Столкновение двух спутников. Столкновения спутников

Спустя пять лет после столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу.

Итак ознакомимся, что же творится у нас на орбите Земли.

Количество мусора, за все время полетов Последствия первого в истории "космического ДТП" - столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 ("Иридиум-33"), произошедшего пять лет назад - будет влиять на ситуацию в околоземном пространстве еще 20-30 лет, сказал представитель информационно-аналитическом центре Межгосударственной акционерной корпорации (МАК) "Вымпел". "Сегодня, спустя пять лет, на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу. Эти объекты будут на орбите еще 20-30 лет. Одно это столкновение увеличило на 20-30% риск столкновений в космическом пространстве", - сказал собеседник агентства. Обломки падающие с неба:

Когда стали бить серьезную тревогу: Американский космический аппарат Iridium-33 и "Космос-2251", российский военный спутник серии "Стрела", столкнулись на высоте примерно 805 километров над Сибирью в 19.56 мск 10 февраля 2009 года. За два часа до этого математическое моделирование, проведенное негосударственной системой SOCRATES, показало, что два объекта пройдут в опасной близости друг к другу - в 584 метрах. Но в момент сближения "Иридиум" перестал выходить на связь, а затем американские военные увидели на этой орбите облако фрагментов - столкновение произошло. "И Россия, и США прозевали это столкновение. Ни у нас, ни у них на тот момент не было системы оперативного предупреждения об угрозе столкновения", - сказал собеседник агентства. По его словам, нынешние системы, созданные в России и США, могли бы предупредить об этой угрозе примерно за сутки. "Космос-2251" на тот момент не работал (он был выведен из эксплуатации в 1995 году), а "Иридиум" был "жив", и мы могли бы его увести", - отметил он. Последствия:

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 180 минут после столкновения После столкновения на орбите образовалось огромное облако из тысяч фрагментов. Одно это событие увеличило число космического мусора более чем на 10% - сейчас на орбите отслеживают около 16,7 тысячи мусорных объектов. Сопоставимым по "мощности" событием было только разрушение китайского метеоспутника "Фэнъюнь-1C" во время испытаний противоспутникового оружия в КНР, когда возникло около 3 тысяч фрагментов.

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 10 минут после столкновения "Иридиум" распался на 605 обломков, из них на данный момент 195 сгорело в атмосфере, "Космос-2251" породил 1609 фрагментов, из них "выбыло" на данный момент 420, сообщил эксперт. "Американец и русский" не разошлись в космосе При этом, отметил он, системы слежения видят только объекты размером не меньше 10 сантиметров. Но даже сантиметровый фрагмент, летящий со скоростью 11 километров в секунду, эквивалентен по энергии трехтонному грузовику на скорости 100 километров в час. Сейчас наивысшая концентрация обломков "ДТП" приходится на орбиты с высотами около 800-1000 километров, а также орбиты высотой около 1,5 тысячи километров. На высоте около 400 километров, где находится МКС и летают "Союзы" и грузовые космические корабли, их относительно немного. Кусок оторвавшийся от ракеты:

"На высоте 400 километров они быстро сгорают, плотность у этих объектов на этой высоте не очень большая. Там они не могут очень долго жить. Но там есть проблема, связанная с размером "мишени". Одно дело, когда у вас спутник размером 1-2 метра, а другое дело - МКС, которая имеет размер 30-50 метров. А риск столкновения пропорционален квадрату размера. Даже небольшое количество фрагментов могут быть опасны для станции", - сказал собеседник агентства. Каскадный эффект После случая с "Иридиумом" и в России, и в США были созданы системы предупреждения об угрозе столкновений. В частности, в России для контроля космического пространства используются радары системы предупреждения о ракетном нападении - СПРН. Она существовала и раньше, однако лишь недавно была организована цепочка оперативной передачи информации об угрозе столкновений заинтересованным ведомствам, отметил эксперт.

Спутниковый мусор отслеживаемый в гугл Моделирование космического мусора на орбите Земли. Создано Институтом аэрокосмических систем технического университета Брауншвейга.

В первую очередь от космического мусора страдают, конечно, объекты, находящиеся на орбите. «Службы наземного наблюдения иногда фиксируют столкновения частиц космического мусора друг с другом, из-за чего их количество множится в геометрической прогрессии, – рассказывает председатель комиссии по проблемам космического мусора РАН, заместитель директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким. – Мелкие фракции представляют не меньшую опасность, чем крупные. Только представьте крупнокалиберную пулю, движущуюся со скоростью 8–10 км/с. При попадании подобной частицы в действующий космический аппарат сила соударения просто чудовищная. Ни один корабль не выдержит такого столкновения. Если же соударение произошло, облако обломков на орбите расползется по всем направлениям всего за пару недель, угрожая уничтожить и других соседей». И хотя вероятность вывода из строя орбитальных спутников космическим мусором все еще крайне мала, неприятные инциденты уже были, в том числе с пилотируемыми космическими кораблями и орбитальными станциями. В 1983 году экипаж печально знаменитого шаттла Challenger обнаружил на лобовом стекле своего корабля небольшой след от соударения с посторонним предметом. Кратер был всего 2,5 мм в глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. После приземления корабля специалисты тщательно осмотрели повреждения и пришли к выводу, что причиной соударения стала микрочастичка краски, отслоившаяся от какого-то другого космического аппарата. Пострадала от космического мусора и советская орбитальная станция «Салют-7», поверхность которой была буквально испещрена микроскопическими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, станция «Мир» и пришедшая ей на смену МКС были оснащены экранами, защищавшими обитаемые модули от соударений с мелким мусором. Впрочем, и это не помогло. В июне 1999 года тогда еще необитаемая МКС имела все шансы столкнуться с обломком разгонного блока одной из ракет, уже долгие годы вращавшегося вокруг Земли. К счастью, специалистам российского Центра управления полетами (ЦУП) удалось своевременно скорректировать ее орбиту, и обломок пролетел мимо на расстоянии 6,5 км. В 2001 году МКС пришлось предпринимать специальный маневр, чтобы не столкнуться с семикилограммовым прибором, потерянным во время выхода в открытый космос американскими астронавтами. С тех пор станция уворачивается от космического мусора с завидной регулярностью, несколько раз в год. В фильме Гравитация поднимается проблема космического мусора: Космический мусор представляет опасность и для далеких от космоса землян, падая на их головы в прямом смысле этого слова. В 1978 году таежные области на севере Канады пострадали от падения советского спутника «Космос-594». Годом позже обломки американской космической станции Skylab рассыпались над пустынными районами Австралии. В 1964 году в ходе неудачного запуска навигационного спутника США с ядерными источниками энергии на борту радиоактивные материалы рассеялись над акваторией Индийского океана. Всем памятна ситуация и со станцией «Мир», затопленной в Тихом океане. Тогда у десятков тысяч жителей островных государств случился форменный массовый психоз. Люди панически боялись, что «русская громадина» свалится им прямо на голову. А вот для жителей Алтайского края этот кошмар стал реальностью. Именно над этим регионом России пролегают траектории полета ракет, запускаемых с Байконура, и именно сюда валятся обломки первых ступеней с остатками высокотоксичного топлива. Но что же представляет собой космический мусор? Откуда он берется? Это кто же здесь сорит? «Ситуация складывается парадоксальная, – считает Александр Багров. – Чем больше мы запускаем аппаратов в космос, тем менее пригодным для использования он становится». И действительно, по оценкам российских специалистов, в настоящее время в космосе находится более 10 тысяч летательных аппаратов и спутников Земли, при этом функционируют из них только 6%. Космические аппараты выходят из строя с завидной регулярностью, а в результате плотность космического мусора на орбите ежегодно увеличивается на 4%. В настоящее время вокруг нашей планеты вращается около 70–150 тысяч объектов размером от 1 до 10 см, частиц же менее 1 см в диаметре – миллионы. «И если на низких орбитах, примерно до 400 км, мусор притормаживает о верхние слои атмосферы и со временем падает на Землю, то на геостационарных орбитах он может вращаться бесконечно долго», – продолжает Александр Багров. Свой вклад в дело увеличения космического мусора вносят и разгонные блоки ракет, с помощью которых спутники выводятся на геостационарные орбиты. В их баках остается примерно 5–10% топлива, которое весьма летуче и легко превращается в пар, что нередко приводит к мощным взрывам. После нескольких лет пребывания в космосе отслужившие ступени ракет разлетаются на куски, разбрасывая вокруг себя «шрапнель» мелких осколков. За последние годы в околоземном пространстве было зафиксировано 182 подобных фейерверка. Только один недавний взрыв ступени индийской ракеты-носителя привел к образованию 300 крупных обломков и бесчисленного множества мелких, но не менее опасных объектов. Первые жертвы уже были. В июле 1996 года на высоте примерно 660 км французский спутник столкнулся с фрагментом третьей ступени французской же ракеты Arian, запущенной много раньше. Относительная скорость во время столкновения составляла около 15 км/с, или около 50 000 км/ч. Французские баллистики, прозевавшие на орбите приближение своего же крупного объекта, потом долго кусали локти, и было от чего. Происшествие не закончилось крупным международным скандалом только потому, что оба объекта имели французское происхождение. Как же очистить орбиту от космического мусора?

Спуск Шаттла Вакансия космического мусорщика все еще открыта «К сожалению, на данный момент эффективных способов уничтожения космического мусора не существует», – считает Эфраим Аким. По его мнению, собирать обломки при помощи американских шаттлов безумно дорого, да и челноки вот уже несколько лет стоят на приколе. Еще большее безумие сжигать космический мусор при помощи лазера, поскольку расплавленный металл, остывая, превратится в смертоносную «шрапнель», которая расползется по орбите, еще больше загрязнив космос. Заменить многоступенчатые ракеты многоразовыми системами тоже пока не представляется возможным, слишком уж они дороги. «Конечно, хорошо запускать и забирать спутники при помощи летающих тарелок. В любой момент взлетел, зацепил его и сел обратно на Землю, – смеется Эфраим Аким. – Увы, человечество подобными техническими устройствами не располагает. Пока они не появились, нам надо всеми силами предотвращать дальнейшее загрязнение космоса, иначе в будущем из-за опасности встречи с космическим мусором его освоение превратится в очень рискованное мероприятие». Единственное, что пока могут предложить ученые, – тщательное картографирование космической свалки. Но и здесь все не так просто. «На сегодняшний день только два государства в мире способны эффективно отслеживать поведение космического мусора», – считает главный баллистик ЦУП Николай Иванов. Легко догадаться, что это Россия и США, которые, к слову сказать, являются и главными «загрязнителями» космоса. «У нас, как и в Америке, существуют уникальные наземные комплексы, позволяющие обнаруживать на низких орбитах кусочки до нескольких сантиметров в диаметре, но необходимо также совместно разрабатывать меры по их нейтрализации. Было бы неплохо создать международную систему слежения, объединить каталоги объектов, разработать общую систему предупреждений о рисках столкновений, только в этом случае можно реально обезопасить полеты», – продолжает Николай Иванов. «Чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные правила космического движения», – вторит ему Эфраим Аким. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Правила космического движения «Предотвращением дальнейшего загрязнения космического пространства занимаются несколько международных комиссий, в том числе под эгидой ООН, – рассказывает ученый секретарь Совета по космосу РАН Александр Алферов. – Правда, они сталкиваются с неповоротливостью ряда агентств, предпочитающих все очень тщательно взвесить, прежде чем идти на сотрудничество. Дело в том, что многие спутники принадлежат военным ведомствам и полную информацию о них получить весьма сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и коммерческую сторону вопроса». Впрочем, приватизация космоса играет на руку тем, кто ратует за его чистоту. «Космос постепенно превращается в зону вложения капитала, а коммерсантов всегда интересовали вопросы страхования рисков и возмещения потерь в результате тех или иных форс-мажорных обстоятельств, – считает Александр Багров. – Без выработки единых правовых норм достичь этого не удастся. К примеру, кто должен отвечать, если старый безжизненный спутник или разгонный блок ракеты, запущенной одним государством, протаранит автоматическую станцию, принадлежащую другой стране? Пока на этот вопрос ответа нет, хотя подобные прецеденты уже имели место». И хотя частные космические компании делают только первые шаги, сам факт их появления на свет подтолкнул к выработке единых международных правил. «В настоящее время интенсивно вырабатываются новые требования к космической технике, определяются зоны работы спутников и оговариваются методики захоронения выработавших свой срок аппаратов», – рассказывает Эфраим Аким. Одним из первых реальных достижений в деле борьбы с космическим мусором стала выработка новых международных стандартов в отношении искусственных спутников Земли. Теперь на их борту должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит или направить к Земле. Желательно также оснащать спутники дополнительными системами управления, способными в случае поражения аппарата частицами мусора уводить его с рабочих орбит. Предполагается, что «кладбища спутников» будут располагаться на 200–300 км выше зоны геостационарных орбит. «Конечно, внедрение новых стандартов идет очень медленно, – признает Эфраим Аким, – ведь они связаны с существенными затратами. Изменение в конструкции спутников влечет за собой дополнительные многомиллионные вложения, что нравится не всем аэрокосмическим корпорациям. Но без этих мер на данный момент просто не обойтись, и все это понимают». Другой важный шаг – внесение в международные правила использования космоса требования оснащать разгонные блоки ракет системами слива топлива. Оказавшись в космосе, после завершения маневра управляющая электроника в обязательном порядке должна открыть клапаны и выбросить излишки горючего. К сожалению, и этого порой недостаточно. Из-за особенностей топлива и невозможности полностью выбросить его из резервуаров взрываются даже «опустошенные» баки. А значит, должны быть предприняты меры по совершенствованию конструкции космических ракет.

Новости о столкновении на орбите появились утром 12 февраля 2009 года. Мировые информационные агентства сообщили, что над Сибирью столкнулись американский спутник и неназванный российский аппарат. По словам официального представителя Объединенного стратегического командования ВС США (U.S. Strategic Command), которые приводит портал Space.com, первые данные о вероятном столкновении появились, когда в командование обратились представители компании Iridium. Они сообщили, что в 16:55 по Гринвичу (19:55 по московскому времени) была потеряна связь с принадлежащим им спутником Iridium 33.

Спустя некоторое время от Сети космического слежения (U.S. Space Surveillance Network) поступила информация о том, что в районе, где располагался спутник, появилось большое количество небольших обломков. Из этого было сделано заключение, что аппарат пал жертвой столкновения с космическим мусором.

Виновный был найден достаточно быстро. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником "Космос-2251". Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.

Российское Министерство обороны признало факт столкновения и заявило, что "Космос" имел военное назначение, которое, однако, не уточнялось. По некоторым данным, "Космос-2251" был военным спутником связи.

Произошедшее событие стало первым зарегистрированным столкновением на орбите спутников, однако далеко не первым столкновением рукотворных предметов в космосе. Первое подобное происшествие, зарегистрированное официально, случилось в 1996 году. Тогда отработанная ступень ракеты Ariane повредила французский спутник-шпион Cerise.

Представители компании Iridium уже заявили, что винить в столкновении никого не собираются. По их словам, произошедшее событие является случайностью, причем крайне маловероятной. Кроме того российский спутник был лишен двигателей для маневрирования, поэтому потенциально не мог уклониться от столкновения. Имелась ли возможность избежать аварии у Iridium 33, не сообщается.

Представители компании также поспешили заверить своих пользователей, что потеря одного спутника на качестве услуг скажется незначительно. Компания Iridium занимается предоставлением каналов для передачи данных и голосовой связи.

Последствия

По данным AFP, российский аппарат весил почти 900 килограммов, а американский - 450 килограммов. В результате столкновения спутники оказались почти полностью разрушены, то есть на орбите появилось около 1350 килограммов космических обломков. В настоящее время Американская сеть космического слежения ведет наблюдение примерно за пятью сотнями самых крупных фрагментов.

Столкновение спутников стало вторым крупнейшим по количеству произведенного космического мусора. Первое место в списке самых "грязных" событий занимает уничтожение Китаем собственного спутника в 2007 году. Тогда на орбите образовалось более 2500 новых обломков.

Специалисты полагают, что наибольшую опасность образовавшийся мусор может представлять для других спутников сети Iridium, поскольку большая часть осколков, вероятно, останется на орбите американского спутника.

Также существуют опасения, что обломки могут угрожать Международной космической станции. Представители Роскосмоса уже успели заявить, что обломки не представляют опасности для МКС, поскольку станция располагается на высоте всего 350 километров (столкновение, напомним, произошло на высоте примерно 800 километров). Представители NASA высказались более осторожно: они предположили, что самые мелкие фрагменты могли все-таки достигнуть орбиты МКС, поэтому некоторая опасность существует.

По словам специалистов, оценить масштабы опасности в настоящее время практически невозможно. trastik.com Конкретнее можно будет говорить, когда образовавшиеся после столкновения облака космического мусора рассеются, а отдельные крупные и, следовательно, наиболее опасные фрагменты станут хорошо различимы для наземных служб наблюдения.

В 1957 году на орбиту планеты Земля был выведен первый спутник, и с тех пор человек в стремлении узнать больше о Вселенной или для решения вполне земных проблем периодически отправляет на орбиту космические челноки. В настоящее время вокруг Земли вращается более 500 000 фрагментов разнообразного «космического мусора», из которых более 20 000 - техногенного происхождения. Обломки мчатся по земной орбите на скорости более 28 000 км\ч и достаточно часто становятся причиной космических аварий, которым и посвящён наш обзор.

1. Столкновение челнока "Союз ТМ-17" и станции "Мир" (1994)


В 1994 году во время возвращения с российской космической станции «Мир» на Землю советский челнок «Союз ТМ-17» столкнулся с «Миром» через несколько минут после отстыковки. После старта челнока летчик-космонавт Василий Циблиев сообщил в Центр управления полетами, что корабль слишком «вяло» реагирует на команды и дрейфует слишком близко к одной из солнечных батарей «Мира». Вскоре после этого ТМ-17 врезался в станцию. К счастью, серьезных повреждений выявлено не было.

2. Столкновение космического челнока "Прогресс М-34" и станции "Мир" (1997)


Старая пословица гласит, что «снаряд в одну воронку дважды не попадает», но Василий Циблиев является живым доказательством обратного. Станция «Мир» пережила два столкновения за время своего нахождения на орбите, и оба раза челноком управлял Циблиев. В 1990-е годы Россия пыталась усовершенствовать дистанционное управление док-системой, чтобы заменить дорогую автоматизированную систему, поставляемую Украиной. Чтобы проверить новую систему, судно снабжения «Прогресс М-34» попыталось пристыковаться к «Миру» 24 июня 1997 года. Тем не менее, это оказалось гораздо сложнее, чем считалось ранее, и во время теста М-34 отклонился от курса.

По какой-то причине быстро затормозить корабль не удалось, и он довольно резко врезался в станцию. Это нанесло серьезный ущерб одной из панелей солнечных батарей и радиаторов, а также привело к разгерметизации «Мира». К счастью, серьёзного ущерба космической станции нанесено не было, но ушло несколько недель, чтобы возобновить нормальную работу на ней.

3. Гиперскоростное столкновение (2009)

10 февраля 2009 года спутник коммерческой связи «Iridium 33 и российский военный спутник «Космос-2251» столкнулись на высоте 800 километров над полуостровом Таймыр в Сибири. Суммарная скорость спутников составила 24 480 километров в час, а их общий вес - 1 500 кг. В результате аварии были полностью уничтожены оба спутника. Гиперскоростное столкновение (оно было названо так, потому что скорости фактически измерялись в километрах в секунду) привело к тому, что более 2 000 фрагментов, примерно 10-15 сантиметров в диаметре, были разбросаны по орбите вокруг Земли. Этот мусор по-прежнему представляет огромную опасность для Международной космической станции. По состоянию на начало 2014 года, примерно 25 процентов мусора сгорело в атмосфере.

4. Спутники, падающие на Луну


Луна - естественный спутник Земли, поэтому столкновения Луны и искусственных спутников были включены в этот список. Человечество в данный момент отправило 74 зонда и пилотируемых корабля к Луне, 51 из которых сталкивались с её поверхностью. В 19 из этих случаев аварии были преднамеренными, например, в миссии «Аполлон», где ракеты S-IVB были сброшены на лунную поверхность, чтобы измерить сейсмическую активность. Большинство спутников и зондов, которые нашли свое последнее пристанище на лунной поверхности, являются собственностью США. В большинстве случаев это происходило потому, что спутники завершили свою миссию и не были больше нужны, поэтому их отключали, после чего корабли просто падали на Луну. За последние 50 лет человечество сбросило на Луну 128 141 кг спутников.

5. Столкновение, уничтожившее BLITS (2013)


В 2009 году на орбиту был выведен спутник-ретрорефлектор BLITS. Сделанный из нескольких видов стекла, все с разной степенью преломления, этот маленький, 8-килограммовый спутник должен был выполнить пятилетнюю миссию, помогая научным исследованиям в области геофизики и геодинамики, а также для тестов спутниковой лазерной системы связи. Через четыре года, в 2013 году, российские ученые заметили мгновенное измерение высоты орбиты BLITS на 120 метров. Частота его периода вращения также увеличилась. BLITS также перестал реагировать на лазерные локационные сигналы. Было высказано предположение о неком столкновении.

После анализа орбитальных данных, выяснилось, что в 3 километрах от места аварии находится еще один объект, который летел с относительной скоростью в 34 920 км/ч во время удара. Виновником оказался кусок китайского космического мусора. В 2007 году в рамках теста противоракетной спутниковой системы Китай уничтожил один из своих 750-килограммовых метеорологических спутников, «Фэнъюнь 1С» (FY-1C). Испытание было успешным, но взрыв привел к образованию 2 317 фрагментов мусора.

6. Столкновение эквадорского спутника Pegaso с космическим мусором


В 1985 году Россия с помощью ракеты «Циклон-3» вывела на орбиту «Космос 1666», электронный спутник-«глушилку» радиотехнической разведки, аналогичный по конструкции ракетам «Saturn», используемым НАСА. Запуск был успешным, и «Космос 1666» был выведен на орбиту. Но последняя ступень ракеты «Циклон-3» не сгорела и также осталась летать вокруг Земли.

После 28 лет, проведенных на орбите, облако обломков окутало часть «Циклона-3», что сделало ее еще более опасной, чем раньше. В 2013 году над Индийским океаном маленький эквадорский спутник Pegaso столкнулся с обломками, окружающими «Циклон-3».Из-за рассогласования антенн после столкновения спутник изменил орбиту. К тому же он начал дико вращаться и больше не может получать сообщения или отправлять данные. Через три месяца после аварии Эквадорское гражданское космическое агентство (EXA) заявило, что Pegaso закончил свою миссию.

7. Столкновению спутников из-за неисправности системы навигации(2005)


DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology) был разработан НАСА для проведения сложных маневров без контроля со стороны человека. В случае успеха DART можно было бы использовать, чтобы выполнять сложные задачи по обслуживанию существующих спутников, таких как телескоп Хаббл. К сожалению, во время тестового полета произошла внештатная ситуация, и DART столкнулся со спутником связи MUBLCOM. Оба спутника сильно не пострадали после столкновения и в настоящее время находятся на низких орбитах, где они не будут представлять никакой опасности для любого другого корабля. Они будут медленно опускаться в течение следующих 25 лет, чтобы сгореть в атмосфере Земли.

8. Столкновение французского спутника Cerise с собственной ракетой-носителем (1996)


Названный в честь французского слова «вишня» Cerise был 50-килограммовым военным спутником-разведчиком, предназначенным для перехвата высокочастотных радиосигналов для французских спецслужб. 7 июля 1995 года спутник был успешно выведен на орбиту с помощью носителя «Ariane-4» - трехступенчатой ракеты, которая часто используется Европейским космическим агентством. Всего через год после начала своей шпионской миссии, Cerise сошел с орбиты. НАСА удалось установить, что Cerise был сбит фрагментом ступени ракеты «Ariane-1» из предыдущей миссии. Производительность Cerise была сильно нарушена, но он по-прежнему работает.

9. USA-193 (2008)


В 2006 году всего через несколько минут после того, как сверхсекретный спутник USA 193 успешно вышел на свою орбиту, связь между ним и наземным контролем была утеряна. Обычно спутник, вышедший из строя, просто сгорает в атмосфере, но USA-193 был не обычным спутником. Весил спутник колоссальные 2 300 килограммов, а его размеры составляли 4,5 м в длину и 2,5 м в ширину. Также он имел полный бак топлива (454 килограммов токсичного гидразина). Очевидно, что нельзя было допустить, чтобы USA-193 с токсичным содержимым вернулся в атмосферу - для землян это было чревато экологической катастрофой. Через два года USA 193 был успешно уничтожен на высоте 247 километров над Тихим океаном.

10. Самоубийственный полет Galileo (2003)

Galileo на сегодняшний день является одним из наиболее важных спутников, которые когда-либо были созданы. С его помощью человечество должно было расширить свои знания о солнечной системе. Созданный в 1989 году Galileo пролетел мимо Венеры и Земли, сделав ряд потрясающих фотографий, с спустя пять лет направился на Юпитер.

Этот маленький исследователь сделал множество открытий: Galileo первым пролетел рядом с астероидом, обнаружил крошечный спутник на орбите астероида, стал первым и единственным зондом, который непосредственно наблюдал столкновение кометы столкновения с планетой, измерил атмосферу Юпитера, обнаружил интенсивную вулканическую деятельность на Ио, нашел доказательства существования подземной соленой воды на спутниках Юпитера Европе, Ганимеде и Каллисто.

Учитывая то, что Galileo не хватило бы топлива для возвращения на Землю, чтобы избежать загрязнения Юпитера, его лун и Солнечной системы в целом, было принято решение уничтожить Galileo. 21 сентября 2003 года, после 14 лет пребывания в космосе и восьми лет в системе Юпитера, Galileo опустился в атмосферу газового гиганта с нулевым шансом на выживание.

Ряд космических исследований связаны с будущим человечества. Учёные, заглядывая в далёкое будущее, предложили в любых условиях.

Столкновение спутников «Космос-2251» и «Iridium 33» - первый известный случай столкновения двух искусственных спутников в космосе.

Космос Иридиум.

Столкновение произошло 10 февраля 2009 года над территорией Российской Федерации над полуостровом Таймыр, на высоте 788,6 километров.

Скорости обоих спутников были приблизительно равны и составляли около 7470 м/с, относительная скорость была равна около 11,7 км/с (Из конца в конец Питера за 4 секунды). Искусственные спутники - «Космос-2251», принадлежавший Космическим войскам России, выведенный на орбиту в 1993 году и функционировавший до 1995 года, и «Iridium 33», один из 72 спутников оператора спутниковой телефонной связи «Иридиум», запущенный на орбиту в 1997 году. В результате столкновения разрушились полностью .

Момент столкновения

Через 20 минут после столкновения

Через 50 минут после столкновения.

Спутник Иридиум был частью группировки спутников связи, принадлежащих частной американской компании Iridium Satellite LLC. Масса спутника без топлива составляла 556 кг. Масса спутника Космос (также без топлива) была равна 900 кг. Он принадлежал России и был запущен в 1993 году. Считается, что этот спутник не был действующим и не имел способности к маневрированию к моменту соударения.

Соединенные Штаты поддерживают “каталог” объектов в космосе. Чтобы попасть в каталог, объект должен быть замечен Сетью космического наблюдения, а его происхождение должно быть известно. В результате можно идентифицировать попадающие в каталог объекты, соответствующие наблюдаемым фрагментам двух спутников. Сейчас в каталоге находятся примерно 15000 объектов, а также несколько тысяч дополнительных объектов, которые отслеживаются Сетью космического наблюдения, но их происхождение неизвестно.

Сеть космических наблюдений может отслеживать объекты на низкой околоземной орбите, имеющие размеры более 10 см. Поскольку эта Сеть все еще обнаруживает и заносит в каталог фрагменты столкновений, полное количество фрагментов, скорее всего, превышает обнаруженную величину. Поэтому, чтобы предсказать фактическое количество крупных фрагментов, изучаются истории наблюдений за прошлыми разрушениями.

Этапы наблюдений

За первый месяц (первый этап) Сеть космического наблюдения находит и отслеживает фрагменты с постоянной скоростью.

Второй этап обычно начинается через месяц после разрушения и завершается через пол года после разрушения. Большинство фрагментов заносится в каталог в течение этого периода.

На третьем этапе в каталог случайно попадают добавочные фрагменты. Типичная продолжительность этого этапа составляет несколько лет . За это время находится, грубо говоря, от 2 до 25 процентов фрагментов.

Большинство фрагментов, образованных при столкновении, имеют орбитальные скорости, близкие к скорости своего родительского спутника. Поэтому они движутся по орбитам, близким к орбите спутника-родителя. Распределение скоростей у фрагментов приводит к тому, что орбиты этих фрагментов прецессируют с разной скоростью: большинство фрагментов Космоса обладают более высокими относительными скоро- стями и меньшими наклонениями по сравнению с фрагментами Иридиума, так что расширение орбит фрагментов Космоса происходит быстрее. Через три года после соударения фрагменты Космоса образуют слой вокруг Земли, сконцентрированный по высоте вблизи орбиты исходного спутника Космос. (а) Картина через 7 дней после столкновения, (b) через три месяца, (с) через год, (d) через три года после столкновения.

Вспышки Иридиума

Вы наверно слышали термин-событие «Вспышка Иридиума»! Это явление, вызываемое отражением солнечного света гладкими поверхностями антенн действующих спутников.
Время от времени одна из антенн MMA отражает солнечные лучи на поверхность Земли, создавая блик диаметром около 10 км, движущийся по поверхности планеты. Для земного наблюдателя это выглядит как плавное появление и последующее плавное исчезновение ярчайшей звезды. Явление продолжается менее 10 секунд.
Космический сегмент сети «Иридиум» состоит из 66 космических аппаратов, равномерно размещённых на 6 приполярных круговых орбитах с наклонением 86,4° и высотой около 780 км.

Например сегодня, 21.05.2015, вспышка состоится в 0:04 на западе левее и выше Юпитера, можно будет наблюдать!

Время жизни одного космического аппарата системы «Иридиум» составляет не менее 5 лет. Каждый аппарат формирует свою зону обслуживания площадью около 19 млн квадратных километров. Зоны обслуживания всех 66 космических аппаратов полностью покрывают Землю.

Информация собрана с разных тематических сайтов, в т.ч. с любимой Вики .

Спасибо=) Ваши фотографии этих спутников можете размещать в комментариях ВК после статьи!

В конце февраля прошлого года многие СМИ сообщили о столкновении на орбите американского и русского спутников. Американцам не повезло, потому что их спутник был действующим, а вот наш - нет.

На ОРТ информация об этом событии была представлена следующим образом: спутники двигались на встречу друг другу и столкнулись на скорости 8 километров в секунду. Это был первый случай столкновения спутников на орбите. Все эти три утверждения, мягко говоря, не совсем точны.

Начнем с красивой экранной картинки, когда два спутника несутся по орбите навстречу друг другу. С начала космической эры все спутники и космические корабли, и наши и американские, всегда запускались лишь по направлению вращения Земли, чтобы использовать ее собственную линейную скорость вращения, достигающую на экваторе 0,5 км/с. Что это дает, можно увидеть на простом примере: наша престарелая, но надежная королевская «семерка», если ее запустить на экваторе в направлении вращения Зеемли, может вывести на орбиту полезную нагрузку около 5 тонн, против вращения - менее полутора тонн. И зачем это надо? Разве что, ради какой-то экзотической цели, представить которую у меня не хватает воображения.

Разница лишь в том, что наш северный космодром Плесецк запускает спутники, движущиеся под большим углом к экваториальной плоскости, а американский на мысе Канаверал - под значительно меньшим. Впрочем, эти углы определяются чисто практическими целями. Так что столкновение, скорее всего, произошло просто на пересекающихся курсах.

Но вернемся к озвученному СМИ варианту, что спутники двигались навстречу друг другу и столкнулись на скорости в 8 км/с. Что-то плоховато у наших журналистов не только с русской речью, но и с арифметикой. В таком варианте скорость встречного соударения составит 16 км/с, и при таком ударе значительная часть массы обоих спутников просто испарится.

И наконец этот случай вовсе не первый и не единственный. В 90-е годы прошлого века были опубликованы несколько случаев наблюдения астрономами аналогичных столкновений. 2 августа 1983 года Метеорный патруль в Новгородской области наблюдал столкновение двух объектов, предположительно, искусственных спутников Земли, которые двигались перпендикулярно друг другу. После пересечения их траекторий произошел взрыв. Один из объектов, не меняя скорости и направления движения, проследовал по орбите дальше, другой же изменил курс на 45 градусов к северу и ушел за горизонт.

27 июля 1992 года группа из Молодежного научно-астрономического клуба «Процион» находилась на астрополигоне Горного института в Псковской области. Там они вели предусмотренные учебной программой наблюдения метеорного потока Кассиопеид. Наблюдали они и движение искусственных спутников Земли. Один из них в 1.23 МСК достиг района ниже созвездия Дельфина, и вдруг на 2 секунды озарился ярчайшей вспышкой. Такой, что померк свет звезд, а на землю легли тени. К удивлению наблюдателей, после этой вспышки спутник своего существования не прекратил, а лишь медленно скрылся в конусе земной тени. Спустя 100 минут был замечен еще один спутник, летевший по той же самой орбите - это возможно лишь в том случае, если оба спутника запущены одной и той же ракетой (от себя добавлю, что это был, скорее всего, тот же самый спутник, успевший за это время обернуться вокруг Земли. В.П.)

Дойдя до района вспышки, спутник, на огромной скорости врезавшись в облако оставшихся после вспышки частиц, «засветился», изменив свой блеск на 5-6 звездных величин. (Это сообщение было опубликовано 21 сентября 1992 года в газете «ЧАС ПИК»). Можно еще упомянуть о более ранних сообщениях американских и индийских астрономов, наблюдавших аналогичные явления.

Есть еще одна категория чрезвычайных происшествий на орбите, которые не удалось наблюдать визуально как из- за облачного покрова под эпицентром события, так и из-за отсутствия визуальных наблюдений за данным участком неба (напомню, что 2/3 поверхности Земли составляют моря и океаны).

Просматривая официальные сообщения со дня запуска первых искусственных спутников Земли, удалось насчитать около полутора десятков ЧП на орбитах, когда нормально запущенный и нормально функционирующий аппарат вдруг внезапно прекращал pa6оту. Причем среди них были спутники с несколькими независимыми каналами передачи информации и независимым питанием. Естественно, речь идет только о спутниках невоенного назначения, военные не любят афишировать свои неудачи. А внезапное прекращение функциионирования спутника чаще всего свидетельствует о катастрофическом столкновении с неизвестным телом. Причем с каждым годом вероятность таких столкновений непрерывно возрастает. На сегодняшний день вокруг Земли вращаются тысячи действующих и недействующих спутников, а также их фрагментов, не считая более мелкого космического мусора. А спутники любого назначения, не требующие поддержания внутри них атмосферного давления, весьма уязвимы для любого внешнего механического воздействия, как только сбрасываются защитные конуса, предохраняющие их на активном участке запуска.

Хочу напомнить с американскими лунными модулями. Вернувшиеся на Землю астронавты потом шутили, что они были изготовлены из пищевой фольги, и они боялись проткнуть их оболочку при неосторожном движении локтем. А кроме столкновения на пересекающихся орбитах с космическим мусором, еще большая опасность существует при столкновении с мелкими метеорными телами, чья скорость вторжения в земную атмосферу может превышать 40 км/с. Такой самый маленький камушек пробьет любой спутник насквозь подобно бронебойному снаряду. Опасны даже частицы микронных размеров - так называемые микрометеориты. Уже на первых спускаемых космических аппаратах устанавливались пластины из различных материалов - чтобы оценить степень воздействия на них микрометеоритов, и при долгом пребывании на орбите эти пробные пластины были словно изъедены микрократерами.

Еще большей опасности подвергаются космические аппараты, направляющиеся к внешним планетам, особенно к Марсу. По соседству с ним, в пространстве между Марсом и Юпитером, находится астероидный пояс, включающий как планетоподобные астероиды, типа Цереры, Юноны и Весты, так и миллиарды более мелких обломков. При их взаимном столкновении те, которые теряют орбитальную скорость, либо переходят на более близкие к Солнцу орбиты, в первую очередь марсианскую, либо падают на Солнце. В этом плане марсианская орбита наиболее опасна для земных аппаратов, что и подтверждается многочисленными случаями прекращения их функционирования при достижении Марса или его спутников. К сожалению, всякие там противометеоритные экраны и защитные поля существуют пока лишь на страницах фантастических романов.