Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Игорь Сахаров: снимаем в стиле Рембрандта

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

В этой популярной схеме, рисующий свет расположен перед моделью, сильно сбоку, выше головы. Насколько спереди? Так, чтобы в глазах были блики. Чем выше, тем четче тени на подбородке, лучше выделяется лицо из обрамляющей тени, становится более трехмерным. Если тень окажется слишком сильной на подбородке, ее можно смягчить отражателем. Забудьте про 45° сбоку и прочие правила выставления вспышки: ставьте на ощупь, выработайте у себя это ощущение света. Медленно двигайте свет и смотрите, как он лучше падает на модель; скажите ей, чтобы она, наконец, перестала крутиться.

Наиболее классическим вариантом будет вытянутый треугольник света под глазом с затененной стороны лица. Тень от носа красиво ложится вниз, дотрагиваясь до губы. Горизонтальная тень от носа непривлекательна - поднимите свет выше, чтобы ее исправить. При правильной постановке, свет отражается от щеки и создает блик в глазу. Именно так освещал своих моделей Рембрандт, используя свечу или верхнее окно.

У вас должен был возникнуть вопрос, с какой стороны снимать модель: подсвеченной или затемненной? Стандартным вариантом является short lighting, съемка с теневой стороны. Она более драматична и сужает лицо. Узкое освещение отлично подходит для крупного плана и эмоционального образа. Передвигая рисующий свет в диапазоне примерно 45-80° от плоскости лица модели (от “почти сбоку модели” до “между моделью и фотографом”), вы получаете разную форму и плотность тени на фотографируемой части лица, тем самым увеличивая или ослабляя драматизм изображения. Съемка с подсвеченной стороны - broad lighting - подходит для лиц без следов опыта и эмоций, в том числе для съемки подростков. Драматизм не создать на пустом месте.

Здесь вы могли возмутиться: ведь Рембрандт сам использовал широкий свет для своих портретов, обращая к зрителю освещенную сторону лица. Разница в том, что художнику доступен целый ряд приемов создания драматического эффекта. Это и резкие линии носа, ведущие к глазу, вкупе с мягкими, не привлекающими внимания, линиями скул; и тончайшие детали контраста, оттенков и толщины мазков. Рембрандт был зачастую свободен от требования комплиментарности: он передавал эмоции, а не красивость. Не было у него и типичного для современных изображений требования узкого лица как идеала красоты. Фотограф лишен этих инструментов и обременен этими обязанностями. Широкое освещение в фотографии больше напоминает классический портрет, но почти лишено его драматизма. Характерно, что на автопортретах Рембрандт склонен к узкому освещению.

Широкое освещение не подходит для высокого контраста, драматического затемнения и плотных теней. Оно дает привлекательную, но мягкую и простую картинку.

Широкая часть лица всегда кажется ярче, чем узкая, потому что у нее больше отражающая поверхность. Снимая в broad lighting, не делайте широкую сторону слишком яркой. Освещайте меньше, чем хотелось бы.

В рембрандтовской схеме, модель можно фотографировать и анфас. Обычно же, модель поворачивается немного к свету в схеме узкого освещения, а в схеме широкого - отворачивается от света.

При использовании одного источника света, тени получатся очень плотными. Это нормально для драматического изображения, но может оказаться излишним для более нейтрального портрета. Поэтому добавляем заполняющий свет. Ставим его почти прямо перед моделью, чуть сдвинув в сторону, противоположную рисующему свету. Заполняющий и рисующий свет должны пересекаться приблизительно под углом 90-120°. Заполняющий свет выставляем слабее рисующего. Насколько слабее - зависит от пожеланий фотографа к плотности тени, но обычно очень слабый. Часто мощность вспышки оказывается излишней, как ни отдаляй свет от модели, и вместо света нужно использовать отражатель. При съемке в широком освещении, заполняющий свет может быть сильнее рисующего: расположенный почти спереди заполняющий мягко освещает лицо, не создавая теней, а от рисующего остается лишь слабая тень. Такое изображение лишено рембрандтовского драматизма, но приятно глазу и подходит даже для гламура.

Обычно, лицо остается наиболее ярко освещенной частью портрета. Дело не в том, можно ли разглядеть лицо, а в том, что взгляд тянется к самым ярким участкам изображения - и тянуться он должен к лицу. Однако попробуйте положить его на грудь или кисти рук. Вы поймете, почему так делал Тициан, но не стоит делать вам: хорошо выделять руки, когда они более выразительны, чем лицо. Но если вы научитесь ставить кисть подобно тому, как это делал Тициан, то освещайте лицо заполняющим светом. Исключение: портреты стариков и тружеников; их руки бывают выразительны даже без позирования кистей.

Нередко рекомендуют отдельные вспышки для волос сверху и для контрового света на модель сзади. Такое освещение плохо для художественного портрета, лишает его естественности мотивированного освещения. Отрывать модель от фона следует светом, направленным на фон и отражаемым от него. Волосы достаточно освещаются рисующим светом при его правильном расположении вверху модели.

Контраст увеличивает зрительный вес. Модель в темной одежде покажется тяжелой на светлом фоне. Типична обратная ситуация: светлая, ярко освещенная модель на темном студийном фоне. В классической живописи, это не было проблемой, поскольку худощавая стройность еще не стала стандартом красоты. Яркое освещение живота модели, когда она находится на темном фоне, визуально добавит ей несколько килограммов. С положительной стороны, яркая модель на темном фоне выглядит динамичной, выступает вперед.

Правило треугольника.

Композиция, «вписанная» в уравновешенный треугольник, когда все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра кадра, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, не должно быть явного стремления к «опрокидыванию» треугольника в ту или другую сторону.

Правило линий (горизонтальных, вертикальных, диагональных)

Очень мощным средством построения композиции в фотографии являются линии. С их помощью можно усилить акцент на смысловом центре, создать глубину, «разбивая» кадр на области – передний, средний и дальний планы. От фокусного расстояния зависит характер линий – широкоугольный объектив отлично справляется с горизонтальными линиями и диагоналями, телеобъектив же предпочтительней использовать при наличии вертикальных линий.

Специфика диагональных линий – они хорошо заполняют площадь кадра, «ведут» взгляд зрителя к смысловому центру. Максимальная отдача у двух диагональных линий, которые сходятся у горизонтальной линии. Поэтому нам так нравятся фотографии с дорогой, убегающей вдаль, к линии горизонта. Также стоит отметить магию воображаемой линии, например, линия взгляда.

Золотое сечение.
Это принцип деления непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Запутано и сложно? Еще бы, ведь в какой-то степени, золотое сечение можно считать первоосновой, неким «столпом» правил композиции, так как существует множество вариаций на тему «золотого сечения». И почти все приемы, описанные выше, можно отнести к его производным.

Впервые принцип «золотого сечения» был использован Леонардо да Винчи в его картинах. Затем многие художники использовали пропорции «золотого сечения», начиная с эпохи Возрождения. Используется это правило и сейчас.
Примером использования правила «золотого сечения» в фотографии может быть расположение основных компонентов кадра в особых точках - «смысловых центрах». Считается, что объекты, расположенные по правилу «золотого сечения», воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные. Базовый и наиболее часто используемый принцип – четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости и есть смысловые центры.

Итак, можно сделать вывод, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими фотограф по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Поэтому крайне важно практиковаться, развивать эти чувства и умения.
Следует также отметить, что при достаточном уровне подготовки правила композиции могут умышленно нарушаться, для усиления эмоционального воздействия.

Тема сегодняшней беседы одна из самых известных и в тоже время одна из самых противоречивых. Многие про это слышали, много про это написано но очень мало реально правильного. Давайте же попробуем в этом разобраться.
И так, сегодня мы поговорим про Рембрандтовский треугольник. Так же его называют Рембрандтовский свет. М первое и второе считаю правильным, если автор точно знает что делает, как и зачем.

Но давайте по порядку. Своё название данная световая схема взяла от прекрасного художника Рембрандта. Эту схему он часто использовал в своих работах, но так же, сразу скажу, что не только он. Это классическая схема светотеневого рисунка и её использовали очень многие художники и до него и после. Но не будем уходить в историю.
Выглядит световая схема как прострел света через переносицу модели на теневую сторону лица. Так как любой треугольник имеет три стороны, то за формирование сторон треугольника в данном случае отвечают переносица, надбровная дуга и щека. В принципе и всё. Но.


Как всегда есть но и даже не одно. Есть несколько моментов при построении, на которые следует обратить внимание. Как Вы уже поняли, я не рисую где именно, относительно модели стоит свет, на каком расстоянии и на какой высоте. Всё очень индивидуально и зависит от многих показателей, от роста и позы модели до насадки на источнике света.
Свет ставится сбоку от модели так, что бы тень от носа, двигаясь по носогубной складке, соприкоснулась с тенью на щеке. Мы построили набросок, теперь его стоит корректировать под модель, а мы помним, что все лица у моделей разные, а значит к каждой, обязательно, будет отдельный подход. Для начала нам нужно расположить получившийся треугольник на лице. Верхняя сторона треугольника должна начинаться от верхнего века. За это у нас отвечает высота источника света, опуская или поднимая его, мы будем перемещать треугольник по вертикали. Так же для ориентира нам очень поможет блик в глазу. Если его не видно, то треугольник слишком низко. Но, опять же, всё зависит от лица модели и бывают случаи, когда треугольник расположен правильно а блика не видно.


Следующий шаг, это добиться максимальной ширины и выразительности треугольника, за это у нас отвечает заведение источника света немножко за модель или выдвижение ближе к фотографу. Тут нужно обращать внимание на тени, от носа и тень на щеке не должна размыкаться. Так же тень от носа не должна собой закрыть блик.
В принципе мы получили тот самый Рембрандтовский треугольник, но опять же НО. Мы все очень любим, когда световая схема на модели выглядит как нарисованная. С чёткими гранями, как по линейке выполненная. Но опять же, за формирование данной световой схемы отвечает три составляющих. Надбровная дуга, а значит, мы сразу должны брать в расчёт, на сколько глубоко посажены у модели глаза, а это в сою очередь будет отвечать за длину треугольника. Переносица, а значит, форма второй грани треугольника не всегда будет идеальная. Ну и третье, это щека, рельеф лица, а он, поверьте, очень может быть разный. В совокупи форма носа и щеки будет отвечать за его ширину. И получается, что при всей простоте данной световой схемы, идеально она получается у небольшого процента моделей. Он может быть узеньким и длинным, коротким и широким, может быть даже световым пятном практически бесформенным. В данном случае, треугольник на модели это как отпечаток пальца, очень индивидуален.

Но признаюсь, это очень выразительная световая схема и она стоит того, что бы пробовать и экспериментировать. Не даром огромное количество Голливудских портретов, на которые мы смотрим с восторгом, основаны на этом световом рисунке. Студенты на моих курсах отдают этой схеме по несколько занятий и потом постоянно используют её в своём творчестве.
Конечно же я не всё рассказал про неё, конечно же есть много тонкостей и нюансов на которые стоит обратить внимание, но и этого базового знания вполне хватит, что бы сделать прекрасный портрет и вообще понять специфику построения данного светотеневого рисунка.

За перепосты заранее огромное спасибо))))

Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн известен своими темными и унылыми портретами, характеризуемыми одним источником света, который проходит через объект, расположенный перед темным фоном. Это интересный, запоминающийся стиль, который достаточно легко воспроизвести в современной фотографии.

Есть два шага для создания портрета в стиле Рембрандта. Первый шаг подразумевает правильное освещение и композицию. Второй – использование Lightroom с целью подчеркнуть ощущение унылости, созданное освещением.

Освещения в стиле Рембрандта легко достичь с помощью естественного света. Важно, чтобы свет был направленным. Взгляните на эти портреты, чтобы понять, как это работает.

Портрет №1

Этот портрет был сделан с моделью, стоящей под аркой, которая является частью здания. Мы сделали фотографию в пасмурный день, поэтому свет был достаточно мягкий и ровный, идеальный для портрета.

Свет исходил слева от модели, через арку, отбрасывая тень на его лице. Правая часть его лица темная, так как с той стороны нет света. Фон также темный, так как на него падает меньше света.

Фотография выглядит так, будто сделана в студии, но свет сформирован аркой, а не софтбоксом.

Портрет №2

Я сделал этот портрет в лесу. Свет проходил сквозь деревья сверху. День был пасмурным, но узкие промежутки между деревьями сделали свет направленным. Я попросил свою модель повернуть лицо вверх к свету, чтобы не создавать тени под глазами.

Я выбрал эти портреты, потому что они интересны с точки зрения постобработки. Один из них легко обработать, а для другого предстоит больше работы. Сможете угадать, какой из них какой?

Обработка портрета №1

Первый портрет был самый простой в обработке. Вот этот файл в формате Raw прямо из камеры.

Практически вся работа над этим портретом была сделана в модуле Коррекции в Lightroom. Вот основные настройки:

  • Экспозиция +0.20. Небольшое движение слайдера, чтобы осветлить фотографию.
  • Тени -27. Это усиливает темные оттенки фотографии без воздействия на светлые.
  • Четкость + 41. Это общая настройка для улучшения текстуры и деталей, а также добавления грубоватости мужскому портрету (для женского портрета нужны более деликатные настройки).

Вы заметите, что я не использовал слайдер Контрастность, чтобы затемнить фон. Причина в том, что Контрастность влияет как на темные тона, так и на светлые. Поэтому лучше использовать Света и Тени, чтобы по отдельности контролировать эти участки.

Контроль над темными участками с помощью слайдера Тени дает вам возможность выбора, когда речь идет о тональных значениях изображения. Вы также можете перемещать слайдер Черные влево, хотя таким образом можно заблокировать некоторые затемненные участки.

Помните, что вашей целью является создать портрет в стиле Рембрандта, поэтому от вас зависит, насколько темными будут тени. Вот сравнение, где вы можете увидеть, что произошло с портретом, когда я задал Тени -100 и Черные -22.


Локальные настройки

Передвигая Тени и Света влево, вы также можете затемнить участки, которые хотели бы оставить как они есть. В этом портрете волосы модели стали слишком темными, поэтому я использовал Кисть коррекции, чтобы осветлить их. На этом скриншоте показана красная маска, созданная Кистью коррекции. Я установил Тени +71, чтобы сделать волосы светлее.


Обработка портрета №2

Следующему портрету понадобилось больше работы в Lightroom. Вы увидите почему, когда взглянете на исходное изображение, приведенное ниже.

Хотя свет исходил сверху, он не был таким направленным, как в обработанном варианте. Такое изображение требует немного больше работы в Lightroom, чтобы достичь темного фона, который свойственен стилю Рембрандта.

Я произвел легкие настройки со следующими значениями:

  • Экспозиция до -1.10
  • Тени до -70
  • Света +65
  • Четкость до +23

Перемещение слайдеров Тени и Экспозиция влево сделает изображение в целом темнее, а фон выглядит уже ближе к тому, чего я хочу. Перемещаем Света до +65, чтобы сделать светлые участки (другими словами, кожу модели) светлее. Еще раз повторюсь, это увеличило контрастность, но более контролируемым способом, чем использование слайдера Контрастность.

А вот и результат.

Локальные настройки

Как только вы сделаете все возможное с помощью общих настроек, следует переходить к локальным настройкам. Lightroom имеет три инструмента локальных настроек – Градиентный фильтр, Радиальный фильтр и Кисть коррекции. Какой из этих инструментов (или комбинацию) выбрать, зависит от вас и ваших задач.

Для этого портрета я применил пять Градиентных фильтров и переместил слайдер Экспозиции влево (для затемнения) для каждого из них. На скриншоте показано, где я применил Градиентный фильтр в этом изображении.






Лучше всего производить локальные корректировки на глаз. Не бойтесь экспериментировать с настройками и параметрами, пока не получите ту фотографию, которую хотели.

Это сравнение показывает разницу в том, как Градиентные фильтры повлияли на изображение.


Заключение

Ключ к воссозданию стиля Рембрандта в Lightroom лежит в анализе типа освещения, который использован при создании портрета, и размышлений о том, как можно повторить его с помощью инструментов Lightroom. Имейте ввиду, что свет так же важен, как и техники Lightroom. Получите правильное освещение, и остальное последует легко.