывающ.. плошадь, бегущ.. к займищу (Ш.). 8. От тополя до Царев.. пруда – версты три (Ш.). 13. Скоро про Гришкин.. связь узнали все (Ш.). 9. На черепаш.. скрипуч.. ходу вагонн.. несутся над равнинами песни борьбы (Фурм.). 10. Я отсюда вижу низеньк.. домик с галереею из маленьк.. почернел.. деревянн.. столбиков, идущ..ю вокруг дома (Г.). 11. Позже я часто вспоминал этого ребёнка, временно живущ.. в землян.. щели. В нём жила ещё первоначальная непорочность человечества, унаследован.. из родника его предков (Пл.).

Правописание причастий включает в себя:
1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях.

1) Причастия имеют те же окончания, что и прилагательные. Исходя из этого написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, можно проверить, задавая вопросы.

Приведем пример:
в [каком?] бушующем море; в [какое?] бушующее море; с [каким?] бушующим морем.

Правописание гласных в суффиксах причастий :
а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:
- в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме третьего лица множественного числа;

Приведем пример:
решают (Первое спряжение) – решающий, строят (Второе спряжение) – строящий, плачут – плачущий, дышат – дышащий.
- в страдательных причастиях настоящего времени: -ом- (-ем-) – первое спряжение; -им- – второе спряжение. Данные гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме третьего лица единственного числа.

Приведем пример:
решает (первое спряжение) – решаемый;
строит (второе спряжение) – строимый.

Б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:
- в действительных причастиях;
таять – таявший, клеить – клеивший,
- в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
- гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;
увидеть – увиденный, увешать – увешанный; засеять – засеянный,
- гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.
Приведем пример: построить – построенный, повесить – повешенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.

Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:
а) Одна «н» пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
- если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн-, если они образованы от глагола несовершенного вида;
Красить [что делать?] – крашеный пол;
- во фразеологизмах, например: посажёный отец, названый брат
- в субстантивированном отглагольном прилагательном,
Приведем пример: приданое (невесты).

Б) Удвоенная «НН» пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
- если есть приставка (кроме не-).
Приведем пример: (Скосить – скошенный луг, написать – написанный портрет)
Приставка не- не влияет на написание «н» и «нн»;
- если есть зависимое слово; (Кошенный [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенный [когда?] в прошлую пятницу пол; писанный [чем?] масляными красками портрет.
- если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова); (решить [что сделать?] – решённая задача; бросить [что сделать?] – брошенная шахта.)
- если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса. (баловать – балованный, арестовать – арестованный, корчевать – корчёванный.)

Есть и исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв-);
- в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не-): недрёманный, медленный, священный, данный, пеклеванный, деланный, нечаянный, негаданный, нежеланный, жеманный, чванный, чеканный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:
а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н;
Приведем пример: уложенные волосы – волосы уложены; завязанный узел – узел завязан.

Б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных формах.
Приведем пример: зелёные посевы – посевы зелены, ценная вещь – вещь ценна;

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

-мя
-ия
-ие
-ий

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

Я (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий ).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните , что существительные типа сомнение и сомненье , Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните , что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).



4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем ) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им ) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем ) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.


4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных - одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое - такое же, как и правописания :

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий во множеств. числе

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:


Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
  13. Практическое задание № 4

    Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

    1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
    3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
    5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Практическое задание № 5

    Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

    Ответы к практическим заданиям

    1. На пестреющей (какой?) лужайке.
    2. Опавшую (какую?) листву.
    3. О летающем (каком?) мотыльке.
    4. За отнятую (какую?) игрушку.
    5. К сидящей (к какой?) малышке.
    6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
    7. От растревоженного (какого?) улья.
    8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
    9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
    10. Плескавшуюся (какую?) волну.

    Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?


    1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
    2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
    3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
    4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
    5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
    6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
    7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
    8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
    10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
    11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
    12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
    1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
    3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
    5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

    Глаголы и причастия

    Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная - причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел - поспевший крыжовник.
  • Собака лает - лающая собака.
  • Мальчик стоит - стоящий мальчик.
  • Грибы собрали - собранные грибы.
  • Поле засеяли - засеянное поле.
  • Рассказали историю - рассказанная история.
  • Лёд растаял - растаявший лёд.
  • Местность исследовали - исследованная местность.
  • Вещи разбросали - разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали - обрадованные дети.
  • Окна осветились - освещённые окна.
  • Океан дремлет - дремлющий океан.
  • Тропинки заросли - заросшие тропинки.
  • Слова написали - написанные слова.
  • Стоят столбы - столбы стоящие.
  • Волны пенятся - пенящиеся волны.

  • Предмет движется - движущийся предмет.
  • Птиц потревожили - потревоженные птицы.
  • Народ борется - борющийся народ.
  • Тростники колышутся - колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли - вырытая канава.

Но различить их довольно просто - окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

ед.число

мн. число

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в изменяются по родам и числам:

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.