Этика медицинской сестры. Деонтология Деонтология медсестры


Работу медицинской сестры хирургического отделения в полном объеме и безошибочно может выполнить только всесторонне подготовленный специалист.

Медицинской сестре хирургического отделения исходя из особенностей ее работы должны быть присущи следующие качества:

Крепкое здоровье, высокоорганизованная, уравновешенная и подвижная нервная система, крепкая физическая и психическая выносливость;

Особая профессиональная наблюдательность;

Высокое чувство оптимизма, которое основывается на богатом практическом опыте и хорошем знании своей специальности;

Умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач по диагностике возможных осложнений, оказанию неотложной помощи пациентам;

Высокая профессиональная подготовленность: знание неотложных состояний в хирургии, принципов и приемов их распознавания, способность быстро и квалифицированно самостоятельно проводить экстренные доврачебные мероприятия, лечебные манипуляции по первому требованию врача, осуществлять качественный уход за тяжелыми пациентами;

Умение быстро и легко входить в контакт с любым пациентом и его родственниками, несмотря на крайне тяжелое, а иногда и критическое состояние его здоровья;

Обладание логическим мышлением, способностью убедить пациента и его родственников в необходимости педантичного соблюдения назначенного врачом режима и лечения;

Способность понять пациента, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения перед предстоящей операцией, поддержать его при любых обстоятельствах;

Исключительная дисциплинированность, скромность, чистоплотность, высокая порядочность, особая предупредительность в отношении с пациентами и их родственниками.

Несмотря на сложность и большую ответственность в повседневной практической деятельности медицинской сестре хирургического отделения нужно четко соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Самое главное в деятельности медицинской сестры завоевать доверие пациента. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше чем лекарственные препараты. Медицинская сестра хирургического отделения значительно больше времени находится в прямом контакте с пациентом чем врач, ее уникальной задачей является оказание помощи больному человеку в осуществлении его действий направленных на выздоровление или обеспечение спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей.

Медицинская сестра должна помнить, что неблагоприятные, в первую очередь психологические условия больничной среды, дефицит внимания действуют на психическое и физическое состояние пациентов особенно пожилых, длительно находящихся в стационаре и проявляются в виде госпитализма: человек утрачивает гигиенические навыки, нарушаются функции эмоционально-волевой сферы, что проявляется в виде депрессии, протеста, замкнутости.

В своей деятельности медицинская сестра, независимо от того где она трудится, должна придерживаться следующих принципов психологии общения с пациентами:

Четко и неукоснительно следовать основному медицинскому этическому принципу “Non nocere” (“Не вреди!”);

Индивидуально подходить к пациенту на всех этапах лечебно- диагностического процесса;

Рационально, научно обоснованно и тщательно проводить все диагностические и лечебные манипуляции;

Честно и добросовестно исполнять свой долг;

Максимально оберегать психику пациента от травмирующих влияний больничной обстановки;

Уметь хранить профессиональную тактику, полученную личную информацию пациента.

Определить своеобразие психологии пациентов, которые в силу обстоятельств вынуждены изменить свои жизненные стереотипы.

Медицинская сестра общаясь с пациентом не должна показывать вида, что у нее мало времени, масса важных дел. Беседа медицинской сестры с пациентом должна протекать в атмосфере доброжелательности, инициатором должна быть медицинская сестра направляющая ее в необходимое русло.

Откровенный разговор поможет пациенту выговориться, раскрыться. Беседа должна проводится на языке понятном пациенту, и соответствовать уровню его знаний и интеллекта.

В общении с пациентом недопустимо высокомерие и пренебрежение, обращение на “ты”. Между пациентом и медицинской сестрой должны быть корректные взаимоотношения построенные на взаимном уважении. Такие взаимоотношения способствуют созданию здорового психологического климата в отношениях медицинской сестры с пациентом, способствуют выздоровлению.

При грубом и недоброжелательном отношении пациента к медицинской сестре, она должна проявить сдержанность и терпимость, выдержанно и тактично ответить на проявленное высокомерие и пренебрежение к личности медицинской сестры.

Определенного такта требует общение хирургической медицинская сестры с близкими пациента. Беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Перед разговором с посетителями необходимо посоветоваться с врачом и с пациентом о чем можно сообщить им, о чем умолчать. Особенно осторожно надо давать информацию по телефону.

Обладание в полной мере указанными моральными, этическими и интеллектуальными личностными качествами позволит медицинской сестре в полном объеме выполнить требования медицинской деонтологии.

Медицинская этика и деонтология определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой.

Из этой статьи вы узнаете:

Этика и деонтология в медицине: общие принципы

Этика и деонтология в медицине является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности . Медицинская этика и деонтология определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой.

Развитие медицины и общества за последние две тысячи лет привело к изменениям в сфере медицинской этики. Сегодня медицинскую деятельность регламентируют многие этические и юридические нормы.

В наши дни реализация этических начал в медицине включает:

Медицинская этика

Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. При этом тесно соприкасается с медицинской деонтологией – учением о проблемах морали и нравственности, являющимся разделом этики.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией . Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико - этических принципов. За многовековую историю медицины многие этические нормы сформировались в правила поведения врача. Свод этих правил называется медицинской деонтологией.

Деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Впервые термин «деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Слово «деонтология» является производным от двух греческих корней: deon – «должное», и logos – «учение». Следовательно, медицинская деонтология – это учение о долге медицинских работников перед пациентами.


Главными принципами медицинской деонтологии являются:

Этика и деонтология медицинской сестры

Этика и деонтология медицинской сестры имеют особое значение.

Как вести себя с агрессивным пациентом?

Агрессивного человека можно распознать по специфическому стилю общения. Скорее всего, он будет пытаться манипулировать медработниками, позволит себе персональные обвинения и даже оскорбления в их адрес.

Пациента можно предопределить по его поведению, когда назревает конфликт:

  • движения импульсивные и резкие, на лице нервный румянец, взгляд исподлобья, острый и пронзительный;
  • повышает голос.

Личность медицинской сестры, умение обращаться с пациентами, владение техникой психологической работы с ними – все это само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее воздействие. При построении взаимоотношений «медсестра – пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры.

Деонтология в медицине предполагает наличие определенных, очень важных в работе медсестры, качеств. Важнейшими считаются:

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

Зиновия Карабанова старшая медицинская сестра отделения трансфузиологии АО «Республиканский научный центр нейрохирургии», г. Астана

Основополагающие принципы сестринской этики и деонтологии, изложенные в клятве английской сестры милосердия и общественного деятеля Флоренс Найтингейл:

Все в медицинской сестре должно располагать к себе пациента, и только тогда возникает доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, госпитализации, планах на будущее.

О том, как разрешить конфликт рассказывает

Способы разрешения конфликтов в условиях практического здравоохранения

Если вы столкнулись с конфликтными пациентами в процессе своей деятельности, психологи рекомендуют придерживаться следующих правил поведения:

Помните, ваш пациент в процессе общения удовлетворяет свои психологические потребности и нужды (связанные с личными проблемами) посредством общения с вами. Вы для него – среда, куда он может скинуть отрицательные эмоции. Потерпите, не позволяйте втянуть себя в конфликт(!);

Чрезвычайно важно медработнику помнить, что еще необходимо управлять и собственными эмоциями в работе с такими пациентами, не допуская грубости или оскорблений;

Этика и деонтология медсестры включает также и внешний вид, выражение лица, ее речь. Речь медицинской сестры является характеристикой специалиста и должна соответствовать нормам. С пациентом надо общаться на понятном для него языке, не применяя «лишней» медицинской терминологии.

15.1. МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми этическими качествами. Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Известно, что, помимо общих моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою специфику, связанную с природой самой профессии.

Наряду с термином «медицинская этика» часто применяется термин «деонтология» (от греч. «deon» - должное, долг и «logos» - учение, слово) - учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в начале XIX в. английским юристом и философом И. Бентамом.

Деонтология служит составной частью медицинской этики и носит более конкретный характер применительно к отдельным медицинским специальностям.

Именно поэтому понятия «медицинская этика» и «деонтология» органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. Однако, многие нормы морали, особенно

профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Наиболее известным документом является Клятва Гиппократа (V в. до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.

Основные аспекты медицинской этики:

Медицинский работник и общество;

Нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

Медицинский работник и пациент;

Медицинский работник и родственники пациента;

Медицинская тайна;

Взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Усовершенствование знаний;

Этика эксперимента.

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, неза-

висимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл тогда же дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу.

Разработка и принятие Этического кодекса медицинской сестры России - это важный этап реформы сестринского дела в нашей стране. Он составлен с учетом новых направлений развития сестринского дела в России, современных представлений о роли в обществе профессии медицинской сестры как самой массовой из медицинских профессий.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. В соответствии с Кодексом этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшие задачи профессиональной деятельности медицинской сестры - это всесторонний комплексный уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская

сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента, обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Она не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми, способствовать самоубийству больного.

Необходимым условием является уважение человеческого достоинства пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля над поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего - не навреди!» и не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые

другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!». Проводя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Она должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Ее моральный и профессиональный долг - разъяснять пациенту в меру своей квалификации последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. Она вправе раскрыть

конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. При этом она обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима, хотя отношение к этой проблеме в обществе неоднозначно.

Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и другие) и законодательству Российской Федерации. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациентов в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

Всегда остро стоял вопрос отношения к той или иной форме благодарности со стороны пациента. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Но при этом вправе принять бла-

годарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно проводить назначенные врачом медицинские манипуляции в соответствии с перечнем медицинских услуг. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.

Столкнувшись с фактами нелегальной, неэтичной или некомпетентной практики, медицинская сестра должна становиться на защиту интересов пациента и общества.

Требования Этического кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм кодекса к членам ассоциации могут быть применены следующие взыскания:

Замечание;

Предупреждение о неполном профессиональном соответствии;

Приостановление членства в ассоциации на срок до одного года;

Исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

15.2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Взаимоотношения медицинского работника и пациента - центральная проблема как классической медицинской этики, так и биоэтики (см. раздел 15.3). И в древности, и сегодня проблемы взаимоотношений сложны, не всегда бесконфликтны, часто неравно-

правны. Трудности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач и медсестра не всегда стараются успокоить, понять больного со всеми его переживаниями и страхами. Они недостаточно учитывают психическую составляющую соматического заболевания, рассматривают пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает технические возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания, не думая о том, что медработник может быть ограничен во времени, его мысли заняты другими больными.

Кроме того, медик и пациент могут исповедовать различные ценности, относиться к различным социальным слоям общества, этническим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, где оказывается медицинская помощь. Например, в условиях коммерческой медицины, а в настоящее время часто и в государственных лечебно-профилактических учреждениях, возникает своеобразный конфликт интересов, когда врач или средний медицинский работник, как представители своего учреждения, объективно заинтересованы в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами.

Сегодня растет доля пациентов пожилого возраста, а хорошо известно, что лечить их труднее. С возрастом замедляется обмен веществ, нарушается кровообращение, в целом снижается иммунитет. Хронические болезни и груз прожитых лет сказываются на психике, к старости люди становятся излишне раздражительными, обидчивыми, сверхтребовательными, забывчивыми; у них зачастую складываются непростые отношения в семье, поэтому медсестра должна стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию больного и его физическому излечению.

К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения и профилактических мероприятий. Основой этих принципов должны быть: абсолютная вежливость, доброжелательность и индивидуальный подход.

При беседе с пациентом медицинский работник должен уделить достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и выделить необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребен-

ку - по имени, к матери ребенка - по имени и отчеству; внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов. Именно в процессе беседы медицинский работник устанавливает с пациентом отношения, основанные на взаимном доверии, таким образом, чтобы пациент мог откровенно рассказать о любой своей проблеме или высказать неудовлетворенность. Доверительные отношения способствуют психологическому комфорту больного и физическому излечению.

Особо следует оговорить соблюдение этических правил при проведении инвазивных методов диагностики и лечения (инъекции, внутривенные введения лекарств, взятие крови из вены и другие), которые все шире внедряются в медицинскую практику, так как их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения медицинской сестрой деонтологических норм. Необходимость фиксации внимания медицинских сестер на инвазивных методах диагностики и лечения диктуется тем, что каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму.

Работу медицинской сестры при совместном с врачом выполнении сложных диагностических инвазивных манипуляций (в соответствии с перечнем медицинских услуг) можно разделить на три этапа: подготовка больного к манипуляции; проведение манипуляции; послеманипуляционный период.

После назначения врачом той или другой инвазивной манипуляции в задачу среднего медицинского работника входит профессионально грамотная психологическая подготовка к ней больного. В первую очередь нужно помочь больному принять правильное решение, убедить его, что назначенная врачом манипуляция поможет поставить окончательный диагноз заболевания и определить лечебную тактику. Следует убедить пациента в безопасности манипуляции, ее необходимости, в том, что во время манипуляции он должен точно выполнять все просьбы врача. Больному нужно объяснить, как вести себя во время манипуляции, чтобы она прошла быстрее и легче, желательно предупредить его о возможных (хотя и необязательных) неприятных ощущениях и подсказать, как вести себя при этом. Хорошо проведенная психологическая подготовка к инвазив-ной манипуляции обеспечивает сознательное, активное участие в ней больного и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Важно

хотя бы несколько минут уделить больному перед манипуляцией - добрыми словами напутствовать его, ободрить, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции.

Деонтологически важны четкость и слаженность работы бригады, проводящей инвазивную манипуляцию, ее высокий профессионализм, умение понимать друг друга с полуслова. Во время манипуляции больной внимательно прислушивается к разговору врача с медицинской сестрой, фиксирует свое внимание на произносимых словах, особенно непонятных ему. Он следит за мимикой, жестами, настроением и другими формами поведения персонала. Это требует от всех участников процедуры согласованности действий, высокой организованности и дисциплинированности, предельного самоконтроля, особого такта в профессиональном общении. Медицинская сестра во время манипуляции имеет возможность не только наблюдать за поведением больного, но и предвидеть его поступки и вовремя корректировать его поведение, держать под контролем всю психологическую ситуацию. Для больного медицинская сестра является заботливым, самым близким человеком, готовым не только сопереживать его страданиям, но и оказать конкретную психологическую и медицинскую помощь.

По завершении диагностической или лечебной манипуляции, независимо от ее результатов, следует похвалить больного за адекватное поведение, которое в значительной мере облегчило врачу работу, позволило получить нужную информацию. У подавляющего большинства больных, независимо от их самочувствия, возникают вопросы о конкретных результатах исследования. Вот тут и врачу, и медицинской сестре следует проявить профессиональную мудрость. Естественно, что право формулирования ответа принадлежит только врачу, деонтологическая задача медицинской сестры сводится к тому, чтобы в беседах с больным поддерживать версию, высказанную врачом. Недопустима свободная интерпретация медицинской сестрой результатов исследования с целью ложного самоутверждения. Она может оказаться неверной и стать причиной тяжелой ятрогении. Независимо от характера полученной диагностической информации больного следует успокоить, обнадежить в благоприятном исходе основного заболевания, нацелить на совместную борьбу с болезнью.

После исследования у больного могут возникнуть негативные явления: резь и кровь при мочеиспускании после цистоскопии, ощущение присутствия постороннего предмета в ротоглотке после гастроили бронхоскопии, распирание кишечника после колоноско-

пии и др. Во всех таких случаях больного следует успокоить, сказать о временном характере и безопасности этих ощущений. Ни в коем случае нельзя оставаться безучастной к жалобам больного, надо постараться помочь, принять меры, назначенные врачом.

При самостоятельном выполнении инвазивных манипуляций медицинская сестра несет всю полноту ответственности за их качество, своевременность и за реакцию больного. Как и при более сложных манипуляциях, больной и в этих случаях испытывает если не чувство страха, то внутреннюю тревогу в ожидании неприятных ощущений от вводимого лекарства, а иногда и неуверенность в профессионализме медицинской сестры. А длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции в известной мере невро-тизируют пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативное отношение. Требования деонтологии не допускают механического, а тем более грубого выполнения инвазивных манипуляций. Медицинская сестра должна сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в партнерском профессиональном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры. Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет добрые слова, сумеет успокоить больного, отвлечь его внимание, положительно сказываются на ее деловом авторитете.

Большое место в работе медицинской сестры занимает выполнение так называемых интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма. Это очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных половых органов, спринцевание у женщин, манипуляции на молочных железах, подача подкладочного судна, мочеприемника и др. Выполнение этих рядовых для медицинской сестры манипуляций у больных вызывает естественное чувство стыдливости, неловкости как перед медицинским работником, так и особенно перед соседями по палате. Об этом надо помнить, учитывать легкую ранимость психики больного, щадить его самолюбие, стыдливость, которая формируется у человека с раннего детства. Особенно чувствительна и ранима психика женщин, страдающих заболеваниями тазовых и половых органов, мочевыводящих путей, молочных желез и др.

Выполняя интимные манипуляции, медицинская сестра не имеет права демонстрировать их окружающим, особенно соседям по пала-

те, подчеркивать немощность больного, неопрятность, неспособность обслужить себя и т.д. Деонтологический долг медицинской сестры требует щадящего отношения к ранимой психике больного, соблюдения профессионального такта. Каждый больной ожидает от медицинской сестры не только облегчения своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. И об этом всегда надо помнить. При выполнении интимной манипуляции медицинская сестра должна следить за своей речью, мимикой, жестами, силой голоса, не проявлять брезгливости к больному и неприязненного отношения к своей работе. Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. Во время манипуляции следует поддерживать контакт с больным, осведомляться о его самочувствии, неприятных ощущениях.

Желательно любую интимную манипуляцию выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного соседа, да еще в непривычной позе, дополнительные запахи, техника самой манипуляции служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости, обнажать тело больного, особенно его «закрытые зоны». Для прикрытия рекомендуется пользоваться специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше отгородить ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщинами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.

Тактика общения с пациентом зависит от того, какой этико-правовой формы взаимоотношений придерживается медицинский работник. Если прежде информирование пациента ставилось в зависимость от желания медицинского работника, то в новых формах взаимоотношений получение информации становится правом пациента. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее - «Основы»), где сказано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения и связанным с ними риском, если таковой имеется.

В то же время право на полную и правдивую информацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицин-

ской этики, идущим от Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, соблюдать осторожность при сообщении информации, давать ее в тактичной и доступной форме, чтобы избежать так называемой информационной, или психогенной ятрогении.

Широко обсуждается в медицинской этике принцип информированного согласия, то есть осознанного добровольного согласия пациента на определенное обследование и лечение, которое врач должен получить перед началом лечения. Этот принцип дает пациенту возможность сделать сознательный выбор, разделить ответственность за исход лечения между медицинскими работниками и пациентом. При анализе этой важной проблемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих - информированность и согласитель-ность. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание пациентами того, что имеет место. Согласительный компонент делает упор на добровольность принятия решения.

Информированное согласие предполагает, что каждый человек считается хозяином своего тела и может, если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмешательство и даже спасающую жизнь хирургическую операцию. В традиционной медицинской этике считалось, что медицинский работник обязан сохранить жизнь и тем обеспечить благо пациента. Сегодня же с созданием эффективных жизнеподдерживающих методов и аппаратов, положение изменилось: сохранение жизни и обеспечение блага пациента могут вступать в противоречие друг с другом. Возникла проблема, одна из самых острых в медицинской этике, имеющая не только медицинское, этическое, но и мировоззренческое, общефилософское содержание. Принцип информированного согласия закреплен в ст. 32 «Основ». В ст. 33 «Основ» предусматривается право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.

При обсуждении вопроса об информированном согласии большое внимание обращается на компетентность больного, дающего согласие, и на способы оценки его компетентности. Компетентным признается лицо, способное понимать существо и последствия избранного им способа лечения. К ним нельзя относить маленьких

детей, лиц, находящихся в коматозном состоянии, под действием лекарств и др.

При сообщении прогноза, особенно неблагоприятного, медработник должен быть предельно тактичным. Решение в каждом случае должно приниматься индивидуально исходя из психологического и физического состояния больного, характера заболевания, его тяжести, наличия у больного близких и их отношения к больному. Здесь на первый план выступает такой принцип медицинской этики, как правдивость. Существует правило, что взрослому компетентному пациенту при его желании в деликатной форме можно сообщить диагноз и прогноз, детям диагноз тяжелого заболевания и неблагоприятного прогноза не сообщают, но родители должны получить полную информацию. Однако многие опытные врачи и медицинские сестры советуют «дозировать» сообщения прогноза при неизлечимых болезнях, делать их в корректной форме, не обещать чуда, но и не отнимать надежду.

Особую проблему в клинической деятельности медицинских работников представляет собой ятрогения - болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

Введение в медицинскую практику средств интенсивной лекарственной терапии, появление инвазивных методов диагностики, сложнейших методик хирургического вмешательства привело не только к успехам медицины, но и ко многим проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и патологические процессы, возникновение которых связано с действиями медицинских работников. В развитии психогенной ятрогении во многом виноваты врач или медсестра. Психогенных ятрогений будет тем меньше, чем лучше медицинский работник станет соблюдать этические правила беседы с пациентом, следовать принципам медицинской этики.

Одно из важных условий, влияющих на все разделы деятельности медицинского учреждения, - взаимоотношения в коллективе. Психологический климат в коллективе зависит от многих факторов: социальных, организационных, личностных. Медицинский коллектив в психологическом отношении представляет собой одну из сложнейших социальных групп. Это связано с большой напряженностью работы медицинских работников, повышенной ответственностью за жизнь человека, неадекватностью оценки труда медицинских работников обществом и государством, преобладанием в коллективе женщин, более эмоциональных, чем мужчины, к тому же часто обремененных домашними проблемами.

Один из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе - наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин их условно можно разделить на профессиональные, этические и возникшие по другим причинам. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.

15.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

В связи с большими достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. медицинский работник иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттером в 1969 г., по его определению биоэтика - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.

Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной областью знаний, она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Центрально в биоэтике отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность, поэтому иногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Основные проблемы биомедицинской этики отчасти перекликаются, а иногда дополняют проблемы классической медицинской этики:

Право на жизнь;

Аборт, контрацепция, стерилизация;

Новые репродуктивные технологии;

Право на смерть, эвтаназия;

Медико-биологические эксперименты на человеке;

Генетика, генные технологии;

Трансплантация органов;

Психиатрия и права человека;

Моральные проблемы ВИЧ-инфекции;

Межпрофессиональные отношения в медицине;

Проблемы социальной справедливости в медицине.

Медицинская сестра, работающая в специализированных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь женщинам, не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, являющихся современными формами медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Скажем, является ли аборт нарушением основного принципа медицинской этики - «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы зависят от образа мыслей, конфессиональной принадлежности медицинской сестры.

Одна из важнейших проблем, связанных с новыми биотехнологиями, - искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба будущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, где вмешательство носит характер терапевтической помощи, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента. Искусственное оплодотворение не вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законодательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг медицины - помочь ей в этом.

Спорный и уязвимый с точки зрения биоэтики момент - метод суррогатного материнства, когда оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины

(социальной или суррогатной матери), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его биологическим родителям. Таким образом, становится очевидной манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание и жизненное внутриматочное обеспечение (что в будущем может иметь последствия и на психическом уровне) от третьего лица - суррогатной матери. Все это способствует ряду злоупотреблений в отношении не только брака, но и ребенка, с которым обращаются не как с личностью, имеющей право знать собственных родителей и идентифицировать себя с ними.

Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения. Первая - клонирование морально этично и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта технология открывает путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая - клонирование аморально и небезопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет экспериментальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут уродства или умственные задержки, кроме того, могут появиться самые непредсказуемые злоупотребления.

Для медицинской сестры, работающей в специализированных учреждениях хирургического профиля, может оказаться немаловажной выработка этической позиции по отношению к такому важнейшему достижению медицинской науки ХХ в., как трансплантология. Сегодня пересадки затрагивают практически все жизненно важные органы: почки, сердце, печень, поджелудочную железу. Однако трансплантология породила много сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента и медицинских работников, всех нюансов их взаимоотношений. Кроме того, сложнейшей проблемой остаются условия получения информированного согласия, определения и констатации смерти мозга, проблем распределения донорских органов и соблюдения принципа социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности. В настоящее время главным правовым документом в этой области в России служит «Закон РФ о трансплантации органов и (или) тканей

человека» (1992). В нем отражены принципы трансплантации человеческих органов. В то же время данный закон не вполне совершенен и не дает ответа на все этические вопросы.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических проблем - проблема эвтаназии, то есть намеренного ускорения наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Иными словами, эвтаназия - это преднамеренное убийство человека (по его просьбе). Различают две основные формы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия - это преднамеренное применение медицинскими работниками каких-либо средств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназии также относят самоубийство при помощи врача, который предоставляет больному средства для прекращения жизни. Пассивная эвтаназия - отказ от поддерживающего лечения, которое или совсем не начинают, или прекращают на определенном этапе.

В «Основах» существует специальная ст. 45 «Запрещение эвтаназии». В ней говорится: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни». Аналогичная позиция содержится и в «Этическом кодексе медицинской сестры России». Эвтаназия противоречит и религиозной этике всех основных конфессий, и классической медицинской этике, в частности клятве Гиппократа, однако этот вопрос не может считаться окончательно решенным.

В современных условиях роль медицинской сестры неизмеримо возросла. Из пассивного помощника врача, лица, осуществляющего простейшие лечебные процедуры и уход за больными, медицинская сестра становится значимой фигурой современного здравоохранения. Она приобретает большую самостоятельность, стоит ближе к больному, чем врач. Это особенно отчетливо проявляется, например, в хосписах, так как инкурабельные больные более других нуждаются в милосердной сестринской помощи, в психологической и духовной поддержке.

Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинской сестры должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной

работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятий «медицинская этика» и «деонтология». В чем различие и что общего между ними?

2.Почему соблюдение этических норм имеет особенно большое значение в профессии медицинской сестры?

3.Назовите основные аспекты классической медицинской этики.

4.В каких международных и отечественных этических документах зафиксированы принципы медицинской и биомедицинской этики в применении к профессии медицинской сестры?

5.Какие основные требования к медицинской сестре предъявляет Этический кодекс медицинской сестры России?

6.Раскройте суть и разъясните важность соблюдения принципа конфиденциальности. По отношению к кому он должен соблюдаться?

7.Каковы этические правила беседы с пациентом?

8.Каковы этические правила проведения инвазивных лечебных и диагностических процедур?

9.Какие этические правила следует соблюдать при проведении интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма?

10.В чем суть принципа информированного согласия? Каков порядок его соблюдения? Ваше отношение к принципу информированного согласия?

11.Что такое ятрогения? В чем причины ее возникновения? Какие виды ятрогений вам известны?

12.В чем суть принципа социальной справедливости при оказании медицинской помощи?

13.Эвтаназия и ее этическая оценка. Ваше отношение к эвтаназии.

  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Самостоятельная работа

    по сестринскому делу на тему:

    Этика и деонтология в работе медицинской сестры

    Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

    Деонтология (от греч. дЭпн -- должное) -- учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

    Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

    Главные вопросы медицинской деонтологии -- это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии -- сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

    Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

    Деонтология включает в себя :

    1. Вопросы соблюдения врачебной тайны

    2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

    3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

    4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

    5. Правила относительно интимных связей между медицинским персоналом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

    В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

    Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

    Понимание медицинской этики, морали и деонтологии

    медицинский этика деонтология хирургический

    В начале 19 века английский философ Бентам термином "деонтология" определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: "Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу".

    По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

    научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

    практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

    Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

    медицинский работник - пациент,

    медицинский работник - родственники пациента,

    медицинский работник - медицинский работник.

    Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

    Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

    Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

    Принцип справедливости, не причинения вреда, требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

    Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

    Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

    Отношения "медсестра - пациент"

    Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

    Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

    Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

    Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

    Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

    Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

    Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

    Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

    Отношения "медсестрa - врач":

    Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

    Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

    Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

    При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

    Отношения "медсестрa - медсестрa":

    Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

    Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

    Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

    В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

    Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

    Соблюдать взаимоуважение;

    Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

    Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

    Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

    Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургическом отделении

    Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирургов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа-- хирургическая операция. В период операции практически прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и больным и резко интенсифицируется процесс слаженного взаимодействия между врачами-хирургами, анестезиологами, средним медицинским персоналом, обслуживающим операционную.

    Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Многие хирурги совершенно справедливо утверждают, что операция -- начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, то есть, соответствующий уход в послеоперационном периоде.

    К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, последствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потливости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», которую охотно предоставляют больные, перенесшие операцию и, как правило, преувеличивающие все происшедшее с ними.

    О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь поступивших больных, готовящихся к оперативному лечению.

    При подготовке к операции очень важно установить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предстоящей операцией, успокоить, постараться изменить отношение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание, выдать свои секреты и т. д.

    После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными осложнениями могут возникнуть различные психические расстройства. Хирургическое вмешательство и вынужденный постельный режим могут вызвать различные невротические расстройства. Нередко у больных на 2 -- 3-й день после операции появляется недовольство, раздражительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние.

    У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредовых переживаний. Генез его сложный, преимущественно токсико-сосудистый. У больных, страдающих алкоголизмом, в послеоперационном периоде довольно часто развивается алкогольный делирий.

    Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Нередко психотические состояния развиваются в виде кратковременных эпизодов и легко купируются назначением транквилизаторов и нейролептиков. Вопросы дальнейшего лечения должен решать лечащий или дежурный врач с учетом всех обстоятельств.

    Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного новообразования. Они обеспокоены своей дальнейшей судьбой, задают вопросы, злокачественная ли у них опухоль, не было ли метастазов и т. д. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в дальнейшем ничего не грозит. С такими больными необходимо проводить психотерапевтические беседы.

    Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молочной железы, ампутация конечностей и др.). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатической структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблюдаться медицинским персоналом.

    Современные правила этики и деонтологии

    Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

    Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

    К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

    Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

    Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

    К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

    Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили...”.

    Заключение

    Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.

    Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами.

    Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

    Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в Республике Казахстан.

    Список литературы

    1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.

    2. http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология»

    3. http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология»,

    4. http://www.saminfo.ru «Некоторые проблемы медицинской биоэтики» Тельнова К.И., доцент СамГМУ

    5.БСЭ. Статья «Деонтология»

    6.Вайль С. С., Некоторые вопросы врачебной деонтологии, 3 изд., Л., 1969;

    7.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

    8.Голубева Г. В. и Тапилина К. Е., Врачебная этика. Библиографический указатель литературы, М., 1968.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Определения, основные причины формирования деонтологии и медицинской этики. Главные различия медицинской деонтологии и медицинской этики. Исторические и современные модели моральной медицины. Процесс трансформации традиционной и биологической этики.

      презентация , добавлен 21.01.2015

      Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении, в клинике хирургических болезней, в акушерско-гинекологической клинике.

      реферат , добавлен 09.10.2006

      Учение о проблемах морали и нравственности. Правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Современные правила этики и деонтологии. Соблюдение строгой дисциплины при работе в отделении или в стационаре. Сохранение врачебной тайны.

      презентация , добавлен 18.02.2017

      Научный и практический аспект медицинской этики. Нормы и принципы поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. "Канон врачебной науки". Нюрнбергский процесс 1947 года. Главные вопросы медицинской деонтологии.

      презентация , добавлен 27.10.2015

      Общие принципы и нормы медицинской этики и деонтологии в сестринском деле. Этический кодекс медицинской сестры России. Комплексное исследование вопросов этики и деонтологии при сестринском уходе за пациентами на примере нейрохирургического отделения.

      дипломная работа , добавлен 14.11.2017

      Общие положения медицинской этики, изложенные XXIV века тому назад Гиппократом в "Клятве". Обязанности врачей, изложенные в Международном кодексе медицинской этики, в частности и в отношении к больному человеку. Главные задачи хирургической деонтологии.

      презентация , добавлен 03.03.2014

      Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

      презентация , добавлен 21.03.2019

      Основные принципы медицинской этики и деонтологии сестринского дела. Изучение особенностей взаимоотношений медсестры с пациентами. Памятка медицинской сестре противотуберкулезного диспансера. Формирование у пациента правильного отношения к своей болезни.

      реферат , добавлен 24.03.2017

      Основные проблемы этики. Принципы медицинской этики, сформулированные Гиппократом. Понятие медицинской деонтологии. Вопросы, рассматриваемые в ней. Случаи представления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его представителя.

      презентация , добавлен 23.04.2016

      Врач и общество, врачебная деонтология. Принципы врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности лечения. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению.

    В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этических принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

    В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения .

    Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра - это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра - самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики.

    Мы уже говорили о , но сейчас нелишним будет напомнить основные понятия.

    Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) — наука о нравственности, определяющая нормы поведения и моральные взаимоотношения людей.

    Медицинская этика - совокупность норм поведения и моральных норм медицинского работника, включающая чувство долга, чести, совести, достоинства. Медицинская этика предполагает высокую культуру, человеколюбие, моральную и физическую чистоплотность.

    Основа Этического кодекса медицинской сестры России - такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности , ценности и добродетели . Рассмотрим каждый компонент подробнее.

    I. Обязанности медицинской сестры (профессионализм)

    Медицинская сестра обязана:

    • уважать пациента;
    • уважать право пациента на самоопределение;
    • говорить правду;
    • делать добро;
    • не причинять вреда;
    • уметь принимать самостоятельные решения;
    • быть преданным своей профессии человеком;
    • иметь ответственность.

    II. Ценности (желаемые цели)

    Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

    • профессионализм;
    • результативность;
    • достоинство;
    • здоровье;
    • гармония.

    III. Профессиональные добродетели (личные качества)

    Медицинской сестре должны быть присущи:

    • знания;
    • мудрость;
    • сострадание;
    • терпение;
    • ответственность;
    • милосердие;
    • способность к сотрудничеству.

    Наряду с - наукой о медицинском долге - профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

    • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины);
    • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации;
    • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников;
    • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников;
    • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками;
    • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания;
    • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты;
    • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей;
    • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

    Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

    Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.