Тестовые задания для проведения контроля знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» тест по русскому языку (11 класс) на тему. Тесты по русскому языку и культуре речи Тест по знанию культуры речи

1. Понятие языковой нормы характерно для

А) литературного языка,

б) жаргона,

в) диалекта.

2. Определите тип ошибки в словосочетании главный лейтмотив :

а) речевая недостаточность,

Б) речевая избыточность,

в) семантическая ошибка.

3.Тест. Найдите предложение без грамматических ошибок.

а) Приедешь с Москвы – зайдешь.

Б) Народ толпился у магазина с самого утра.

в) Это показалось мне наиболее интереснее.

4. Основная функция языка –

А) коммуникативная,

б) контактоустанавливающая,

в) магическая.

5. Нормам произношения посвящена

а) орфография,

б) графика,

В) орфоэпия.

6. В каком слове перед звуком [э] произносится твердый согласный?

а) теория,

Б) критерий,

в) ренегат.

7. В каком слове допустимы два варианта ударения?

А) одновременно,

б) красивее,

в) позвонит.

8. Какой глагол не имеет формы I лица настоящего/будущего времени?

А) победить,

б) судить,

в) кудахтать.

9. Найдите нарушение в употреблении собирательных числительных.

а) пятеро мышат,

б) пятеро учеников,

В) пятеро учениц.

10. Найдите нарушение в строении фразеологизма.

а) темна вода во облацех,

Б) не робкой десятки,

в) не солоно хлебавши.

11. Не является синонимом к слову герой

а) персонаж,

б) протагонист,

В) антагонист.

Тест - 12. Укажите ошибочное словосочетание:

а) гармоничные отношения,

Б) гармонический союз,

в) гармонический ряд.

13. Найдите предложение без грамматической ошибки.

А) Я по вас соскучился.

б) Я с тебя поражаюсь.

в) Я привез это с деревни.

14. Пример речевой избыточности –

а) фантастически безграмотный,

Б) кавалькада всадников,

в) страшная катастрофа.

15. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее . Укажите верный вариант коррекции предложения.

А) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.

б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.

в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

16. Молодая биологичка показала новую школьную мебель. Укажите неверный вариант исправления ошибки.

а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.

б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.

В) Молодая биологиня показала новую школьную мебель.

17. К официально-деловому стилю речи не относятся:

А) тезисы доклада для конференции,

б) милицейские протоколы,

в) справки об успеваемости.

18. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:

А) карие пряди,

б) коричневые брови,

в) вороная грива.

19. Найдите ошибку в склонении числительных:

а) пятьюдесятью пятью,

б) пятьдесят пятому,

В) пятьсотым.

20. Найдите ошибку в употреблении существительного с предлогом.

а) по прибытии поезда,

Б) по приезду домой,

в) по окончании сессии.

21. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для

А) публицистического,

б) официально-делового,

в) научного стиля.

22. Найдите ошибку в образовании форм существительных:

а) несколько юнкеров,

Б) новых чулков,

в) пару носков.

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А) Открывая дверь, она легко скрипнула.

б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.

в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

24. Найдите предложение с ошибкой.

А) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.

б) Он был не только двоечником, но и вруном.

в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Найдите предложение со стилистической ошибкой.

а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.

Б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.

в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно

а) в официально-деловом,

б) научном,

В) художественном стиле.

27. Укажите ряд, в котором перечислены жанры публицистического стиля:

А) очерк, заметка, интервью,

б) инструкция, протокол, докладная,

в) реферат, монография, диссертация.

28 - Тест. Найдите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен неверно.

а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.

Б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.

в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

29. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения. Укажите оптимальный вариант коррекции.

А) В тексте используются однородные члены предложения.

б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения.

в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.

30. Клише, стандартизованные конструкции характерны для

а) публицистического,

б) научного,

В) официально-делового стиля.

1. Подберите синоним к термину «интервербальный»:

Интерлингвистический;

Интерсемиотический;

Интеравербальный;

Социолингвистический;

2. Укажите, что означает термин «античный» с латыни по отношению к теории перевода:

Недалекий;

Классический;

3. Укажите, какое понятие обозначает термин «имплицитный смысл (информация)»:

Глубинный смысл;

Скрытый смысл;

Фоновая информация;

Поверхностная, известная информация.

4. Укажите, какой стиль речи имеет следующие подстили – законодательный, дипломатический, юридический, административно-канцелярский:

Разговорный;

Художественный;

Официально-деловой.

5. Укажите, какой стиль ассоциируется с организацией управленческой деятельности:

Публицистический;

Ораторский;

Разговорный;

Официально-деловой.

6. К какому времени относится окончательное укрепление христианства и организация христианской церкви на Руси?

До первой половины Х века;

До конца Х века;

До второй половины XI века.

До первой половины XII века.

7. С чьим именем было связано христианство для людей Руси XI века?

С именем Владимира;

С именем Ярослава;

С именем Путяты;

С именем Олега.

8. Сколько восточнославянских племен называет летописец «Повести временных лет»?

Тринадцать;

Одиннадцать;

Пятнадцать.

9. Царь, который получил образование в Константинополе и стал величайшим из болгарских правителей?

10. Укажите, в каком случае форма родительного падежа существительного образована неверно:

пара чулок;

среди грузин;

несколько кочерег;

После заморозки.

11. Укажите, в каком случае множественное число существительных образовано неверно:

инженеры;

12. Укажите, какое из приведенных ниже слов нужно вставить во фразу «Традиционно понятие « … » определяется как краткое изложение любого вопроса» на место пропуска:

аннотация;

Реферат.

13. Укажите, какой может быть аннотация.

Описательной или специализированной;

общей или конкретной;

точной или популярной;

обобщенной или выборочной

14. Укажите, в чем состоит основная разница между аннотацией и статьей или книгой:

в объеме страниц;

В характеристике оригинала;

в стиле изложения информации;

в композиционном оформлении текста.

15. Укажите, во сколько раз обычно реферативный перевод бывает короче, чем оригинал.

примерно вдвое;

примерно втрое;

Примерно в пять раз;

примерно в десять раз.

16. Укажите, кто является профессиональным коммуникатором в сфере деловых отношений.

Референт;

секретарь;

переводчик;

делопроизводитель.

17. Укажите, какие существуют основные разновидности осмотра:

библиографический, реферативный и тезисное;

Библиографический, реферативный и аналитический;

библиографический, реферативный и аннотационный;

библиографический, систематический и аналитический.

18. Укажите, какие обзоры считаются наиболее сложными (синтетический вид информации) :

реферативные обзоры литературы;

библиографические обзоры литературы;

резюмуючі обзоры литературы;

Аналитические обзоры литературы.

19. Укажите, каким композиционным элементом должен заканчиваться реферативный обзор:

Список использованных источников;

списком сокращений.

20. Укажите, какую науку называют ортологией:

стилистику;

Науку о правильности речи;

науку о построении ораторской речи;

21. Укажите, какими бывают коммуникативные свойства речи:

постоянными и переменными;

регулярными и спонтанными;

Структурными и функциональными;

функциональными и регулярными.

22. Укажите пример с ошибками в построении грамматических форм:

семьюдесятью шестью тысячами тремястами девяноста четырьмя;

Перед тридцатым августа, к первому январю;

пять работниц завода, два красивых коня;

плещет, колышет, мурлычет, сыплет, щиплет.

Тестовые задания для проведения контроля знаний

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Литературная норма – это…

  1. установленные правила использования речевых средств;
  2. определенный период развития литературного языка;
  3. ограничение в употреблении многозначных слов;
  4. ограничение в употреблении синонимов.

2. Высшей формой существования национального языка является

  1. литературный язык;
  2. просторечие;

3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это

  1. литературный язык;
  2. просторечие;
  3. территориальные диалекты (народные говоры);
  4. социальные диалекты (жаргоны).

4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей – это

  1. литературный язык;
  2. просторечие;
  3. территориальные диалекты (народные говоры);
  4. социальные диалекты (жаргоны).

5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи

  1. богатство;
  2. точность;
  3. логичность;
  4. напевность.

6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.

  1. этимологическом;
  2. толковом;
  3. орфографическом;
  4. фразеологическом.

7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?

  1. правила написания слов;
  2. правила постановки знаков препинания;
  3. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.

8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?

  1. правила произношения и постановки ударения;
  2. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
  3. правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
  4. правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.

9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

  1. экзамен;
  2. подвиг;
  3. сквозняк;
  4. смеяться.

10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

  1. просьба;
  2. резьба;
  3. гвоздь;
  4. поиск.

11. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. якорь;
  2. земля;
  3. уголь;
  4. пояс.

12. Укажите правильный вариант постановки ударения.

  1. бАловать;
  2. премИровать;
  3. звонИшь;
  4. углУбить.

13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?

  1. экстерн;
  2. тенденция;
  3. бактерия;
  4. термин.

14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].

  1. дачный;
  2. вечный;
  3. скучно;
  4. точный.

15. В каком слове произносится звук [ з ] ?

  1. рассказ;
  2. сбоку;
  3. резкий;
  4. слово.

16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. похвальба;
  2. похвала;
  3. хвала;

4) одобрение.

17. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Спектакль всем очень понравился.
  2. Зрители приняли спектакль восторженно.
  3. Спектакль вызвал восторг у публики.
  4. Мы пришли в восторг от спектакля.

18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

  1. архаизм;
  2. фразеологизм;
  3. неологизм;
  4. диалектизм.

19. Значение какого слова определено неверно?

  1. регламентировать – упорядочивать, подчинять определенным правилам;
  2. шокировать – поражать, приводя в восторг;
  3. конфликт – столкновение, серьезное разногласие;
  4. опрометчивый – необдуманный, слишком поспешный.

20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(В. Маяковский)

  1. сравнение;
  2. гипербола;
  3. метафора;
  4. антитеза.

21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Переходя улицу,

  1. можно только на зеленый свет.
  2. часто нарушаются правила.
  3. меня оштрафовал милиционер.
  4. не нарушайте правила движения.

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. к две тысячи третьему году;
  2. положьте на полку;
  3. много вишен;
  4. опытные шофёры.

23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.

  1. беречь – бережешь;
  2. стеречь – стерегёшь;
  3. брезговать – брезговает;
  4. бриться – броешься.

24. Стилевыми чертами научного стиля являются…

1) точность, стандартизованность;

2) призывность, экспрессивность;

3) логичность, абстрактность;

4) образность, эмоциональность.

25. Прочитайте текст.

Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).

Укажите стиль текста.

1) художественный;

2) научный;

3) публицистический;

4) разговорный.


МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»

4) Хорошо идти по земле ранним утром.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) У ней получаются очень вкусные пирожки.

2) Я часто гулял с их собакой.

3) Света смогла показать себя с лучшей стороны.

4) Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.

9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.

1) Художник написал репродукцию.

2) Наступила дождливая, темная осень.

3) После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.

4) Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.

10. Укажите предложения с грамматической ошибкой.

1) Я люблю мороженое и экзотические фрукты.

2) Артем любил смотреть на ихние игры.

3) Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.

4) Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.

Ключ

1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1, 9-1,

I вариант

3. дОговор

А2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]

1. гречневый

2. скучный

3. облачный

1. два шагА

2. два шАга

А4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. Загрязнение воздуха - актуальная проблема нашего века.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива .

4. Недалеко от парка возвышался дворец.

1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.

2. Мне бы хотелось совершить подвиг.

3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.

3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.

4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.

1. пара носок

2. трое партизан

3. пять пар чулок

4. шесть помидоров

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.

2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.

3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.

4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.

1. обращать внимание на вопросы

2. оплатить за проезд

3. удивляться произошедшему

4. платить штраф

Тест по теме «Культура речи». 7 класс

II вариант

А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. звОнишь

2. экспЕрт

4. ходАтайствовать

А2. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

А3. Выберите правильный вариант

1. два рядА

2. два рЯда

А4. Отметьте слова со звукосочетанием [шн]

1. облачный

2. конечный

3. обычный

4. пустячный

Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

2. Мои коллеги по профессии любят поспорить.

3. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

4. Чистое помещение новой школы производило приятное впечатление.

Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мы пили чай с сахаром и булочкой.

2. Вокруг этого населённого пункта расположился вражеский полк.

3. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

4. Оля была капризной девочкой.

Б3. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ надо употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1. В музее были представлены орудия каменного века.

2. Архитектор получил заказ на гигантский каменный мост.

3. Каменистый берег залива покрывал нетронутый сосновый бор.

4. Ухватившись рукой за каменный выступ, я осторожно приподнял другую руку.

В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

1. с обоими подругами

2. пара носков

3. полк гусар

4. три килограмма яблок

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Он был рассеян и, отвечая невпопад, рисковал хорошей репутацией.

2. Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.

3. Не сообщив о происшествии людям, я не мог тронуться дальше.

4. Закончите таблицу дома, используя цитаты из текста.

В3. Найдите ошибку в словосочетаниях

1. заплатить деньги

2. уплатить проезд

3. заплатить за работу

4. обидеться на приятеля

Ключ

А1 – 3 Б1 – 2 В1 - 1

А2 -2 Б2 – 3 В2 - 2

А3 – 1 Б3 – 4 В3 - 2

II вариант

А1 – 1 Б1 – 2 В1 - 1

А2 - 4 Б2 – 3 В2 - 2